Как запомнить то что не запоминается
Как быстро выучить текст наизусть
Навык, который пригодится в учёбе и в подготовке к экзаменам
Скоро экзамен по литературе, а с поэзией, пересказами и цитатами — завал? Как быстро и легко выучить текст наизусть, чтобы без проблем использовать в сочинениях и аргументациях дословное цитирование? Есть несколько действенных техник, с которыми будет намного проще!
Методы запоминания текста
Выбрать наиболее эффективный лично для вас метод запоминания информации — первый шаг к успеху. На этом этапе нужно знать базовую классификацию приёмов: механические, рациональные и ассоциативные (или мнемонические). Самый выигрышный для вас вариант зависит от вашего типа восприятия информации.
Вы визуал и хорошо запоминаете образы? Попробуйте выстраивать ассоциации. Вам удобнее и проще воспринимать тексты вслух? Тогда используйте аудиозаписи во время учёбы. Для тех, кому важна тактильность, подойдёт механический метод — переписывание, а тем, кто любит схемы, блоки, таблички и упорядоченную информацию, лучше обратить внимание на рациональный метод составления плана.
Топ-5 способов быстро выучить текст
✍️ Переписывание
Метод запоминания, задействующий зрительную и моторную память. Используйте его, если вы проще и быстрее усваиваете информацию через визуальный канал восприятия.
🗓️ Составление плана
Этот метод удобен, когда текст нужно не воспроизвести дословно, а пересказать без потери смысла, сохраняя структуру и логические связки внутри него. Так вы не просто запомните текст, но научитесь быстро понимать смысл написанного, выделять главные мысли.
💿 Использование аудиозаписи
В этой технике запоминания совмещаются два метода — прослушивание и чтение текста. Её удобно использовать, если вы лучше запоминаете информацию на слух. Техника эффективна для заучивания наизусть текстов на иностранном языке. Она не только помогает запомнить информацию, но способствует улучшению произношения и развивает навык понимания иностранных слов на слух.
✏️ Метод пиктограмм
Эта техника задействует ассоциативную и зрительную память. Подойдёт людям с хорошим воображением и развитым визуальным каналом восприятия.
Похожий метод — интеллектуальная карта с использованием рисунков или изображений. Разница в том, что при создании интеллект-карты рисунки располагаются не один за другим, как предложения в тексте, а группируются вокруг центрального изображения, отражающего главную мысль текста.
Шуточный способ запоминания — с помощью эмодзи. Попробуйте пересказать написанное с помощью набора эмодзи в смартфоне, а потом воспроизведите текст, глядя на получившийся «рассказ в картинках».
📝 Комплексный метод
Основан на сочетании разных техник. Метод активизирует разные виды памяти: зрительную, слуховую и моторную. Используйте его, если вам не подошли предыдущие техники или нравится творческий подход и чередование разных приёмов.
Что запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как научиться лучше запоминать информацию: эффективные мнемотехники и советы психологов
Секреты памяти, о которых вы не знали.
Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня я расскажу вам, как лучше запоминать информацию. Применим на практике мнемонические упражнения и рекомендации экспертов в области памяти. А на десерт я приготовила список книг и онлайн-сервисов, которые будут вам верными помощниками.
Что нужно знать об устройстве памяти
Память – сложная психическая функция, с помощью которой мы усваиваем новые знания и приобретаем практический опыт. Наш мир никогда бы не стал таким, каким мы его видим, без невероятных возможностей нашей памяти.
Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов, в которых участвуют разные зоны мозга:
Запоминание – первое звено этой длинной цепочки. Любые ошибки и помехи на этом этапе сводят на нет всю последующую работу мозга. Как выглядит этот процесс изнутри?
Любая информация, воспринимаемая мозгом, вызывает отклик в нервной системе. Нейроны (специфические клетки мозга) возбуждаются и начинают обмениваться электронными импульсами. Проходя по нервным волокнам, эти импульсы оставляют следы и формируют нейронные пути. Большинство из них впоследствии разрушаются, остаются лишь те, что успели закрепиться.
Закрепление происходит в двух случаях: если стимул был очень сильный и если сигналы проходили по этому пути много раз подряд. В первом случае активизируется так называемое стрессовое запоминание, а во втором – запоминание посредством многократных повторов.
Наша задача – сделать так, чтобы нейронные пути закреплялись как можно быстрее и с наименьшими энергозатратами. Для этого необходимо знать некоторые особенности работы памяти и использовать их себе во благо.
Как научиться запоминать больше и быстрее: рекомендации психологов
Каждый человек обладает индивидуальными характеристиками памяти. Кто-то, например, от природы хорошо запоминает лица, пейзажи и другие зрительные образы. Кому-то легко запоминать информацию на слух, поэтому он знает наизусть все популярные песни.
Однако существуют общие закономерности, свойственные всем людям. Их мы и рассмотрим в статье. А также способы и приемы их развития. Я расскажу, что вам нужно делать, чтобы лучше запоминать любую информацию.
Сначала поймите, а потом запоминайте
Больной вопрос всех студентов: “Как учить материал так, чтобы в голове хоть что-то оставалось?” Ответ психологов: “Откажитесь от механической зубрежки”. Эффекта от нее очень мало, а ресурсов она съедает много. Даже если вам удастся в нужный момент воспроизвести выученный материал, надолго он в голове не задержится. Зачем же тратить время впустую?
Мозг хорошо запоминает ту информацию, что вызывает у него знакомые ассоциации или образы. Незнакомые слова для него – бессмысленный набор букв, от которого он сразу же попытается избавиться. Поэтому прежде чем пытаться запомнить что-то, убедитесь в том, что понимаете все до единого слова.
Если учите текст на иностранном языке, сначала полностью его переведите и выпишите незнакомые слова. Если имеете дело с узкоспециальной информацией, изобилующей терминами, потрудитесь в первую очередь узнать значение каждого из них.
Сокращайте, не теряя сути
Для того чтобы эффективнее использовать память, нужно научиться отсекать лишнюю информацию. Ресурсы мозга ограничены, поэтому глупо тратить их на второстепенную ерунду. Сокращайте информацию, прежде чем запоминать ее.
Поначалу вам может показаться, что отсекать нечего. Но это лишь первое впечатление. Очистите информацию от субъективных оценок и эмоций, уберите отвлеченные рассуждения, и останется самая суть.
Для тренировки советую завести аккаунт в Twitter и регулярно выкладывать туда свои мысли. Ограничение в 140 символов поможет вам развить краткость и лаконичность.
Проговаривайте вслух то, что пытаетесь запомнить
Этот метод в первую очередь подойдет тем, кто плохо запоминает наглядный материал. Читая вслух, мы получаем информацию сразу из двух анализаторов: визуального и аудиального. Соответственно, в ее обработке участвуют несколько отделов головного мозга и такая информация распознается как более важная.
Кроме того, чтение вслух требует дополнительной концентрации – у вас не получится читать и думать о чем-то отвлеченном. Значит, вы не упустите существенных деталей, и не придется перечитывать по десять раз. Также можно записать на диктофон ключевые слова и фразы и чередовать чтение с прослушиванием.
Мыслите позитивно
Если пытаться запомнить что-то с мыслью “У меня не получится”, тогда действительно ничего не получится. Вы должны верить в успех того, что делаете, иначе вся работа превратится в сизифов труд.
Даже если до экзамена осталась одна ночь, а вы только открыли билеты, настройтесь использовать возможности вашей памяти по максимуму. Все негативные мысли отсекайте и подбадривайте свою память приятными словами.
Повторяйте правильно
Мало один раз запомнить что-то, нужно еще эту информацию закрепить. Для этого нужны повторения. Психологи советуют повторять материал таким образом: сразу после заучивания, потом через 15–20 минут, затем через сутки и еще раз через 2–3 недели. Такой способ называется методом интервального повторения. На сегодняшний день он считается лучшим.
Также повторения требует любая нужная информация, которой вы долго не пользовались, но хотели бы сохранить. Например, английский язык, выученный в школе, математические формулы, столицы государств. Находите время, чтобы иногда “прогонять” себя по этим дисциплинам.
Делайте перерывы
Запоминание новой информации – напряженная умственная работа. Если не давать мозгу отдыхать, он очень быстро исчерпает все резервы. Поэтому не забывайте делать перерывы.
Качественный перерыв – это не переключение с чтения учебника на чтение новостной ленты в соцсети. Важно освободить тот анализатор, которым вы воспринимали информацию. Если читали, то освободить глаза, если слушали – уши. Лучше всего переключиться на двигательную активность – пройтись, сделать зарядку.
Делать перерывы нужно каждый час хотя бы по 10 минут. Поставьте таймер, чтобы случайно не пропустить это время.
Мыслите практически
Очень часто нам приходится запоминать абстрактную информацию, которая никак не связана с окружающей нас действительностью. Например, математические формулы, термины из гуманитарных наук.
Человеческий мозг – очень практичный орган. Несмотря на то что он может оперировать абстрактными категориями, запоминает он легче информацию, имеющую конкретное материальное выражение. Поэтому старайтесь связать с реальностью все, что вы пытаетесь запомнить.
Визуализируйте информацию
Графики, диаграммы, схемы, презентации отлично помогают в запоминании материала. Недаром в школе учителя часто прибегают к ним. Возьмите и вы на вооружение этих помощников.
Только не нужно слишком возиться с ними – выключите на время перфекциониста. Достаточно, если визуальные материалы будут понятны только вам.
Выбирайте правильное время для запоминания
Мозг наиболее продуктивен в ранние утренние часы – с 7 до 10. Затем внимание притупляется, сознание заполняют посторонние мысли, и мы начинаем отвлекаться. Успейте использовать это время с пользой. Лучше проснуться пораньше и позаниматься 3 часа, чем проспать до обеда, а потом мучить себя весь оставшийся день.
Второй по продуктивности пик приходится на вечер – с 8 до 11 часов. В это время хорошо повторять уже изученный материал. Пусть до отхода ко сну мозг будет занят обработкой поступившей информации. Когда вы уснете, этот процесс плавно перейдет на бессознательный уровень.
Техники эффективного запоминания
Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.
Ключевые слова
Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.
По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится. Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте.
Логические цепочки
Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.
Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.
Рифмы
Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.
Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.
Смотреть, обидеть, видеть.
Держать и ненавидеть.
Зависеть, слышать, гнать.
Вертеть, терпеть, дышать.
Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.
Аббревиатуры
Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.
Мнемонические фразы
Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:
Кстати, ничто не мешает вам самим придумывать такие фразы. Давайте вместе сочиним фразу для запоминания российских городов, в которых есть метро. Это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск. У меня получилось вот что: “Мальчик Саша ел суп и кормил несчастного носорога”. Теперь и вы попробуйте. Можете менять слова местами – порядок не важен. Жду ваши варианты в комментариях!
Эффект края
Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.
Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.
Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.
А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.
Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.
Ошибайтесь
Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.
В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.
Полезная литература
Конечно, мы рассмотрели далеко не все способы и секреты быстрого и эффективного запоминания информации. При всем желании я бы их не уместила в одной статье. Так что если у вас еще остались вопросы, то ищите ответы на них в книгах:
Онлайн-тренажеры для развития навыков запоминания
Напоследок я решила поделиться с вами сервисами для тренировки памяти. Их великое множество на просторах сети, новичок может запросто растеряться.
Викиум
Викиум – интернет-площадка, где собрано более 100 тренажеров для развития мозга, более 10 курсов разной направленности и несколько интересных тестов. Развивать можно память, внимание, мышление, логику, эмоциональный интеллект и многое другое.
Нам с вами в рамках работы над улучшением памяти будет интересен курс Мнемотехники. За 15 уроков вы освоите несколько эффективных методик запоминания, потренируетесь на специальных тренажерах и закрепите изученный материал на тестировании. Навыки, полученные на курсе, помогут вам запоминать до 100 объектов за час, держать в уме все пароли, легко учить иностранные языки и многое другое.
Битрейника
Битрейника – сервис с увлекательными играми для развития функций мозга. Если упражнения и тренажеры кажутся вам слишком скучными, то игры – это то, что надо. Они подойдут как детям, так и взрослым.
Расскажу про мои любимые:
BrainApps
Сервис BrainApps – просто кладезь материалов по развитию мозга. Здесь есть тренажеры (аж целых 52 штуки!), развивающие курсы, интересные тесты, задачки, а также блог с научно-популярными статьями.
Потренируйтесь на тренажерах, пройдите Курс для развития памяти. На нем вы научитесь не только эффективно запоминать информацию, но и сохранять ее в памяти надолго.
4Brain
На платформе 4Brain, в отличие от трех предыдущих, нет никаких тренажеров. Зато там есть огромный выбор курсов – как платных, так и бесплатных. И целая куча умных статей и полезных книг.
Начните с курса Развитие памяти: уроки запоминания – он бесплатный и доступен даже без регистрации. На нем вы узнаете об устройстве памяти, освоите несколько техник и научитесь применять их на практике.
Если понравится, можете пройти продвинутый платный курс Мнемотехники. На нем много практики и хорошо структурированная нескучная теория.
Заключение
Давайте подведем итоги. Правильно запоминать информацию нужно тоже учиться. Это не потребует от вас каких-то запредельных усилий – нужно всего лишь выделить время и проникнуться процессом. Кстати, развитие памяти лучше всего совмещать с развитием мышления, внимания, речи и других когнитивных функций. Так что не ленитесь и начните прямо сейчас. Делитесь статьей с друзьями – пусть они тоже не отстают!
15 лет назад жажда самопознания привела меня на факультет психологии Казанского университета, и все завертелось. С удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в сфере саморазвития, отношений, преодоления сложных жизненных ситуаций.
Как научить мозг запоминать прочитанное
Почему нужно перестать читать конспекты и как пользоваться индексными карточками
Как мы забываем
Немецкий психолог Герман Эббингауз изучал, как люди забывают бессмысленную информацию, например, набор слогов или чисел. В ходе экспериментов с добровольцами он выяснил, что через час испытуемые не помнят половины материала, а через месяц забывают до 80%. Для связных идей и концепций этот процент будет ниже, но динамика забывания сохранится. При этом наиболее быстро процесс забывания идёт в первые часы.
Что помогает запоминать
Как видно на графике, в первые 20 минут после урока или чтения книги можно запомнить более 4/5 значимой информации. Чтобы добиться такого результата, не нужно выписывать ключевые идеи из каждого абзаца и просматривать заметки. Чем меньше усилий, тем меньше вы запоминаете. Лучше прибегнуть к более эффективным способам: пройти тест или поделиться информацией с другими.
Эффект тестирования
Нейропсихолог Крис Бёрд из Университета Сассекса провёл эксперименты по запоминанию видеоконтента. Оказалось, что если попытаться вспомнить детали увиденного через неделю, то через 18 дней вы будете помнить примерно половину от возможного объёма. Если напрячь память в день эксперимента, вы запомните на 40% больше. Ответы на простые вопросы по горячим следам — в течение 20 минут после восприятия информации — помогают запомнить максимальное количество содержания. Этот феномен в психологии называется эффектом тестирования: он работает не благодаря подготовке к тесту, а только потому, что приходится обращаться к памяти.
Использование информации
Мозг по-разному работает с информацией, когда мы читаем текст или пытаемся его переосмыслить и реструктурировать. Как показывает исследование, проведённое в Университете Вашингтона, во втором случае информация запоминается прочнее. В ходе эксперимента участникам поручили изучить тексты. Одна группа готовилась сдать тест, а другую попросили подготовить обучающее занятие по прочитанному. Затем тест дали обеим группам, и «учителя» показали более высокий результат и смогли верно ответить на большее количество вопросов. Испытуемые второй группы систематизировали материал, поэтому лучше запомнили важные детали.
Эффект тестирования — вот что позволяет запомнить максимальное количество информации, если ответить на вопросы по тексту сразу после чтения. Обычно в школьных учебниках после каждой главы или темы идут «Вопросы для повторения». Многие их игнорируют — и зря! Если после параграфа даны ключевые понятия — стоит дать им определения и тут же проверить себя.
Как читать, чтобы запоминать
Метод SQ3R
Блогер-полиглот и студентка, изучающая нейронауку и образовательную психологию в Гарвардском университете Анастасия Кей советует использовать модифицированную методику SQ3R (Survey, Question, Read, Recite, and Review). Изначально методика была предложена американским психологом Фрэнсисом Робинсоном. Она включает следующие этапы работы с материалом: обзор, постановка вопросов, чтение, конспектирование, просмотр записей.
Survey — обзор материала.
Что бы вам ни предстояло читать, слушать или смотреть — статью, главу учебника или книгу — изучите его структуру. Прочтите заголовки и подзаголовки, просмотрите вводный абзац, графики, иллюстрации и заключение. Так вы получите первое представление о содержании, которое предстоит охватить.
К каждому заголовку и подзаголовку нужно задать вопрос. Например, если глава называется «Электрическая передача информации внутри нейрона», то вопрос может звучать так: «Каков механизм передачи информации внутри нейрона?». После такой работы ваш мозг акцентирует внимание на значимых моментах текста и информации, которую нужно получить в результате.
Read — чтение. Анастасия Кей предлагает читать текст так:
1. Выберите не более 4 страниц текста, который вы собираетесь прочитать. Обычно это логически цельный кусок: параграф, тема или глава.
2. Ещё раз сформулируйте вопрос, на который отвечает этот фрагмент и прочтите его, ничего не записывая.
3. По памяти воспроизведите ключевые положения прочитанного текста — они станут основой для следующего этапа. Загляните в книгу, чтобы проверить себя. Если вы не можете воспроизвести материал из кратковременной памяти, прочтите ещё раз и перечитывайте материал до тех пор, пока не сможете его пересказать.
4. Если у вас остались вопросы на понимание текста — запишите эти вопросы на полях или отдельной странице. Если появилось желание в чём-то более подробно разобраться, уточнить понятия — запишите и выделите свои вопросы и новые термины.
5. Сформулируйте важные идеи в виде вопросов и зарисуйте схемы. Поскольку тестирование крайне эффективно для запоминания текста, пусть конспект представляет собой небольшую проверочную работу для вас самих. Вместо того чтобы писать утверждения и ответы, пишите вопросы. Например, Анастасия составляет и нумерует вопросы к абзацам, а затем ставит тот же номер возле строчки текста с ответом. Настя перерисовывет схемы и рисунки, но не подписывает элементы, чтобы каждый раз вспоминать структуру и механизмы самостоятельно.
Если вы работаете в группе или вместе с одноклассниками готовитесь к экзамену, можно меняться своими проверочными вопросами, чтобы охватить материал более детально и разнообразить учёбу.
Ответьте на вопросы, которые вы составили и прокомментируйте схемы. Обязательно проверьте себя по учебнику. Эта работа имеет критическое значение сразу после чтения. Если не выполнить мини-тест, уже через 20 минут вы забудете пятую часть изученного, а на следующий день будете помнить только треть информации.
Как запомнить надолго
Интервальные повторения
Поскольку с течением времени информация забывается, цель повторения — освежить материал в памяти. Когда мы изучаем новое, клетки мозга соединяются друг с другом. Если мы пользуемся полученными данными, по пути соединения нейронов проходит сигнал. Чем чаще мы вспоминаем информацию, тем более «проторённая» дорога между нейронами. Если информация не востребована, связь между клетками постепенно слабеет и, в конце концов исчезает. Чтобы этого не допустить, нужно повторять изученное.
Первый раз необходимо повторить материал сразу после чтения. Второй раз — через три часа. На досуге можно поделиться наиболее интересными или удивительными фактами с друзьями и близкими — так вы ещё раз закрепите усвоенное. Затем нужно постараться вспомнить информацию на следующий день, потом через два дня и через неделю. После этого интервал следует удваивать, пока не дойдёте до частоты повторения 1 раз в два месяца. Так вы сможете держать данные в голове до тех пор, пока они вам нужны.
Индексные карточки
Анастасия Кей рекомендует пользоваться карточками, на одной стороне которых вопрос, понятие или неполная схема, а на другой — недостающая информация. Их называют индексными или флеш-карточками. Карточки можно организовать в колоды в зависимости от частоты повторения. Их легко брать с собой, чтобы использовать в дороге или перебирать в свободную минуту.
Важно, чтобы вопросы на карточках были конкретными, не просто «митохондрия», а «какой размер митохондрии». Если удобно, можно пользоваться приложениями для создания флеш-карт.
Преподавание
Школьные учителя и университетские преподаватели блестяще знают содержание своих курсов. Дело в том, что в ходе подготовки к занятиям педагоги обдумывают материал, подбирают иллюстрации и задания для учащихся — то есть постоянно пользуются своими знаниями. На уроке преподаватель снова обращается к памяти, чтобы преподнести информацию группе. Благодаря социальным сетям любой школьник может давать свои уроки, чтобы лучше закрепить выученный материал.
Делитесь знаниями в инстаграме или ютьюбе, давайте эфиры во «Вконтакте» или создавайте опросы и тесты для сверстников. Подготовка видео поможет не только прочнее запомнить принципы и факты, но и развить навыки публичных выступлений.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter