Казахи и татары что общего и отличия
Таким мнением с собственным корреспондентом МИА «Казинформ» поделился председатель Алматинского татарского культурного центра (1989г.), основатель/президент Ассоциации татарских и татаро-башкирских общественных и культурных центров Казахстана «Идел» (1990 г.), член исполкома Всемирного конгресса татар, заместитель председателя Совета Аксакалов татарского народа, член Совета Ассамблеи народа Казахстана (1995г.), экс-депутат Мажилиса Парламента РК третьего созыва, полномочный представитель Республики Татарстан в Республике Казахстан, доктор медицинских наук (1971г.), профессор (1973г.), академик Международной академии информатизации (1993г.) Мурат Абдулхаевич Каримов.
«Во времена Золотой Орды и даже позднее понятие национальности казахи и татары не было. В те времена все были тюрками, у всех был единый язык.
«У казахов есть поэма и эпос про Шора батыра, татарам он известен как Чора батыр. Я исследовал и убедился, что эта поэма имеет отношение, как к казахам, так и татарам. Шора батыр являлся сыном Нарыка (жившего в I половине XVI в.), который, в свою очередь, принадлежал к младшему жузу из семи казахских родов и был князем.
В качестве примера историк привел тот факт, что на территории современного Татарстана имеются аулы и поселения, носящие имена казахских батыров и родов.
Продолжая отмечать культурно-историческую общность двух народов, М. Каримов напомнил о создании ханом Бокеем и представителями младшего жуза в 1801 году между Волгой и Уралом Бокеевской Орды, которая входила в Астраханскую губернию.
Говоря об общности казахов и татар, М. Каримов отметил, что прапрадед Махамбета Утемисова был татарином.
«Петр I, пытаясь завоевать Хивинское ханство, снарядил научно-исследовательскую экспедицию, якобы для исследования Каспия и Арала, а вместе с нею и четырехтысячное войско под предводительством потомка кабардинских князей Бековича-Черкасского. У него был проводник Мари, который был татарином. Как-то в разговоре он услышал намерения князя о завоевании ханства. Мари решил предупредить хана Хивы. Тот, в свою очередь, решил перехитрить захватчиков и когда они пришли, хан Хивы запер Мари в темницу, якобы для выдачи его князю как предателя. При этом хан напоил захватчиков и перебил их.
Отдельно М. Каримов отметил историю партии «Алаш», немногочисленная численность которой, куда входила казахская интеллигенция начала XX века во главе с Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Мухамеджаном Тынышпаевым, Миржакыпом Дулатовым, пробудила национально-освободительный дух казахского народа.
Программа партии включала создание периодической печати, допуск к политической сфере социалистических, либеральных, мусульманских организаций, партий и движений на основе этнополитической консолидации общества, а также модернизация экономических основ.
Однако 5 марта 1920 года с приходом к власти большевиков правительство Алаш-Орды было ликвидировано. Все её руководители, несмотря на амнистию, были в 30-х годах расстреляны.
В продолжение М.Каримов отметил единую общность тюркского письма. В качестве примера он рассказал, что его коллега, антрополог Ноэль Шаяхметов, с которым они вместе обучались в медицинском институте, и который по останкам Махамбета Утемисова воссоздал его облик по методу известного русского скульптора-антрополога Михаила Герасимова, показал ему письма Махамбета Утемисова, адресованные Сырыму Датову.
Историк подчеркнул, что дальновидная политика руководства Казахстана, направленная на сохранение и приумножение своего культурного кода принесет свои положительные плоды в перспективе.
В завершении М. Каримов отметил, что и на нынешнем этапе казахско-татарские отношения также имеют очень тесную связь. Как в Казахстане, так и в Татарстане функционируют культурные центры, проходит активное культурно-гуманитарное, экономическое сотрудничество, мирно проживают не только казахский и татарский, но и другие народы.
О себе Мурат Абдулхаевич скромно говорит, что второй его специальностью является история Казахстана и Татарстана, которую он очень любит, исследует и занимается ею уже около 30-40 лет.
М. Каримов имеет ряд государственных наград: знак «Отличник здравоохранения СССР», медали «3а победу в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов», «3а освоение целинных и залежных земель», «За доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «За доблестный труд», «Астана», орденом «Достык»; автор около 300 научных работ по медицине и 12 работ по истории татар и тюркологии.
Об этногенезе тюрков
В младшем и среднем казахских с жузах, власть передавалась по линиям потомков Чингисхана вплоть до отмены ханского руководства – 1822-1825 и вхождения этих земель в состав России.
Берши ассимилировались с башкирами, которые являются коренным народом России, как и татары.
В распоряжении исследователей сейчас есть такой важный инструмент, как ДНК – генеалогия. Этот метод должен использоваться для подтверждения или опровержения исторических гипотез. На одной ДНК – генеалогии нельзя построить историю – важны данные археологов, лингвистов. Но данные археологов – это сувениры, орудиях труда, украшения. Кроме того, государственная политика многих стран не содействует поиску исторических истин и причин войн, конфликтов, переселения народов.
Данные самой ДНК – генеалогии могут интерпретироваться по-разному. Например, некоторые учёные относят к славянам R1a – однако у киргизов R1a – около 68%, и это не славянский народ. Вероятно, предками славян были народы с гаплогруппой I, I1 вышли к Балтийскому морю через Западную Европу, а южные славяне I2 пришли на Русскую равнину через Анатолию.
Исследования показывают, что народы Восточной Европы идентичны по своим статистикам гаплогрупп.
Киргизский народ, по данным ДНК- генеалогии, произошёл от скифов, и имеет все характерные для тюрков гаплогруппы. У киргизов есть линии аргынов, найманов и кипчаков.
(R1a + N + С + О + D + G1 + Q1 + R2 + Т)
Мы можем относить к тюркам те народы, которые имеют похожие языки, похожие культурные обычаи, общую историю, общую генеалогию, при том, что статистика гаплогрупп не всегда показывает общие закономерности и влияние племён – здесь уже приводился пример венгерского народа, у венгров только 2% N, но язык хунну.
Рафаэль Хакимов: «Узбеки и казахи выстраивают свою государственность, не связывая прошлое с татарами»
«Великая Татария» казанского историка. Часть 11-я
Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Как возникла Великая Татария и чем она стала». В ней казанский ученый делится своей интерпретацией исторических событий в Евразии, заметное место в которых занимали татары и их предки. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения (см. ч. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
Узбеки, узбеки-казахи и другие
Балкары, карачаевцы когда-то имели общие корни с татарами, да и азербайджанцы до революции назывались кавказскими, а кумыки — дагестанскими татарами, ногайцы — ногайскими или степными татарами. Конечно, культура и язык азербайджанцев отличаются от татарского, но их ханства возглавляли Хулагуиды — прямые потомки Чингисхана, что дало основание для названия «кавказские татары». Язык балкар, карачаевцев, кумыков близок к татарскому.
Государство кумыков под названием «Шамхальство Тарковское» входило в Золотую Орду. Его исторические корни уходят вглубь веков ко временам гуннов и хазар. Коренным населением «владения казыкумыцкого», по свидетельству Ф. Симоновича (1796 год), являлись дагестанские татары (кумыки).
Первый правитель кумыков — шамхал — носил имя Ахсибар (Аксувар). Он был ответвлением династии чингизидов. Кумыкская армия принимала совместно с другими улусами Золотой Орды участие в борьбе с Тамерланом. Шамхальство в годы расцвета занимало территорию от Каспийского моря до современной Кабардино-Балкарии. К началу XVI века его столица находилась в городе Тарки на территории современной Махачкалы.
Шаухальство Тарковское (Шевкальское царство) в XV–XVI вв. и его вассальные территории. Составитель — С. Багаутдинов
Автор: Adam Olearius, 1695 — OLEARIUS, A. — Tarku Urbs Tartaroum in Dagestan ad mare Caspium, 1695
Во второй половине XVII века со смертью шамхала Супхая, сына Герея, в государстве усилились центробежные тенденции. В результате Каспийского похода Петра I в 1722 году Шамхальство стало вассалом Российской империи, а в 1725 году оно было ликвидировано. Однако шах Ирана Надир-Шах Афшар восстановил его. В 1786 году утратившее былую силу из-за междоусобиц кумыкское государство окончательно вошло в состав империи.
Происхождение узбеков и казахов тесно связано с историей Золотой Орды. Сегодня эти народы выстраивают свою государственность, не связывая прошлое с татарами. Однако сохранились источники, свидетельствующие об исторических связях татар, узбеков и казахов.
В истории Центральной Азии значительную роль сыграл Сибирский юрт (ханство). К сожалению, история этого ханства плохо изучена, его значение недооценено. В период становления Золотой Орды власть над территорией будущего Сибирского юрта получили Шейбаниды. По данным Абуль-Гази, Бату-хан в 1238 году выделил Шыбану для кочевья обширный удел на Южном Урале и в Казахстане с напутствием: «…Юрт, в котором ты будешь жить, будет между моим юртом и юртом старшего моего брата Ичена: летом ты живи на восточной стороне Яика, по рекам Иргизсувук, Орь, Илек до горы Урала, а во время зимы живи в Аракуме, Каракуме и по берегам Сыр-Дарьи при устьях рек Чуй-су и Сары-су».
Первоначальные владения Шыбана охватывали территории Южного Урала и Западного Казахстана. Затем были присоединены земли современного Казахстана и Западной Сибири. Именно Шейбанидское ханство стало основой для последующего формирования Тюменского, Сибирского, Узбекского (Бухарского) и Казахского ханств. Основателем Сибирского юрта или государства кочевых узбеков стал Хаджи-Мухаммад (1421 год).
Территориально ханство граничило с Пермской землей, Казанским ханством, Ногайской Ордой и телеутами. Население государства Шейбанидов называлось «узбеками» без этнической привязки.
Летописец Фазлаллах ибн Рузбехан Исфахани разделял «узбеков» на три группы — узбеков-казахов, узбеков, относящихся к улусу Шыбана, и мангытов: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингисхана. Одно — шибаниты, и Его Ханское Величество (Мухаммад Шейбани хан) после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силой и неустрашимостью, и третье племя — мангыты, из них цари астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном, другой — с Туркестаном, третий — с Дербендом, четвертый — с Хорезмом и пятый — с Астрабадом». Термин «узбек» приобрел этническое значение только в XVI веке, после завоевания Мухаммад Шейбани-ханом Мавераннахра и создания Узбекского государства с центром в Бухаре.
Государство Сибирских Шейбанидов (1446 год — начало ХVI века), созданное после откочевки Узбекских Шейбанидов на юг, стали называть Тюменским ханством.
В 1563—1598 годах государство Сибирских Шейбанидов находилось в зависимости от Шейбанидов Бухары. Завершающий период истории династии (первая треть ХVII века) характерен безуспешной попыткой восстановить свою власть в Западной Сибири. Такие претензии выдвигались вплоть до 1660-х годов.
Абдулла-хан II — узбекский хан из династии Шейбанидов
Этнический состав населения Узбекского ханства был в основном идентичен населению другого осколка Улуса Орда-Эджена — Ногайской Орды и состоял из родственных племен — канглы, конграты, кыпчаки, мангыты, уйсуны, аргыны, карлуки. Кроме них, источники называют племена буркутов, утарчи, чимбасов, кенегасов, дурманов, карлаутов, таймасов, шадбаклы, маджаров и др. Многие из этих племен ныне известны в составе казахских жузов.
Внутриполитическое положение Узбекского ханства было непрочным. Ему пришлось вести борьбу с многочисленными потомками Джучи, претендовавшими на верховную власть в Узбекском улусе.
В 1460 году недовольные жесткой политикой Абулхайра чингизиды Жанибек и Керей со своими подданными откочевали на восток в Семиречье, в Могулистан, где создали Казахское ханство. Они стали называть себя узбек-казаками («свободные узбеки»).
Мухаммад Хайдар-дуглат в «Тарих-и Рашиди» пишет: «В то время в Дашт-и-Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана. В то время, как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришел в расстройство; [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к Кирай-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек. За ними утвердилось название узбеки-казахи [узбак-казак]. Начало правления казахских султанов с восемьсот семидесятого года (1465/1466), а Аллах лучше знает».
Последующая история Казахского ханства показывает, что оно окончательно утратило связи с золотоордынским наследием, за исключением династической традиции.
При Тауке-хане (1680—1715 годы) Казахское ханство было разделено на жузы, в каждом из которых правила своя ветвь потомков Джанибек-хана. С 1770-х годов казахские ханы оказались в зависимости от Российской империи.
Так складывались различия между татарами, узбеками и казахами. В Центральной Азии чагатайское наречие испытало влияние фарси, на этой базе в последующем появился современный узбекский язык.
Хан Абулхаир. Джон Кэстль, 1736 г.
Другие тюркские народы или этнические группы татар оказались в ситуации относительной изоляции, развивая свои локальные особенности. В современную эпоху многие названия этнокультурных групп произошли в зависимости от территории проживания. Тюрко-татары, которые жили в Сибири, стали называться «сибирскими татарами», татары Крыма стали «крымскими татарами», в Астрахани — «астраханскими», те, кто жил на мещерской земле, стали «мишарями» (великий князь Василий выделил татарам в Мещерской земле особый удел для сына Улу Мухаммеда Касима, который получил название Касимовского царства), и т. д.
Можно согласиться с тем, что у какого-то народа больше кыпчакской или карлукской «крови», а у кого-то сильнее влияние булгар, где-то сказалась хазарская наследственность, а где-то угорская. Все существующие сегодня тюркские народы — своеобразный сплав разных племен. Но по большему счету все они носители единой в прошлом культуры, опирающейся на поразительную устойчивость тюрко-татарских наречий.
Хитрые татары и доверчивые казахи)
Среди казахов есть миф, что во времена когда казахи только приобщались к понятию «современное общество», казанские татары которые были миссионерами ислама в средней азии решили подработать, и обменивали кусочки плавленного сахара на отары казахских овец говоря казахам, что это слеза пророка Мухаммеда. С тех пор у казахов осталась пословица «Татар көтiн сатар» перевод татар готов и ж..пу продать.
За достоверность этой истории не ручаюсь, но среди казахов она широко распространена. Ну и конечно если данное действие со стороны татар имел место быть, то мы сами виноваты конечно в своей отсталости на то время) К татарам претензий нет, да и татаров наверное наши претензии не особо волнуют)
Во время войны наши взяли в плен ССовца.
«Татаров наши претензии не волнуют. «
Один татарин, а не татар. Много татар, а не татаров.
А всё-таки сладкие были слезы?
Таааак. А мы-то думали, что обидные пословицы и поговорки про татар есть только у русских. Ну всё ясно, всё ясно.
Представил как человек роняет кристаллические слёзы, левый глаз задёргался
Бота, или чужое как свое.
Об этом случае рассказал, знакомый.
После перелома передвижение у него было несколько ограничено. Как назло срочно потребовался новый смартфон. Ехать пришлось в центр города, раскиданного по степи.
Медленно выйдя из автобуса, знакомый осмотрелся на месте в поисках нужного магазина.
Рядом неслышно появилась жещина средних лет, предложила свою помощь, чтоб перейти через широкий проспект. Знакомый смутился, но женщина настояла, был гололед.
По пути к магазину женщина рассказала, что у ее сестры тоже проблемы со здоровьем, рассказала о племяннице с ДЦП в сложной форме. Жизнь складывается непросто.
Варламов не смог попасть в Керуен сарай, на постройку которого потратили 87 миллиарда тенге
87 млрд тенге стоил новый комплекс «Керуен-сарай» в Туркестане. На территории комплекса сооружены два современных отеля с ресторанами, баром, спа-центром премиум-класса, кинотеатром и фуд-кортом. Торговый и семейно-развлекательный центры способны принять до 300 тысяч посетителей в год. В интернете неоднократно появлялись видео, где стены комплекса были сделаны из пенопласта, и видео с падающим потолком.
Обычный казахский торт
Жюль Верн про восстание «татар»
Жюль Верн (1828-1905), классик мировой приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики, написал много книг о необычных приключениях своих героев в самых разных уголках нашей планеты и даже за ее пределами. Но лишь самые горячие его поклонники знают, что действие двух его романов – «Михаил Строгов» и «Клодиус Бомбарнак» происходит на территории Сибири, Северного Казахстана и Туркестана.
За четверть века до выхода романа казахский хан Кенесары Касымов поднял восстание, цель которого, объединить три жуза и восстановить ханское правление. Восстание было подавлено, Кенесары-хан убит. Бытует легенда, что его голова до сих пор хранится то ли в Омске, то ли в Санкт-Петербурге, совсем недавно прошла новость, что череп хана найден и будет возвращен в Казахстан.
Отголоски этих событий нашли свое воплощение в романе. В романе восставшие захватывают всю Сибирь — от «Ходжента, Коканда и Бухары до Урала и Иркутска. Писатель называет действия жестокого Феофара «татарским нашествием». Возможно, во Франции знали, что Кенесары является потомком Чингисхана, воинов которого издавна называли татарами.
Войсками у хана в романе командует беглый русский Иван Огарев, что также свидетельствует об осведомленности Верна. Исследователь Л. Мейер пишет: «К характеристике Кенесары надо прибавить ещё то, что он обращался с русскими пленными очень снисходительно. Факт этот подтверждён многими примерами. Вообще он имел великий дар привязывать к себе людей, у него сражались несколько русских беглых».
Описанные в романе экзотические приключения в Сибири стали очень популярны в мире.
Долгие годы роман был очень популярен во Франции и всей Европе и занимал четвертое место среди прочих произведений Верна. К 1893 году роман, как сообщал в одном из интервью сам Жюль Верн, принес издателям около семи миллионов франков дохода.
Неудивительно, что «Михаил Строгов» стал одним из самых экранизируемых произведений Жюля Верна. Татарский вождь Феофар представал в адаптациях то в образе персидского шаха, то бухарского эмира, то турецкого султана. Существует более 10 экранизаций романа.
В 2018 году съемочная группа французского телевизионного канала ARTE проехалась по городам Сибири для создания документального фильма «По следам Михаила Строгова».
Этой степи нужен новый герой!
Замужество или рабство?
Я хочу рассказать реальные истории про келинок (невесток) и через что им приходится проходить и терпеть, чтобы не дай Бог быть не отвергнутым обществом.
1. Девочка из общаги целую неделю не моет свою одежду, белье и постельное белье. Всю свою грязную одежду она складывает в пакет. На мой вопрос почему она так делает, ведь в общаге есть стиральная машина, она отвечала: зачем мне стирать, если у моего брата есть жена?
Девочка из глухомани, где воду таскают из уличного крана. Ее невестке, чтобы постирать все белье семьи, приходится таскать воду, греть ее, стирать в ручную, сливать грязную воду, опять таскать воду, чтобы ополоснуть, опять сливать грязную воду, а потом выжимать и вешать на веревку. И вот одна невестка стирает всю одежду от трусов, носков до курток и матрасов всей семьи, то есть одежду и белье родителей своего мужа, свою и своего мужа и вдобавок одежду сестры мужа, которой не лень таскать грязное белье до со своей глухомани, чтобы невестка постирала. Мне было жаль женщину, которую я никогда не видела.
2. Мамина коллега ей призналась, что не навещала свою семью уже 10 лет. Муж и свекровь ей не разрешают идти и повидаться своих родителей. Типа, теперь ты наша, а они уже тебе чужие. А ее мама тайком приходит к ней на работу в обед, чтобы увидеться и поболтать. И не дай Бог муж узнает об их тайных свиданиях! Вот такое добровольное рабство.
3. Моя четвероюродная сестра призналась, что свекровь ее бьет. Найдет хоть пылинку в доме, то все скандал и рукоприкладство. Я слышала, такие истории когда муж бьет свою жену, но чтобы свекровь. У меня не было слов, чтобы хоть что-либо сказать. Почему же они не съедут от свекрови и свекра? Потому что они типа семья, а семья не должна делиться. У казахов не пристало съезжать от родителей и оставлять их одних. А почему муж не заступится? Потому что мужу все равно на ее проблемы, уйдет эта жена, так он найдет другую, а жена вряд ли найдет еще лучше. Да и она сама виновата, что такая неумеха! Учись!
4. Моя коллега просыпается в 5 утра. А засыпает в 2. Вместе с нею живут ее муж, свекровь, сестра мужа и ее муж, их ребенок, брат мужа, еще не женатый. Она просыпается в 5 утра, ставить чайник, подметает двор (убирает снег зимой), топит печку зимой углем и дровами, готовит стол. Будит всех. Они все садятся завтракать. После завтрака убирается за столом, моет посуду. Переодевается и бежит на работу, пока едет в автобусе старается поспать. На работе быстро обедает за 10 мин, а остальные 50 мин. спит на кресле. После работы опять спит в автобусе. А дома ее ждет посуда, которая осталась после обеда, ставит чайник, топит печку, после вечернего чаепития моет посуду, готовит еду. Пока готовится еда, уборка дома, после ужина мойка посуды. После посуды стирает грязные штанишки дочери сестры мужа. Не знаю когда она находит время замесить тесто, потому что после стирки она обычно печет хлеб на завтра. Печет 5-7 лепешек, больше не может, потому что на следующий день хлеб уже не считается свежим. И спать ложится в 2. В доме работает только она, ее муж и брат мужа. Остальные не могут найти работу и сидят целый день дома. Но затопить печку, или помыть в обед посуду не могут, да и зачем? Есть же дома келинка. Зарплату она свою целиком отдает свекрови, потому что деньги семьи должны лежать в одних руках. Свекровь все знает и умеет тратить деньги. После зарплаты, свекровь с ее дочерью делают ревизию в ее спальне, типа не умыкнула ли невестка лишнее себе на наряды? Уже три года так и живет, я уже удивляюсь ее терпению и жду, когда же оно все-таки лопнет?
А ведь я сама даже не знаю, что сама буду делать в таких ситуациях. Когда муж после работы лежит и смотрит телевизор, а я после работы иду топить печку и таскать воду, параллельно готовя пищу и стирая носки? Когда сестра мужа целый день лежит дома и плюет в потолок, а мне приносит свои грязные трусы, не с просьбой, а требуя их постирать? Когда свекровь меня бьет из-за того, что я не завязала платок на голову и не поклонилась ей этим утром? А свекр ругает и плюет в мою сторону, за то что не принесла таз с горячей водой и не помыла ему ноги? Что делать в таких случаях? Как отстоять за себя? У меня нет ответа на этот вопрос. До свадьбы все парни и девушки хороши, так откуда берутся плохие жены и мужья?
Неужели так трудно оставить в прошлом такие ненужные традиции?