Как вы понимаете что такое демократическая литература
Демократическая литература. «Повесть о Шемякином суде»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Демократическая литература. «Повесть о Шемякином суде»
В 17 веке широкое распространение получила демократическая литература. Она создавалась в народной среде и отражала народные идеалы, представления народа о власти, суде, правде, смысле жизни. Героями таких произведений были простые люди. Часто в демократической литературе героями становились неудачники, а сами произведения были полны сострадания к их судьбам.
Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде».
« Какое это обвинение?! Просто Шемякин суд!» — не раз вы слышали такое возмущение. А что обозначает это выражение?
Им пользуются, когда нужно подчеркнуть неправоту мнения, суждения, оценки. Несправедливый приговор из-за корыстного судьи, поиск выхода из сложной ситуации – эти проблемы актуальны во все времена.
Как появилось выражение «Шемякин суд»?
Существуют две версии:
фразеологизм связан с исторической личностью.
Князь Дмитрий Шемяка активно участвовал в междоусобных войнах, в 1446 году, взяв в плен Василия II Тёмного, наследника Московского княжества, предательски ослепил его, но так и не получил поддержки москвичей.
Выражение возникло на основании сюжета «Повести о Шемякином суде».
Сатирическая повесть о Шемякином суде написана в XVII веке, она обличает судейские порядки на Руси. Сюжет ее основан на устных сказках о нечестном судье Шемяке.
Появление сатиры как жанра в древнерусской литературе говорит о формировании светской литературы, в которой герой — не историческая личность, а обычный человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации.
Демократическая литература освобождается от религиозных канонов, отстаивает право на вымысел, на выражение современных проблем.
В «Повести о Шемякином суде» высмеивается судья-взяточник, который обращает законы в свою пользу.
В первой части повести рассказывается о том, как бедняк совершает три преступления. Случайно отрывает хвост у лошади его богатого брата. Давит насмерть сына попа, упав с полатей. Затем, решившись на самоубийство, бросается с моста, но убивает старика, которого сын вёз в баню.
Во второй части бедняк показывает судье Шемяке завернутый в платок камень, который тот принимает за мешок с деньгами. Поэтому неправедный судья приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост; попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не «добудет ребенка»; а сыну убитого старика предлагает броситься с моста на убийцу.
Понятно, что истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Благодаря своей хитрости бедняк берет у всех троих деньги и становится победителем в споре.
В заключении Шемяка, узнав, что бедняк показывал ему не деньги, а камень, возблагодарил Бога:
«Яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип».
Хорошо, что неправедный суд в повести приводит к благополучному разрешению сложного конфликта.
Есть ли в современной жизни судьи, похожие на Шемяку?