Любодеяние и прелюбодеяние в чем разница блуд
Что такое блуд и прелюбодеяние, и в чем их разница
Прелюбодеянием называется физическая близость людей, состоящих в супружестве с другими. К этой страсти относят блудные ощущения и желания чужого тела, нечистые помыслы и беседы в пошлой манере. Прелюбодействует не только изменщик, но и тот, с кем этот грех совершается: вина и позор лежат на обеих сторонах.
Блуд и прелюбодеяние: в чем отличие
Апостолы говорят, что всякие нечистые дела и мысли вообще не должны упоминаться в Священных писаниях. Однако окружающий разврат чрезвычайно притупил чувства нравственности, что даже у воспитанных в христианстве людей появились добрачные половые отношения и разводы.
Прелюбодействующие личности провоцируют большое количество проблем и бедствий. Грех разрушает дома и порождает раздоры, иссушает любовь и благорасположение. Распутники лишают себя огромного количество благ и заменяют их дьявольскими неурядицами.
Православные священники говорят, что нет никого постыднее человека, совершающего мерзкое прелюбодеяние.
На заметку! Подозревающие в измене живут тяжелыми эмоциями. Им кажется, что стол наполнен ядами, а дом окутан бесчисленным злом. Таким людям плохо спится, не милы им речи добрых друзей и свет яркого солнца. Они испытывают страдания не только, когда видят прелюбодеяние своей половины, но и при мыслях об этом.
Супруги должны быть очень близки друг с другом, поэтому им становится тягостно, когда муж или жена оказывается в нечистом и незаконном услужении другого человека. Люди, предающиеся блуду, крайне осуждаются народом и религией. Прелюбодеяние влечет большее наказание, потому что супруги заключали священный договор и клялись в верности друг другу.
О семье в православии:
Наказание за прелюбодеяние
Блудом именуют плотскую утеху без причинения какого-либо ущерба другому.
Грех прелюбодеяния порождает навет (ложь) и обиду законному союзу. В качестве наказания церковь может отлучать прелюбодействующего от приобщения к Святым Тайнам на 15 лет. Блуднику предписывается семилетний срок.
Это позиция долгое время не приживалась в христианской традиции, потому что жена в древние времена не имела статуса полноправного члена общества.
Значение заповеди «не прелюбодействуй»
Против этого греха особую силу имеют высказывания святых Отцов и определенные отрезки из Евангелие.
Причины прелюбодеяния и греха блуда в православии
Важнейший фактор падения в эту опасную страсть — мысленное стремление к услаждению плоти и нетрезвой жизни. Враг (грех) находит лазейки в сознание христианина, если последний не отгоняет прочь злые и блудные помыслы. Душа, ослабившая контроль над соблазнами, приближается к несчастному и губительному падению.
Как искупить блудливый грех
Каждая из страстей способна захватить душу и отстранять от общения с Вечной чистотою Господа. Если грехи объединяются, становится сложение выйти из опасного положения, поэтому делом каждого православного заключается в истреблении всех семян греховности.
Дополнительные советы по истреблению плотской страсти
Дело каждого христианина — истребление порочного настроения. Этим способом верующий приближает себя к истинному знанию, чистоте и блаженству.
Церковь обязывает всех православных всеми силами искоренять эту порочную слабость с помощью молитв, исповеданий и постов. Избавление от блудных страстей открывает дорогу в царствие Небесное и очищает сознание.
Блуд, прелюбодеяние. Грехи и пороки, болезни души
БЛУД ФИЗИЧЕСКИ И ДУХОВНЫЙ, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ. ГРЕХИ И ПОРОКИ, БОЛЕЗНИ ДУШИ
«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф 5:3);
«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак 4:4);
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4);
«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4:3-5).
Мы уже говорили, что Адам и Ева были сотворены как единое существо, имя которому – Человек. С их разделения друг от друга началось грехопадение. «И сказал змей Еве» – в этой фразе, как утверждают богословы, уже говорится о том, что Ева была отдельно от Адама, и потому стало возможно искушение. Князь тьмы больше всего боится единства в Боге мужчины и женщины, потому что в соединении их – полнота, целостность, где ему нет места. Их соединение в одно целое – знаменует приход Божьего Царствия. Потому, тьма всегда всеми силами пыталась разделить мужчину и женщину. Блуд, пожалуй, самый мощный из всех уловок тьмы, чтобы этого достичь. Энергия соединения мужского и женского – это огромная сила, которая воссоединяет их в одно, и через которую идет творение нового. Когда мужчина и женщина соединяются в Боге – они соединяются всеми структурами – и духом, и душой, и телом. Соединяясь так – в гармонии и любви со своей половинкой, человек обретает целый мир, вся полнота в этом соединении, все, чего ему не хватает на Земле. В нем сгорает весь негатив без остатка, обретается сила, уверенность, радость.
Блуд – это соединение без включения духа, он искажает структуры, соединяет с миром тьмы. Он опустошает, выхолащивает, отбирает самое дорогое. Энергия, которой могли бы творится прекрасные миры уходит в преисподнюю, где используется на вооружение сил тьмы против всего Божьего. Блуд, похоть разжигают самую сильную страсть из существующих на земле. Человек погружается в наваждение, забывая обо всем. Порабощая человека, блуд втягивает его в один из самых отвратительных кругов ада. От преисподней поднимаются грязные и липкие клубы похоти. Как водоворот, втягивают они душу в свое болото. Лишь желания управляют человеком, и он все больше и больше удаляется от своего духовного дома. В угаре страсти душа теряет свой духовный потенциал, с которым она пришла на Землю. На зов похоти притягиваются и рождаются дети, практически не имеющие Небесных корней.
«Прелюбодейные отрасли не дадут корней в глубину и не достигнут незыблемого основания; и хотя на время позеленеют в ветвях, но, не имея твердости, поколеблются от ветра и порывом ветров искоренятся; некрепкие ветви переломятся, и плод их будет бесполезен, незрел для пищи и ни к чему не годен; ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их» (Прем 4:3-6).
Люди часто оправдывают свои блудодеяния тем, что, мол, это была любовь. Но истинная Любовь – это не болезнь, она не имеет ничего общего со страстью, которая захватывает тело желаний и отбирает разум. Просто в мире сейчас этого так много, что многим кажется страсть любовью, ведь блуд разрушает связь с Богом, а потому делает человека слепым и безвольным. Но в отличии от страсти, что вспыхивает и гаснет, Любовь «никогда не перестает». Соединяясь лишь плотью, блудник теряет способность отделять свое от чуждого ему, он перестает чувствовать родственность духа, а плоть его, не получая высшей энергии, не может насытится, и потому ищет новых связей.
Если блуд – это сексуальная связь вне брака, то прелюбодеяние еще более опасно, потому что оно еще есть и клятвопреступление, и разрушает то, что было соединено в одну семью, т.е. в одно тело. Конечно, есть браки, которые Господь благословил, а есть те, где партнеров выбирали сами по своему представлению, а часто по страстям, и они по своему строению никак не могут соединиться в одно, потому что совсем разные. Но даже если и так – никто из супругов не имеет права нарушать клятву, данную при вступлении в брак, особенно, если это было перед алтарем.
Особо страшно, когда измены, прелюбодеяние происходят в союзах, которые благословлены Небом, о которых сказано: «так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6).
В этих парах двое есть одна часть, половинки одного целого. Они одного духа и могут соединиться полностью всеми структурами. Именно такие пары и искушает нечистый больше всего, используя для этого слабые места самой семьи и каждого супруга в отдельности.
«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины» (Притч.6:27-29).
Феофан Затворник говорил: «Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть – смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без дурных мыслей».
Да Христос говорил, «. что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Потому – неважно как совершается этот грех – на физическом плане или в мыслях – он уже совершен.
Грех блуда всегда был одним из главных страстей, с которой нечистый нападал на тех, кто избирал путь монашества, подвижничества и духовности. И многие мужчины-монахи считали женщин источником блуда, потому что нечистый, являлся им в образе блудниц, чтобы искушать. В результате, было немало таких, которые через обиду на женское начало, через страх быть ими искушенными, впадали в еще худший грех – мужеложество и скотоложество, рукоблудие и проч. От этих грехов дотла сгорели Содом и Гоморра.
С чем и кем человек соединяется – с тем он и становится одной частью. Сказано:
«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор.6:15-17).
Если человек соединяется с чем-то вне своего духа, то он становится блудником, нарушая обет верности Богу. Так было и с блудным сыном, которого внешний мир манил настолько, что он пренебрег отчим домом. Он настолько соединился с этим чуждым ему миром, что чуть не потерял себя.
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор.6:12-13).
Рядом с блудом физическим стоит блуд духовный. Господь говорит: «Не ходи вслед похотей твоих…» (Сир 18:30); «Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой?» (Иер 2:36)
Человек изошел от Бога и только в Нем может найти себя, полноту, счастье, свою суть, реализацию. Когда же он соединяется с иными богами, служит идолам, отдавая самое дорогое – свою душу, благодать, данную ему, то этим он предает свой дух, своего Бога и потому разрушает основы своего существа. Первое качество, которое ценит Господь в человеке, это верность, от слова «вера». В человеке, у которого нет единой цели, веры и верности Богу, духовный стержень вообще не имеет четкого направления и структуры. Он склоняется в разные стороны, как тростинка под ветром. Душа его слепа и не в силах отличить Истину от фальши.
«Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога» (Мал.2:11) – такими горькими словами обличает Господь свой народ.
В наше время духовный блуд, также как и плотской распространился без меры. О том, что люди не узнают своего Бога – они довели еще две тысячи лет назад. О том, что не узнают Его голос, Его проявление, а идут вслед иных богов, которые услаждают слух – это мы видим повсеместно.
«Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева.’» (Ис.30:9-11).
Когда человек не хочет слышать правду о себе, он закрывает свои уши, свое сердце и начинает искать подходящую для него правду, которая не будет будоражить его совесть, а даст успокоение, и он сможет жить дальше также как жил, не меняя себя. Сейчас, когда на всеобщее обозрение излито множество всевозможной информации с различных источников – люди стоят перед самым серьезным искушением. Разум желает пищи, и он может обрести ныне все, что ему хочется. Да только лишь духовное сердце, свободное от идолов может отличить истину от лжи. Когда разум бежит вперед, а сердце спит – происходит то, что люди, желая знаний, попадают во всевозможные ловушки, подключаясь к каналам нечистых цивилизаций, разрушающих все живое, порабощающих души. Неполная Истина – это уже ложь. Для того, чтобы заинтересовать человека в информации – силы тьмы подкидывают ему своеобразную наживку, частичку истины, а также то, что будет льстить, и что заинтересует его. Если он заинтересовался – то наживка съедена и дальше уже человека подключают к каналам разрушения, через которые происходят манипуляции с его сознанием, откачка благодати, воздействие на волю. Всемирная паутина – интернет – ныне стала огромной свалкой, где можно найти все. Но, как известно, попадание в паутину ничем хорошим не заканчивается! Люди не замечают, как получают мощнейшие подключки, становясь марионетками в руках тьмы. Библия же говорит:
«Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр 13:9);
«При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься: тебе открыто очень много из человеческого знания; ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их» (Сир 3:23-24);
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим 4:3-4);
«Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор 11:3).
Есть люди, которые ходят от одного религиозного течения к другому, от одной церкви к другой. Конечно, человеку дается право выбора, но порой, поиск превращается в блуждание. Все же каждому необходимо четко отличать Солнце от его отражения, настоящий огонь, от нарисованного на холсте! Когда человек молится и просит, чтобы Господь привел его в истинную Его Церковь, которая есть дом его души, то его обязательно приведут. «Кто ищет – тот находит». Сейчас много говорят о сектах, о том как это страшно, что там кодируют и зомбируют. Секта же – от слова «сектор», т.е. часть круга, неполнота Истины. Когда-то и саму христианскую церковь в начале ее развития называли злостной сектой, потому что иудеям виделось, что это движение в корне подрывает основы веры. Но на самом деле, это в самой официальной церкви была неполнота – в ней не хватало самого важного – живой веры и настоящей любви. Потому большой вопрос какие именно организации являются сектами. Христос же в Откровении обращается к семи церквям и каждой говорит и о том, что в ней хорошо и указывает на ошибки и заблуждения. Люди же привыкли с ходу давать определения. Но что может сделать религиозную организацию сектой? Неполнота виденья, ограничение свободной воли, уход от реальности. Правда и под эти определения можно подвести практически любое образование. Но Христос четко сказал – «По плодам их познаете их»! Насчет кодировок, то сейчас они происходят повсеместно через все источники информации. Если у человека слабая воля, слабый духовный стержень и он не хочет брать на себя ответственность за свой выбор – то он окажется и кодированным и зомбированным, для этого ему даже и не нужно далеко ходить. А если человек ищет Свет и просит, чтоб Господь отвел его от мест, опасных для его души – то он не заблудится!
Господь дает и открывает душе лишь то, что ей необходимо, сообразно с теми задачами, которые она решает в настоящее время. Любящий Отец бережно шлифует каждую душу, как шлифуют бриллиант грань за гранью. Он никогда не дает того, что душа пока не может принять, к чему она не готова. Истина проста, целостна – когда она входит в душу, то выравнивает в ней все искажения. Но иногда эти искажения так сильно врастают в душу, что становятся преградой для того, что дает ей Жизнь и спасение.
«Что от Бога, то приходит само собою, а ты и не почувствуешь» – пишет Исаак Сирин. («Правило веры»)
Слово Божье естественно, как дыхание, как молоко для младенца, зло же все усложняет, изощряет, запутывает. И тогда вместо Мудрости появляется мудрствование – пустая подделка, захватывающая разум. Словом был сотворен мир. Словом, в котором есть Дух. Ныне же мир заполнен пустыми оболочками, лишенными сути.
«Только слово, исходящее из уст Божиих, может насытить живую душу. Только Тот, Кто сотворил мир, может научить достойно в нем жить». (Прот. Вячеслав Резников «Полный круг проповедей на ежедневные апостольские и евангельские церковные чтения»)
В простом слове, полном Христовой Любви душа может обрести всю полноту. И душа и сердце наполнятся теплом, светом, радостью. Словом Божьим омоется сердце, исцелится душа. Пусть же во главе всего всегда будет стоять наше сердце, чтобы никогда нам не терять Истину, ибо она – наша Жизнь!
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол 2:8–10).
Что означает блуд и прелюбодеяние?
Блуд и прелюбодеяние — какое значение имеют эти грехи в Православной Церкви? Об этом Вы сможете узнать, если прочитаете нашу статью.
Блуд и прелюбодеяние
С величайшей скорбью приходится приступать к следующим страницам: в очерках, рассчитанных на крещеных, на верующих, на членов Церкви этих страниц по существу не должно было быть. Апостол Павел пишет: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф 5:3, см. также 1 Кор 6:9-10). Однако разврат окружающего мира сего настолько притупил нравственное чувство («худые сообщества развращают добрые нравы», — 1 Кор 15:33), что даже у воспитанных в православной вере (даже у них!) появились добрачные связи и разводы. Тот, кто не вступил в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого не смущают помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест пастырского служения, — тем лучше этот очерк не читать.
Священник Александр Ельчанинов в своих записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие пастыри), что мужчины часто не каются в грехе случайного похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным; они признаются в нем лишь при прямом вопросе исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую уезжавшему в командировку мужу: «Если тебе будет очень нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, — я не возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя жизнь в целом принадлежала мне». И это говорила женщина, в какой-то степени верующая, своему в какой-то мере верующему мужу. Полное непонимание Евангельских заповедей, святоотеческих наставлений, духа церковного и даже заповедей Моисеевых!
Что значит «не прелюбодействуй»?
Что можно сказать против такого греха? Приведем лишь высказывания святых Отцов и слова Священного Писания.
1. «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:27-28).
2. «…блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым, знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф 5:3
6).
3. «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Втор 23:17).
4. «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор 6:18). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Кор 6:15-16).
5. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор 6:19-20). Как оскверню храм сей блудодеянием?
6. «Пекись о теле своем, как о храме Божием, — пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся Бога как имеющий дать отчет Ему во всем, что наделал; когда тело твое получает рану, заботишься ты уврачевать его, так пекись, чтобы оно явилось чистым и в воскресение» (Авва Исаий)
7. «Если предающийся блуду прежде брака осуждается и наказывается то тем более — после брака. Ибо здесь бывает двойное и тройное преступление это тяжелее всякого греха.
Раскроем смысл слов великого учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста. Здесь — грех против собственного тела и нарушение седьмой заповеди «не прелюбодействуй». Здесь — нарушение и восьмой заповеди, гласящей: «не кради», ибо «…тело твое, — как говорит Златоуст, — есть ее (жены) собственность и собственность драгоценнейшая всякого имущества. Не обижай же ее в важнейшем предмете и не наноси ей смертельной раны. Но, если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя за такие дела, Который угрожает невыносимыми страданиями за такие грехи». Здесь — нарушение девятой заповеди — «не лжесвидетельствуй», ибо прелюбодей обычно лжесвидетельствует о себе своему супругу или супруге — большинство разводов начинается со лжи в отношениях между супругами. Здесь часто нарушение и десятой заповеди, гласящей: «не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего ни всего, что есть у ближнего твоего»
8. Свт. Иоанн Златоуст восклицает: «…нет подлинно ничего постыднее человека, который блудодей-ствует после брака».
9. «Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Притч 5:3-4).
Внебрачные связи разлагают супружескую любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из родителей, растлевают тела и души.
10. «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослу-жителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но писал я вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником с таким даже и не есть вместе» (1 Кор 5:9-11).
11. «Подумай же, что жена терпит когда слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты предался блудной женщине. Представляя это, не только избегай прелюбодействий, но не подавай повода и к подозрению; а если жена будет подозревать несправедливо, то успокой ее и разуверь. Не по вражде и гордости она делает это, но по заботливости».
12. «От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. И так считай всех женщин как бы каменными, зная, что если ты после брака посмотришь похотливыми глазами на другую женщину делаешься виновником в грехе прелюбодеяния и если увидишь, что в тебе возбуждается похоть к другой женщине и затем жена твоя от этого кажется тебе неприятною, то войди во внутреннюю комнату и, раскрыв эту книгу, взяв в посредники Павла и непрестанно повторяя эти слова, погаси пламень. Таким образом и жена будет для тебя вожделенною; потому что такое пожелание не станет истреблять твоего благорасположения к ней….
13. «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:2-5).
14. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр 13:4).
15. «Тщательно соблюдая эти слова (то есть слова 1 Кор 7:2-4. — Авт.) и на площади и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде будем и сами стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.
Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние.
Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам.
Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который «выйдя вон, плакал горько» (Мф 26:75).
Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову — он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: «А что я собираюсь делать?» и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.
Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика — она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность.
«Наше дело не рожать, — насладиться и бежать», — так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей. Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.
Мы знаем покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую. Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал: «говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие», но Он не сказал блудники.
Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.
Однако на протяжении веков нравы общества потворствовали мужчинам («быль молодцу не в укор») и осуждали женщин («гулящая баба»). Против таких взглядов выступали Отцы Церкви свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие. Первый писал: «Господне изречение, яко не позволительно раз-решитеся от брака разве словесе любодейного равно приличествует мужчинам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречении.
«Не говори мне теперь, — восклицал свт. Иоанн Златоуст, — о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием».
Есть, впрочем, и страшные женщины, которые «на пари» или из мести, или зависти соблазняют чистых юношей и женатых мужчин. Они встречаются во всех слоях общества и имеют иногда вид респектабельных дам, увенчанных почетными званиями и степенями.
Тяжело и противно обо всем этом писать, но надо кричать со страхом и болью в сердце: «Смотрите, ка-ко опасно ходите!» Грех сидит в нас, грех мира окружает нас, предлагая нам свои соблазнительные образы. Ад нередко одевается в одежды не только «чувства», но и эстетической прелести.
Примерами могут служить любимая песня многих вечеринок «Из-за острова на стрежень», где вначале мотив захватывает шириной волжских просторов, а текст заканчивается восхвалением Степана Разина, который всю ночь «провозился» с княжной, а наутро в угоду товарищам утопил девицу, как ненужный предмет. Еще более обманчиво и вкрадчиво звучит изумительно музыкальный романс «Мой костер в тумане светит». Вдумайтесь только в страшное значение слов, одетых в изящную музыкальную оболочку: «Вспоминай, коли другая, / Друга милого любя, / Будет песни петь, играя, / На коленях у тебя…».
Можно привести множество других песен, мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т. д., возбуждающих чувственность, растлевающих душу и тело… «Сам сатана, — по словам ап. Павла, — принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор 11:14-15), — и, добавим мы, — эстетической утонченности. Вполне закономерно, что под покровом ночи в любительско-товарищеских группах и «творческих» объединениях при выездах на лоно природы под аккомпанемент страстной музыки с ее эстетически-чувственными выкриками и полушепотом молодежь развращается и разваливаются ранее заключенные браки.
В подобных «товариществах» участие христиан, членов Церкви, должно быть исключено. Помните слова ап. Павла: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор 6:15). Это не значит, что мы против всякого товарищества верующих с неверующими. Вопрос лишь в том, когда и в чем мы можем и должны быть с ними, а когда и в чем обязаны выйти из их среды и отделиться (см. 2 Кор 6:17), памятуя, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак 4:4).
Кажется, никогда в истории мира после потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая заповедь. Не случайно во всем мире, в разных странах с различным социально-экономическим и политическим строем растет преступность. В некоторых странах даже мужеложество не считается предосудительным поступком и такие связи охраняются законом.
Живя в условиях развращенного мира, христианин тем не менее призван к чистоте («блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — Мф 5:8); необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и чувство того, где начинается грех, воспитывая в себе страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет нас от Бога.
Живя в миру, надо постоянно помнить, что христианин призван к «невидимой брани» со грехом, сидящим в нем, со грехом, обступающим его совне, к борьбе за чистоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя (Лк 17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен осознавать себя воином Христа Бога нашего с грехом, — воином, стяжающим радость Духа Святого уже здесь, на земле.
Борьбу с плотским грехом американец Джон Мотт, основатель христианского студенческого движения, назвал «труднейшей борьбой в жизни студента». Через эту борьбу прошли все или почти все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла, «ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7:21-23). Поэтому необходим постоянный контроль за своими помыслами, особенно за такими коварными, как похоть, прелюбодеяние и тщеславие.
Христос в Нагорной проповеди учил: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф 5:27-29).
Всемирно известный психолог В. Джеме указывал, что будет вполне закономерно, если человек, днями и неделями предающийся блудным помыслам, пойдет, наконец, в публичный дом, а святой Марк Подвижник писал: «Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль, не последовало бы за нею и тело».
Обобщая опыт святых Отцов, изложенный в «Добротолюбии», надо подчеркнуть, что человеческое сознание не может быть не занятым: оно либо предается пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем.
Для рассматриваемого греха более, чем для какого-либо другого, справедлива народная пословица: «Лень — мать всякого греха». Труд, молитва и взаимная любовь да будут спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и прочность вашего брака.