Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду

Национальная и религиозная политика Николая I.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄

Вопросы к Национальная к религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. (Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

1. В чём состояли причины обострения польского вопроса в 1830 г?
2. Какие перемены произошли при Николае I в Финляндии и Прибалтике?

В Финляндии формально всё осталось по-прежнему. Однако сейм почти не созывался. Тем не менее автономия, влючая собственное законодательство и назначение на все посты местных уроженцев, сохранялась.

В Прибалтике автономии не было, но ситуация была схожей – немцы служили по всей империи, тем более являлись чиновниками у себя на родине. Кроме того, ранее проведённая там крестьянская реформа (освобождение крестьян без земли) способствовали развитию промышленности в этих губерниях.

3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?

Для экономического развития Юго-Западного края (позже Киевского генерал-губернаторства) было характерно бурное развитие промышленности в основном за счёт богатых залежей угля в Донбасе и Крыворожье, благодаря чему развивались, прежде всего, металообрабатывающие предприятия.

4. Каковь были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?

В целом сохранялась автономность еврейского населения и угнетённость его в виде черты оседлости (не считая бытового антисемитизма). Одновременно усилились попытки ассимиляции евреев через введения и среди них рекрутских наборов (что вело к неизбежному крещению) и попытки переселения части их в Сибирь для сельскохозяйственного освоения тамошних земель.

Обе инициативы имели лишь незначительный успех. Сохранялись особые законы для евреев. Это касается той же черты оседлости. Кроме того, даже рекрутских набор для них имел свои особенности: было даровано право заменять рекрутов на мальчиков, потому община отдавала сирот и детей из неблагополучных семей, сохраняя более ценных со своей точки зрения членов.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Как вы думаете, о чём говорит подчинение униатской церкви непосредственно Синоду?

Такое подчинение недвусмысленно показало намерение официальных властей подчинить себе униатскую церковь и стало предтечей полного насильственного соединения с православной.

2. Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.
3. Объясните, почему правительство наделяло особым административным статусом те территории, которые имели приграничное расположение.

От стабильности в таких землях напрямую зависела безопасность империи, ведь в случае внешней войны поддержка местным населением той или иной стороны могла сыграть значительную роль. Потому в некоторых таких областях (например, в Финляндии) правительство даровало больше свобод, чем в остальной империи, надеясь таким образом завоевать расположение населения.

В других наоборот вело себя жёстче, чем на исконных русских землях (напримрер, в Польше); в таких случаях оно не надеялось на любовь, но рассчитывало, что предпринятые меры не дадут поднять восстание несмотря ни на чьи стремления.

4. Составьте в тетради хронологию основных событий Польского восстания 1830-1831 гг.

4 декабря 1830 года – формирование временного правительства;

5 декабря 1830 года – Иосиф Григорий Хлопицкий провогласил себя диктатором;

25 января 1831 года – провал переговоров с Николаем I, сейм провозгласил его низложенным с поста правителя Царства Польского;

конец января 1831 года – Иосиф Хлопицкий лишён своих полномочий за то, что ратовал за компромисс с царём, отказался и от командования войсками, пойдя воевать строевым офицером;

25 февраля 1831 года – битва при Грохове, которая закончилась ничьей и большими потерями с обеих сторон;

март-апрель 1831 года – удачное контрнаступление поляков на Висле;

14 мая 1831 года – сражение под Остроленкой, разгром повстанцев;

20 июня 1831 года – восстание в Варшаве;

15 августа 1831 года – новое восстание в Варшаве, кризис власти в лагере восставших;

19 августа 1831 года – начало осады Варшавы;

6-7 сентября 1831 года – штурм Варшавы и её падение;

8 октября 1831 года – капитуляция Модлина;

21 октября 1831 года – капитуляция Замостья и окончание восстания.

5. Используя дополнительные материалы, сравните уклад жизни финнов и украинцев в середине XIX в. Сделайте презентацию, иллюстрирующую основные черты сходства и различия.

Название: Сравнение укладов жизни финнов и украинцев в середине XIX века

Текст: сведения об авторе

Изображение с подписью: карта Российской империи с выделенными территориями Великого княжества Финляндского и Киевского генерал-губернаторства

Текст: Для сравнения укладов жизни этих народов стоит обратиться к этнографическим материалам: большая их часть собиралась как раз в середине и во второй половине XIX века.

Изображение с подписью 1: Традиционное финское жилище

Изображение с подписью 2: Традиционное украинское жилище

Текст: Традиционное жилище финнов – деревянная постройка, обмазанная глиной. Изначально крыша покрывалась дёрном, но в середине XIX века его часто заменяла черепица, реже – солома. Украинские мазанки также покрывали глиной. Но разница была в толщине стен (из-за климата).

Изображение с подписью 1: финский хутор

Изображение с подписью 2: украинская деревня

Текст: Главное отличие состоит не в конструкции дома. Украинцы селились обычно большими деревнями, где дворы плотно примыкали друг другу, разделённые плетнями. Финны же обычно жили хуторами, отделёнными друг от друга большими пространствами. И даже на одном хуторе дома стояли в отдалении друг от друга.

Изображение с подписью 1: украинские сани, запряжённые лошадью

Изображение с подписью 2: финская оленья упряжка

Текст: Финны как северный народ традиционно использовали оленьи упряжки или лыжи. Украинцы впрягали лошадей зимой в сани, летом – в телеги. Финны же летом в краю с густыми лесами и плохими дорогами, но широкими реками и глубокими озёрами предпочитали передвигаться на лодках. Сохранились лодки на 16-20 пар вёсел, на которой могли плыть до 100 человек.

Изображение с подписью 1: финн в традиционном костюме

Изображение с подписью 2: украинец в традиционном костюме

Текст: Одежда простого народа в Финляндии и Украине была похожей: лапти, штаны и рубаха (у женщин длинная – платье). Похожая была и других соседних народов. Наибольшее отличие – в орнаменте, который покрывал ворот и окончания рукавов, а также в головных уборах.

Изображение с подписью: традиционный украинский борщ

Текст: Традиционная украинская кухня использует довольно большое количество зелени и овощей, которые в изобилии произратают на этих землях благодаря тёплому климату. Конечно, в дело идут и мясные продукты (включая знаменитое сало), но на столе простого народа они были скорее частью праздника праздничными, чем повседневного быта.

Изображение с подписью 1: финский традиционный пирог калакукко в разрезе

Текст: В финской кухне гораздо меньше овощей, потому что в северном климате их сложнее вырастить, однако гораздо больше рыбы, прежде всего, речной. Причём рыба часто сочетается с мясом или салом (как в пироге калакукко). При этом при правильном приготовлении рыба приобретает вкус сала. Так финны отбивали вкус надоедавшей рыбы и создавали у гостей иллюзию, что они едят в основном дефицитную для крестьян свинину.

6. Изучите дополнительные материалы, посвященные истории Киевского университета (университет Святого Владимира). Определите, какие направления обучения в нём были представлены наиболее полно.

Наиболее полно там были представлены гуманитарные науки. Технические изначально вообще не изучались. Только позже из философского факультете был выделен физико-математический. Это не удивительно.

Именно в Киеве видели колыбель русского православия, потому именно богословию и правильной с точки зрения официальных властей философии здесь уделяли наибольшее внимание. Технические и инженерные же специальности были сосредоточены в Санкт-Петербурге и Москве.

Национальная к религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны.

Источник

ГДЗ #1

Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Смотреть фото Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Смотреть картинку Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Картинка про Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Фото Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду

Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Смотреть фото Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Смотреть картинку Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Картинка про Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Фото Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду

Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Смотреть фото Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Смотреть картинку Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Картинка про Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Фото Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду

Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Смотреть фото Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Смотреть картинку Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Картинка про Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Фото Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду

Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Смотреть фото Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Смотреть картинку Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Картинка про Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Фото Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны.
Каково было положение разных народов и конфессий в Российской империи в период правления Николая I?
Положение представителей разных народов и конфессий в Российской империи было неодинаковым. Финляндия пользовалась значительной автономией. Самостоятельность польских земель была ограничена после восстания 1830—1831 гг. Особое управление имел пограничный Западный край, на территории которого проживали в основном белорусы, литовцы и украинцы.

1. В чём состояли причины обострения польского вопроса в 1830 г.?
Революция во Франции в 1830 г., развитие национально-освободительных движений в Европе не могли не сказаться на общественных настроениях в России. Успехи этих оппозиционных движений подогревали подобные настроения в наиболее проблемных «национальных окраинах» страны. Кроме того, Николай I предпринял ряд мер по усилению контроля за Царством Польским.
2. Какие перемены произошли при Николае в Финляндии и Прибалтике?
В правление Николая I сейм практически не созывался, однако Финляндия продолжала оставаться автономной. В 1826 г. Николай I учредил должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского, который имел право личного доклада императору. Начавшийся промышленный переворот и активизация внешней торговли со временем способствовали формированию в Прибалтике одного из самых динамично развивающихся экономических районов Российской империи. Его наиболее крупными центрами стали города Рига, Ревель, Вильно.
3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?
Ещё в начале века были открыты залежи каменного угля и железной руды, что имело определяющее значение для развития железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья. Росло число промышленных предприятий. С 1846 по 1847 г. в Киевском университете действовало Кирилло-Мефодиевское студенческое общество — тайная политическая организация, участники которой выступали за национальную автономию всех славянских народов в рамках единой славянской федерации, ликвидацию самодержавия, крепостного права. Они отстаивали идеи республиканского строя.
4. Каковы были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?
Евреи были освобождены от рекрутской повинности, вместо неё община уплачивала денежный налог. Однако в 1827 г. денежный налог был отменён, введён рекрутский набор. Правительство проводило политику ассимиляции евреев — постепенного приобщения их к русскому языку и культуре. Николай I продолжил попытки Александра I переселить часть еврейского населения в Сибирь для приобщения его к земледелию и освоения сибирских земель.

1. Как вы думаете, о чём говорит подчинение униатской церкви непосредственно Синоду?
Подчинение униатской церкви говорит о стремлении власти к ассимиляции, подчинении себе церкви и превращении православной церкви в главенствующую.
2. Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.
Азиатские ханы сами переходили под покровительство России. Правительство инициировало экспедиции в Среднюю Азию, имевшие как научные цели, так и практические. Со степями, населёнными казахами, граничили среднеазиатские государства — Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский эмират. Они также стремились подчинить себе казахские земли, в чём их активно поддерживала Англия. Кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедшие под власть России. Это вынуждало Россию принимать ответные меры по защите своих пограничных территорий, что впоследствии подтолкнет к завоеванию Средней Азии.
3. Объясните, почему правительство наделяло особым административным статусом те территории, которые имели приграничное расположение.
Дарование льгот было необходимо для получения расположения у населения. Приграничные территории имели большое значение в сфере безопасности государства, поэтому там было необходимо поддерживать порядок и стабильность.
4. Составьте в тетради хронологию основных событий Польского восстания 1830-1831 гг.

в ночь на 17 ноября 1830 г нападение Бельведерский дворец
Ноябрь 1830 г в Варшаве было объявлено о создании Временного переходного правительства, которое возглавил генерал Хлоповицкий

январь 1831 г польский сейм провозгласил, что Николай I и его семья лишаются прав на польский престол
Николай I направил на усмирение мятежа армию общей численностью 120 тыс. человек под командованием генерал-фельдмаршала И. И. Дибича
февраль 1831 г сражение под Сточками
февраль 1831 г сражение под Гроховым
май 1831 г генеральное сражение под Остроленками
июль-август 1831 г генеральное наступление на Варшаву
8 сентября 1831 г войска заняли столицу Царства Польского Варшаву. Восстание потерпело поражение.

5. Используя дополнительные материалы, сравните уклад жизни финнов и украинцев в середине XIX в. Сделайте презентацию, иллюстрирующую основные черты сходства и различия.

6. Изучите дополнительные материалы, посвящённые истории Киевского университета (университет Святого Владимира). Определите, какие направления обучения в нём были представлены наиболее полно.
Наиболее полно были представлены гуманитарные направления. До 1917 года в составе университета функционировали 4 факультета. Здесь преподавали и вели научную деятельность историки и филологи М. А. Максимович (первый ректор), Н. И. Костомаров, В. С. Иконников. При университете создано 10 научных обществ, в том числе Историческое общество Нестора-летописца.

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету История, которые посещают 9 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «История России», которая была написана автором/авторами: Арсентьев, Данилов. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.

Источник

ГДЗ история 9 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: § Национальная и религиозная политика Николая I Этнокультурный облик страны

Стр. 80. Каково было положение разных народов и конфессий в Российской империи в период правления Николая I?

В период правления Николая I поменялось положение польского народа. Восстание в Царстве Польском в 1830-1831 гг. привело к отмене в 1832 г. конституции 1815 г. Царство Польское было провозглашено частью Российской империи, однако сохранялась административная автономия. Однако поляки лишились своих сейма и армии. Положение народов Финляндии не изменилось, она пользовалась значительной автономией. Особое управление было введено в пограничном Западном крае, на территории которого проживали в основном белорусы, литовцы и украинцы. На положение евреев влияло Положение 1835 г., которое регулировало вопросы быта и управления еврейского населения. Так правительство проводило политику ассимиляции евреев. В первой половине XIX в. продолжалась борьба церковных иерархов и государственных органов со старообрядцами. Движение старообрядцев переживало внутренний раскол. Николай I запретил им принимать беглых священников, подверг разгрому старообрядческие монастыри в Поволжье. Однако в 1846 г. старообрядцы получили собственного митрополита. Продолжалась политика государства, направленная на воссоединение униатов с православной церковью. По указу 1839 г. униаты Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины объявлялись воссоединенными с Русской православной церковью, что было встречено упорным сопротивлением униатских священников и их паствы.

Стр. 86. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Каковы были причины и последствия польского восстания?

Революция во Франции в 1830 г., развитие национально-освободительных движений в Европе подогревали подобные настроения в Царстве Польском. Представители высшего польского дворянства мечтали возродить утраченное независимое государство. Дарование Царству Польскому конституции в 1815 г. не удовлетворило польскую оппозицию. Кроме того, Николай I предпринял ряд мер по усилению контроля за Царством Польским, в результате которых была создана тайная полиция, усилился контроль за печатью, производились аресты и ссылки оппозиционных депутатов сейма. Наместник Царства Польского, великий князь Константин Николаевич стал все чаще действовать в обход сейма. В 1830 г. возникла угроза мобилизации польского населения на подавление революции во Франции, что стало поводом для восстания.

2. Какие перемены произошли при Николае I в Финляндии и Прибалтике?

В правление Николая I сейм Великого княжества Финляндского практически не созывался. В 1826 г. Николай I учредил должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского, который имел право личного доклада императору, на которую назначались в основном уроженцы Финляндии.

В Прибалтике благодаря аграрной реформе, проведенной при Александре I, произошли экономические перемены. Начавшийся промышленный переворот и активизация внешней торговли способствовали формированию в Прибалтике одного из самых динамично развивающихся экономических районов Российской империи. Его наиболее крупными центрами стали города Рига, Ревель, Вильно.

3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?

На украинских губерниях Юго-Западного края было образовано Киевского генерал-губернаторства. На протяжении первой половины XIX в. территории края развивались в экономическом и культурном отношении. Еще в начале века были открыты залежи каменного угля и железной руды, что имело определяющее значение для развития железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья. С 1825 по 1850 гг. в украинских губерниях увеличилось число промышленных предприятий с 649 до 1655. На украинских землях были открыты университеты: в 1804 г. – Харьковский, а в 1834 г. – Киевский (университет Святого Владимира). С 1846 по 1847 гг. в Киевском университете действовало Кирилло-Мефодиевское студенческое общество – тайная политическая организация, участники которой выступали за национальную автономию всех славянских народов в рамках единой славянской федерации, ликвидацию самодержавия, крепостного права, создание республики. Движение было разгромлено, один из ее активных участников Т. Г. Шевченко был отдан в солдаты.

4. Каковы были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?

В 1827 г. был отменен денежный налог, который уплачивали евреи, введен рекрутский набор. Разрешалось заменить рекрута, но не деньгами, как ранее, а отдавая в рекруты мальчика – в специально создаваемые солдатские «школы кантонистов». Однако это не был обязательный призыв. Правительство проводило политику ассимиляции евреев. Николай I продолжил попытки переселить часть еврейского населения в Сибирь для приобщения его к земледелию и освоению сибирских земель. Однако инициативы правительства не имели благотворного результата.

Стр. 86. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как вы думаете, о чём говорит подчинение униатской церкви непосредственно Синоду?

Подчинение униатской церкви непосредственно Синоду говорило о намерении властей полностью подчинить себе униатов и соединить их с православной церковью.

2. Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.

1) В XIX в. в среднеазиатский регион начала проникать Англия, что не могло не беспокоить российское правительство.

2) Кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедших под власть России, что вынуждало принимать ответные меры по защите своих пограничных территорий, что впоследствии подтолкнет к завоеванию Средней Азии.

3. Объясните, почему правительство наделяло особым административным статусом те территории, которые имели приграничное расположение.

Это было связано с тем, что эти земли были населены поляками, прибалтами, украинцами, которые стремились получить национальную автономию. К тому же приграничные регионы были важны с точки зрения безопасности западных границ Российской империи, что вынуждало вводить там особое управление.

4. Составьте в тетради хронологию основных событий Польского восстания 1830 – 1831 гг.

4 декабря 1830 г. – формирование Временного правительства из 7 членов.

5 декабря 1830 г. – Гжегош Юзеф Хлопицкий провозгласил себя диктатором.

25 января 1831 г. – принятие Польским сеймом акта о низложении Николая и запрете представителям династии Романовых занимать польский престол.

5-6 февраля 1831 г. – вступление главных сил русской армии в пределы Царства Польского.

14 февраля 1831 г. – сражение при Сточеке. Победа поляков.

19 февраля 1831 г. – первая битва при Грохове.

25 февраля 1831 г. – основное сражение при Грохове.

Март-апрель 1831 г. – удачное контрнаступление поляков под Варшавой.

14 мая 1831 г. – сражение при Остроленке.

20 июня 1831 г. – восстание в Варшаве.

19 августа – 8 сентября 1831 г. – осада Варшавы.

8 октября 1831 г. – взятие Модлина.

21 октября 1831 г. – взятие Замостья. Окончание восстания.

5. Используя дополнительные материалы, сравните уклад жизни финнов и украинцев в середине XIX в. Сделайте презентацию, иллюстрирующую основные черты сходства и различия.

Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Смотреть фото Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Смотреть картинку Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Картинка про Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Фото Как вы думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду

6. Изучите дополнительные материалы, посвященные истории Киевского университета (университет Святого Владимира). Определите, какие направления обучения в нём были представлены наиболее полно.

В Киевском Императорском университете Святого Владимира наиболее полно были представлены гуманитарные науки. Изначально существовали философский факультет с двумя отделениями (историко-филологическое и физико-математическое) и юридический факультет. В университет было развито светское направление изучения истории Церкви.

Источник

Частная школа. 9 класс

Конспекты, контрольные, тесты

Национальная и религиозная политика Николая I

История России 9 класс Арсентьев Глава 2. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны: Положение в Царстве Польском. Политика по отношению к Финляндии. Положение в Западном крае. Положение евреев в Российской империи. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX в. Политика России в Средней Азии. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.

Цитаты из учебника «История России. 9 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский и др.] ; под ред. А. В. Торкунова. — М. : Просвещение, 2018» использованы в учебных целях.

История России (Арсентьев)

Национальная и религиозная политика Николая I.
Этнокультурный облик страны

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.

Каково было положение разных народов и конфессий в Российской империи в период правления Николая I?

1. Положение в Царстве Польском

Революция во Франции в 1830 г., развитие национально-освободительных движений в Европе не могли не сказаться на общественных настроениях в России. Успехи этих оппозиционных движений подогревали подобные настроения в наиболее проблемных «национальных окраинах» страны. Одним из таких неспокойных районов было Царство Польское. Несмотря на то что польским землям был предоставлен особый статус и широкие возможности самоуправления, представители высшего польского дворянства по-прежнему мечтали возродить утраченное независимое государство. Дарование Царству Польскому конституции в 1815 г., очень либеральной для своего времени, не удовлетворило польскую оппозицию.

Кроме того, Николай I предпринял ряд мер по усилению контроля за Царством Польским, что было в русле общей политики его правления. Так, была создана тайная полиция, усилился контроль за печатью, производились аресты и ссылки оппозиционных депутатов сейма. Также была сужена сфера деятельности сейма. Наместник Царства Польского великий князь Константин Николаевич стал всё чаще действовать в обход сейма, не советуясь с польским дворянством.

В июле 1830 г., после того как во Франции вспыхнула революция, Николай, в соответствии с решениями Священного союза, был готов послать войска для помощи французской монархии. Однако поляки встретили это решение в штыки, не желая пополнять «армию карателей». Угроза мобилизации стала поводом к восстанию в Царстве Польском в 1830—1831 гг.

8 сентября 1831 г. войска под его командованием заняли столицу Царства Польского Варшаву. Восстание потерпело поражение.

14 февраля 1832 г. император отменил конституцию 1815 г. как недействующую и заменил её так называемым «Органическим статутом». Этот документ провозглашал Царство Польское составной частью Российской империи. Польский сейм и армия были ликвидированы. Однако сохранялась, административная автономия, должность наместника Царства Польского, а также совет при наместнике и Государственный совет.

После подавления восстания были закрыты Варшавский и Виленский университеты, лицей в Кременце. Для предотвращения новых выступлений Николай I распорядился построить около Варшавы цитадель (крепость), орудия которой держали бы под постоянным прицелом польскую столицу.

2. Политика по отношению к Финляндии

Введение широкой автономии Великого княжества Финляндского в составе Российской империи было ознаменовано ещё Александром I, который в 1809 г. лично открыл сейм в городе Борго. Было объявлено о сохранении старой конституции и важнейших законов. С 1812 г. столицей Великого княжества Финляндского стал город Гельсингфорс (современный Хельсинки).

В правление Николая I сейм практически не созывался, однако Финляндия продолжала оставаться автономной. В 1826 г. Николай I учредил должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского, который имел право личного доклада императору (и являлся практически представителем Финляндии в столице России). На эту должность назначались в основном уроженцы Финляндии.

3. Положение в Западном крае

Из земель, вошедших в состав Российской империи в конце XVIII в. по результатам разделов Речи Посполитой, был образован Западный край — особая административная единица.

Входившие в состав края 6 белорусских и литовских губерний (Виленская, Ковенская, Гродненская, Минская, Могилёвская и Витебская) назывались Северо-Западным краем, а 3 украинские губернии (Волынская, Подольская, Киевская) — Юго-Западным краем. Эти территории являлись пограничными и потому имели особое управление. Как уже упоминалось ранее, для них издавались особые законы (например, законы по крестьянскому вопросу и др.).

В 1832 г. на украинских губерниях края было образовано Киевское генерал-губернаторство. В 1850 г. из территорий трёх губерний Северо-Западного края (Виленской, Ковенской, Гродненской) было создано Северо-Западное генерал-губернаторство.

На протяжении первой половины XIX в. территории края развивались в экономическом и культурном отношении. Ещё в начале века были открыты залежи каменного угля и железной руды, что имело определяющее значение для развития железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья. Если в 1825 г. в украинских губерниях насчитывалось 649 промышленных предприятий, то в 1850 г. их было уже 1655. Стремительно росли обороты портов Малороссии — Одессы, Херсона, Николаева, Очакова.

На украинских землях были открыты университеты: в 1804 г. — Харьковский, в 1834 г. — Киевский (университет Святого Владимира).

С 1846 по 1847 г. в Киевском университете действовало Кирилло-Мефодиевское студенческое общество — тайная политическая организация, участники которой выступали за национальную автономию всех славянских народов в рамках единой славянской федерации, ликвидацию самодержавия, крепостного права. Они отстаивали идеи республиканского строя. Во главе организации стоял профессор истории Н. И. Костомаров. Одним из активных участников Кирилло-Мефодиевского общества был поэт Т. Г. Шевченко, открыто призывавший к изменению существующих порядков, развитию обучения и изданию книг на украинском языке. В 1847 г. правительство разгромило организацию. Шевченко был отдан в солдаты и направлен в далёкую среднеазиатскую ссылку «с запрещением писать и рисовать».

Прибалтийские народы проживали на территориях Эстляндской, Курляндской и Лифляндской губерний Российской империи. Прибалтийские помещики состояли на воинской службе в русской армии.

За сохранение национальных традиций здесь вели борьбу Курляндское общество для изучения литературы и искусства, Латышское литературное общество, Эстонское учёное общество.

Как говорилось ранее, при императоре Александре I Прибалтика пережила аграрную реформу, которая освободила крестьян от крепостной зависимости, но не дала им земли.

Начавшийся промышленный переворот и активизация внешней торговли со временем способствовали формированию в Прибалтике одного из самых динамично развивающихся экономических районов Российской империи. Его наиболее крупными центрами стали города Рига, Ревель, Вильно.

4. Положение евреев в Российской империи

При Николае I было издано Положение 1835 г., в котором регулировались вопросы быта и управления еврейского населения. Как и прежде, евреи имели многие льготы, их положение в сравнении с бесправными крепостными крестьянами России было лучше.

Евреи были освобождены от рекрутской повинности, вместо неё община уплачивала денежный налог. Однако в 1827 г. денежный налог был отменён, введён рекрутский набор. При этом от рекрутства полностью освобождались: еврейские купцы всех гильдий, жители сельскохозяйственных колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины и все евреи, имевшие среднее; или высшее образование. Заменить рекрута (взрослого мужчину) тоже было можно. Но теперь не деньгами, как ранее, а отдавая в рекруты мальчика — в специально создаваемые солдатские «школы кантонистов» (окончившие школу должны были затем отслужить в армии 25 лет). Это был не обязательный призыв. Еврейские общины активно пользовались этим правом, чтобы отдавать в армию сирот, детей вдов, бедняков в счёт семьи богачей.

Привлечение евреев в армию неизбежно вело к крещению евреев, присвоению им русских фамилий и имён, но зато давало право проживать за чертой оседлости. Так правительство проводило политику ассимиляции евреев — постепенного приобщения их к русскому языку и культуре.

Николай I продолжил попытки Александра I переселить часть еврейского населения в Сибирь для приобщения его к земледелию и освоения сибирских земель. Этими задачами занимался специальный комитет по «коренному преобразованию евреев в России». Льготы, предоставляемые евреям-земледельцам, были увеличены.

Еврейские религиозные общины стремились сохранить свою обособленность, тщательно соблюдая свои бытовые, культурные и религиозные традиции. Поскольку занятие сельским хозяйством считалось занятием, недостойным иудея, инициативы правительства не имели благотворного результата.

5. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX в.

По законам Российской империи населению было разрешено исповедовать любую религию, с той лишь оговоркой, что её последователи признают царскую власть и существующие порядки. Положение Русской православной церкви было, однако, привилегированным, так как к её пастве в первой половине XIX в. относилось до 86 % населения страны. Поощрялся переход в православие представителей других вер. С этой целью велась большая миссионерская работа среди народов Поволжья, Кавказа, Сибири.

Для православной России XIX в. было характерным почитание старцев — религиозных наставников, снискавших особый авторитет среди верующих своими проповедями и праведным образом жизни. Самой яркой фигурой среди них в первой половине XIX в. был монах Саровской пустыни Серафим, к которому за советом и наставлением шли тысячи людей со всей страны. Он предсказал многое из того, что случилось в России в последующие десятилетия.

Продолжалась борьба церковных иерархов и государственных органов со старообрядцами. В первой половине XIX в. движение старообрядцев переживало внутренний раскол. В этот период в нём выделились два направления — «поповцев» (близких по взглядам к официальной церкви, признающих священников и церковную иерархию) и «беспоповцев» (отвергающих не только священников, но и ряд церковных обрядов).

Старообрядцы не имели собственной церковной иерархии. Николай I запретил старообрядцам принимать беглых священников, подверг разгрому старообрядческие монастыри в Поволжье. Однако в 1846 г. старообрядцы получили собственного митрополита. Это произошло после того, как в старообрядчество перешёл боснийско-сараевский митрополит Амвросий. Он стал митрополитом Белокриницким (его назвали так по наименованию Белокриницкого монастыря на Буковине). Последователями белокриницкой иерархии стали сотни тысяч старообрядцев.

Присоединение к России польских земель, ссылка участников польских восстаний в Сибирь, а также приток большого числа немецких колонистов способствовали распространению католической веры во многих регионах страны не только среди поляков, литовцев, но и среди части немцев и белорусов.

На украинских землях население в основном принадлежало к униатской церкви, подразумевавшей соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением многих православных обрядов. Униатская церковь подчинялась особым управлениям в Петербурге, а с 1837 г. её делами стал заведовать Синод.

Во время восстания 1830—1831 гг. в Царстве Польском униатское духовенство и часть униатского населения Белоруссии поддержали повстанцев. Поэтому правительство активизировало политику, направленную на воссоединение униатов с православной церковью. Согласно указу 1839 г. униаты Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины объявлялись воссоединёнными с Русской православной церковью. Этот акт встретил упорное сопротивление униатских священников и их паствы, что выражалось в отказе посещать православные церкви и обращаться за исполнением треб к православным священникам.

Протестантизм в России в эти годы был представлен лютеранством и кальвинизмом. Эту религию исповедовали большинство немцев, финнов, эстонцев и латышей. В 1841 г. в Россию проникло новое вероучение — баптизм, которое первоначально распространилось среди немцев, а затем получило признание также у небольшой части русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, молдаван, чувашей.

Мусульмане, жившие в России, в основном придерживались суннизма (большинство верующих татар, башкир, а также народы, населявшие Северный Кавказ) и лишь немногие — шиизма (часть дагестанцев и азербайджанцев).

6. Политика России в Средней Азии

Территорию современного Казахстана с XVIII в. населяли кочевые племена казахов (в то время казахов называли по традиции «киргизы»). Они объединялись в три большие группы племён: Малый (Младший) жуз, Средний жуз, Большой (Старший) жуз. Ими управляли ханы. Основным занятием казахов было кочевое скотоводство, очень слабо были развиты земледелие и торговля.

Первыми в состав России вошли казахи Малого жуза (они кочевали в низовьях рек Урал и Сырдарья). Это произошло ещё в 1731 г., когда хан Абулхаир присягнул на верность российскому престолу. В XIX в. в среднеазиатский регион начала проникать Англия, что не могло не обеспокоить российское правительство. В 1840-е гг. верховную власть России признали казахи Среднего жуза, жившие в степных районах Центрального Казахстана. Постепенно здесь начали основываться русские военные укрепления (крепость Копал и др.), которые позлее переросли в города.

Правительство инициировало экспедиции в Среднюю Азию, имевшие как научные цели (исследование нового региона), так и практические (решение дипломатических и разведывательных вопросов). Одной из них в 1839— 1840 гг. руководил военный губернатор Оренбургской губернии В. А. Перовский. Отряд, вышедший в 1839 г. из Оренбурга, стремился к установлению дружественных отношений с хивинским ханом, однако из-за погодных условий, заболеваний солдат до Хивы добраться не удалось. Своей цели Перовский смог добиться лишь позже (договор с Хивой был заключён в 1854 г.).

Со степями, населёнными казахами, граничили среднеазиатские государства — Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский эмират. Они также стремились подчинить себе казахские земли, в чём их активно поддерживала Англия. Кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедшие под власть России. Это вынуждало Россию принимать ответные меры по защите своих пограничных территорий, что впоследствии подтолкнёт к завоеванию Средней Азии.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Положение представителей разных народов и конфессий в Российской империи было неодинаковым. Финляндия пользовалась значительной автономией. Самостоятельность польских земель была ограничена после восстания 1830—1831 гг. Особое управление имел пограничный Западный край, на территории которого проживали в основном белорусы, литовцы и украинцы.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как вы думаете, о чём говорит подчинение униатской церкви непосредственно Синоду? 2. Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию. 3. Объясните, почему правительство наделяло особым административным статусом те территории, которые имели приграничное расположение. 4. Составьте в тетради хронологию основных событий Польского восстания 1830—1831 гг. 5. Используя дополнительные материалы, сравните уклад жизни финнов и украинцев в середине XIX в. Сделайте презентацию, иллюстрирующую основные черты сходства и различия. 6. Изучите дополнительные материалы, посвящённые истории Киевского университета (университет Святого Владимира). Определите, какие направления обучения в нём были представлены наиболее полно.

Вы смотрели: История России 9 класс Арсентьев Глава 2. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны: Положение в Царстве Польском. Политика по отношению к Финляндии. Положение в Западном крае. Положение евреев в Российской империи. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX в. Политика России в Средней Азии. Цитаты из учебника использованы в учебных целях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *