Лучше извиниться чем спрашивать разрешения
31 красивая цитата про разрешение
— Ваша милость, у меня было разрешение на постройку домика. Мне его дал сам синьор граф Вишня. — Мошенник, ты построил дом на чужой земле. — Мне разрешил построить домик сам хозяин граф Вишня. — На земле, которая теперь принадлежит графиням. — Я говорю, у меня есть разрешение. — Убирайся, убирайся отсюда вон, без всяких разговоров.
Никогда не позволяйте всем подряд говорить вам «ты»!
В каждой проблеме заложено зерно ее решения. Если у вас нет проблем, то у вас не и зерен.
Всегда лучше просить прощения после, чем разрешения перед.
Я всегда считал, что предотвращение чего-нибудь плохого является положительным по своему определению и не нуждается в чьём-либо одобрении или разрешении.
Мы живём в мире, где все просят прощения, но никто не просит разрешения.
Иногда неудачное решение — самое лучшее. Затем и рождается человек на этой прекрасной земле, чтобы жизнь его была полна нелепостей и регулярно шла наперекосяк.
Что не запрещено, то разрешено.
— Ладно, я разрешу тебе расследовать со мной это дело, если ты обещаешь слушаться меня и никуда не лезть без моего ведома. — Обещаю. Ты не пожалеешь! — Уже жалею! — Скоро перестанешь!
— Ты не в то время, не в том месте и не с той девушкой! — Я не буду спрашивать твоего разрешения. — А придётся!
Значение слов «можно» и «нельзя» в критической ситуации меняется на противоположное.
Проще попросить прощения, чем разрешения.
— По-моему, мы договаривались, что ты будешь спрашивать разрешения, прежде чем трогать мои инструменты. — Извини. Можно? — Да. — Вот видишь, ты по-прежнему главный.
Легче просить прощения, чем разрешения.
Если он не встречает сопротивления в ответ на свою первую выходку, то таким образом партнерша дает ему разрешение и дальше вести себя так же. Я не переставая повторяю: вы не можете позволить себе отдать Гитлеру Польшу. На раннем этапе отношений идет постоянная проверка границ. Мизогин занимается тем, что определяет для себя, иногда даже не понимая этого, как далеко он может зайти. К несчастью, партнерша убеждена, что если она не будет вступать в конфликты или оспаривать оскорбительные поступки партнера, то это своеобразное выражение ее любви. В эту ловушку попадают многие женщины.
— Эй, Рон, ты же не будешь здесь резать свинью? — Не беспокойтесь, у меня есть разрешение. (протягивает листок) — Тут написано: «Я могу делать, что хочу. Рон».
Никому не требуется разрешение, чтобы быть свободным.
Проще просить прощение, чем получать разрешение.
Как правильно извиняться
Знание того, как приносить извинения необходимо во всех сферах жизни. Никто не идеален и все мы можем говорить или делать то, о чем потом сожалеем.
Первый и самый важный шаг, который мы можем сделать – это принести извинения за свои слова или действия перед людьми, которых мы могли обидеть. Важно отвечать за свои поступки.
Цель извинения
После проступка следует признать свою ошибку. Затем показать, что вы сожалеете о содеянном. Обратиться к человеку с просьбой о прощении – первый шаг к восстановлению отношений.
Как извиниться перед другом или членом семьи
Если вы не хотите потерять дружеские отношения или семейную связь, то следует как можно быстрее приступить к примирительным действиям. Не предпринимать никаких действий – губительная тактика, ставящая под угрозу ваши отношения с близким человеком. Вот советы о том, как стоит извиниться:
Пример извинения перед членом семьи
Дорогая сестра, мне очень жаль, что я критиковала тебя по поводу поведения твоих детей. Это было грубо и несправедливо с моей стороны. Теперь я понимаю, что мне не надо было этого делать.
Я хотела бы загладить свою вину. Приходите ко мне всей семьей на вечер настольных игр. Я буду рада вас видеть и получу огромное удовольствие от вашей компании.
Надеюсь, что ты сможешь меня простить. Ты часть меня и я не хочу терять тебя и нашу близость. Я позвоню тебе через пару дней. Хочу оставить свою ошибку в прошлом и жить дальше.
Пример извинения перед другом
Дорогая Анна, я чувствую себя ужасно из-за случившегося. Мне жаль, что я взяла без спроса твой любимый шарф и потеряла его. Я не должна была так поступать.
Надеюсь, что ты сможешь найти силы простить меня и согласишься принять от меня подарок. Это новый шарф и сертификат на покупку в магазине аксессуаров.
В будущем, если я захочу что-то у тебя одолжить, то сначала спрошу разрешения. Я надеюсь, что ты простишь меня за безрассудство. Ты лучшая подруга о которой я могла только мечтать. Я бы хотела вернуть твое доверие и искупить свою вину.
7 истин, которые необходимо знать об искусстве извинения
Что мы знаем об извинениях? В сущности, только то, что они помогают вновь наладить отношения с обиженным нами человеком. Только вот обыкновенного «извини» бывает достаточно далеко не во всех случаях — всё зависит от степени серьезности нашего проступка. Поэтому так важно научиться извиняться правильно, придерживаясь определенной стратегии.
1. Для извинений не существует срока давности
Извиняться необходимо сразу после того, как ты осознаешь, что поступил неправильно. И неважно, сколько времени прошло после твоего поступка — неделя, месяц или год. Ты никогда не можешь быть уверен в том, что в это же самое время человек, которого ты обидел или расстроил, не ждет твоего скромного «извини». Иногда признание своей неправоты может вернуть тебе хорошего друга или наладить отношения с членом семьи, что на самом деле дорогого стоит.
Да и тебе самому будет полезно скинуть с себя чувство вины и зажить наконец нормальной жизнью. Людям, которые умеют вовремя признавать свою неправоту и просить прощения, приходится намного легче, чем тем, кому требуется затратить огромные усилия для одного искреннего извинения.
2. Извинения должны подкрепляться поступками
В тот момент, когда ты приносишь человеку свои извинения, сделана лишь половина дела. Вторая половина — это подкрепление извинений своими поступками, чтобы человек не мог усомниться в твоей решительности изменить ситуацию.
Всё просто: если ты извинялся перед кем-либо за свою эмоциональную несдержанность и вспыльчивость — научись держать себя в руках; приносил извинения за обман — старайся впредь не лгать человеку. В случае если твои извинения остаются лишь словами, а на деле ты продолжаешь вести себя так же, грош тебе цена. В следующий раз не удивляйся, что человек не захочет иметь с тобой ничего общего.
3. Вместе с извинениями важно объяснить человеку, почему ты так поступил
Причины у наших поступков могут быть разные, и часто бывает, что мы поступаем неправильно, руководствуясь благими намерениями. Например, если ты сказал своей девушке, что в новом платье она выглядит просто прекрасно, хотя на деле оно немного ее полнит, — это простительно, ведь ты не хотел ее расстраивать. Если ты честно поделишься с человеком причиной своего поступка — ты только укрепишь его доверие к тебе. Главное при этом — не пытаться оправдаться всеми силами и не сваливать свою вину на другого. Так ты сделаешь только хуже.
4. Если человек не может принять твои извинения сразу — не нужно давить на него
Извинения — это сложный процесс, который может занять куда больше времени, чем ты изначально предполагал. Не каждый человек готов принять твои извинения сразу — многим нужно время, чтобы прийти в себя и как следует всё обдумать. Не требуй мгновенного ответа — лучше оставь человека в покое, и он обязательно ответит тебе, когда восстановится. Давление не ускорит его решение, а лишь выставит тебя в дурном свете.
5. В процессе извинений важно постараться наладить диалог
Извинись и предложи человеку обсудить сложившуюся ситуацию вместе. Так вы сможете понять, какие ошибки были допущены вами и как их можно деликатно обойти в следующий раз. Не бойся задавать наводящие вопросы, например: «Что я могу для тебя сделать?» или «Я правильно оценил ситуацию?» Так вы быстрее поймете друг друга и придете наконец к общему мнению касательно проблемы.
6. Извиняется не всегда тот, кто был неправ
Банально? Да! И мы знаем, что ты слышал эту фразу уже сотни раз, но не лишним будет прочесть ее и 101-й. Если ситуация несерьезная и ты ничего не потеряешь, если извинишься, даже будучи прав, то сделай это. В большинстве случаев такая уступка помогает сохранить отношения с близкими людьми, а что может быть важнее?
7. Извинения нужно преподносить красиво
Никто не поверит в то, что твои извинения — это настоящий душевный порыв, вызванный муками совести, если ты обронишь сухое «извини» как бы мимолетом. Нормально извиняться надо уметь. Так что, если в действительности ты нисколечко не раскаиваешься в совершенном поступке или сказанных словах, а извиниться все-таки надо, попрактикуйся перед зеркалом и попробуй убедить в своей искренности хотя бы самого себя.
5 шаблонов, которые позволят проще извиниться и исправить ситуацию на рабочем месте
Независимо от того, где вы работаете и чем занимаетесь, рано или поздно придется приносить извинения перед коллегами, клиентами, знакомыми. Однажды это случается в жизни каждого. Постоянно находясь в окружении людей, любой рискует оказаться в ситуации, когда его действия или бездействие могут причинить неудобства или нанести ущерб другим. В этой ситуации может оказаться кто угодно: выпускник учебного заведения, молодой и неопытный специалист, работающая мама, опытный и матерый менеджер по продажам. Умение решать тактично подобные проблемы является особенно ценным.
Эксперты сходятся во мнении, что лучшим выходом будет признание своей ответственности за произошедшее. Попытки оправданий и использования слов «если» или «но» может только усугубить ситуацию. Поэтому варианты ответа «Извините, если я вас обидел во время встречи» или «Извините, мы допустили ошибку. Но вы были предупреждены о существовании кадровых проблем на предприятии» являются недопустимыми.
Хорошей новостью будет тот факт, что существуют «золотые фразы», эффективность которых подтверждена практическим опытом тысячей людей. Используйте их в качестве шаблонов, это позволит с честью выйти из ситуации и сохранить отношения с окружающими.
Случай 1: вы допустили ошибку, которую не можете исправить сами
В первую очередь задумайтесь, обладаете ли вы навыками, которые позволят решить ситуацию самостоятельно. Во вторую очередь проанализируйте, сколько времени потребуется для получения их.
Лучшим выходом будет использование следующего шаблона:
«Я допустил ошибку в процессе выполнения [задачи]. Я был уверен в своих силах, но теперь я понимаю, что сначала должен был согласовать с Вами свои действия. Мне очень жаль, и это больше не повторится. Однако чтобы исправить ситуацию, мне понадобится Ваша помощь. Когда мы можем обсудить это?».
Случай 2: вы пообещали клиенту что-то невозможное
В работе люди всегда стремятся превзойти ожидания клиентов. Для получения нужного результата сотрудники готовы обещать «золотые горы». Этот метод эффективен, во всяком случае, до тех пор, пока вы не поймете невозможность выполнения условий. Если вы работаете в команде, сообщите о ситуации коллегам или начальнику. Даже если они не смогут вам помочь, по крайней мере, будут в курсе происходящего.
Проанализируйте свои возможности и согласуйте с руководством альтернативу, которую вы можете предложить взамен обещанного. Возможно, это будет изменение условий поставки на более выгодные, сокращение сроков отгрузки, предоставление отсрочки, бонусы, включение в рассылку для VIP-клиентов. Убедитесь, что не подведете партнеров второй раз.
Для этого случая используйте в качестве шаблона следующий вариант:
Случай 3: вы кого-то обидели
Если в ходе разговора, например, с коллегой вы оскорбили его, не стоит фокусироваться на мотивах и наличии оснований для произнесенных слов. Намного важнее сосредоточиться на том факте, что вы действительно сожалеете о случившемся. Решение этой проблемы позволит сохранить спокойную обстановку в офисе, рабочем коллективе и не потерять добрые отношения с сослуживцем.
Попробуйте начать разговор со следующей фразы:
«Я понимаю, что то, что я сказал, было оскорбительным. Я был не прав, это недопустимо. В будущем я буду сохранять спокойствие в подобных ситуациях».
Конечно, стоит учитывать, что подобные извинения будут актуальны и эффективны в случае незначительных разногласий. В более серьезных ситуациях, когда оскорбления касались национальности, качеств собеседника или его личной жизни, придется приложить больше усилий для разрешения конфликта.
Случай 4: у вас плохие новости
Этой участи стараются избежать все. Ситуация может усугубляться пониманием своего бессилия и невозможности повлиять на результат. Не избежать неприятных ощущений и лидерам, которым чаще всего приходится сообщать плохие новости.
Лучшей рекомендацией будет совет сообщить суть, по возможности объяснить причины и подбодрить человека.
Например, фраза может быть построена следующим образом:
«Несмотря на все мои усилия, мне жаль сообщить, что в вашем повышении / отпуске / проекте отказано. Решение было принято из-за сокращения штатного расписания / бюджета / изменений графика отпусков / текущих приоритетов. Пожалуйста, не позволяйте этому огорчить вас. Мы искренне ценим ваш вклад в работу и постараемся найти способ продемонстрировать это».
Случай 5: вы забыли о задании
По каким-то причинам вы забыли о сроках сдачи проекта и необходимости завершить свою часть работы. Что еще хуже, ваш начальник уже в курсе этого.
Смиритесь: вы выпустили ситуацию из-под контроля и не успели приложить усилия для исправления промаха.
Начать беседу можно следующей фразой:
«Я сожалею о том, что не смог уложиться в срок выполнения проекта [X]. Я понимаю, что моя ошибка плохо отражается на результатах всей команды. Я могу завершить свою часть работы к вечеру завтрашнего дня. Это будет выходом из ситуации? Или вы хотели бы увидеть, что у меня есть в черновом виде?».
Вместо заключения
Вряд ли найдутся люди, кто получает удовольствие от принесения извинений. Но это необходимо для того, чтобы наладить, восстановить или укрепить отношения с коллегами. Придерживайтесь ключевых правил, которые позволят предупредить подобные ситуации:
Будьте искренними, честными, ответственными и обсудите с коллегами, руководством или клиентами по завершению ситуации, чтобы вы могли сделать иначе.
ИнструкцияЕсли вы погорячились:
Как правильно извиняться
7 шагов, чтобы выйти из ситуации достойно
Текст: Яна Шагова,
автор телеграм-канала «Со мной всё в порядке!»
В пылу ссоры мы порой говорим или делаем что-то обидное для наших близких или друзей. Что делать, если злые и несправедливые слова уже сорвались с языка, или вы хлопнули дверью и ушли в ночь, а теперь понимаете, что сделали это напрасно? Слов «прости меня» не всегда бывает достаточно. Как извиниться перед близким человеком и наладить контакт?
Не рассыпайтесь в многословных извинениях
Во-первых, это обесценивает слова «прости» и «извини меня». Особенно не стоит этого делать, если вы ещё злы на оппонента и чувствуете, что «недовыяснили» отношения. Ваши извинения прозвучат неискренне, и с большой вероятностью вы перейдёте обратно к обвинениям. В следующий раз близкий человек не станет доверять вашему «Прости, я был неправ», поскольку будет знать, что эти слова могут внезапно превратиться в повторную атаку. Такое ощущение небезопасности бьёт по доверию, так что возьмите за правило просить прощения лишь в том случае, когда действительно готовы мириться. И обязательно исключите конструкции вроде: «Согласна, я была неправа, но и ты…»
Дайте другому время
Позвольте человеку пойти погулять, почитать книгу на диване или запереться в соседней комнате и не выходить. Если вас мучает чувство вины, можно один раз подойти и спросить, готов ли он принять ваши извинения. Если всё ещё нет — будьте терпеливы и подождите ещё. Всем требуется разное время, чтобы отойти.
Не грызите себя
Признать свою неправоту и есть себя поедом — разные вещи. Внутренние муки скорее приведут к тому, что вы снова разозлитесь на партнёра, а конфликт выйдет на новый виток. Иногда кажется, что как следует «потерзаться» — это достаточное наказание, так что извиняться уже не нужно. Конечно, это не так: второй стороне нужны конкретные действия — может быть, искренний разговор или даже компенсация, а не ваши мучения. Лучше расскажите собеседнику, что вы сожалеете и очень расстроены произошедшим.
Иногда разворачивается такой сценарий: агрессор, который только что кричал, так расстроен из-за своей несдержанности, что уже партнёру приходится его утешать: «Ну что ты, я тебя прощу, ничего страшного». Это манипуляция, несомненно приятная для агрессора, но разрушительная для отношений. Согласитесь, всё-таки получать утешение и компенсацию должна пострадавшая сторона.
Выслушайте ответ — и прислушайтесь к нему
Обычно в любом конфликте есть более активная и более пассивная сторона. Когда вы кричите или обвиняете, а второй участник ссоры молча слушает, плачет или уходит из комнаты, то вы активная сторона, а она или он — пассивная. Приготовьтесь к тому, что после извинений ваши роли поменяются. Вполне вероятно, что после слова «прости» на вас обрушатся ответные обвинения. Если вы твёрдо настроены прекратить ссору и перевести разговор в конструктивное русло, не отвечайте сразу. Постарайтесь обратить внимание на чувства собеседника и его реакцию в потоке обиды. Это то, к чему стоит прислушаться и что стоит учесть на будущее.
Признайте чувства
Это один из самых действенных и самых сложных приёмов, и здесь вам пригодится предыдущий пункт, в котором вы постарались понять чувства второй стороны. Признать — не значит согласиться с позицией партнёра и отказаться от своей. Вы можете всё ещё не соглашаться, но при этом признавать, что для неё или него такие чувства и реакция на события реальны: «Когда мы поссорились и я допоздна уехала к друзьям, ты чувствовал себя брошенным и ненужным. Наверное, это было тяжело». Заметьте, здесь вы не обещаете больше не уезжать к друзьям и даже не говорите, что ваша реакция была неправильной. Вы лишь признаёте реальность второго человека: он чувствовал себя брошенным и ему было тяжело.
«Прости, тебе, наверное, было обидно и страшно, когда ты так торопилась ко мне, а я вместо „привет“ стала кричать, что ты всё время опаздываешь и мне надоело вечно тебя ждать». Опять же вы не говорите, что готовы принимать дальнейшие опоздания, но признаёте, что получить такое приветствие было очень обидно и даже могло испугать.
Сделайте для человека что-то приятное
Если вторая сторона сильно обиделась и вы чувствуете, что извинения и разговоров недостаточно, предложите какую-то деятельную компенсацию. Лучше всего в открытую: «Я чувствую себя очень виноватым (виноватой). Мне хочется сделать для тебя что-то. Давай я (…)?» Оптимальный вариант — сходить куда-то вместе, приготовить любимое блюдо, провести вечер так, как хочет обиженный. Или спросить у человека, что вы могли бы для него сделать.
Компенсация в виде подарков, пожалуй, самая слабая. Нет ничего плохого в подарках самих по себе, но вклад деньгами и вещами предполагает минимальную эмоциональную и деятельностную вовлечённость. Когда пострадала эмоциональная связь между людьми, «ремонтировать» нужно именно её, и для этой цели лучше всего подходит совместная деятельность и забота.