Лфк это что такое для детей
Лечебная физкультура
ЛФК или лечебно-физическая культура — область медицины, использующая специальные комплексные упражнения физической культуры с целью профилактики, предупреждения, лечения различных заболеваний, осложнений и повреждений, а также развития опорно-двигательного аппарата.
Основой детской ЛФК является высокий уровень природной потребности в двигательной активности каждого ребенка. Для детей разработано большое число специальных программ, которые призваны значительно облегчить деятельность и повысить интерес маленьких пациентов.
Особенности детской ЛФК
При выборе комплексов физических упражнений с детьми, специалисты учитывают такие индивидуальные особенности, как возраст, уровень психического развития, степень развития мелкой моторики, а также состояние здоровья.
ЛФК для детей дошкольного возраста проводится, в основном, в игровой форме, и направлена преимущественно на восстановление нарушенных двигательных функций организма ребенка, его реабилитацию.
Детские упражнения ЛФК включают в себя 2 вида:
Занятия по лечебной физкультуре бывают индивидуальными и групповыми.
Упражнения, в зависимости от назначения врача, делятся на:
Наша детская клиника предлагает различные виды занятий ЛФК: лечебная гимнастика, кинезиотерапия и механотерапия (с использованием специальных лечебно-реабилитационных тренажёров), вестибулярная гимнастика, упражнения с применением аппаратных статокинетических нагрузок и другие при реабилитации после заболеваний или травм.
Показания и противопоказания
Показаниями к назначению ЛФК для детей являются:
Лечебная физкультура также назначается неврологическим больным и используется для их реабилитации.
Противопоказания для детской ЛФК:
Лечебно-физическая культура эффективно воздействует на организм ребенка: укрепляет иммунитет, способствует улучшению аппетита и качества сна, улучшает мышечное кровообращение, ускоряет рост мышечной силы, а также помогает развить или восстановить подвижность суставов. Дыхательная гимнастика снимает мышечные спазмы. Однако наибольшего эффекта можно достичь только при комплексном подходе (с другими процедурами), центром которого будет являться ЛФК.
Правила при занятиях ЛФК
Каждый отдельный случай требует разных терапевтических подходов и упражнений, направленных на определенные группы мышц.
При кифозе используются упражнения для растяжения мышц грудной клетки и для укрепления плечевого пояса.
При наличии сколиоза занятия должны быть направлены на работу с позвоночным столбом и укрепление мышц спины для создания поддерживающего корсета. Занятия ЛФК при детском сколиозе остановят прогрессирование заболевания или полностью устранят его проявление.
Цель комплекса ЛФК при плоскостопии — развитие мышц и связочного аппарата голени и стопы. Основной упор в данном случае делается на ходьбу.
Перед проведением ЛФК необходима первичная консультация врача по лечебной и спортивной медицине. «РЖД-Медицина» предлагает как консультацию непосредственно в поликлинике, так и с применением телемедицинских технологий (в формате видеоконференции), где специалист поможет выбрать подходящую форму занятий и подберет соответствующий комплекс упражнений для вашего ребенка.
ЛФК для детей
ЛФК – это совокупность мышечных усилий и дыхательных упражнений, благоприятных для детского организма. Лечебная физкультура приносит пользу независимо от возраста. Особенно нуждаются в упражнениях дети с болезнями опорно-двигательного аппарата, эндокринных органов, ЛОР- проблемами, нарушениями дыхания и пищеварения.
Также регулярные нагрузки укрепляют иммунитет, снижают вероятность возникновения простуды.
Основы детской ЛФК
Поскольку медики занимаются с малышами, инструкторы выбирают упражнения, которые хорошо воспринимаются ребенком, преподносятся в виде игры. Учитываются личные особенности детей: возраст, уровень подготовки, готовность совершать специфические движения.
Виды упражнений
Как правило, на занятиях в Москве практикуют следующие упражнения:
В зависимости от того, какие усилия осуществляются, упражнения подразделяются на:
Примерный комплекс тренировок
Представляем вашему вниманию приблизительную схему занятий:
После основных упражнений начинается разминка – неспешная ходьба, усиленное дыхание.
Выбор места для занятий по ЛФК
Совершить правильный выбор медицинского учреждения, необходимого вашему ребенку, помогает сравнение цен на услуги профильных организаций, и ознакомление с отзывами родителей. Наиболее честная информация встречается в популярных социальных сетях.
На нашем сайте расценки приводятся в разделе «Цены», «Отзывы» выложены на соответствующих страницах.
Если вы решились доверить здоровье ребенка нам, воспользуйтесь формой онлайн записи к врачу или оставьте свой номер телефона в форме для обратной связи. Вам позвонит консультант, ответит на вопросы, и поможет составить оптимальный график посещения занятий.
Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.
Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.
Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.
Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.
Условия проведения, противопоказания
Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.
Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.
Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни
Дыхательные упражнения
Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.
Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.
Рефлекторные упражнения
У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.
Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.
Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.
Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.
Упражнение основано на рефлексе Бабинского.
Исходное положение: ребенок лежит на животике.
Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.
Рефлекторное ползание
Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.
Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).
Рефлекторная опора и ходьба
Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.
Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.
Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.
Пассивные упражнения
Скользящие шаги – «топотушки»
Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.
Катание в позе «эмбриона».
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.
Активные упражнения
Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.
Гимнастика для детей 3-4 месяцев
Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.
Дыхательные упражнения
Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.
Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.
Упражнения на мяче
Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.
Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.
Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.
Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.
Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.
Гимнастика для детей 4-6 месяцев
Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.
Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.
Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.
Одновременное сгибание – разгибание ног.
Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.
Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.
Расширяется спектр упражнений на мяче.
В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.
На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.
С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.
Гимнастика для детей 6-9 месяцев
К уже описанным упражнениям добавляются:
Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.
Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.
Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.
Вводится новое упражнение: велосипед.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.
В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.
Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.
Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.
Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.
В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.
Гимнастика для детей 9-12 месяцев
Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.
В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».
Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.
Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.
В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.
В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!
ЛФК для детей
Лечебная физкультура (ЛФК) ребенка
Физическая активность — одно из важных условий для поддержания жизни человека. Именно физическая активность стимулирует процессы роста, развития и формирования организма ребенка, способствует формированию оптимальной приспособляемости организма к внешним условиям. Физическую активность с древних времен используют с профилактической и лечебной целью. Например, в Древнем Китае и Египте при тугоподвижности суставов использовали упражнения на растягивание, массаж и водные процедуры. В Древней Индии у йогов насчитывалось более 800 различных дыхательных упражнений, используемых с лечебной целью.
Лечебная физкультура или ЛФК представляет собой один и методов терапевтического воздействия с помощью физической активности, направленный на профилактику или лечение заболеваний, либо восстановление после заболевания, травмы или хирургической операции. Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения. Лечебные физические упражнения обладают тренирующим и восстановительным эффектом, позитивно влияя на все основные системы организма: сердечнососудистую, дыхательную, пищеварительную, нервную, выделительную и эндокринную, способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.
ЛФК В ПЕДИАТРИИ
Организм ребенка значительно отличается от организма взрослого человека быстрым ростом и развитием. При этом двигательные навыки у ребенка также формируются постепенно, будучи связаны как с поэтапным развитием функциональных двигательных зон коры головного мозга, так и с постепенно возрастающими физическими возможностями организма. Рост и развитие детского организма в значительной мере зависят от уровня физической активности ребенка. Из-за того, что в современных условиях нет жизненной потребности в большом объеме и разнообразии физических нагрузок, дети часто ведут малоподвижный образ жизни, что приводит к возникновению отклонений от нормы в физическом развитии ребенка. Нарушениям также способствуют длительное пребывание в одной и той же позе (за компьютером, у телевизора), долгое стояние на ногах, неэргономичная мебель. Серьезную проблему представляют врожденные аномалии развития и заболевания, ограничивающие нормальную физическую подвижность ребенка.
В практике педиатрии использование ЛФК связано как с физиологическими особенностями растущего детского организма, для которого двигательная активность является основным биологическим фактором стимулирующим рост и развитие, так и с возможностью воздействия с помощью физических упражнений на причины и механизмы развития болезней.
КАК ДЕЙСТВУЕТ ЛФК НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА?
Основными средствами ЛФК являются гимнастические, спортивно-прикладные, игровые и идеомоторные физические упражнения, упражнения для тренировки и восстановления бытовых навыков, лечебные позы и дыхательные упражнения. Целенаправленная и дозированная физическая активность оказывает на организм ребенка стимулирующее, трофическое, тренирующее, компенсаторное и нормализующее действие.
В результате улучшается кровообращение и питание тканей как всего организма в целом, так и отдельных органов при целенаправленном воздействии.
Нормализация состояния организма ребенка происходит и благодаря улучшению состояния психо-эмоциональной сферы, гармонизации процессов возбуждения и торможения, нормализации регуляторных процессов в целом. Прицельное вовлечение в двигательную активность мышц, кровоснабжение которых функционально связано с определенным органом, позволяет значительно улучшать их трофику (кровоснабжение и питание), что оказывает положительное влияние на регенерацию и репарацию тканей, уменьшение воспалительных явлений и иных патологических изменений органов, и восстановление их нормальной структуры и функционирования. При целевом подборе двигательных упражнений можно прицельно воздействовать на моторно-сосудистые, моторно-кардиальные, моторно-пульмональные, моторно-желудочно-кишечные и другие рефлексы, что позволяет тонизировать определенные органы и системы. Также физические упражнения способствуют нормализации кислотно-щелочного равновесия, тонуса сосудов, артериального давления и восстановлению качества сна у ребенка.
ПРИ КАКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИИ ПОМОГАЮТ ЗАНЯТИЯ ЛФК?
ЛФК показана всем здоровым детям с целью стимуляции деятельности всех органов и систем, улучшения обмена веществ, повышения приспособительных возможностей организма, формирования правильной осанки, постановке правильного дыхания, улучшения координации движений и подвижности суставов, повышения мышечной силы и выносливости организма, развитию волевых качеств личности, закаливания и укрепления всего детского организма.
ЛФК назначается детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья временного или постоянного характера, с поражением сердечнососудистой, дыхательной, нервной, опорно-двигательной систем организма.
Например, ЛФК назначается при гипотрофии – хроническом расстройстве питания у детей раннего возраста, из-за недостаточного поступления или усвоения питательных веществ, из-за пороков развития и нарушений обмена веществ, а также в связи с инфекцией, токсическими воздействиями и т.д. ЛФК позволяет нормализовать обмен веществ и функции желудочно-кишечного тракта, предупредить или наверстать отставание ребенка в психомоторном развитии.
При рахите ЛФК позволяет улучшить функции пораженных органов и систем, предупредить или скорректировать деформации элементов опорно-двигательного аппарата, компенсировать нарушения обмена веществ.
В случае заболевания ребенка ревматизмом ЛФК в комплексе с медикаментозным лечением обеспечивает компенсацию недостаточности кровообращения, обеспечивает десенсибилизацию организма больного ребенка, предупреждение органических изменений сердца. Даже при формировании порока сердца с помощью ЛФК можно достичь стойкой компенсации недостаточности кровообращения.
При дискинезии желудочно-кишечного тракта в виде пилороспазма, при развитии хронического гастрита, язвенной болезни ЛФК позволяет регулировать мышечный тонус брюшной стенки, секреторную функцию желудка, уменьшить воспалительные явления и нормализовать регулирующую деятельность ЦНС.
При бронхолегочных заболеваниях ЛФК помогает восстановить нормальную нейрогуморальную регуляцию дыхания, восстановить согласованную работу основных и вспомогательных дыхательных мышц, улучшить отхождение слизи из бронхиального дерева.
ЛФК также назначается при следующих заболеваниях у детей:
КАК ПОДБИРАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЛФК?
В любом случае занятия ЛФК должны быть посильны и доступны для ребенка с учетом его состояния, психомоторного развития и возраста. Врач обязательно подбирает систему упражнений с определенной последовательностью их применения, определяет длительность занятий, дозировку и постепенность нарастания физической нагрузки в процессе курсового лечения. В процессе лечения врач ЛФК проводит оценку эффективности комплекса применяемых упражнений и, при необходимости, проводит коррекцию назначений.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ЛФК
Стоимость услуг
ЛФК для ребенка(15 мин.) | 1 100 руб. |
ЛФК для ребенка (30 мин.) | 1 350 руб. |
ЛФК для ребенка (45 мин.) | 1 500 руб. |
ЛФК в оздоравливающем комплексе «Ручеек» (15 мин.) | 900 руб. |
ЛФК с закаливающими элементами в оздоравливающем комплексе «Ручеек» (45 мин.) | 1 800 руб. |
Дыхательная гимнастика для детей с 3-х лет | 950 руб. |
ЗАПИСАТЬ РЕБЕНКА НА ЛФК
Направление на ЛФК выдает врач педиатр или врач-специалист. Индивидуальную программу занятий разрабатывает врач ЛФК.
Записаться на прием к педиатру или врачу ЛФК (при наличии направления), вызвать специалиста на дом можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78