Лучше учить чем переучивать
Лучше научить, чем переучивать: почему стоит нанимать малоквалифицированных сотрудников
Каждый руководитель мечтает создать в своем коллективе благоприятную атмосферу. К тому же, необходимо позаботиться о том, чтобы работники четко выполняли свои обязанности и были заинтересованы в высоких показателях качества. Вопрос подбора кадров по-прежнему остается острым, поскольку имеет приоритетное значение. Генеральный директор Lastline, Джон Дилулло, готов поделиться опытом и объяснить, почему выбрать работника, у которого мало опыта, бывает более выигрышным, чем наем квалифицированного специалиста.
Стандартный поиск
HR-организации, менеджеры по найму и владельцы бизнеса тратят массу времени и энергии на подбор, проведение собеседований и отбор кандидатов. Они анализируют, запрашивают, обнаруживают навыки, проверяют ссылки, проводят проверку данных и даже сканируют сообщения кандидатов в социальных сетях. Иногда они заставляют соискателей проходить всевозможные тесты (или какую-либо другую оценку личности, которая может помочь им оценить «культурную принадлежность»). Во многих случаях, никогда не было так легко определить, есть ли у кандидата «правильные вещи». Но у работодателей нет достаточного количества доказательств того, что эти инструменты и ресурсы помогают им нанимать лучших людей, чем они делали до этих нововведений.
Открытие Джона Диллуло
Несколько лет назад предприниматель резко изменил свой подход и начал искать менее квалифицированных кандидатов. Это были люди, у которых не было опыта, и в их резюме были некоторое «неправильные вещи». Через некоторое время Джон отметил, что это дало кардинально улучшенные результаты.
Когда Дилулло размышлял о карьере найма, кандидаты, которые всегда казались лучшими, редко были на 100% квалифицированными. Вместо этого, это были люди с меньшими профессиональными навыками, но горячим желанием что-то доказать миру, и это имело огромное значение. Возможно, им была нужна перезагрузка, они хотели занять новую должность или были полны решимости преодолеть неудачу или справиться с инвалидностью.
Наглядный пример
Джон вспоминает показательную историю: «Сначала я был поражен результатами, но вскоре понял повторяемость этой стратегии. У женщины, которую я нанял для управления нашим глобальным бизнесом по каналам, отсутствовали несколько документов. Во-первых, у нее не было действительного паспорта. Но она была одаренным слушателем, и этот навык ей очень помог, в то время как она изучала обычаи и деловую практику более чем в шестидесяти странах. Сегодня она старший вице-президент компании Fortune 100.
Идеальной кандидатурой является соискатель, который на семьдесят процентов квалифицирован и на тридцать процентов напуган. Испуганный провалом, ужас человека, который долгое время не работал или испуганный тем, что подвел менеджера по найму, тренера или спонсора, который дал им шанс. Одним словом, это кандидат, который ценит окно возможностей или шанс раздвинуть собственные границы.
Почему это так? Проще говоря, люди, которые имеют глубокую эмоциональную привязанность к успеху и боятся неудачи, как правило, работают усерднее и ведут себя смелее. Они обращают внимание на мелочи, принимают активное участи в разных встречах, проводят свои выходные на работе, готовясь к предстоящей неделе. Все это они делают потому, что дорожать этим рабочим местом и хотят на нем подольше задержаться.
Преимущества неквалифицированных работников
Люди, которые на тридцать процентов не квалифицированы, становятся одержимыми сокращением разрыва в своих навыках и стремлений, необходимых для достижения успеха. Поскольку они чувствуют, что за ними пристально наблюдают, они часто стараются изо всех сил оценивать свой прогресс и спрашивают своих коллег и наставников о конструктивной обратной связи, к которой они относятся серьезно. Они скромны, умеют строить прекрасные отношения. Эти работники знают о своих недостатках, и, в отличие от своих стопроцентных квалифицированных сотрудников, им все еще нужно проявить себя. Они знают, что навыки, которые принесли им нынешнюю должность, не приведут их к следующей карьере. Поэтому не возмущены тем фактом, что им нужно развивать дополнительные навыки, которые позволят им преуспеть на новой работе.
Относительные недостатки
Выбор правильного необходимого кандидата
Итак, как можно проверить, что у кандидата, сидящего напротив вас, достаточно опыта, квалификации и стремления к росту? Это довольно просто, поскольку большинство людей не решаются вдруг стать самоотверженными в работе. А люди с менталитетом роста стремятся искать возможности для развития в каждом аспекте своей жизни.
Попросите вашего кандидата указать в своем резюме другие вакансии, где они были не менее чем на тридцать процентов неквалифицированными, и попросите их подробно описать меры, которые они предприняли для преодоления этого препятствия. Спросите их, что они сделали для самообразования, какие ошибки они совершили, какие жертвы они перенесли и какие еще усилия они предприняли для достижения успеха. Были ли они поглощены собственным развитием? Как они относятся к рабочему и свободному времени? Это контрольные признаки людей, которые вам нужны, поэтому можете смело их нанимать.
Ставка на стажёра
Ещё печальнее читать форумы тех же стажёров либо выпускников ВУЗов гостиничного хозяйства, где обмениваются они фразами, которые были произнесены работодателями чаще всего: «мы вам перезвоним» либо «на данный момент нет необходимости в кадрах». Есть в этом деле огромное «но» — мнение специалистов-практиков, которые категорически против «отвержения» стажёров в российском гостиничном бизнесе.
Лучше учить, чем переучивать
Практика показывает, что именно крупные и престижные отели вовсе не против «приёма» к себе стажёров. Во-первых, не будем скрывать, платить им нет необходимости, поскольку заинтересованность очевидна, особенно, перед защитой дипломной работы, когда каждый студент нуждается в практике. Во-вторых, во время прохождения в вашем отеле стажёром практики, вы чётко можете определить, насколько он «выгоден» вам уже после окончания института. А в хороших кадрах всегда заинтересовано любое учреждение. Выходит, что нет необходимости «брать человека с улицы» на испытательный срок, а во время этого самого испытательного срока, как известно, какую-то часть заработной платы выплачивать необходимо. Обратите внимание на его желание работать, на его амбиции. Ведь, у вас-то «глаз намётан» на человека, у которого есть огромное желание работать в гостиничном деле и который уже успел себя зарекомендовать, пусть даже за месяц.
Не всё сразу, но и не «затягивай»
Конечно же, взяв на работу уже проверенного «бывшего стажёра», любой работодатель не отдаёт ему тут же одну из руководящих должностей. Всё начинается «с низов»: это может быть помощник администратора, официант приотельного ресторана, горничная. В случае, если «новоиспечённого» сотрудника это не устраивает, а он, к примеру, уже хочет работать менеджером одного из отделов, ведь, главный его аргумент — высшее образование, то вам, явно «не по пути». Но, если же вы сошлись во мнениях, и новый сотрудник готов работать по линейной системе, не забывайте также о том, что не стоит слишком долго задерживать его на одной из самых «низких» должностей, всё-таки, в какой-то момент стоит взять во внимание, что он действительно получил высшее образование. В ином случае — вы, возможно, лишитесь хорошего и уже напрактиковавшегося сотрудника. В конце-концов, можно дать ему должность телефонного оператора, который не несёт финансовой ответственности, что снижает риск для гостиницы и документооборота.
Не доверяй человеку «с улицы»
Стажёры — это, зачастую, студенты, которым нужна «информация из практики», как уже было сказано, для написания дипломной работы, а информация необходима ему самая точная и конкретная. А студент-то может, на самом деле, оказаться абсолютно кем угодно. Более того, лучше предупредить и персонал, что не стоит на первых порах особо «подкупаться» на приветливость и дружелюбность нового сотрудника. Что хуже, в некоторых отелях ежеквартально организовывают общее собрание персонала, на котором выступают многие руководители отделов. Всегда лучше, если информация закрыта, даже между отделами. Не стоит рисковать, лучше в лишний раз подстраховать и себя, и свой бизнес. В ином случае — это просто нарушение коммерческой тайны. Но, в то, же время не зацикливайтесь на том, что это конкурент, и никакой не стажёр, поскольку все эти мысли могут перерасти в некую паранойю, которая будет мешать пополнению штата и видеть в нём потенциального будущего сотрудника. Лучше ознакомиться со всеми заданиями, которые дают стажёру ещё в институте перед прохождением практики, да и сам студент должен чётко изложить все свои задачи, чтоб вы изначально поняли друг-друга и объяснили, что кому может дать.
Взаимовыгода
Можно также устроить организацию прохождения практики стажёром в вашем отеле и на условиях, вполне выгодных для вас. К примеру, общие экономические показатели ему можно предоставить, но взамен на это потребовать любые предложения по продвижению. Не факт, конечно, что все советы окажутся гениальными, но почерпнуть, всё же, всегда есть что из «свежих голов». К тому же, можно сойтись и на предоставлении ему финансового отчёта за предыдущие, к примеру, года. Для работы над дипломной работой, ведь, необходим именно тренд и понимание категорий, а не точные показатели текущего года.
Мотивация в стиле action
Пословицы и поговорки об учении
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Молодому учиться рано, старому — поздно.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Ученье — красота, неученье — слепота.
Век живи — век учись.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Повторенье — мать ученья.
Мудрено тому учить, чего сами не знаем.
Ученье без уменья — не польза, а беда.
Ученье лучше богатства.
Ученье горько, но плоды сладки.
Ученый (умный) водит, а неученый следом ходит.
Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
Учись смолоду — слюбится под старость.
Корень учения горек, а плоды его сладки.
Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.
Пока талант получат, век учат.
Без муки нет и науки.
Для учения нет старости.
Учение в счастье украшает, а при несчастье утешает.
Злой ученый не стоит доброго глупца.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
Учение образует ум, а воспитание — нравы.
Хорошо того учить, кто перенимает.
Красна птица перьем, а человек — ученьем.
И медведя плясать учат.
Набирайся ума в ученье, а храбрости — в сраженье.
Не учась и лаптя не сплетешь.
Плясать смолоду учись: под старость не научишься.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Не учи рыбу плавать.
Не учи безногого хромать.
Почитай учителя, как родителя.
Не учи козу — сама стянет с возу.
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит.
Яйца курицу не учат.
Учился читать да писать, а научился петь да плясать.
Хлеб с голоду, а ученье смолоду.
Век живи, век учись, а дураком помрешь.
Дурака учить, что мертвого лечить.
Оттого в люди пробился, что учился.
Смотрит в книгу — видит фигу.
Держит книгу для модели, чтобы люди поглядели.
Лучше учить, чем переучивать.
Хорошие учителя на дороге не валяются.
Иная учеба до гроба.
И молиться надобно учиться.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Яйца курицу не учат.
Бей того, кто боится, учи того, кто слушает.
Не всякий урок впрок.
Нужда научит всему.
Битьем да клятьем доброму не научишь.
И среди ученых дураки попадаются.
Сытое брюхо на ученье глухо.
Всякому делу обученье надобно.
Понамучаяшься и понаучишься.
Учи тому, сам не знаю чему.
Учение — человеку ожерелье.
Учение — путь к умению.
Плохое учение — душе пагуба.
Где учение, там и умение.
Учиться всегда пригодится.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Учиться никогда не поздно.
У врача лечись, у умного учись.
Была бы охота, а выучиться можно.
Больше узнаешь — сильнее станешь.
На ученье попотеем, зато в бою уцелеем.
Смелости учись у разведчика, осторожности — у минера, твердости — у летчика, меткости — у снайпера, а смекалке — у
партизана.
Чему в тылу научился, то на фронте пригодится.
Отстал в ученье — в бою мученье.
Изучай военное дело, будешь врагов бить смело.
Не тогда изучать военное дело, когда время к бою приспело.
Тяжело в ученье — легко в походе, легко в ученье — тяжело в походе (А. Суворов).
Небрежность в ученье — гибель в бою.
Военному делу учиться всегда пригодится.
Отличник в учебе — гвардеец в бою.
Кто силен в ученье, тот герой в сражение.
Родину-мать учись защищать.
Учись, боец, командиром будешь.
Тяжело в ученье — легко в бою.
Больше пота на ученье — меньше крови в бою.
Изучай умело военное дело.
Военное дело не учить — битым быть.
От подъема до отбоя воин учится для боя.
Не поддавайся хвастовству, учись военному мастерству.
Человек неученый — что топор неточеный: можно и таким дерево срубить, да трудов много.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Ученого учить — лишь портить.
Ученому и книги в руки.
Ученье — красота, а неученье — сухота.
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить.
Не стыдно не знать — стыдно не учиться.
Учи народ, учись у народа.
Поучая, люди учатся.
Учи товарища добрым словом, а врага — штыком.
Хорошо того учить, кто перенимает.
Учи показом, а не рассказом.
Учить дураков — не жалеть кулаков.
Учитель один не считает годин.
Обучают и медведя, а человека всему обучить можно.
Обученный повар не самоучка.
По выучке мастера знать.
Добро того учить, кто слушает.
Неразумного учить, как в бездонную кадку воду лить.
Не учи безделью, учи рукоделью.
Обжегшись на молоке, станешь дуть и на воду.
Учи пока поперек лавки укладывается, а во всю вытянется — не научишь.
Без успеха в учебе нет успеха в труде.
Без учебы и труда не придет на стол еда.
Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
Учат не только сказом, но и показом.
Учение в детстве, как резьба на камне.
Учение и труд к счастью ведут.
Учение требует призвания.
Ученику — удача, учителю — радость.
Ученого учить — лишь дело волочить.
Ученого учить — только портить.
Ученого учить, как мертвого лечить.
Ученому везде дорога.
Ученый без дела, как туча без дождя.
Ученый без практики — пчела без меду.
Ученый везде почтеный.
Ученый дурак хуже прирожденного.
Ученый идет, а неученый спотыкается.
Ученый сын старше неученого отца.
Ученье — свет. Ан свет-то разный бывает: солнышко светит, и огарок свет дает.
Ученье и труд — все перетрут.
Учи других — и сам поймешь.
Учи жену без детей, а детей — без людей.
Учи, поколе поперек скамейки ложится.
Учило яйцо курицу, да болтуном и осталось.
Учись смолоду, пригодится на старость.
Учись, поколе хрящи не срослись.
Учить тому, чего не делать.
Учить трудно, переучивать еще труднее.
Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Кто не учен, тот глуп.
Кто не учился, тот побои не видал.
Кукушка не ястреб, неуч не мастер.
Леса по опушке не узнаешь.
Многое ученье трудов потребует.
Намучишься, так и научишься.
Не учась, в люди не выйдешь.
Не учись до старости, а учись до смерти.
Хорошо того учить, кто хочет все знать.
Чтение — лучшее учение.
Чтобы выучиться плавать, надо лезть в воду.
Почему стоит научить левшу писать правой рукой
По вопросу переучивания левшей сломано немало копий. Советская тяга жёстко привести всех к праворукому стандарту в девяностые подверглась в педагогической науке ритуальному порицанию и уничтожению. Левшей оставили в покое и постепенно даже начали считать, что ручка в «неправильной» руке — признак творческих наклонностей, а то и гениальности. Почему эта точка зрения — неприемлемое упрощение, какие ошибки делают родители в отношении ведущих рук, надо ли переучивать детей (чаще — да!) и как это правильно сделать, рассказала создательница студии раннего развития «Синяя птица» Ольга Лавриненко.
Переучить или научить
Студия раннего развития «Синяя птица» — одна из старейших и известнейших в Кемерове — в апреле отметила 15-летний юбилей. Всё это время Ольга Лавриненко придерживается непопулярного мнения: левшей стоит учить писать правой рукой. По словам педагога, за пятнадцать поколений первоклашек психологическую травму не получил ни один, а вот удобный навык письма правой рукой вкупе с пресловутым раскрытием творческого потенциала — несколько десятков природных левшей. Кроме тех, конечно, чьи родители были против.
— Когда в нашей стране установилась демократия, а потом бурно развивалась психология, многие прогрессивные педагоги выступали за свободу личности, — рассказывает Ольга Лавриненко. — Эту свободу искали во всём. Нельзя запрещать ребёнку делать то, что он хочет, нельзя наказывать, нельзя ограничивать, надо воспитывать словом, надо уметь договариваться и так далее. И в том числе нельзя переучивать левшу — это, мол, стресс для ребёнка и подавление творческой личности. Но я утверждаю: было бы лучше, и в том числе для развития творческого начала, тренировать обе руки — и левую, и правую.
Сама Ольга — амбидекстр: одинаково ловко может есть, писать, рисовать хоть левой, хоть правой рукой. Это приобретённый навык, с рождения ведущей была лишь одна рука — левая. Однако со временем занятия за фортепиано, настойчивость родителей и педагогов привели к развитию обеих рук. По словам Ольги, у такой схемы нет минусов — только плюсы. Известное же отторжение переучивания вызвано грубостью и ошибками советской педагогики, которые достаточно не повторять.
— Учителя и родители просто неправильно выстраивали педагогический процесс, — объясняет создательница «Синей птицы». — Конечно, если бить ребёнка по руке и рычать: «Возьми в правую!» — это не приведёт ни к чему хорошему. И стресс, и страхи, и даже психологические травмы — отсюда, а вовсе не от самого факта переучивания.
Почему писать левой неудобно даже левше
В СССР переучивали левшей, потому что в европейских языках писать правой рукой попросту удобнее. Выстраивая строчку слева направо, человек видит, куда ведёт линию — а при освоении нового непростого навыка это критично важно. Левшам же, чтобы видеть, какой след оставляет стержень на бумаге, приходится идти на разнообразные ухищрения. В основном — приподнимать или выворачивать кисть кверху. Многие левши поворачивают лист бумаги почти на 90 градусов и пишут не слева направо, а как бы «снизу вверх».
— Дети выкручивают руку, все сухожилия натянуты, мышцы быстро устают, — объясняет Ольга. — Ребёнок весь как бы изгибается влево вслед за рукой, быстро зарабатывает искривление позвоночника. Зачем это нужно, ради чего?
Способы облегчить проблему есть: наклонить бумагу в другую сторону и расположить руку ниже строчки. Но полностью проблему они не решают. Есть и другие, менее критичные минусы в том, чтобы писать левой.
«Творческое полушарие» или увесистый миф
«Правое полушарие отвечает за творчество и левую руку, левое — за математику и правую руку». Примерно так выглядит вопрос в массовом сознании.
— Это работает далеко не так просто, — качает головой Ольга Лавриненко. — Связь периферической и центральной нервной системы, естественно, есть. Но сама по себе иннервация рук не влияет напрямую на работу полушарий. Да, есть двигательные центры в мозге. Да, есть связь между мелкой моторикой и, например, речью. Но в чём конкретно эта связь выражается, каков её механизм? Тут всё сложно. Напрямую и конкретно с рукой ничего там не связано. Есть превалирующие реакции, связанные с определённой рукой, но отчего они появляются — точно неизвестно. Публикаций на эту тему в серьёзных научных изданиях вы найдёте немного. Есть теория, что это генетически обусловлено, есть теория, что сказываются микроповреждения одного из полушарий от гипоксии во время родов, есть адаптивная и эволюционная теории. В человеческом мозге ещё много неисследованного и неопределённого.
Что совершенно точно неверно: если перекладывать ребёнку ручку в правую руку, у него, мол, начнёт страдать левое полушарие. Никаких данных в пользу этого утверждения нет. Да, наши парные органы асимметричны, включая глаза, почки, полушария и ноги. Но это не значит, что приходя в тренажёрный зал, нужно тренировать только одну ногу — правую. Напротив, нужно развивать обе. То же самое справедливо и для рук, и для полушарий. Не бывает ситуаций, когда вторая рука принципиально не способна к развитию. Мозг можно развивать всегда, стремиться к гармонии и балансу. Это касается и правшей: им нужно развивать левую руку.
— Заблуждения распространились из-за моды на эксклюзивность, — подчёркивает педагог. — «У меня ребёнок — левша! Это значит, он творчески развит!». А ребёнок никак пока не развит, и не факт, что будет — если с ним не будут заниматься. Порой доходит до абсурда: сам факт того, что ребёнок левша, вызывает у мамы радость. «Не вздумайте переучивать, он одарённый ребёнок». А вы не хотите его разговаривать научить? Чтобы у него «каши» во рту не было, а было цепкое внимание и развитая память? Вы уже удовлетворены тем, что он рисует левой? А то, что он рисует, держа карандаш в кулаке, вас не смущает? С левшой нужно заниматься не меньше, а часто даже больше, чем с правшой.
По словам главы студии, левши чаще других детей плохо держат письменные предметы. Это говорит не о творческой одарённости, а о том, что нужно развивать периферическую нервную систему и укреплять слабые мышцы руки.
— Если учить природного левшу писать правой — это давление, то музыкальные школы вообще стоит упразднить, потому что там поступают жестоко: учат играть обеими руками, — с сарказмом замечает Ольга Лавриненко. — Музыкальные партии на фортепиано выстроены, как известно, под правую руку: левая берёт аккорды, правая играет мелодию. Правшам развивают левую руку, левшам — правую, это трудная и важная задача. Вот изверги: учат делать вещи, которые человек делать не умел, к которым он природой не расположен. Я, однако, очень рада, что училась в музыкальной школе.
Ментальная арифметика: обе руки для развития мозга
Игра на фортепиано — не единственный способ «включить» вторую руку. Обе руки и оба полушария в «Синей птице» развивают с помощью письма, рисования и специальных упражнений, а ещё — в рамках курса подготовки к ментальной арифметике.
Это методика развития интеллекта с помощью вычислений на азиатских счётах — абакусе. В программу входят механические упражнения пальцами на счётах, упражнения на концентрацию, внимание, логику и счёт в уме. Цель ментальной арифметики — развитие возможностей мозга, а побочный эффект — умение быстро проводить операции с многозначными цифрами без калькулятора, в уме.
Чтобы добиться этого, дети работают со счётами двумя руками и выучивают карточки, в которых одна отвечает за число, другая — за тип операции. Сочетанная работа двух рук воспроизводит операции с разрядами, и в результате дети могут умножать огромные числа в уме, воспроизводя картинку при помощи движения рук.
— Чтобы прибавить или вычесть, нужно в одном месте бусинки на счётах прибавить, в другом убавить, — объясняет Ольга Лавриненко. — Раздвинул бусинки пальцами — получится, например, пять плюс один. Эти движения дети запоминают и затем используют уже без абакуса, чтобы воспроизвести картинку у себя в голове. Счёт получается тесно связанным с движением рук и визуализацией.
Насилие над природой или новые возможности?
Создательница «Синей птицы» уверена — и эта уверенность подкреплена многолетней практикой — что научить трёх-четырёхлетнего левшу писать правой рукой ненамного сложнее, чем левой. Психика в этом возрасте адаптивна, дети зачастую попросту не замечают вмешательства.
Секрет успеха — в аккуратной настойчивости и регулярности.
— Сел ребёнок учиться писать — вкладываем ему карандаш в правую руку, — объясняет Ольга Лавриненко. — Он через пять минут устанет и переложит в левую — спокойно просим: «Возьми, пожалуйста, в правую». Совсем устал — отдыхаем. Чем чаще тренируют навык, тем быстрее он устанавливается без всяких проблем и давления.
При этом не нужно запрещать брать ложку и другие предметы левой рукой. Происходит разделение сфер деятельности: ребёнок может всё делать левой рукой, даже рисовать, но писать ему лучше правой. И дети воспринимают это совершенно спокойно.
— Вы удивитесь, но вообще-то и правши часто берут карандаш левой, — улыбается Ольга Лавриненко. — Если не вмешиваться, они легко перекладывают карандаш много раз за занятие: устала одна рука — взял в другую. Они не в курсе, что писать надо какой-то одной рукой — это всё мы потом, взрослые, со своим ограничениями. Вот и пользуйтесь моментом, чтобы развивать обе! Мы ежегодно учим несколько левшей писать правой, в этом нет ровным счётом никакой проблемы, а есть одни плюсы.
Амбидекстр — человек, который одинаково хорошо владеет обеими руками. «Природных» амбидекстров среди людей менее 1%. Гораздо больше — тех, кто натренировал вторую руку целенаправленно. Ольга Лавриненко как раз из таких — а ещё она играет на музыкальных инструментах, имеет два высших образования, говорит по-английски и по-французски, развивает успешный бизнес. Непонятно, правда, обоерукость в её случае — это причина или следствие её талантов.
— В том ли дело, что у меня больше развито правое полушарие, — задаётся Ольга вопросом, — или, может быть, всё-таки в том, что родители вкладывали в меня очень много сил? Пробивной характер от папы, творческая сторона и море любви — от мамы. Огромная любовь и огромный труд родителей — вот реальный залог развития талантов детей. А не рассуждения о руках и полушариях.