Кавор что значит на армянском
Слово дня: քավոր
Армянский кавор (Քավոր) — весьма интересный и сложный персонаж, являющийся центральной фигурой в традиционном свадебном цикле, а также во время рождения и крещения детей. Кавор совмещает функции как посаженного, так и крестного отца. И в современной свадьбе, которая значительно упростилась по сравнению с традиционной, кавор, продолжает оставаться одним из главных персонажей.
Этнологи относят происхождение института кавора к довольно раннему периоду истории человечества. Согласно некоторым утверждениям, кавор – прообраз языческого жреца.
Кавор – лицо, присутствующее на любом армянском торжестве. Для армян это авторитетная персона и многоуважаемый человек. Наибольшее значение ему придавалось во время свадебных торжеств и крестин.
Так, будущий кавор обязательно должен был быть из ближнего круга семьи жениха. Согласно некоторым утверждениям, раньше обязанности кавора выполнял дядя жениха (брат матери), но со временем этот обычай изменился.
Кавор на свадьбе выступает в роли основного защитника и покровителя вступающих в брак молодоженов. Все важные вопросы новоиспеченной семьи решались при активном участии кавора, никакое решение не могло быть принято без его ведома, а его слово было законом для обеих сторон.
Одна из главных и неизменных обязанностей кавора — ввести в день венчания жениха в дом невесты, откуда он сопровождает молодых в церковь, из церкви приводит их снова в дом невесты, а оттуда уже — в дом жениха. Кавор возглавляет процедуру бритья, купания и одевания жениха. Он же завершает процедуру убранства невесты накидыванием на голову невесты покрывала и одаривания женщины, покрывшей голову невесты. Кавор совершает магические действия, обеспечивающие деторождение: повязывает пояс на спину невесты, закрывает обмоченный в бычьей крови замок и т. д.
Согласно еще одному утверждению этнологов, в языческие времена кавору также принадлежало право первой брачной ночи с невестой.
Кавор — главная фигура при крещении ребенка. Как только у новобрачных рождается ребенок, об этом в первую очередь сообщают ему. В день крестин повивальная бабка, принявшая роды, с подарками (с бараном и водкой) отправляется в дом кавора, просит его присутствовать на крестинах. Кавор посылает новорожденному простыню, шапочку и несколько метров ситца. В день крестин повивальная бабка берет ребенка на руки и вместе с родственницами жениха отправляется в церковь, куда приходит и кавор. После того как совершается крещение, он берет ребенка, заворачивает в простыню, посланную им в дом роженицы и принесенную в церковь повивальной бабкой, а потом отправляется в дом жениха. Там его встречает мать новорожденного, которая встает на колени перед ним, целует его ноги и только после этого забирает ребенка.
Согласно древним армянским обычаям, обязанности кавора передавались из поколения в поколение. В случае смерти, его наследниками становились либо сыновья, либо братья, в случае если первые еще были детьми. Брачная связь с членами семьи или родственниками кавора считалась большим грехом.
Смена кавора – крайне редко встречающийся случай, оскорбительный и унизительный шаг.
Сегодня, институт кавора у армян носит исключительно символический характер. Основные обязанности сводятся к церковным обрядам. Кавор продолжает оставаться значимой фигурой во время свадебных торжеств и крестин, и конечно, хорошим другом и защитником новой семьи.
О древних традициях Армении — Кавор
Армянский кавор (Քավոր) — весьма интересный и сложный персонаж, являющийся центральной фигурой в традиционном свадебном цикле, а также во время рождения и крещения детей.
Кавор совмещает функции как посаженного, так и крестного отца. И в современной свадьбе, которая значительно упростилась по сравнению с традиционной, кавор, продолжает оставаться одним из главных персонажей.
Этнологи относят происхождение института кавора к довольно раннему периоду истории человечества. Согласно некоторым утверждениям, кавор – прообраз языческого жреца.
Кавор – лицо, присутствующее на любом армянском торжестве. Для армян это авторитетная персона и многоуважаемый человек. Наибольшее значение ему придавалось во время свадебных торжеств и крестин.
Так, будущий кавор обязательно должен был быть из ближнего круга семьи жениха. Согласно некоторым утверждениям, раньше обязанности кавора выполнял дядя жениха (брат матери), но со временем этот обычай изменился.
Кавор на свадьбе выступает в роли основного защитника и покровителя вступающих в брак молодоженов. Все важные вопросы новоиспеченной семьи решались при активном участии кавора, никакое решение не могло быть принято без его ведома, а его слово было законом для обеих сторон.
Одна из главных и неизменных обязанностей кавора — ввести в день венчания жениха в дом невесты, откуда он сопровождает молодых в церковь, из церкви приводит их снова в дом невесты, а оттуда уже — в дом жениха. Кавор возглавляет процедуру бритья, купания и одевания жениха.
Он же завершает процедуру убранства невесты накидыванием на голову невесты покрывала и одаривания женщины, покрывшей голову невесты. Кавор совершает магические действия, обеспечивающие деторождение: повязывает пояс на спину невесты, закрывает обмоченный в бычьей крови замок и т. д.
Согласно еще одному утверждению этнологов, в языческие времена кавору также принадлежало право первой брачной ночи с невестой.
Кавор — главная фигура при крещении ребенка. Как только у новобрачных рождается ребенок, об этом в первую очередь сообщают ему. В день крестин повивальная бабка, принявшая роды, с подарками (с бараном и водкой) отправляется в дом кавора, просит его присутствовать на крестинах.
Кавор посылает новорожденному простыню, шапочку и несколько метров ситца. В день крестин повивальная бабка берет ребенка на руки и вместе с родственницами жениха отправляется в церковь, куда приходит и кавор.
После того как совершается крещение, он берет ребенка, заворачивает в простыню, посланную им в дом роженицы и принесенную в церковь повивальной бабкой, а потом отправляется в дом жениха. Там его встречает мать новорожденного, которая встает на колени перед ним, целует его ноги и только после этого забирает ребенка.
Согласно древним армянским обычаям, обязанности кавора передавались из поколения в поколение. В случае смерти, его наследниками становились либо сыновья, либо братья, в случае если первые еще были детьми. Брачная связь с членами семьи или родственниками кавора считалась большим грехом.
Смена кавора – крайне редко встречающийся случай, оскорбительный и унизительный шаг. Из глубины веков, кавор продолжает оставаться значимой фигурой во время свадебных торжеств и крестин, и конечно, хорошим другом и защитником семьи.
Крестный Отец — Кавор — Քավոր
Армянский кавор (Քավոր) — весьма интересный и сложный персонаж, являющийся центральной фигурой в традиционном свадебном цикле, а также во время рождения и крещения детей.
Кавор совмещает функции как посаженного, так и крестного отца. И в современной свадьбе, которая значительно упростилась по сравнению с традиционной, кавор, продолжает оставаться одним из главных персонажей.
Этнологи относят происхождение института кавора к довольно раннему периоду истории человечества. Согласно некоторым утверждениям, кавор – прообраз языческого жреца.
Кавор – лицо, присутствующее на любом армянском торжестве. Для армян это авторитетная персона и многоуважаемый человек. Наибольшее значение ему придавалось во время свадебных торжеств и крестин.
Так, будущий кавор обязательно должен был быть из ближнего круга семьи жениха. Согласно некоторым утверждениям, раньше обязанности кавора выполнял дядя жениха (брат матери), но со временем этот обычай изменился.
Кавор на свадьбе выступает в роли основного защитника и покровителя вступающих в брак молодоженов. Все важные вопросы новоиспеченной семьи решались при активном участии кавора, никакое решение не могло быть принято без его ведома, а его слово было законом для обеих сторон.
Одна из главных и неизменных обязанностей кавора — ввести в день венчания жениха в дом невесты, откуда он сопровождает молодых в церковь, из церкви приводит их снова в дом невесты, а оттуда уже — в дом жениха. Кавор возглавляет процедуру бритья, купания и одевания жениха.
Он же завершает процедуру убранства невесты накидыванием на голову невесты покрывала и одаривания женщины, покрывшей голову невесты. Кавор совершает магические действия, обеспечивающие деторождение: повязывает пояс на спину невесты, закрывает обмоченный в бычьей крови замок и т. д.
Согласно еще одному утверждению этнологов, в языческие времена кавору также принадлежало право первой брачной ночи с невестой.
Кавор — главная фигура при крещении ребенка. Как только у новобрачных рождается ребенок, об этом в первую очередь сообщают ему. В день крестин повивальная бабка, принявшая роды, с подарками (с бараном и водкой) отправляется в дом кавора, просит его присутствовать на крестинах.
Кавор посылает новорожденному простыню, шапочку и несколько метров ситца. В день крестин повивальная бабка берет ребенка на руки и вместе с родственницами жениха отправляется в церковь, куда приходит и кавор.
После того как совершается крещение, он берет ребенка, заворачивает в простыню, посланную им в дом роженицы и принесенную в церковь повивальной бабкой, а потом отправляется в дом жениха.
Там его встречает мать новорожденного, которая встает на колени перед ним, целует его ноги и только после этого забирает ребенка.
Согласно древним армянским обычаям, обязанности кавора передавались из поколения в поколение. В случае смерти, его наследниками становились либо сыновья, либо братья, в случае если первые еще были детьми. Брачная связь с членами семьи или родственниками кавора считалась большим грехом.
Смена кавора – крайне редко встречающийся случай, оскорбительный и унизительный шаг.
Сегодня, институт кавора у армян носит исключительно символический характер. Основные обязанности сводятся к церковным обрядам. Кавор продолжает оставаться значимой фигурой во время свадебных торжеств и крестин, и конечно, хорошим другом и защитником новой семьи.
«Оставляй деньги, машину и иди к своей русской» Коньяк при знакомстве, танец с шашлыком и письмо с проклятием: как выходят замуж армянские девушки
Армяне искренне преданы своим культурным традициям. В то время как представители других кавказских народов стремятся избавиться от консервативных оков, современные армянские парни и девушки чтят ритуалы и стараются соблюсти все каноны свадебных церемоний. Бывает, что браки заключаются между людьми разной этнической принадлежности. Тогда молодые сталкиваются с осуждением родственников, чередой конфликтов и встают перед выбором: сохранить отношения или покориться воле семьи. Армянские мужчины и женщины рассказали «Ленте.ру» об обычаях роскошных свадеб и поделились историями личной жизни.
«Раньше невеста чуть ли не голая ждала родственников жениха»
Мари, 23 года, жена армянина
Мы познакомились, когда я искала работу. Я пришла на собеседование на позицию менеджера по продажам, а он был руководителем группы, в которую я должна была попасть. После беседы я поблагодарила его и ушла. Но в тот день я обратила внимание на его взгляд — девушки ведь чувствуют подобные вещи. Он мне тоже приглянулся, подумала: какой красивый армянин!
Через некоторое время он лично написал мне, чтобы узнать, хочу ли я получить эту работу. Я ответила отрицательно. Сначала он попытался меня переубедить, но когда понял, что я непробиваема, начал помогать подбирать вакансии, которые могли бы мне подойти. Я отнеслась к этому как к наставлению от человека с опытом. Через неделю тишины он снова написал, но уже не о работе. Я подумала: почему бы и нет? Так завязалось наше общение, пошли встречи. Это было в ноябре 2019 года, а через год мы поженились.
Ритуал с медом, символизирующий сладкую жизнь новобрачных
Кадр: видео TheOne1539 / YouTube
Я не из Москвы, дорога в мой город занимает восемь часов. Мама моего жениха быстро поняла, что ее сыну кто-то понравился, и начала активно звать меня в гости. Если честно, полтора месяца я «сливалась» и думала, что еще рано, — в мою голову лезли какие-то консервативные мысли. Затем я согласилась, но попросила, чтобы встреча произошла в кафе. Мое воспитание не позволяло мне идти к ним домой до знакомства наших родителей.
Месяц спустя семья моего молодого человека приехала к нам домой с подарками. У нас принято приносить на сватовство коньяк и сладости. Мы посидели, разлили коньяк.
Мы полетели играть свадьбу в Армении. Основная масса родственников с обеих сторон — оттуда, и этот день было душевнее провести на родине. Семья мужа остановилась у его дяди в Ереване, а мы сняли дом, чтобы меня из него забрали. Как это все происходит: в домах и жениха, и невесты украшается гостиная, накрывается фуршетный стол. Раньше невеста чуть ли не голая ждала родственников со стороны жениха, они приходили в ее родительский дом и одаривали одеждой.
Я сразу сказала, что буду встречать всех в платье. Наряд, кстати, оплачивал жених — у нас так принято. Единственное, я стояла без туфель и фаты — их должны были принести в красивых корзиночках мои новые родственники. По традиции, родственники со стороны жениха пытаются украсть туфельку, чтобы за нее требовать выкуп. При этом свидетель (кавор) еще и торгуется. Туфлю мне надевал младший брат — это было очень мило, он младше меня на 11 лет.
Перед тем как надеть невесте фату, ее крутят вокруг девушки ровно семь раз. В это время кто-то из гостей начинает петь песню. У меня даже мама прослезилась — мол, я уже взрослая, выхожу замуж. На всех распылили духи (я их выбрала, а родственники жениха купили) — тоже по традиции.
Муж зашел в дом, вручил букет, поднял фату и поцеловал в лоб. Начался короткий фуршет, а потом мы поехали в дом жениха.
Там моя свекровь встречала нас у дома с двумя листами лаваша: один положила на мое плечо, другой — на плечо моего мужа, потом дала каждому по ложечке меда — чтобы жизнь была сладкой и благополучной. Когда мы переступали порог, на полу лежали красивые хрустальные тарелки. Мы должны были разбить их каблуками — на счастье.
После этого мы поехали в церковь, там обвенчались, сделали фото и доехали до банкетного зала. Станцевали наш первый танец, потом был танец с моим отцом. Был также танец невесты для жениха — я заранее его разучила и исполнила сольно. Также есть знаменитый танец с шашлыком.
После того как мы разрезали торт, я раздала всем незамужним и неженатым гостям тарос — в моем случае это были маленькие птичьи клеточки с перышками. Это означает, что я передаю эстафету, чтобы человек вышел замуж или женился.
Жениха и невесту осыпают деньгами во время танца
Кадр: видео Stavrovideo / YouTube
Что касается брачной ночи — сейчас уже нет требования показывать простыни. Мы с мужем после свадьбы поехали в отель, поскольку в Ереване у нас нет собственного дома, и провели брачную ночь там. Утром мы выехали в ресторан, где собрались самые близкие родственники и друзья. Мы доедали то, что не съели на свадьбе. Второй день мне нравится даже больше, поскольку он более расслабленный. Я была в платье попроще, могла встать и пересесть за стол к подружкам, к маме с папой.
На третий день родители привезли в дом жениха мои вещи и приданое. Днем позже мама жениха собрала корзину с фруктами, в центре которой было красное яблоко, и бутылку коньяка. Традиция называется кармир хндзор, что в переводе означает «красное яблоко». Женщины со стороны жениха, за исключением его матери, пришли в дом к моей маме и подарили подарки в знак благодарности за то, что я подарила мужу свою девственность.
Мне нравятся наши традиции. Я бы не променяла эти ритуалы ни на что другое. Когда у наших девушек встает выбор между пышной свадьбой и свадебным путешествием, они чаще всего выбирают второе. Я же считаю, что в поездку можно отправиться всегда, а свадьба бывает только один раз в жизни.
«Оператор не успевает отдать отснятое на торжестве, а пара уже распалась»
Эдгар, 38 лет, друг армянских молодоженов
Имена Эдгара и героев истории изменены по их просьбе
Ни одна национальность не обходится без проблемных особенностей. Бывает на армянских свадьбах такое, что видеооператор не успевает отдать отснятый и смонтированный материал с торжества, а пара уже распалась.
Был на моей памяти интересный случай. Есть пара — Марго и Руслан, оба армяне. Руслану 22 года, он работает на рынке, прилично зарабатывает. Марго — симпатичная 19-летняя девушка, она в восторге от Руслана, потому что он старше, работает и дарит ей роскошные подарки.
Ребята редко видятся, ведь Руслан работает днем и освобождается только к вечеру. Марго в это время уже не выпускают. Но это не мешает паре общаться, по праздникам они видятся, он приезжает к ней с розами. Руслан любит Марго и для себя решил, что она станет спутницей его жизни.
Параллельно с этим развиваются отношения у Ани и Давида. Аня — очень красивая девушка с шикарной фигурой, наполовину армянка, наполовину казашка. Ей 23, она покупает одежду в Турции и продает ее в собственном магазине. Родители живут в другом городе, а она приехала в Ессентуки и обеспечивает себя самостоятельно. Аня встречается с Давидом — он обычный армянин, студент. Он любит ходить в бары и клубы с друзьями, часами сидит в соцсетях.
Пара проводит время вместе, но наступает момент, когда Давид находит в Instagram Марго, ставит ей лайки, и у них завязывается общение. Естественно, никто об этом не знает. Вскоре они решают пожениться. Давид бросает Аню, начинает уже по-настоящему встречаться с Марго, а та, в свою очередь, уходит от Руслана.
Через несколько месяцев они начали публиковать совместные фотографии, еще спустя время сыграли свадьбу. В день их бракосочетания Аня отправила к Давиду курьера, который вручил ему две гвоздики с запиской: «Будь ты проклят».
Бывает такое, что папа сына зовет и говорит: «Сынок, бабушка уже старая, она может умереть. Ты с кем-нибудь встречаешься?». Тот скажет — да, а ему в ответ: «Ну, все, значит женишься на ней». Свадьбу сыграли, все счастливы, а бабушка еще 20 лет после этого живет и здравствует, так еще и с тридцатью правнуками.
Выкуп невесты на армянской свадьбе в Сочи
Есть другая история. 17-летняя Света встречалась с 19-летним Арменом. Как все порядочные армяне, он работал с мамой и папой на рынке — помогал вести семейный бизнес. Возил иногда Свету в школу, она была девочкой из сельской местности. Они друг друга любили, собирались когда-нибудь съехаться и жить вместе.
Когда Свете исполнилось 18 лет, Армен забрал ее с выпускного вечера. Он привез ее к себе домой, представил маме как подругу. В это время у них было семейное мероприятие. Света помогала маме Армена: мыла зелень, вытирала посуду, расставляла обувь. Во время застолья Света спросила: «Видели, что мне Армен подарил?» — и показала простое колечко. Мама удивилась, потом сказала: «Ну ладно».
Тогда молодые приняли решение жить самостоятельно. Света устроилась на три работы, чтобы снимать квартиру, а Армен приходит и живет с ней. Ей было неважно, что она устает на работе, главное — они вместе.
На шестой день совместной жизни Света решила устроить романтический ужин. Она сходила за продуктами, купила новое белье, зажгла свечи. В шесть часов вечера она написала сообщение, чтобы узнать, где Армен, но он не отвечал до ночи. Позже он ей ответил, что не может пойти против воли родителей, извинился и сказал, что они не будут вместе.
Оказалось, что родители поставили Армену условие: «Если ты хочешь самостоятельной жизни, то оставляешь все кредитки, ключи от машины и вещи и идешь к своей русской». Он струсил и выбрал расставание.
Спустя восемь месяцев мама Армена нашла ему невесту и женила его. У Армена родился ребенок, но это не мешало ему каждый раз, как он выберется куда-то с друзьями, напиваться и звонить Свете, просить прощения и признаваться ей в любви. Он говорил, что готов уйти из семьи и бросить ребенка, что был глупцом, идя на поводу у семьи. Но Света не приняла его и оборвала общение.
«Мы до сих пор не ходили в загс — это второстепенно»
Левон, 26 лет, муж россиянки
Мы с женой познакомились, когда нам было по 17 лет. Поженились мы только на девятый год наших отношений.
Сейчас мне 26. Моя жена родилась в России, у нее русские и еврейские корни, а я армянин. У нас была достаточно традиционная помолвка. Перед тем как сделать предложение Даше, я, конечно, поговорил об этом с ее родителями. Наши семьи давно дружили, и разрешение ее родителей было формальностью. Но для меня было важно получить их благословение.
В итоге я сделал ей предложение в новогоднюю ночь. Тот Новый год мы праздновали двумя большими семьями. О том, что я буду делать предложение, знали все присутствующие, кроме Даши.
Мы с Дашей знали, что свадьба будет нескоро, ведь нам было всего по 23 года. Мы хотели прожить какой-то период в статусе жениха и невесты, потому что это красиво. К свадьбе мы готовились очень долго, она по планам должна была состояться летом 2020 года. Мы хотели праздновать ее в Армении, но коронавирус помешал нашим планам. Обычно у армян есть родственники в разных уголках планеты, и к нам тоже должны были прилететь гости, но начался локдаун.
Армянская свадьба
#1 ovik
Итак свадьба!
Армянская свадьба.
ой. сколько всего тут.
Итак я напишу то что знаю
Основные этапы и основные понятия
А вы если знаете добавляйте и или корректируйте
В день свадьбы с символическим подарком жених с близкими и отцом едит к кавору домой, где за праздничным столом отмечают начало этого святого дня и всместе со свитой кавора едут к жениху домой, чтобы объединившись с остальными близкими отправиться за невестой.
Вроде бы с кавором пока все.
2.Невеста
уф.
Невеста перед свадьбой выбирает платье с мамой жениха.
А мама невесты выбирает костюм для жениха.
Прическу, макияж, как и букет берет на себя родители жениха.
Перед тем как войти в дом за невестой, комнату или входную жверь охраняет брат невесты или тот кто будет в этот день за брата. Он должен обязательно получить мзду, и тлько так пропутсить жениха к своей сестре.
Невеста в день свадьбы ждет, чтобы жених принес её свадебное одеяние и женская свита жениха помгола одеться.
Невеста выходит уже одетая к народу и её осыпывают конфетами, которые находились в той же корзине что и платье, конфеты подбираются незамужними девицами, дабы потом положив под подушку на ночь, увидеть суженного.
Кавор пьет за невесту и все желают семье всего хорошего.
Корзина для свадебного платья-
В корзину кладется само платье, перчатки, фата, уркашения, чулки, туфли, подарок и конфеты, которыми будут закидывать невесту, как она наденет платье.
Я написал не всё и может многое не совсем точно.
Но для чего же тогда вы,кесли не поправите и не исправите?
#2 kargeorge
#3 ovik
Свадебные традиции Армении
У каждого народа свой свадебный обряд. Но не один из них по щедрости и красоте не сравнится с армянским. Армянская свадьба – это гуляние длиной в неделю, заколотый жертвенный бык, богатый стол, несметное число подарков, джигитовка, выстрелы в воздух и длинные красивые тосты. Но главное, сама церемония, где каждое движение и слово имеют сакральный смысл.
Браки, хоть и заключаются на небесах, но в Армении с древних времен не обходятся без сговора родителей жениха и невесты. Родственники молодых еще до смотрин договаривались о размере выкупа за невесту (hapси гин. – «цена невесты»). Впрочем, не найдя нужной суммы, жених мог просто украсть, или, как говорили, «умыкнуть» возлюбленную.
По армянскому обычаю невесту сыну выбирали родители. Особенно ценили скромность, трудолюбие и хорошее здоровье девушки. О внешности говорили так: «Пусть будет некрасивой, лишь бы хорошей женой была».
Сватовство
В дом будущей невесты посылали женщину-посредницу с просьбой дать согласие на замужество дочери. И только после этого начиналось сватовство. Сваты (мужчины из родни жениха) обращались к родителям девушки так: «Мы пришли взять из Вашего очага горсть золы, чтобы смешать ее с золой нашего очага».
Принимать предложение сразу считалось неприличным, поэтому сваты приходили и во второй, и в третий раз. Согласие на брак родители давали в иносказательной форме: «Не будем спорить, платок пусть будет Ваш». Сговор скрепляли подарком – кольцом или другим украшением для невесты, и только после приглашали родителей жениха на смотрины.
В церкви священник повязывал жениху и невесте на руку нарот – шнур, свитый из красных и зеленых нитей. До снятия нарота (это мог сделать только священник) молодожены не имели права взойти на брачное ложе.
Из церкви новобрачные шли рядом – невеста чуть отставала от мужа, держась за полу его платья. Чтобы обмануть злых духов и избежать встречи с ними, домой возвращались другой дорогой.
Свадебное застолье
Застолье начиналось с тостов в память покойных родственников, потом провозглашались тосты за счастье молодых и их родителей. Пиршество сопровождалось песнями, плясками и длилось несколько часов. На свадьбе обязательно устраивали канч (букв. «зов») – сбор денег. Иногда вместо денег гость мог подарить овцу или теленка. Собранное передавалось матери невесты. Помимо денег гости преподносили небольшие подарки и украшения. Их молодая забирала с собой в дом мужа и одаривала его близких родственников.
Когда гости расходились, начиналась демонстрация приданного. Каждую вещь под общее одобрение показывали отдельно.
Прощание с домом
Кульминация свадьбы наступала в воскресенье – невесту перевозили в дом жениха. В этот день в обоих домах опять приглашали гостей. После небольшого угощения жених со свитой шли за невестой в дом ее родителей. Отец невесты выводил дочь за руку и передавал отцу жениха со словами: «Передаю тебе добро – пользуйся им на счастье». Отец жениха давал обещание беречь как «свет своих очей». Обряд сопровождался особой грустной мелодией. Под музыку невеста целовала руку отцу и матери, жених – всем ее родным.
Родственники невесты не выпускали участников свадьбы, пока не получали от кавора выкуп – обычно ягненка или козленка. Свадебное шествие сопровождалось криками, выстрелами, джигитовкой на конях.
Когда свадебная процессия подходила к дому жениха, во дворе начиналась шуточная борьба (кюх) между его родителями. По обычаю, в ней побеждала мать. Перед приходом новобрачных на пороге дома закалывали жертвенного барашка или петуха. На молодоженов сыпали сушеные фрукты, орехи, зерно, конфеты, мелкие деньги. Это должно было принести им благополучие. Перед невестой ставили горшочек с маслом. Она смазывала маслом косяк двери и волосы свекрови в знак пожелания богатства дому. Свекровь клала в рот молодым по кусочку сахара для «сладкой жизни».
Из века в век люди придерживались национальных свадебных традиций, опасаясь суеверий. Теперь в злых духов верится с трудом. Но остается не менее весомый аргумент в пользу свадебного обряда – его невероятная красота и зрелищность.