Как вы думаете для чего психологу нужно знать профстандарты
Зачем нужны профстандарты
Читатель Кирилл А. спрашивает:
Прочитал, что в этом году Минтруд обновил профстандарты для сотрудников, в частности для бухгалтеров. Как понять, соответствуют ли мои работники стандартам и вообще нужно ли им следовать?
Зачем нужны профстандарты
Профстандарты — это перечень знаний, навыков и опыта, которые должны быть у сотрудника, чтобы работать на той или иной должности.
Например, чтобы стать главным бухгалтером, нужно проработать в сфере бухучета и финансов минимум пять лет. А педагог-психолог должен иметь полное высшее образование, бакалавриат тут не подойдет.
Считается, что профстандарты могут помочь определить, какой именно специалист нужен компании, с каким образованием и опытом, какие у него трудовые обязанности. Еще профстандарты помогают в обучении: можно смотреть, каких навыков не хватает вашим сотрудникам, и отправлять их учиться.
В целом же профстандарты — лишь ориентир, а не конкретная должностная инструкция. Нельзя уволить сотрудника, потому что он в чём-то отличается от профстандарта. Хотя в некоторых случаях профстандарты обязательны, но опять же не могут быть причиной увольнения.
Нужны ли должностные инструкции
Профстандарты обязательны для врачей и учителей
В Трудовом кодексе нет пункта, который обязывает всех строго следовать профстандартам. Они обязательны для компаний, сотрудники которых:
Но не полностью, а только в части названия должностей и требований к квалификации.
Еще профстандарты обязательны для конкретных профессий. Но в Трудовом кодексе нет списка — нужно самому искать по всем законам, актам и нормативам. Например, профстандарты обязательны для учителей, воспитателей, врачей, медиков, судей, адвокатов.
Всем остальным профстандарты лишь рекомендуются, следовать им или нет — личное дело каждого.
Профстандарты 2019 года охватывают практически все сферы: строительство, транспорт, СМИ, образование, здравоохранение, различные виды промышленности, ЖКХ, культуру и искусство. Всего 34 сферы и 1200 инструкций по каждой профессии.
Рассмотрим на примере профстандарта бухгалтера.
Профстандарт бухгалтера
В этом году Минтруд утвердил новый профстандарт для бухгалтеров. Он обязателен для главных бухгалтеров акционерных обществ, страховых компаний, банков и негосударственных пенсионных фондов. Для остальных компаний и рядовых бухгалтеров — по желанию.
Теперь у бухгалтеров есть четыре уровня квалификации:
В целом уровень зависит от сложности работы: чем сложнее, тем выше уровень. Если сотрудник повысил квалификацию, набрался опыта и знаний и уже работает на следующем уровне, он может попросить прибавку к зарплате.
Еще в профстандарте появились должности в зависимости от задач: бухгалтер первой и второй категорий, директор по бухгалтерскому аутсорсингу, коммерческий директор.
Так по профстандарту бухгалтер первой и второй категории относится к пятому уровню и может не иметь опыта работы совсем. А коммерческий директор работает на восьмом уровне и должен отработать минимум пять лет в бухгалтерии и три года на управляющей должности.
Елена Теленова, главный бухгалтер компании «Золотой телец»
Профстандарты для бухгалтеров полезны, но плохо продуманы. Например, непонятно, кто должен оценивать квалификацию бухгалтера. Руководитель компании этого сделать не сможет — у него нет столько знаний и опыта. Можно обращаться в специальные центры, но всегда есть желающие получить справки за деньги.
Еще непонятно, как оценивать. Чаще всего используют формат тестирования, но он показывает не знания, а только умение проходить тесты. К тому же законодательство настолько сложное, что ответы бухгалтера могут расценивать двояко.
Для чего нужны профстандарты журналистов и водолазов
Профстандарты создаются для врачей, учителей, сантехников, журналистов, продавцов, водолазов и других самых разных профессий.
Например, журналист должен получить образование бакалавра, но, если редакция не возражает, может не иметь образования. В работе должен уметь составлять вопросы для интервью, пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой, знать психологию и профессиональную этику. По профстандартам у журналистов один уровень, а вот у водолазов их три.
При этом водолазам достаточно школьного образования и курсов профессиональной подготовки. Навыки меняются в зависимости от трудовой функции: один водолаз работает спасателем, другой обследует водоемы для отдыха. Так, водолаз-спасатель должен уметь нырять, буксировать пострадавших, делать массаж сердца и искусственное дыхание.
А вот сантехника в профстандартах называют слесарем домовых санитарно-технических систем и оборудования. По профстандарту требуется среднее профессиональное образование, а опыт зависит от должности. Чтобы работать слесарем-ремонтником ЖКХ, нужен опыт в два года, а слесарю-сантехнику достаточно одного года.
За профстандарты тоже штрафуют
Штрафы добрались и до профстандартов. Если работодатель должен их применять, но забыл — это нарушение трудового законодательства. За неприменение профстандартов юрлиц штрафуют от 30 000 до 50 000 рублей.
Отдельно штрафуют компании с сотрудниками, которые получают льготы от государства. Например, если трудовой договор травильщика или наладчика на вредном производстве составлен без учета профстандарта, будет штраф от 50 000 до 100 000 рублей.
Профстандарт педагога-психолога
Профессиональный стандарт педагога-психолога применяется для определения нагрузки специалиста и области его ответственности. Также он востребован для оценки компетентности специалиста, выявлении необходимости получения им дополнительного образования и в других областях кадрового делопроизводства и управления персоналом.
Актуальное законодательство по профессиональным стандартам
Система должностных стандартов опирается на следующие нормативные положения:
Внимание! Практические нюансы использования нормативных документов по профстандартам разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.
Параметры профстандарта педагога-психолога
В августе 2015 года Минюст зарегистрировал профстандарт 01.002 «Педагог-психолог». Как и другие должностные стандарты, он состоит из четырёх разделов.
В первом разделе документа изложены общие сведения о профессии: её цель и классификация по кодам ОКВЭД и ОКЗ.
Во втором разделе указаны две трудовые функции, которые обязан выполнять педагог-психолог, а также 12 их составляющих. Для всех них даны уровни сложности и коды.
В третьей части характеристики функций и их составляющих рассмотрены более досконально.
Для каждой функции перечислены:
Так, для функции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в воспитательных учреждениях указаны:
Классификация дана по ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.
По элементам функций даются следующие данные:
Например, для работы по психологической диагностике обучающихся указаны:
Такое подробное описание профильных обязанностей и параметров квалификации необходимо для работодателей, которые используют полученные сведения в трудовых договорах и иных аналогичных документах.
В четвертой части документа содержится перечень организаций, занимавшихся его созданием.
Вопросы по использованию работодателями профессиональных стандартов
Каков характер обучения, необходимого педагогу-психологу по требованиям профстандарта?
Оно носит добровольный формат, т.е. специалист не может быть уволен за отказ от его прохождения. Порядок оплаты этого обучения определяется в ходе переговоров между сотрудником и руководством организации-нанимателя и также носит добровольный характер.
Когда работодатель должен использовать профстандарты?
Он обязан их применять, когда:
В других вариантах их применение происходит в добровольной форме.
Какие документы удостоверяют начало перехода компании на профстандарты?
Глава компании выпускает распоряжение о переходе кадрового документооборота на профстандарты. Следующим создаётся регламент, в котором определяются основные параметры этого перехода: этапы, сроки, ответственные лица. На базе этих документов специалистами отдела персонала производятся необходимые изменения: меняются должностные инструкции, внутренние правила и т.д.
Зачем добровольно применять профстандарты?
Они дают работодателю новые возможности:
Внимание! Для реализации перечисленных возможностей компания должна официально внедрить у себя систему профстандартов.
Зачем нужны профстандарты?
От Петра I и до наших дней
Профессиональные стандарты — это современные требования к компетенции специалистов. Еще несколько веков назад так называемые первые профстандарты были у всех на виду в буквальном смысле: над мастерской сапожника висел сапог, над пекарней — калач и так далее.
Времена меняются, многие существующие требования к профессиям безнадежно устарели. Некоторые из них были сформированы более 20 лет назад, и в них перечень того, что следует уметь конкретному специалисту, занимает несколько предложений.
Внимание государства к установлению уровней компетенции работников различных профессий позволяет устранить существующие пробелы и в Трудовом кодексе РФ. Так, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ была внесена поправка, вводящая понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника», которых ранее в кодексе просто не было.
Как сообщают в пресс-службе Минтруда РФ, профессиональные стандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания). При этом описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер с использованием более современной конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту.
«Профстандарты призваны заменить действующие квалификационные справочники, которые действительно устарели в связи с отсутствием в них ряда существующих профессий, по крайней мере в экономически подвижных отраслях. Но пока кадровики вынуждены их придерживаться в силу того, что справочники содержат перечень профессий, по которым установлены льготы и надбавки, — комментирует руководитель проектов по управлению персоналом компании СКБ Контур Ирина САВЕЛЬЕВА. – Переход на профстандарты позволит уйти от системы, когда льготы привязаны к стандартному названию должности, а не к функционалу, профессиональным навыкам, знаниям и умениям. Сегодня, если допустить незначительное изменение, например изменить порядок слов в названии должности, сотрудник не получит полагающихся ему льгот».
Процесс пошел
Сегодня в Минтруд России представлено около 300 проектов профессиональных стандартов. Экспертный совет при Минтруде России согласовал более 200 профстандартов, в том числе в области автомобилестроения, сварочных работ, информационных технологий, патентоведения, атомной и космической отрасли, социальной сфере.
В числе профстандартов, утвержденных Минтрудом России и прошедших государственную регистрацию в Минюсте России: педагог, специалист по патентоведению, специалист по социальной работе, программист, социальный работник, руководитель организации социального обслуживания, руководитель учреждения медико-социальной экспертизы, специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, специалист по реабилитационной работе в социальной сфере, психолог в социальной сфере, специалист по работе с семьей и так далее.
На основе предложений федеральных органов исполнительной власти, отраслевых объединений работодателей и профсоюзов, ведущих профессиональных ассоциаций Минтруд России сформировал перечень из 805 профессиональных стандартов, которые требуется разработать и принять.
Профстандарт для педагогов
Реакция общественности на введение профстандартов неоднозначна. Так, профессиональный стандарт педагога уже почти год широко обсуждается всеми участниками образовательной сферы. По словам Министра образования и науки РФ Дмитрия ЛИВАНОВА, после того как профстандарт учителя будет внедрен в полном объеме, он станет основой и для проведения аттестации, и для выстраивания траектории повышения профессионального уровня каждого учителя.
С 1 января 2015 года профстандарт педагога будет вводиться повсеместно, а в течение 2014 года пройдет процесс постепенной пилотной апробации в отдельных регионах по мере их готовности. На основе существующего профстандарта будут разрабатываться и стандарты для педагогов-психологов, дефектологов, тьюторов и других специалистов, работающих в системе общего образования, и организаций, реализующих программы общего образования (школы-интернаты, детские колонии, техникумы). Кроме того, Минобраз не исключает возможность разработки профстандартов для всех учителей-предметников и для руководителей — директоров школы и завучей.
Одна реформа тянет за собой другую
Поскольку укрепление отечественной системы квалификаций напрямую зависит от профессионального образования, правительство уже задумалось о внесении изменений в образовательные программы в вузах, лицеях и колледжах.
«Если идею реализуют так, как требуют современные экономические условия, то польза будет очевидна. Особенно для подготовки кадров. Сейчас система подготовки специалистов далека от современных требований производства. А по большинству профессий подготовка не ведется вообще, хотя потребность рынка в них велика, — говорит Ирина САВЕЛЬЕВА. – Обучением специальностям в области кадрового учета не занимается никто. В лучшем случае это кратковременные курсы повышения квалификации. Любые специалисты приходят в эту отрасль и учатся уже на практике. Эта специальность настолько своеобразна и универсальна, что кадровику нужно разбираться практически во всех отраслях: психологии, охране труда, трудовом законодательстве, бухгалтерии, финансовой экономике. Подготовка таких специалистов у нас в стране не ведется. И подобная ситуация сложилась во многих сферах занятости».
Так, например, в соответствии с грядущим введением профстандарта педагога Министерство образования и науки подготовило программу модернизации педобразования на 2014-2017 годы. В рамках этого документа в 17-25 российских вузах будут осуществляться пилотные проекты: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологий.
Еще одним элементом формируемой системы профстандартов должно стать внедрение процесса подтверждения квалификации работников через профессиональный экзамен. Такой механизм можно обеспечить только через выстраивание сети независимых сертификационных центров, которые будут подтверждать или опровергать профессиональный уровень специалистов. Оценка, получаемая в сертификационном центре, будет служить своеобразным паспортом профсостоятельности претендента на работу.
«Переход образовательной сферы на эти стандарты станет хорошим подспорьем для кадровика. Мы будем четко понимать, насколько кандидат отвечает нужным требованиям. И если у претендента на какую-либо должность недостаточно знаний и требуется что-то доучить, то составить программу обучения будет гораздо проще», — отмечает Ирина САВЕЛЬЕВА.
Очень часто новации со стороны государства становятся поводом для беспокойства, однако реформа квалификационных справочников будет растянута на десятилетия и войдет в нашу жизнь плавно.
В программе «Контур-Персонал Медицина» возможно формирование тарификационных списков! Скачать демоверсию программы здесь!
Профстандарт социального психолога
Психолог в социальной сфере оказывает психологическую помощь людям разных возрастов и социальных групп, которые оказались в сложной кризисной ситуации.
На приём к социальному психологу направляют детей из приёмных семей, мигрантов и беженцев, людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством, и многих других, кому требуется помощь в адаптации и социализации.
Безусловно, работа с подобными категориями граждан требует определенного уровня компетентности от специалиста. В частности, профстандарт «Психолог в социальной сфере» выдвигает определенные требования к образованию и обучению социальных психологов.
Общая информация о профстандарте социального психолога
Профессиональный стандарт 03.008 «Психолог в социальной сфере» утвержден Приказом Министерством труда России от 18.11.2013 N 682н.
Профстандарт социального психолога был введен как основа для анализа и реформирования психологического образования и для регулирования трудовых отношений в социальной сфере.
С января 2015 года все работодатели при формировании должностных инструкций и аттестации социальных психологов должны учитывать требования этого профстандарта.
Какая информация содержится в профессиональном стандарте
В этом документе сформулированы основная цель деятельности, трудовые функции, необходимые знания и умения, требования к образованию и обучению социального психолога.
Основная цель деятельности – профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц, психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья).
Какие требования к образованию социального психолога по профстандарту
Согласно профстандарту, на должность социального психолога может претендовать работник, имеющий высшее образование по профилю.
Как мы знаем, психология включает в себя разные направления, в каждом из которых необходимо иметь определенные, узкоспециализированные знания и навыки. Например, социальному психологу необходимо разбираться в психологии общения и межличностных отношений, понимать механизмы социального влияния группы на человека (и наоборот), особенности социального развития, владеть знаниями в области законодательства, регулирующего социальную сферу в нашей стране.
Для тех, кто понимает, что имеющихся знаний профильного образования недостаточно, выбирают обучение по программе профессиональной переподготовки. Профессиональная переподготовка является востребованным направлением подготовки, потому что позволяет получить те знания и навыки, которые непосредственно пригодятся в трудовой деятельности социального психолога.
Для успешного прохождения аттестации действующим социальным психологам профстандарт рекомендует регулярно проходить программы повышения квалификации.
В профстандарте сформулированы требования к опыту практической работы социальных психологов – опыт работы в психологии от двух лет. Есть ещё вариант – волонтерская работа от двух лет. Только обратите внимание, что волонтерская работа должна быть связана с психологией. Например, работа в стационарах с детьми, которые находятся длительное время на лечении. Или психологическая помощь детям-сиротам в детских домах.
К работе социальным психологом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.
Трудовые функции психолога в социальной сфере по профстандарту
Трудовая функция
Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам)
Трудовые действия
Необходимые умения
Выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам
Социальная психология, психология малых групп
Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия
Методология командной работы
Обучение и психологическая подготовка специалистов межведомственной команды
Психология управления, организационная психология
Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды
Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств
Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам
Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств
Техники эффективной коммуникации со специалистами
Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения и т. д.)
Трудовая функция
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
Трудовые действия
Необходимые умения
Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
Психология кризисных состояний
Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей
Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты
Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения
Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи
Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений
Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды
Подготовка сообщений и публикаций для СМИ по результатам мониторинга
Современные направления молодежных движений
Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды
Трудовая функция
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию
Трудовые действия
Необходимые умения
Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников
Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)
Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе
Психология зависимости, аддикций, девиантология
Групповое и индивидуальное консультирование клиентов
Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни
Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации
Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)
Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов
Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)
Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов
Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации
Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации
Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)
Трудовая функция
Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам)
Трудовые действия
Необходимые умения
Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки
Методология проведения тренингов
Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов
Возрастная психология, геронтология
Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни
Психология воспитания и педагогики
Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов
Цели, задачи и функции организаций социальной сферы
Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде
Психология беженцев, мигрантов, маргиналов
Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания
Технологии работы с разными социальными группами
Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов
Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем
Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ
Трудовая функция
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам)
Трудовые действия
Необходимые умения
Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам
Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т. д.)
Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров
Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.)
Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т. д.)
Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов
Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере
Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом
Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии
Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы
Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации
Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам
Трудовая функция
Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов)
Трудовые действия
Необходимые умения
Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями
Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей
Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи
Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)
Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей
Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях
Подготовка детей к устройству в замещающую семью
Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей
Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)
Компетенции социального психолога по профстандарту
Чтобы выполнять перечисленные трудовые функции, социальный психолог должен обладать знаниями по следующим темам:
Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту
В АБиУС действует программа профессиональной переподготовки «Социальная психология» для желающих получить знания и навыки в области социальной психологии. Программа соответствует требованиям профстандарта «Психолог в социальной сфере».
Обучение по программе позволит профессионально осуществлять организацию и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп.
Срок обучения – 282 ак.ч. (2 месяца).
Выдаваемый документ – диплом о профессиональной переподготовке.
Преимущества обучения в АБиУС для социальных психологов