Каждому свое на воротах бухенвальда что это значит
Обыкновенная серость
Слова «Каждому свое», написанные на воротах концлагеря Бухенвальд, использовала в своей рекламе компания «Билайн». Пока в Facebook разгорается дискуссия о допустимости использования такого рода слоганов, а мобильный оператор сворачивает кампанию, портал iz.ru вспомнил другие случаи, когда известные бренды обращались к наследию нацистской Германии.
Актер Сергей Светлаков в полосатой майке держит буквы «МИН ГБ» под слоганом «Каждому свое». Уличную рекламу тарифного плана «Билайна» сфотографировал в Санкт-Петербурге 20 мая профессор ВШЭ Александр Архангельский. И выложил у себя в Facebook с напоминанием пиарщикам компании о том, что еще не занят другой известный слоган: «Работа делает свободным». Слова Arbeit macht frei, как и «Каждому свое» (Jedem das seine) размещались над воротами нацистских концлагерей.
Многие участники горячей дискуссии увидели в буквах «МИН ГБ» аббревиатуру Министерства государственной безопасности. А в полосатой майке — отсылку к робам заключенных концлагерей. Архангельского поддержали журналист Роман Супер, режиссер Павел Бардин и многие другие.
«Нацистский лозунг «каждому свое» зудит под серой кожей маркетолога-идиота регулярно», — написал владелец газет The Moscow Times, «Ведомости» и агентства «Ясно Communication Agency» Демьян Кудрявцев. «Это как «можем повторить» — шелуха, слова, которые ничего не значат, и повторить они не могут, и никакого «каждого» они себе не представляют. Это как кофе среднего рода, рано или поздно с этим придется смириться. Через час на ней цветы и трава, через день она снова жива», — отметил он.
Уличная реклама тарифного плана «Билайна»
Нашлись, правда, и защитники креативщиков. Так, писатель и переводчик Михаил Визель не разделил гнев коллеги, который «впервые пожалел», что у него не «Билайн», потому что не может объявить бойкот. «Бойкот билайну? Вы еще бойкот микрософту объявите (компания Microsoft тоже оказывалась в эпицентре скандала из-за использования этих слов в рекламе. — Прим. ред.). С другой стороны, не обидно ли на веки вечные дарить два слова тем уродам? Всё равно что запретить древние имена Адольф или Иосиф, которые носили множество прекрасных людей, из-за того, что в число носителей затесались два непрекрасных», — написал Визель.
Нашлось еще несколько желающих оправдать действия компании. Правда, делать это стало совсем непросто после того, как директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова опубликовала ответ, данный с официального аккаунта «Билайна» в Facebook на ее обращение.
Стране «Билайн»
Каждому свое — общеупотребимая фраза. В русском языке это выражение широко используется и не несет само по себе негативного контекста.
Скриншот этого сообщения стал распространяться по Сети уже сам по себе. А руководитель проекта «Насилию.нет» Анна Ривина написала о том, какой ответ получила в колл-центре оператора, когда решила расторгнуть контракт из-за неуместной рекламы. «Позвонила в Билайн расторгнуть домашний интернет, а девушка из колл-центра сказала, что я в лагере не была, откуда я могу знать, что там такое на самом деле было написано», — рассказала Ривина.
14 часов спустя под одним из постов на странице Екатерины Шерговой, руководящей фондом «Подари жизнь», появился новый комментарий, оставленный с официального аккаунта «Билайна». Предыдущий вопреки законам жанра удален не был.
«Рекламная кампания, в которой среди прочих использовалась эта фраза, завершена. Сама фраза была всего лишь призвана отразить особенности тарифного предложения, — написал представитель оператора в соцсети. — Нам искренне жаль, что она вызвала негативные ассоциации, которые ни в коем случае не имелись нами в виду. Если это кого-то оскорбило — приносим наши извинения».
Такой же комментарий компания оставила под одним из постов на своей страничке в Facebook, когда один из пользователей выразил свое негодование. Отдельного поста, посвященного проблеме, в соцсетях компании не появилось.
Из рекламного ролика на официальном канале фразу уже убрали
С официального сайта оператора реклама, которую можно было найти накануне, исчезла. На момент написания статьи с официальной странички «Билайна» на Youtube не был удален рекламный ролик, в котором Светлаков произносит: «Каждому свое». Опубликован он был 11 апреля, и к 21 мая его посмотрели больше 12 млн раз.
Концлагеря. Справка портала iz.ru
Бухенвальд — один из крупнейших и старейших лагерей, который был расположен на территории Германии недалеко от Веймара. Хотя официально это был трудовой лагерь, людей там начали уничтожать с 1937 года. До 13 апреля 1945 года, когда американские войска вошли в Бухенвальд, в лагере погибло свыше 56 тыс. человек.
Всего с 1933 по 1945 год нацистская Германия и ее союзники построили около 40 тыс. лагерей и других мест массового заключения. Среди них четыре лагеря, специально предназначенных для уничтожения людей, и еще два, которые были приспособлены для массовых убийств. Однако массовое уничтожение узников проводилось не только в них. По разным оценкам, в них погибло от 836 тыс. до 3 млн человек, большинство из которых были евреями.
Помещенное на ворота Бухенвальда выражение прославилось благодаря древнеримскому философу, оратору и политику Цицерону (106–43 годы до н. э). Он использовал максиму suum cuique в трактатах «О пределах добра и зла», «Об обязанностях» и «О законах». Позднее фразу стали употреблять не только в юридическом контексте.
Трудности перевода
Рекламный и коммуникационный скандал, который устроили «Билайну» копирайтеры и пиарщики, — случай вопиющий, но далеко не единственный.
В 1998 году компания Nokia запустила международную рекламную кампанию телефона с разноцветными сменными панелями под слоганом Freedom of Expression («Свобода выражения» — англ.). Изящно перевести слоган на немецкий не получилось, поэтому для Германии его трансформировали, остановившись на варианте. Jedem das Seine. По всей стране было установлено больше 3 тыс. билбордов, которые вскоре пришлось заклеивать белой бумагой. В стране, где законом предусмотрено наказание до трех лет тюрьмы за ношение любого знака с символикой Третьего рейха или его прославление, резонанс был очень большой. Фраза Jedem das Seine в Германии приравнена к нацистской символике и ассоциируется с призывом к массовым убийствам.
Фраза Jedem das Seine в Германии приравнена к нацистской символике
Немецкое представительство финской компании принесло извинения и призналось, что не знало о том, какая фраза была выкована на воротах Бухенвальда. Постеры были отпечатаны заново с немецким переводом шекспировского «Как вам это понравится» (Was ihr wollt).
Вскоре после скандала с Nokia немецкий ритейлер Rewe попытался изъять все листовки с рекламой гриля и слоганом Grillen: Jedem das Seine. Сделать это быстро не удалось, и компании пришлось приносить публичные извинения. В 1999 году то же и по той же причине произошло с представительством Burger King в немецком городе Эрфурт — жители города вышли на улицу с протестом против листовок фастфуда. Это был не последний случай, когда Burger King выступал с крайне неудачными рекламными модулями. Позже в такой же скандал попал его главный конкурент McDonalds. Компания использовала высказывание в оформлении меню своего филиала в Тюрингии на востоке Германии.
В 2001 году один из клиентов мюнхенского банка Merkur-Bank пожаловался на использование слов «каждому свое» в рекламе финансовых продуктов. А в 2009-м американским нефтяникам из Exxon пришлось сворачивать совместную акцию с производителем кофе Tchibo. На 700 заправках по всей Германии. Использованный в международной кампании слоган To Each His Own Совету евреев Германии не понравился настолько, что они устроили пикет. Кампания была запрещена в Германии как использующая нацистскую символику.
Неудачно перевела «общеупотребимую фразу» компания Microsoft, когда рекламировала в Германии программное обеспечение Bürosoftware2. А в 2015 году в центре скандала чуть не оказался российский IT-гигант «Яндекс». «Мы хотели запустить «Яндекс.Радио» со слоганом «Каждому свое». Потому что персонализируется и оно. Но не вышло — коннотация оказалась слишком сильной. Мало кто мог точно объяснить, что плохого в этом варианте. Но все чувствовали подвох», — писал один из копирайтеров компании Александр Стародубцев.
Неудачным переводом фразы отметилась даже компания компания Microsoft
До сих пор это выражение — на латыни — изображено на гербе Виндхука, столицы Намибии, основанной в 1890 году. Таков же девиз еженедельной газеты L’Osservatore Romano («Римский обозреватель» — итал.), которая выходит в Ватикане, при этом не является официальным органом Святого престола. Кроме unicuique suum на верхнем колонтитуле газеты отпечатано non praevalebunt («не одолеют» — лат.). Речь идет о вратах ада, которые не одолеют Церковь — цитата из Евангелия от Матфея.
Причину, по которой девиз нацистского концлагеря до сих пор используют в России и других странах, не понаслышке знакомых с ужасами фашизма, хорошо иллюстрирует случай, произошедший в Германии в 2009 году. Студенческий союз Северного Рейна — Вестфалии выступил тогда против реформы школьного образования. Она предполагала, что в одном классе будут учиться дети с различной успеваемостью. Организация, связанная с консервативным «Христианско-демократическим союзом», выбрала лозунгом протеста Nicht jedem das Gleiche, sondern jedem das Seine («Не одно и то же для всех, а каждому свое» — нем.).
После критики от социал-демократов за «необъяснимое незнание нашей собственной истории» лозунг изменили, веб-сайт кампании переделали, а председатель союза Дэвид Винандс заявил следующее: «Мы очень сожалеем об этой ошибке и приносим извинения за наше историческое невежество в этом отношении».
Если уж организация, напрямую связанная с образованием, в стране, где эта фраза считается призывом к геноциду, использовала ее, говорить о представителях творческих профессий, которые зачастую работают в России без профильного или вообще какого бы то ни было образования, вообще не приходится. Кстати, раздельное образование в Северном Рейне — Вестфалии консерваторы, несмотря на неудачу с лозунгом, отстояли.
Suum cuique как отражение фашистской идеологии
В современную жизнь прочно вошли многие слова и выражения из так называемых «мертвых языков» — латыни и греческого. Эти надписи часто используются в устной и письменной речи, в рекламе, в литературных произведениях. Для того, чтобы узнать значение и происхождение наиболее распространенных латинских и греческих фраз, можно заглянуть в словарь иностранных слов, а также изучить авторитетные интернет-источники.
У каждого крылатого выражения своя история. Порой эта история бывает такой же увлекательной, как хороший детективный фильм. В современной рекламе часто используется громкий лозунг «Каждому свое». Под этими словами обычно подразумевается, что каждый человек достоин лучшего. Однако в годы Второй мировой войны это выражение употреблялось для официального обоснования фашистской идеологии.
Смысл высказывания
Знатоки античных языков утверждают, что эту фразу впервые произнес древнеримский ученый и знаменитый оратор Цицерон. Цицерон активно использовал данное высказывание в своих фундаментальных научных трактатах, которые не теряют актуальности и по сей день. Он использовал эту фразу, когда рассуждал в письменной форме об устройстве мира, об устройстве человека, об особенностях природы и мироздания. В те времена эту фразу можно было понимать следующим образом:
Современники Цицерона по достоинству оценили эту фразу, и она быстро стала «крылатой». После того, как римская империя пришла в упадок и развалилась, о выражении надолго забыли. Но в середине двадцатого века это высказывание совершенно неожиданно обрело новый смысл. Фразу наполнил новым смыслом Адольф Гитлер, главный идеолог нацизма.
Фраза как отражение немецкой фашистской идеологии
«Каждому свое» — гласила надпись на воротах Бухенвальда и других немецких фашистских концентрационных лагерей Второй мировой войны. Концентрационные лагеря были устроены в фашистской Германии и на оккупированных немцами территориях для того, чтобы уничтожать людей «низшей расы». Людей массово угоняли в концентрационные лагеря, а там осуществлялся «естественный отбор». Фашисты уничтожали:
Остальных узников заставляли работать в нечеловеческих условиях. Большинство пленников от такой жизни вскоре заболевали и погибали. Фашисты воспринимали это как должное и говорили: «Jedem das Seine». Нацисты вкладывали в это выражение такой смысл:
В основу фашистской идеологии Адольфа Гитлера легли представления об арийцах как о высшей расе, расе сверхлюдей. Истинными арийцами считались типичные представители европеоидной расы — чистокровные немцы, люди со светлыми волосами и голубыми глазами. Гитлер, Геббельс и другие официальные идеологи нацизма считали, что Германия станет самой мощной державой в мире после того, как будут уничтожены все представители низших рас.
Именно для этого были построены концентрационные лагеря, или лагеря смерти. Обычно входные ворота концлагерей украшались лозунгами «Каждому свое», «Труд облагораживает человека» и другими фразами аналогичного содержания, раскрывающими смысл нацистской идеологии. Однако, планам фашистов не суждено было сбыться. Адольф Гитлер потерпел поражение во Второй мировой войне, и нацизм был официально объявлен вне закона.
Современное использование выражения
В России фраза «Каждому свое» почти не употребляется. Жители страны, победившей фашизм, считают кощунством использование нацистских лозунгов в повседневной речи. Однако во многих странах Западной Европы маркетологи, не знающие об истории этого выражения, активно используют его в рекламе электроники, бытовой техники, одежды, продуктов и других товаров. Фраза «Каждому свое», используемая в рекламных слоганах, имеет следующий смысл:
Однако за последние годы несколько компаний, использующих в рекламе своей продукции лозунг «Каждому свое», предстали перед судом за пропаганду нацизма. Потребители, оскорбленные использованием фашистских фраз, активно обращаются в высшие инстанции и требуют компенсации морального ущерба. В большинстве случаев, суд признает их требования обоснованными, так как пропаганда нацизма официально запрещена в большинстве стран Восточной и Западной Европы.
Использовать эту фразу в повседневной речи не рекомендуется, так как окружающие, особенно пожилые люди («дети войны», ветераны ВОВ и бывшие узники концлагерей) могут истолковать ее весьма неоднозначно. Но употребить это выражение в письменной речи, например, в научной работе, можно. При этом нужно обязательно сослаться на Цицерона — автора этой «крылатой» фразы.
Латинское выражение «Каждому свое» имеет интересную историю. В разные эпохи его наделяли разным смыслом. То же самое касается многих других распространенных латинских и греческих фраз. Перед тем, как употреблять в устной или письменной речи выражение из «мертвых языков», нужно обязательно узнать в справочной литературе точное значение и происхождение этой фразы. Для этого можно воспользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками и тематическими интернет-порталами. Также можно обратиться за помощью к экспертам — специалистам по латинскому и греческому языкам.
Что написано на воротах Бухенвальда
Греческое высказывание
Сегодня эта фраза негативно воспринимается в современной Германии и других странах, пострадавших от нацистов, которые ассоциируют высказывание с Третьим рейхом.
По сути, немцы превратили «Jedem das Seine» в типичный пропагандистский лозунг тех времен, сделав его подобием еще одного своего лозунга «Arbeit macht frei» (в переводе «Труд освобождает»). Это издевательское высказывание вывешивалось над входом в такие нацистские лагеря, как Освенцим, Гросс-Розен, Дахау, Терезиенштадт и Заксенхаузен. Также нацисты использовали и латинскую версию фразы, сделав ее девизом ордена «Черного орла», который был учрежден Фридрихом, а также девизом военной германской полиции.
История надписи
Выражение «Каждому свое» или «suum cuique» приобрело известность благодаря древнеримскому философу, оратору и политику Цицерону, который использовал ее в своих трактатах «О пределах добра и зла», «Об обязанностях» и «О законах». Позднее эту крылатую фразу стали употреблять не только в юридическом контексте. Сегодня она является девизом Виндхука – столицы Намибии. В 1998 году компания Nokia использовала высказывание «Jedem das Seine» в своей немецкой кампании по рекламе мобильного телефона, что вызвало большой общественный резонанс.
В Германии фраза «Jedem das Seine» запрещена как нацистская символика, ассоциирующаяся с призывом к массовым убийствам.
Также данную фразу неоднократно пытались использовать в своих рекламных целях производители различных товаров. Так, компания Rewe цинично применила ее при оформлении рекламы своего гриля, а компания Microsoft упомянула «Jedem das Seine» в своей немецкой рекламе ПО «Bürosoftware2». Не осталась в стороне и корпорация McDonalds, использовавшая высказывание в оформлении меню своего филиала в Тюрингии. В связи с участившимся использованием «Jedem das Seine», немецкие власти постарались привлечь внимание общественности к данной проблеме, являющейся болезненной для народа Германии.
IKEA отказалась от напоминающего о нацистах слогана «Каждому свое»
Мебельная компания IKEA отказалась от рекламы со слоганом «Каждое свое». Об этом сообщает телеканал «360» со ссылкой на пресс-службу компании.
«Как только мы заметили обратную связь об интерпретации слогана, мы сразу приняли решение об остановке кампании. Изображения больше не будут показываться на рекламных носителях», — сказали в пресс-службе компании. Там отметили, что с уважением относятся к истории и «признают свою ошибку».
Надпись «Каждому свое» (в ее немецком варианте — Jedem das Seine) была размещена нацистами на воротах концентрационного лагеря Бухенвальд, в котором в 1937–1945 годах было заключено около 280 тыс. человек, из которых более 56 тыс. погибли.
24 сентября депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Виталий Милонов назвал использование слогана «Каждому свое» некорректным и призвал IKEA отказаться от него.
История с IKEA — не первый случай использования слогана «Каждому свое» в рекламе. В 1998 году компания Nokia запустила в Германии рекламную кампанию новой модели телефона под слоганом Jedem das Seine, однако после протеста Американского еврейского комитета сняла уже вывешенные рекламные плакаты и принесла извинения. В 2009 году нефтяная компания ExxonMobil вместе с кофейной сетью Tchibo вывесила на нескольких сотнях своих заправок в Германии плакаты с надписью Jedem das Seine, предлагая попробовать кофе. После протестов Центрального совета евреев Германии компании извинились, заверив, что не знали о нацистском прошлом лозунга, и свернули кампанию.
В 2018 году слоган «Каждому свое» появился на рекламных плакатах «Билайна», после того как реклама вызвала вспышку негодования в социальных сетях, компания отказалась от продолжения кампании. «Фраза была всего лишь призвана отразить особенности тарифного предложения. Нам искренне жаль, что она вызвала негативные ассоциации, которые ни в коем случае не имелись нами в виду», — заявили в пресс-службе оператора.
«Каждому своё» (Надпись на воротах Бухенвальда)
В Госдуму внесен на рассмотрение законопроект о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Это перспективный план, в который в абсолютных цифрах ДОЛЖНЫ БЫТЬ заложены все потребности и нужды населения России и всей экономики государства. Как же этот план выглядит? И что же нам предлагают? «Единая Россия» ожидаемо встретила предложенный правительством вариант бюджета восторженно-оптимистично. Председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова больше всего порадовало то, что бюджет внесен не «в сумках», а в электронном виде. (Единороссы привыкли, что бюджет носят в сумках). Процитирую господина Макарова: «Нет огромных сумок, которые с большим трудом поднимали несколько человек. Весь бюджет уместился в одном портфеле. И это лучшее выражение цифровизации, которая положена в основу экономической политики нашей страны». Коротко. Ёмко. Исчерпывающе. Видимо, сказать-то по поводу внесенного бюджета больше и нечего. Остается только дружно проголосовать «за» и радоваться дальше «успехам» путинской экономики.
Но я все же предлагаю критически присмотреться к тому, что напланировало и «спустило» правительство. Итак. Самое очевидное, то, что лежит на поверхности: предложенный проект предусматривает сохранение дефицита бюджета на весь трехлетний период. Говоря по-простому, в бюджете на предстоящий год – дыра размером в 5,4 триллиона рублей. Откуда она взялась? Каким образом возникла? Чиновники объясняют всё повышением расходов в связи пандемией COVID-19. Вполне ожидаемое, надо сказать, объяснение. Во всем виноват COVID, а не собственная глупость и панические меры, принятые на волне коронавирусной истерии весной этого года и остановившие экономику.
Но если не брать в расчет олигархов, получивших из казны щедрую помощь во время карантина, остальные граждане России свои экономические потери покрывали и покрывают за счёт собственных усилий. Государство наплевало на малый и средний бизнес, на людей, оставшихся без работы. То есть на нас с вами государство особо ничего не потратило. Так куда делись деньги? А за ответом далеко ходить не надо. За время пандемии совокупное состояние российских миллиардеров увеличилось на 62 миллиарда долларов. Посмотрите на декларации чиновников. 14-летняя дочь губернатора Рязанской области заработала за прошлый год 10 миллионов. Задекларированный доход главы Чечни за год – 147 миллионов. Камчатский депутат Игорь Евтушок «заработал» за прошлый год почти два с половиной миллиарда. И это только то, что посчитали нужным задекларировать. А ведь за каждым чиновником и региональным депутатом – дети, жены, любовницы. И это все содержится за наш счёт. Недавно губернатор Мурманской области Чибис раздал щедрые премии женщинам из своего окружения – от 2 до 6 миллионов рублей. Просто разовая премия. Видимо, за хорошую работу. И это не его личные деньги. Это те самые деньги, которых «нет в бюджете!»
А еще в бюджете нет денег, которые ежегодно выводятся российскими чиновниками и олигархами в офшоры и зарубежные юрисдикции. 28 миллиардов долларов утекло из России только в этом году! А всего за последние 20 лет «вставания с колен» из России вывезено 2 триллиона долларов! Так чего же удивляться, что в казне – дыра, что у нас уже, по официальной статистике, 20 миллионов бедных – шестая часть населения страны.
Когда бюджетные деньги растрачены и разворованы, платить приходится гражданам, народу. Нам в очередной раз предложат «затянуть пояса», а, вернее, уже удавку на шее. Расскажу доходчиво и понятно о том, что будет происходить, и какими методами власть собирается компенсировать собственное расточительство.
Расходы на социальную политику будут урезаны на 192 миллиарда. Главным образом за счёт программ поддержки семей с детьми. Так, ассигнования по статье «охрана материнства и детства» будут сокращены в полтора раза. И это только начало. Потому что в 2022 и 2023 году эти расходы снова предполагается сократить. Вероятно, следующим этапом «государственной политики» должно стать введение налогов на рождение ребенка. Чтобы уж окончательно решить вопрос с поддержкой семей с детьми.
Идём дальше. Правительство, видимо, считает, что у нас регионы живут очень богато, буквально утопают в роскоши. Поэтому поддержку регионов власть намеревается сократить на 17%!
Также на 17% урежут расходы на поддержку ЖКХ. В следующем году в абсолютных деньгах она сократиться на 65 миллиардов рублей. Таким образом, регионы останутся и без ЖКХ, и без финансовой поддержки! Ну, то есть, если вы живете, например, во Владимирской или Ивановской, или, не дай бог, в Омской области, я рекомендую вообще забыть про плохие дороги и про то, что регулярно происходят прорывы канализации и труб холодного и горячего водоснабжения. Просто запасайтесь печками-буржуйками, дровами, лучинами и гужевым транспортом. ЖКХ, транспортная инфраструктура и другие блага цивилизации российской казне больше не по карману. Всё разворовано, развалено, а российские нефть и газ стремительно падают в цене и всё меньше нужны цивилизованному миру.
Естественно, не остались без внимания спорт и культура! На них правительство намеревается сэкономить по 9 миллиардов. Прощайте, доступные для населения детские секции и драмкружки! Прощайте, оставшиеся в небольших городах театры и библиотеки! Можно поставить крест на кое-как существующих провинциальных музеях, ещё сохранившихся с советских времён. Придётся распрощаться и с региональными театральными и кинофестивалями.
Объективности ради, нужно сказать, что проект бюджета планирует также сокращение расходов на чиновников. Но, честно говоря, с трудом в это верится. За последние 20 лет не было случая, чтобы путинские сановники урезали себе зарплаты. Все понимают, что чиновники в нашей стране на зарплату не живут, в отличие от учителей и врачей, например.
Но есть и «хорошие» новости. До рекордных размеров планируется увеличить финансирование силовиков и военных. Их общий объём финансирования в следующем году составит 3 триллиона 200 миллиардов рублей. Каждый седьмой рубль, заложенный в федеральный бюджет, пойдёт на силовиков и военных! А в 2023 году расходы на силовиков и «оборону» вообще перевалят за 6 триллионов рублей. Основную часть финансирования силовые ведомства и гособоронзаказ получат по секретным статьям. Так, мы с вами никогда даже не узнаем, на что конкретно будут потрачены эти деньги. Наши деньги! Потому что основными источниками пополнения казны являются налоги, пошлины, акцизы – то есть то, что государство взимает с граждан.
Без сокращений останется и финансирование государственной пропаганды. Прокремлёвские СМИ, информагентства и телеканалы получат 102 миллиарда рублей. Даже больше, чем в прошлые годы. За наши деньги нам продолжат вещать «лапшу на уши», 24 часа в сутки 7 дней в неделю рассказывать о том, в какой успешной и сказочной стране мы живем. Действительно, зачем нужны образование и культура, когда есть телевизор?!
Подводя краткий итог ознакомлению с проектом бюджета на 2021-2023 годы, могу сказать следующее. Предлагаемый к принятию вариант финансирования жизни станы на предстоящие годы – это не бюджет социально-ориентированного государства, нацеленного на развитие человеческого потенциала и возможностей для роста благосостояния граждан. Это бюджет военно-полицейской диктатуры. Денег в кошельке станет меньше. Кушать простым людям тоже придется меньше. Зато избиение граждан ОМОНом и Росгвардией, как это было на днях в Хабаровске, станут более регулярными, интенсивными и жестокими. Это единственное, что нынешняя власть может пообещать и реально дать народу. Ни на медицину, ни на образование, ни на социальную поддержку в ближайшие три года рассчитывать не приходится. Такова модель развития путинской России. Это государство без демографии, без доступной медицины, без образования, без культуры, без спорта, без транспортной инфраструктуры. Назвать этот бюджет циничным, бездарным, грабительским, антисоциальным – это не сказать ничего. Политика нынешней власти по отношению к населению России – это политика колониальной администрации, которая выжимает из страны последние соки и ничего не дает взамен. Проект бюджет на ближайшие три года – это экономическая схема функционирования колонии или гетто, население которого является расходным материалом и обречено на вымирание.