Кавер бэнд что это
Мифы, легенды и факты из мира кавер-бэндов: что важно знать
Кавер-версии песен с каждым годом пользуются все большим спросом. Какими особенностями они обладают.
Кто такие кавер-бэнды? К ним относят исполнителей, которые поют чужие песни, и исполнителей, которые создают свои композиции на основе чужих. Сложно определить, что же у них всех общего, благодаря чему они попали в одну категорию. Именно поэтому вокруг кавер-бэндов формируется так много мифов, легенд и недопонимания.
Появление кавер-версий песен началось еще в 60-х годах. Тогда они создавались даже в репертуарах групп, чьи композиции сегодня знают миллионы. Были даже случаи, когда кавер-исполнение становилось более популярным, чем его оригинальная версия, что уж точно не характеризует кавер-направление как серую и скучную массу тех, кто перепевает чужие песни.
То, что они могут исполнить любую песню. Это оспорить сложно. Но есть tribute бэнды. Такая кавер группа исполняет песни только одного исполнителя. Например, Mini Kiss, которые переигрывают хиты группы Kiss. Только вот у этой группы тоже есть своя особенность. Все ее участники карлики, из-за чего в названии группы используется Mini. Есть еще много примеров, когда исполнители каверов удивляют зрителей своими особенностями. AC/Dshe – женская версия AC/DC, Beatallica, участники которое переисполняют песни «Битлз» на манер «Металлики» и другие. То есть мы не можем говорить, что кавер-бэнды – это только исполнители чужих песен. За каждым из них стоит своя история, индивидуальность и неповторимость.
В чем же состоит их творчество? Кавер-бэнды могут создавать новые версии старых хитов, давая им новую жизнь при помощи обновления музыки или текста, а также могут приносить что-то свое авторское в исполнение популярных сейчас композиций. Бывают даже случаи, когда в основу кавера ложится давно забытая современным обществом народная песня в современной обработке или вместе с более современной.
Сегодня есть много кавер-бэндов. Кто-то уже достиг своей популярности и обзавелся поклонниками, а кто-то только начинает свой пусть, но стоит помнить, что все они приносят частицу себя и своего творчества в эстрадное искусство. Сейчас выступления кавер-групп пользуются большой популярностью. Они действительно заслуживают нашего с вами внимания.
Что такое кавер версии песен и cover band (группы)
Вы узнаете, что такое кавер группа и cover версия известных песен. Расскажу, в каком формате исполняется, и для чего все это делается. Дам советы по заказу исполнителя и информацию по ценам. Также затронем проблему авторского права.
Что такое кавер
На раннем этапе развития популярной музыки понятия «кавер версии» и вовсе не существовало вовсе. Тогда вся эстрадная музыка 30-50-х годов базировалась на нескольких десятках стандартов. Они бесконечно перепевались многими исполнителями.
Эта традиция имела крепкие позиции вплоть до середины 60-х. Первые два альбома The Rolling Stones почти целиком состоят из каверов.
К началу 70-х годов covers стали относительной редкостью. Новое поколение музыкантов предпочитало писать свои уникальные песни. Они лишь изредка отдавали дань уважения кумирам своей кавер версией известных хитов.
Тем не менее, ряд молодых групп того времени умело пользовалось каверами. Например, Deep Purple сделали себе имя в США именно благодаря чужим композициям.
В целом отказ от каверов на популярные песни существенно сдвинул вперед саму музыку. Появились десятки свежих супер хитов, к нашему времени ставших уже классикой.
Вначале 70-х благодаря Дэвиду Боуи и Брайану Ферри появился жанр иронической кавер версии. Он пользуется почетом по сей день.
Например, «Faith» Джорджа Майкла в трактовке Limp Bizkit. Или «Satisfaction» The Rolling Stones в исполнении Бритни Спирз.
Кавер версии известных песен
Известно немало кавер версий известных песен, напрочь затмивших оригиналы по качеству и популярности. Удачный и лучший cover может вернуть к жизни старую песню. Это случилось с «American Pie» Дона МакЛина, которую спела Мадонна.
[bctt tweet=»В таких стилях, как rockabilly, blues и soul жанр cover version очень значим. Он подчеркивает неразрывную связь времен и «вечную молодость» музыки.» username=»Muzrock_com»]
А некоторые артисты (Брайан Ферри, Майкл Болтон, UB40) неоднократно выпускали cover альбомы. Тем самым обращали внимание слушателей на свою привязанность к корням.
Существуют также кавер бэнды, принципиально исполняющие только cover версии своих любимцев. Например, английская группа The Jamm играет только песни The Jam.
Кавер группы
Понятие кавер групп (cover band) появилось в 60-х годах. Тогда начали зарождаться крупные артисты такие, как The Rolling Stones, Джо Кокер и другие. Они в своих вариациях перепевали на то время известные композиции 50-х годов.
Многие популярные артисты начинали именно с каверов и за счет них получали известность. Так можно было хорошо стартануть на то время. Ведь перепевались довольно всем известные песни.
Есть три вида групп:
Зачем копировать?
В первую очередь, это профессиональный рост. Музыкантам это нравится, и они получают от этого удовольствие. У каждого есть свой любимый исполнитель, композиции которого хочется исполнить.
Второе, это возможность билетных концертов. Можно организовать концерт требьют группы и собрать неплохую аудиторию по билетам.
Жанры исполнения
В репертуаре одной кавер группы могут быть композиции совершенно разных музыкальных жанров. Все зависит от потребностей рынка.
Зачастую все диктуется возрастной аудиторией того или иного мероприятия. Для людей постарше коллектив будет играть более взрослые композиции. Это, во-первых.
Во-вторых, работа с композициями — это непрерывный процесс.
Как быстро меняются позиции в чартах, также быстро профессиональные кавер бэнды разучивают новые композиции. Чтобы более достойно подготовить современную композицию, профессионалам хватает недели.
Кавер музыка и авторское право
Одним из проблем, с которыми сталкивается группа при исполнении кавер музыки, это соблюдение авторского права.
С точки зрения закона, исполнитель должен заключить договор, по которому имеет право исполнять данную композицию. Если сами собираете у себя слушателей, то часть дохода вы обязаны отдавать автору оригинала. Например, 5%.
Если же группа заключила договор с компанией, которая у себя организует мероприятие, то ничего платить не нужно. Вся ответственность ложиться на заведение. Оно должно оплачивать базовые величины по количеству посадочных мест.
Стоит сказать, что в странах СНГ этот момент с авторским правом не слишком актуален. Крайне мал шанс, что правообладатель песни заявит на исполнителя.
Но на этом история может не закончиться! Дело может дойти еще и до суда. А там суммы еще больше.
Ну а так контроль с авторским правом тут минимален. Можно исполнять свободно, но до поры до времени. Конечно же, нужно соблюдать некоторые осторожности. Свободно гастролировать и распевать чужие материалы я бы не советовал.
Человек, который хочет исполнить кавер, может просто получить разрешение от правообладателя на безвозмездное использование. Либо они могут договориться на доходы от песни на какой-то срок.
Формат кавер бэндов
Есть классический формат кавер бэндов. Это барабаны, бас гитара, соло гитара, клавиши и вокалист. Наибольшей популярность пользуются группы, где есть женский и мужской вокал. Потому что одним вокалом невозможно исполнить тот набор популярных композиций, который необходим заказчику.
Ну и конечно же, чем больше инструментов, тем лучше. Звук становится более насыщенным и интересным. И чем меньше вмешательство плэй бэков, тем лучше аудитория воспринимает исполнение.
Есть несколько форматов выступления:
Как заказать cover группу
Стоит сказать, что у каждой нормальной cover группы обязательно присутствует своя страница в социальных сетях. Например, Вконтакте, Фэйсбук, Инстаграмм и так далее.
Как правило, там можно посмотреть варианты живых выступлений. И именно по живому (не по студийному) я рекомендую оценивать исполнителя. Так вам будет сразу все понятно.
Ведь в студийном все почищено. Поэтому оно всегда звучит классно. А вот в живом такого нет. Там обмануть не получиться.
Вообще, цена на заказ кавер бэнда зависит от жадности самого агентства. Это если вы через него покупаете.
А вот коллективы стараются выстраивать свою стоимость исходя из своей популярности, опыта и возможностей. То есть, на сколько они себя оценивают. И это зачастую не зависит от количества участников в коллективе.
Есть коллективы по три участника, и они берут по 1 000 у.е. А есть, где 8 участников и при этом дешевле.
Если заказывать через агентство, то будет дороже. Но зато проще. Вам не нужно будет тратить свое время. Если заказывать напрямую к исполнителю, то будет дешевле. Но при этом вам нужно потратить время на отбор подходящей группы и договор с ней.
Заключение
[bctt tweet=»Сказать «он сделал cover version» можно только о том артисте, который сам приобрел известность, как оригинальный исполнитель.» username=»Muzrock_com»]
Это не относится, например, к Элвису Пресли, Шер или Джо Коккеру, все альбомы которых, за редким исключением, заполнены чужим материалом.
Иногда можно встретить неправильное употребление выражения «сделать аранжировку» в значении «сделать кавер версию». Аналогично слово «ремейк» правильнее будет относить к кино, чем к музыке.
А на этом все! Теперь вы знаете, что такое кавер на песню и почему этим занимаются многие группы.
«Некоторым музыкантам лучше пойти работать на завод»
Музыкальный продюсер, композитор, музыкант Евгений Борисенко пребывает в недоумении – почему группы исполняют кавера на кавера, даже не догадываясь об этом. Он также констатирует, что сейчас играть плохо стало нормой, объясняет, кто в этом виноват, и почему за мировыми хитами гнаться бессмысленно.
Кавер-бенд – бесперспективное предприятие
Кавер-группы во все времена на 99% – это усредненный продукт. Они никогда не будут качественными, потому что нет смысла вкладывать в это силы и средства. Если кавер-группа будет очень хорошо играть, то её гонорар будет сопоставим с гонораром звезды. Заказчик может выбрать не в пользу первых. Потому кавер-бенд – бесперспективное предприятие, в котором есть определенный предел профессионализма. Настоящий профи будет стремиться искать другую работу, например, собственный авторский проект или сотрудничество с какой-то раскрученной звездой, театр. А уже при этих работах как дополнительный доход можно и поиграть кавера.
Мировая практика такова, что все начинали с исполнения чужих хитов и постепенно замещали их собственным творчеством. Элтон Джон говорил, что свой путь к успеху ты начинаешь с работы в ресторанах и клубах. Если людям нравится то, что ты делаешь, можешь предложить им свою песню и в случае её успеха следующую. Музыканты кавер-групп часто начинали как исполнители своих песен, но, не находя отклика у слушателя, меняли ориентир на кавера. Мол, мы пробовали петь свои песни, но людям это неинтересно, они не знают их, им нужны уже известные хиты. А я таким говорю: “Вы должны писать песню, конкурентоспособную с теми хитами, которые вы исполняете! Чтобы люди сказали: «Так их песня ничем не хуже популярной!»”. Проще всего же сказать, что народ не принимает. Так ты заведи зал незнакомой песней, это несложно, если есть хорошая. А хорошую нужно уметь создать, тут и проблема.
Занятие музыкой – или это твое, или нет. На профессионализм и наличие таланта не влияет, получаешь ты специальное образование или нет. Тебя могут научить делать что-то технично, с определенным набором знаний. Но если нет таланта, это бесполезная трата времени.
В лучшем случае, станешь хорошим технарем с навыками. Поэтому некоторым «музыкантам» я бы посоветовал пойти работать на завод, в музыке им делать нечего. Это звучит грубо, согласен. Но по-другому объяснять не получается. |
Играть плохо стало нормой
И на это есть две причины. Первая. В советские годы кто попало на официальную сцену выйти не мог – нужен был диплом, остальное называлось самодеятельностью. Ситуация в фильме «Асса» как раз об этом. Герой Виктора Цоя приходил в ресторан и уходил ни с чем после того, как ему зачитывали перечень требований к ресторанному музыканту. Эстрадные отделения в музыкальных училищах открылись только потому, что в ресторанах требовали дипломы о музыкальном образовании. Нужны были «корочки» на государственном уровне, многие поступали в основном за формальным образованием уже умеючи играть вполне профессионально. Это продолжалось довольно долго. Потом закончилась цензура, и на сцене наряду с талантливыми представителями андеграунда появились амбициозные дилетанты, которые сказали: «Мы и сами можем писать песни, играть и петь». Во многих жанрах таким образом планка упала, включая классическую музыку.
Вторая причина. Музыка на аудио- и видеоносителях перестала стоить тех денег, которые она стоила раньше. В эпоху винила нужно было в субботу прибыть на «тучу» (так назывался стихийный рынок по продаже и обмену грампластинок) и умудриться что-то достать в основном не для коллекции носителя, а чтобы переписать на бобину или кассету. Потом продавали или меняли. Это было во времена моих родителей, но я тоже его застал немного. Был счастлив потратить три стипендии и скромную зарплату на одну такую пластинку. Слушал эту музыку внимательно, снимал партии и учился. Я считал для себя неэтичным не знать и классическую музыку, и джаз. Да, будучи подростками, мы с друзьями слушали рок – тогда рок был популярен. Но также покупали пластинки с Бахом и Вивальди, Майлзом Дэвисом. Слушали и снимали с пластинок их творчество тоже (по незнанию нот). Эта эпоха завершилась.
Сейчас у молодежи есть возможность скачать бесплатно все альбомы любого исполнителя разом, послушать их скипом, небрежно, неосновательно, не до конца. Это и способствует тому, что и как молодые играют впоследствии. Как бы оно, но поверхностно. В лучшем случае, хорошее звукоизвлечение (редко слышу), техника исполнения, вокальное исполнение. |
Оттого куда больше нынче стала востребована профессия звукорежиссера. Раньше музыканты, выходя на сцену, играли честно, а звукорежиссеру оставалось только чуть-чуть подкорректировать картинку. А теперь чаще главный тот, кто умеет из любого г*** делать конфетку.
Кавера на кавера
Репертуарных групп, которые выходят за рамки, немного. Тот, кто играет на инструменте недолго и думает, что может исполнить всё, кроме мейнстрима не знает ничего. И считает мейнстрим эталоном. Это всего лишь уровень знания музыки таких «спецов». Репертуар кавер-групп очень похож. С одной стороны, это оправдано спросом. Заказчики хотят слышать знакомую мелодию. Но не стоит думать, что обыватель глуп. Среди заказчиков много тех, кто играл на инструменте в молодые годы. Я помню одно мероприятие… Уже была выставлена аппаратура для музыкантов, когда ко мне подошли несколько бизнесменов и сказали: «У нас дома аппаратура лучше стоит. Мы знаем людей, у которых есть качественнее. В следующий раз возьмите у них, потому что такая-то и такая-то аппаратура здесь больше стоять не должна».
В большинстве своем команды исполняют вовсе не кавера, а… кавера на кавера, даже не подозревая об этом! Когда играешь кавер на кавер, есть большое поле для фантазии и юмора. А когда артисты считают, что I will love is love you – это Уитни Хьюстон, тогда возникает много вопросов. Многие хиты не являются первоисточниками. И когда их переигрывают, получается заведомо лажа, потому что музыканты не понимают, что играют. Другой пример. Все привыкли играть «Видели ночь» в варианте группы Zdob si Zdub. Этот коллектив, взяв песню группы «Кино», сделал из нее молдавско-цыганский вариант специально для проекта «Нашего Радио» – «Кинопробы». Но это была их версия – их шутка. Сейчас же многие считают, что версия Zdob si Zdub – это оригинал и ориентируются на нее. Музыканты чаще и знать не хотят о первоисточнике. Иногда доходит просто до абсурда. Кто-то думает, что «А я милого узнаю по походке» это песня Гарика Сукачева, потому что кто такая Алла Баянова современный музыкант не знает. Это даже не ее песня, она ее просто пела.
Чтобы спеть кавер один в один или сделать оригинальную аранжировку, нужно потратить много времени и сил. И то, и другое является в высшей степени результатом! Сыграть «в нуль», когда говорят, так это ж оно – это искусство. Чаще всего музыканты к этому не готовы и самоуверенны на данный счет. Не дотягивают до духа восприятия. |
Чтобы сделать «в нуль», для начала нужно элементарно просто предположить, о чем мог думать музыкант в момент записи этого произведения. У него есть своя биография, определенный момент в жизни, настроение… Всё это является важными факторами этой записи. Для создания чего-то оригинального кавер-группа должна иметь собственное лицо. Оригинальничать просто так не имеет смысла. Только с опытом ты можешь играть чужое и слышать больше.
Пытаться догонять бесполезно
Неоправданные амбиции – самая большая проблема молодых групп. Они туманят голову. Думать, что ты хорош, пагубно в принципе, даже если это так. Лучше думать, что ты каждый день чему-то учишься. Сколько раз я уже слышал фразы типа: «Что мешает молодым группам попасть на радио? Вот они ходят на радио, их не берут, надо помогать, что-то делать…». Я говорю: «А молодые группы не пробовали просто песни нормальные написать, чтоб они кому-то понравились? Чтобы им сказали: «У вас классная песня, но на радио ее не возьмем уже по каким-то другим причинам. Чтобы им сказали про хорошую песню, а не просто, что их не берут, и тогда уже говорить о помощи?». Сейчас столько всего в интернете, люди сами лучше радио знают, что им слушать. Но это и должно подстегивать – изобилие выбора. Одинаковых – масса. Сделай что-то, чтобы выделиться и запомниться хотя бы на несколько месяцев.
Потерялась связь поколений, молодые не хотят учиться у более опытных, полагая, что музыка началась с них, а до них было «старье». Сейчас группы неплохо играют, но пусто всё, слушать нечего. Они не понимают, зачем выходят на сцену. Раньше музыканты играли плохо, но понимания было больше. Ты мог им простить плохую игру, потому что они студенты вуза, и в этом было что-то ещё, интеллект, например.
В первую очередь музыканты должны знать наизусть свой фольклор, а не песни на языке, который они не понимают. Вот поймешь собственный фольклор, тогда тебе будет понятно всё остальное. Я не против иностранных песен, но не отношусь с чрезмерным пиететом к исполнению иностранного репертуара, когда не знают своей культуры. |
Наше с закосом на не наше – это довольно смешно. Играть «фирмУ», но об истории ее не знать ничего. А зачем? Всё стерильно так, гламурненько… Я их называют ГМОшники – исполнители, которые не воспитывались на «натуральных продуктах». А знают ли они, что 90% мировых хитов создаются пятью-шестью людьми, которым уже за 45 лет. Всё качественно, отлично. Проблема в том, что я это уже слышал. Эти технологии были в мое время, я их знаю. А молодежь уже не знает, считает, что это находки их поколения, пытается догнать недогнанное. Там взрослые дяди занимаются Джастинами Биберами, Арианами Гранде… Музыка не прогрессирует, прогрессирует качество того, что уже есть, адаптируясь к современному восприятию. Молодым пытаться догонять успех хита – бесполезно и бессмысленно. У них как происходит? Услышали по радио новый хит. Вот это да! Срочно надо делать в этой тенденции! Начинают делать и даже не понимают, что авторы написали уже несколько новых песен, которые будут тенденциями к тому моменту, когда первая песня перестанет быть тенденцией, а те только сделают нечто подобное. Песня придумывалась, записывалась, продюсировалась, снимался клип… Ее авторы и исполнители живут уже другой жизнью, пока у нас говорят – как это классно и пытаются делать так же. Вместо того чтобы заниматься творчеством, люди занимаются гонкой за хитами, даже не понимая, что хиты – это уже прошлое.
Мнение о кавер-группах записала Наталья Манько
У вас есть профессиональное мнение, и вы хотите поделиться им с читателями портала – вашими коллегами по цеху и потенциальными заказчиками? Сообщите об этом редактору в письме с пометкой «У меня есть мнение»
Что такое cover бэнд
Истоки музыки
Человеческая жизнь на нашей планете зародилась в Африке 160 000 лет назад. Мне до сих пор не верится, что так давно. Считается, что там же зародилась и музыка. В начале это была «устная» музыка, т.е. подобие голосового пения. И потом ещё 110 000 лет люди просто слонялись туда-сюда и даже ничего не напевали. А «первой песне» всего только 50 000 лет. Но её уже никто не помнит.
И как первым орудием труда стала палка, так она же стала и первым инструментом.
Самый ранний инструмент, обнаруженный археологами – это флейта (35-40тыс. лет до н.э.). Подробную историю музыки описывает этот короткий ролик:
А мы с вами уже живём в удивительную эпоху, когда кажется, что нового уже ничего не придумать. И уже скопилось просто огромное количество хорошей музыки. Мы хотим слушать её.
Оркестр это тоже cover группа
Можно сказать, что все оркестры исполняют исключительно каверы. Они играют чью-то музыку. Чужую музыку. Так что же такое cover версия? Это исполнение чужой авторской музыки или песни. Можно исполнять точь-в-точь, можно привнести свои краски.
Когда оркестр играет Бетховена – это исполнение кавер-версии. Вот только это не принято так называть.
Всё-таки этот термин применим ко всей поп-музыке. В джазе и блюзе то же самое называют «стандартами», которые просто обязан знать любой хороший музыкант.
Оркестры играют чужие произведения, потому что им больше нечего и исполнять. Композитор не содержит при себе оркестр под своим именем. Для джазовых музыкантов стандарты являются универсальным языком на сцене для исполнения «на лету» только что вышедшими музыкантами. А вот в поп и рок музыке ситуация иная. Здесь артист обязан иметь собственное лицо и стремится создать собственный хит. Но на пути к вершине, к известности не считается зазорным испольнить и чужой хит.
Ведь эту песню люди уже знают и любят. А если исполнять её талантливо, то могут и полюбить только за это. Отсюда и пошла культура кавер-песен. С этого начинали Битлз, Роллинг Стоунз, Элвис и все остальные.
Рождение cover бэндов
Каждый музыкант хочет сочинить хит и играть в группе с мировым именем. Или самому стать мировым именем. Но таких единицы. Хотя очень хороших музыкантов много. А спрос на музыку был всегда. Поэтому находится работа и для таких музыкантов, которые не пробились на вершину поп-олимпа. Конечно, их известность локальна, в рамках города, да и то небольшой его части. Но на жизнь такого заработка вполне хватает. Хорошие музыканты объединяются в кавер группы.
Они выбирают самые востребованные песни, вдыхают в них жизнь и развлекают этим публику. Они играют всё: и Майкла Джексона и группу Дюна.
Это удобно заказчику. На празднике звучит изобилие мировых хитов по небольшой цене. Ведь не приходится платить гонорар и Дюне и Джексону. Экономия греет душу.
А вот некоторые музыканты настолько влюблены в песни одного только исполнителя или группы, что ничего другого исполнять и не желают. Такой случай называется…
Tribute бэнд
Трибьют бэнд это разновидность кавер бэнда. Его особенность заключается в исполнении песен исключительно одного артиста. Много примеров описаны в данной статье.
Конечно же, cover бэнды не претендуют на мировую славу, но в них играют действительно хорошие музыканты, которые за определённую плату готовы сыграть любую песню на свете. Даже ту «первую», которой уже 50 000 лет.