Любостяжание что это означает в библии

Сегодня мы говорим от двух стихах Писания. Но, об одном отрывке:

А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. …ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; (Еф.5:3, 6)

Интересное слово, «любостяжатель». Это слово практически ничего не говорит современному человеку, более того, я думаю, что оно ничего не говорило и современникам Синодального перевода. Это слово, скорее всего, было выдумано составителями этого перевода. Будучи переводчиком сам, я прекрасно понимаю, как часто появляется потребность в таких «выдуманных» словах. Но сегодня не о том, почему нам приходится выдумывать новые слова, давайте разберёмся с тем, что это такое на самом деле «любостяжатель»?

Библейская энциклопедия Архимандрита Никифора даёт такое определение: «Любостяжание (Кол 3:5) — излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ. Сей грех, воспрещаемый второю заповедью относится к идолопоклонству. Ап. Павел именно говорит: любостяжание есть идолопоклонство, потому что любостяжательный человек работает более богатству, нежели Богу».

Толковый словарь русского языка говорит: «ЛЮБОСТЯЖАНИЕ ср. устар. Страсть к наживе; корыстолюбие».

Эти два толкования, с одной стороны, нам что-то объясняют, но не всё. Например, «излишнее попечение о богатстве» не определяет, когда такое попечение становится «излишним». До какой меры оно уместно? В русскоязычном словарном пространстве мы видим только одно – слово в оригинале было довольно сложным, и пришлось выдумывать какой-то аналог. Стоит посмотреть оригинал, и попробовать разобраться там.

Это – греческое слово «плеонексия», которое лексикон Стронга переводит как «завидовать, домогаться, жаждать», а также даёт ещё несколько определений: жадность, алчность, мошенничество, жульничество, вымогательство и… назначение грабительских цен.

Расширив свой «понятийный аппарат», мы, как ни странно, сузили определение! Плеонексия, или любостяжание, это когда человек настолько чему-то завидует, что способен пойти на мошенничество, вымогательство, задирание цен до грабительского уровня.

Когда человек способен на плеонексию, он готов принести в жертву (пусть даже и без крови) других людей в угоду своей страсти, страсти к наживе. С этим мы разобрались. Теперь вернёмся к исходному стиху, чтобы посмотреть, что именно говорится про любостяжателей:

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым… …ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога».

Вот это уже серьёзное заявление! Я не хочу опять вдаваться в споры кальвинистов и арминианцев, дискуссия «можем ли мы потерять спасение» длится уже много столетий. Однако, даже если здесь речь и не о потере спасения, хотим ли бы мы быть сиротами в Царстве Христовом? Хотим ли мы оказаться там без наследия?

Не думаю. Поэтому, сегодня нам увещевание, вспомнить, что мы созданы отдавать, а не отбирать. Тем из нас, кто в бизнесе – стоит пересмотреть свою ценовую политику, и задуматься, мы делаем бизнес как для Господа, или для того, чтобы обобрать окружающих? Я не о том, что мы должны работать в убыток или без прибыли, я о том, что цены должны быть справедливыми. Даже если рынок позволяет их задрать. Тем из нас, кто покупатели – задумайтесь, стоит ли искать самое дешёвое? В вечной погоне за дешевизной мы портим себе самим жизнь. Сегодня все ругают производителей колбас за то, что там нет мяса, а кто-нибудь задумывался, что началось это всё с вечного желания покупателя урвать подешевле? Это ведь тоже – плеонексия, тоже – любостяжание. Сегодня мы говорим с вами о грехе, в котором замешаны мы все, и избавиться от него – это большая внутренняя работа. Но вот что вам скажу: С Божьей силой – мы можем! С Божьей помощью – это доступно. Иначе, Он бы не ожидал от нас этого, и не судил бы за это.

И в заключение, ещё несколько стихов о плеонексии:

Лук.12:15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

2 Пет.2:3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.

2 Пет.2:14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.

Кол.3:5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение…

Источник

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

Смотреть что такое ЛЮБОСТЯЖАНИЕ в других словарях:

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

любостяжание ср. устар. Страсть к наживе; корыстолюбие.

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

1) Орфографическая запись слова: любостяжание2) Ударение в слове: любостяж`ание3) Деление слова на слоги (перенос слова): любостяжание4) Фонетическая т. смотреть

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

Лот Лосятина Лонжа Ложбина Ложа Лобие Лобан Лоб Лита Листаж Лист Лис Лион Линт Лина Лето Леся Лестно Лесна Лесин Леса Леонтия Леонт Леон Леня Ленто Лента Лена Лен Лежа Лбина Лаяние Латин Ласт Лаос Лаж Лаб Итл Иса Ион Иол Иня Инта Инст Инж Илот Илона Иже Иена Ибсен Жнея Жлобин Жлоб Жито Жилет Жила Жетон Жест Женя Женолюб Жена Желтина Желоб Желна Жбан Жан Жалон Жало Жабо Енот Енол Бюстие Бюст Бот Босния Бон Болюс Болтание Болт Бола Боа Блюсти Блинт Блин Блесна Блат Бластея Бласт Бия Битла Бис Биота Биос Бионт Биола Био Бинт Билон Билет Билан Биатлон Бетон Бетаин Бета Бестия Бест Бес Бентос Бен Беляна Бела Беж Баянист Баян Батя Батон Батенс Бат Бастион Басон Басня Басиля Бас Бант Балтия Балет Бал Аят Атония Ася Астения Люба Асболит Любина Любостяжание Аон Любот Люботин Люнет Люсия Аня Анти Антея Люся Ант Анолис Лютня Анис Лян Нажитое Анжел Ален Наос Аил Ажио Абсолют Абсент Налет Нал Наиб Аист Алин Алонж Аля Анетол Наблюсти Набело Наб Люто. смотреть

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

Ударение в слове: любостяж`аниеУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: любостяж`ание

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

алчность, корыстолюбие.Синонимы: златоискательство, златолюбие, златостяжание, корыстолюбие, корысть, своекорыстие, сребролюбие, страсть к. смотреть

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

любостяжаниеСинонимы: златоискательство, златолюбие, златостяжание, корыстолюбие, корысть, своекорыстие, сребролюбие, страсть к наживе, страсть к обог. смотреть

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

любостяжа’ние, любостяжа’ния, любостяжа’ния, любостяжа’ний, любостяжа’нию, любостяжа’ниям, любостяжа’ние, любостяжа’ния, любостяжа’нием, любостяжа’ниями, любостяжа’нии, любостяжа’ниях. смотреть

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ любостяжания, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Алчность к деньгам, корыстолюбие.

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

набутливість, велика охота до набутку, (жадность) заже[и]рливість, (зап.) захланність (-ости).

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

любостяжание корыстолюбие, своекорыстие, стяжательство, корысть, сребролюбие

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

Любостяжание- avaritia (magistratuum); studium habendi;

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ ср. устар. Страсть к наживе; корыстолюбие.

Источник

Грех любостяжания и борьба с ним (видео)

Любостяжание что это означает в библии. Смотреть фото Любостяжание что это означает в библии. Смотреть картинку Любостяжание что это означает в библии. Картинка про Любостяжание что это означает в библии. Фото Любостяжание что это означает в библии

Понятие «любостяжание» нечасто используется в современном русском языке и является устаревшим. Слово означает страсть к богатству, стремление человека к накопительству, которое вредит духовному становлению. Оно имеет откровенно негативный оттенок. Чтобы полнее раскрыть термин, необходимо обратиться к его трактовке многочисленными христианскими источниками, поскольку оно тесно связано с понятием греха.

Любостяжание что это означает в библии. Смотреть фото Любостяжание что это означает в библии. Смотреть картинку Любостяжание что это означает в библии. Картинка про Любостяжание что это означает в библии. Фото Любостяжание что это означает в библии

Что это такое

Для более точного толкования следует обратиться к этимологии и тексту Священного Писания.

Происхождение слова

Термин взят из церковнославянского языка, образуется из двух слов: «любо» и «стяжать».

«Стяжать» по толковому словарю Т.Ф. Ефремовой означает:

Словосочетанием «любовь к стяжательству» переведено греческое слово πλεονεξία (плеонексия), которое встречается в разных местах Нового Завета. Так термин появился в русском языке.

Любостяжание что это означает в библии. Смотреть фото Любостяжание что это означает в библии. Смотреть картинку Любостяжание что это означает в библии. Картинка про Любостяжание что это означает в библии. Фото Любостяжание что это означает в библии

Значение понятия

В наше время это слово считается уже устаревшим, поэтому в большинстве современных словарей его толкование отсутствует. Несмотря на это, термин часто употребляют в быту. Он носит негативный характер и обозначает чрезмерную любовь к деньгам и любому имуществу. Основные религии, особенно православное христианство, осуждают страсть к богатству.

Значения слова «любостяжание»:

Любостяжание что это означает в библии. Смотреть фото Любостяжание что это означает в библии. Смотреть картинку Любостяжание что это означает в библии. Картинка про Любостяжание что это означает в библии. Фото Любостяжание что это означает в библии

Упоминания в Библии

Данная проблема многократно рассматривается в Священном Писании. Вопрос раскрывается на примере аналогичных пороков.

В Библии сказано, что люди, не берущие взяток и презирающие любую корысть, будут «обитать на высотах», а в жизни у них всегда будет все необходимое. Апостол Павел четко определяет страсть к стяжанию как идолопоклонство и сравнивает такого грешника с блудником и нечистым. Об этом говорит и Христос в Евангелии от Матфея, что нельзя служить богатству и Господу одновременно, «ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть».

Любостяжание что это означает в библии. Смотреть фото Любостяжание что это означает в библии. Смотреть картинку Любостяжание что это означает в библии. Картинка про Любостяжание что это означает в библии. Фото Любостяжание что это означает в библии

Связь с лихоимством

Страсть к наживе характеризуется не только желанием обладать богатством, но и многократно приумножать его, забывая о законности методов и моральной стороне поступков. Речь идет о ресурсах «сверх меры». Человек начинает «стягивать» к себе все подряд, а не только необходимые для жизни блага (одежда, обувь, продукты питания).

Проблема такого индивида состоит в том, что стяжательство окутывает все его мысли, заставляя страстно желать обогащения, доводя до невротических состояний или вовсе лишая рассудка. Человек начинает пренебрегать жизнью близких, их чувствами. Смысл жизни у него сводится к владению как можно большим количеством денег или имущества.

Несмотря на смысловое сходство, у этих двух терминов есть небольшое семантическое отличие: любовь к стяжательству — это страсть, а лихоимство — это конкретные действия в угоду собственному обогащению. Отличие в толковании невелико, поэтому слова можно использовать как синонимы.

В данном видеоролике дается более полное определение этого понятия.

Любостяжание в православии

В православном учении грех любостяжания порицается и приравнивается к идолопоклонничеству.

Человек, думающий об обогащении, забывает о Боге, о своих ближних, о любви к окружающим, о бескорыстии. Его помыслы не могут быть чистыми, поскольку, ослепленный жадностью, он готов на любое злое деяние, предательство, подлость, обман, клевету и даже убийство.

Для такого человека объектом поклонения и служения становятся деньги. Жадность порождает другие смертные черты: зависть, чревоугодие, гордыню. Недаром священнослужители называют ее «матерью всех грехов». У православных людей, душевный застой, порожденный заботой о материальном благополучии, уничтожает благо, дарованное высшими силами. Это предательство Божьего учения.

В Библии любостяжание упоминается много раз и называется по-разному:

Все эти грехи связаны с любовью к обогащению. Они осуждаются и презираются. Тот, кто «спешит к богатству», обязательно «познает бедность». Это «суета и недоброе дело».

Баптистская церковь создала проповедь на жадность. В ней рассказывается о том, откуда в нашем обществе появляется любостяжание, и почему этот грех так распространен среди молодых людей. Всему виной — пропаганда материальных ценностей, образа «успешного индивида» и навязывание информации о необходимости иметь много денег. Из-за жажды наживы случаются большинство преступлений, случаев мошенничества, нарушения прав человека, превышения должностных полномочий, а также техногенных катастроф и аварий. Жадность — это то, что губит человеческие души.

Многие святители и преподобные старцы высказывались о различных грехах, в т. ч. и о значении любостяжания.

Любостяжание что это означает в библии. Смотреть фото Любостяжание что это означает в библии. Смотреть картинку Любостяжание что это означает в библии. Картинка про Любостяжание что это означает в библии. Фото Любостяжание что это означает в библии

По мнению святителя Василия Великого, корыстолюбие заключается в том, что преступается закон Божий, и человек заботится больше о себе, чем о ближнем. Христианин не должен стремиться к избыточной пышности и роскоши, нужно быть свободным от стяжательства. Жадный человек не сможет остановиться, умерить свои желания.

Григорий Нисский говорил о том, что любостяжательство — самый жестокий мучитель, который, однажды поработив человеческую душу, будет вечно заставлять ее выполнять все возрастающие потребности, постоянно принимая в себя, но никогда не наполняясь. Он сравнивает человеческую жадность с многоголовым зверем с тысячами челюстей, который поглощает пищу, но не насыщается, а требует все больше.

Преподобный Ефрем Сирин призывал не обременять себя «тяжкой ношей», поскольку Богу угодно, чтобы душа являлась к нему налегке. В Его Царстве есть все, что нужно человеку. Главное в жизни — это найти Всевышнего в себе.

Епископ Игнатий называет сребролюбие идолопоклонничеством, поскольку любовь и верность Богу переносится к деньгам, делая их смыслом жизни. Недаром основным обетом монашества является нестяжание. Отвергать это означает отречься от монашества.

Православное понимание

Любостяжание — это не просто забота о своем имуществе, это страстное попечение о приобретении, которое затмевает не только всякую меру, но и заботу о близком. Человек становится жадным и алчным, отвергает всякое милосердие и попирает близких людей.

Многие противники веры говорят, что «вера требует быть нищим» — это не так.

Важно! Церковь не против, чтобы человек работал и зарабатывал, она побуждает к труду, как и сам Господь. Но когда стремление заработать становиться одержимостью — вот против этого Церковь и протестует.

Писание говорит: «Сребролюбие — корень всех бед» в Притчах Соломоновых. Любостяжание является отраслью корня, ведь начинается оно из любви к деньгам. Именно из страстной любви к финансам и вырастает корень любостяжания. Писание призывает верующих заботиться о душе и отвергать страсть по финансам во множестве мест: послания Колоссянам, Ефесянам, Притчи и Евангелия.

Любостяжание что это означает в библии. Смотреть фото Любостяжание что это означает в библии. Смотреть картинку Любостяжание что это означает в библии. Картинка про Любостяжание что это означает в библии. Фото Любостяжание что это означает в библии

Грех любостяжания относится к идолопоклонству

Православие называет любовь к материальному грехом, потому что духовная подоплека — идолопоклонничество. Любовь к некоему предмету — это и есть создание идола. И первым признаком этого является переступание через милосердие и готовность навредить другому человеку в погоне за наживой. К лихоимцам относятся все ростовщики, нечестные продавцы, которые настраивают весы неправильно, мошенники и прочие негодяи.

В чем разница поклонения идолам и живому Богу? Почему первое должно верующим отвергаться, а второе поощряться? Потому что служение Господу требует принести в жертву собственные жизни и желания, а поклонение идолу — чужие. То есть служа Богу, верующие жертвуют своими жизнями, а идолопоклонники — приносят в жертву близких. Так и страстно жаждущие наживы жертвуют чужими целями и имуществом ради собственного обогащения.

Любой грех произрастает из одного семени: какая-то мысль попадает в голову и человек уже не может от нее избавиться. Он ходит с ней, поливает ее своими желаниями и рано или поздно из нее вырастает целое дерево и начинает приносить плоды. Любостяжание начинается с мысли побольше заработать, чтобы позволить себе больше.

Потому начинают приходить мысли о том, что зачем людям, которые не могут правильно распорядиться деньгами, вообще нужны средства? Или что небольшой обман на весах не представляет ничего страшного. И со временем из этих, казалось бы, незначительных мыслей вырастают мошенники и воры, для которых милосердие совсем чуждо. Вместо служения Творцу и людям, человек начинает служить своей страсти и предает всех.

Почему это — грех

Любостяжание в православии считается идолопоклонством. Деньги и богатство выступают как идолы, а поклонение им и есть грех. Проповедники называют страсть к стяжательству «злой матерью всех зол», они считают это омрачением души. Такие люди не умеют вовремя остановиться, сказать себе «хватит», они не знают границ, рядом с ними не может быть любви. В своей страсти идолопоклонник все дальше уходит от Бога, теряет свое лицо и способствует духовной деградации окружающих.

Святые о любостяжании

В Святом Писании грех любостяжания признается одним из тягчайших, убивающих душу и отдаляющим любостяжателя от Бога. Потому христианское наследие – многочисленные писания Святых отцов — этому греху уделяют немало места в своих проповедях, писаниях и наставлениях. Они достаточно подробно и глубоко исследуют и причины возникновения этой страсти, как она растёт и убивает человека, и то, как и какими средствами с любостяжанием бороться.

Как же победить эту страсть, как от неё избавиться? Здесь тоже весьма полезен опыт христианских святых, которые не только подробно изучили действия той или иной страсти, греха на душу человека, но и на практике помогали и помогают желающим избавиться от них.

Святитель Иоанн Златоуст считает, что главное – захотеть этого избавления. Всё, считает он, зависит от желания, как пожелали добровольно под страсть эту подпасть, так же через желание можно от неё и избавиться. А дальше нужно творить дела, противоположные этой страсти. Любил собирать, начни раздавать, оглянись, найди тех, кто нуждается и помоги им. Так ты положишь основание избавлению. Вообще же, делать дела противоположные тем, что творили в грехе, способ, полезный в борьбе со многими другими страстями и грехами. Затем найти меру пользования необходимым, только то, что действительно нужно для жизни, о большем же прекратить попечение, о нём не заботиться.

Главное же, с чего нужно начинать борьбу со всякой страстью, это просить помощи в этом Божьей, молиться и просить Божью Матерь, святых. Без Божьей помощи, без этих молитв мы не то что избавиться от страсти не сможем, но и пальцем пошевелить.

Источник

Любостяжание

«Итак, умерт­вите земные члены ваши:
блуд, нечи­стоту, страсть, злую похоть

и любо­с­тя­жа­ние, кото­рое есть идо­ло­слу­же­ние»
( Кол.3:5 )

Любостяжа́ние — 1) алч­ность к при­об­ре­те­нию мате­ри­аль­ных благ; 2) чрез­мер­ное попе­че­ние о богат­стве; 3) забота о земных благах сверх необ­хо­ди­мого для жизни в ущерб пра­виль­ным отно­ше­ниям с Богом и ближ­ними. Раз­но­вид­ность стра­сти среб­ро­лю­бия.

Грех любо­с­тя­жа­ния отно­сится к идо­ло­по­клон­ству, поскольку идол есть пред­мет обо­жеств­ле­ния, а любя­щий богат­ство (любо­с­тя­жа­тель) обо­жеств­ляет богат­ство и служит ему, обе­ре­гая его и при­умно­жая его любой ценой.

Апо­стол Павел гово­рит: любо­с­тя­жа­ние есть идо­ло­по­клон­ство ( Кол.3:5 ), а также «…ибо знайте, что ника­кой блуд­ник, или нечи­стый, или любо­с­тя­жа­тель, кото­рый есть идо­ло­слу­жи­тель, не имеет насле­дия в Цар­стве Христа и Бога» ( Еф.5:5 ).

Гос­подь Иисус Хри­стос пре­ду­пре­ждает, что нельзя слу­жить двум гос­по­дам: «Никто не может слу­жить двум гос­по­дам: ибо или одного будет нена­ви­деть, а дру­гого любить; или одному станет усерд­ство­вать, а о другом нера­деть. Не можете слу­жить Богу и мам­моне» ( Мф.6:24 ).

Слово πλεονεξία (плео­нек­сия) в разных местах рус­ского текста Нового Завета пере­во­дится как лихо­им­ство ( 1Кор.6:10 ), коры­сто­лю­бие ( Рим.1:29 ) и любо­с­тя­жа­ние ( Кол.3:5 ). Свт. Феофан Затвор­ник объ­яс­няет суть этого явле­ния как «при­стра­стие к имению и воз­ло­же­ние на него упо­ва­ния, — чему воз­можно быть под­вер­жену и при неболь­шом стя­жа­нии, как и сво­бод­ным от сего воз­можно быть при боль­шом».

Не надо забо­титься ни о чем сверх необ­хо­ди­мого для жизни и при­ла­гать ста­ра­ние о пре­сы­ще­нии и о пыш­но­сти: надо быть чистым от вся­кого стя­жа­ния и щеголь­ства.

В чем состоит любо­с­тя­жа­ние? В том, что пре­сту­па­ется предел закона, и чело­век больше забо­тится о себе, чем о ближ­нем.
свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий

Пре­де­лом твоей заботы о жизни пусть будет удо­вле­тво­ре­ние нужды тем, что у тебя есть.
Любо­с­тя­жа­ние не дает ника­кого покоя своему слу­жи­телю, кото­рый чем больше рабо­тает, услу­жи­вая веле­ниям вла­дыки и при­об­ре­тая по его поже­ла­ниям, тем к боль­шему понуж­да­ется труду.
…Ибо мучи­тель­ство любо­с­тя­жа­тель­но­сти пре­вос­хо­дит меру всякой жесто­ко­сти. Пора­бо­тив бедную душу, оно всегда при­нуж­дает испол­нять свои нена­сы­ти­мые поже­ла­ния, непре­станно при­ни­мая в себя и нико­гда не напол­ня­ясь, подобно какому-то мно­го­гла­вому зверю, тыся­чами челю­стей пере­да­ю­щему пищу в нена­пол­ни­мое чрево, не только нимало не насы­ща­е­мое, но всегда раз­жи­га­е­мое жела­нием боль­шего.
свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский

Греш­ный чело­век любит мно­го­с­тя­жа­ние, а о правде нера­дит, не помыш­ляя о невер­но­сти, непо­сто­ян­стве и крат­ко­вре­мен­но­сти жизни, не помня о непод­куп­но­сти и неиз­беж­но­сти смерти. Если же кто и в ста­ро­сти живет так постыдно и бес­смыс­ленно, то он, как гнилое дерево, не годится ни на какое дело.
пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий

При любо­с­тя­жа­тель­но­сти не может быть любви. Да и как ей быть? Кто при­стра­стился к день­гам, тот нена­ви­дит брата, ста­ра­ясь отнять у него что-нибудь…
Если идешь путем к Цар­ству, ничем не обре­ме­няй себя, ибо не угодно Богу, чтобы ты вошел в Его чертог, обре­ме­нен­ный ношей. Если идешь к Цар­ству, сбрось с себя лишнее. Разве будет чего-нибудь недо­ста­вать тебе в Цар­стве? Будь бла­го­ра­зу­мен. К Своей Тра­пезе при­зы­вает тебя Бог; сбрось всякое бремя. Собе­рись в путь без бре­мени и иди с Богом в Цар­ство Его. Он ищет тебя, чтобы ты с Ним шел и с Ним все­лился в Его чертог. Смотри, Цар­ство Божие внутри тебя, греш­ник. Войди в самого себя, ищи там Цар­ства и без труда най­дешь его. Не гоняйся за при­об­ре­те­нием имения, вырвись из сетей похо­тей, из тенет греха, из дебрей лихо­им­ства. Войди в самого себя, живи в себе, в тишине внут­рен­него, с уме­рен­ной и чистой душой, с покой­ным и сми­рен­ным духом. Войди в себя самого и ищи там Цар­ства Божия, оно дей­стви­тельно там, как Сам Гос­подь научил нас в Еван­ге­лии. В душе, любя­щей Бога, оби­тает Бог, там и Цар­ство Его, потому-то и гово­рит Он, что «Цар­ствие Божие внутрь нас есть» ( Лк.17:21 ). Итак, вырвемся из сетей внеш­него мира и будем в душах своих искать Цар­ствия Божия; пока не найдем его там, не пере­ста­нем искать. И если не все­ли­лось оно еще в нас, будем искать, как Гос­подь учил нас: «Отче наш… да при­и­дет Цар­ствие Твое», и оно придёт, если будем об этом про­сить.
пре­по­доб­ный Ефрем Сирин

Если Сотво­рив­ший все единым Словом не имел «где при­к­ло­нить голову» ( Мф.8:20 ), то ты, несчаст­ный чело­век, зачем пре­да­ешься попе­че­ниям о сует­ном, зачем ослеп­ля­ешься безум­ной несы­то­стью? Рас­смотри это и избери для себя благое.
Любо­с­тя­жа­ние – злая мать всех зол.
Душа не в состо­я­нии пре­одо­леть вос­ста­ния духов, если не осво­бо­дится от всех забот и попе­че­нии мира сего.
пре­по­доб­ный авва Исаия

Что воз­лю­бил чело­век в этом мире, то и обре­ме­няет его мысль, влечет и при­ги­бает к земле, не дает ей вос­пря­нуть.
пре­по­доб­ный Мака­рий Еги­пет­ский

Силь­ная и гото­вая на все любовь к стя­жа­нию, не зная сыто­сти, вынуж­дает пле­нен­ную душу идти до край­него пре­дела зол. Будем отра­жать ее, осо­бенно в самом начале, чтобы она не стала неодо­ли­мой.
Как не бывает моря без волн, так и души, погру­жен­ной в заботы, – без скор­бей, без страха; за пер­выми сле­дуют другие, их сме­няют третьи и не успеют они утих­нуть, взды­ма­ются новые.
Ничто так не под­чи­няет нас диа­волу, как жела­ние боль­шего и любо­с­тя­жа­ние.
Когда злой навык или страсть к любо­с­тя­жа­нию будет сильно обо­льщать тебя, воору­жись против них такой мыслью: пре­зрев вре­мен­ное удо­воль­ствие, я получу вели­кую награду. Скажи своей душе: ты скор­бишь о том, что я лишаю тебя удо­воль­ствия, но радуйся, потому что я готовлю для тебя Небо. Ты тру­дишься не для чело­века, но для Бога; потерпи немного и ты уви­дишь, какая про­изой­дет отсюда польза; пре­будь твер­дой в насто­я­щей жизни и ты полу­чишь неиз­ре­чен­ную сво­боду. Если таким обра­зом будем бесе­до­вать с душою, если будем пред­став­лять не одну тягость доб­ро­де­тели, но и венец ее, то скоро отвле­чем ее от вся­кого зла.
Чело­век, слиш­ком заня­тый зем­ными делами, не может долж­ным обра­зом усво­ить небес­ного, но по необ­хо­ди­мо­сти, забо­тясь об одном, лиша­ется дру­гого.
Душа, одна­жды пле­нен­ная любо­с­тя­жа­нием, уже не может легко и удобно удер­жи­ваться, чтобы не сде­лать или не ска­зать чего-либо такого, что про­гнев­ляет Бога, так как она стала рабой дру­гого гос­по­дина, кото­рый пове­ле­вает ей все, про­тив­ное Богу.
Любовь к богат­ству – страсть не есте­ствен­ная… Отчего же она уси­ли­лась? От тще­сла­вия и край­ней бес­печ­но­сти.
Лихо­имец отда­ля­ется от Бога, как и идо­ло­слу­жи­тель.
Про­клят жерт­вен­ник любо­с­тя­жа­ния! Если при­дешь к жерт­вен­нику идолов, чув­ству­ешь от него запах крови козлов и крови быков; если же подой­дешь к жерт­вен­нику любо­с­тя­жа­ния, почув­ству­ешь тяже­лый запах чело­ве­че­ской крови. А если оста­но­вишься здесь, то не уви­дишь ни сжи­га­е­мых птиц, ни запаха от них и под­ни­ма­ю­ще­гося дыма – уви­дишь при­не­сен­ные в жертву чело­ве­че­ские жизни. Одни бро­си­лись с кру­тизны, другие наки­нули на себя петлю, третьи пере­ре­зали горло. Ты видел жертвы грубые и бес­че­ло­веч­ные. Хочешь ли посмот­реть на еще более жесто­кие? Я покажу тебе не только чело­ве­че­ские тела, но и заклан­ные чело­ве­че­ские души. Закла­ние душ пре­иму­ще­ственно и совер­ша­ется на жерт­вен­нике любо­с­тя­жа­ния.
До каких пор будет про­дол­жаться это неистов­ство наживы? До каких пор будет сжи­гать неуга­си­мая печь? Разве вы не знаете, что этот пла­мень пере­хо­дит в вечный неуга­си­мый огонь?
Как пога­сить пламя любо­с­тя­жа­ния? Можно пога­сить, даже если оно под­ня­лось до неба. Стоит только захо­теть – и мы, без сомне­ния, одо­леем это пламя. Как оно уси­ли­лось вслед­ствие нашего жела­ния, так от жела­ния и уни­что­жится. Разве не наша сво­бод­ная воля зажгла его? Сле­до­ва­тельно, сво­бод­ная воля в состо­я­нии будет и пога­сить, только поже­лаем. Но каким обра­зом может явиться в нас такое жела­ние? Если обра­тим вни­ма­ние на сует­ность и бес­по­лез­ность богат­ства, на то, что оно не может нам сопут­ство­вать в Вечную Жизнь; что и здесь оно остав­ляет нас; что даже если оно пре­бы­вает здесь, раны от него идут с нами туда. Если посмот­рим, как велики богат­ства, уго­то­ван­ные там, и если срав­ним с ними земное богат­ство, то оно пока­жется ничтож­нее грязи. Если заме­тим, что оно под­вер­гает бес­чис­лен­ным опас­но­стям, что оно достав­ляет только вре­мен­ное удо­воль­ствие, сме­шан­ное с огор­че­нием, если хорошо рас­смот­рим иное богат­ство, то есть то, кото­рое уго­то­вано в Вечной Жизни, тогда будем иметь воз­мож­ность пре­зреть богат­ство земное. Если вник­нем в то, что богат­ство нисколько не при­умно­жает ни славы, ни здо­ро­вья, ни чего-либо дру­гого, а, напро­тив, погру­жает нас в бездну гибели, если узнаем, что несмотря на то, что здесь ты богат и имеешь много под­чи­нен­ных, отходя туда, ты отой­дешь оди­но­ким и нагим, – если все это мы будем часто повто­рять и слы­шать от других, то, может быть, к нам воз­вра­тится здо­ро­вье, и мы изба­вимся от этого тяж­кого нака­за­ния.
Насколько душа выше тела, настолько тяже­лее раны, кото­рые мы нано­сим себе каждый день забо­тами, соеди­нен­ными со стра­хом и опа­се­ни­ями.
Руки даны для того, чтобы ты про­сти­рал их на молитву, но если ты не ведешь себя трез­венно, ты про­сти­ра­ешь их на любо­с­тя­жа­ние.
Сбро­сим и мы бремя грехов, подобно Закхею… Пере­ста­нем похи­щать и начнем раз­да­вать мило­стыню. Ибо если одно под­ни­мает пада­ю­щего, как мило­стыня, а другое тянет его на землю, как коры­сто­лю­бие, такое сра­же­ние про­ти­во­по­лож­ных сил раз­ры­вало бы чело­века. Итак, чтобы с нами этого не слу­чи­лось, да не влечет нас к земле коры­сто­лю­бие и да не остав­ляет мило­стыня; так сде­ла­емся мы лег­кими и взле­тим.
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

Из людей любо­с­тя­жа­тель­ных и обид­чи­ков одни знают, а другие и не знают, что грешат неис­це­лимо. Ибо неспо­соб­ность чув­ство­вать недуг, в кото­ром нахо­дишься, – след­ствие уси­ле­ния нечув­стви­тель­но­сти, кото­рое закан­чи­ва­ется совер­шен­ным бес­чув­ствием и омерт­ве­нием. Поэтому таких людей более всего надо жалеть. Делать зло – более достойно сожа­ле­ния, чем тер­петь зло. Тем, кото­рые делают зло (обижая людей из-за любо­с­тя­жа­ния), угро­жает край­няя опас­ность, а у тех, кото­рые терпят, ущерб каса­ется только иму­ще­ства. Притом первые не чув­ствуют своего сугу­бого омерт­ве­ния… как дети, кото­рые ни во что ставят то, что дей­стви­тельно страшно, и могут сунуть руки в огонь, а увидев тень, при­хо­дят в страх и трепет. Подоб­ное этому бывает и с люби­те­лями стя­жа­ния: боясь бед­но­сти, кото­рая не страшна, но еще и хранит от многих зол и содей­ствует скром­ному образу мыслей, при­ни­мают за нечто вели­кое непра­вед­ное богат­ство, кото­рое страш­нее огня, потому что обра­щает в прах и мысли, и надежды обла­да­ю­щих им.
пре­по­доб­ный Исидор Пелу­сиот

Кто хочет пред­стать перед Богом с чистым умом, но сму­щает себя попе­че­ни­ями, тот подо­бен крепко ско­вав­шему себе ноги и поку­ша­ю­ще­муся быстро идти.
пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник

Брат спро­сил старца: «Бла­го­слови мне иметь у себя две злат­ницы по немощи тела моего». Старец, видя, что он желает удер­жать их у себя, сказал: «Имей». Брат воз­вра­тился в келлию, и его начали тре­во­жить помыш­ле­ния: «Как ты дума­ешь? Бла­го­сло­вил ли тебя старец иметь деньги или нет?». Встав, пришел он опять к старцу и так спро­сил его:
«Ради Бога, скажи мне истину, потому что помыш­ле­ния сму­щают меня по поводу двух злат­ниц». Старец отве­чал: «Я видел твое про­из­во­ле­ние иметь их, потому и сказал тебе: имей их, хотя и непо­лезно иметь более, чем сколько нужно для тела. Две злат­ницы состав­ляют надежду твою, как если бы Бог не про­мыш­лял о нас. Но может слу­читься, что ты поте­ря­ешь их, тогда погиб­нет и надежда твоя. Лучше воз­ложи надежду на Бога, потому что Он печется о нас».
«Отеч­ник»

Свя­щен­ное Писа­ние назы­вает среб­ро­лю­бие идо­ло­слу­же­нием: среб­ро­лю­бие пере­но­сит любовь сердца (в вере и надежде) от Бога к день­гам, делает деньги богом, истин­ного Бога уни­что­жает для чело­века… Нес­тя­жа­ние – один из обетов мона­ше­ства; нес­тя­жа­нием и дев­ством или непо­роч­ным вдов­ством монах отли­ча­ется от миря­нина, обя­зан­ного соблю­дать все запо­веди Хри­стовы наравне с мона­хом: отвер­же­ние нес­тя­жа­ния есть отвер­же­ние мона­ше­ства, есть попра­ние обетов, данных при постри­же­нии в мона­ше­ство…
епи­скоп Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

Иноки мона­стыря аввы Фео­до­сия рас­ска­зали такой случай. По уставу осно­ва­теля их оби­тели у них был обычай в Вели­кий Чет­верг всем при­хо­дя­щим к ним убогим, вдовам и сиро­там выда­вать по извест­ной мере пше­ницы, вина и меда и по пять медных монет. Но одна­жды в окрест­но­стях мона­стыря слу­чился неуро­жай и хлеб стал про­да­ваться по доро­гой цене. Насту­пил пост, и братия ска­зали игу­мену: «Отче, не раз­да­вай в этом году пше­ницу, потому что у нас ее мало, при­дется поку­пать по доро­гой цене и оску­деет наш мона­стырь». Игумен отве­чал:
«Зачем нам остав­лять бла­го­сло­ве­ние нашего отца? Он поза­бо­тится о нашем про­пи­та­нии, а нам нехо­рошо пре­сту­пать его запо­ведь». Иноки, однако, не пере­ста­вали упор­ство­вать и гово­рили: «Нам самим мало, не дадим!». Опе­ча­лен­ный игумен, видя, что уве­ща­ния его ни к чему не ведут, сказал: «Ну, делайте как знаете». Насту­пил день раз­дачи, и бедные ушли ни с чем. Но что же слу­чи­лось? Когда после этого инок вошел в жит­ницу, он к ужасу своему увидел, что вся пше­ница заплес­не­вела и испор­ти­лась. Все узнали об этом. А игумен сказал: «Кто пре­сту­пает запо­веди насто­я­теля, тот бывает нака­зан. Раньше мы раз­да­вали по пять­сот мер пше­ницы, а теперь пять тысяч мер погу­били и сде­лали двой­ное зло: пре­сту­пили запо­ведь нашего отца и воз­ло­жили надежду не на Бога, а на жит­ницы наши».
«Пролог в поуче­ниях»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *