В Древней Руси лыко было одним из самых распространенных материалов. Так называли луб лиственных растений — особую прослойку на стволе дерева, которая находилась прямо под корой.
Слово «лыко» произошло от праславянского lyko, что означает кору липы или ивы. Первые упоминания лыка ученые нашли в документах XII–XIII веков. Уже тогда этот материал и предметы из него собирали с крестьян в качестве дани.
Процесс изготовления лыка был довольно долгим. Сначала деревья срубали, убирали с них ветки, обдирали кору. Только затем полосками срезали само лыко, которое начинали обрабатывать. В разных регионах это делали по-разному. Например, на севере Руси лыко вымачивали, очищали, выдерживали на солнце. После этого оно становилось прочным и легко гнулось.
Из лыка плели короба и корзины для хранения, а также мебель — столы, стулья и кресла. Из этого же материала изготавливали рогожу — грубую хозяйственную ткань, из которой затем шили мешки и половики. Из лыка делали и волосы для деревянных детских игрушек. А еще вплоть до XV века его использовали для плетения кольчуг и щитов для русских воинов.
Самым популярным изделием из лыка стали лапти. Они были дешевле любой другой обуви даже несмотря на то, что на одну пару лаптей уходило три-четыре срубленных дерева.
Во время работы в поле лапти быстро изнашивались. Поэтому крестьян с детства обучали работать с лыком и чинить свою обувь самостоятельно. Почти каждый умел плести из лыка или вязать — заменять испортившиеся детали предмета или соединять их с новыми. Кроме того, вещи из лыка можно было делать очень быстро, в перерывах между работой. Поэтому слово «лыко» получило в русском языке дополнительное значение — «легкое дело».
Так возникло сразу несколько выражений с этим словом, в том числе «лыка не вяжет», которое в старину означало «не справится даже с простым делом». Со временем так стали говорить о пьяных людях, которые плохо координируют свои действия и говорят бессвязно. Например, Михаил Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» писал: «Обернулись, ан бригадир, весь пьяный, смотрит на них из окна и лыка не вяжет, а Домашка-стрельчиха угольком фигуры у него на лице рисует».
Существует и другая поговорка со словом «лыко» — «Всякое лыко в строку». В старину каждый ряд в лаптях называли строкой. Чтобы обувь получилась крепкой и долго носилась, необходимо было тщательно выбирать для нее полоски лыка. Мастер отбраковывал материал с трещинами, неровностями, отверстиями от веток и сучков. Когда он не сортировал лыко, лапти выходили некачественными. В этом контексте и употребляли выражение «всякое лыко в строку», что означало «использовать в работе все подряд». А вскоре эта фраза получила негативное значение. Ее произносили, когда хотели обвинить кого-то даже в небольшой ошибке.
В раннем Средневековье вещами из лыка пользовались и бедные, и богатые жители Руси, а лапти были популярны и у горожан, и у крестьян. Но к началу XVIII века в обуви из лыка ходили только те, кто не мог накопить на кожаные сапоги. Лапти стали признаком бедности. Из-за этого появились другие выражения со словом лыко: «не лыком шит», то есть «не такой простой, как кажется», и «пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком» в значении «поскупишься — пожалеешь».
Лапти из лыка продолжали носить в деревнях вплоть до 1930-х годов. А сегодня они, а также корзины, игрушки и мочалки из этого материала пользуются популярностью как сувениры.
В Древней Руси лыко было одним из самых распространенных материалов. Так называли луб лиственных растений — особую прослойку на стволе дерева, которая находилась прямо под корой.
Слово «лыко» произошло от праславянского lyko, что означает кору липы или ивы. Первые упоминания лыка ученые нашли в документах XII–XIII веков. Уже тогда этот материал и предметы из него собирали с крестьян в качестве дани.
Процесс изготовления лыка был довольно долгим. Сначала деревья срубали, убирали с них ветки, обдирали кору. Только затем полосками срезали само лыко, которое начинали обрабатывать. В разных регионах это делали по-разному. Например, на севере Руси лыко вымачивали, очищали, выдерживали на солнце. После этого оно становилось прочным и легко гнулось.
Из лыка плели короба и корзины для хранения, а также мебель — столы, стулья и кресла. Из этого же материала изготавливали рогожу — грубую хозяйственную ткань, из которой затем шили мешки и половики. Из лыка делали и волосы для деревянных детских игрушек. А еще вплоть до XV века его использовали для плетения кольчуг и щитов для русских воинов.
Самым популярным изделием из лыка стали лапти. Они были дешевле любой другой обуви даже несмотря на то, что на одну пару лаптей уходило три-четыре срубленных дерева.
Во время работы в поле лапти быстро изнашивались. Поэтому крестьян с детства обучали работать с лыком и чинить свою обувь самостоятельно. Почти каждый умел плести из лыка или вязать — заменять испортившиеся детали предмета или соединять их с новыми. Кроме того, вещи из лыка можно было делать очень быстро, в перерывах между работой. Поэтому слово «лыко» получило в русском языке дополнительное значение — «легкое дело».
Так возникло сразу несколько выражений с этим словом, в том числе «лыка не вяжет», которое в старину означало «не справится даже с простым делом». Со временем так стали говорить о пьяных людях, которые плохо координируют свои действия и говорят бессвязно. Например, Михаил Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» писал: «Обернулись, ан бригадир, весь пьяный, смотрит на них из окна и лыка не вяжет, а Домашка-стрельчиха угольком фигуры у него на лице рисует».
Существует и другая поговорка со словом «лыко» — «Всякое лыко в строку». В старину каждый ряд в лаптях называли строкой. Чтобы обувь получилась крепкой и долго носилась, необходимо было тщательно выбирать для нее полоски лыка. Мастер отбраковывал материал с трещинами, неровностями, отверстиями от веток и сучков. Когда он не сортировал лыко, лапти выходили некачественными. В этом контексте и употребляли выражение «всякое лыко в строку», что означало «использовать в работе все подряд». А вскоре эта фраза получила негативное значение. Ее произносили, когда хотели обвинить кого-то даже в небольшой ошибке.
В раннем Средневековье вещами из лыка пользовались и бедные, и богатые жители Руси, а лапти были популярны и у горожан, и у крестьян. Но к началу XVIII века в обуви из лыка ходили только те, кто не мог накопить на кожаные сапоги. Лапти стали признаком бедности. Из-за этого появились другие выражения со словом лыко: «не лыком шит», то есть «не такой простой, как кажется», и «пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком» в значении «поскупишься — пожалеешь».
Лапти из лыка продолжали носить в деревнях вплоть до 1930-х годов. А сегодня они, а также корзины, игрушки и мочалки из этого материала пользуются популярностью как сувениры.
«Не лыком шит»: что такое лыко и как появилась эта фраза?
«Не лыком шит» – популярный фразеологизм в русском словаре, обозначающий хитрого, сообразительного человека.
Что такое лыко и как появилась эта фраза?
Лыко – подкорье молодых лиственных деревьев, которое использовалось для плетения лаптей, корзин, предметов мебели и даже средневековых доспехов.
Самое прочное лыко изготавливалось из луба молодой липы. Выбиралось дерево, толщиной не более 6 см, рубилось, лишалось веток и раздиралось на полоски.
Потом эти полоски замачивали, чтобы они стали более гибкими и не ломались и, наконец, использовались для плетения.
В Раннем Средневековье у восточных и западных славян лыко признавалось ценным ресурсом. Оно становилось предметом торговли и выплаты дани. Изделия из лыка оставались популярными в народе вплоть до второй половины XVIII века.
Как появился фразеологизм?
Лыко – это дешевый и доступный материал. В XVIII веке предметы из лыка, чаще всего лапти, считались атрибутом крестьянства.
В начале XX века, когда крестьянство переобулось в кожу, лапти стали носить лишь бедняки, а лыко начало ассоциироваться с нищетой.
Таким образом, первоначально фраза звучала: «Не лыком шит, да мылом мыт». Означало, что человек был высокого достатка, не был простым.
В дальнейшем, когда благосостояние населения более или менее выровнялось, фразеологизм принял современное значение – хитрый, умный человек.
К слову, существует еще одно похожее выражение: «Лыко не вяжет» – очень пьяный человек.
Дело в том, что работа с лыком считалась простой. Плести лапти умели даже дети. Если у человека работа не ладилась, то говорили, что он, либо пьян, либо умственно неполноценен.
Русские народные художественные промыслы, и ремёсла, изделия, мастера, краеведение — подробно, наглядно, просто
Природный материал для плетения, получаемый из луба некоторых деревьев, в основном из липы
Лыко — луб молодой липы и других лиственных деревьев. На заготовку лыка используют молодые стволы (до 10 лет) деревьев. В основном это липа, но может быть и ива, вяз и другие. Для изготовления лаптей требуется 3-4 дерева липы.
Лыко в ремесле
Согласно многочисленным исследованиям, лыко издавна применяли как прочный и недорогой материал для плетения. В первую очередь, из него изготавливали обувь. В основном это были лапти.
Так же, из лыка плели коврики-рогожи. Верёвки из этого материала использовали в рыболовстве и на охоте, а также в хозяйстве. Эти верёвки достаточно стойки к истиранию и воздействию воды.
До сих пор популярны банные мочалки из лыка. Волокна прошивают и делают банные тапочки, шапки и другие аксессуары.
Конечно в народе использовали лыко для изготовления игрушек на забаву детям. Вязали кукол, дополняли им деревянные игрушки, делая гривы и хвосты коням или косы куклам.
Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию
До XV века снаряжение русских войск включало в себя кольчуги из дубового лыка и лыковые щиты. Из того же материала в России «плели корзины, короба, кули, туеса и даже кресла и столы».
История
Первые упоминания о лыке в русских источниках относятся к XII—XIII вв. В частности, летопись под 1205 годом называет лыко одним из предметов дани:
«Русские князи бишася съ Литвою и Ятвяги, и победиша ихъ, уставиша на нихъ дань, лыко и кошницы и веники до бани».
— А. Курбатов. Русь нелапотная (журнал «Родина», № 6, 2001).
Плетёная обувь из лыка издавна была известна у восточных и западных славян, у народов Прибалтики, у финно-угорских народов и в прибрежных районах Швеции.
Однако чаще всего лыко использовали в производстве лаптей. Ещё в XVIII веке этот вид обуви был популярен не только среди крестьян, но и среди горожан. Вплоть до второй половины следующего столетия лыковые лапти оставались основной обувью в сёлах и деревнях чернозёмных губерний.
Лапти «московские», из лыка
Добыча и обработка
Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…».
На Севере России сырьё для плетения принято было заготавливать «от Благовещенья до Троицы, поскольку в это время кора ещё мягкая». Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке. К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости.
В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка.
Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению:
«Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести».
Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы:
Лыко, размоченное в воде, не ломалось, могло сгибаться в любую сторону. Поэтому для изготовления обуви была изобретена наиболее приемлемая техника косоугольного плетения, которая давала большую плотность и четкое оформление очертаний разных изделий. С помощью кочедыка добавлялось несколько слоёв лыка на подошву, что повышало прочность и увеличивало срок носки лаптей.
— Т. А. Козлова. Освещение промысловых и ремесленных занятий в устно-поэтическом творчестве мордовского народа… — С. 334
Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода. Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель».
Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней. С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку.
«Всю Россию и Красную армию …»
Производством обуви из лыка занимались целые поселения и даже регионы. Среди них:
Фольклор
С лыком связано множество пословиц, не раз упоминают его в сказках, песнях.
В русском языке немало пословиц и поговорок связано с плетением из лыка «Не лыком шит», «Лыка не вяжет» и др. Выражение «Не всякое лыко в строку» происходит от лапотников: настоящий мастер знал, «какое лыко в какую строку, то есть в какой ряд вплести».
3А класс, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия№2″
Руководитель работы: Пунтус Лариса Антоновна,
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназии № 2» г. Нижневартовск
Аннотация
Название работы: Чудо лыковое
Область применения: занятия во внеурочной деятельности по направлению «Я гражданин России» и (или) ДПИ.
Цель проекта: познакомиться с самым распространенным природным материалом на Руси – лыком и способом изготовления куклы-оберега «Домашняя Масленица».
Работа над проектом позволила изучить историю, культуру, быт, традиции русского народа, научить видеть красоту, дать понимание насколько важно сохранить национальную культуру с учётом славянских традиций.
Содержание
1. Основная часть… 4-12
1.1. Теоретическая часть… 4-7
1.2. Практическая часть…. 8-9
3. Отчет о работе…. 11
4. Список источников информации…12
Введение
Я занимаюсь в фольклорной школе «Отрадушка». Здесь я впервые увидела лапти и игрушки из лыка. Они так необычно «сладко» пахли, притягивали к себе. Хотелось взять каждую плетёную вещь в руки и не выпускать. Из чего они изготовлены и для чего использовали? Я решила узнать об этом удивительном материале.
Для того чтобы ответить на эти вопросы, я первым делом спросила у мамы, что она знает. Моя мама рассказала, что лапти и многие игрушки раньше на Руси изготавливали из лыка. Лыко или мочало – это кора дерева. А куколки- это обереги, которые защищают человека от несчастий. Как из коры плести? Как кукла может защитить от несчастий?
Вопросов у меня появилось больше, чем было. Для того чтобы найти на них ответы, мне пришлось обратиться к дополнительной литературе, поискать информацию в интернете. Как же много нового я узнала! Мне захотелось поделиться этими знаниями с одноклассниками. Но я засомневалась, а вдруг они всё это уже знают. Тогда с помощью классного руководителя Пунтус Ларисы Антоновны я провела опрос среди ребят. И вот какие результаты получила: из 26 моих одноклассников
• знают о материале – лыке – 9 человек;
• знают о значении оберега – 10 человек;
• не знают, что такое кукла-Масленица – 14 человек;
• хотели бы сами научиться изготавливать – 17 человек;
• не проявили никакого интереса к данной теме – 3 человека.
Я решила подробнее познакомить ребят с традициями русского народа, потому что они забываются, а это наша история и её надо знать.
Цель проекта: познакомиться с самым распространенным природным материалом на Руси – лыком и способом изготовления из лыка куклы-оберега «Домашняя Масленица».
Задачи:
• изучить материал и способы изготовления лыка
• изучить технологию изготовления обрядовой куклы
• изготовить куклу-оберег «Домашняя Масленица»
Чтобы достичь поставленной цели и решить предстоящие задачи, мы составили план работы:
• найти необходимую литературу, сайты, изучить теоретический материал по данной теме;
• провести опрос среди одноклассников и их родителей для выяснения их информированности по данной теме;
• выбрать куклу-оберег и научиться её изготавливать;
• поделиться полученной информацией с одноклассниками (презентация);
• провести мастер-класс по изготовлению куклы;
• представить свою работу на Всероссийском открытом конкурсе «Познание и творчество» в разделе «Символы мира и добра»;
• провести анализ проделанной работы.
1. Основная часть
1.1. Теоретическая часть
А вы знали, что в начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня круглый год ходила в лаптях.
Лапти, да лапти, да лапти мои,
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.
Эх, лапти мои, лапти липовые,
Вы не бойтесь, ходите,
Тятька новые сплетёть….
А вот точное время появления лаптей в жизни наших далеких предков неизвестно по сей день.
Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, стали неотъемлемой частью русского народного творчества, народных обрядов, праздников.
В вечер перед Масленицей дети ходили с лаптями по дворам, пели песни: «А мы Масленицу дожидаем, дожидаем души ль маю, дожидаем…». Спрашивали у прохожих: «А вы Масленицу не видали?». Если отвечали им, что видали, дети бросали прохожему лапти и кричат: «Клади конфетку в лапоток!». Старые изношенные лапти сжигали вместе с Масленицей.
Из чего же плели лапти? Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка.
Добыть лыко можно в лесной чащобе. Но ни в коем случае
не надо трогать одиноко растущие липки. Липа — хорошее и
полезное дерево, любимое пчелами. Липовый цвет — прекрасное
лекарство из лесной аптеки.
На пару лаптей требуется не более трех стволов.
Есть легенда, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого (XX) столетия.
Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков плетения лаптей от поколения к поколению: «Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести».
Из лыка плели не только лапти, а и множество различных предметов обихода, например, коврики-рогожи, верёвки. Верёвки из этого материала использовали в рыболовстве и на охоте, а также в хозяйстве. Эти верёвки достаточно стойки к истиранию и воздействию воды.
До сих пор популярны банные мочалки из лыка. Конечно, в народе использовали лыко для изготовления игрушек на забаву детям. Вязали кукол, дополняли им деревянные игрушки, делая гривы и хвосты коням или косы куклам.
Куклы-игрушки из лыка, материала простого и доступного, были популярны в каждом крестьянском и барском доме. Игрушки, обереги, развлечение и талисман — все было в этих простых формах, доступных для изготовления даже детям.
В этих игрушках и тепло рук, и экологичный натуральный материал, и символ, и развитие воображение для ребенка, и особая эстетика.
Увлекшись традиционной русской куклой: барышнями-столбушками, солнечными лошадками и душистым лыком — мне действительно полюбились эти радостные игрушки, и я решила поделиться этой любовью со своими одноклассниками. И познакомить с историей одной лыковой куклы.
В Древней Руси самодельные куклы несли сакральный смысл. Эти поделки дарили дорогим людям по случаю семейных и христианских празднеств, их хранили в доме, клали в люльку, но никогда не позволяли ими играть.
В конце масленой недели, в воскресенье, куклу сжигали, прощаясь с зимой и ожидая весну. Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое. На костре было принято сжигать не только куклу, но и все старое и ненужное: негодную утварь и одежду, бочки, колеса, старую солому, изношенные лапти.
Была и другая Масленица – Домашняя. «Домашняя Масленица» – это обережная куколка. Она называлась дочкой Масленицы или её младшей сестрой и представляла собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. При изготовлении куклы, члены семьи могли завязывать на руках куклы ленты с пожеланиями. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали жениха и невесту.
Я научилась изготавливать такую куклу сама и научила этому своих одноклассников. Вот такие куклы у нас получились.
Очень хочется верить, что нынешний всплеск интереса к русским народным промыслам никогда не угаснет. Настало время возрождать традиции, чтобы открыть свой внутренний потенциал, выпустить в окружающий мир тот дух творчества, любви и свободы, что исстари обитает в нас. Все возможности в наших руках, и нет предела нашим достижениям!
Исследовательский проект «Чудо-апельсин» Введение [/h3]Меня зовут Шипаева Анна, мне 5 лет, я хожу в детсад № 34 в старшую группу города Балаково. В нашем детском саду на полдник.
Проект «Что за чудо — магнит?» Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Задачи: Образовательные: 1. Формировать.
Проект «Чудо из муки» Давно замечено, что мы не обращаем внимания на самые замечательные факты только потому, что они слишком обыкновенны. К. А. Тимирязев Идея.
Проект «Чудо-огород» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №30 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.
Проект «Чудо-тесто» Исследовательская работа посвящена: формированию у детей представления о дрожжевом и соленом тесте, его характеристики и применение. Актуальность.
Проект «Чудо-вода» Республика Карелия Администрация Петрозаводского городского округа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.
Проект «Обыкновенное чудо» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 38» Проект Тема: «Обыкновенное чудо».