Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что

Эссе «Образование и третья модернизация Казахстана».Выговская Ли. Эссе Образование и третья модернизация Казахстана

Выговская Лиана ИС-12

Эссе: «Образование и третья модернизация Казахстана».

31 января 2017 года было представлено Послание президента «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», в котором поставил задачу создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны и выделил пять основных приоритетов третей модернизации и модернизации образования.

Главная цель Третьей модернизации – создание новой модели роста на новом историческом этапе развития нашей страны и новом этапе государственного строительства.

– культивирование новых отраслей экономики, которые дадут рост в новых условиях;

– модернизация базовых отраслей экономики;

– развитие массового предпринимательства и высвобождение предпринимательской инициативы казахстанцев;

– обеспечение продуктивной занятости населения;

– развитие человеческого капитала, прежде всего образование и здоровье как главных факторов конкурентоспособности нации.

Третья модернизация – это не план борьбы с текущими глобальными вызовами и мировым кризисом, это надежный мост, который мы перебрасываем в будущее для восстановления динамичного экономического роста и успешного

Своё видение дальнейшего развития страны на новом этапе президент адресовал каждому казахстанцу, с уверенностью в том, что «великий народ» преодолеет все трудности и превратит Казахстан в процветающую страну для потомков. Полученный бесценный опыт Первой и Второй модернизаций, потенциал, созданный за 25 лет Независимости, послужит хорошей основой для реализации пяти основных приоритетов, которые призваны обеспечить темпы роста экономики выше среднемировых и устойчивое продвижение в число 30 передовых стран.

Президент выделил пять приоритетов Третьей модернизации:

• Ускоренная технологическая модернизация экономики.

• Кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды.

Четвертый приоритет – «улучшение качества человеческого капитала», один из важнейших приоритетов, которым будут руководствоваться в дальнейшей работе участники сфер образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Как любого учителя, гражданина страны, меня особенно интересует четвёртый приоритет Третьей модернизации – «улучшение качества человеческого капитала». В системе образования картина проясняется, а вот систему здравоохранения, так же как и жителей Казахстана ждут большие изменения. В этом приоритете, прежде всего, должна координально измениться роль системы образования. Президент конкретно поставил задачу перед нами и правительством сделать образовательную систему центральным звеном новой модели экономического роста. Словосочетание «разумное решение» касающееся поэтапного внедрения английского языка особенно убедительно в данной области, т.к. в образовательной системе недопустимо руководствоваться методом «проб и ошибок». Безусловно порадовало, начало реализации проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех», по которому после окончания школы каждый молодой гражданин Республики Казахстан сможет получить начальное техническое профессиональное образование бесплатно. Это позволит повысить престиж рабочих профессий и соответственно увеличит приток качественных кадров на предприятия. Без специалистов новых производств, в рамках обозначенной экономики, невозможна будет её дальнейшая реализация.

Источник

Модернизация системы образования в Казахстане

Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Смотреть фото Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Смотреть картинку Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Картинка про Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Фото Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что

Рубрика: 3. Система образования

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 13747 раз

Библиографическое описание:

Калжанова, Г. М. Модернизация системы образования в Казахстане / Г. М. Калжанова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9555/ (дата обращения: 11.12.2021).

Как и все другие новые независимые республики, Казахстан унаследовал от постсоветского периода хорошую систему образования. По уровню образования и квалификации населения,эффективности учебного процесса,научному потенциалу она превосходила многие развитые страны. Практически поголовная грамотность населения,всеобщность среднего и высокий уровень доступности высшего образования,бесплатность обучения на всех ступенях,научный характер и фундаментальность образовательных программ,многообразие научно-исследовательских направлений,огромный кадровый потенциал являлись бесспорными историческими достижениями советского периода. На новом этапе Казахстан выбрал путь построения государства с рыночной экономикой.

На современном этапе структура системы образования в Казахстане включает следующие уровни:

1) дошкольное воспитание и обучение;

2) начальное образование;

3) основное среднее образование;

4) среднее образование;

5) послесреднее образование;

6) высшее образование;

7) послевузовское образование.

Каждый из уровней имеет свое целевое назначение. Отличительная особенность действующей структуры школы заключается в том,что после трех ступеней обучение на старшей ступени проводится по двум направлениям-естестенно-математическому и общественно-гуманитарному. Данная структура школы расширяет возможности вариативного образования путем создания различных типов и видов общеобразовательных учреждений. Ориентация современной парадигмы образования на гуманистические ценности,в центре которых находится личность ребенка в условиях многоаспектного выбора своей жизнедеятельности,заставляет систему образования прогназировать и решать проблемы,связанных с разработкой и реализацией разных форм педагогической,психологической,медицинской поддержки на всех уровнях системы образования. Общеизвестно,что в истории человеческой цивилизации образование представляет одну из важнейших разновидностей социальной деятельности,в результате которой осуществляется освоение материальной и духовной культуры,происходит социализация личности как субъекта общественной жизни. Новая социальная реальность требует качественного образования. Стратегической задачей государства на современном этапе является построение эффективного общества,основанного на интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале нации. Глубинный смысл современного образования состоит в его гуманитарном характере. В центре находится человек со своими жизненными,экзистенциальными проблемами. Гуманитарный взгляд концентрируется на таких сущностных проявлениях человеческой природы,как ценности,личностные смыслы,свобода,ответственность,творчество.

Образовательная политика Казахстана,отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу,учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловловливающие необходимость модернизации в системе образования:

Потому пришло понимание, что будущее современной цивилизации зависит не только от уровня технического прогресса и экономического роста. Оно все больше определяется ролью личности, готовой решать главные социально-экономические проблемы на благо и во имя человека. По данным ЮНЕСКО, одной из причин этого явления стала переоценка ценностей мировой цивилизации, в процессе которой общество подошло к осознанию необходимости воспитания человека культуры с планетарным мышлением, способного активно участвовать в социальном прогрессе, изменяя себя и окружающую деятельность.

Основные факторы, формирующие личность:

Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Смотреть фото Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Смотреть картинку Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Картинка про Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Фото Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что

Модернизация (от англ. Modern-современный)-изменение, усовершенствование. Поэтому к характерным чертам современного человека следует отнести: а)открытость по отношению к экспериментированию;б)расширение независимости от авторитетов; в)вера в науку; г)ориентация на мобильность; д) использование долговременного планирования; ж) активность в общественно-политической жизни. Ведущим фактором в реализации глобальных задач является система школьного образования. По словам Андрю Барбюса:”Школа-это мастерская,где формируется мысль подрастающего поколения,надо крепко держать его в руках,если не хочешь выпустить из рук будущее”.

Школа- в широком смысле этого слова- должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современное образование, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранении единого социокультурного пространства страны, предложения этно-национальной напряженности и социальных конфликтов, равноправие национальных культур и различных конфессий. Нужно в целом изменить подход общества к школе и рассматривать ее не только как чисто образовательное учреждение, но и как центр повышения многих социальных проблем.

Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, инициирует инновационную деятельность, акцентирует внимание на внутренних идеалах человека. Переход на 12-летнюю систему образования не означает только продление срока обучения еще на один год. Система образования очень сложна, и переход должен осуществляться поэтапно. Уже сегодня следует определить, ученики каких классов будут учиться 12 лет. Одним словом из ведущих направлений модернизации отечественного школьного образования является введение на старшей ступени школы профильного обучения. В связи с этим предусматривается решение целого комплекса вопросов введения и организации учебного процесса в профильной школе.

Профильное обучение — это система специализированной подготовки в старшем звене общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения, социализацию учащихся, а также на преемственность старшей ступени школы с учреждениями среднего и профессионального высшего образования. Основными целями профильного обучения являются обеспечение возможности построения и реализации школьниками индивидуальных образовательных траекторий, социализации учащихся в семье, локальных и региональных социумах, углубленного изучения учащимися отдельных дисциплин программы среднего общего образования для подготовки к среднему и высшему образованию.

Учитель — ключевая фигура в модернизации образования. Прежде всего статус учителя определяется его высокими интеллектуальными способностями, профессиональным уровнем, личностными качествами, на совершение которых должна быть направлена деятельность всего общества, совместная деятельность государственных и негосударственных структур. Учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестал быть единственным носителем знаний. Роль современного учителя — это роль проводника в совершенно обновленном обществе. Успешного ученика может воспитать только успешный учитель. Учитель должен ощущать педагогический успех. В нашем обществе должна возродиться традиция уважения к учителю. Необходима система социальных благ и мер защиты, как со стороны государства, так и со стороны общества. Учитель воспитывает в первую очередь своим предметом. Русскому языку и литературе принадлежит важнейшая роль в формировании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимает патриотизм, духовная культура. По словам Л. В. Сахарного: ”Язык — удивительнейшее создание человека, стоит того, чтобы о нем думали”. Русский язык по своей специфике и социальной значимости — явление уникальное. Он является средством выражения духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. Главным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие. Русский язык в нашем государстве удостоен высокого статуса. В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, полным ходом идет модернизация государства. Модернизация государства должна начинаться с модернизации обучения в школе. Именно дети — будущее Казахстана, им предстоит строить государство и вести его к прогрессу. Именно педагог воздействует на умы и сознание детей и молодежи, формирует их отношение к жизни государству, обществу. Далеко не риторически звучит вопрос: ”Кто будет готовить педагогов нового поколения?”. В Послании Президента РК ясно звучит: ”Важно повышать качество педагогического состава. Надо усилить стандарты базового педагогического образования, требования к повышению квалификации преподавателей школ и вузов. В каждом регионе должны действовать интегрированные центры повышения квалификации педагогов”. Возрастает роль педагога, умеющего креативно мыслить, владеющего передовыми, инновационными технологиями, занимающегося опытно- экспериментальной деятельностью. Сегодня ценится не только профессиональностью педагога, но и его стремление учиться, повышать мастерство. Образование — это область деятельности, обреченное на перманентное состояние кризиса, такое состояние обусловлено самой природой вещей. Стремительная смена парадигм составляет мало времени на приспособление учебных планов и программ, а жизнь постоянно требует все более хорошо подготовленных людей. Поэтому необходимость модернизации очевидна. Модернизация системы образования — это политическая и общенациональная задача. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане, семья и родительская общественность, органы местного самоуправления, профессорско-педагогическое сообщество, научные, культурные, общественные институты. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы представителями национальной экономики, культуры, науки здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Таким образом, модернизация системы образования — это масштабная программа государства, в рамках которой разработан и уже реализуется план конкретных мероприятий. Среди них выделим основные, относящие к общеобразовательной школе:

Проблема пересмотра содержания образования очень актуальна,как никогда. Период развития мировой экономики, когда ее успех определяла немногочисленная элита,закончился. Поэтому уровень развития страны напрямую зависит как от уровня и разносторонности общего образования,основной массы населения, так и от качества подготовки специалистов в средней и высшей профессиональной школе. Изменять,обновлять содержание образования с пользой для дела можно только с опорой на его фундамнтализацию с обязательным использованием межпредметных связей,а также всей социальной сферы государства.

Источник

Актуальные цели и задачи модернизации современной системы образования.

Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:

— формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;

— социальная адаптация школьников и студенческой молодежи к жизни в обществе;

— воспитание гражданственности и любви к Родине;

— обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.

Поставленные задачи соответствуют выше заявленным целям:

— создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общече­ловеческих ценностей, достижений науки и практики;

— развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;

— воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;

— приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками;

— обеспечение повышения социального статуса педагогических работников;

— расширение автономности, самостоятельности организаций образования, демократизация управле­ния образованием;

— функционирование национальной системы оценки качества образования, отвечающей потребно­стям общества и экономики;

— внедрение и эффективное использование новых технологий обучения, в том числе кредитной, дистанционной, информационно-коммуникационных, способствующих быстрой адаптации профессио­нального образования к изменяющимся потребностям общества и рынка труда;

— развитие систем обучения в течение жизни, обеспечивающих взаимосвязь между общим обучением, обучением по месту работы и потребностями рынка труда и помогающих каждому максимально использовать свой личный потенциал в обществе, основанный на знании и компетентности;

— интеграция образования, науки и производства;

— обеспечение профессиональной мотивации обучающихся;

— обеспечение опережающего развития технического и профессионального образования путем активного взаимодействия с работодателями и другими социальными партнерами;

— создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями.

В результате реализации Концепции казахстанская система образования должна обеспечить: совершенствование управления системой образования:

— переход к принципу «образование для всех в течение всей жизни»;

— доступность и преемственность всех уровней образования;

— полноценное, качественное, конкурентоспособное образование, ориентированное на результат.

В результате проводимых в Казахстане социально-экономических реформ, в том числе и в высшем образовании, в последние годы наметились отдельные положительные тенденции, такие как:

— демократизация высшего образования и децентрализация управления;

— диверсификация сети и структуры высших учебных заведений;

— создание новой законодательной и нормативной правовой базы;

— внедрение новых государственных стандартов высшего образования;

Уровень квалификации специалистов является сегодня одним из наиболее важных факторов, опреде­ляющих уровень развития экономики страны. Анализ дает основание говорить о том, что республика обладает достаточно мощным кадровым потенциалом.

Как и во всем мире, Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования.

Начиная с 2013 года обеспечить развитие системы инженерного образования и современных техни-ческих специальностей с присвоением сертификатов международного образца.

Профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах, что во многом это решит проблему занятости населения.

Высшие учебные заведения не должны ограничиваться образовательными функциями, необходимо создавать и развивать прикладные и научно-исследовательские подразделения. Вузы должны не ограни­чиваться совершенствованием своих учебных программ и активно развивать свою научно-исследователь­скую деятельность

Развитие системы социальной ответственности в сфере образования

Социальная ответственность частного бизнеса, неправительственных и благотворительных организаций, частных лиц должна особенно проявиться в сфере образования. Необходимо:

— Создать сеть государственно-частного партнерства для развития системы высшего и среднего образования.

— Разработать многоступенчатую систему грантов на обучение.

— Создать по всей стране систему специализированных учебных заведений научно-исследовательского и прикладного образования, учитывающих региональную специализацию.

— Законодательно закрепить обязательную производственную практику на предприятиях, начиная со второго курса обучения в ВУЗе.

Модернизация методик образования

Предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования, создавая региональные школьные центры.

Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих.

Необходимо избавиться от устаревших либо невостребованных научных и образовательных дисциплин, одновременно усилив востребованные и перспективные направления.

Изменить направленность и акценты учебных планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации.

Создать ориентированные на предпринимательство учебные программы, образовательные курсы и институты.

А. Назарбаев подчеркнул что успехи в образовании тесно связаны с развитием казахстанской науки. гуманитарным приоритетом XXI века стал процесс интеграции образования и науки. В мировой практике успешно функционируют академические конгломераты, включающие в себя учебные заведения и научно-исследовательские институты. Такое соединение служит реальной основой интеграции науки и образования и позволяет проводить единую научно-техническую и образовательную политику в стране. Наиболее эффективной формой интеграции сегодня является слияние вузов и научно-исследовательских институтов.

Произошла реорганизация ряда научных и образовательных организаций путем их присоединения, созданы 30 научно-исследовательских институтов и научных центров в составе 11 высших учебных заведений.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 7215 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Модернизация казахстанского образования: новые задачи и перспективы

В марте была принята Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы. Ее цель повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики страны. Министр образования и науки Республики Казахстан Ерлан Сагадиев рассказывает об одном из важнейших направлений программы.

Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Смотреть фото Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Смотреть картинку Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Картинка про Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Фото Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что

Министр образования и науки Республики Казахстан Ерлан Кенжегалиевич Сагадиев

Создать основу для реализации «Мангилик ел»

Сегодня в министерство поступает много вопросов о Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы. Особый интерес жителей республики вызывает вопрос о казахском языке и о его будущем.

Говоря кратко, программа не несет в себе цели какого-либо негативного пересмотра в преподавании государственного языка. Наоборот, ставится задача качественного овладения казахским языком всего населения страны.

Главная цель программы — создать платформу, которая будет основой и началом реализации идеи Президента РК «Мєгілік ел». «Мєгілік ел» — это единый народ, создание вечного казахстанского общества, которое может свободно узнавать, осваивать и использовать новости мировой цивилизации, науки и техники, как этого требует современность.

В первую очередь необходимо обеспечить равный доступ всех членов общества к качественному образованию. Сейчас в нашей системе образования к такому равенству мы только идем.

Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы призвана обеспечить дальнейшую ускоренную модернизацию казахстанского образования и науки как главного фактора благосостояния казахстанского общества.

Движение к одному типу школ

Сегодня все школы страны разделены на три типа в зависимости от языка обучения: казахский, русский, английский. Мы видим, что у молодежи, обучавшейся в казахских школах, в дальнейшем ограничены возможности в получении качественного высшего образования. Например, у молодых людей, особенно из сельской местности, возникают трудности при поступлении в наши ведущие новейшие университеты — «Назарбаев Университет», КИМЭП, КБТУ, ІТ-университет, то есть в те вузы, где основной язык преподавания — английский. Это первое.

Во-вторых, в среднем половина школ в республике — это школы с русским языком обучения. В них также учится и казахская молодежь. Выпускники этих школ плохо знают казахский язык, наша задача этот барьер преодолеть.

Именно по этим причинам в республиканской образовательной системе сегодня нет равенства, не созданы условия для получения образования на одном уровне. Наша цель — избавиться от такого противоречия и дать качественное, современное образование молодежи, в том числе той, что живет в сельской местности.

Если говорить точнее, мы должны двигаться к одному типу школ, которые на высоком уровне обеспечат преподавание на трех языках. Все дети должны уметь свободно общаться на трех языках, понимать друг друга и иметь доступ к передовым мировым знаниям. Это задача не одного года, но работу нужно начинать уже сегодня.

В 2016 году будут сделаны начальные шаги. Первое, что я хочу сказать по этому поводу: в целом казахский язык в средних школах будет преподаваться без изменений. При этом мы рассматриваем возможность увеличения часов обучения казахскому языку, но самое главное — это улучшение качества его преподавания в русских школах.

Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Смотреть фото Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Смотреть картинку Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Картинка про Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Фото Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что

Обучение по новейшим методикам

С 2016 года министерство планирует начать внедрение изучения на трех языках, прежде всего, естественно-научных предметов (таких как химия, физика, биология) и информатики по обновленным методикам, разработанным в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Обновленное содержание прошло апробацию в «Назарбаев интеллектуальных школах». Для этого 73 тысячи учителей первого класса наших школ летом будут готовиться к преподаванию по новой методике. С этой целью в течение ближайшего времени к широкополосному интернету подключат 2,5 тысячи школ.

Кроме того, министерство подготовило 80 специалистов из «Назарбаев интеллектуальных школ», которые будут в режиме онлайн обучать преподавателей новым методикам. Президент РК утвердил вышеупомянутый план, выделены соответствующие средства.

С 2017 года еще 2,5 тысячи школ будут подключены к широкополосному интернету. Благодаря этому в Казахстане сформируется масштабная система подготовки кадров, позволяющая с помощью информационных технологий быстро и повсеместно вводить новые методики обучения.

Английский откроет двери в лучшие вузы

Только после этого начнется внедрение обучения естественно-научным предметам на английском языке. Мы планируем начать данную программу с 2018 года. Когда эти дети будут готовы, вопросы на английском языке появятся и в Едином национальном тестировании.

Для чего это нужно? В мире ежегодно, ежедневно генерируется гигантское количество необходимой для нашей молодежи научной и технической информации. Своевременно перевести ее на родной язык ни у одной из стран не хватает ни средств, ни возможностей. Это понимают и такие государства, как, например, Франция. Раньше во французских школах английский не преподавался, сегодня его изучение внесли на законодательном уровне в каждую школу.

Наиболее правильным для нас решением будет обучить казахстанскую молодежь, особенно сельских детей, наряду с родным языком свободному владению английским. Это даст возможность нашим молодым людям не только немедленно и без труда получать необходимые знания — казахстанцам откроются двери в самые лучшие университеты, отечественные и мировые.

Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Смотреть фото Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Смотреть картинку Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Картинка про Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что. Фото Казахстанское образование нуждается в модернизации потому что

Читайте далее:

Модернизация казахстанского образования: новые задачи и перспективы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *