Как вы думаете с чем связан переход ко всеобщему обязательному образованию

История педагогики и образования.

14.1. Становление в СССР обязательного общего образования.

Несмотря на тяжелейшее экономическое и внешнеполитическое положение страны, в 1941–1945 гг. правительством был принят ряд постановлений, касающихся школьного образования: об обучении детей с 7-летнего возраста (1943), об учреждении общеобразовательной школы рабочей молодежи (1943), об открытии вечерних школ в сельской местности (1944), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной и средней школы (1944), о награждении золотыми и серебряными медалями за успешное окончание школы (1944) и др.

В 1940-1950-х гг. государство взяло курс на обеспечение всеобщего начального семилетнего обучения. В 1958 г. был осуществлен переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Реформа происходила путем трансформации 7-летних школ в 8-летние. В сельской местности в этот период создаются школы-интернаты, готовятся дополнительные учительские кадры, преодолевается второгодничество. К концу 1950-х гг. определилась система учебных заведений среднего образования: трехлетние общеобразовательные школы, трехлетние вечерние школы, техникумы, другие учебные заведения. С середины 1960-х гг. переход ко всеобщему среднему образованию был поставлен в центр государственной политики. Следующим этапом развития системы образования в СССР было введение в 1970-е гг. всеобщего среднего образования, что означало возможность получения бесплатного полного среднего образования в рамках десятилетней школы для всех граждан государства. Всеобщее среднее образование гарантировалось Конституцией (1977).

В 1960-1970-е гг. в системе образования СССР были введены некоторые изменения, появились новые типы образовательных учреждений. Увеличилось количество полных средних школ с десятилетним сроком обучения. Параллельно с этим стремительно уменьшается число восьмилеток, происходит реструктуризация этих школ в десятилетки. В маленьких поселках и селах остаются малокомплектные школы, обеспечивающие обучение детей без отрыва от семьи. Заметная акселерация в 1970-х гг. обусловила переход с четырехлетнего на трехлетнее начальное обучение без снижения объема получаемых детьми знаний и при усложнении теоретического уровня начального обучения. В целом укреплялась материальная база школ, что отвечало задачам трудового обучения и политехнического образования. Возникали межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), где школьники проходили трудовую подготовку предпрофессионального характера.

В связи с изменениями в системе образования в середине 1970-х гг. был осуществлен переход на новое содержание образования. Было изменено соотношение гуманитарных и естественно-научных дисциплин с увеличением доли последних, значительно повысился теоретический уровень изучаемого школьниками материала. Активно шло создание новых учебников и учебных программ. К началу 1980-х гг. созидательный потенциал сложившейся школьной системы был в основном исчерпан.

Наиболее заметное место в педагогической мысли послевоенного периода занимают творчество и деятельность педагога-исследователя, автора работ по актуальным проблемам педагогической теории и практики Василия Александровича Сухомлинского (1918–1970). Его педагогическое наследие активно изучалось в советской педагогике и продолжает оставаться интересным для современных исследователей (Ю.П. Азаров, Г.Н. Волков, Г.Н. Филонов, Д.И. Водзинский, З.И. Равкин, М.В. Богуславский и др.). В.А. Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, ее субъектно-субъектном характере, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Педагог трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.

В 1950-е гг. В.А. Сухомлинский разработал продуктивные пути соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями. Педагог понимал сельскохозяйственный труд как основное средство развития личности, а не только как путь подготовки учащихся к овладению профессией. В его теоретической и практической деятельности доминировала установка на переживание школьниками радости бескорыстного созидательного труда и эстетическую направленность форм и методов производственной деятельности.

В начале 1960-х гг. центральной для В.А. Сухомлинского стала проблема коммунистического воспитания школьников, в которой автор видел средство формирования «мыслящих личностей» (а не беспрекословно выполняющих партийные команды людей). Эта цель предусматривала отказ от абсолютизации подчинения и контроля со стороны коллектива, которые противоречили принципу свободы личности, препятствовали духовному и нравственному совершенствованию человека. В противовес нивелирующим тенденциям авторитарного воспитания педагог утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом, апеллирующую к его совести, основой воспитания считающую проблему человечности. В структуру педагогической науки Сухомлинский включил категории этики – долг, честь, достоинство, добро, свободу. Особенность применяемых им педагогических средств проявлялась в осуществлении воспитания через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей, обращенных к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности, и др.

В.А. Сухомлинский исследовал широкий спектр проблем, связанных со стимулированием познавательной деятельности учащихся. Он был убежден, что, только превратив учение в радостный труд, можно решить задачу развития школьников. Важнейшим инструментом этого педагог считал ощущение у учащегося успеха в учении, переживание радости познания. Для развития у ребенка эмоциональной восприимчивости большую роль он отводил элементам праздничности, красоты, обращал внимание на взаимосвязь нравственного воспитания и обучения. Акцент делался на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления, на формирование системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации. Большое внимание В.А. Сухомлинский уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельному раскрытию ими важнейших нравственных принципов. В педагогической системе Сухомлинского важное значение имели «уроки мышления» среди природы. Слово учителя педагог считал важнейшим средством образования. Большую роль отводил он созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления.

В.А. Сухомлинский стремился к созданию высоконравственного школьного коллектива, в котором согласованно действуют коллектив педагогов – энтузиастов-единомышленников и сплоченный ученический коллектив. В таком коллективе не возникает вопроса о наказаниях, палитра воспитательных воздействий определяется атмосферой взаимопонимания, регуляторами поведения становятся нравственные нормы, добрые традиции. Педагог утверждал, что стимулирующий потенциал коллектива обусловливается тем положительным, что каждый ребенок может внести в его нравственно-интеллектуальную атмосферу. Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу «воспитания красотой», высоко подняв роль эстетического воспитания школьников.

В конце 19бО-х гг. ведущей для В.А. Сухомлинского становится трактовка формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена, в значительной степени независимого от требований общества. Главными целями воспитания, по мысли педагога, выступают свободное развитие ребенка как активной личности, раскрытие индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции официальной педагогики. В центре педагогического процесса, рассматриваемого как синхронное взаимодействие наставника и ученика, находится ребенок с его интересами, творческими потенциями, на которые прежде всего и должны ориентироваться учителя.

Источник

Обязательное образование

В отличие от воинской повинности, по общему правилу исполнение этой обязанности гражданами осуществляется по месту жительства и косвенно возлагает на граждан дополнительные материальные затраты сверх тех, что берёт на себя государство для организации и поддержания образовательной инфраструктуры; т.е. обязательное образование может обременять граждан, становясь для них платным.

В целях обеспечения принципа всеобщности образования со второй трети XIX века наиболее развитые государства спорадически практикуют частичное субсидирование частных расходов на начальное образование, не отменяя принцип платности обучения как таковой.

В начале второй трети XX века государства, обеспечившие материально-техническую и кадровую базу образовательной инфраструктуры, а также располагающие возможностью бесперебойного бюджетного финансирования образовательных программ и проводящие активную социальную политику, направленную на повышение уровня и качества жизни, дополняют законы об обязательном образовании конституционными нормами, в соответствии с которым получение бесплатного образования становится безусловным правом граждан.

Содержание

История

Средние века

Новое время

В эпоху протестантской Реформации, в 1524 году, Мартин Лютер пропагандировал идею обязательного школьного образования. Его мотивация заключалась в том, чтобы все прихожане могли самостоятельно читать Библию. Страсбург, в те времена свободный город Священной Римской империи, утвердил это требование в качестве правовой нормы в 1598 году. Обязательность освоения в кругу семьи «легенд и традиций, божественных песнопений и правильных ритуалов почитания своих богов» [11] присуща любой (не только ацтекской) культуре, и это не тождественно определению образования, которое предполагает, в том числе, овладение основами грамотности (при том, что письменности ацтеки не имели).

Современность

Состояние дел с обязательным образованием по странам

Австралия

Великобритания

Германия

Конституция ГДР так же обеспечивала права каждого гражданина на бесплатное образование. Как было сказано в Конституции ГДР: «Каждый гражданин Германской Демократической Республики имеет равное право на образование. Единая социалистическая система образования обеспечивает каждому гражданину последовательное социалистическое воспитание, образование и повышение квалификации».

В 1959 году в ГДР было введено общее обязательное десятилетнее обучение. Средняя школа ГДР осуществляла принципы единства обучения и воспитания и носила политехнический характер. [26]

Индия

Канада

Первые школы в Новой Франции основывались в XVII веке при церквях. Систему школ, финансируемых государством, власти колонии принялись создавать в начале XIX века. Религиозные проблемы (в Верхней Канаде католическое, а в Нижней Канаде — протестантское меньшинства возражали против подхода к изучению Библии со стороны представителей другой веры) были решены тем, что в некоторых районах фактически были созданы две конфессиональные подсистемы народного образования. При создании в 1867 году Канадской конфедерации это положение было узаконено в конституции доминиона — Акте о Британской Северной Америке. В канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор в системе школ присутствовала и третья конфессиональная ветвь — пятидесятники.

В Британской Колумбии не разделённая по «сектам» (англ. non-sectarian ) школьная система была введена ещё в 1872 году, однако в других провинциях Канады процесс отделения церкви от государства продолжался и в XX веке (в Онтарио обучение в школах на религиозной основе было отменено только в 1990 году).

В конце XIX века обострился языковый вопрос в Манитобе. В оригинальной терминологии истории страны этот политический кризис фигурирует именно как школьный вопрос (англ. Manitoba Schools Question ), связанный с наличием в системе народного образования раздельных школ для учеников с английским и французским языком.

Китай

До образования КНР (1949 год) начальным образованием было охвачено лишь одна пятая часть детей школьного возраста. В соответствии с решением Компартии Китая подготовка к введению всеобщего образования началась с августа 1951 года, когда министерство образования провело первую общенародную конференцию по вопросам начального образования и обучения учителей. Тяжёлое наследие оставили годы «культурной революции» (1966–76), когда несколько поколений осталось без адекватного образования.

В 1985 году был опубликован проект образовательной реформы, и в апреле 1986 года был принят Закон об обязательном девятилетнем образовании. К этому времени в стране работало 832.300 школ, в которых обучалось 96% детей в возрасте от 6 до 12 лет. После этого в стране регулярно принимались и осуществлялись проекты, включая строительство школ в отдалённых районах. На крупнейшую из этих программ, начатую в 1995 году, было израсходовано 11,6 млрд.юаней (1,434 млрд.долл.)

К 1999 году обязательным образованием было охвачено 200 миллионов детей и подростков. [32]

ВозрастОбразованиеОбязательность
18-22Университет или колледжНет
15-18Старшие классы (средняя школа)
или
профессиональное училище
Нет
12-15Первая ступень средней школыДа
6-12Начальная школа

Мексика

Россия

В октябре 1918 года «Положением о единой трудовой школе РСФСР» принцип обязательности обучения всех детей школьного возраста был установлен на уровне законодательного акта единого для всей территории государства. Наряду с этим он устанавливал бесплатность обучения в школах 1-й и 2-й ступени, совместное обучение мальчиков и девочек, а также обязательный учет детей от 6 до 17 лет и снабжение учащихся учебными пособиями, питанием, одеждой и обувью. [41] В течение 1920-х годов в союзных республиках была установлена административная ответственность за соблюдение принципа Обязательности обучения. С середины 1930-х годов это распространилось на на всех учащихся независимо от социального происхождения. В 1970-х годах было введено обязательное среднее образование. [42]

Конституция Российской Федерации и «Закон об образовании Российской Федерации» гарантирует своим гражданам бесплатное получение основного среднего образования до 18-летнего возраста в пределах государственных образовательных стандартов. [42]

Словения

Закон об обязательном образованим в Словении был принят ещё в 1869 году, то есть вскоре после преобразования монархии Габсбургов в Австро-Венгрию. При этом в одних областях Словении продолжительность образования составляла 8-лет, в других — 6-лет (последующие 2 года рассматривались как дополнительное обучение). В первые годы после введения закона Словения, а также Хорватия давали наименьшие показатели фактического охвата детей школьного возраста среди других территорий империи: [43]

АвстрияВенгрияХорватия и СловенияВсего
Всего школ18.59816.8051.27736.680
Учителей и учительниц66.39924.9082.08793.394
Детей школьного возраста3.478.0152.524.659223.0006.225.674
Детей, посещающих школу2.872.9292.057.808134.9025.065.639

В настоящее время возрастные рамки, охватываемые обязательным образованием, составляют 5–14 лет. По окончании всего девятилетнего курса школы, учащиеся обычно завершают среднее образование в школе (гимназии), профессионально-техническом училище или техникуме. В целом система образования в Словении, включая обязательное, выглядит следующим образом:

Тип программы среднего образованияНизшее профессиональное образованиеСреднее профессиональное образование4-летнее профессиональное образованиеВсеобщее среднее образование
Условия приёма: успешное окончание:—начальной школы или, по крайней мере, 6 классов восьмилетки (7 классов девятилетки), или полного начального образования в школах для учащихся с особыми потребностями—начальной школы или низшей ступени профобразования—начальной школы или низшей ступени профобразования—начальной школы
Срок обучения2,5 года3 года4 года4 года
Удостоверение о завершенииИтоговый экзаменИтоговый экзаменПрофессиональный (квалификационный) экзаменВыпускной экзамен
Возможности дальнейшего образования: программы—среднего, профессионального и профессионально-технического образования—профессионально-технического образования (после наработки стажа можно сдавать доп. экзамен, и получать высшее профессиональное образование)—высшего и высшего профессионального образования, по сдаче доп. тестов по предметам выдаётся аттестат гимназии—обучение в высшей школе

Тайвань

Финляндия

В Финляндии развита система дошкольного обучения, которое производится в течение года, предшествующего принятию детей в школу. По закону муниципалитеты обязаны обеспечить всем детям 6-летнего возраста бесплатное дошкольное обучение. Оно может осуществляться как в детских садах, так и на базе школ. Дошкольное обучение обязательным не является, однако большинство детей его проходят.

Франция

Источник

К концу XIX в. мир в основном оставался неграмотным. Только в небольшом количестве стран в 1870-е гг. начался переход ко всеобщему обязательном.

В 21:14 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: К концу XIX в. мир в основном оставался неграмотным. Только в небольшом количестве стран в 1870-е гг. начался переход ко всеобщему обязательному образованию. 1. Как вы думаете, с чем связан переход ко всеобщему обязательному образованию? 2. Назовите страны, в которых этот переход начался раньше. С чем это связано?

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

Как вы думаете с чем связан переход ко всеобщему обязательному образованию. Смотреть фото Как вы думаете с чем связан переход ко всеобщему обязательному образованию. Смотреть картинку Как вы думаете с чем связан переход ко всеобщему обязательному образованию. Картинка про Как вы думаете с чем связан переход ко всеобщему обязательному образованию. Фото Как вы думаете с чем связан переход ко всеобщему обязательному образованию

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.

Источник

Переход на обязательное семилетнее обучение в 1949 году

Как выше было показано, одной из важнейших задач послевоенных лет в области школьного образования было осуществление всеобщего обучения детей во всей стране. Государственный план развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. предусматривал доведение числа начальных, семилетних и средних школ до 193 тыс., а количества учащихся – до 31,8 млн. человек с тем, чтобы обеспечивать всеобщее обучение детей с семилетнего возраста, как в городе, так и в деревне. [10, с.112]

В Постановлении Совета Министров РСФСР от 26 января 1949 г. говорится о повсеместном вовлечении в школу всех детей и подростков, не имеющих законченного начального образования, о полном охвате в городах и рабочих поселках детей и подростков семилетней школой и дальнейшее увеличение числа учащихся, заканчивающих среднюю школу; в сельской местности перевод в V классы всех детей, оканчивающих начальную школу, и увеличение числа учащихся, обучающихся в семилетней и средней школе… [3]

В области образования происходили только количественные изменения. Уже к концу первой послевоенной пятилетки ассигнования на школьное образование увеличились более чем в два с половиной раза по сравнению с 1940 г. За 10 послевоенных лет в стране было построено и восстановлено более 30 тыс. учебных заведений на 5 млн. мест. Организация народного образования в первые послевоенные годы проходила в исключительно трудных условиях: не хватало школьных помещений, учебников, наглядных пособий и письменных, ощущался острый недостаток учителей. [11, с.200].

Страна приступила к реализации семилетнего всеобуча, повсеместному расширению сети школ-семилеток, созданию лучших условий для посещения детьми семилетних школ (организация подвоза учащихся, создание пришкольных интернатов для детей, живущих вдали от школы, и др.). Органы народного образования союзных и автономных республик обращали большое внимание на вовлечение девочек в семилетние школы. Одновременно была проведена работа по вовлечению в старшие классы полной средней школы, окончивших семилетку. На основе решения XIX съезда ВКП(б) (1952) о постепенном переходе ко всеобщему среднему образованию и увеличению строительства школ в городах и на селе на 70% по сравнению с предыдущей пятилеткой в союзных и автономных республиках составлялись планы дальнейшего расширения сети средних школ. В 1953/54 учебном году в РСФСР было открыто свыше одной тысячи средних школ и принято в восьмые классы 110 тысяч учащихся.

Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.) реорганизовал семилетнюю школу в восьмилетнюю трудовую политехническую школу. [11,с. 302].

В Резолюции XIX съезда ВКП(б) от 10 октября 1952г. указано о том, что необходимо завершить к концу пятилетки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик городах республиканского подчинения, в областях, краевых и крупнейших промышленных центрах. Подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях. В целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия для перехода ко всеобщему политехническому обучению. [4, с. 362]. Много внимания в послевоенные годы уделялось образованию взрослых. В 50-е годы значительно возросло количество учащихся старших классов средней школы. Если в 1950/51 учебном году в VIII—Х классах училось 2 млн. человек, а уже в 1955/56 учебном году их стало 6 млн. человек. В целом к концу 50-х годов общее количество учащихся несколько уменьшилось, в связи с тем, что к этому времени уже закончили школу лица (переростки), которые не имели в военные годы возможности получить образование.

Во второй половине 50-х годов, после XX съезда КПСС (1956 г.), в соответствии с его решениями, были созданы учебные заведения нового типа (школы-интернаты), в которые принимались дети одиноких матерей, инвалидов труда и войны, а также дети, для воспитания которых в семье отсутствовали необходимые условия. Рост числа интернатов обусловливался также и тем, что появление средних школ в сельской местности приводило к необходимости организации пришкольных интернатов из-за удаленности жилья учащихся от школ, в которых они учились. В послевоенный период много внимания уделялось проблеме укрепления связи школы с жизнью, в частности политехническому обучению в школе. Так, в школах РСФСР с 1954/55 учебного года в учебный план были введены следующие предметы: в I—IV классах—труд, в V—VII классах—практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в VIII—Х классах — практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. [12, с.90]

Стремясь создать лучшие условия для обучения детей, крестьяне поддерживали инициативу правления колхозов и совхозов, во время субботников и воскресников порою все село трудилось на строительстве школы. С целью оказания материальной поддержки колхозам и совхозам в деле школьного строительства Совет Министров СССР в апреле 1958 г. принял Постановление «Об оказании колхозами совхозам помощи в школьном строительстве» [13, c. 412–413], в соответствии с которым колхозам и совхозам выделялись целевые кредиты, а также оказывалась помощь в приобретении строительных материалов и школьного оборудования. Все оборудование и учебно-методическое обеспечение передавалось вновь создаваемым крупным школам, где, таким образом, были созданы лучшие условия для обучения детей. Фактически произошла ликвидация малокомплектных сельских школ, не имевших ни прочной материальной базы, ни достаточного кадрового обеспечения.

До войны вечерние и заочные школы работали по учебным планам, программам и учебникам общеобразовательной школы, что, естественно, создавало дополнительные трудности. В вечерних школах был короче учебный год, меньшее число учебных часов в неделю, учащиеся имели мало свободного времени. Объем школьных знаний был ориентирован на детский возраст и сдерживал развитие интереса к учению у взрослых людей. Начались поиски новых путей обучения с учетом условий работы вечерних школ, возраста и жизненного опыта учащихся.

Приток в производственную сферу профессионально подготовленных специалистов способствовал подъему производства на более высокую технологическую основу и увеличению производительности труда, что было крайне необходимо в условиях мобилизации всех ресурсов страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *