Как вы понимаете мысль автора что маргиналы находятся за рамками характерных
Вопросы и задания:
1 Кого автор относит к маргиналам? Аргументируйте свой ответ.
2 Как вы понимаете мысль автора, что маргиналы находятся «за рамками характерных для данного общества основных социокультурных норм и традиций»?
3 Чем маргиналы отличаются от люмпенов?
4 В чём причины появления маргинализированных групп? Какова их роль в развитии общества?
Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современности.
5 Как общество может обезопасить человеконенавистнические идеи?
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. ответ пришлите в виде текста, например 1-А, 2-Б..
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой (1). Это явление получило название социальной (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. (4). (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение, или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т. п. Каналами мобильности выступают социальные (6): церковь, армия, брак, политика и т. п.»
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
А) Миграция Б) Мобильность В) Горизонтальная Г) Институт Д) Статус Е) Вертикальная Ж)Группа З) Стратификация И) Лифты
Е 33 ЕГЭ 2009 Обществознание
С1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сформулируйте собственное определение понятия «маргиналы».
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В ответе должны присутствовать следующие позиции: 1) указаны две особенности, например, маргиналы — не принадлежат к определенной социальной группе данного общества; — оказались за рамками господствующих социокультурных норм и традиций; 2) сформулировано собственное определение, например: маргиналы — индивиды (или социальные группы), занимающие промежуточное положение между устойчивыми социальными общностями (утратившие свой прежний социальный статус, лишенные возможности заниматься привычным делом, вынужденные адаптироваться к новой социокультурной среде).
В ответе присутствуют две позиции
В ответе присутствует одна позиция или указана одна особенность и сформулировано определение
Ответ неправильный, или указана одна особенность
С2. Как вы понимаете мысль автора о том, что маргиналы находятся «за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций»? Приведите два объяснения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В ответе могут быть приведены следующие объяснения, например: 1) маргиналы примыкают, но не принадлежат к определенной социальной группе данного общества; 2) их поведение не соответствует принятым в обществе нормам; 3) они поставлены общественным развитием на грань двух культур, различающихся по своим традициям.
Приведены два объяснения
Приведено одно объяснение
Укажите названные автором причины появления маргинализиро-ванных групп и, опираясь на знания обществоведческого курса, проиллюстрируйте одну из них примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В ответе должны присутствовать следующие позиции: 1) указаны пять причин (урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации); 2) одна из причин проиллюстрирована примером. Скажем, в
20—30 гг. XX в. в ходе индустриализации и урбанизации в СССР на стройки, фабрики, заводы, транспорт пришли, как их тогда называли, «новые рабочие» — вчерашние крестьяне. Многие из них не имели навыков индустриального труда, не представляли особенностей городской жизни. Промышленные предприятия, городская культура и городской образ жизни оставались чуждыми, а подчас и враждебными вчерашним хлебопашцам.
Указаны четыре-пять причин маргинализации, и одна из них проиллюстрирована примером
Указаны две-три причины маргинализации, и одна из них проиллюстрирована примером
Указана и проиллюстрирована примером одна причина, или указаны от двух до пяти причин без примера
С4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобные идеологии и объясните, в чем заключается общественная опасность каждой из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, Баллы не искажающие его смысл)
В ответе должны присутствовать следующие позиции: 1) названы две идеологии, например, расизм; фашизм. 2) дано объяснение их общественной опасности. Например, сторонники расистской теории полагали, что в природе существует «железный закон» пагубности смешения видов. Смешение (метизация) приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе естественного отбора более слабые, расово неполноценные существа должны погибнуть.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Этот примитивный дарвинизм нацисты переносили на человеческое общество, считая расы естественными биологическими видами. Отсюда делался вывод о необходимости «расовой гигиены», очистки и «возрождения» германской «арийской расы» с помощью «народного сообщества людей немецкой крови и немецкого духа в сильном, свободном государстве». «Неполноценные» расы подлежали подчинению или уничтожению. Приход к власти фашистов в Германии в ЗО-е гг. XX в. привел к так называемому новому порядку и предельно жестким средствам его утверждения (тотальный, в том числе идеологический, массовый террор; шовинизм; переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чуждым» национальным и Социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации), что в конечном счете обусловило развязывание Второй мировой войны.
Правильно названы две идеологии и дано объяснение опасности каждой из них
Правильно названы две идеологии и дано объяснение опасности одной из них, или правильно названа одна идеология и дано объяснение ее общественной опасности
Правильно названы две идеологии, но объяснения опасности не даны
Прочитайте текст и выполните задания
Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся на окраинах, на обочинах или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций…
Маргинальная ситуация…бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества,…форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. …Многие обновляющие гендеции в духовной истории человечества(мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.
Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного насилия…Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания.
1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор?
Ответ:
1) две особенности, например маргиналы
— не принадлежат к определённой социальной группе данного общества;
-оказались за рамками господствующих социокультурных норм и традиций;
2)собственное определение, например: маргиналы – индивиды (или социальные группы), занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями(утратившие свой прежний социальный статус, лишенные возможности заниматься привычным делом, вынужденные адаприроваться к новой социокультурной среде).
Может быть сформулировано иное верное определение.
2. Как вы понимаете мысль автора о том, что маргиналы находятся за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций? Приведите два объяснения.
Ответ:
1) маргиналы примыкают, но не принадлежат к определённой социальной группе данного общества;
2) их поведение не соответствует принятым в обществе нормам;
3) они поставлены общественным развитием на грань двух культур, различающихся по своим традициям.
3. Укажите название автором причины появления маргинализированных групп и, опираясь на знания обществоведческого курса, проиллюстрируйте одну из них примером.
Ответ:
1) пять причин (урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородны этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации);
одна из причин проиллюстрированная примером. Скажем, в 20-30 гг.хх в. В ходе индустриализации и урбанизации в СССР на стройки, фабрики, заводы, транспорт пришли, как их тогда называли, новые рабочие – вчерашние крестьяне. Многие из них не имели навыков индустриального труда, не представляли особенностей городской жизни.
Промышленные предприятие, городская культура и городской образ жизни оставались чуждыми, а подчас и враждебными вчерашним хлебопашцам.
4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобные идеологии и объясните, в чём заключается общественная опасность каждой из них.
Ответ:
1)названы две идеологии, например
2)объяснение их общественной опасности. Например, сторонники расистской теории полагали, что в природе существует железный закон пагубности смешения видов.
Смешение(метизация) приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе естественного отбора более слабые, расово неполноценные существа должны погибнуть.
Приход к власти к фашистам в Германии в 30е гг. хх в.
Привёл к так называемому новому порядку и предельно жестким средствам его утверждения(тотальный, в том числе идеологический, массовый террор; шовинизм; переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к чуждым национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации), что в конечном счёте обусловило развязывание Второй мировой войны.
5. Назовите любые три характеристики общества как динамической системы.
Ответы:
2)состоит из взаимосвязанных элементов;
3)элементы изменяются с течением времени;
4)меняет характер взаимосвязи межу системами;
5)меняется система в целом
6.Приведите три примера, иллюстрирующие конституционное положение о светском
характере современного Российского государства
Ответ:
1)взаимоотношение школы и церкви (запрещение работы в государственной
Школе священнослужителей, запрещены религиозной пропаганде в школе);
2)равенством всех конфессий в Российской Федерации (равный доступ к получению
Образования, равные гарантии в соблюдении прав)
3)запрещены преследования по конфессиональному признаку.
7.Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не
Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка
(сформулируйте три суждения).
Ответ:
1)определение человека как существа культурного (общественного, социального),
А не только биологического;
3)указание на роль социализации (воспитания, обучения, общения с другими людьми)
В развитии личности;
4)суждение о том, что речь (сознание, мышление) человек может развиться только в
Общении с другими людьми (только в обществе).
Ответ:
1)система социальных норм;
2)признаки правовых норм;
3)отличия права от других видов социальных норм;
Ответы 7
Тест 1. Какие из перечисленных форм характеризуют форму государства?
2. Форма правления, форма политико-территориального (государственного) устройства, политический режим.
Тест 2. К какому понятию относится следующее определение: «Организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением»?
Тест 3. На какие виды делятся государства по форме правления?
2. Монархии и республики.
Тест 4. По какому основному признаку монархии отличаются от республик?
2. Порядок образования высших органов власти.
Тест 5. Как называется форма правления, при которой глава государства занимает пост по наследству и его власть считается не производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей?
Тест 6. Какая разновидность монархий характеризуется тем, что вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует?
Тест 7. Чем может быть ограничена власть монарха?
1. Конституцией и парламентом.
Тест 8. Как называется форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей?
Тест 9. Назовите страны, формы правления, в которых могут служить наиболее типичными примерами президентской республики.
Тест 10. Какая республика характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте, и несет перед парламентом политическую ответственность?
Тест 11. Какой признак не присущ президентской республике?
3. Президент избирается представительным органом государства.
Тест 12. Для какой формы правления характерны нижеперечисленные признаки: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (а), внепарламентский метод избрания президента (б), отсутствие института парламентской ответственности правительства (в), ответственность правительства перед президентом (г)?
2. Президентская республика.
Тест 13. К какой форме правления можно отнести форму правления Российской Федерации?
3. Смешанная республика.
Тест 14. К какому понятию относится следующее определение: «Внутренняя политико-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями»?
2. Форма политико-государственного устройства.
Тест 15. На какие виды государства подразделяются по форме политико-государственного устройства?
помогите, пожалуйста
2. Прочитайте приведенный ниже текст, выполните задания
Е. Рашковский – современный российский учёный.
Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или
попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или
господствующих социокультурных норм и традиций.
Маргинальная ситуация. бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и
Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие
философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во
многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.
Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме
маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное
взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций,
размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации –
всё это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением,
начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений –
просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих,
современной и общественной жизни именно маргинализированных групп.
Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического
сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение
тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти
группы объектом превентивного беззаконного насилия. Однозначного ответа на этот вопрос не дано.
Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического
глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают
антидемократические формы сознания.
Рашковский Е. Маргиналы // 50/50: Опыт словаря нового мышления. – М., 1989.- С. 146-149.
1. Кого автор относит к маргиналам? Аргументируйте свой ответ.
2. Как вы понимаете мысль автора, что маргиналы находятся «за рамками характерных для
данного общества основных структурных подразделений или господствующих
социокультурных норм и традиций»?
3. Чем маргиналы отличаются от люмпенов?
4. В чём причины появления маргинализированных групп? Какова их роль в развитии общества?
Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современности.
5. Как общество может обезопасить себя от маргинальных групп, проповедующих