Каждение в храме что означает
Каждение в храме что означает
Почему во время службы священник окуривает кадилом людей?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
В религиозной обрядовой символике фимиам обозначает молитву. На это указано в Священном Писании: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8). Как благовонный дым легко поднимается вверх, так и искренняя молитва, исходящая от очищенного сердца, должна возноситься к Богу. Как фимиам имеет приятный запах, так и моление, совершаемое с любовью и смирением, угодны Господу. Св. апостол Павел говорит: «подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:1-2). В приведенных словах мы находим мысль, что ветхозаветное каждение было прооброзом благоухания подвига Спасителя мира. Когда за очередной ропот Бог стал поражать израильтян, первосвященник Аарон, войдя в среду народа, стал совершать каждение, гнев Божий прекратился (Числ.16:41-48). Грех был прощен. Св. пророк Захария во время каждения в храме получил весть от Ангела Господня о рождения сына – Предтечи Господа великого Иоанна (Лк.1:11).
Нужно сказать, что каждение имеет не только символическое значение, но является также и реальным очищающим действием. Это известно из практики. Мне самому довелось в этом убедиться во время освящения квартиры. В доме, куда я был приглашен, находилась пожилая женщина, которая много лет страдала от вселившегося в нее демона. Она могла молиться, приступать к святым таинствам, но не имела возможности избавиться от бесовского плена. Предупрежден я не был, но убедился в этом с первой же минуты. Она попыталась поблагодарить священника за то, что он пришел в их дом, но закончить фразу не успела. Другой голос в ней грубо оборвал ее и сказал, явно обращаясь к священнику: «Зачем пришел. Уходи…». Священник в подобных случаях не должен вступать в общение с демоном, спорить или обличать его. Ему надо положиться на помощь Божию и совершить дело, ради которого пришел, не обращая никакого внимания на беса. За все время моего пребывания в доме была возможность наблюдать его поведение. Если священник не произносил молитву, а молча совершал необходимое действие, то демон замолкал. Как только возобновлялась молитва, он начинал что-нибудь выкрикивать, чтобы перебить и помешать. Когда я стал окроплять квартиру святой водой, бес начал громко кричать: «Гонят меня, гонят. Сам уйду, сам уйду. Через два с половиной часа уйду». Не буду все подробно описывать. Скажу лишь, что крики его и недовольство достигли особой силы, когда началось каждение всей квартиры. Можно было наглядно убедиться в верности пословицы: «Ладан на чертей, а тюрьма на татей» (В.И.Даль. Пословицы русского народа). Замечу, что крики демона слышали все присутствующие. В этом я убедился после окончания молебна.
Не любят также демоны, когда горит лампада или возжигается свеча. Совершая установленные Церковью обрядовые действия, христианин должен помнить, что они имеют значение и силу, только тогда, когда от сердца нашего исходит чистый фимиам смирения, любви и благодарения к Богу. Господь говорит: «от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:11).
Значение каждения в Православной Церкви
Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совершении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета ( Исх. 30, 7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее ( Исх. 40:27, 34 ).
Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел… ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник… И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» ( Откр. 8:3–4 ).
Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно.
После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением; затем обращается к священнослужителю, совершающему проскомидию, со словами: «Благослови, владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христосе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в принебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда присутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной Литургии.
Далее диакон, открыв завесу царских врат, начинает совершать каждение крестообразно 2 вокруг Престола сначала с западной его стороны, а затем с южной, восточной, и наконец, с северной. Совершая каждение святой трапезы диакон читает тропарь св. Иоанна Дамаскина: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». В слова этого тропаря святой Отец вложил глубочайший догматический смысл, а именно – отобразил погребение Спасителя, а также то, что Он как Бог вездесущий, необъемлемый, неописуемый пребывал и во гробе, и в раи с разбойником, на престоле со Отцем, в то же время с душой был в аде, оттуда вывел души всех людей, которые ожидали Его пришествия.
Закончив каждение престола, диакон затем кадит весь алтарь, т.е. горнее место, жертвенник 5 ( ибо на нем – св. Дары), далее иконы на правой стороне от себя, потом – на левой и икону над царскими вратами, затем кадит священнослужителей в алтаре и всех присутствующих, а если здесь находится архиерей, то сначала его трижды по три.
Отдав кадило пономарю, диакон делает крестное знамение на горнем месте и поклон священнику. Во время каждения алтаря и храма диакон, согласно уставу, должен читать 50–й псалом, в котором он выражает свое смирение пред величием Божиим и умоляет Творца простить его согрешения.
Кроме воздаваемых почестей святым иконам и освящения всех присутствующих, каждением диакон побуждает молящихся возносить усердную молитву к Престолу Вышнего, и не только возноситься умом к Богу, но и жизнь свою проводить так, чтобы она благоухала подобно фимиаму, о чем и говорит апостол Павел: «Мы Христово благоухание Богу…» ( 2Кор. 2:15 ).
Итак, каждение за богослужением должно исполняться обязательно всеми священнослужителями с благоговением и страхом Божиим, потому что через это видимое действие все в храме освящаются и таинственным образом приобщаются благодати Святого Духа. Пренебрегая каждением, пастырь Церкви Христовой тем самым лишает себя, а также своих пасомых благодатного воздействия Духа Божия, молитвенного общения с торжествующей Церковью.
Таинственное толкование на литургию блаженного Симеона, митроп. Фессалоникийского. М., 1916 г., стр.16.
Типикон, гл. 22. Крестообразное каждение в церковном употреблении, по мысли проф. М. Скабаллановича, совершалось тогда, когда кадильница была без цепочек. В настоящее время оно заменено троекратным возношением кадила пред каждым священным образом. Толковый Типикон. Киев, 1913, стр. 54.
Епископ Виссарион. Толкование на Божественную литургию. СПб., 1895, стр. 35.
Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию. М., 1816, стр.27.
С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Харьков, 1900, стр. 812.
С.В. Булгаков. Цит. соч. Примечание к вечерне, стр. 765.
Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного богослужения, т.II, СПб., 1856, стр. 413
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Каждение
Каждение в храмах Божиих
Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совершении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета (см.: Исх.30,7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее (см. Исх.40,27,34 ).
Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел Ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел. Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок.8,3–4 ) (7, с.402).
Каждение – неотъемлемая часть богослужения. Что оно выражает?
Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъемлемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего (Там же).
Когда совершается каждение?
Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно.
После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением, затем обращается к священнослужителю, совершающему проскомидию, со словами «Благослови, Владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда присутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной литургии.
Далее диакон, открыв завесу царских врат, начинает совершать каждение крестообразно (Типикон, гл.22 Крестообразное каждение в церковном употреблении, по мысли проф. М.Скабалановича, совершалось тогда, когда кадильница была без цепочек. В настоящее время оно заменено троекратным возношением кадила пред каждым священным образом. Толковый Типикон. Киев, 1913, стр.54) вокруг Престола сначала с западной его стороны, а затем с южной, восточной, и наконец, с северной. Совершая каждение святой трапезы, диакон читает тропарь св.Иоанна Дамаскина: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». В слова этого тропаря святой отец вложил глубочайший догматический смысл, а именно – отобразил погребение Спасителя, а также то, что Он как Бог Вездесущий, Необъемлемый, Неописуемый пребывал и во гробе, и в Раи с разбойником, на Престоле со Отцем, в то же время душой был во аде, оттуда вывел души всех людей, которые ожидали Его пришествия.
Этот тропарь читается диаконом во время каждения престола еще и потому, что эта святая трапеза, по мысли епископа Виссариона, является подобием гроба Христова (Виссарион, епископ. Толкование на Божественную литургию. СПб, 1895, с.35) и Горним Престолом Всевышнего (Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию. М, 1816, с.27), на котором пребывает вечно Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Закончив каждение престола, диакон затем кадит весь алтарь, то есть горнее место, жертвенник (Булгаков С.В. Настольная книга для священно церковнослужителей. Харьков, 1900, с.812) (ибо на нем – Св.Дары), далее иконы на правой стороне от себя, потом – на левой и икону над царскими вратами, затем кадит священнослужителей в алтаре и всех присутствующих, а если здесь находится архиерей, то сначала его трижды по три.
Отдав кадило пономарю, диакон делает крестное знамение на горнем месте и поклон священнику. Во время каждения алтаря и храма диакон, согласно уставу, должен читать 50-й псалом, в котором он выражает свое смирение пред величием Божиим и умоляет Творца простить его согрешения (Там же, с.402–403).
Что означает каждение?
Возношение благовонного фимиама во время каждения икон и молящихся означает то, что посредством его воздается особая честь святым, а священнослужители и народ освящаются невидимой благодатью Святого Духа. Блаженный Симеон Солунский по этому поводу пишет: «Священник кадит Престол, храм и всех, священным вещам воздавая честь, как вещам божественным, а предстоящих освящая. Потому, начиная с святого святых – престола, он кадит все по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его, и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да приятно будет кадило горе и да ниспошлется нам благодать Всесвятого Духа; таким образом через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением» (Писания св.отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного богослужения, т.II, СПб, 1856, с.413) (Там же, с.403).
Каждение побуждает к усердной молитве и богоугодной жизни
Кроме воздаваемых почестей святым иконам и освящения всех присутствующих, каждением диакон побуждает молящихся возносить усердную молитву к Престолу Вышнего, и не только возноситься умом к Богу, но жизнь свою проводить так, чтобы она благоухала подобно фимиаму, о чем и говорит апостол Павел: «Мы Христово благоухание Богу» ( 2Кор.2,15 ) (Там же).
Благодаря каждению все в храме приобщаются благодати
Итак, каждение за богослужением должно исполняться обязательно всеми священнослужителями с благоговением и страхом Божиим, потому что через это видимое действие все в храме освящаются и таинственным образом приобщаются благодати Святого Духа (Там же).
Пренебрегая каждением, пастырь лишает паству общения с Церковью торжествующей
Пренебрегая каждением, пастырь Церкви Христовой тем самым лишает себя, а также своих пасомых благодатного воздействия Духа Божия, молитвенного общения с торжествующей Церковью (Там же, с.403–404).
Смысл каждения во время чтения Апостола
Каждение во время чтения Апостола означает, во-первых, распространение по всей вселенной святыми апостолами благовествования о Христе и христианской жизни, а во-вторых, сообщение верующим благодати Святого Духа посредством Таинств (Там же, с.380).
Вечером с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св.Андрея Критского. В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Великое повечерие первых четырех дней называется «малым стоянием», в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5-й седмице и «великого стояния» в Великий Пяток.
Внешнее отличие канона св.Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все девять песней (включая вторую), и к каждому тропарю поется припев. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св.Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари и в честь творца его – св.Андрея Критского (4, с.233).
Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Что такое кадило и зачем нужно каждение в храме?
Наполненный запахом ладана (фимиама) храм встречает каждого входящего как будто впускает его в особый мир со своими запахами, символами, законами. Фимиам в православной религии означает, по сути, молитву святых, об этом говорится в Евангелии:
И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр.5:8).
То есть, молитвы всех, кто находится в храме, как благоухающий дым, поднимаются к Богу, взывая у него приятие и благоволение. Также, как фимиам имеет приятный аромат, так и сердечная, искренняя, смиренная молитва приятна Богу.
Поэтому стоит подробнее рассмотреть процесс каждения, чтобы понять его смысл и значение во время богослужения.
Кадило
Каждение происходит с помощью кадила – металлической емкости, которая в литургической практике используется во время совершения богослужений и треб. Внутри кадила разжигается древесный уголь, на который насыпают ладан. При сгорании ладана выделяется благовонный дым – фимиам.
Каждение – это важнейшее символическое действие, совершаемое во время богослужения. Оно проводится в храмах с апостольских времен.
История каждения
В главе 30 книги Исход Ветхого Завета написано, что сам Господь повелел Моисею соорудить в храме особый жертвенник, с помощью которого осуществлялось бы каждение. В те времена кадила были стационарные, переносить их могли лишь несколько человек с помощью специальных носилок. Таким образом, каждение в храмах было установлено с самого начала Церкви и проводилось священниками очень тщательно и благоговейно.
В Новом Завете написано, что волхвы, которые узнали о рождении Спасителя и пришли поклониться ему, в качестве даров принесли, в том числе, ладан. Это также говорит о значении каждения для Господа – самый первый дар.
Кадила, напоминающие современные, начали появляться во время богослужений с 6 века. Это также была чаша на трех цепочках, которые сходились вместе в руке священника. У первых кадил не было крышки, поэтому угли и ладан насыпали прямо во время каждения.
В Руси кадильницы повсеместно стали использовать с 11 века. Традиция пришла, как и многие другие, из Византии. Около 15 века кадила стали делать в форме символичного храма – к чаше добавилась крышка в виде купола с крестом и прорезями для доступа воздуха.
Символы каждения
Кадило объединяет в себе огонь, уголь и ладан, помещенные в сосуд кадильницы. Святые отцы христианской Церкви толкуют их объединение следующим образом:
Во время каждения священником на иконы и святыни, воздается хвала Господу и Святым. Каждение на людей означает благословение и схождение на них Святого Духа.
Каждение может быть полным и малым. Во время полного каждения священник или дьякон охватывает курением фимиама весь храм, иконы и молящихся. Люди, присутствующие в церкви, в этот момент должны поклониться в сторону кадила, но не обязательно крутиться вокруг себя, следя за прохождением служителя по храму. Ведь фимиам свидетельствует, что Дух Святой снисходит на всех, кто верует в Бога. Поэтому не стоит суетиться в такой важный момент, лучше будет понять и принять духовный смысл каждения.
Малое каждение осуществляется с амвона, при этом кадится алтарь, иконостас и предстоящие люди. Это значит, что воздается хвала и честь Господу от имени всех присутствующих в храме.
Молитва священника перед каждением
Перед каждым каждением священник произносит следующую молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Таким образом, благодать духовная незримо присутствует в храме в виде дыма, исходящего из кадила. Это должно укреплять верующих в том, что во время совместной молитвы Господь стоит рядом с ними.
Можно ли проводить каждение у себя в доме во время молитвы?
Для каждения дома используется маленький сосуд – кацея. В нее также помещают уголь или угольные таблетки. На них кладется ладан.
Но суть не в том, что использовать в своей квартире. Суть в том, для чего это делается. Выше описан глубочайший духовный смысл каждения, без понимания которого ладан станет просто дезодорантом, не приносящим никакой пользы. А вот если кадить именно с целью сосредоточиться на молитве, вознести хвалу Господу и принять на себя благодать, то это совсем другое дело.
Но стоит сначала взвесить свою духовную зрелость, чтобы не скатиться к внешней стороне каждения. И что особенно страшно, не превратить свои домашние молитвы в языческую тризну, наполненную символами и причиндалами, когда разговор с Господом и покаяние отойдут на второй план.
Именно поэтому лучше принимать фимиам во время богослужения в храме, когда все каноны соблюдены и ничто не затмевает истинный смысл этого древнейшего богоугодного действа.
Кадило. Суть вещей
Приблизительное время чтения: 5 мин.
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое кадило.
Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.
Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.
Каждение
Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.
Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.
Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.
История возникновения
Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:
И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.
На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:1–9).
Жертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.
Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.
Современный вид
Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.
На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.
К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.
Кация
Кация — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.
Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.
По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.
Ладан
Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. При сгорании в кадиле он символически выражает благоговение человека перед Богом.
Настоящий ладан — это смола редкого дерева, которое у нас называют ливанским кедром. Чтобы получить ее как можно больше, на стволе дерева делают небольшие надрезы, из которых она вытекает. Затвердевшую смолу собирают, измельчают и перемешивают с водой и ароматными маслами.
Образовавшуюся пасту раскатывают и нарезают на мелкие части, которые пересыпают белым порошком — магнезией. Это нужно для того, чтобы ладан при хранении в упаковке не слипся в один комок и можно было взять нужное количество. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев.
Ладанница
В древней Церкви ладан хранился в специальной ладаннице в алтаре храма. Как правило, это небольшая металлическая коробка правильной геометрической формы с крышкой в виде купола.
Сейчас нет обязательной практики хранить ладан именно в ней.
Изображение кадила на иконах
С кадилом в руках изображают святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат. Также с кадилом изображается первосвященник Аарон.
Интересный факт:
самое большое в мире кадило находится в соборе святого Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Оно весит 80 кг и изготовлено из сплава латуни и бронзы, которое покрыто тонким слоем серебра. Изначально кадило изготовили на средства Людовика XI (король Франции с 1461 по 1483 год), но в 1809 году его переплавили солдаты Наполеона. Новое кадило изготовил ювелир Хосе Лосада в 1851 году. Оно крепится к потолку собора и раскачивается с помощью веревки, при этом скорость движения достигает 60 км в час.