Ля иляха илляллах что это
Слова тавхида – самое превосходное поминание Аллаха
Достоинства слов «ля иляха илляллах»
Шейх Ахмад Хиджази в книге «Маджалису Сания» сказал: «Знай, поистине Всевышний Аллах повелел своим рабам, чтобы они были убеждены в словах «ля иляха илляллах» (нет ничего достойного поклонения кроме одного единого Аллаха), чтобы произносили их; и сказал Всевышний: “Знай, что нет божества кроме Аллаха”. И упомянул Аллах в отношении многобожников арабских племён порицанием: “Поистине, когда им говорили «ля иляха илляллах», они проявляли гордость”».
Воздаяние за слова «ля иляха илляллах»
В хадисе от Усмана (да будет доволен им Аллах) сказано: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: “Поистине я знаю слова: если человек их произнесёт, Аллах делает запретным тело этого человека огню ада”». Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я вам поясню, что это за слова. Это слова искренности, в которых проявляли постоянство Пророк (мир ему и благословение) и его сахабы».
Сказал Сахль ат-Тустури: «Нет лучшего вознаграждения за слова «ля иляха илляллах», чем взор на Всевышнего, Свят Он и Велик, а рай – вознаграждение за деяния».
Великие шейхи говорят: «Поистине, когда произносит кяфир слова тавхида, покидает его мрак неверия и закрепляется в его сердце свет тавхида (единобожия). Когда говорит мумин эти слова каждый день по 1000 раз, за каждое произношение этих слов покидает его что-то (нехорошее), что не покидало в первый раз».
Слова тавхида – самое превосходное поминание Аллаха (зикр), как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение). Эти слова – обычай аскетов, опора мюридов, направление идущих к довольству Аллаха, подарок предыдущих, ключ от рая, ключи знаний и познания Создателя.
От Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передано: «Аллах открывает двери рая, и слышен некий зов под Аршем: “О Рай, все блага, которые в тебе, для кого они?!” И отвечают рай и всё, что в нём: “Мы принадлежим тем, кто говорит «ля иляха илляллах», мы не просим ввести сюда никого, кроме людей, произносящих «ля иляха илляллах», не входит в нас никто, кроме людей, произносящих «ля иляха илляллах», мы запретны тем, кто не говорит «ля иляха илляллах»”.
В это время говорят ад и всё, что в нём из наказаний: “Не входит в меня никто, кроме тех, кто отрицает слова «ля иляха илляллах», я не прошу ввести сюда никого, кроме тех, кто считают ложными эти слова, я запретен тому, кто говорит «ля иляха илляллах», я не заполнюсь никем, кроме как теми, кто отрицает эти слова, и не принадлежит мой гнев никому, кроме этих людей”».
Затем сказал Ибн Аббас: «Придёт милость Аллаха и его прощение от грехов, и скажут они: “Мы принадлежим людям свидетельства «ля иляха илляллах», и мы помощь тому, кто говорит «ля иляха илляллах», и прощение от каждого греха принадлежит людям свидетельства «ля иляха илляллах”».
Рай дозволен людям свидетельства «ля иляха илляллах», и милость не запретна им. Пришло в высказываниях сподвижников: «Когда раб говорит «ля иляха илляллах», Аллах даёт ему вознаграждение равное количеству людей отрицающих единобожие». Насчёт данных слов сказано: «Причиной этого высказывания послужило отвергание каждого неверующего в Аллаха этими словами, т. е. словами «ля иляха илляллах», и нет сомнений в получении вознаграждения равного количеству этих людей».
Спросили некоторых алимов о смысле слов Аллаха: «Брошенный колодец и укреплённый дворец». Сказали, что брошенный колодец – сердце неверующего (кяфира), забывшее слова «ля иляха илляллах», а укреплённый дворец – сердце уверовавшего (мумина), украшенное свидетельством «ля иляха илляллах».
Сказали насчёт слов Всевышнего: «Бойтесь Аллаха и говорите достойные слова». Смысл: «говорите “ля иляха илляллах”».
Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) ходил по дороге и провозглашал: «Говорите «ля иляха илляллах», овладеете спасением».
Сказал Суфьян бин Уяйна: «Не дал Аллах большего блага, чем знание слов “ля иляха илляллах”. Поистине слова “ля иляха илляллах” для рабов в Судный день, как вода в этой мирской жизни».
Сказал Суфьян Саври (да проявит Аллах милость к нему): «Поистине, наслаждение от слов «ля иляха илляллах» в Ахирате, как наслаждение от питья холодной воды на этом свете».
Упомянул Муджахид в толковании слов Аллаха: «И даровал Он вам блага явные и скрытые». Под явными и скрытыми благами понимаются слова «ля иляха илляллах».
И сказали: «Поистине каждое слово раба Аллаха поднимает ангел, кроме слов раба «ля иляха илляллах» – эти слова сами поднимаются и свидетельство этому сказанное Всевышним: «К нему поднимается прекрасное слово», т. е. «ля иляха илляллах».
Рассказывают, что нет в последнее время более превосходного богослужения, чем произнесение слов «ля иляха илляллах», потому что намазы, посты, бывают смешаны с показухой (рия), а садака (желательное подаяние) смешано с харамом. Нет искренности в этих действиях. Что касается слов «ля иляха илляллах» – это поминание Аллаха, а мумин не поминает иначе, кроме как с чистым сердцем.
В Хадис ал-Кудси говорится: «“ля иляха илляллах” – моя крепость, тот, кто вошёл в неё, сохранится от моих наказаний».
Говорят, что «ля иляха илляллах» состоит из семи слов, у раба семь органов грешащих, у ада семь дверей, и каждым этим словом закрывается каждая дверь из семи дверей ада за каждый орган из семи органов.
Рассказ
Рассказывает имам Рази (да проявит Аллах ему Свою милость): «Стоял некий человек на горе Арафат, в руках у него было семь камней. Он сказал: “О камни, вы свидетельствуйте за меня, что я свидетельствовал об отсутствии какого-либо божества достойного поклонения, кроме Великого Аллаха и Пророк Мухаммад – Его посланник. После этого человек заснул и увидел во сне, что наступил Судный день, с него берут отчёт и приговорили ему ад. Когда же приблизили его к одной из семи дверей Ада, пришёл тот камень и бросился в ту дверь, закрыв проход. Собрались все ангелы мучений, чтобы поднять, и не смогли. Затем отвели этого человека ко второй двери, и повторилось то же самое. После всех семи дверей отвели его к Аршу, и сказал Аллах: “О мой раб, ты сделал свидетелями те камни и исполнял свои обязанности. Я свидетель на твоё свидетельство о тавхиде, войди же в рай!” Когда приблизился к вратам рая, то обнаружил их закрытыми, и пришло свидетельство «ля иляха илляллах», открылись двери рая и вошёл тот человек туда».
Передаёт Табарани цепочкой от Пророка (мир ему и благословение): «Привёл ангел смерти человека, посмотрел на каждый его орган и не нашёл в них ничего хорошего из благих дел. Затем раскрыл сердце и там тоже ничего не нашёл, затем раскрыл челюсть и нашёл там край языка, соединённый с нёбом, который говорил: «ля иляха илляллах», и сказал Он: “Тебе обязуется рай благодаря словам искренности”».
В хадисе сказано: «Тот, чей конец будет со словами «ля иляха илляллах», войдёт в рай» (Имам Муслим).
Также говорится: «Не настигает одиночество в могиле и в воскрешении людей, произносящих “ля иляха илляллах”». Преданий о превосходстве этих слов много, они известны, и этого достаточно.
Необходимо разумному человеку, чтобы он постоянствовал в поминании Аллаха, пока не откроет Всевышний ему двери Своего довольства. И легче всего достичь этого, становясь учеником достойного наставника.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
«Ля иляха илля Ллах» — смысл, столпы и условия шахады
«Ля иляха илля Ллах» — свидетельство (шахада) — это основа религии Ислам, то, к чему призывал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, следуя в этом за предыдущими посланниками и пророками. Но какой же смысл несет в себе это свидетельство? Что из призыва Пророка ﷺ понимали курайшиты-многобожники, и почему они не желали произносить этого свидетельства?
Данные лекции ориентированы на мусульман и интересующихся Исламом. Главная цель данных лекций донести истинный смысл шахады «Ля иляха илля Ллах», который в наше время, к большому сожалению, не знают даже многие мусульмане. Также в лекциях разъясняются столпы и условия шахады «Ля иляха илля Ллах».
В обоих сборниках «ас-Сахих» сообщается со слов ‘Итбана ибн Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах сделает запретным для огня того, кто скажет: „ля иляха илля Ллах“, стремясь к лику Аллаха!» аль-Бухари 415, Муслим 33.
Лекции подготовил: Ринат Абу Мухаммад, да хранит его Аллах.
معنى شهادة أن لا إله إلا الله
01. Важность свидетельства «Ля иляха илля Ллах».
02. Каков смысл двух свидетельств?
03. Призыв к свидетельству должен быть подробным.
04. Свидетельство указывает на три вида таухида.
05. Что значит «свидетельствовать»?
أركان شهادة لا إله إلا الله
06. Столпы шахады «Ля иляха илля Ллах».
شروط شهادة أن لا إله إلا الله
07. Условия свидетельства «Ля иляха илля Ллах».
08. Посредничество между людьми и Аллахом.
09. Всевышний Аллах ведет единобожника прямым путем.
10. Разъяснение вопросов дозволения /тахлиль/ и запрещения /тахрим/ чего-либо.
11. Как не попасть в ширк в вопросе любви?
12. Важность отречения от многобожия и от тех, кто его совершает.
Ля иляха илляллах, толкование и перевод
В интернете часто пишут Ля иляха илляллах и хотят знать значение этих слов, поэтому есть необходимость в разъяснении этого и в напоминании мусульманам как правильно произносить эти слова на арабском. В статье написана транскрипция что позволяет точно произнести эти слова русскоговорящим, правило произношения по ссылке.
Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане: (Сура 33 «Аль-Ахзаб», Аяты 41,42)
يَاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا اذْكُرُوا اللهَ ذِكْراً كَثِيراً وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلاً
Это означает: «О, вы, которые уверовали! Вспоминайте Аллаhа много и восхваляйте Его утром и вечером».В этих Аятах Аллаh призвал нас как можно чаще повторять Зикр и Тасбих.
В Хадисе Пророка Мухаммада, мир Ему, сказано, что наилучший вид Зикра – это произнесение:
لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله
«Л я ил я hа иллялл а h» – нет создателя кроме Аллаhа.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » أَفْضَلُ الذِّكْرِ لا إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَفْضَلُ الدُّعَاءِ الْحَمْدُ للهِ
«Это означает: «Наилучший З икр – это: «Л я ил я hа иллялл а h» – нет создателя кроме Алл а hа, и наилучшие из мольб – это: «Аль- х амду лилл я h» – хвала Аллаhу».
Передали имамы Ан-Наса`ий, Аль-Хаким и Ибн Маджаh.
Имам Малик также передал изречение Посланника Аллаhа, мир Ему, в котором говорится:
قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:» أَفْضَلُ مَا قُلْتُ أَنَا وَالنَّبِيُّونَ مِنْ قَبْلِي لا إِلهَ إِلا اللهُ وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ
Это означает: «Наилучшие слова, которые я произнес и произносили остальные Пророки, мир Им, до меня, – это: «Л я ил я hа иллялл а h у а х даh у л я шар и ка ляh» – нет создателя кроме Алл а hа, нет у Него соучастника, сотоварища, помощника и нет ничего, подобного Ему».
Мусульманин может получать большие вознаграждения от Аллаhа Всевышнего, делая очень простые и легкие деяния, как например, повторение Зикра. Такие слова очень простые и не занимают много времени при произнесении.
В завершение приведем Хадис, переданный Имамом Муслим, в котором Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:
لأَنْ أَقُولُ سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ للهِ وَلا إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَاللهُ أَكْبَرُ أَحَبُّ إِلَيَّ مِمَّا طَلَعَتْ عَلَيْهِ الشَّمْسُ
Это означает: «Произнесение «Суб ха н-Алл а h», «Аль- х амду лилл я h», «Л я ил я hа иллялл а h», «Алл а hу Акбар» – это лучше чем появление солнца передо мной». То есть, в этом есть большие вознаграждения и блага.
Сура Аль Курайш, текст и перевод
Сура Аль Маун, толкование и перевод
Вам может понравится
Пресвятая Дева Мария (Марьям) в Исламе
Какого числа праздник Курбан байрам 2020?
Сура Аш Шамс — толкование и перевод
Что читать из дуа и зикра для облегчения дел
Сура Аль Ляйль, толкование и перевод
Сура Ад Духа, толкование и перевод
Актуальное
Пресвятая Дева Мария (Марьям) в Исламе
Идеальная женщина — какая она? Многие ищут ответы на страницах художественной литературы или светских журналов, но ее имя давно известно. Лучшей женщиной всех времен была, есть и будет Мария — мать Пророка Иисуса. В Священном Коране есть целая сура, названная ее именем. В ней рассказывается о её рождении, жизни и чудесном материнстве. Мусульмане с почетом и уважением относятся к Марии — матери Пророка Иисуса.
РОДОСЛОВНАЯ МАРИИ
Мария (араб. Марьям) была благочестивой женщиной из народа Исраиля (потомков Пророка Иакова 1 Исраиль — это другое имя Пророка Иакова (араб. Якуб) ). Ее родословная через Пророка Давида (араб. Даууд) и Пророка Иакова (араб. Якуб) восходит к Пророку Аврааму (араб. Ибраhим). Ее родители были благочестивыми верующими, а опекуном и воспитателем Марии был Пророк Захария (араб. Закарийя).
Все Пророки призывали к Единобожию — вере в Единого Бога, Который создал весь этот мир, а Сам не подобен созданным.
РОЖДЕНИЕ МАРИИ
Отец Марии умер еще до ее рождения. Когда Мария родилась, Ханна отнесла ее в мечеть Иерусалима согласно данному ей обету, а сама вскоре тоже умерла. Мария росла без родителей, а ее воспитанием и обучением занимался Пророк Захария.
МАРИЯ — ЛУЧШАЯ ИЗ ЖЕНЩИН
Мария росла богобоязненной, много поклонялась Богу и достигла особой степени святости ещё до того, как ей исполнилось 14 лет. Она была почитаема и любима среди своего народа. В Священном Коране в суре «Али ‘Имран» сказано означающее, что Всевышний избрал Марию среди всех женщин мира и даровал ей особые чудеса.
Мария — самая лучшая женщина в истории человечества. Бог даровал ей особое чудо — зачать ребенка без мужчины, будучи девственницей.
БЛАГАЯ ВЕСТЬ
Ангел Гавриил принес душу Иисуса, вдохнул ее в тело Марии, и она чудесным образом забеременела.
Воистину, Бог Всемогущ: Он создал Адама без отца и без матери и создал Еву из ребра Адама тоже без отца и без матери. И Богу легко создать человека без отца.
РОЖДЕНИЕ ИИСУСА
Когда признаки её беременности стали очевидными, Мария ушла от людей, так как сильно переживала, что ее обвинят в прелюбодеянии.
Когда у Марии начались предродовые схватки, она находилась в окрестностях города Вифлеем (араб. Бейт-Ляхм). Она стала искать место, где можно расположиться, и подошла к высохшей финиковой пальме. Сидя под пальмой, Мария мучилась от физической боли и душевных переживаний. И тогда к ней вновь пришел архангел Гавриил, чтобы успокоить ее. Он указал Марии на маленький ручей, который Бог создал для нее, и сказал, что если потрясти сухую пальму, то та станет зелёной, и спелые финики упадут к ее ногам. Это дало Марии облегчение. А также ангел повелел ей хранить молчание, когда люди начнут спрашивать о ребенке.
В тот день Мария родила своего сына — Иисуса. Через сорок дней она вернулась в город вместе с ребенком. Увидев Марию с младенцем на руках, люди стали обвинять ее в прелюбодеянии. В ответ она молча указала на своего сына, давая понять, чтобы они обращались к нему. Люди были возмущены её жестом и подумали, что она насмехается над ними, прося их говорить с новорожденным ребенком. Но в этот момент Иисус, который был всего лишь грудным младенцем, заговорил ясной человеческой речью, какая бывает у взрослых людей. Иисус сказал, означающее: «Я — раб Бога. Он даст мне Священное Писание и сделает меня Пророком. Он создал меня благословенным, где бы я ни был, и повелел мне выполнять Намаз, давать Закят, пока я жив, и быть добрым к своей матери, и не сделал меня высокомерным и непокорным. И был мир в день, когда я родился, и будет в день, когда я умру, и в день, когда я буду вновь возвращен к жизни (в Судный День)». Это было чудо, дарованное Иисусу Создателем, чтобы люди не порочили чистое имя его матери — святой Марии и ее опекуна Пророка Захарии.
Когда святая Мария умерла, в каком возрасте и где похоронена, неизвестно.
Великие блага, которые Всевышний даровал святой Марии:
1 Исра’иль — это другое имя Пророка Иакова (араб. Я’куб)
2 Мечеть Аль-Акса («Дальняя мечеть») — вторая по значимости мусульманская святыня после Каабы. Обе эти мечети построил Адам — первый человек и первый Пророк. Кааба находится в Мекке, а мечеть Аль-Акса — в Иерусалиме.
3 ангел может принимать образ мужчины, но без половых органов
Смысл слов «Ля иляха илля Ллах»
Слова «Ля иляха илля Ллах»
Всевышний Аллах в Коране говорит:
أَلَمْ تَرَ كَيْفَ ضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا كَلِمَةً طَيِّبَةً كَشَجَرَةٍ طَيِّبَةٍ أَصْلُهَا ثَابِتٌ وَفَرْعُهَا فِي السَّمَاءِ
«Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу». (сура Ибрахим, аят 24)
Слово Единобожия, к которому призывали все пророки от Адама до нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)
Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (сура Аль-Анбия, аят 25)
Слова Богобоязненности
Всевышний Аллах в Коране говорит:
إِذْ جَعَلَ الَّذِينَ كَفَرُوا فِي قُلُوبِهِمُ الْحَمِيَّةَ حَمِيَّةَ الْجَاهِلِيَّةِ فَأَنزَلَ اللَّهُ سَكِينَتَهُ عَلَى رَسُولِهِ وَعَلَى الْمُؤْمِنِينَ وَأَلْزَمَهُمْ كَلِمَةَ التَّقْوَى وَكَانُوا أَحَقَّ بِهَا وَأَهْلَهَا وَكَانَ اللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا
«Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость – заносчивость времён невежества, а Аллах ниспослал Своему Посланнику и верующим покой и возложил на них слово богобоязненности. Они заслуживали его более других и были достойны его. Аллах знает о всякой вещи». (сура Аль-Фатх, аят 26)
В тафсире Ибн Джарира ат-Табари в толковании 26 аята суры Аль-Фатх говорится: «…и возложил на них слово богобоязненности».
حدثني عليّ, قال ثنا أبو صالح. قال ثنا معاوية, عن عليّ, عن ابن عباس, قوله ( وَأَلْزَمَهُمْ كَلِمَةَ التَّقْوَى ) يقول: شهادة أن لا إله إلا الله, فهي كلمة التقوى, يقول: فهي رأس التقوى.
«Рассказал `Али, рассказал абу Салих, Му`авия передал от `Али, а тот – от ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), что он сказал, что под словами Всевышнего Аллаха “…и возложил на них слово богобоязненности” имеется в виду свидетельство о том, что нет божества кроме Аллаха, и это слова богобоязненности, также он сказал, что это основа богобоязненности». (Ибн Джарир ат-Табари, «Джами` уль-байан фи таъвиль аль-Кур`ан», 22/254)
Передают со слов Му`аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من كان آخر كلامه لا إله إلا الله دخل الجنة
«Тот, чьим последним словом в этой жизни будет высказывание: “Нет истинного божества, кроме Аллаха” (Ля иляха илля Ллах), войдёт в Рай». (Абу Дауд, 3116)
Со слов Джабира ибн `АбдуЛлаха (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
أَفْضَلُ الذِّكْرِ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ ، وَأَفْضَلُ الدُّعَاءِ الحَمْدُ لِلَّهِ
«Наилучший зикр — Ля иляха илля Ллах, а наилучшее дуа — АльхамдулиЛлях». (ат-Тирмизи, 3383; ан-Насаи, 6/208; ибн Хиббан, 3/126)
Имам ан-Навави (ум. в 676 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
ولا إِله إِلاَّ اللَّه رأسُ الذكر، ولذلك اختار السادة الأجلّة من صفوة هذه الأمة أهل تربية السالكين وتأديب المريدين قول: لا إِله إِلاَّ اللّه لأهل الخلوة وأمروهم بالمداومة عليها، وقالوا: أنفع علاج في دفع الوسوسة الإِقبال على ذكر اللّه تعالى والإِكثار منه
«Выражение “Ля иляха илля Ллах” является лучшим поминанием, и поэтому достойнейшие представители мусульманской общины избрали их для подготовки и воспитания шедших по пути (саликов) и желавших познать истину (муридов) из числа тех, кто проводил время в уединении. Они приказывали им постоянно повторять эти слова и говорили: “Лучшим средством защиты от наущений шайтана является многократное поминание Аллаха Всевышнего”». (имам ан-Навави, «Аль-Азкар», стр. 128)
Достоинств у выражения «Ля иляха илля Ллах» очень много, но я ограничусь лишь этими примерами.
Это великие слова – слова единобожия, мусульманин каждый день произносит их в молитвах и часто слышит их от муэдзина, однако знают ли люди его смысл, что имеется в виду под этими словами?
Цель данной статьи – разъяснение правильного смысла выражения «Ля иляха илля Ллах», чтобы мусульманин знал смысл слов единобожия, действовал согласно этим знаниям и призывал других к этому..
Значение слова «إله» «илях»
Ибн Фарис (ум. в 395 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
الهمزة واللام والهاء أصل واحد، وهو التعبُّد. فالإله الله تعالى، وسمّيَ بذلك لأنّه معبود. ويقال تألّه الرجُل، إذا تعبّد
«Хамза, Лям и ha (отдельные арабские буквы, составляющие слово «илах») составляют один корень, смысл которого – поклонение. Таким образом, слово “илях” – это Всевышний Аллах. И называют Его так, потому что Ему поклоняются. И поэтому говорят: человек набожный, когда он занимается поклонением». (Ибн Фарис, «Макаййисуль-Люга», 1/127)
Ибн Мансур (ум. в 711 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал :
والإله المعبود، وهو الله عز وجل، ثم استعاره المشركون لما عبدوه (من الأصنام وغيرها) من دون الله تعالى ، لاعتقادهم أَن العبادة تَحُقُّ لها
«Аль-Илях – Божество – это Всевышний Аллах. Слово “аль-Илях” было заимствовано у многобожников, потому что они поклонялись (идолам и другим объектам) помимо Всевышнего Аллаха, так как они считали, что идолы заслуживают того, чтобы им поклонялись». (Ибн Мансур, «Лисан уль-`Араб»)
И очевидна ошибка тех, кто утверждает, что слова Всевышнего Аллаха:
وَهُوَ الَّذِي فِي السَّمَاء إِلَهٌ وَفِي الْأَرْضِ إِلَهٌ
«Он – Тот, Кто является Богом на небесах и на земле» (сура Аз-Зухруф, аят 84), указывают на то, что Всевышний Аллах находится везде.
Однако истинный смысл таков, что Всевышнему Аллаху поклоняются на небесах и на земле.
Высказывания учёных относительно значения этого аята
Ибн Джарир ат-Табари (ум. в 310 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
وقوله: ( وَهُوَ الَّذِي فِي السَّمَاءِ إِلَهٌ وَفِي الأرْضِ إِلَهٌ ) يقول تعالى ذكره: والله الذي له الألوهة في السماء معبود, وفي الأرض معبود كما هو في السماء معبود, لا شيء سواه تصلح عبادته; يقول تعالى ذكره: فأفردوا لمن هذه صفته العبادة, ولا تشركوا به شيئا غيره.
«Слово Аллаха: [Он – Тот, Кто является Богом на небесах и на земле], и Всевышний Аллах говорит: Аллах – Тот, Которого обожествляют и Которому поклоняются на небесах, и также Ему поклоняются на земле, как поклоняются на небесах. Никто кроме Него не достоин поклонения. Всевышний Аллах говорит: “Так не поклоняйтесь никому кроме Него, и не придавайте никого Ему в сотоварищи”». (Ибн Джарир ат-Табари, «Джами` уль-байан фи таъвиль аль-Кур`ан», 21/652)
Ибн Аби Заманин (ум. в 399 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
هو المُوَحَّدُ في السماء وفي الأرض
«Он Тот, в Единство Которого верят те кто на небесах и на земле». (Ибн Аби Заманин, «Тафсир уль-Кур`ан уль-`Азиз,» 4/196)
Абу-ль Музаффар Ас-Сам`ани (ум. в 489 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
أي : معبود في السماء والأرض
«То есть поклоняются на небесах и на земле». (Абу-ль Музаффар Ас-Сам`ани, «Тафсир уль-Кур`ан», 5/119)
Ибн Касир (ум. в 774 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
وقوله : ( وهو الله في السماوات وفي الأرض يعلم سركم وجهركم ويعلم ما تكسبون ) اختلف مفسرو هذه الآية على أقوال ، بعد الاتفاق على تخطئة قول الجهمية الأول القائلين بأنه – تعالى عن قولهم علوا كبيرا – في كل مكان ; حيث حملوا الآية على ذلك ، فأصح الأقوال أنه المدعو الله في السموات وفي الأرض ، أي : يعبده ويوحده ويقر له بالإلهية من في السموات ومن في الأرض ، ويسمونه الله ، ويدعونه رغبا ورهبا ، إلا من كفر من الجن والإنس ، وهذه الآية على هذا القول كقوله تعالى : ( وهو الذي في السماء إله وفي الأرض إله ) [ الزخرف : 84 ] ، أي : هو إله من في السماء وإله من في الأرض
«Слово Аллаха: “Он – Аллах на небесах и на земле. Он знает то, что вы утаиваете и совершаете открыто, и знает то, что вы приобретаете” – муфассиры (толкователи Корана) разошлись во мнениях по поводу смысла этого аята, хотя все они единогласно осуждают мнение джахмитов, согласно которому Аллах будто бы находится везде (пречист Аллах и свят от того, что они измышляют). Наиболее верный смысл в том, что к Аллаху взывают в небесах и на земле. Ему поклоняются, исповедуют единобожие, признают Его божественность как на небесах, так и на земле. Они называют Его Аллахом и взывают к Нему в страхе и надежде, кроме тех из числа джинов и людей, которые стали неверными. В другом аяте Всевышний Аллах сказал: “Он – Тот, Кто является Богом на небесах и на земле” (сура Аз-Зухруф, аят 84), то есть Он является божеством как на небесах, так и на земле». (Ибн Касир, «Тафсир уль-Кур`ан уль-`Азым», 3/239-240)
Слова учёных о смысле выражения «Ля иляха илля Ллах»:
Ибн Джарир ат-Табари (ум. в 310 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
فإنه <لا إله إلا هو> يقول : لا معبود يستحق عليك إخلاص العبادة له إلا الله الذي هو فالق الحب والنوى ، وفالق الإصباح ، وجاعل الليل سكنا ، والشمس والقمر حسبانا
«Всевышний Аллах сказал: “Нет божества, кроме Него”, то есть нет того, кто заслуживает искреннего поклонения, кроме Аллахa, Который раскрывает зерно и косточку и утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну – для исчисления». (Ибн Джарир ат-Табари, «Джами` уль-байан фи таъвиль аль-Кур`ан», 9/479)
Имам аль-Байхаки (ум. в 458 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
فمعنى الإله: المعبود، وقول الموحدين: لا إله إلا الله معناه لا معبود غير الله
«И смысл слова “аль-Илях” – божество. И поэтому слова единобожников: “Нет бога, кроме Аллаха” означают: нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха». (Имам аль-Байхаки, «аль-Асмау ва с-Сифат», 1/58)
Абу-ль Музаффар Ас-Сам`ани (ум. в 489 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
إنني أنا الله لا إله إلا أنا فاعبدني أي : لا أحد يستحق العبادة سواي
«Всевышний Аллах сказал: “Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне»: то есть никто не заслуживает достойного поклонения, кроме Него». (Абу-ль Музаффар Ас-Сам`ани, «Тафсир уль-Кур`ан», 3/323)
Имам аль-Куртуби (ум. в 671 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
قوله تعالى: <لا إِلَهَ إِلاَّ هُوَ> نفي وإثبات. أولها كفر وآخرها إيمان، ومعناه لا معبود إلا الله
«Слова Всевышнего: “Нет божества, кроме Него” есть отрицание и утверждение. Его первая часть – куфр (неверие, говоря только Ля иляха – нет Бога), а последняя часть – вера (если свидетельство сказано полностью). И смысл этих слов таков: нет никого и ничего достойного поклонения кроме Аллаха». («аль-Джами` уль-Ахкам уль-Кур`ан», 2/180)
Ибн Касир (ум. в 774 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
أنه لا إله إلا هو أي : المتفرد بالإلهية لجميع الخلائق ، وأن الجميع عبيده وخلقه ، والفقراء إليه ، وهو الغني عما سواه
«Нет божества кроме Него, то есть Он обладает божественностью для всех творений, и все они являются Его созданиями и рабами, нуждающимися в Нём, в то время как Он не нуждается ни в ком». («Тафсир уль-Кур`ан уль-`Азым», 1/678)
Имам Джалялюддин ас-Суюти (ум. в 911 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«اللَّه لَا إلَه» أي لا معبود بحق في الوجود «إلَّا هُوَ»
«Нет божества, то есть нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха». («Тафсир уль-Джаляляйн», стр. 42)
Таким образом, слова «Ля иляха илля Ллах» означают, что никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, и никто не заслуживает поклонения, кроме Него.
Слова «Ля иляха илля Ллах» требуют глубокого понимания смысла этого выражения, понимания всего того, что несовместимо с шариатом Ислама.
Слова «Ля иляха илля Ллах» перестают быть истинными, если мы отрицаем атрибуты Аллаха, зафиксированные Кораном и Сунной. Всевышний Аллах Един со всеми Своими атрибутами, Он не похож на Свои создания.
По этому поводу Всевышний Аллах сказал:
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِير
«Нет никого подобного Ему, и Он – Всеслышащий, Всевидящий». (cура Аш-Шура, аят 11)
Слова «Ля иляха илля Ллах» – праведный жизненный путь, требующий исполнения воли Аллаха, путь постоянного напоминания того, что люди осведомлены и будут спрошены Всемогущим за всё содеянное.