Каватина что это такое в музыке
Значение слова «каватина»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КАВАТИ’НА, ы, ж. [ит. cavatina] (муз.). Небольшая лирическая ария, мелодичный сольный номер в опере. К. для тенора.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кавати́на
1. муз. небольшая ария лирико-повествовательного характера в опере или оратории
2. муз. небольшая инструментальная пьеса или её часть певуче-мелодического характера
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова провиантский (прилагательное):
Синонимы к слову «каватина»
Предложения со словом «каватина»
Цитаты из русской классики со словом «каватина»
Сочетаемость слова «каватина»
Понятия, связанные со словом «каватина»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «каватина»
Её томная каватина, где проявлялось всё богатство красок голоса певицы, была полна восточной неги.
И вроде пробы, как бы шутя, проиграл знаменитую каватину из «Нормы».
Льётся чудная каватина. Солидный господин из партера еле заметно подмигивает господину в ложе бельэтажа.
Синонимы к слову «каватина»
Сочетаемость слова «каватина»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
КАВАТИ́НА
Том 12. Москва, 2008, стр. 351
Скопировать библиографическую ссылку:
КАВАТИ́НА (итал. cavatina; уменьшит. от cavata, букв. – извлечение, выкапывание), небольшая ария в опере и оратории. Произошла от каваты (заключит. раздел речитатива в опере, оратории, кантате 2-й пол. 17 – 1-й пол. 18 вв.). Для К. характерны простая песенная мелодика, безрепризная форма (в отличие от 3-частной арии da capo). Один из ранних образцов – в опере «Монтесума» К. Г. Грауна (1755). К жанру К. обращались В. А. Моцарт (К. Фигаро, Графини, Барбарины в опере «Свадьба Фигаро»), Й. Гайдн (К. Луки, Ханны в оратории «Времена года»). В 1-й пол. 19 в. К. часто называли выходную арию в опере (К. Фигаро в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини, К. Антониды в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки). В 19–20 вв. встречаются К. как с виртуозной вокальной партией (К. Розины в «Севильском цирюльнике»), так и К. лирич. характера в умеренно медленном темпе (К. Нормы в опере «Норма» В. Беллини), некоторые представляют собой развёрнутые арии (К. Людмилы в опере «Руслан и Людмила» Глинки, К. Кончаковны в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина, К. Алеко в опере «Алеко» С. В. Рахманинова). К. может называться также небольшая лирич. инструментальная пьеса (К. для тромбона и фп. op. 144 К. Сен-Санса) или часть цикла (2-я часть струнного квартета B-dur op. 130 Л. ван Бетховена).
Каватина
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Каватина» в других словарях:
КАВАТИНА — (ит.). Небольшая ария, прерываемая речитативом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАВАТИНА ит. cavatina, от cavata, род песни. Небольшая ария, прерываемая речитативом. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
каватина — См … Словарь синонимов
КАВАТИНА — КАВАТИНА, каватины, жен. (итал. cavatina) (муз.). Небольшая лирическая ария, мелодичный сольный номер в опере. Каватина для тенора. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КАВАТИНА — (итал. cavatina) небольшая сольная вокальная пьеса лирического характера в опере и оратории … Большой Энциклопедический словарь
КАВАТИНА — КАВАТИНА, ы, жен. Небольшая оперная ария, обычно лирического характера, а также напевная инструментальная пьеса. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КАВАТИНА — жен., итал. коротенькая ария или напев (одноголоска), которою прерывается речитатив, говорок, в опере. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Каватина — (cavatina или cavata) краткая, несложная по форме ифактуре ария, с одной темой нежного характера, умеренного движения.Небольшой речитатив предшествует К. Н.С … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Каватина — (итал. cavatina, уменьшит. от cavata кавата, от cavare извлекать). 1) В 18 в. короткая сольная лирич. пьеса в опере или оратории, обычно созерцательно задумчивая по характеру. Возникла из связанной с речитативом каваты начала 18 в.… … Музыкальная энциклопедия
Каватина — (итал. cavatina, от cavare, буквально извлекать) сольная лирическая пьеса в опере и оратории. В 18 в. обычно носила созерцательно задумчивый характер и отличалась от арии большей простотой, песенностью мелодии и скромностью масштабов. В 1 … Большая советская энциклопедия
каватина — ы; ж. [итал. cavatina] Одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. * * * каватина (итал. cavatina), небольшая лирическая ария в опере и оратории. * * * КАВАТИНА КАВАТИНА (итал.… … Энциклопедический словарь
Из чего состоит опера: каватина
Продолжение проекта Сергея Ходнева, в котором рассказывается о том, из каких компонентов состоит опера, почему они появились и чем интересны современному слушателю.
Часть четвёртая: каватина.
Каватина — сольный вокальный номер, род арии, в классической опере первой половины XIX века (итальянской, французской, русской) выделяющийся не столько особым складом, сколько особой функцией: чаще всего каватина — это выходная ария, призванная выгодно презентовать того или иного оперного героя.
Музыкальная и околомузыкальная терминология — вещь часто нелинейная, вернее сказать, наделенная совсем не той линейностью, которой от нее ожидаешь. Скажем, названия смычковых струнных в итальянском языке образованы от слова viola с прибавлением разнообразных суффиксов — и, в принципе, это понятно, учитывая, что с разнообразных виол, от басовой до дискантовой, славная история этих инструментов когда-то начиналась.
Но посмотрите, как эти суффиксы распределились. Альт — это просто “виола”, viola. Скрипка — violino, “маленькая виола”, “виолочка”. Контрабас — violone, “большая виола”, “виолища”. Еще один инструмент, виолончель, пришлось втискивать в этот ряд, склеив сразу два суффикса, увеличительный и уменьшительный: violoncello — это “маленькая большая виола”.
В слове “каватина” тоже слышится нечто уменьшительное. И действительно, соответствующий “большой” термин — “кавата” — одно время был в ходу, только это было в XVII веке, тогда новые формы музыки только искали себе названия: что-то прижилось, что-то нет.
У каваты могла бы быть столь же блестящая будущность, как и у кантаты, сонаты, токкаты: среди значений слова cavare (добывать, доставать, вырывать, выкапывать — это тот же корень, что и в слове “экскаватор”, например) было и “извлекать звук”. Однако не вышло.
Логика тут не работает: этимологически каватина — это маленькая кавата, но что же может быть меньше, чем крошечная, зачаточная ария, точнее даже ариозо, небольшая распевная “мораль” в конце длинного речитативного монолога.
В опере конца XVIII и первой половины XIX века каватина — номер, может, и не самый грандиозный, но зато, как правило, довольно эффектный — вспомните хотя бы Фигаро из “Севильского цирюльника”, выходящего на сцену со своим “Largo al factotum della citta”.
Ключевые слова тут — “выходящего на сцену”: для композиторов того времени каватина — это прежде всего выходная ария, способ презентовать зрителю впервые появляющегося ключевого персонажа, а заодно и возможности того певца, которому эта роль поручена.
Многим позднее, уже на ущербе романтизма, вдруг выяснилось, что создатели опер на самом деле не слишком и нуждаются в каватине как приеме что музыкальной драматургии, что сюжетной.
Заставить персонажа являться перед аудиторией с этаким транспарантом, сходу исчерпывающе и прямолинейно сообщавшим, кто он таков, какого он нрава и что тревожит его душу — это все-таки отдавало архаикой.
В “Отелло” Верди саморазоблачительного монолога Яго слушателю приходится ждать до второго акта, но будь эта опера написана не в 1880-е, а четырьмя-пятью десятками лет ранее, у Яго наверняка был бы шанс выговориться раньше.
Особенно если на примете у композитора был певец, который рассчитывал на такую любезность со стороны автора. И если театральному менеджменту в момент премьеры было очевидно, что для кассы такая любезность тоже будет благоприятна.
Вот здесь уже все линейно и логично. Главный товар в опере — пение, вернее сказать, умение певца впечатлить и взять за живое; но в ситуации, когда большая часть присутствующих в зрительном зале занята в основном светскими визитами из ложи в ложу, болтовней и лорнированием друг друга, когда опера тем не менее остается, по словам Жорж Санд, “опасным поприщем, где не жюри и не знатоки, а публика держит в одной руке пальмовую ветвь, а в другой свисток”, певцу нужно, чтобы его первый выход был обставлен особенно торжественно.
Отсюда, собственно, и вся индустрия выходных арий, которыми еще в конце XVIII века (чему позднейшие мастера оперного театра искренне ужасались) нередко бывали вдобавок так называемые arie di baule, “чемоданные арии” — то есть впечатляющие вокальные пьесы, которые та или иная оперная звезда знала назубок, в которых умела как следует блеснуть и которые, словно багаж, таскала за собой со сцены на сцену.
Так, к примеру, знаменитый сопранист моцартовских времен Луиджи Маркези требовал, чтобы в любой опере какого бы то ни было содержания ему позволяли исполнять при первом появлении на сцене одну и ту же арию (рондо “Mia speranza, io pur vorrei” Джузеппе Сарти).
Времена, когда оперная знаменитость могла требовать от композитора (либо капельмейстера) настолько значительных уступок или хотя бы компромиссов, давно прошли. Композиторы второй половины XIX века уже предпочитали другие способы обрисовать своих главных героев в момент их знакомства со слушателем (лейтмотивы, например).
Вдобавок в современном оперном театре этим героям, как правило, предлагается и довольно плотный режиссерский текст: вкупе с теперешним этикетом, предполагающим, что ни на какие социальные обязанности отвлекаться от сцены зрителю негоже, это гарантирует, что важный персонаж не появится на сцене незамеченным.
Но сами каватины, разумеется, не стали в результате анахронистичной музыкой проходного значения. Напротив, часто бывает так, что именно по ним-то соответствующую оперу и знают: честные старания композиторов отметить именно эти эпизоды несомненным вокальным хитом тому порука.
Портретная каватина. «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта (1786)
“Свадьба Фигаро” — пример классицистской оперы-buffa, где каватины оказываются зеркалом, которое умудряется отразить и характер героя, и обстоятельства, заставшие его в момент завязки, и даже его будущий modus operandi. В “Se vuol ballare” Фигаро сардонически грозит в конце концов обвести хозяина вокруг пальца, а “Porgi amor” — портрет Графини, которая теперь уже не зелье-баловница Розина из “Севильского цирюльника”, а меланхоличная дама, чувствительно расстроенная собственной брачной жизнью.
Героическая каватина. «Танкред» Джоаккино Россини (1813)
Рыцарь Танкред, возвращающийся после изгнания в родные Сиракузы, почтен удачным и знаменитым номером: его каватина “Di tanti palpiti” моментально стала обожаемым шлягером и до сих пор любима россиниевскими меццо-сопрано.
Божественная каватина. «Норма» Винченцо Беллини (1831)
Прагматически задача арии “Casta diva” как будто бы незатейлива: показать главную героиню в торжественном ореоле друидской жрицы, молящейся “целомудренной богине” — Луне. Но музыка — и это на самом деле в подобных случаях возникает вовсе не так редко — эту задачу перерастает.
Вразрез с чисто формальными функциями каватины как таковой, именно “Casta diva” стала для многих не просто главной и самой известной арией Беллини, но и своего рода символом итальянского бельканто (а отчасти и итальянской оперы вообще).
Русская каватина. «Руслан и Людмила» Михаила Глинки (1842)
При всем стилевом и колористическом новаторстве, оперы Глинки строились по канве привычных для публики схем белькантовых музыкальных драм.
Каватины — не исключение: их композитор с явным удовольствием выписывает для самых важных и самых интересных своих героинь.
Например, для Людмилы, чья каватина “Грустно мне, родитель дорогой” — развернутый номер, элегантно соединяющий русский фольклорный мелос и итальянский вкус к виртуозным фразам, чистую лирику и шаржи на неудачливых женихов героини.
Каватина это: примеры знаменитых каватин из опер
Что такое каватина
В инструментальной музыке каватина – это коротенькая пьеса. Обычно такие произведения имеют не слишком быстрый темп. Исполняются они очень певуче, словно это песня, только для музыкального инструмента. Например, Людвиг ван Бетховен Adagio molto espressivo из струнного квартета B-dur. Но в инструментальной музыке этот термин всё-таки используется редко.
Слово каватина имеет итальянские корни. Оно является уменьшительной формой от cavata (кавата), которая происходит от cavare (каварэ), что означает «извлекать».
Главным образом термин этот употребляется в оперной музыке. Каватина – это ария, небольшая по размеру (обычно это один куплет, которому предшествует короткое инструментальное вступление), лёгкая, имеющая лирический характер. Исполняется, как правило, созерцательно-задумчиво. Отличается от обычной арии тем, что она более проста, гораздо скромнее по масштабам и в ней редко используются текстовые повторы и колоратура. Темп каватины обычно небыстрый.
В конце 18-го века зачастую становилась выходной арией главного персонажа оперного спектакля. С 19-го века получили распространение каватины, виртуозные в исполнении, а также умеренно-медленные по темпу. Кроме того, такие, мелодии которых больше похожи на песню. Ярким примером последнего типа являются две каватины Й. Гайдна из оратории «Времена года», одна из них принадлежит героине Агате, а другая – Антониде. Музыкальные произведения этого жанра, созданные в 19-м веке, более свободны в своём построении и намного масштабнее, чем те, которые были приняты в веке 18-м. Существуют также каватины, которые по форме являются ариями.