Лучше царствовать в аду чем
Джон Мильтон. Потерянный рай
Джон Мильтон — один из величайших поэтов Англии, «титан по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». Во всей мощи его поэтическое мастерство проявилось в созданной им поэме «Потерянный рай» (1663), белый стих которой как образец совершенства стоит рядом с белым стихом Шекспира.
Куда, несчастный, скроюсь я, бежав
От ярости безмерной и от мук
Безмерного отчаянья? Везде
В Аду я буду. Ад — я сам.
И потеряв тебя, я сам себя бы потерял.
Лучше царствовать в Аду, чем прислуживать на Небесах.
(Лучше быть владыкой ада, чем слугою неба)
(Лучше царить в аду, чем быть рабом на небе)
Что толку в нашем вечном бытии
И силе нашей, вечно-неизменной,
Коль нам терзаться вечно суждено?
Где выгод нет
Желанных, там отсутствует раздор.
Именно в беде
Рассчитывать мы вправе на успех,
Нас в счастье обманувший.
В страданьях ли, в борьбе ли, — горе слабым!
Узнала, что мужской, высокий ум,
Достоинство мужское — красоту
Намного превосходят; поняла,
Что истинно прекрасны — лишь они!
Что мудрость вовсе не заключена
В глубоком понимании вещей
Туманных, отвлеченных и от нас
Далеких, но в познании того,
Что повседневно видим пред собой,
Все остальное — суета сует,
Дым, сумасбродство дерзкое; от них
Невежество родится, темнота,
Незрелость рассуждений о делах
Наиближайших.
Никто свои страданья не сочтёт
Столь малыми, чтоб добиваться больших
Из честолюбия.
Так падший ангел говорил, скорбя,
По виду чванясь, но на самом деле
Отчаяньем глубоким истомленный.
Для силы сотворён
И мысли — муж, для нежности — жена
И прелести манящей; создан муж
Для Бога только, и жена для Бога,
В своём супруге.
«Ответьте Силы горные: любовь
Найдётся ли такая? Кто из вас
Решится тленным стать, чтоб смертный грех
Омыть людской? Кто праведный спасёт
Неправедного? Есть ли в Небесах
Столь всеобъемлющее состраданье?»
Он вопросил, но Эмпирей молчал.
Небесный хор немотствовал. Никто
За Человека выступить не смел
Бог вопрошает Ангелов, готовы ли они принести себя в жертву ради спасения людей
Свободно служим из любви свободной,
Ведь мы вольны любить иль не любить,
Сберечься или пасть.
Лучше царствовать в аду чем
В первой песне сначала вкратце излагается все содержание: ослушание Человека и потеря вследствие этого Рая, бывшего его жилищем; далее рассказывается о первоначальной причине его падения, о Змее или Сатане в виде змея, который восстал против Бога и, возмутив многие легионы Ангелов, был, по повелению Божию, со всем своим войском низвержен с небес в бездну. Далее, вкратце упомянув об этом, поэма повествует о Сатане с его Ангелами, низверженными теперь в Ад. Описание Ада, но не в центре мира (так как предполагается, что Небо и Земля не были еще созданы, следовательно на них и не лежало проклятия), а в области полной тьмы или, вернее сказать, Хаоса. Здесь Сатана лежит со своими Ангелами на огненном озере, уничтоженный, пораженный; через некоторое время он приходит в себя, как бы от смутного сна, зовет того, кто первый по чину лежит возле него; они рассуждают о своем позорном падении. Сатана будит все свои легионы, которые также лежали до сих пор, точно пораженные громом: они поднимаются; число их несметно; они строятся в боевом порядке; главные вожди их называются именами идолов, известных впоследствии в Ханаане и соседних землях. К ним обращается Сатана с речью, утешает их надеждой еще вернуть Небо, и говорит им в конце о новом мире, о новых существах, которые должны быть созданы, согласно древнему пророчеству или преданию на Небе; Ангелы же, по мнению многих древних Отцов, были созданы гораздо раньше видимого мира. Чтобы обсудить истину этого пророчества, и сообразно с этим решить свой образ действий, Сатана созывает весь совет. На таком решении останавливаются его товарищи. Из преисподней вдруг поднимается Пандемониум – дворец Сатаны; адские власти сидят там и держат совет.
Тебя всего более молю о Духе Святом, Ты, для Кого прямое и чистое сердце выше всех храмов, вразуми меня; Ты все знаешь: Ты присутствовал при начале творения и, подобно голубю, распустив могучие крылья над громадной бездной, даровал ей плодотворную силу. Все темное во мне просвети, все низкое возвысь, подкрепи мой дух, чтобы я, будучи достойным того, дал уразуметь людям вечное Провидение и оправдать пути Всевышнего.
Джон Мильтон. Потерянный рай
Джон Мильтон. Потерянный рай
Лучше царствовать в Аду, чем прислуживать на Небесах.
(Лучше быть владыкой ада, чем слугою неба)
(Лучше царить в аду, чем быть рабом на небе)
Better to reign in Hell, than serve in Heav’n.
Джон Мильтон. Потерянный рай
И потеряв тебя, я сам себя бы потерял.
Джон Мильтон. Потерянный рай
Куда, несчастный, скроюсь я, бежав
От ярости безмерной и от мук
Безмерного отчаянья? Везде
В Аду я буду. Ад — я сам.
Джон Мильтон. Потерянный рай
Что толку в нашем вечном бытии
И силе нашей, вечно-неизменной,
Коль нам терзаться вечно суждено?
Джон Мильтон. Потерянный рай
Где выгод нет
Желанных, там отсутствует раздор.
Джон Мильтон. Потерянный рай
Свободно служим из любви свободной,
Ведь мы вольны любить иль не любить,
Сберечься или пасть.
Джон Мильтон. Потерянный рай
Никто свои страданья не сочтёт
Столь малыми, чтоб добиваться больших
Из честолюбия.
Джон Мильтон. Потерянный рай
Что мудрость вовсе не заключена
В глубоком понимании вещей
Туманных, отвлеченных и от нас
Далеких, но в познании того,
Что повседневно видим пред собой,
Все остальное — суета сует,
Дым, сумасбродство дерзкое; от них
Невежество родится, темнота,
Незрелость рассуждений о делах
Наиближайших.
Джон Мильтон. Потерянный рай
Именно в беде
Рассчитывать мы вправе на успех,
Нас в счастье обманувший.
Джон Мильтон. Потерянный рай
Так падший ангел говорил, скорбя,
По виду чванясь, но на самом деле
Отчаяньем глубоким истомленный.
Случайная цитата
Марк Твен. Таинственный незнакомец
Ничто так не радует человека, как зависть других людей.
зависть радость человек, люди
*По техническим причинам, сайт может быть временно недоступен. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.
«Лучше служить на небесах, чем царствовать в аду». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 80-е годы ХХ-го столетия. Навадвипа Дхама, Индия. «Онтология Прекрасной Реальности», часть 7.3
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Лучше служить на небесах,
чем царствовать в аду
(Цикл неформальных бесед
со Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем.
80-е годы ХХ-го столетия. Навадвипа Дхама, Индия)
(«Онтология Прекрасной Реальности», 7.3)
Ученик : Означает ли вышесказанное вами, что чем меньше негативная занятость души, тем более усиливается ее вовлеченность в сознание Кришны?
Шрила Шридхар Махарадж : Нет, не обязательно. Если душа отстраняется от негативного аспекта бытия, попадает в состояние глубокого сна без сновидения — это концепция Брахмана, то в этом состоянии — Шива-лока, затем Вайкунтха, позитивная сторона сознания Кришны. Существуют многочисленные стадии сознания Кришны. Предполагается, что сознание Кришны есть высочайшая концепция сознания. Эта концепция в целом показана по-разному научным образом.
Ученик: Махарадж, если бы было так, как было сказано, тогда бы все спящие люди были бы автоматически сознающими Кришну.
Шрила Шридхар Махарадж : Да, в состоянии глубокого сна без сновидения сознание отсутствует. Но может быть, благодаря отстраненности от негативного аспекта можно подумать, что это живое существо приходит к позитивному аспекту, но это нечто вроде того, что человек сидит на земле, в земле зарыт клад, но он не знает об этом кладе.
Брахман : с этой стороны материальный мир, негативный мир, с другой стороны позитивный мир. Но в Брахмане душа не осознает ни ту, ни другую сторону. Оно не сознает обе стороны. Если мы более пристально рассматриваем эти вещи, мы понимаем, что когда душа пробуждается, выходит из состояния глубокого сна, она вновь погружается в негативную сторону. Она скорее ближе к негативному аспекту реальности. Это не ярко выражено, эта связь с негативным аспектом в дремлющем состоянии. Если этот эквилибриум, равновесие, нарушить, она скорее всего вновь приходит в негативный аспект, в то, что ближе к ней. По сути дела, это так.
Ученик: Как понимать смысл этой шлоки:
бхактих̣ пареш́а̄нубхаво вирактир,
анйатра чаиш̣а…
Шрила Шридхар Махарадж :
…трика эка-ка̄лах̣
прападйама̄насйа йатха̄ш́натах̣ сйус,
туш̣т̣их̣ пуш̣т̣их̣ кш̣уд-апай̄о ’ну-гха̄сам
Подлинная реализация постепенно приведет нас на ту землю, в то измерение бытия. Бхакти означает тенденцию служить, определенная концепция субъективного мира, превосходящего меня, мою природу. Пареш́а̄нубхаво вирактир анйатра : на той стороне находится некий мир, я испытываю апатию, отвращение к постылому опыту этого бренного мира. Есть негативная сторона, она лишена всякого очарования для меня. А позитивная сторона — у меня есть некий проблеск природы сверхсубъективного мира. Бхакти подразумевает, что внимание направлено на позитивный аспект реальности во все большей и большей степени. Он стремится во все большей и большей степени обрести опыт сверхсубъективного мира. Движение в этом направлении.
Если речь в целом об использовании здорового пути развития, о здоровом использовании энергии, то он совершает прогресс в сторону высшего Начала позитивного мира и отстраняется от низшего мира, от мира чувственного опыта. Не только чувства, но сами чувства, тело, ум, разум — все это приложимо в случае негативной стороны. И все это будет нежелательным, ненужным мусором, становится врагом для этого человека.
Он очень стремится, он очень хочет выбраться, и поэтому вся система — телесная, ментальная и прочее — это дурное правительство. В правительстве есть премьер-министр, министры, судьи и так деле. И все это правительство становится дурным в его глазах, поскольку это правительство устанавливает дурные законы. На всех уровнях это так — вся система становится нежелательной для него. Негативная сторона становится нежелательной и ненавистной.
Он находит большую сладость в сверхсубъективном мире, мире слежения. И этот мир становится все более вкусным для него, поскольку общество этих слуг столь прекрасно. Общество этих слуг становится все более желанным для него. Лучше служить на небесах, чем царствовать в аду. А здесь прямо противоположная тенденция, как сказал сатана, дьявол в поэме Мильтона: «Лучше царствовать в аду, чем служить на небесах». Царствовать в аду — это сатанинская идея. А мы же говорим о прямо противоположном. Лучше служить на небесах, чем царствовать в аду. Это ад — мир опыта чувств, мирских чувств, бренный мир, мир наслаждения. Это наслаждение несет последствия, это заем, оно нежелательно. Мы становимся жертвами в этом мире джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи, мире рождения, старости болезни и смерти. Поэтому это нежелательное бытие. Лучше служить на земле, где присутствует оазис, нежели быть царем пустыни. Быть владыкой пустыни — враждебные силы пустыни явятся и сожгут тебя. Лучше обрести положение на земле, где все цветет и пахнет, в оазисе.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас
Лучше царствовать в аду чем
За этот грех гордыни был сброшен в Ад ( «Лучше царствовать в Аду, чем служить на Небесах!» ).
Так появилось понятие падшие ангелы, то есть ангелы, которые перестали служить Богу, а стали служить сатане, у которого имён много:
Люцифер, Вельзевул, Мефистофель, Воланд.
А через два века француз Гюстав Доре проиллюстрировал «Потерянный рай»:
А вскоре (в 1877 г) испанский скульптор Рикардо Бельвер так вдохновился и Мильтоном, и Доре,
что сделал своего гипсового «Падшего ангела», это гравюра с него:
Получил первую премию на Национальной выставке изящных искусств в Испании,
а через год «Падший ангел» (уже в бронзе) отправился представлять Испанию в Париже на Всемирной выставке 1878 года.
И поставили в 1885 году.
Он стоит на постаменте высотой в 7 метров (сама статуя 2, 65 м), по диаметру постамента добавлено «бесовщины»:
Конечно, были перед установкой протесты, были петиции с требованиями не ставить дьявольское отродье у всех на виду.
Сейчас это место в парке так и называется «Площадь падшего ангела», это перекрёсток нескольких парковых дорог.
Противники памятника даже высчитали, что стоит скульптура на высоте 666 метров над уровнем моря.
Правда, документально никто этого не доказал.
Но если учесть, что весь парк на высоте в среднем 650 метров, то как знать, как знать.
Разум восторжествовал. Необычный памятник на месте.
Фото В.Златомрежев