Каждого ли человека можно назвать личностью что насчет детей или преступников

Каждого ли человека можно назвать личностью что насчет детей или преступников

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

СОДЕРЖАНИЕ:

Вопрос о происхождении и предках волнует человека как на индивидуальном уровне, так и глобально. «Откуда есть пошли» люди, как возникло общество? Не менее, чем прошлое, человека волнуют перспективы. Куда движется человечество?

Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям. Во-первых, уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.

Во-вторых, исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).

Среди наук, занимающихся исследованием проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Многое из того, что становится достоянием науки, — результат глубокого изучения разрозненных фактов и гениальных догадок, поскольку процессы эти проходили задолго до появления научных исследований.

Источник

Кого считать личностью, или Скандал вокруг учебника

Каждого ли человека можно назвать личностью что насчет детей или преступников. Смотреть фото Каждого ли человека можно назвать личностью что насчет детей или преступников. Смотреть картинку Каждого ли человека можно назвать личностью что насчет детей или преступников. Картинка про Каждого ли человека можно назвать личностью что насчет детей или преступников. Фото Каждого ли человека можно назвать личностью что насчет детей или преступников

«Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием, — предлагают авторы учебника А.Ф. и Т.И. Никитины. — Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности». Авторы делают вывод: в отсутствие «социальных свойств» человек личностью называться не может. И вот далее некоторая путаница: то автор говорит, что такой человек при этом остается гражданином, то утверждает, что гражданином может быть только личность.

Правозащитники бьют во все колокола, совершенно правомерно говоря о том, что не считать человека гражданином на основании его болезни — это нарушать Конституцию. Школьные педагоги поясняют, что это лишь один из одобренных Министерством образования России учебников по предмету, не особенно популярный, и каждый педагог способен корректно прояснить школьникам этот вопрос.

С другой стороны, критики говорят о проблеме тяжело больных, в частности, детей с сильно ограниченными возможностями, на которых у государства не всегда хватает денег — звучат обвинения в желании сэкономить на наиболее беззащитных членах общества и указания на исторические прецеденты. Мы не оцениваем справедливость этих претензий, лишь объясняем, почему реакция была столь болезненной.

В любом случае, наш портал о науке, потому вопросы права, экспертизы школьных учебников, этики и тем более политики мы оставим в стороне и поговорим о ней, о науке, а конкретнее — о психологии как науке. Именно на положениях психологии авторы учебника строят свой не самый удачный пересказ для школьников. Кого можно, а кого нельзя считать личностью, придумали вовсе не они.

Скажем сразу, любого человека, получившего высшее психологическое образование или просто подробный и неформальный курс по психологии в вузе, утверждение о том, что психически больной человек в некоторых случаях может не считаться личностью, нисколько не покоробит. Мало того, как человек, получивший такое образование, могу подлить масла в огонь общественного возмущения: ребенок, приблизительно лет до трех, тоже не личность.

На самом деле тут мы, в первую очередь, попадаем в ловушку разницы между языками обывательским и академическим. Ловушку, очень типичную для психологии, в отличие от квантовой физики или молекулярной биологии, к примеру. Вряд ли вы в повседневной жизни употребляете слова вроде «нейтрино» или «нуклеотид», а вот слова «темперамент», «характер», «мотивация» или «личность» всем хорошо знакомы. Только не всегда ученый-психолог подразумевает под ними то же самое, что обыватель. В общем, это тема отдельной статьи, а в этой заметке мы разбираемся с «личностью».

В обыденном языке мы говорим «личность», а подразумеваем «Личность». Признавая человека личностью, мы подразумеваем базовое уважение и базовые права, не признавая — всего этого лишаем. Для психологов же это лишь термин, у которого, впрочем, нет единого, принятого всеми учеными определения. Однако в отечественной психологии принято различать понятия «индивид» и «личность», имея в виду под первым любого человека, а под вторым — человека, обладающего рядом характеристик, то есть уже не любого.

Вот как поясняет необходимость такого разделения классик отечественной психологии Алексей Николаевич Леонтьев в своей книге «Деятельность. Сознание. Личность»: «Входят ли в психологическую характеристику личности, например, скорость реакций человека, объем его памяти или умение печатать на машинке? Один из способов обойти этот капитальный вопрос психологической теории [о понятии личности] состоит в том, что под понятием личности разумеется человек в его эмпирической тотальности. Психология личности превращается, таким образом, в особого рода антропологию, включающую в себя все — от исследования особенностей обменных процессов до исследования индивидуальных различий в отдельных психических функциях».

Соответственно, психологи предлагают отойти от тотальности и дают такое определение этому термину: «личность — это совокупность изменяющихся, индивидуальных свойств, качеств и характеристик, приобретаемых человеком в ходе развития в связи с включенностью его в деятельность и общение». По более емкому определению психолога и философа Уильяма Джемса, личность — это «хозяин психических функций».

И именно в этом смысле психиатры говорят, например, о распаде личности при тяжелой форме шизофрении (современная медицина позволяет делать столь тяжелые случаи редкостью). В этом же смысле мы согласимся, что младенец, находящийся в слиянии с матерью, не отделяющий себя от нее, — еще не личность. И младенец, лишившийся человеческого общества и выросший среди волков, личностью в психологическом понимании этого слова не станет.

Значит ли, что при этом больной шизофренией или младенец недостойны уважения, человеческого отношения? Конечно, нет. Ведь «личность» здесь не этическая оценка, а лишь обозначение определенной психологической сущности.

Наконец, второй важный момент. В 1977 году А.Н. Леонтьев пишет: «Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного»… Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка…». Интересно, что сейчас-то мы как раз именно так и говорим. То есть за почти 40 лет с момента написания книги само понимание термина «личность» в общественном сознании явно поменялось.

Связано это во многом с бурным развитием так называемой популярной психологии, в основе которой — переводные издания. Дело не в том, что западные психологи-гуманисты в отличие от советских психологов признают личностью всех, на самом деле подходы как раз отличаются несильно. Дело по большей части в трудностях перевода. Английское personality почти повсеместно переводится как «личность», тогда как на деле значение этого термина ближе к русскому «индивидуальность», а потому он активно применяется и по отношению, например, к животным.

И в завершение вернемся к отрывку из учебника.

Да, авторы правы в том, что не любой человек является личностью только по факту рождения. И нет, в этом нет оскорбления или «расчеловечивания», это просто термин, которым пользуются психологи. Рассказать о термине школьникам точно стоило поподробнее, подчеркнув разницу между житейским и научным пониманием этого слова, тогда бы текст не звучал так, как звучит сейчас.

Да, некоторые психические заболевания могут приводить к разрушению личности или вовсе не давать ей сформироваться, если заболевание врожденное. Если человек в силу болезни, действительно, оказывается не способен к каким бы то ни было социальным взаимодействиям, применить термин «личность» мы не можем. Собственно, авторы и описывают такой вариант, говоря о человеке, «не способном к учению, труду, созданию семьи, всему тому, что составляет духовный мир личности» — только формулировки настолько некорректны, что можно отнести это утверждение к любого человеку, имеющему психиатрический диагноз. На деле столь тяжелая патология — это достаточно редкий случай, подавляющее большинство людей с психическими нарушениями способны, пусть иногда и с ограничениями, к социальному взаимодействию, а значит, являются сформировавшимися личностями.

Сергей Степанов, психолог, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, автор книг по широкому кругу проблем психологии, популяризатор науки, любезно согласился прокомментировать этот казус.

«Для психолога может идти речь о личности больного шизофренией или личности больного маниакально-депрессивным психозом, хотя личность эта и часто деформирована, искажена в силу болезни. Психиатры и психологи в личности больному не отказывают. Человек, как существо общественное, в любом своем качестве — благородном или не очень, больном или здоровом — все равно личность.

Другое дело — когда этой личностью становятся, является ли личностью младенец? И вот тут, ведя подобные разговоры, мы порой уходим от научной терминологии и впадаем в житейско-гуманистическую: необходимость уважать личность ребенка, считаться с личностью и так далее. В научном же смысле личность новорожденного еще потенциальна, совсем малое дитя личностью может быть названо только публицистически-патетически. Ему личностью еще предстоит стать, и если ничего не будет сделано, если мы бросим его в лесу, как Маугли, то он личностью и не станет, и примеры тому известны».

Источник

Что такое личность? Каждого ли человека можно назвать личностью? (Итоговое сочинение (декабрьское))

Личность. Что подразумевается по этим словом? Человек с ярко-выраженными взглядами на мир и собственным мнением? А может личность – это набор простых естественных потребностей в сочетании с характером? Так кого же можно назвать личностью? В первую очередь, личность – это человек, умеющий широко мыслить, ясно выражаться, иметь свою точку зрения и способный повести за собой. Из этого следует, что не всякого человека можно назвать личностью.

Яркий пример позитивного проявления личности показан в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения – Евгений Базаров, убежденный нигилист, отрицающий любовь, искусство и любые проявления чувств. Он критически относится к любой религии и признает лишь научные и достоверные факты и суждения.

Однако нельзя сказать, что Базаров – человек с ограниченными познаниями и что он – вовсе не личность. Базаров – будущий врач, он хорошо разбирается в анатомии, любит читать и философствовать. У него есть собственные и ясные взгляды на мир. Более того, Евгений Базаров – человек будущего, опередивший своих современников (например, Кирсановых) на несколько лет вперед. Общество того времени было не готово принять такую сильную, готовую повести за собой народ личность, поэтому Базаров гоним всеми, ему сложно найти свое место в мире. Евгений Базаров – пример яркой, интересной личности, способной убеждать и вести за собой людей.

Как уже упоминалось выше, не каждого человека можно назвать личностью. Например, Митрофанушка из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» не является личностью. Он глупый, необразованный, невежественный человек. Митрофанушка не хочет учиться, хотя его мать нанимает учителей, боится сделать что-то, потому что родители всегда опекают его, он изнежен и избалован. Его желания заканчиваются на словах «хочу жениться», а намеченные планы никогда не сбываются, потому что Митрофанушка не прикладывает никаких усилий. К тому же, его окружение в лице родителей и дяди делает его жестоким и бессердечным, глупым и малодушным. Их злоба и желание наживы искореняют в Митрофане желания действовать, узнавать новое, быть полезным и совершать добрые поступки. Митрофан – это не личность, а человек с условным набором «хочу», «не хочу», «не буду». Такого человека нельзя назвать личностью.

Личность – это, прежде всего, такой человек, у которого на все есть свой собственный ответ, не зависящий от взглядов общества или модных тенденций; это человек, умеющий мыслить широко и гибко; это человек, умеющий убеждать в правильном и справедливом. Подводя черту под всем вышесказанным, хочется отметить, что всякую личность можно назвать человеком, но не всякого человека – личностью.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Можно ли назвать любого человека личностью?

Автор: Guru · 10.11.2017

(334 слова) Личность – это совокупность свойств человека, которые указывают на его стремления, ценности, опыт, нравственные качества, мировоззрение и в целом на то, чего достиг человек в жизни. Ею нельзя родиться, ею можно стать. А вот это становление зависит от многих факторов, например, от менталитета, от взглядов окружения, от семьи, и если эти сферы влияния примитивны и не способствуют развитию индивида, то его нельзя назвать личностью.

Наглядный пример становления личности читатель видит на страницах произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Отец пытался дать хорошее образование и воспитание Петру, но ощутимых результатов не было видно: ребенок так и оставался провинциальным недорослем без особых задатков. Тогда родитель решил отправить сына на военную службу, и с этого момента начинается самостоятельная жизнь Петра, которая изменила его. Приняв присягу, Гринев всегда руководствовался наставлением отца: берег честь смолоду. Выполняя этот завет, он столкнулся со многими испытаниями: испытание любовью и войной, знакомство с Пугачевым и другие. Только тогда в нем раскрылись истинные черты характера: верность, смелость, настойчивость, отвага, благодаря чему он стал настоящим мужчиной, стал личностью.

А в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» читатель видит совершенно другого персонажа. Митрофанушка – неуч и невежда. Его матушка хочет, чтобы сын удачно женился и получил образование. Для этого она нанимает ему учителей, которые будут заниматься с ним в течение пяти лет. Но у Митрофанушки нет успехов в учебе: грамматику он не знает, с арифметикой тоже дела не идут, потому что он не хочет все это изучать, он стоит на позиции «Не хочу учиться, хочу жениться». Ему ничего не добиться в жизни, потому что он ленив и даже не знает как вести себя в обществе. Из-за тирании, грубости и невежества родителей ребенок не развивался, а только деградировал, ведь просвещать молодежь надо, будучи примером для нее. А сама Простакова была необразованной, так что личности из Митрофана не вышло.

Таким образом, можно сказать, что не каждого человека можно назвать личностью. Это определение подразумевает самостоятельность в принятии решений, которая ведет к глубокому постижению жизни и обретению опыта. Если ее нет, а индивид так и остался инфантильным, ведомым и беспомощным, то никак нельзя присвоить ему статус «личность».

Источник

Каждого ли человека можно назвать личностью что насчет детей или преступников

Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на Ваш взгляд, можно назвать личностью.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

«. каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *