Казахстан многонациональная республика с чем это можно связать
КЛЮЧ К УСПЕХУ – НАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ
Мы сильны своим единством и
национальным согласием
Н.А. Назарбаев
Дружба и единство народов – самые важные критерии в развитии любого государства. Каждую проблему нужно решать на основе единого мнения. Но, к сожалению, человечество еще не выработало универсальной формулы межнационального согласия и не каждой стране удается избегать конфликтов и противоречий на национальной почве. Эта проблема несет в себе огромный разрушительный потенциал, лежит в основе многих глобальных угроз и вызовов миру. Решение национального вопроса во всех государствах и во все времена было одним из основных приоритетов политики.
По воле судьбы многие народности оказались на территории чужой родины. Поэтому неоднократно возникали противоречия и столкновения между нациями, что привело к исчезновению языков и этнических культур отдельных народов, живущих в других странах. В смутные кризисные времена одной только неосторожной искры национального размежевания было достаточно для того, чтобы страна погрузилась в трясину затяжного, кровавого конфликта. Это подтверждает история многих государств, в которых межэтнические конфликты длятся десятилетиями, не позволяя обществу вернуться в созидательное русло.
Решающую роль в решении таких этнических проблем сыграл Казахстан. В период распада СССР теоретически многонациональной Казахстан был самой уязвимой, наиболее подверженной рискам глубинных межэтнических размежеваний республикой среди других субъектов союза. Однако катаклизмов не произошло. Казахстан интенсивно идет по пути экономических, социально-политических, демократических преобразований и сегодня он по праву считается одной из самых энергично развивающихся стран не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Это не пришло само собой, а во многом стало возможным благодаря правильно выбранному курсу на сохранение гражданского мира и внутриполитической стабильности в обществе.
В течение всех лет независимости Глава государства ведет активную работу по укреплению международного авторитета нашей страны, продвижению инициатив, направленных на прекращение конфликтов в различных точках планеты, отказу от проведения военных ядерных программ.
С первых лет независимости наша страна, где проживают представители около 130 этнических групп, продемонстрировала всему миру «казахстанскую модель» межэтнической и межконфессиональной толерантности, пример того, как можно в мире и согласии строить новую жизнь.
Глава государства начал проводить мудрую, взвешенную и долгосрочную межнациональную политику. Она заняла не один год, она продолжается по сегодняшний день.
С самого начала суверенитета для всех диаспор Казахстана были созданы равные возможности для развития родного языка, культуры, обычаев и обрядов. Так, в 1995 году по инициативе Президента Н.А. Назарбаева был создан уникальный общественный институт «Ассамблея народа Казахстана», призванный оказывать содействие в регулировании и поддержании межнационального мира и стабильности в республике.
Днем рождения Ассамблеи народа Казахстана является 1 марта 1995 года. Сегодня Ассамблея выполняет важные для общества функции. Во-первых, она работает на консолидацию и единение казахстанского общества. Во-вторых, Ассамблея способствует сохранению межнационального согласия в стране. В-третьих, этот общественный институт работает на развитие родных языков и культур диаспор Казахстана. В-четвертых, она оказывает помощь и поддержку Президенту Республики в его деятельности как гаранта соблюдения прав и свобод граждан Казахстана.
Неслучайно, что особое место в работе АНК занимает деятельность ее региональных отделений, так называемых, этнокультурных центров. Без их участия огромное тело АНК не было бы наполнено реальной жизнью. В условиях огромной территории Республики и специфических особенностей расселения отдельных этносов, которые в ряде районов проживают компактно, такая модель строения позволяет осуществлять двустороннюю связь, не только транслируя стратегические установки президента страны на низовой уровень, но и формируя двухканальную связь с тем, чтобы власть располагала объективной, достоверной информацией о тех процессах, которые происходят в сфере межэтнических отношений.
Сегодня в республике этнические диаспоры имеют свои общественные объединения. Количество и качественный состав общественных объединений диаспор Казахстана неуклонно растет.
По инициативе членов Ассамблеи и при прямой поддержке государства в стране действует более 100 национальных школ, 170 воскресных школ, где изучаются 23 родных языка. В трех школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 12 национальных языков. На их содержание Правительство страны выделяет ежегодно более 12 миллионов тенге. Им же оказывается помощь и со стороны местных исполнительных органов власти. Они же имеют право участвовать в многочисленных грантах, выделяемых Министерством культуры и информации РК.
При поддержке государства в республике издаются газеты и журналы на 11 языках, 44 телестудии вещают на 12 языках и 18 радиостудий – на 7 языках. Ряд государственных телеканалов ввели в регулярную сетку программы передачи на корейском, немецком и уйгурском языках. Большинство общественных объединении имеют свои сайты в Интернете.
Возрос и международный авторитет Ассамблеи. По опыту Казахстана аналогичные общественные структуры созданы в ряде стран СНГ. К примеру, в Чеченской республике начала функционировать Ассамблея, которая построена по образцу и подобию казахстанской.
Мировые политики и эксперты с большим вниманием оценивают и анализируют опыт Республики Казахстан, а, самое главное, что проблему сохранения межэтнического баланса невозможно решить только силами госучреждений, для этого необходим широкий общественный диалог, активное использование механизмов гражданского общества. Опыт ближайших соседей в этом смысле бесценен.
Сегодня народ Казахстана находится на важном этапе своего исторического развития – утверждения демократических преобразований во всех сферах жизни общества: экономике, политике, социальной сфере, культуре. Республика Казахстан строит открытое общество, возрождает свою национальную историю. А строительство демократического общества в многонациональном государстве невозможно без национального согласия, доверия, взаимопонимания и уважения. Национальные проблемы невозможно решать только лишь путем преобразований сверху. Без широкой общественной инициативы, без «самодеятельности» населения казахстанская модель межэтнического согласия не могла бы функционировать.
Государство создает вектор развития, выстраивает схему, механизмы его реализации, но каждодневная работа, взаимодействие на местах, решение текущих, ситуативных проблем, невозможно без участия гражданского общества. Если взглянуть на модель межэтнического согласия с этих позиций, то мы четко видим ту роль и то место, которое занимает Ассамблея Народа Казахстана в этой системе: это коммуникатор, который соединяет общество и власть в рамках столь тонкого и столь сложного сюжета, которым является проблема межнациональных отношений. Уже сейчас в Казахстане существуют все возможности и условия для того, чтобы главным регулятором в системе межнациональных отношений выступало гражданское общество. А это значит, что роль Ассамблеи Народа Казахстана будет поступательно возрастать.
Одним из краеугольных камней в политике межэтнического согласия в Казахстане является опора на религиозные и национальные традиции казахского народа. Они характеризуются высокой степенью веротерпимости, толерантностью, готовностью без отчуждения принять культурные традиции соседних народов. Это и есть фундамент, первооснова для развития межэтнического диалога не только в рамках единой государственной политики, но и через общественную инициативу, которая каждодневно проявляется в простом человеческом общении на уровне каждого аула и города.
За годы независимости Казахстану удалось сохранить стабильность единство всего народа. Это стало возможным благодаря взвешенной политике государства и правительства во главе с Н.А.Назарбаевым. Благодаря межнациональной стабильности Казахстан уверенно наращивает экономический потенциал, решает социальные проблемы, строит жизнь общества на новых демократических принципах. Сохранить согласие и мир удалось благодаря огромным усилиям, напряженной работе всего общества, диалогу с представителями общественных объединений религиозных конфессий. Постоянный диалог, обмен мнениями, предоставленная возможность и право представителю каждого народа на возрождение и сохранение родного языка, культуры способствовали межнациональному согласию и дружбе народов. Это еще раз свидетельствует о том, что Казахстан движется по пути демократизации, вхождения в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Что же в эти моменты требуется от нас? Трудиться и оставаться достойными гражданами своей страны. А для того, чтобы беречь мир, надо еще ближе узнавать друг друга, лучше понимать своего соседа. Поэтому будем дружны как одна семья и отметим наш праздник Единства под единым шаныраком как одно целое. С праздником ДОГОРИЕ КАЗАХСТАНЦЫ!
Казахстан — многонациональная страна, но мы едины
Многонациональный народ Казахстана един: YouTube/КГУ Шахтинская ЦБС
Казахстан — страна, в которой в мире и согласии живут представители разных национальностей. Между всеми народами РК царит взаимопонимание и уважение. Политика внутри страны позволяет многочисленным национальностям оставаться единым казахстанским народом.
Казахстан — многонациональная страна
Существует несколько определений понятия «многонациональная страна». Преимущественно этим термином определяют статус государств, на территориях которых проживают разные нации, народности и этнические группы. Многонациональные государства образовывались в:
Многонациональной считается страна, которая состоит из более чем одной этнической группы. Чаще всего это государства, которые обладают обширными территориями. Например:
Многонациональный Казахстан также входит в число больших территориально государств. Плодородные степи, климат, щедрость и приветливость казахов привлекали представителей разных народов.
Значительная часть Великого шелкового пути пролегала по территориям современного Казахстана. По нему в страну попадали представители славянских, романо-германских, африканских, азиатских этнических групп и племен.
Часть путешественников селились в торговых городах. Поселенцы обучались у мудрецов, воевали, защищая казахстанские земли вместе с татарами, кипчаками и уйгурами. Со временем они становились частью местного населения.
Кандидат исторических наук Клара Байтуреева рассказывает, что активное расселение по казахстанским землям началось в 20 гг. XIX века. К 1870 году на территории государства проживало 52,6 тыс. переселенцев.
С развитием технического прогресса миграция усилилась, что способствовало появлению в Казахстане новых национальных групп. Например, в XIX веке на территорию государства переселилось много дунган и уйгуров, которые в поисках безопасности и стабильности бежали из Китая.
Казахстан —многонациональная единая страна: Pixabay
Миграции этнических групп способствовала государственная политика:
После провозглашения независимости в Казахстан переезжают для постоянного проживания чеченцы, турки, курды, корейцы, китайцы. Разные этнические группы в казахстанской политике привлекает:
Казахстан — многонациональное государство. Межэтническое согласие стало основой политической стабильности государства. Граждане не делятся по национальностям, а считают себя единым народом Республики Казахстан. Это положение закреплено в Конституционном Законе РК (статья 6).
Дружба и единство народов Казахстана
Все народы и этнические группы Казахстана живут в дружбе и мире. Этносы, проживающие в Казахстане, имеют равные возможности для реализации культурных и национальных обычаев, традиций. К историческому наследию всех народностей проявляется уважение.
В культуре и поведении жителей страны утвердились такие приоритеты:
В государстве создана и успешно действует правовая база, которая направлена на формирование политической и гражданской общности всех граждан. Она обеспечивает всем жителям РК равенство свобод и прав.
Казахстанцы —единый многонациональный народ: YouTube/Аудио Библиотека
В стране все члены общества, независимо от национальности, этнической принадлежности, вероисповедания, равны перед законом. В статье 14 (п. 2) Конституции РК написано, что ни один гражданин страны не может подвергаться ни расовой, ни языковой, ни религиозной, ни национальной дискриминации.
Стратегия сплочения народностей, которые вошли в состав народа Казахстана, в 1995 году получила новую форму реализации — был учрежден День единства народов Казахстана. С 1996 года этот праздник ежегодно отмечают в первый день мая.
Празднование Дня единства народов Казахстана — это торжество, которое собирает вместе все народности и этнические группы страны. Благодаря ему каждый член общества получает возможность приумножить культурное наследие Казахстана, узнать больше о национальных традициях других народов.
Казахстан — многонациональная страна: Pxhere
Первый Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев в книге «Эра независимости» пишет, что власть укрепляет национальное достоинство этнических казахов, развивает ее язык и культуру, но при этом не ущемляет права проживающих в республике других этносов. Назарбаев подчеркивает, что каждый член общества имеет право на выбор:
Любые формы дискриминации по языковому признаку в государстве неприемлемы. Если гражданин не владеет казахским языком, это не может стать основанием для ограничения или нарушения его конституционных прав.
Нурсултан Абишевич Назарбаев: Akorda
В 1992 году Нурсултан Назарбаев заявил, что независимо от этнических корней все жители образуют единую общность, а главное достояние Республики — дружба народов. Чтобы разные нации и народы, которые живут в Казахстане, смогли вести конструктивный межэтнический диалог, в 1993 году по инициативе Первого Президента создана Ассамблея народов Казахстана. Этот орган изначально был задуман как важный инструмент этнической политики государства.
Высший орган Ассамблеи — сессия, председатель которой — президент страны. Нурсултан Назарбаев объясняет, что решения, принятые сессией, обязательны к рассмотрению всеми институтами общества и государственными органами. На первой сессии в 1995 году участниками стали представители 40 этнических культур со всех концов РК.
Член правления, журналист Михаил Бунин пишет, что сегодня Ассамблея народов Казахстана — общегражданский институт современного казахстанского общества.
Это уникальная, единственная в мире организация, которая:
Работа организации касается формирования общей казахстанской идентичности, полноценного и заинтересованного участия представителей различных этносов, воспитания патриотизма и социально-экономического развития страны.
Президент страны Касым-Жомарт Токаев в обращении к народу РК отметил, что в век инноваций и технологий критически важно понимать ситуацию и принимать совершенно новые меры по защите прав человека. Он рассказал, какую помощь в условиях пандемии государство оказывает всем нуждающимся гражданам вне зависимости от их вероисповедания, национальности и этноса.
Касым-Жомарт Токаев: Akorda
Казахстанцы дорожат толерантностью и дружбой. В этой удивительной стране каждый представитель любого народа получит понимание и уважение всех членов общества. Казахстан — страна, в которой представители разных национальностей могут с уверенностью сказать, что принадлежат к казахстанскому народу.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Казахстан — многонациональная страна. Сочинение
Казахстан — полиэтничное государство. Земля Казахстана издавна стала домом для представителей более 130 этносов. Этому способствовали разные причины: исторические, политические, социальные. Еще несколько веков назад в казахских степях стали появляться вольные люди. Здесь оседали российские крестьяне, пришедшие в поисках свободных земель, казаки, призванные для охраны границ Российской империи. В XIX в. на территорию современного Казахстана переселилось множество уйгуров и дунган, бежавших из Китая в поисках спокойствия и безопасности. Большая волна русских, украинских, белорусских, польских, болгарских переселенцев со своими семьями, домашним скарбом и скотом переселились в казахские степи и предгорья в ходе осуществления столыпинских реформ.
В 30-40-ые гг. XX в. в Казахстан были насильственно переселены корейцы, немцы Поволжья и Кавказа, чеченцы, ингуши, турки-месхетинцы, представители многих других народов. В послевоенное время в Казахстан устремились десятки тысяч людей из всех регионов СССР — на объекты «великих строек коммунизма», для покорения целинных земель. Казахстан — полиэтничная страна, и основа ее политической стабильности — межэтническое согласие. В Казахстане создана и действует правовая база, в основе которой лежит гражданская и политическая общность всех граждан, обеспечивающая равенство прав и свобод всех граждан, независимо от их этнической или конфессиональной принадлежности. Этот принцип лежит в основе межэтнической политики государства.
Правовую основу этнонациональной политики в Казахстане составляет совокупность законодательных норм и актов — прежде всего Конституция РК, согласно которой неконституционными признаются любые действия, способные нарушить межэтническое согласие. В целом этнонациональная политика страны базируется на принципах верховенства закона и разумного сочетания коллективных прав этносов и индивидуальных прав человека.
В Казахстане создан уникальный и эффективный механизм реализации национальной политики и межнационального диалога в лице Ассамблеи народов Казахстана, образованной в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 г. как консультативно-совещательный орган при Главе государства и позже ставшей конституционным органом. Позже Ассамблея была переименована в Ассамблею народа Казахстана.
Благодаря ее деятельности, повсеместно идет процесс культурного возрождения многонациональности, и Ассамблея обеспечивает их всеобъемлющий диалог. Сегодня этот опыт перенимается некоторыми соседними странами. Проводится сбалансированная языковая политика, и Казахстан, один из немногих, разрешил эти проблемы без острых конфликтов и потрясений. Идет естественный процесс овладения государственным языком гражданами страны, особенно молодежью. Языковое богатство Казахстана обогащает общеказахстанскую культуру и выступает важным фактором укрепления единства многонационального Казахстана.
В ряду важных вспомогательных мер по возрождению и развитию культур этнических меньшинств – функционирование домов дружбы, финансируемых из государственного бюджета. Благодаря государственной поддержке, выпускаются газеты и журналы на 11 национальных языках, 44 телестудии вещают на 12 языках и 18 радиостудий – на 7 языках. Ежегодно по государственному заказу выпускаются, только на языках этнических меньшинств Казахстана, до 30 книг общим тиражом более 80 тыс. экземпляров. Издается общественно-политический журнал « Достык», в редакционную коллегию которого входят все руководители Республиканских национально-культурных объединений – члены Совета Ассамблеи.
Регулярно проводятся фестивали народного творчества, языков народов Казахстана, День единства народов Казахстана, дни памяти жертв политических репрессий, духовного единства и согласия. Кроме того, каждый этнос имеет свои традиционные национальные праздники, возрожденные за годы независимости страны и отмечаемые с приглашением представителей других этносов. Обеспечиваются духовное возрождение страны и, самое важное, межконфессиональное согласие и толерантность. Исторически унаследованная нынешним поколением казахстанцев терпимость в духовной сфере является хорошей основой сохранения гражданского и межконфессионального мира в будущем.
Таким образом, на деле доказано, что многонациональность – это не недостаток, а, напротив, преимущество страны.
125 наций в одной: в чем уникальность казахстанской модели общественного согласия
День единства народа Казахстана – один из самых добрых и светлых праздников в году. Это праздник дружбы, понимания и согласия, которые так необходимы для мирной жизни в стране, где проживают более 125 наций и народностей. В большую семью Казахстана входят казахи, узбеки, русские, украинцы, немцы, корейцы, уйгуры, кыргызы, евреи, армяне, грузины и многие-многие другие. О том, как формировалась сплоченность народов Казахстана, а также в чем уникальность казахстанской нации, решили рассказать корреспонденты Kazpravda.kz.
1 мая – Праздник единства народа Казахстана
Каждая из проживающих народностей в Казахстане уникальна, и вместе с тем они представляют собой один дружный народ под названием казахстанцы. Для укрепления сплоченности народов проводятся различные мероприятия, одно из них – празднование Дня единства народа Казахстана. Официальный день праздника – 1 мая. Этот яркий, весенний праздник проводится в каждом городе страны, где проходят народные гулянья, а также многочисленные развлекательные мероприятия.
Но давайте разберемся, откуда пошла традиция праздновать первый день последнего месяца весны?
Когда-то 1 Мая отмечался как День международной солидарности трудящихся в странах бывшего Советского Союза. Много лет он имел «политическую окраску» и отмечался демонстрациями, массовыми гуляньями, украшался портретами политических деятелей, передовиков производства, лозунгами, плакатами и диаграммами о достижениях в той или иной отрасли народного хозяйства, науки или культуры.
Изначально день международной солидарности трудящихся отмечался в 1890 году в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Норвегии, Франции, Швеции и некоторых других странах.
Коммунисты впервые отметили 1 Мая в 1890 году в Варшаве. В советское время этот день, ставший фактически государственным праздником, любили не столько за солидарность с рабочими всего мира, сколько за то, что майские праздники давали возможность отдохнуть и ощутить своего рода народное единение. В наше время этот международный праздник отмечают в 66 странах мира.
С обретением независимости в Казахстане этот весенний праздник сохранился и, согласно указу Главы государства Нурсултана Назарбаева от 18 октября 1995 года, стал называться «Праздник единства народа Казахстана». Впервые его отметили в 1996 году.
«Единство всегда ценилось на протяжении истории человечества. Посредством единства государства и народы достигали больших вершин, улучшали жизнь, успешно развивались. Казахстан в годы независимости живет единой семьей. Благодаря этому мы также достигли больших высот, создали успешное государство, улучшили жизнь народа, сделали его известным всему миру. У нас одна родина, одна судьба и одна земля. Все стремления нашего народа едины. Они заключаются в том, чтобы сделать государство сильным, а народ счастливым, чтобы люди с уверенностью смотрели в свое будущее и будущее своих детей», – отмечал Президент Казахстана.
История формирования менталитета казахстанской нации
Депортация народов на территорию Казахстана
Сегодня казахстанская нация – это народы с разных концов СССР, объединенные единой идеей и духом братства. Казахстанцы действительно братский народ, но для того, чтобы прийти к миру, согласию и обрести новую Родину, многим пришлось пройти через трудности.
Депортация народов на территорию Казахстана началась в 1920-1940-е годы, когда советская власть стала насильственно выселять неугодные народы с обжитых земель. В 1928-1936 годах в Казахстан из России, Украины и Беларуси было депортировано 360 тысяч человек. С 1937 года из районов Дальнего Востока, находящихся близко к государственной границе, в Среднюю Азию начали насильственно переселять корейское население.
Согласно постановлению Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немецкого населения, проживающего в Поволжье», осенью 1941 года из Поволжья было выселено более 1 млн немцев, из них 420 тысяч были размещены в Казахстане. В июне 1942 года из Краснодарского края, Крымской АССР, Армении, Азербайджана и Грузии в Казахстан было выселено почти 25 тысяч греков, а также порядка 29 тысяч представителей других народов.
В период с 1940 по 1941 год в Казахстан было депортировано порядка 100 тысяч поляков. В 1943-1944 годах было проведено насильственное переселение в Казахстан 507 тысяч балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев, 110 тысяч турок-месхетинцев, 180 тысяч крымских татар. Всего с 1937 по 1944 год в Казахстан было депортировано 1 миллион 209 тысяч человек, а вместе с эвакуированными – 1 миллион 740 тысяч человек.
В первые месяцы после депортации десятки тысяч человек погибли от голода и болезней. Выжившим запрещалось покидать новое место жительства, иначе им грозило наказание в виде каторжных работ. Трудно было бы выжить в условиях сильнейшего морального надлома и физических тягот, если бы не поддержка и сочувствие местного населения. По существу, каждый пятый в республике был спецпереселенцем. Казахстан напоминал гигантский лагерь, своего рода ГУЛАГ СССР. Как сообщалось в сводке Управления внутренних дел СССР, в 1944 году из 144 тыс. депортированных людей, в том числе в Казахстан, 101 тыс. человек умерли.
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт В. А. Шаталов писал в своих воспоминаниях: «От чистого сердца, всю жизнь буду благодарен земле Казахстана. В трудные военные годы казахский народ заботился обо мне как о родном сыне».
Депортированные люди не оставались в долгу – честно и добросовестно трудились, оказывали значительную помощь коренным жителям. Среди них был и ныне известный писатель Герольд Бельгер, который жил в немецкой семье в ауле близ реки Есиль в Северном Казахстане. Словом, казахский народ тепло и гостеприимно встретил переселенцев.
Освоение целины
Но от событий трагических передвинемся немного дальше. После депортации начался ударный рабочий период. В марте 1954 года на пленуме ЦК КПСС было принято решение «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель». Были поставлены задачи для Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа – расширить посевы зерновых культур за счет освоения целинных и залежных земель не менее чем на 13 миллионов гектар и получить в 1955 году 1100-1200 миллионов пудов зерна, в том числе 800-900 миллионов пудов товарного зерна. В стране развернулось всенародное движение по развитию сельского хозяйства. Освоение целинных земель вызвало мощный трудовой подъем.
«Казахи в подавляющем своем большинстве, – писал в книге «Целина» Л. И. Брежнев, – с огромным энтузиазмом и одобрением встретили решение партии о распашке ковыльных степей. Подъем целины для казахов явился задачей нелегкой, ведь долгие столетия казахский народ был связан со скотоводством, а тут многим предстояло сломать весь прежний уклад жизни в степях, стать хлеборобами. Но у местных жителей хватило мужества и мудрости принять самое активное, героическое участие в подъеме целины. Казахский народ оказался на высоте истории».
Уже к августу 1954 года задание по подъему целины в стране было выполнено: распахано 13,4 млн га новых земель, в том числе в Казахстане более 6,5 миллиона га.
Решение партии нашло широкую поддержку среди трудящихся. ЦК ВЛКСМ и местные комсомольские комитеты организовали отбор добровольцев из числа молодежи и направляли их в совхозы. Комсомольцы Москвы и Московской области 22 февраля 1954 года, уезжая в районы освоения целины, писали: «Мы, молодые рабочие промышленных предприятий города Москвы, специалисты и механизаторы Московской области, отъезжающие на новые земли, обращаемся к молодым механизаторам и специалистам сельского хозяйства, рабочим промышленных предприятий и совхозов, ко всем комсомольцам, юношам и девушкам с горячим призывом: становитесь в ряды нашей трудовой рати! Поезжайте на целинные земли!».
Молодежь СССР горячо откликнулась на этот призыв. 28 февраля 1954 года в Костанай по комсомольским путевкам прибыл первый отряд молодых работяг с Украины. А уже в марте 1954 года на казахстанскую целину из других союзных республик прибыло более 14 тысяч комсомольцев. Патриотическое движение по освоению целинных земель охватило и молодежь Казахстана. Комсомол республики уже в первой половине марта направил на целину порядка 10 тысяч молодых людей.
Это движение продолжало набирать обороты и позднее. По призыву комсомолок совхоза «Мариновский» Акмолинской области осенью 1954 года на целину приехало около 60 тысяч молодых женщин и девушек.
Одновременно на казахстанскую целину переселялись и семьи колхозников, работников промышленных предприятий и учреждений Украины, Беларуси и других союзных республик. В течение 1954-1955 годов в Казахстане прибыло 20 тысяч семей. С первых же дней целина стала школой интернационального воспитания и трудовой закалки.
Помимо этого, в новые совхозы Казахстана было направлено порядка 2 тысяч работников с высшим и средним образованием в качестве директоров, главных агрономов, инженеров, бухгалтеров и так далее.
Всего на первом этапе массового освоения целины (1954-1956 годы) в республику прибыло свыше 640 000 человек, в их числе почти 400 тыс. механизаторов сельского хозяйства, 50 тыс. строителей, около 3 тыс. медицинских работников, почти 1,5 тыс. учителей, более 1 тыс. работников торговли и так далее. Кроме того, в совхозах работало более 66 тыс. выпускников училищ механизации из братских республик и свыше 19 тыс. из училищ Казахстана.
В итоге за короткий срок в целинных районах страны сформировалось ядро рабочих специалистов. Они несли в сельское хозяйство культуру промышленного труда, сплоченность, дисциплинированность, трепетное отношение к труду. Их массовый приток на целину способствовал росту удельного веса рабочего класса.
В нелегких условиях, в необжитых степях, целинникам приходилось осваивать новые земли. Новоселам приходилось начинать жизнь в палатках, вагончиках, землянках. По бездорожью и глубоким снегам они доставляли технику, семена, строительные материалы и оборудование в новые совхозы за 250-300 км от железнодорожных станций и разъездов. В грандиозной работе по освоению целинных земель люди проявляли героизм и самоотверженность.
По информации Комитета по статистике МНЭ РК, сегодня на территории Казахстана постоянно проживают представители 125 наций и народностей. Самыми многочисленными среди них на начало 2018 года являются: казахи (12 млн), русские (3 млн), узбеки (576 тыс.), украинцы (277 тыс.), уйгуры (265 тыс.), татары (202 тыс.) и немцы (179 тыс.).
Самыми малочисленными и редкими народами, проживающими на территории Казахстана, являются алеуты, абазины, вепсы, долганы, ижорцы, коми, крымчаки, ливы, манси, нанайцы, ненцы, негидальцы, нивхи, орочи, рутульцы, селькупы, тувинцы, удэгейдцы, ульчи, цахуры, чуванцы, чукчи, эвенки и японцы.
Среди представителей европейских народов, проживающих в Казахстане, есть австрийцы, англичане, голландцы, французы, испанцы, шведы, чехи и итальянцы. Есть и доля представителей Американского континента – американцы и кубинцы.
Ассамблея народа Казахстана
Сегодня потомки бывших переселенцев живут в мире и согласии и с особой гордостью представляют Казахстан. Важным элементом, скрепившим интересы всех этносов и обеспечивающим неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности, стала Ассамблея народа Казахстана.
Являясь уникальным в своем роде общественно-политическим институтом, АНК на регулярной основе подтверждает свою значимость и востребованность. На сегодняшний день она не имеет аналогов в мире.
В 1992 году был созван первый Форум народов Казахстана. Здесь Главой государства была высказана идея о необходимости работы этого форума на постоянной основе. Так, в своем выступлении Президент отметил, что «не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. Надо повседневно слышать голос каждого народа. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт – Ассамблею согласия и единения народов Казахстана».
1 марта 1995 года указом Президента Республики Казахстан была создана новая общественная организация – Ассамблея народов Казахстана (АНК). Таким образом, инициатива Главы государства была реализована на практике. Организация носила консультативно-совещательный характер при Президенте страны. И, действительно, Ассамблея стала одним из наиболее эффективных механизмов по проведению взвешенной национальной политики.
26 апреля 2002 года была принята и утверждена Стратегия Ассамблеи народов Казахстана. Этот документ определил основное направление ее работы на будущее. Позднее организацию переименовали в Ассамблею народа Казахстана.
В мае 2007 года был принят ряд конституционных поправок, который позволил Ассамблее народа Казахстана делегировать 9 своих представителей в Парламент страны. Этот шаг, несомненно, поднял роль Ассамблеи на более высокий уровень.
Стоит отметить, что Ассамблея народа Казахстана активно участвовала в подготовке ряда законопроектов: «Об общественных объединениях», «О культуре», «О языках в Республике Казахстан» и других. Возрос и международный авторитет Ассамблеи. По опыту Казахстана аналогичные общественные структуры созданы в ряде стран СНГ.
Мировое сообщество с большим вниманием изучает казахстанский опыт. За рубежом проведены крупные международные конференции о роли Ассамблеи в жизни многонационального населения республики. Казахстанский опыт получил высокую оценку международных экспертов. В свое время Генеральный секретарь ООН Коффи Аннан назвал Казахстан «примером межнационального согласия, стабильного и устойчивого развития для других государств мира».
Высокую оценку состоянию межнациональных отношений в Казахстане дал в ходе своего визита в 2001 году Папа Римский Иоанн Павел II.
Глава государства в книге «Казахстанский путь» также отметил важность и востребованность этого института: «Мы создали уникальный инструмент межнациональных отношений в лице Ассамблеи народа Казахстана. Ни в одной стране мира нет подобного авторитетного и представительного инструмента национальной политики».
Сегодня в структуру Ассамблеи народа Казахстана входит Научно-экспертный совет АНК, Клуб журналистов и экспертов по вопросам межэтнических отношений при АНК, Общественный фонд «Фонд АНК», Методический центр инновационных технологий обучения языкам «Тілдарын», а также Ассоциация предпринимателей АНК.
Во всех регионах функционируют Дома дружбы, которые расположены в регионах с полиэтничным составом населения.
В Астане работает Дворец мира и согласия, построенный по поручению Главы государства. Здесь проходят ежегодные сессии Ассамблеи народа Казахстана, съезды лидеров мировых и традиционных религий, а также другие знаковые мероприятия.
По состоянию на 2018 год в Казахстане действуют 29 республиканских, 75 региональных, а также 530 местных зарегистрированных этнокультурных объединений. Общее же количество этнокультурных объединений в стране – 1071.
За время своего существования Ассамблея превратилась в поистине авторитетный общественный институт по регулированию межнациональных отношений.
Этническое разнообразие – это достояние страны, предмет особой гордости казахстанцев, избежавших в смутную пору распада СССР межнациональных распрей.
«Казахский народ должен объединять все другие народы, проживающие в стране. Широкая душа казаха помогает ему уживаться со своими соседями, это позволяет сохранять единство всего казахстанского народа. Казахский народ несет ответственность за всех, кто живет в нашей стране. Никто не должен чувствовать себя ущемленным по языку, вероисповеданию и культуре», – отмечает Нурсултан Назарбаев.
Фото и видеоматериалы взяты из открытых источников