Лучше опоздать чем вообще не приехать

Московские «опоздуны»: почему «задерживаться» больше не тренд

Москвичи стали внимательнее относиться к своему и чужому времени и гораздо меньше опаздывать – правда, это касается только деловой среды. На свидания по-прежнему принято приходить позже, но такой привилегией негласно пользуются исключительно представительницы прекрасного пола. Попросили бизнесменов, HR-специалистов, психологов и журналистов рассказать, как стать пунктуальнее в офисе и как правильно опаздывать на романтические рандеву.

Чем опоздание отличается от прогула и при чем тут тайм-менеджмент

В 30-40 годах на службу приходили минута в минуту, и немудрено: за опоздание на работу на треть часа могли посадить в тюрьму. Действие указа отменили только после смерти Сталина, в 1956 году. Сейчас в трудовом кодексе РФ существуют два понятия: «прогул» и «опоздание». Если задержка меньше четырех часов, это квалифицируется как опоздание, больше обозначенного времени – уже прогул. При этом за единственный прогул работодатель имеет право вас уволить, а вот опозданий должно накопиться как минимум три. Получается, что можно вылететь из компании, опоздав три дня на три часа, или опоздав всего один раз, но сразу на четыре. При этом все наши интервьюеры отмечали, что в Москве в среднем нормально приходить в офис на 15-20 минут после официального начала рабочего дня. И любопытная закономерность: чем креативнее компания, тем лояльнее относится начальство к опозданиям сотрудников – действует стереотип о том, что творческие люди в принципе неорганизованны.

С встречами по работе и прочими совещаниями похожая ситуация. «В Москве в деловой практике считается нормальным опоздание до 15 минут на встречу из-за расстояний и пробок. Но лично мне некомфортно приходить не вовремя. И если вдруг я задерживаюсь, хотя бы на 5 минут, то всегда перезваниваю и предупреждаю. И от других людей жду того же», – считает Елена Овсянникова, основатель Шоколадной лаборатории CHOCOLA. При этом еще в нулевых в бизнес-кругах опоздания на час были распространенной практикой, а на полчаса считались почти нормой. Сегодня же многие всерьез увлечены тайм-менеджментом: в столице появляется все больше книг и курсов, посвященных умению успевать все. У всех такая же уйма дел, как у вас, так что научиться планировать свой график и уважать время других – необходимость в новой реальности, даже если вы big boss.

Лучше опоздать чем вообще не приехать. Смотреть фото Лучше опоздать чем вообще не приехать. Смотреть картинку Лучше опоздать чем вообще не приехать. Картинка про Лучше опоздать чем вообще не приехать. Фото Лучше опоздать чем вообще не приехать

Лучше опоздать чем вообще не приехать. Смотреть фото Лучше опоздать чем вообще не приехать. Смотреть картинку Лучше опоздать чем вообще не приехать. Картинка про Лучше опоздать чем вообще не приехать. Фото Лучше опоздать чем вообще не приехать

Позвони начальнику

Лучше опоздать чем вообще не приехать. Смотреть фото Лучше опоздать чем вообще не приехать. Смотреть картинку Лучше опоздать чем вообще не приехать. Картинка про Лучше опоздать чем вообще не приехать. Фото Лучше опоздать чем вообще не приехать

Фото: Getty Images/ALotOfPeople

Зульфира Ахметова – руководитель отдела кадров в государственном конструкторском бюро, в котором установлена электронная система контроля с турникетами, фиксирующими время. Однако она признается, что гораздо эффективнее другая практика. «Мы установили правило: опаздываешь – позвони начальнику. Лишний раз оправдываться довольно неприятно, и для многих это оказалось более действенно, чем вечерние отработки». Среди главных причин опозданий Ахметова называет три: несобранность, перегрузки на работе и профессиональное выгорание. Всех «задерживающихся» она разделяет на три категории: те, кто опаздывает в исключительных случаях, опаздывающие постоянно, но на чуть-чуть – это, как правило, семейные люди с детьми, и третья категория – систематически неорганизованные товарищи, которые в принципе не смогут соблюдать график.

«Жизнь в таком мегаполисе, как Москва, рождает много проблем, связанных с передвижением по городу. Но даже это обстоятельство не может служить причиной оправданий за опоздание», – говорит специалист по этикету Элеонора Басманова. «За исключением тех обстоятельств жизни, которые принято называть чрезвычайными: сбои в работе транспорта, сложные погодные условия, травмы, ДТП, личные трагедии – в подобных ситуациях следует немедленно поставить в известность всех заинтересованных лиц, чтобы не разрушить свою личную и деловую репутацию». Особенно если опаздываете на собеседование – здесь можно сразу резко уменьшить свои шансы на успех. «Нужно как можно раньше предупредить рекрутера об опоздании и, если вы задерживаетесь на значительное время – например, больше 20 минут, стоит предложить перенести интервью. У меня самой кандидаты постоянно опаздывают, но чаще всего потому, что не могут найти дорогу до офиса», – признается Ирина Сенкевич, HR Manager в Align Technology.

А как у них: как относятся к опозданиям в других странах

Лучше опоздать чем вообще не приехать. Смотреть фото Лучше опоздать чем вообще не приехать. Смотреть картинку Лучше опоздать чем вообще не приехать. Картинка про Лучше опоздать чем вообще не приехать. Фото Лучше опоздать чем вообще не приехать

Фото: Getty Images/YinYang

В мире при этом совершенно разные понятия пунктуальности. Так, в странах «монохронной культуры», к которым относят, например, США, Англию, Японию, Германию и скандинавские страны, поведение людей и отношения между ними жестко регулируется временем. Так, в Стране восходящего солнца опозданием считается даже приехать за 10 минут до начала встречи. Недавно в неприятной ситуации оказался министр по проведению Олимпийских игр Йоситака Сакурада: он всего на три минуты позже приехал на парламентские слушания. Однако этого оказалось достаточно, чтобы депутаты раскритиковали его за неточность, а оппозиция в знак протеста даже бойкотировала заседание. В итоге высокопоставленному чиновнику пришлось приносить официальные извинения. Немцы также нетерпимы к любым опозданиям: пунктуальность наряду с бережливостью, храбростью и честностью входит в число «прусских добродетелей» – списка, составленного еще в эпоху Просвещения. Однако явного раздражения по отношению тому, кто заставляет других ждать, не выказывают.

На другой стороне полюса – представители «полихронной культуры»: в средиземноморских, арабских и латиноамериканских не принято до секунд придерживаться графика или за полчаса приходить на деловую встречу. Культурологи, помимо климата (жара, как известно, не способствует продуктивности), объясняют это еще и тем, что в этих регионах принято одновременно делать сразу несколько дел, и многозадачность не считается исключительным качеством. Оттого, видимо, и происходят постоянные сбои в графиках.

В Великобритании уживаются сразу две модели: если в Англии в деловой среде следует приходить минута в минуту и, даже опаздывая в гости на 10-15 минут, нужно обязательно предупредить хозяев, то в Ирландии со временем обращаются более вольно. Здесь существует так называемое Irish time: так, к примеру, вместо at eight предпочитают говорить at eight-ish, что можно перевести как наше любимое «часам к восьми». Живущие во Франции иностранцы тоже отмечают любопытную закономерность: здесь на деловые совещания мужчины не опаздывают никогда, а женщины могут позволить себе прийти позже минут на 5-10, но только в том случае, если у них назначена встреча с мужчиной. Если же с женщиной, то француженка обычно не позволит себе опоздать.

Late for a date

Лучше опоздать чем вообще не приехать. Смотреть фото Лучше опоздать чем вообще не приехать. Смотреть картинку Лучше опоздать чем вообще не приехать. Картинка про Лучше опоздать чем вообще не приехать. Фото Лучше опоздать чем вообще не приехать

Фото: Getty Images/pixelfit

«Опоздание для нее – вроде своеобразной проверки вашего характера», – считает Роман Винилов, психолог со специализацией по женско-мужским отношениям. По его мнению, девушкам даже нужно приходить чуть позже – но не больше 15 минут! С точки зрения психологии, «ожидание доставляет мужчине определенные позитивные эмоции и повышает для него значимость девушки, которую он ждет». Это то время, когда можно выбрать место в заведении, освоиться в нем, если встреча в кафе. «Как-то раз девушка опоздала ко мне на 45 минут, я ее дождался, но был расстроен. Она в ответ угостила меня ужином, сгладив негативные эмоции», – вспоминает Винилов.

«Не читайте девушке морали, не отвечайте тем же, не показывайте плохое настроение и не уходите, не узнав причин. Но делать вид, что ничего не случилось, тоже нельзя: попробуйте отшутиться и забыть об этом», – говорит экспат Винсент Сика, который уже около пяти лет живет и работает в Москве, пытаясь найти настоящую любовь. Любопытно, что в случае опоздания на свидание гендерного паритета соблюдать никто не требует: почти все респонденты в один голос утверждают, что мужчинам, в отличие от девушек, на свидание опаздывать не стоит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *