Лучше хорошо поступить чем хорошо говорить к какому произведению подходит
Входной тест с ответами по литературе для 3 класса
1. Какая из представленных сказок является народной:
а) “Лиса и журавль” +
б) “Сказка о рыбаке и рыбке”
в) “Сказка о царе Салтане”
2. Сказка Шарля Перро “Кот в …”
а) ботинках
б) сапогах +
в) ботфортах
3. Какая из представленных сказок является народной:
а) “Сказка о рыбаке и рыбке”
б) “Живая шляпа”
в) “Гуси и лебеди” +
4. Укажите неверное высказывание:
а) все авторские сказки вариативны +
б) сказки бывают авторскими и народными
в) сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных
5. Какое произведение учит всегда говорить правду:
а) Носов “Незнайка”
б) Заходер “Товарищам детям”
в) Осеева “Почему?” +
6. Что не характерно для сказок:
а) использование магических цифр
б) победа зла +
в) повторяемость действий
7. Какое произведение учит всегда говорить правду:
а) Заходер “Товарищам детям”
б) Берестов “Знакомый”
в) Драгунский “Тайное становится явным” +
8. Какова композиция сказок:
а) зачин, основная часть и концовка +
б) основная часть и заключение
в) зачин и основная часть
9. Найди строчку, где верно указан автор и его произведение:
а) Барто “Кот и лодыри”
б) Носов “Кисточка”
в) Михалков “Мой щенок” +
10. Что не характерно для сказок:
а) заключают в себе народную мудрость
б) события характеризуются достоверностью и историзмом +
в) в основе сюжета лежат вымышленные события
11. Найди строчку, где верно указан автор и его произведение:
а) Маршак “Кот и лодыри” +
б) Носов “Кисточка”
в) Михалков “Незнайка”
12. Укажите неверное высказывание:
а) сказка – это малый эпический жанр
б) сказка имеет лишь фольклорный характер +
в) сказки имеют преимущественно прозаическую форму
13. Укажи название американской народной песенки:
а) “Бульдог по кличке Дог” +
б) “Перчатки”
в) “Знают мамы, знают дети”
14. О каком признаке, характерном для стихотворения, идет речь: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест:
а) система стихосложения
б) рифма
в) размер +
15. В каком стихотворении ты встречал эти рифмы: мяукать – хрюкать, утята – лягушата, крякать – квакать:
а) Чуковский “Путаница” +
б) Барто “Мы не заметили жука”
в) Михалков”Мой щенок”
16. По какому признаку происходит следующая классификация стихотворений: эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, песня, сонет, послание:
а) по тематике
б) по жанровой специфике +
в) по наличию или отсутствию рифмы
17. Укажи строку, в которой записаны не поэты:
а) С. Маршак, Е. Благинина
б) Ф. Тютчев, А. Плещеев
в) Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен +
18. В стихотворении редко используются изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти
19. Укажи строку, в которой записаны не поэты:
а) Б. Заходер, В. Берестов
б) И. Токмакова, С. Васильев
в) Эни Хогард, братья Гримм +
20. Стихотворение обычно имеет мужскую, женскую или дактилическую рифму, так ли это:
а) нет +
б) да
в) отчасти
21. К какому произведению подходит пословица: Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.:
а) В. Осеева “Хорошее” +
б) Ю. Ермолаев “Два пирожных”
в) Н. Булгаков “Анна, не грусти!”
22. По какому признаку происходит следующая классификация стихотворений: любовные, пейзажные, философские, гражданские:
а) по наличию или отсутствию рифмы
б) по тематике +
в) по жанровой специфике
23. В какую игру играли дети в рассказе Н. Носова “Затейники”?:
а) три медведя
б) теремок
в) три поросёнка +
24. В каком году родился Корней Чуковский:
а) 1889
б) 1882 +
в) 1903
25. Какое слово шепнул старичок мальчику в рассказе В. Осеевой “Волшебное слово”:
а) извините
б) спасибо
в) пожалуйста +
26. По какой причине Корнея Чуковского отчислили из школы:
а) кража школьных денег
б) низкое происхождение +
в) низкая успеваемость
27. Укажи строчку, в которой записаны герои рассказа Г. Остера “Будем знакомы”:
а) мартышка, слонёнок +
б) тюлень, червячок
в) пингвин, жираф
28. Какой была первая профессия Корнея Чуковского:
а) специалист типографии
б) преподаватель
в) журналист +
29. Укажи строчку, в которой записаны герои рассказа Г. Остера “Будем знакомы”:
а) удав, попугай +
б) паук, ослик
в) лягушата, утята
30. К какому произведению подходит эта пословица: Грамоте учиться – всегда пригодиться.:
а) Н. Н. Носов “Живая шляпа”
б) Л. Н. Толстой “Филипок” +
в) А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”
Входная диагностическая работа по литературному чтению 3 класс
Входная диагностическая работа по литературному чтению 3 класс
Вопрос № 1
Продолжи название произведения.
ботфортах сапогах валенках ботинках
Ф. Тютчев А. Плещеев А. Фет С. Есенин
приговорка скороговорка считалка небылица
Вопрос № 4
Определи автора и название произведения по опорным словам.
Хозяйка, тарелка с рублёнными яйцами, стрекоза, утята, Алёша.
Б. Житков «Храбрый утёнок»
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
М. Пришвин «Ребята и утята»
Вопрос № 5
Найди верное утверждение
Людоед превратился в жука.
Младшему брату, из сказки «Бременские музыканты», в наследство досталась мельница»
Бременские музыканты пригласили разбойников в дом.
Красная Шапочка несла бабушке пирожок и горшочек масла.
Вопрос № 6
К какому произведению подходит эта пословица?
И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Л. Н. Толстой «Филиппок»
Н. Н. Носов «Живая шляпа»
Вопрос № 7
Узнай жанр по определению?
сказка стихотворение басня рассказ
Вопрос № 8
Укажи строчку, в которой записаны герои рассказа Г. Остера «Будем знакомы»?
мартышка, слонёнок, удав, попугай
щенок, попугаичиха, тюлень, червячок, пингвин, жираф, паук, ослик
собака, петух, кот, осёл
котята, поросята, лягушата, утята, свинки, курочки, воробышек
Вопрос № 9
Какое слово шепнул старичок мальчику в рассказе В. Осеевой «Волшебное слово»?
спасибо извините простите пожалуйста
Вопрос № 10
В какую игру играли дети в рассказе Н. Носова «Затейники»?
три медведя три поросёнка Маша и медведь теремок
Вопрос № 11
К какому произведению подходит пословица?
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Ю. Ермолаев «Два пирожных»
В. Осеева «Хорошее»
Вопрос № 12
Укажи строку, в которой записаны не поэты?
Ф. Тютчев, А. Плещеев, А. Блок, С. Маршак, Е. Благинина
Шарль Перро, Г. Х. Андерсен, Эни Хогард, братья Гримм
Б. Заходер, В. Берестов, И. Токмакова, С. Васильев
К. И.Чуковский «Путаница»
С. В. Михалков»Мой щенок»
А. Л. Барто «Мы не заметили жука»
С. Я. Маршак «Кот и лодыри»
Вопрос № 14
Укажи название американской народной песенки?
«Перчатки»
«Сюзон и мотылёк»
«Бульдог по кличке Дог»
«Знают мамы, знают дети»
Вопрос № 15
Найди строчку, где верно указан автор и его произведение?
Н. Н. Носов «Кисточка»
А. Л. Барто «Кот и лодыри»
С. В. Михалков «Мой щенок»
/ В.Осеева «Почему?»
Б. Заходер «Товарищам детям»
В. Драгунский «Тайное становится явным»
В.Берестов «Знакомый»
Какие из этих сказок являются народными?
«Лиса и журавль»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Гуси и лебеди»
«Живая шляпа»
Урок литературного чтения во 2 классе «В. А. Осеева «Хорошее»
ТЕМА УРОКА: «В. А. Осеева «Хорошее».
Цель: Формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.
1. Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь.
2. Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы.
3. Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.
— уметь подтверждать свои высказывания цитатами из текста;
— уметь находить главную мысль произведения;
— осознание детьми важности использования в речи вежливых слов и доброжелательного отношения к окружающим.
Формы организации работы детей:
Индивидуальная, фронтальная работа.
Ход УРОКА
I. Орг. момент. Мотивация.
1. Работаем старательно,
Все расселись по местам,
По секрету скажу вам:
-На уроке наши глаза внимательно смотрят, И всё…. (видят)
-Уши внимательно слушают, И всё(слышат)
-Голова хорошо (работает)
II. Речевая разминка.
1.Работа со скороговоркой:
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
— Прочитайте скороговорку радостно, грустно.
-Кто из вас был внимательным: с какого слова я начала урок?
— Давайте вспомним другие вежливые слова:
Растает ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
Зеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… (прости, пожалуйста).
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания).
— Почему эти слова называют волшебными?
— Как иначе называют эти слова? (вежливыми)
— Ребята, а говорить вежливые слова хорошо? (Да)
— Почему? (Потому, что, когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе отношение к людям).
— А какие хорошие поступки вы можете выполнять в своём возрасте? (Помогать родителям, уступать место старшим, ухаживать за больными людьми, за животными и др.)
— Что значит быть вежливым?
2.Работа с пословицами:
За добро добру и учит.
Добрый человек добром и платят.
— Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение. Какие пословицы у вас получились?СЛАЙД№4 (За добро добром и платят. Добрый человек добру и учит.)
— Как вы понимаете значение этих пословиц?
— Какая пословица подходит к домашнему рассказу «Волшебное слово»? (первая)
-Почему? (Потому, что в рассказе добрый человек научил Павлика, как поступать хорошо).
3. Проверка знания содержания текста «Волшебное слово»
— Ну, а сейчас проверим, как вы знаете содержание текста.
— Найдите лишние предложения, которые не относятся к произведению «Волшебное слово».
-Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько!
— Такая интересная книга, прямо не оторвёшься!
-Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
-Ему не нужна была краска.
-Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла на кухню одна.
— К какому произведению относятся 2 предложения? («Два пирожных» Ю. Ермолаев)
-Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо?
-Чем помог старик Павлику?
-Как изменилось отношение родных к мальчику?
-Какую силу имеют вежливые слова)
IV.Постановка учебной задачи:
– Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?
– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.
— Что интересного из жизни писательницы вы знаете?
(В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.
Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.)
-Прочитайте название рассказа «ЕЕШОРОХ» «Хорошее»
-И сегодня на уроке нам нужно:
Познакомиться … (с новым произведением В. А. Осеевой).
Учиться правильно (и выразительно читать её произведение «Хорошее»).
Проанализировать … (поступки героя).
— А еще сегодня обсудим проблемы, которые В. Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.
— Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»?
— В каких случаях мы употребляем слово “хорошо”?
— Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным?
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
1. Первичное чтение (учителем) с остановками,с предположениями:
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
-Предположите, что будет дальше?
-Убери посуду, Юрочка.
-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?
-А Трезорка тут как тут.Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?
Погладила мама Юру по голове:
-Как вы думаете, что ответила мама Юре?
-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?
— Чье же предположение оказалось более точным?
— Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
Ответим на этот вопрос после анализа произведения.
2. Самостоятельное чтение и анализ произведения.
-Прочитайте самостоятельно текст стр.
— Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).
— Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)
— О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
— Что можете сказать об этой мечте?
— Прочитайте, о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
— Что можете сказать об этой мечте?
— Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры? (Мечты у Юры были хорошие)
-А теперь посмотрим на его реальные поступки.
— Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.
— Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
— А как он поступил? (Он обидел сестру)
— Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)
— Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)
— Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи, не мешай думать)
— Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)
— Прочитайте диалог Юры и няни.
— Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)
— А как он поступил? (Обидел няню)
— Как он с ней разговаривал? (Грубо)
— Что он ей сказал? (Некогда мне)
— Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)
— Прочитайте, как Юра общался с Трезором.
— Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).
— Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)
— Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)
-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры плохие)
МЕЧТЫ ЮРЫ ПОСТУПКИ ЮРЫ
Спасти сестрёнку Обидел сестрёнку
Спасти няню от волков Нагрубил няне
Вытащить собаку из колодца Прогнал собаку
-Совпали ли мечты и поступки у Юры? А почему?
— О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
— В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
3. Характеристика героя.
На листочках записаны личностные качества человека.
-Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры. Поставьте знак +
Страница 122 — 124 учебник литературное чтение Климанова, Горецкий 2 класс 1 часть
1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?
«Петушок и бобовое зёрнышко». Народная сказка.
«Ласточки пропали…».А. Фет
«Зима! Крестьянин, торжествуя…». А. Пушкин
«Филипок». Л. Толстой
«Лебедь, Рак и Щука». И. Крылов
«Стрекоза и Муравей». И. Крылов
2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.
Сказки бывают народными и литературными.
3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор?
Встречалось. Иллюстратор — это тот человек, кто нарисовал рисунки к произведению.
4. С какими произведениями А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого ты был знаком раньше? Назови. Расскажи одно из них.
7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность сказки о золотой рыбке?
Необычность в том, что начало и конец сказки похожи, в том, что это сказка в стихах.
8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
Когда я был маленьким, я еще не определился, что больше люблю — рисовать или заниматься самбо. Поэтому я записался в оба кружка. Потом мне захотелось еще заняться моделированием и я записался в него. Из-за этого у меня стало мало времени на учебу. Пришлось бросить все кружки, чтобы хорошо учиться. Вот так я и остался у разбитого корыта.
9. Определи основные мысли прочитанных басен И. А. Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?
Друзья должны жить в согласии, нельзя жить бесцельно. «А воз и ныне там», «Ты все пела? Это дело. Так пойди же попляши».
10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:
1. Один за всех, а все за одного.
2. Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот кто узнал и навстречу ему идет.
3. Грамоте учиться всегда пригодиться.
4. Друзья познаются в беде.
5. Добра желаешь — добро и делай.
6. Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее.
7. Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
О взаимопомощи, верной дружбе: «Один за всех, а все за одного», «Друзья познаются в беде».
Когда человек, несмотря на свою боязнь, совершает храбрый поступок: «Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт».
О том, что нужно делать добро: Если человек хочет, чтобы к нему относились по-доброму, то и он сам должен поступать по-доброму с другими.
Добро всегда возвращается с лихвой. «Добра желаешь — добро и делай».
Наука, знания, новый опыт полезны для каждого человека. Они помогают в построении карьеры, хорошего жизненного пути: «Грамоте учиться всегда пригодится», «Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее», «Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает».
11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.
«Один за всех и все за одного» — И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
«Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт» – Л. Н. Толстой «Котенок»
«Грамоте учиться всегда пригодится» – Л. Н. Толстой «Филипок»
«Друзья познаются в беде» – «Гуси-лебеди»
«Добра желаешь — добро и делай» – Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
«Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее» – «Каша из топора»
«Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает» – И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Рассказ В.Осеевой «Хорошее», 2 класс
Карта составлена на основе программы УМК «Школа России» по учебнику «Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.«
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Рассказ В.Осеевой «Хорошее», 2 класс»
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе
по теме: «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Рассказ В.Осеевой «Хорошее»
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Цель урока: обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности.
Планируемые предметные результаты: учащиеся должны уметь читать выразительно по ролям,
передавая настроение, отвечать на вопросы по содержанию, находить ответы в тексте, работать в паре и группе, соотносить основную мысль рассказа с пословицей, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать авторское отношение к героям.
-ценить и уважать базовые ценности: «добро», «семья», «настоящий друг»;
-оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
-определять цель учебной деятельности и план выполнения заданий под руководством учителя;
— контролировать свои действия и действия другого;
-оценка своего задания и самоконтроль.
— участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения;
— оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
— выполнять различные роли в группе;
— умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;
— умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами;
— умение анализировать, выделять существенное, обобщать, классифицировать по заданным признакам.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
УУД, способствующие отработке личностных, предметных и метапредметных результатов
ный этап. Мотивирование к учебной деятельности.
— выработка внутренней готовности к учебной деятельности
Доброе утро! Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
— Посмотрите на себя, на свою парту. Готовы ли вы к уроку?
— Поднимите руку, кто считает себя настоящим другом, готовым прийти на выручку.
Реакция на учителя, внимание.
Личностные: правильно идентифицируют себя с позиции друга, товарища
II. Актуализация знаний
— общая установка на урок;
— создание ситуации успеха
1) Не мил и свет, когда друга нет.
2) Вежливости все двери открыты.
— К какому разделу учебника можно отнести данные пословицы?
Предметные: развивать выразительное чтение;
III. Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности
Цель: создание проблемной ситуации
— Мы уже познакомились с несколькими рассказами из данного раздела. Где можно найти названия этих рассказов?
— На какие качества человека обращают внимание авторы в своих произведениях?
— Какими качествами должен обладать настоящий друг? Ответ на этот вопрос мы дадим в конце урока.
Прочитайте еще одну пословицу:
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
— Как вы понимаете смысл этих слов?
— Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением, которое поможет лучше понять смысл этой пословицы автора и название которого вы назовете сами.
-Прочитайте фамилию автора.
— Умение прийти на помощь
Высказывают свои предположения.
Убирая буквы английского алфавита, дети читают ВАЛЕНТИНА ОСЕЕВА
— уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.
— уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение.
Принимать и сохранять учебную задачу.
IV. Решение учебной задачи.
— знакомство с произведением,
-формулирование выводов на основе прочитанного.
— С каким произведением Валентины Осеевой вы уже знакомы?
— Какого качества не доставало главному герою?
— Валентина Осеева написала много замечательных рассказов, главными героями которых являются ваши сверстники. Что еще вы знаете об этой писательнице?
— Тогда давайте расширим свой кругозор и найдём нужную информацию на листочках, которые лежат у вас на столах (работа в группах). Но сделать это не так-то просто. Среди нескольких предложений, которые вы сейчас прочитаете, лишь одно содержит нужную информацию. Прочитайте и выберите его, чтобы всем рассказать (Приложение 1).
-Название рассказа вы узнаете, если переставите слоги в этой записи местами ЕРОШЕХО
— Как выдумаете, о чем может идти речь в рассказе с таким названием?
Первичное чтение рассказа.
— Что же хорошего в рассказе?
— А что было не очень хорошим в рассказе?
— Найдите в тексте и зачитайте, о чем именно мечтал Юра?
— А как на самом деле поступал Юра?
— Надо ли ждать беду, чтоб совершить хороший поступок?
Ребята делятся своими знаниями.
Работаю в группах, читают предложенный текст, выделяют предложение, относящееся к теме, зачитывают его.
Делят на слоги Е-РО-ШЕ-ХО
и читают название «Хорошее»
Высказывают свои предположения.
Читают, следят за чтением.
— Хорошие мысли, хорошие желания.
Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.
Коммуникативные: понимать письменную речь других, общаться и работать в группе
Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение.
Слушать и понимать речь других. Высказывать свою точку зрения.
Познавательные: Уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
V. Динамическая пауза
Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающихся и восстановление физических сил ученика.
Отдохнуть пришла пора!
Быстро встанем по порядку –
Дружно сделаем зарядку!
Все готовы? Не зевай!
Выполняют комплекс упражнений.
Определять и проявлять правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека.
VI. Закрепление знаний, применение их на практике.
— анализ произведения с точки зрения нравственности.
— Сейчас мы будем с вами читать этот рассказ по ролям.
— Сколько действующих лиц в этом рассказе?
— Кто должен читать слова, после авторских: «Юра думает. »?
— Есть ли слова у Трезорки?
— Как нужно читать мысли Юры?
— А слова, обращенные к сестре, няне и собаке?
— Как выдумаете, почему Валентина Осеева назвала рассказ «Хорошее».
— Можно ли пословицу «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить» записать в названии рассказа? Почему?
— Можно ли Юру назвать настоящим другом? Почему?
— В начале урока был задан вопрос: какими качествами должен обладать настоящий друг?
У вас на партах лежат карточки, в которых перечислены различные качества человека. Вам нужно внимательно прочитать их и подчеркнуть качества настоящего друга зеленым цветом. (Приложение 3).
Подготовка к чтению по ролям.
— 5 действующих лиц, автор
— Да, то, что он думает, как будто хочет сказать.
Повторное чтение текста по ролям.
Высказывают свою точку зрения.
Выполняют задание в парах, зачитывают вслух и сравнивают результат.
Познавательные: читать по ролям произведение.
Контролировать свои действия и действия другого.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Слушать и понимать речь других. Высказывать свою точку зрения. Работать в паре.
VII. Домашнее задание
— организация выполнения домашней работы
Стр.93-95 выразительное чтение, иллюстрация к любому рассказу из раздела, кроссворд по прочитанным произведениям.
Записывают задание в дневник.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
— организация рефлексии собственной учебной деятельности.
Организация рефлексии учебной деятельности.
Перед вами три высказывания.
1. Я уважителен и доброжелателен к людям.
2. Я не всегда бываю уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь исправиться.
3. Мне трудно быть уважительным и вежливым.
Какое из предложенных высказываний вы отнесете к себе?
Каждый из вас готов всегда
Делать добрые дела?
Услышав правильный поступок говорите четко — да!
Будем старших уважать?
Будем дерево сажать?
Будем маме помогать?
А братишку одевать?
Позаботимся о кошке?
Птицам мы насыплем крошки?
Позаботимся о друге?
И цветы польем на клумбе?
Будем добрыми всегда?
— Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.
Анализируют и оценивают свое поведение и поступки.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Способность к самооценке на основе нравственных норм.
Задания для групповой работы:
Как быстро пролетело лето. Валентина Александровна Хмелёва родилась 15 апреля 1902 года в городе Киеве. На столе лежат книги, пенал, много тетрадей, краски.
Очень ярко светит весеннее солнышко. Сергей Михалков написал много стихов для детей. В юные годы она мечтала стать актрисой.
Жёлтый листочек упал с берёзки. Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения. Работала с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями.
В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Художник рисует осенние листья. Иван Шишкин – великий русский художник.
Где цветок, там и медок. Не одежда красит человека, а добрые дела. Любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.
Награждена государственной премией за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи». Москва – столица нашей Родины. Предложение состоит из слов.
Задание для работы в паре:
Добрый, резкий, грубый, отзывчивый, верный, эгоистичный, сочувствующий, угрюмый, смелый, честный, дерзкий, вежливый, преданный, милосердный, равнодушный, заботливый.
Материал для учителя:
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института имени Н.В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.
В 21 год В. Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей Она отдала 16 лет этому делу, работая воспитательницей в детских учреждениях для беспризорников и малолетних правонарушителей. На досуге В. Осеева сочиняла для ребят сказки, писала пьесы, и сама ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937г. В. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».
Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», увлекательные истории которого повествуют о человеческих отношениях. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.
В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
– Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
Рассказ В.А. Осеевой «Просто Старушка».
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Ну, тетя? Или знакомая?