И вновь тема обзора подсказана читателем. Казак и казах – удивительно похожие друг на друга слова, но делает ли это их родственными? Есть ли между ними что-то общее?
С точки зрения современных значений данных слов, они никаким образом не взаимосвязаны. Казаки – это представители военного сословия, а казахи – народ тюркской этноязыковой группы, проживающий преимущественно на территории Казахстана. Если же проследить историю термина «казак» до его появления, то станет очевидным, что не так уж эти два понятия далеки друг от друга. Военным сословием казачество в России стало лишь в восемнадцатом веке, а до того на протяжении нескольких веков казаками именовали вольных людей, свободных от тягла (крепостной повинности) и работавших по найму.
В 15-16 веках невыносимые условия крепостничества и национально-религиозный гнёт на захваченной Польшей Украине и в Польско-Литовском государстве привели к массовому бегству крестьян и посадских людей на незанятые земли на юго-востоке. Потому-то колыбелью казачества считаются юго-восточные окраины России и Украины. Поселившиеся по рекам Днепр, Дон и Яик и их притокам беглые крестьяне и посадские люди сами себя называли «вольными людьми» – казаками. Слово было позаимствовано из тюркской группы языков: kazak – «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга». Отсюда же происходит и название национальности «казах» – вот и родство.
Во множественном числе «казаки» ударение может падать на второй и на последний слоги. Первый вариант устаревает, хотя он ближе к оригинальному произношению (казАки – казАчество). Видимо, это связано с тем, что при склонении по падежам слово звучит очень схоже с «казАхами», что смущает и говорящего и слушающего.
Что касается формы «козак», то в русском языке она встречается гораздо реже, чем слово «казак», хотя и является его орфографически правильным синонимом и во всех европейских языках пишется именно так – через «о»: по-английски Cossack, по-немецки Kosak, по-французски cosaque, по-итальянски cosacco, по-испански cosaco.
Казаки и казахи – два совершенно разных, на первый взгляд, понятия, на самом деле имеют общие корни и историю. Этноним «казах» появился лишь в 1936 году, а страна Казахстан некогда именовалась Казачьей Ордой.
До начала XX века схожие названия народов обуславливали путаницу в документах, а в быту рассматривались как родственные этносы. Как появилось слово «казак» и что у него общего с казахами?
Изначально этноним «казак» тюркского происхождения и означает «свободный человек». Термин появился в XIV веке и относился к воину, который разочаровался в своем хане и стал кочевать самостоятельно. Под этим же понятием тюрки подразумевали молодых людей, ушедших в степь разбойничать и искать приключения.
Однако и до XIV века в степь уходили многие народы. Изначально, свободными кочевниками становились беженцы тюркских государств: аланы, хазары, булгары, печенеги и огузы. Позже к ним добавились представители половецких и славянских племен.
В Раннем Средневековье получившийся микс этносов называли бродниками. Они проживали в Диком поле – на берегах Дона и в причерноморских степях, занимались разбоем или продавали свои услуги за деньги.
К XIV веку сюда начали стекаться восточнославянские крепостные крестьяне, бежавшие от своих господ и правосудия. Смешиваясь с местными, с течением времени вольный народ «обрусел» и принял православие.
Однако народ продолжал жить свободной жизнью, не подчиняясь ни одному правителю и воюя против всех соседей. Эти люди и стали в XV веке казаками.
Впоследствии Россия встроит казаков в свою государственную машину: кочевники будут состоять на службе у царя и воевать на Дону, осваивать Урал и даже покорять Дальний восток.
Казахи как этнос также сформировались в XV веке, находясь в составе Узбекского ханства. Недовольная жесткой политикой местного правителя хана Абулхаира, часть монгольских и тюркских племён откочевала к границам Туркестана, в центральную Азию.
Там они объявили о своей независимости и также стали называть себя казаками – свободными людьми. С XV по XVII века на англоязычных картах Казахское ханство именовалось Казачьей Ордой.
В России, чтобы не путать их с запорожскими и донскими казаками, кочевников называли киргизами, что очень всех обижало. На реформы пошли только спустя 200 лет. В 1925 году большевики официально переименовали Киргизскую АССР в Казакскую.
Чтобы не путать одних с другими, нацию назвали киргиз-казаками. В 1936 году была организована новая реформа и Казакскую АССР переименовали в Казахскую. Так появился Казахстан.
Таким образом, «казак» и «казах» являются родственными словами и означают «свободных людей». Разница между ними лишь в географии и этническом составе. Казаки – это славянские народы, жившие в Причерноморье. Казахи – результат смешения тюркских и монгольских племен.
Откуда взялся этноним «казахи» и что общего у него с этнонимом «казаки»?
Тема эта лишь на первый взгляд представляется безобидной. На самом же деле, обращаясь к ней, можно зайти очень далеко. Ибо любого добросовестного исследователя поиски корней казахских племен и родов, так или иначе, выводят за пределы Казахстана. И тогда то, что он для себя открывает, входит в противоречие с давно устоявшимися представлениями об истории других стран и народов.
А если начинать публиковать такого рода открытия, появятся уже предпосылки к межнациональным, а то и международным конфликтам. И это не вовсе преувеличение. Совсем недавно, уже в наши дни схожая попытка, к примеру, вызвал острейший межгосударственный конфликт в Индокитае между Таиландом и Кампучией. Поводом для него послужило заявление таиландской актрисы (хоть и известной у себя, но все же рядовой гражданки) о том, что исторический памятник, которым гордятся кампучийцы, построен на самом деле не их предками, а тайцами.
Впрочем, что так далеко ходить. И у нас, в Казахстане, были случаи, когда авторы, публиковавшие свои связанные с историей открытия, вызывали бурю гнева. Благо, если бы это был всего лишь гнев и больше ничего. Но то был гнев официальный. А власть, если она гневается, так может наказать тех, кого посчитает виновными, что потом поднятую ими тему другие будут долго обходить за версту.
Так, в 1952 году были арестованы и осуждены на 25 лет виднейшие казахские историки того времени Е.Бекмаханов, Б.Сулейменов. Их обвинили в «буржуазном национализме».
Всего за полтора десятилетия до этого окончательно и практически под корень были выведены все те казахские деятели, которые в силу своей образованности могли поставить под сомнение ту модель «истории», которой казахам извне предписывалось ограничиваться. Потом была Великая Отечественная война.
Спустя несколько нет после нее, национальная общественная мысль в лице немногих уцелевших казахских ученых-историков предприняла попытку рассмотрения и описания прошлого своего народа на более широкой базе. Кандидат исторических наук Б.Аспандияров взялся за разработку темы «Образование трех казахских жузов». Она была утверждена и включена в план 1950 года по Институту истории, археологии и этнографии Академии наук республики.
В прошлом, то есть до начала 90-х г.г. прошлого века труды Б.Аспандиярова для нас, авторов и просто любителей истории, не были доступны. Сейчас, читая их, приходишь к выводу, чтомногое из того, что составляет библиографии литературы о нашем прошлом, мы узнаем с большим опозданием. Ибо, совершенно ясно, что само развитие казахской общественной мысли в 1960-1980 г.г. пошло бы по другому пути, если бы она была хорошо знакома хотя бы такими трудами того же Б.Аспандиярова, как « Некоторые сведения о местах обитания казахов в древности» и « Критические заметки по вопросу о происхождении наименования казахов ». Он считал, что казахские племена и роды населяли куда более обширное, чем пределы прежней казахской государственности, пространство.
Сейчас же, читая Б.Аспандиярова, ясно обнаруживаешь, что такой подход к рассмотрению прошлого не только предлагался и использовался тогда, когда многих людей из числа тех самых современных историков еще и на свете-то не было. Об этом свидетельствуют такие вот хотя бы строки из труда Б.Аспандиярова « Некоторые сведения о местах обитания казахов в древности» :
«Важный исторический смысл содержит в себе крылатая фраза:
Комментарии излишни, пословица сама по себе свидетельствует о познаниях древних казахов. Уместным дополнением к вышеприведенным данным служит и выражение:
Приведенные примеры с наглядной убедительностью говорят о широких связях казахов в древности с племенами и странами восточной части Европы». Поразительно, что это было сказано не каким-нибудь современным автором, склонным приписывать к казахом многие и многие факты исторического прошлого. А человеком, жившим в ту эпоху, когда на ходу были приклеивание ярлыка «буржуазного националиста» и привлечение за это к суду.
Сейчас уже другие времена. Однако полувековой давности призыв Б.Аспандиярова«объективно, без вкладывания героического темперамента, серьезно, хладнокровнообсудить» проблему неясностей в казахской истории и «общими усилиями» разрешить «этот запутанный вопрос» не утратил еще своей злободневности. Я не историк, а всего лишь журналист. Но поскольку я этой темой занимаюсь давно, надеюсь, что мои усилия в любом случае не окажутся излишними.
Ибо по сию пору в истории казахов обнаруживается много загадочного. Особенно много путаницы с тем, кого из фигурирующих в исторических источниках «казаков» следует считать предками казахов, а кого – предшественниками русских и украинских казаков.
Откуда взялся этноним «казахи» и что общего у него с этнонимом «казаки»? Каковы момент и обстоятельства возникновения казахских жузов? В период монгольского нашествия предки казахов героически защищали Отрар или геройски штурмовали его? Таких вопросов много. И до настоящего времени нет вразумительных ответов на них. Более того, сами казаховеды признают, что эти вопросы остаются открытыми.
Еще в первой трети XIX века Николай Полевой, современник А.С.Пушкина, писал в своем многотомном произведении под названием «История русского народа» писал так: «В Азии доныне целая Орда Турецкая называется казаками(киргиз-кайсаки)». В более поздние времена этноним «казаки» применительно к казахам в России совершенно перестала уже использоваться. Практика его применения в отношении коренных жителей Казахстана была возобновлена в начале советского периода российской истории. Но продолжалось это совсем недолго. Потом название «казаки» было в отношении нас в русском языке заменено вновь изобретенным термином «казахи». Последний сохраняет силу до сих пор.
Все выглядит так, будто нашу историю до сих «затирали» и «затирают» с тем, чтобы оставить как можно меньше места и возможностей для возникновения накладок с историей казачества. Но, как сейчас выясняется, в рамках последней тоже хватает «белых пятен». Современный российский историк и писатель Ф.Гримберг в связи с этим утверждает так:«Сведения XVI-XVII веков о казаках не все открыты и, вероятно, частично уничтожены». В любом случае ясно одно. Для следования призыву, сделанному Б.Аспандияровым полвека тому назад, сейчас осталось куда меньше препятствий и появилось куда больше возможностей. Речь не идет о том, чтобы просто переписывать свою историю или взяться возвеличивать ее. Нет. Просто надо наконец-то спокойно и серьезно начинать рассматривать наше прошлое. А это, значит, браться первым делом за прояснение вопросов, связанных с происхождением казахских жузов, племен и родов.
Казаки и казахи – два совершенно разных, на первый взгляд, понятия, на самом деле имеют общие корни и историю. Этноним «казах» появился лишь в 1936 году, а страна Казахстан некогда именовалась Казачьей Ордой.
До начала XX века схожие названия народов обуславливали путаницу в документах, а в быту рассматривались как родственные этносы. Как появилось слово «казак» и что у него общего с казахами?
Изначально этноним «казак» тюркского происхождения и означает «свободный человек». Термин появился в XIV веке и относился к воину, который разочаровался в своем хане и стал кочевать самостоятельно. Под этим же понятием тюрки подразумевали молодых людей, ушедших в степь разбойничать и искать приключения.
Однако и до XIV века в степь уходили многие народы. Изначально, свободными кочевниками становились беженцы тюркских государств: аланы, хазары, булгары, печенеги и огузы. Позже к ним добавились представители половецких и славянских племен.
В Раннем Средневековье получившийся микс этносов называли бродниками. Они проживали в Диком поле – на берегах Дона и в причерноморских степях, занимались разбоем или продавали свои услуги за деньги.
К XIV веку сюда начали стекаться восточнославянские крепостные крестьяне, бежавшие от своих господ и правосудия. Смешиваясь с местными, с течением времени вольный народ «обрусел» и принял православие.
Однако народ продолжал жить свободной жизнью, не подчиняясь ни одному правителю и воюя против всех соседей. Эти люди и стали в XV веке казаками.
Впоследствии Россия встроит казаков в свою государственную машину: кочевники будут состоять на службе у царя и воевать на Дону, осваивать Урал и даже покорять Дальний восток.
Казахи как этнос также сформировались в XV веке, находясь в составе Узбекского ханства. Недовольная жесткой политикой местного правителя хана Абулхаира, часть монгольских и тюркских племён откочевала к границам Туркестана, в центральную Азию.
Там они объявили о своей независимости и также стали называть себя казаками – свободными людьми. С XV по XVII века на англоязычных картах Казахское ханство именовалось Казачьей Ордой.
В России, чтобы не путать их с запорожскими и донскими казаками, кочевников называли киргизами, что очень всех обижало. На реформы пошли только спустя 200 лет. В 1925 году большевики официально переименовали Киргизскую АССР в Казакскую.
Чтобы не путать одних с другими, нацию назвали киргиз-казаками. В 1936 году была организована новая реформа и Казакскую АССР переименовали в Казахскую. Так появился Казахстан.
Таким образом, «казак» и «казах» являются родственными словами и означают «свободных людей». Разница между ними лишь в географии и этническом составе. Казаки – это славянские народы, жившие в Причерноморье. Казахи – результат смешения тюркских и монгольских племен.
Хотите знать, что общего между КАЗАКАМИ и КАЗАХАМИ? по моей версии. версия казах казак
Они потомки тюрков Казак и Казах по-тюркски означает: ушедший от господина По-казахски Казахстан, СТАН означает страна, у казаков есть СТАН-ица, означающее населенный пункт. Курень у казаков – жилище, у тюрков – стена ЕСАУЛ – по-казахски означает хозяин аула ЕС (ИЕ) – хозяин, у казаков – воинское звание. АТАМАН – по-казахски АТА – отец, глава; АМАН – благополучный, здоровый. У казаков – воинское звание, выше, чем есаул. И.Т.Д.
правильно произносится и пишется Казакстан, и казахи сначала были именно казаками а не казахами
Сначала было слово, затем названия
А почему, у них все общее.Земля,степь,кони,овцы.Есть о чем поговорить.
Смотри как я приблизился к основе.
Они потомки тюрков Казак и Казах по-тюркски означает: ушедший от господина По-казахски Казахстан, СТАН означает страна, у казаков есть СТАН-ица, означающее населенный пункт. Курень у казаков – жилище, у тюрков – стена ЕСАУЛ – по-казахски означает хозяин аула ЕС (ИЕ) – хозяин, у казаков – воинское звание. АТАМАН – по-казахски АТА – отец, глава; АМАН – благополучный, здоровый. У казаков – воинское звание, выше, чем есаул. И.Т.Д.
казаки на конях, а казахи на верблюдах.
Они потомки тюрков Казак и Казах по-тюркски означает: ушедший от господина По-казахски Казахстан, СТАН означает страна, у казаков есть СТАН-ица, означающее населенный пункт. Курень у казаков – жилище, у тюрков – стена ЕСАУЛ – по-казахски означает хозяин аула ЕС (ИЕ) – хозяин, у казаков – воинское звание. АТАМАН – по-казахски АТА – отец, глава; АМАН – благополучный, здоровый. У казаков – воинское звание, выше, чем есаул. И.Т.Д.
Безумно хочу, но я уже узнал в ответах.
Они потомки тюрков Казак и Казах по-тюркски означает: ушедший от господина По-казахски Казахстан, СТАН означает страна, у казаков есть СТАН-ица, означающее населенный пункт. Курень у казаков – жилище, у тюрков – стена ЕСАУЛ – по-казахски означает хозяин аула ЕС (ИЕ) – хозяин, у казаков – воинское звание. АТАМАН – по-казахски АТА – отец, глава; АМАН – благополучный, здоровый. У казаков – воинское звание, выше, чем есаул. И.Т.Д.
Большое спасибо, благодарен до дрожи!
фантазер, примазаться к нам хочешь?
Они потомки тюрков Казак и Казах по-тюркски означает: ушедший от господина По-казахски Казахстан, СТАН означает страна, у казаков есть СТАН-ица, означающее населенный пункт. Курень у казаков – жилище, у тюрков – стена ЕСАУЛ – по-казахски означает хозяин аула ЕС (ИЕ) – хозяин, у казаков – воинское звание. АТАМАН – по-казахски АТА – отец, глава; АМАН – благополучный, здоровый. У казаков – воинское звание, выше, чем есаул. И.Т.Д.
У всех шашки и чуб
Они потомки тюрков Казак и Казах по-тюркски означает: ушедший от господина По-казахски Казахстан, СТАН означает страна, у казаков есть СТАН-ица, означающее населенный пункт. Курень у казаков – жилище, у тюрков – стена ЕСАУЛ – по-казахски означает хозяин аула ЕС (ИЕ) – хозяин, у казаков – воинское звание. АТАМАН – по-казахски АТА – отец, глава; АМАН – благополучный, здоровый. У казаков – воинское звание, выше, чем есаул. И.Т.Д.
Это уже тюркология
Они потомки тюрков Казак и Казах по-тюркски означает: ушедший от господина По-казахски Казахстан, СТАН означает страна, у казаков есть СТАН-ица, означающее населенный пункт. Курень у казаков – жилище, у тюрков – стена ЕСАУЛ – по-казахски означает хозяин аула ЕС (ИЕ) – хозяин, у казаков – воинское звание. АТАМАН – по-казахски АТА – отец, глава; АМАН – благополучный, здоровый. У казаков – воинское звание, выше, чем есаул. И.Т.Д.
А, ведь я это знала, просто выпало из головы, у меня была книжка вашего писателя Абая, правда, давно, кто то увёл, там эти разъяснения были в предисловии
Они потомки тюрков Казак и Казах по-тюркски означает: ушедший от господина По-казахски Казахстан, СТАН означает страна, у казаков есть СТАН-ица, означающее населенный пункт. Курень у казаков – жилище, у тюрков – стена ЕСАУЛ – по-казахски означает хозяин аула ЕС (ИЕ) – хозяин, у казаков – воинское звание. АТАМАН – по-казахски АТА – отец, глава; АМАН – благополучный, здоровый. У казаков – воинское звание, выше, чем есаул. И.Т.Д.
спасибо, очень полезная мнформация
Конь
Они потомки тюрков Казак и Казах по-тюркски означает: ушедший от господина По-казахски Казахстан, СТАН означает страна, у казаков есть СТАН-ица, означающее населенный пункт. Курень у казаков – жилище, у тюрков – стена ЕСАУЛ – по-казахски означает хозяин аула ЕС (ИЕ) – хозяин, у казаков – воинское звание. АТАМАН – по-казахски АТА – отец, глава; АМАН – благополучный, здоровый. У казаков – воинское звание, выше, чем есаул. И.Т.Д.
Они потомки тюрков Казак и Казах по-тюркски означает: ушедший от господина По-казахски Казахстан, СТАН означает страна, у казаков есть СТАН-ица, означающее населенный пункт. Курень у казаков – жилище, у тюрков – стена ЕСАУЛ – по-казахски означает хозяин аула ЕС (ИЕ) – хозяин, у казаков – воинское звание. АТАМАН – по-казахски АТА – отец, глава; АМАН – благополучный, здоровый. У казаков – воинское звание, выше, чем есаул. И.Т.Д.
Они потомки тюрков Казак и Казах по-тюркски означает: ушедший от господина По-казахски Казахстан, СТАН означает страна, у казаков есть СТАН-ица, означающее населенный пункт. Курень у казаков – жилище, у тюрков – стена ЕСАУЛ – по-казахски означает хозяин аула ЕС (ИЕ) – хозяин, у казаков – воинское звание. АТАМАН – по-казахски АТА – отец, глава; АМАН – благополучный, здоровый. У казаков – воинское звание, выше, чем есаул. И.Т.Д.
спасибо.. интересно. я никогда этим не интересовалась..
Они потомки тюрков Казак и Казах по-тюркски означает: ушедший от господина По-казахски Казахстан, СТАН означает страна, у казаков есть СТАН-ица, означающее населенный пункт. Курень у казаков – жилище, у тюрков – стена ЕСАУЛ – по-казахски означает хозяин аула ЕС (ИЕ) – хозяин, у казаков – воинское звание. АТАМАН – по-казахски АТА – отец, глава; АМАН – благополучный, здоровый. У казаков – воинское звание, выше, чем есаул. И.Т.Д.
Они потомки тюрков Казак и Казах по-тюркски означает: ушедший от господина По-казахски Казахстан, СТАН означает страна, у казаков есть СТАН-ица, означающее населенный пункт. Курень у казаков – жилище, у тюрков – стена ЕСАУЛ – по-казахски означает хозяин аула ЕС (ИЕ) – хозяин, у казаков – воинское звание. АТАМАН – по-казахски АТА – отец, глава; АМАН – благополучный, здоровый. У казаков – воинское звание, выше, чем есаул. И.Т.Д.
Они потомки тюрков Казак и Казах по-тюркски означает: ушедший от господина По-казахски Казахстан, СТАН означает страна, у казаков есть СТАН-ица, означающее населенный пункт. Курень у казаков – жилище, у тюрков – стена ЕСАУЛ – по-казахски означает хозяин аула ЕС (ИЕ) – хозяин, у казаков – воинское звание. АТАМАН – по-казахски АТА – отец, глава; АМАН – благополучный, здоровый. У казаков – воинское звание, выше, чем есаул. И.Т.Д.