Как выучить то что не учится
Как быстро запомнить большие объёмы информации
Как работает наша память и какие приёмы запоминания самые эффективные.
Быстро выучить иностранные слова, даты, формулы, теоремы и другую важную информацию для учёбы или экзамена помогут специальные методики, основанные на знании законов нашей памяти.
Интервальное повторение
Немецкий психолог, исследователь памяти Герман Эббингауз вывел так называемую кривую забывания. Он установил, что в течение первого часа мы забываем более 50% полученной информации, а через 10 часов от нее остаётся всего 35%. Дальше скорость забывания уменьшается: через 6 и через 30 дней мы помним примерно одинаковое количество выученного материала — около 20%.
На этом свойстве памяти и основана методика интервального повторения. Если повторять материал, когда мы почти успели его забыть, но ещё не забыли — он запоминается лучше.
Если повторение происходит в тот момент, когда информация еще свежа в памяти, эффект повторения минимален. Если же мы взялись за повторение слишком поздно, нам приходится учить всё заново.
Экспериментальным путём психологи выяснили: чтобы быстро выучить нужный материал, повторять его надо через следующие интервалы:
Так можно усвоить нужную информацию за несколько дней. Если же на изучение материала есть несколько месяцев, схема другая:
Это общие рекомендации. Индивидуальный график интервального повторения может выглядеть немного иначе. Его можно рассчитать самостоятельно, а можно воспользоваться специальными программами в интернете, которые для этого и придуманы.
Одна из таких программ — карточки Anki. Чтобы создать набор карточек, нужно скачать программу на компьютер. Лучше всего Anki подходят для запоминания дат, формул, имен, географических названий, иностранных слов. Для одного предмета стоит делать одну колоду, чтобы не путаться в информации из разных областей. Одна карточка — это один вопрос, а на обороте — ответ.
После создания колоды программа начинает самостоятельно предлагать пользователю карточки через определённые интервалы времени. Задача игрока — вспомнить ответ и сообщить программе, как быстро ему это удалось. Если информация сразу всплыла в памяти, нужно нажать кнопку Easy, если пришлось подумать — кнопку Good, а если вспомнить не получилось — кнопку Again. После этого карточки будут показываться раньше или позже, а через какое-то время программа установит наиболее подходящий именно пользователю интервал повторений. Останется только выучить материал, изложенный на карточках.
Мнемотехники
Информация запоминается лучше, если связана с другой информацией. Связь может быть разной, например, ассоциативной. Для создания и закрепления связей хорошо работает использование разных видов памяти — зрительной, тактильной и даже обонятельной. Ещё один способ запоминания — подключение эмоций. События, связанные с яркими эмоциями, обычно запоминаются надолго.
Мнемотехники придуманы для быстрого и прочного запоминания самых разных сведений, от номера телефона до плана выступления с речью. Разберём некоторые из этих техник.
Метод Цицерона
Подходит для запоминания больших объёмов информации — докладов, лекций, глав из учебника.
Заключается в создании цепочки опорных образов, связанных с нужными данными. Вспоминая, человек сначала воспроизводит в памяти образы, а за ним подтягивается и тот материал, который необходимо выучить.
Чтобы запомнить материал по методу Цицерона, необходимо:
Теперь, чтобы вспомнить доклад, достаточно будет совершить мысленную прогулку по квартире. При «взгляде» на тот или иной объект мозг воспроизведёт ту информацию, которая с ним связана.
Метод пиктограмм
Подходит для заучивания стихов, докладов, прозаических отрывков.
Текст, который требуется запомнить, нужно записать в виде пиктограмм — небольших рисунков, каждый из которых визуально отражает смысл того, что написано в тексте.
Например, нужно выучить стихотворение Н. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору». Читаем и рисуем:
Однажды, в студёную зимнюю пору → Снежинки, сугроб
Я из лесу вышел; был сильный мороз. → Несколько ёлочек и изображение градусника, на котором —30.
Гляжу, поднимается медленно в гору → Гора и стрелка наверх
Лошадка, везущая хворосту воз. → Изображение лошадки и вязанки дров.
Закончив создавать рисуночное письмо, его следует положить перед собой и попытаться воспроизвести текст. Наверняка получится вспомнить больше, чем без подсказки.
Использование рифм
Подходит для изучения иностранного и русского языков, запоминания имён, фамилий, географических названий.
Рифмованные строки наш мозг запоминает куда быстрее и прочнее, чем тексты в прозе. На этом эффекте основаны многие рекламные сообщения. Вспомните, как долго крутятся в голове несколько фраз из рекламы, сказанных в рифму. «Миринда. Жизнь хороша, когда пьешь не спеша»; «Свежее дыхание облегчает понимание!»
Например, существуют стихи для запоминания глаголов-исключений второго спряжения в русском языке:
Гнать, дышать, держать, обидеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
А ещё смотреть, вертеть.
Писатель и педагог Александр Пыльцын написал целую поэму для заучивания неправильных глаголов в английском языке, которая начинается словами:
Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)
Он в окошко fly-flew-flown, (летать)
Меня дядя catch-caught-caught, (ловить)
К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить)
До сих пор я удивлен —
Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)
При желании и некоторых способностях срифмовать можно почти любой материал, который нуждается в запоминании. При этом многое останется в памяти уже в процессе сочинения.
Сочинение аббревиатур
Информацию можно закодировать, используя не только образы, но и слова, которые начинаются с тех же самых букв, что и нужные данные. Всем известна фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В ней закодирована последовательность цветов радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Точно так же можно закодировать любую последовательность.
Напишите список слов, которые вам необходимо запомнить. Например, названия планет солнечной системы. Выпишите первые буквы названий. Получится М В З М Ю С У Н П.
А теперь попробуйте придумать любое связное предложение, слова которого начинаются на эти буквы. Не ограничивайте свою фантазию! Это занятие не только поможет запомнить материал, но и поднимет настроение.
Вариантов можно придумать множество. Например, «Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт». Таким же образом можно закодировать число Пи, падежи и даже последовательность расположения черепных нервов в мозгу человека!
Ещё четыре подсказки для быстрого запоминания
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как быстро выучить текст наизусть
Навык, который пригодится в учёбе и в подготовке к экзаменам
Скоро экзамен по литературе, а с поэзией, пересказами и цитатами — завал? Как быстро и легко выучить текст наизусть, чтобы без проблем использовать в сочинениях и аргументациях дословное цитирование? Есть несколько действенных техник, с которыми будет намного проще!
Методы запоминания текста
Выбрать наиболее эффективный лично для вас метод запоминания информации — первый шаг к успеху. На этом этапе нужно знать базовую классификацию приёмов: механические, рациональные и ассоциативные (или мнемонические). Самый выигрышный для вас вариант зависит от вашего типа восприятия информации.
Вы визуал и хорошо запоминаете образы? Попробуйте выстраивать ассоциации. Вам удобнее и проще воспринимать тексты вслух? Тогда используйте аудиозаписи во время учёбы. Для тех, кому важна тактильность, подойдёт механический метод — переписывание, а тем, кто любит схемы, блоки, таблички и упорядоченную информацию, лучше обратить внимание на рациональный метод составления плана.
Топ-5 способов быстро выучить текст
✍️ Переписывание
Метод запоминания, задействующий зрительную и моторную память. Используйте его, если вы проще и быстрее усваиваете информацию через визуальный канал восприятия.
🗓️ Составление плана
Этот метод удобен, когда текст нужно не воспроизвести дословно, а пересказать без потери смысла, сохраняя структуру и логические связки внутри него. Так вы не просто запомните текст, но научитесь быстро понимать смысл написанного, выделять главные мысли.
💿 Использование аудиозаписи
В этой технике запоминания совмещаются два метода — прослушивание и чтение текста. Её удобно использовать, если вы лучше запоминаете информацию на слух. Техника эффективна для заучивания наизусть текстов на иностранном языке. Она не только помогает запомнить информацию, но способствует улучшению произношения и развивает навык понимания иностранных слов на слух.
✏️ Метод пиктограмм
Эта техника задействует ассоциативную и зрительную память. Подойдёт людям с хорошим воображением и развитым визуальным каналом восприятия.
Похожий метод — интеллектуальная карта с использованием рисунков или изображений. Разница в том, что при создании интеллект-карты рисунки располагаются не один за другим, как предложения в тексте, а группируются вокруг центрального изображения, отражающего главную мысль текста.
Шуточный способ запоминания — с помощью эмодзи. Попробуйте пересказать написанное с помощью набора эмодзи в смартфоне, а потом воспроизведите текст, глядя на получившийся «рассказ в картинках».
📝 Комплексный метод
Основан на сочетании разных техник. Метод активизирует разные виды памяти: зрительную, слуховую и моторную. Используйте его, если вам не подошли предыдущие техники или нравится творческий подход и чередование разных приёмов.
Что запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как выучить то что не учится
Василий Ключевский говорил: «Найти причину зла — почти то же, что найти против него лекарство».
Подумайте, почему вы не любите тот или иной предмет. Будьте честны. Ответы «он бесполезный» или «я гуманитарий» слишком поверхностные. Копайте глубже. Вспомните, как познакомились с этой дисциплиной и в какой момент перестали её понимать.
Быть может, это было, когда вы, отвечая у доски, сделали что-то не так, и ребята посмеялись над ошибкой? А может, вы однажды проболели целую четверть, и одноклассники ушли далеко вперёд? В первом случае необходимо обсудить ситуацию с родителями или психологом, а во втором — ещё раз начать с азов. Ведь каждая наука изучается последовательно: от простого к сложному. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» в любой момент можно «вернуться в прошлое» и пересмотреть занятия по предмету, который не понимаешь.
Лайфхак 2. Определите, в чём польза нелюбимого предмета
Не существует бесполезных наук (ну или, по крайней мере, их не проходят в школе). Нужно понять, какую выгоду может принести нелюбимый предмет, сейчас или в будущем. Например:
Чем конкретнее формулировка и больше прикладное значение, тем проще переломить отношение к нелюбимому предмету.
Лайфхак 3. Измените подход к изучению
В 1987 году новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг исследовал эффективность обучения старшеклассников. Он задался вопросом, почему от природы любознательные малыши постепенно охладевают к учёбе (по крайней мере, по некоторым предметам).
Флеминг разработал теорию, согласно которой человек познаёт мир сквозь призму пяти чувств, и разделил людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков (современные психологи выделяют ещё дигиталов).
Со временем в силу функциональной асимметрии мозга один из каналов восприятия начинает доминировать. Поэтому необходимо комбинировать разные способы подачи информации и типы заданий по нелюбимому предмету. Например:
Выясните, кто вы — аудиал, визуал, кинестетик или дигитал. В Сети множество тестов на определение преобладающего канала восприятия. Старайтесь изучать сложные темы по любому предмету в наиболее удобном для вас формате.
Допустим, вы кинестетик и испытываете сложности с биологией. Попробуйте смастерить модель клетки или макет классификации живых организмов. «Потрогав» тему, вам будет проще в ней разобраться.
Лайфхак 4. Найдите смежное с нелюбимым предметом хобби
Этот приём тесно связан с двумя предыдущими. Пересмотрев формат изучения нелюбимого предмета и отыскав его практическую пользу, вы начнёте им увлекаться.
Например, если вы не дружите с алгеброй и геометрией, займитесь спидкубингом, а если терпеть не можете историю, сходите на историческую реконструкцию.
Лайфхак 5. Заручитесь поддержкой наставника
Вам знакомо высказывание «Всё зависит от учителя»? Мол, у одного преподавателя можно быть отличником, а у другого съехать на «тройки». Педагогический талант действительно важен. Но влюбиться в любой предмет можно и в простом общении с увлечённым человеком.
Попробуйте подружиться с тем, кому нравится ваш проблемный предмет. Желательно, чтобы новый приятель был примерно вашего возраста и импонировал вам. Вдохновляясь общением, вы постепенно начнёте перенимать его интересы (а он ваши).
Если подружиться с антиподом не получается, заручитесь поддержкой старшего товарища. Такого, кому вы сможете пожаловаться на нелюбимый предмет или пообещать выучить параграф. Внимание и поддержка постороннего человека, а также ответственность перед ним — отличные мотиваторы при изучении любого предмета, который не понимаешь. В Домашней школе Фоксфорда таким человеком для вас может стать персональный наставник.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно