Как вы поощряете своего ребенка за что
Как вы поощряете своего ребенка за что
Учимся поощрять ребенка
Поощрение – самый распространенный метод воспитания, но его эффективность во многом зависит от адекватности применения в конкретной жизненной ситуации.
Возраст и способы поощрения
Для каждого возраста существуют наиболее значимые в этот период способы и мотивы поощрения.
До трех лет детей стоит поощрять за все значительные достижения: за правильно выговоренное слово, собранный пазл, за проявления самостоятельности, хороший аппетит …
Для маленьких детей важны не столько слова, сколько тактильные ощущения — объятия, поцелуи, нежные поглаживания. По мнению специалистов, этот метод поощрения наиболее подходит детям данного возраста. Примерно такое же значение малыши придают играм и игрушкам.
Психологи и педагоги уверены, что счастливое детство не будет таковым без радости от своих успехов и достижений, поэтому необходимо давать простор самостоятельности и высоко ценить ее даже в раннем возрасте.
Дошкольников необходимо поощрять за творческую деятельность — желание и умение делать что-то своими руками, за интеллектуальные достижения — выученные стихи, буквы, цифры, за умение обслуживать себя, за хорошее поведение и помощь близким.
Методы поощрения в этом возрасте: словесная похвала, ласка, сладости, совместные игры с родителями, подарки, прогулки и поездки.
Каждый ребенок стремится к тому, чтобы взрослые проводили с ним как можно больше времени. Поэтому подарок малышу в виде дополнительного времени для совместных развлечений и игр – это очень действенный способ поощрения. Для мотивации можно использовать фразу: «Мы поиграем/погуляем/поедем как только ты. уберешь игрушки, дорисуешь картинку, выучишь стишок к празднику и т.д.
Детей младшего школьного возраста надо стимулировать за успехи в учебе, помощь по дому, творческую работу, хорошее поведение, послушание, доброту и отзывчивость. Поощряем их похвалой, подарками, прогулками, поездками, походами, совместными играми и общением с друзьями.
В этот период все больше проявляется финансовая заинтересованность: «Купишь мне новую игру, и я буду убираться в своей комнате хоть каждый день». Детей значительно легче мотивировать на нужные поступки, обещая им купить что-то, чем повторять изо дня в день, какой у вас замечательный помощник. Такой способ поощрения все больше входит в нашу жизнь, но использовать его нужно очень осторожно: может случиться так, что ребенок станет требовать нужный ему материальный стимул за каждое свое «правильное» действие.
Подростков следует поощрять за серьезное отношение к учебе, за помощь родителям, за наличие хобби, за личные достижения.
Подростки ценят похвалу, подарки и деньги, дополнительное время на пользование компьютером, расширение границ дозволенного, общение с друзьями.
Родители стараются контролировать время, проводимое детьми за компьютером, а потому дополнительные час-полтора на игры или «зависание в соцсетях» применяется сейчас как довольно действенное средство поощрения. Главное — не злоупотреблять им.
В период ранней юности старшеклассников надо поощрять за ответственность, самостоятельность, за стремление к достижению целей, за помощь, за сознательные поступки и добросовестный труд.
Для юношей и девушек по-прежнему важна похвала, но не менее интересны для них деньги и подарки, расширение границ дозволенного, встречи и общение с друзьями.
Старшеклассники считают себя взрослыми, поэтому приветствуют расширение границ дозволенного. Разумно будет сначала установить строгие правила, а убедившись в том, что повзрослевшим детям на данном этапе можно доверять, понемногу ослаблять контроль и давать больше привилегий. Границы дозволенного будут зависеть от степени доверия.
Как мы видим, способов поощрения довольно много, и если использовать их творчески, учитывая возраст и особенности своего ребенка, то позитивный воспитательный эффект не заставит себя долго ждать.
Некоторые общие правила
Похвала должна быть заслуженной. Иногда родители начинают хвалить своих детей за естественное для их возраста поведение, например, если школьник самостоятельно ест или одевается. Поощрение надо использовать, когда ребенок прикладывает определенные усилия для того, чтобы что-то сделать (например, выучить стихотворение, приготовить ужин, помочь пожилой соседке и др.).
Поощрение должно соответствовать приложенным усилиям. Не стоит захваливать ребенка за то, что не составило для него труда: надо учитывать характер поступка, мотивацию, степень прилагаемых усилий.
Поощрения не должны быть очень частыми, чтобы не сформировать самоуверенность и эгоизм, и не быть крайне редкими, чтобы не создать заниженную самооценку. Любое поощрение должно быть уместным и объективным.
Дети очень хорошо чувствуют фальшь и не всегда верят дежурным словам «хороший, молодец, умница». Хваля ребенка, необходимо описать его действия как можно точнее, чтобы ребенок, а особенно подросток, понял, что именно он сделал хорошего.
Количество показов: 9279
Дата изменения: 13.04.2020 07:42:29
Поощрение детей: как и зачем поощрять
Анастасия Репина
Поощрение детей: как и зачем поощрять
Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.
Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях.
Поощрение – это признание, одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо», как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему. Кто-то отдает ему основополагающую роль и в воспитании пользуется только им. Кто-то считает, что главное пресечь плохие поступки, а поощрение лишь балует детей. Сколько людей, столько и мнений.
Важность поощрения детей
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело,пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.
Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Несмотря на разногласия, поощрение играет большую, значимую роль в воспитании детей. Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.
С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества,черты характера: доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; способность к обучению; уверенность; самоконтроль и многие другие.
Но есть в поощрении свои особенности. Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями. Если регулярно поощрять без повода, просто так, или, что хуже, за плохие поступки, то ребенок станет показывать свою избалованность. Проявляться это будет в его капризности, нежелании слушать родителей, считаться с мнением кого-либо. Плохие поступки, действия, слова участятся, при этом ребенок искренне будет думать, что он все делает правильно, как надо.
Не все так просто, как кажется. Поэтому важно знать, как пользоваться таким легким и доступным методом воспитания.
Способы поощрения
Поощрение используется во всех сферах деятельности и имеет свои результаты. Работает не зависимо от возраста на детях и взрослых. Например, для мотивации хорошего качественного труда, выполнения должностных обязанностей работники награждаются премиями, почетными грамотами. Уже из этого можно сделать выводы об эффективности воздействия поощрения. Для детей используют свои способы.
Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение. Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время, а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это».
Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.
Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения. Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие.Например: «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку».
Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить, разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.
Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно, например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш,когда рассказывает в детском саду своим сверстникам: «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.
Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.
Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.
Правила поощрения
Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо», обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.
1. Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей. Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи,особенно однотипные: сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т. д. И наоборот,нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки: малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.
2. Не следует поощрять детей из чувства жалости. Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.
3. Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.
4. Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.
5. Хваля детей, всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.
Когда поощрение может нанести вред?
Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя». Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.
Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки, прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.
В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании с возрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.
Дидактическое пособие «Игрушка шнуровка, зачем она нужна. Как с ней играть?» Игрушка шнуровка, зачем она нужна. Как с ней играть? Почему игрушка шнуровка полезна? Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей.
Информация для родителей «Поощрение и наказание детей дошкольного возраста» Информация для родителей «НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Педагог-психолог МДОУ «ДС №8» Данилова Е. С. Наказания.
Консультация для родителей «Наказание и поощрение детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «О наказании и поощрении детей дошкольного возраста» Наказание в детском саду — вопрос очень щекотливый. Ребенок.
Консультация для родителей «Наказание и поощрение» Консультация для родителей. Наказание и поощрение. Можно ли наказывать ребёнка? В некоторых ситуациях, как ни жаль, приходится. Но чем.
Консультация для родителей «Зачем мальчикам машинки и как с ними играть» Практически у каждого маленького мужчины дома имеется собственный гараж со всевозможными автомобилями. Кроме того, транспорт должен где-то.
Памятка для родителей «Как поощрять ребенка в семье» 1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда играет со своими игрушками, или выполняет Ваше.
Эссе «Как приучить ребёнка к труду: зачем и для чего?» К. Д. Ушинский писал:»Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду;оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд.
Как правильно поощрять детей? Советы психолога
Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.
Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?
Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.
Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.
Чем можно поощрять ребенка?
На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?
Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.
Родительские ошибки при поощрении детей
Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.
Как поощрять ребенка за хорошее поведение?
Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.
Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.
Можно ли поощрять ребенка деньгами?
У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.
Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.
Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.
Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.
В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.
Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.
Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка? 10 советов
Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей.
Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад.
Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет.
Обратите внимание на важный нюанс: дети будут нести ответственность в той степени, в какой мы их поддерживаем и направляем.
10 способов воспитания ответственного ребенка
1. Учим убирать за собой самостоятельно
Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите:
а) ругать его;
б) самостоятельно наводить порядок.
– В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!
Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина.
Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами.
Ситуация: пятилетняя Оля оставила свои туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите девочку и вежливо попросите убрать обувь в шкафчик:
– Мы всегда убираем свои вещи на место.
2. Учим заботиться о семье
Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, еженедельная уборка с папой под музыку, телефонные разговоры с родственниками и т.д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье. Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью.
По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Исследования показывают: дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях.
3. Главное — это желание
Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание.
Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства. Крики и принуждение — никогда не выход. Вы добьетесь разовой победы, а Сеня, Ваня, Саша и Алина просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.
Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения. Но цель явно стоит вложенных усилий!
Программа «Предшкольная пора»
4. Учим проявлять самостоятельность и помогать по дому
У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму.
Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке.
Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».
Когда ребенок пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.
5. Перестаём критиковать
Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы. А вы — не ваши родители.
Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором.
Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий. Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»
6. Создаем необходимые условия
Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей. Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.
Дополнительно: ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор в комнату. Зайдите с ним вместе на сайт (поехать в Ikea или другой мебельный пока не получится) и займитесь выбором предметов. Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он с большим удовольствием будет следить за чистотой.
7. Даём возможность разобраться ребёнку самому
Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит гипертрофированный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.
Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.
8. Поощряем
Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня: мытье машины, прополку в огороде, полив цветов и т.д. Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на каникулах. Таким образом вы подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.
Пример: шестикласснице Кате очень хотелось получить новую книгу о любимом волшебнике, но день рождения уже прошел. Мама и папа предложили Кате составить список дел, с которыми она могла бы помогать по дому, и сыграть в «рабочий день» с настоящей зарплатой и мотивирующими надбавками. Две недели Катя помогала маме с обедом, младшему брату с уроками, а папе — во дворе, исправно убиралась в комнате и выгуливала собаку Динку.
9. Учим составлять график
Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком.
Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы. Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание.
Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.
10. Стремимся стать хорошим примером
Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям.
Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.
Пример 1. Отрицательный
— Ой, чашка разбилась! Вот же я криворукая, а!
Пример 2. Отрицательный
— Чашка разбилась. Наверное, опять папа ее на краю оставил! Ну говорила же сотню раз, чтобы убирал в шкаф, растяпа!
Пример 3. Положительный
— Упс, чашка разбилась. Ничего страшного! В следующий раз буду осторожнее. Правильно, Саш? Нам всем нужно быть чуть-чуть аккуратнее. Давай-ка организуем операцию по спасению пола от осколков. Неси веник, я буду исправлять ошибки, а ты мне поможешь.