Казахи и лошади в чем прикол
Почему казахи едят лошадей
Казалось бы, казахи — кочевой народ, для которого конь, в первую очередь друг, транспорт и вообще единственное, что у него есть. Забери у кочевника коня, и он уже совсем не кочевник. Куда он без коня? Куда денется в степи и что сможет?
Очевидно, что без коня он никто и ничто.
Так почему же тогда они ели и едят лошадей, предпочитая конину любому другому мясу? И почему именно конина?
На самом деле, первопричина банальна: у кочевников конина всегда была под рукой. Или прямо под тобой. То есть, друг — не друг, а без еды в самом крайнем случае не останешься. И в давние суровые времена такие случаи были совсем не редкостью, ведь за заплутавшим или оказавшемся далеко в степях из-за непогоды путником никто вертолеты МЧС не отправлял и снега на дорогах не расчищал. Каждый мог рассчитывать только на себя. Ну и на своего коня, как в плане помощника, чтобы куда-то добраться, так и в качестве живого запаса мяса.
Если же не брать подобные ситуации, то в кочевых племенах лошадей было всегда намного больше, чем требовалось для езды. Своего надежного и верного друга как раз не трогали до последнего, когда уже совсем край. А так … лошадь и лошадь, ничем не отличается от овцы или козы — такое же животное для мяса.
Так что с моментом ментальной близости и ценности в качестве друга мы разобрались.
Теперь, почему же все-таки конина, а не баранина или козлятина? Ведь кочевники выпасали огромные стада овец и коз, в том числе употребляя их в пищу, но самым лучшим мясом все-равно всегда считали именно конину.
Кочевники еще издавна заметили, что конское мясо очень легко усваивается, а кроме того … обладает согревающим эффектом, что в условиях сурового степного климата, особенно зимой, немаловажно.
И конина действительно своими потребительскими свойствами заметно выигрывает и перед бараниной, и перед козлятиной, и перед свининой, и даже перед говядиной.
Конина считается наиболее экологически чистым мясом, т.к. мясных лошадей не выращивают в загонах на фермах, как бычков или свиней, а они всегда на свободном выпасе в степях или предгорьях. Экологичность обусловлена тем, что достаточной площади пастбища находятся на приличном удалении от крупных городов с их производствами.
Кроме того, конина отличается высоким содержанием белка и идеальном для человека балансом аминокислот.
В конском жире и мясе нет холестерина, в отличии от баранины, свинины и говядины. К тому же оно еще и гипоаллергенное. В общем, одни преимущества и никаких недостатков.
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие публикации из моего путешествия в Казахстан, а также следить за новыми публикациями.
Роль коня в казахской культуре
«Арыстан аң патшасы, жылкы мал-патшасы» — «Лев царь зверей, конь — царь домашнего скота», «Ер қанаты — ат»- «Крылья батыра — конь», «Жігіттің сорлысын, аттың жолдысы теңестіреді»- «Неудачливого джигита выручает удачливый конь»- так говорят народные поговорки.
В начале XIX в. у изголовья рожениц вешали плетку известного человека по имени Дильдебай, жившего в Жетысу. Верили, что его камча обладает волшебной силой. Во время родовых схваток женщин били этой плетью по спине. Дильдебай говорил: «Если даже народ не будет уважать меня, будет уважать мою плеть». Подобное лечение плетью применялось не только шаманами, но и некоторыми местными докторами.
В Старшем жузе (Жетысу) при рождении ребенка спрашивают: «Қойшы ма, жылқышы ма?», «Чабан или табунщик?». Это завуалированный, иносказательный вопрос, который интерпретируется так: «Сын или дочь?». Чабан — значит сын, т.е. тот, который пасет овец. Табунщик — это дочь. По обычаю, для выкупа невесты в качестве калыма выплачивалось 47, или 37, или 27, и далее 17, или 9 лошадей. Поэтому дочь считается табунщиком, который приводит в дом к родителям лошадей.
В Среднем же жузе, желая узнать, есть ли у хозяев сын, спрашивают: «Ат байларың бар ма еді?» — «Есть ли кому привязывать к коновязи лошадей?», «Құйрық-жалың бар ма еді?» — «Есть ли грива и хвост (потомство)?».
Когда перерезают пуповину ребенка, пуповину мальчика заворачивают в тряпочку и привязывают к гриве жеребца или к рогам барана-производителя. Это связано с желанием родителей, чтобы их сын стал человеком, умеющим выращивать и разводить скот. Пуповину девочки хранят в сундуке, чтобы она стада искусной рукодельницей.
После сорока дней ребенка переносят через стремена лошадей знаменитых людей: акынов, красноречивых ораторов и батыров — «Үзенгіден өткізу». Человек, сидящий на лошади, вытаскивает правую ногу из стремени. В этот момент ребенка в пеленках проводят через петлицу стремени. Вместе с ребенком проводили через стремена и щенков породистых собак. «Собака — одно из семи сокровищ», — гласит казахская пословица. Согласно некоторым материалам, обычай «Проведение ребенка через стремя» или «Үзенгіден өткізу» встречается чаще в Восточном Казахстане, Алтае, Тарбагатае по сравнению с другими районами.
Верили в то, что тот, кого провели через стремена, будет счастливым. Также такой обычай встречается и в Центральном Казахстане в отличие от Западного, где он не встречается вообще. «След ангела» или «Періштенің ізі» — так называется горсть земли, на которой оставался отпечаток конского копыта. Эту горсточку земли клали в тряпочку и под подушку ребенку в колыбель или же добавляли щепотку земли в воду, в которой купали ребенка, так как такая вода считалась целебной. Существуют расхожие мнения по поводу того, из под копыта какой лошади берут землю, однако не малое количество информаторов ответила, что только от хорошей, чистокровной.
Так, исходя из вышеизложенного становится очевидным факт наивысшего почитания коня среди казахов по сравнению с другими домашними животными.
Ахмет Токтабай «Культ коня у казахов», KazIzdat-KT, 2004, 121 с.
От лошади до казы
Издревле казахский народ режет перед зимой скот. Обычай делать согым (заготовка мяса на зиму) существует очень давно. Наши мудрые предки просчитали, что скот выгодно резать поздней осенью. Во-первых, будет чем питаться всю зиму. Во-вторых, зимой не существует никаких проблем с хранением мяса, на холоде оно не портится. В-третьих, именно осенью животные набирают самый большой вес. У казахов лошади делятся на три категории: ездовые (скакуны), рабочие и предназначенные для согым. Скакунов закалывать не принято, к ним относятся с уважением. Рабочих лошадей закалывают в редких случаях. Обычно на согым идут лошади, специально выращенные для этих целей. Их пасут и откармливают, как и другую домашнюю скотину и не дают имена в отличие от скакунов.
Фермер Жуман смотрит в сторону, где пасется его скот. 40 лет он ухаживает за ним. Теперь у него свое хозяйство, где есть несколько десятков лошадей, коров и баранов. Каждую осень Жуман режет лошадь на согым. Сегодня как раз наступил такой день.
Сын Жумана Ерлик с арканом отправляется в стойло, чтобы поймать лошадь.
Только через пару попыток ему удается закинуть свой аркан
Главная цель — привязать аркан к дереву. Младший брат Данияр помогает старшему, подгоняя лошадь прутьями.
Наконец общими усилиями, Жуману и его сыновьям удается обмотать веревку вокруг дерева.
После — веревку затягивают и тянут, что повалить лошадь с ног
Как только она падает, забойщик скота Бейсенбы пытается прижать голову лошади к земле
В это время Ерлик туго связывает копыта веревкой.
Когда лошадь надежно связана, аркан перетаскивают с шеи на голову, зацепив за зубы таким образом, чтобы можно было удобно вытянуть шею животного
Перед тем как начать резать голову, каждый про себя читает небольшую молитву
Когда животное окончательно затихает, Ерлик снимает аркан…
…и готовит место для разделывания
Лошадь перетаскивают на специально приготовленное место
Перед тем как приступить к работе, забойщики моют руки
Бейсенбы начинает первым. Вначале он снимает шкуру, начиная с конечностей и живота лошади.
Мясо сразу уносят домой, чтобы не привлекать мух и собак
Грудинка и внутренности пригодны для куырдака и казы
Пока мужчины разделывают мясо, на кухне уже готовят куырдак. На снимке родственница Жумана Резжан нарезает мясо для будущего блюда
Для куырдака используют легкие, сердце и немного грудинки. Мясо нарезают кубиками среднего размера.
Казан ставят на улице под навесом
Вначале кладут мясо
Следом идет лук и чеснок
Иногда добавляют для вкуса помидоры
Закрывают плотно крышкой и тушат на среднем огне.
Пока Резхан хозяйничает на кухне, во дворе другие женщины очищают кишки и карта. Аписан разрезает ножом кишку, а Кулеймаш помогает ей, придерживая за другой конец. Обе они соседки хозяина фермы.
Все внутренности тщательно промываются водой с солью.
Соль помогает удалить не только загрязненные участки, но и убрать слизь с кишков
Вскрывают карын (желудок) и очищают от содержимого
Мясо на ребрах и есть будущее казы. Ребра отделяются от туши целиком без дробления
В конине ценятся: жая (на снимке), казы и карта. Жая срезается с задней части бедра конины. Испокон веков казахи не используют свежее мясо в еду. Его вначале солят и вялят, а потом уже употребляют в вареном виде
В конце мужчины прибирают место забоя
Женщины продолжают чистить кишки. «Мой отец был табунщиком около 50 лет. Можно сказать, что у нас династия табунщиков, традиции которых передаются из поколения в поколение», — говорит Аписан.
На ферме уже вечереет, куры прятавшиеся днем от яркого солнца, выходят во двор.
Один из псов фермы Кутбол
Куырдак почти уже готов
И самовар закипает к чаю
Жуман обнимает родственницу Резхан.
В фермерском доме уже накрыт стол
Настоящий куырдак готовится без картошки.
После ужина Аписан и Кулеймаш убирают карта, чтобы заняться приготовлением казы.
Вначале начинка для казы нарезается полосками с ребер лошади
Нарезанное мясо приправляется специальной приправой из соли, чеснока и черного перца. Иногда хозяйки используют свой состав приправы, который держат в секрете
В уже готовую, тщательно промытую кишку, пальцами проталкивают приправленное мясо. Для казы используют специальную двенадцатиперстную кишку, длиною 10-12 метров
Мясо плотно набивают в кишку, стараясь не порвать ее
Казы делают длиной 60-70 см, остальное отрезают.
Конец кишки «зашивают» зубочисткой. В старину, когда не было зубочисток, наши предки использовали палочки нарезанные из камыша
Умит с интересом наблюдает за работой молодых женщин. «Мне 75 лет, у меня тоже в семье все мужчины были табунщиками. Помогая матери, я с детства научилась делать казы» — говорит она
Через несколько минут не стерпев на стуле, она и сама берется за работу
К концу работы казы складывают в сухое место, чтобы оно смогло пропитаться приправой. Самый любимый деликатес казахов можно считать готовым.
Лошади в жизни казахов.
Испокон веков, казахи любили и обожали лошадей. Ведь жизнь без них, была не мыслима в степи. Лошадь, и поила, и кормила кочевников. Помогала преодолевать гигантские пространства, в поисках зеленых пастбищ и лучшей доли. А во время войн, служила верным другом и опорой в защите родных земель от врагов.Дело было холодной зимой 1956 года. В ту пору, автомобили, были редкостью в казахских аулах и людям, приходилось передвигаться на лошадях.Есет, на своем коне Аққасқа, отправился в соседний аул, к другу своего детства. Гостя тепло встретили, зарезали барана, накрыли дастархан. И старые друзья, вспоминая дни своей молодости, выпили изрядно алкоголя.Концу застолья, Есет, не смотря на то что еле стоял на ногах, собрался домой. Хозяева дома, долго уговаривали его остаться переночевать, предупреждали что начинается буран и опасно ехать домой. Но Есет так и не поддался уговорам, и поехал домой на своем коне.Глубокой ночью, к дому Есета, пришла лошадь, но без своего хозяина. Вся родня и да весь аул встрепнулся. Все гадали, что с ним случилось в такую погоду?Люди спорили и предлагали разные действий, пока наконец не вмешался старик Ақылбай. Он сказал, что нужно просто отпустить коня и следовать за ним, лошади умные создания и он непременно приведет их к своему хозяину. Народ решил последовать советам старика и пошли за конем. И действительно, через некоторое время, Аққасқа, привел людей к своему хозяину. Тот мирно спал под воздействием алкоголя, в 5 километрах от аула.Вот так Аққасқа, спас своего хозяина от холодной смерти, в ту зимнюю ночь.
Көтерме — древний и малоизвестный обычай казахов
Роль лошадей настолько велика в казахской культуре, что этим животным посвящено немало традиций. Эти благородные животные прошли вместе с казахским народом многовековую историю.
Еще Аммиан Марцеллин, автор «Римской истории» о предках нынешних тюркских народов, в том числе и казахов, писал:
«…молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором для мужчины ходить пешком, и все они становятся вследствие многообразных упражнений великолепными воинами».
Это подтверждается и записью в дневнике А.Гейнса. Он хорошо знал отца великого ученого Шокана Уалиханова — Чингиса, гостил в его ауле. Вот что он пишет:
«…семейство Чингиса предложило ехать на охоту с беркутом или ястребами. Я очень обрадовался и живо схватился за эту мысль. Кавалькада всадников и детей Чингиса отправилась в степь. На седлах сидели и 5-летние мальчики».
казахов трудно было представить без лошади. Казах и лошадь были единым целым
А пословиц и поговорок в отношении этого животного просто не счесть! Кроме того, в казахском языке очень много слов, касающихся именно лошадей.
Слова, связанные с лошадьми
Представляем вашему вниманию лишь малую их часть, собранную этнографом Жагда Бабалыкулы и другими. Значения на русском языке к ним подобраны благодаря скурпулезному отношению к казахской культуре писателем Герольдом Бельгером, который одинаково хорошо писал художественные произведения на 3 языках: немецком, казахском и русском.
Арғымақ – конь благородных кровей
Арда емген – молодняк-сосун на втором или третьем году
Ат – холощеный конь
Бақай – бабка, козон
Бедеу бие – не ожеребившаяся кобыла
Боз ат – сивый конь
Жабағы – жеребенок более 6-ти месяцев, но менее года
Жабы – древняя казахская порода
Жан қайыс – постромка
Жарғақ – доха из шкуры жеребенка
Жортақ – мелкая рысь
Жорту – бежать мелкой рысью
Жүген – узда, уздечка
Кер ат – мухортый конь
Көтендік, көтеншік – зад
Күйсіз күлік – неподготовленный скакун
Қазанат – крупный, выносливый, сильный конь
Қаңтару, таң асыру – выстойка (поставить на выстойку)
Құнажын – матка на третьем году
Құнан – жеребенок на третьем году
Қыл – щетина, шерсть
Қысыр – бесплодная кобыла
Қысырақ – только что вошедшй в табун, не ожеребившаяся молодая кобыла
Мама бие – много раз ожеребившаяся кобыла
Мәстек – маленькая, но выносливая лошадь
Наз бедеу – не ожеребившаяся красивая кобыла
Неук – необъезженная лошадь
Омыртқа – позвоночник (шейный столб)
Өмілдірік – нагрудник (подвески)
Саба бие – кобыла с большим животом, несколько раз ожеребившаяся кобыла
Сағақ – изгиб (шея и подбородок)
Саңлақ – самый быстрый конь
Саяқ жылқы – мерины, отобранные в отдельный табун
Сәйгүлік – быстро скачущий конь
Сәурік – конь, не используемый в качестве производителя по возрасту
Тай – стригунок (годовалый)
Таралғы – крепление стремян
Тартпа айыл – подпруга
Терлік (тоқым) – потник, чепрак
Тумыш – смесь аргамака с казахской лошадью
Ұршық – берцовая кость
Шабдар – рыжий со светлой, белой гривой и хвостом
Шап айыл – подбрюшник
Шаша – щетки, волосы у запястья
Шылбыр – повод, чембур.
И это далеко не все. Казахи и сегодня автомобили называют «темір тұлпар» — железный скакун.
Байга
В настоящее время в казахском языке применяются слова, на дословный смысл которых мало кто обращает внимание, например, «атсалысты». Это слово сегодня воспринимается как «принявший участие, поддержал». А если перевести это слово на русский язык дословно, то получится как «помог конем».
Казахи с малолетства участвовали в различных состязаниях на конях. Такие соревнования всегда привлекали множество зрителей.
Адольф Янушкевич, не раз присутствовавший на казахских скачках, писал в письме родным:
«Присмотримся к конским соревнованиям. Вот, на бугорке, воткнута пика, означающая начало бега. Поворот – верст за 10 отсюда. Расстояние для скакунов, может быть, и невелико, но нужно лететь туда и обратно по камням, горам, оврагам, и это в жару, с какой могла бы соперничать только ливийская!
20 юношей на белых, как снег, алатауских конях, пустились в скачки. В мгновение ока туча пыли скрыла их от нас; миг – сверкнули они на вершине ближайшей горы и исчезли, как молния.
Наступило всеобщее нетерпеливое ожидание; раньше, чем минул час, на горе снова промелькнул отряд летящих всадников и, как лавина, упал в долину. Пыльный туман опять покрыл коней и всадников, но уже близок финиш, уже их видно.
Кто же из них первым достигнет пики? Глаза обращены к ним, мысли заняты только одним – победой! Наконец у отметки останавливается взмыленный скакун, и всеобщий крик присуждает пальму первенства счастливому обладателю скакуна – султану Кушбеку, который получает первый приз».
Малоизвестный обычай көтерме
Конечно, есть обычаи, связанные с подобными соревнованиями. Один из них называется көтерме (поддержка) и сегодня, увы, мало известен.
О нем поведал писатель, художник Дмитрий Львович Иванов, который долго жил среди казахов и хорошо знал язык. В 1914 году в Санкт-Петербурге вышла его книга, где он рассказывает о жизни казахов.
Вот как он написал об обычае «көтерме», который имел место во время байги – конских скачек.
«Ездок-победитель приближался. И все беспокойнее и шумнее становилась толпа поджидавших его киргизов, все возбужденнее звучали прерывающиеся сквозь общий гул отдаленные восклицания одобрения и призыва.
Но когда всадник был совсем уже близко, эти крики достигли своего апогея – они перешли в какой-то неописуемый вой, …и вдруг произошло нечто, притом окончательно для меня непонятное.
От толпы отделились человек 20 и ринулись навстречу скакуну! Мгновенно облепили со всех сторон, одни ухватили его под узцы, другие за аркан, кем-то накинутый ему на шею, прочие цеплялись кто за что попало – за гриву, поводья, за ремни стремян…
Наконец лошадь поволокли к призовому столбу. – Это по-нашему называется «котерме», – рассказывал мне тем временем Альджан. По обычаю, ближайшие сородичи владельца лошади как бы помогают заработать первый выигрыш. Всех их надо потом одаривать, и нередко на эти угощения тратится весь приз».
Из вышеописанного становится понятно, что победитель байги был рядом с финишем, поэтому «котерме» (поддержка) скорее относится к разряду увеселительных обычаев.