Любостяжание что это в библии
Сегодня мы говорим от двух стихах Писания. Но, об одном отрывке:
А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. …ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; (Еф.5:3, 6)
Интересное слово, «любостяжатель». Это слово практически ничего не говорит современному человеку, более того, я думаю, что оно ничего не говорило и современникам Синодального перевода. Это слово, скорее всего, было выдумано составителями этого перевода. Будучи переводчиком сам, я прекрасно понимаю, как часто появляется потребность в таких «выдуманных» словах. Но сегодня не о том, почему нам приходится выдумывать новые слова, давайте разберёмся с тем, что это такое на самом деле «любостяжатель»?
Библейская энциклопедия Архимандрита Никифора даёт такое определение: «Любостяжание (Кол 3:5) — излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ. Сей грех, воспрещаемый второю заповедью относится к идолопоклонству. Ап. Павел именно говорит: любостяжание есть идолопоклонство, потому что любостяжательный человек работает более богатству, нежели Богу».
Толковый словарь русского языка говорит: «ЛЮБОСТЯЖАНИЕ ср. устар. Страсть к наживе; корыстолюбие».
Эти два толкования, с одной стороны, нам что-то объясняют, но не всё. Например, «излишнее попечение о богатстве» не определяет, когда такое попечение становится «излишним». До какой меры оно уместно? В русскоязычном словарном пространстве мы видим только одно – слово в оригинале было довольно сложным, и пришлось выдумывать какой-то аналог. Стоит посмотреть оригинал, и попробовать разобраться там.
Это – греческое слово «плеонексия», которое лексикон Стронга переводит как «завидовать, домогаться, жаждать», а также даёт ещё несколько определений: жадность, алчность, мошенничество, жульничество, вымогательство и… назначение грабительских цен.
Расширив свой «понятийный аппарат», мы, как ни странно, сузили определение! Плеонексия, или любостяжание, это когда человек настолько чему-то завидует, что способен пойти на мошенничество, вымогательство, задирание цен до грабительского уровня.
Когда человек способен на плеонексию, он готов принести в жертву (пусть даже и без крови) других людей в угоду своей страсти, страсти к наживе. С этим мы разобрались. Теперь вернёмся к исходному стиху, чтобы посмотреть, что именно говорится про любостяжателей:
«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым… …ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога».
Вот это уже серьёзное заявление! Я не хочу опять вдаваться в споры кальвинистов и арминианцев, дискуссия «можем ли мы потерять спасение» длится уже много столетий. Однако, даже если здесь речь и не о потере спасения, хотим ли бы мы быть сиротами в Царстве Христовом? Хотим ли мы оказаться там без наследия?
Не думаю. Поэтому, сегодня нам увещевание, вспомнить, что мы созданы отдавать, а не отбирать. Тем из нас, кто в бизнесе – стоит пересмотреть свою ценовую политику, и задуматься, мы делаем бизнес как для Господа, или для того, чтобы обобрать окружающих? Я не о том, что мы должны работать в убыток или без прибыли, я о том, что цены должны быть справедливыми. Даже если рынок позволяет их задрать. Тем из нас, кто покупатели – задумайтесь, стоит ли искать самое дешёвое? В вечной погоне за дешевизной мы портим себе самим жизнь. Сегодня все ругают производителей колбас за то, что там нет мяса, а кто-нибудь задумывался, что началось это всё с вечного желания покупателя урвать подешевле? Это ведь тоже – плеонексия, тоже – любостяжание. Сегодня мы говорим с вами о грехе, в котором замешаны мы все, и избавиться от него – это большая внутренняя работа. Но вот что вам скажу: С Божьей силой – мы можем! С Божьей помощью – это доступно. Иначе, Он бы не ожидал от нас этого, и не судил бы за это.
И в заключение, ещё несколько стихов о плеонексии:
Лук.12:15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
2 Пет.2:3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
2 Пет.2:14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
Кол.3:5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение…
Любостяжание
«Итак, умертвите земные члены ваши:
блуд, нечистоту, страсть, злую похоть
и любостяжание, которое есть идолослужение»
( Кол.3:5 )
Любостяжа́ние — 1) алчность к приобретению материальных благ; 2) чрезмерное попечение о богатстве; 3) забота о земных благах сверх необходимого для жизни в ущерб правильным отношениям с Богом и ближними. Разновидность страсти сребролюбия.
Грех любостяжания относится к идолопоклонству, поскольку идол есть предмет обожествления, а любящий богатство (любостяжатель) обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой.
Апостол Павел говорит: любостяжание есть идолопоклонство ( Кол.3:5 ), а также «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» ( Еф.5:5 ).
Господь Иисус Христос предупреждает, что нельзя служить двум господам: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ).
Слово πλεονεξία (плеонексия) в разных местах русского текста Нового Завета переводится как лихоимство ( 1Кор.6:10 ), корыстолюбие ( Рим.1:29 ) и любостяжание ( Кол.3:5 ). Свт. Феофан Затворник объясняет суть этого явления как «пристрастие к имению и возложение на него упования, — чему возможно быть подвержену и при небольшом стяжании, как и свободным от сего возможно быть при большом».
Не надо заботиться ни о чем сверх необходимого для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности: надо быть чистым от всякого стяжания и щегольства.
В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем.
святитель Василий Великий
Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть.
Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю, который чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему понуждается труду.
…Ибо мучительство любостяжательности превосходит меру всякой жестокости. Поработив бедную душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытимые пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, не только нимало не насыщаемое, но всегда разжигаемое желанием большего.
святитель Григорий Нисский
Грешный человек любит многостяжание, а о правде нерадит, не помышляя о неверности, непостоянстве и кратковременности жизни, не помня о неподкупности и неизбежности смерти. Если же кто и в старости живет так постыдно и бессмысленно, то он, как гнилое дерево, не годится ни на какое дело.
преподобный Антоний Великий
При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь…
Если идешь путем к Царству, ничем не обременяй себя, ибо не угодно Богу, чтобы ты вошел в Его чертог, обремененный ношей. Если идешь к Царству, сбрось с себя лишнее. Разве будет чего-нибудь недоставать тебе в Царстве? Будь благоразумен. К Своей Трапезе призывает тебя Бог; сбрось всякое бремя. Соберись в путь без бремени и иди с Богом в Царство Его. Он ищет тебя, чтобы ты с Ним шел и с Ним вселился в Его чертог. Смотри, Царство Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи там Царства и без труда найдешь его. Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотей, из тенет греха, из дебрей лихоимства. Войди в самого себя, живи в себе, в тишине внутреннего, с умеренной и чистой душой, с покойным и смиренным духом. Войди в себя самого и ищи там Царства Божия, оно действительно там, как Сам Господь научил нас в Евангелии. В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что «Царствие Божие внутрь нас есть» ( Лк.17:21 ). Итак, вырвемся из сетей внешнего мира и будем в душах своих искать Царствия Божия; пока не найдем его там, не перестанем искать. И если не вселилось оно еще в нас, будем искать, как Господь учил нас: «Отче наш… да приидет Царствие Твое», и оно придёт, если будем об этом просить.
преподобный Ефрем Сирин
Если Сотворивший все единым Словом не имел «где приклонить голову» ( Мф.8:20 ), то ты, несчастный человек, зачем предаешься попечениям о суетном, зачем ослепляешься безумной несытостью? Рассмотри это и избери для себя благое.
Любостяжание – злая мать всех зол.
Душа не в состоянии преодолеть восстания духов, если не освободится от всех забот и попечении мира сего.
преподобный авва Исаия
Что возлюбил человек в этом мире, то и обременяет его мысль, влечет и пригибает к земле, не дает ей воспрянуть.
преподобный Макарий Египетский
Сильная и готовая на все любовь к стяжанию, не зная сытости, вынуждает плененную душу идти до крайнего предела зол. Будем отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой.
Как не бывает моря без волн, так и души, погруженной в заботы, – без скорбей, без страха; за первыми следуют другие, их сменяют третьи и не успеют они утихнуть, вздымаются новые.
Ничто так не подчиняет нас диаволу, как желание большего и любостяжание.
Когда злой навык или страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью: презрев временное удовольствие, я получу великую награду. Скажи своей душе: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия, но радуйся, потому что я готовлю для тебя Небо. Ты трудишься не для человека, но для Бога; потерпи немного и ты увидишь, какая произойдет отсюда польза; пребудь твердой в настоящей жизни и ты получишь неизреченную свободу. Если таким образом будем беседовать с душою, если будем представлять не одну тягость добродетели, но и венец ее, то скоро отвлечем ее от всякого зла.
Человек, слишком занятый земными делами, не может должным образом усвоить небесного, но по необходимости, заботясь об одном, лишается другого.
Душа, однажды плененная любостяжанием, уже не может легко и удобно удерживаться, чтобы не сделать или не сказать чего-либо такого, что прогневляет Бога, так как она стала рабой другого господина, который повелевает ей все, противное Богу.
Любовь к богатству – страсть не естественная… Отчего же она усилилась? От тщеславия и крайней беспечности.
Лихоимец отдаляется от Бога, как и идолослужитель.
Проклят жертвенник любостяжания! Если придешь к жертвеннику идолов, чувствуешь от него запах крови козлов и крови быков; если же подойдешь к жертвеннику любостяжания, почувствуешь тяжелый запах человеческой крови. А если остановишься здесь, то не увидишь ни сжигаемых птиц, ни запаха от них и поднимающегося дыма – увидишь принесенные в жертву человеческие жизни. Одни бросились с крутизны, другие накинули на себя петлю, третьи перерезали горло. Ты видел жертвы грубые и бесчеловечные. Хочешь ли посмотреть на еще более жестокие? Я покажу тебе не только человеческие тела, но и закланные человеческие души. Заклание душ преимущественно и совершается на жертвеннике любостяжания.
До каких пор будет продолжаться это неистовство наживы? До каких пор будет сжигать неугасимая печь? Разве вы не знаете, что этот пламень переходит в вечный неугасимый огонь?
Как погасить пламя любостяжания? Можно погасить, даже если оно поднялось до неба. Стоит только захотеть – и мы, без сомнения, одолеем это пламя. Как оно усилилось вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не наша свободная воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить, только пожелаем. Но каким образом может явиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам сопутствовать в Вечную Жизнь; что и здесь оно оставляет нас; что даже если оно пребывает здесь, раны от него идут с нами туда. Если посмотрим, как велики богатства, уготованные там, и если сравним с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи. Если заметим, что оно подвергает бесчисленным опасностям, что оно доставляет только временное удовольствие, смешанное с огорчением, если хорошо рассмотрим иное богатство, то есть то, которое уготовано в Вечной Жизни, тогда будем иметь возможность презреть богатство земное. Если вникнем в то, что богатство нисколько не приумножает ни славы, ни здоровья, ни чего-либо другого, а, напротив, погружает нас в бездну гибели, если узнаем, что несмотря на то, что здесь ты богат и имеешь много подчиненных, отходя туда, ты отойдешь одиноким и нагим, – если все это мы будем часто повторять и слышать от других, то, может быть, к нам возвратится здоровье, и мы избавимся от этого тяжкого наказания.
Насколько душа выше тела, настолько тяжелее раны, которые мы наносим себе каждый день заботами, соединенными со страхом и опасениями.
Руки даны для того, чтобы ты простирал их на молитву, но если ты не ведешь себя трезвенно, ты простираешь их на любостяжание.
Сбросим и мы бремя грехов, подобно Закхею… Перестанем похищать и начнем раздавать милостыню. Ибо если одно поднимает падающего, как милостыня, а другое тянет его на землю, как корыстолюбие, такое сражение противоположных сил разрывало бы человека. Итак, чтобы с нами этого не случилось, да не влечет нас к земле корыстолюбие и да не оставляет милостыня; так сделаемся мы легкими и взлетим.
святитель Иоанн Златоуст
Из людей любостяжательных и обидчиков одни знают, а другие и не знают, что грешат неисцелимо. Ибо неспособность чувствовать недуг, в котором находишься, – следствие усиления нечувствительности, которое заканчивается совершенным бесчувствием и омертвением. Поэтому таких людей более всего надо жалеть. Делать зло – более достойно сожаления, чем терпеть зло. Тем, которые делают зло (обижая людей из-за любостяжания), угрожает крайняя опасность, а у тех, которые терпят, ущерб касается только имущества. Притом первые не чувствуют своего сугубого омертвения… как дети, которые ни во что ставят то, что действительно страшно, и могут сунуть руки в огонь, а увидев тень, приходят в страх и трепет. Подобное этому бывает и с любителями стяжания: боясь бедности, которая не страшна, но еще и хранит от многих зол и содействует скромному образу мыслей, принимают за нечто великое неправедное богатство, которое страшнее огня, потому что обращает в прах и мысли, и надежды обладающих им.
преподобный Исидор Пелусиот
Кто хочет предстать перед Богом с чистым умом, но смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему себе ноги и покушающемуся быстро идти.
преподобный Иоанн Лествичник
Брат спросил старца: «Благослови мне иметь у себя две златницы по немощи тела моего». Старец, видя, что он желает удержать их у себя, сказал: «Имей». Брат возвратился в келлию, и его начали тревожить помышления: «Как ты думаешь? Благословил ли тебя старец иметь деньги или нет?». Встав, пришел он опять к старцу и так спросил его:
«Ради Бога, скажи мне истину, потому что помышления смущают меня по поводу двух златниц». Старец отвечал: «Я видел твое произволение иметь их, потому и сказал тебе: имей их, хотя и неполезно иметь более, чем сколько нужно для тела. Две златницы составляют надежду твою, как если бы Бог не промышлял о нас. Но может случиться, что ты потеряешь их, тогда погибнет и надежда твоя. Лучше возложи надежду на Бога, потому что Он печется о нас».
«Отечник»
Священное Писание называет сребролюбие идолослужением: сребролюбие переносит любовь сердца (в вере и надежде) от Бога к деньгам, делает деньги богом, истинного Бога уничтожает для человека… Нестяжание – один из обетов монашества; нестяжанием и девством или непорочным вдовством монах отличается от мирянина, обязанного соблюдать все заповеди Христовы наравне с монахом: отвержение нестяжания есть отвержение монашества, есть попрание обетов, данных при пострижении в монашество…
епископ Игнатий (Брянчанинов)
Иноки монастыря аввы Феодосия рассказали такой случай. По уставу основателя их обители у них был обычай в Великий Четверг всем приходящим к ним убогим, вдовам и сиротам выдавать по известной мере пшеницы, вина и меда и по пять медных монет. Но однажды в окрестностях монастыря случился неурожай и хлеб стал продаваться по дорогой цене. Наступил пост, и братия сказали игумену: «Отче, не раздавай в этом году пшеницу, потому что у нас ее мало, придется покупать по дорогой цене и оскудеет наш монастырь». Игумен отвечал:
«Зачем нам оставлять благословение нашего отца? Он позаботится о нашем пропитании, а нам нехорошо преступать его заповедь». Иноки, однако, не переставали упорствовать и говорили: «Нам самим мало, не дадим!». Опечаленный игумен, видя, что увещания его ни к чему не ведут, сказал: «Ну, делайте как знаете». Наступил день раздачи, и бедные ушли ни с чем. Но что же случилось? Когда после этого инок вошел в житницу, он к ужасу своему увидел, что вся пшеница заплесневела и испортилась. Все узнали об этом. А игумен сказал: «Кто преступает заповеди настоятеля, тот бывает наказан. Раньше мы раздавали по пятьсот мер пшеницы, а теперь пять тысяч мер погубили и сделали двойное зло: преступили заповедь нашего отца и возложили надежду не на Бога, а на житницы наши».
«Пролог в поучениях»
Стяжательство: что это за грех?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Многостяжание и любостяжание — разновидности страсти сребролюбия
Стяжательство, или многостяжание является одной из разновидностей страсти сребролюбия, которая в свою очередь относится к одному из семи смертных грехов.
Андрей Шишки. «Ростовщик»
Значение слова
Потому и нужно «отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой» (Иоанн Златоуст). По словам апостола Павла:
Отношение к богатству в православном христианстве
По словам преподобного богоносного отца Ефрема Сирина нужно придерживаться святоотеческого правила, смысл которого в том, что мера приобретения не должна быть больше потребности человека.
Накопление денег и имущества сверх необходимого
Сребролюбием называется страсть души человека к обладанию деньгами и имуществом сверх необходимого при определенных условиях.
П о мнению святых отцов страсть сребролюбия является не естественной для души человека, потому что она чужеродна человеческой природе. Этим и отличается от других страстей. Страст ь блудная и чревоугодие присущи людям по природе, так как ч еловек имеет плоть. А сребролюбие – другая болезнь, подступает к человеку извне, но если ее однажды допустить в сердце, то она может стать самой опасной, которую сложно побороть.
Берегись этой язвы, которая и душу и тело навечно умерщвляет (1 Кор.6,10; Еф.5,5).
Е сли учесть, что сегодняшнее общество – это общество потребления материальных благ, удовольствий, развлечений, то для удовлетворения этих потребностей нужно все больше и больше денег. Даже д етей со школьной скамьи учат быть успешными, чтобы в будущем занимать высокие должно сти и зарабатывать много денег.
Отчего же усиливается страсть сребролюбия? По мнению христианского учителя и проповедника Иоанна Златоуста:
«От тщеславия и крайней беспечности. Страсть к деньгам сильнее и неистовее других страстей и может причинить большие скорби. Сребролюбцы не наслаждаются и тем, что имеют, как потому что не уверены в своей безопасности, так и потому, что устремлены тому, чего еще не получили».
Страсть к преумножению богатства актуальна и сегодня. Л юди превыше духовных ценностей ставят материальные. Когда молодых людей, недавно создавших семью, спрашивают: «Когда родите?» Они отвечают: «Сначала надо на ноги встать, пожить для себя».
Что говорит Евангелие о материальных благах
Е ще одна притча о сребролюбии (Лк.16:19 – 31). В этой притче богатей с помощью промысла Божьего имел достаток и мог легко помочь нищему, который лежал у ворот его дома и был бы рад хоть крошкам с его стола. Но в сердце сребролюбца нет любви, а потому глух о оно к чужим страданиям.
В чем заключается корень всех зол
«Сребролюбие является причиной всех зол: корыстолюбия, скупости, черствости, неверия (или вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками».
Из-за страсти к деньгам совершают ся бесчисленные злодеяния. О бман, воровство, конфликты, нарушения прав человека, преступления в различных сферах, войны, убийства, нарушение законов государственных и Божьих. Сребролюбие разрушает семейные узы, разбивает дружбу между друзьями и даже целыми народами, из-за него предают Отечество, измен яют своему войску.
Жадность, корыстолюбие, тщеславие, мшелоимство, алчность, жестокость, подлость – это приобретенные страсти, которые присовокупляются в связи с укоренением в человеке сребролюбия.
Откуда берется сребролюбие изначально? Зар одиться эта страсть может по нескольким причинам:
Господь знает нужду каждого человека: кому, сколько, чего и в какой жизненный момент потребно. П роблема в том, что люди не доверяют Господу. И з-за маловерия надеются только на свои силы и вязнут в страстях.
Что делать, если стяжательство укоренилось в сердце
З аботиться о стяжании духовных даров, а не земных.
Б лагодарить Бога за то, что есть.
Не роптать на Господа, а довериться Ему.
Не стремиться к богатству (не стяжать) .
Т очно определить меру приобретения.
Ведь грех, когда сверх меры, когда на «черный день», когда про запас. А если подкопить на паломническую поездку или в санаторий на лечение – это не грех.
И сцелять себя с помощью подаяния.
Ярким примером нестяжания и милосердия можно считать золотопромышленника Сибирякова Иннокентия Михайловича(1860г.). С юнос ти он занимался меценатством. С т р оил обители и храмы, музеи и библиотеки, больницы и приюты. Он финансово помогал университетам, гимназиям, Русскому Географическому обществу, поддерживал научные и литературные проекты, выделял пособия рабочим.
Любостяжание что это в библии
«При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15).
«Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это — сыны проклятия» (2 Пет. 2:14).
«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3).
«Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф, 5:5).
«Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (Кол. 3:5-6).
Любостяжание — это корыстолюбие, жадность к богатствам, алчность, ненасытность (В. Даль).
Любостяжание — означает жажду обладать все большим, не заботясь о других и даже в ущерб им. Оно в большей мере совпадает с вожделением, то есть извращением желания, но как бы усиливает некоторые его особенности; это вожделение неистовое и почти ненасытное (Еф. 4:19), совершенно противоположное любви к ближнему, в особенности к бедным, и устремление преимущественно к земным благам, богатству и деньгам (словарь библ. богословия, с. 537).
Проявления и последствия любостяжания
Любостяжание прямо противоположно любви к ближнему, в особенности к бедным, оно — безжалостный злодей с иссохшей рукой.
Любостяжание есть начало всякого греха: желая наслаждений только для себя и получать для себя самого то, что дается любовью Божией на служение Ему, любостяжатель ставит на место Бога некое тварное благо и наконец самого себя.
Иисус Христос уничижил Самого Себя, приняв образ раба (Флп. 2:7), любостяжатель же вожделеет все большего, похищает чужое и ревниво бережет захваченное. В противоположность Христу, Который, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8:9), любостяжатель эксплуатирует бедных (Иак. 5:1-5) (словарь библ. богословия, с. 539).
Любостяжание есть идолопоклонство, и человек корыстолюбивый впадает в идолопоклонство.
Любостяжание такой же грех, как убийство, идолослужение и волшебство.
Любостяжание — злая мать всех зол.
О грехе любостяжания в Библии сказано больше, чем о пьянстве.
В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем (Василий Великий).
Любовь к богатству — страсть не естественная. От чего же она усилилась? От тщеславия и крайней беспечности (Иоанн Златоуст).
Любостяжатель отдаляется от Бога, как и идолослужитель. Любостяжание завлекло Лота в Содом. Любостяжание погубило Ахана и всю его семью.
Любостяжание завладело сердцем пророка Валаама и ввело его в грех.
Любостяжание увело от Бога сыновей Самуила. За любостяжание Гиезий был поражен проказой.
Любостяжание заставило богатого юношу отойти от Христа с печалью.
Любостяжание привело Иуду к тому, что он предал своего Учителя.
Любостяжательный не щадит ни отца, ни матери, ни братьев, ни друга (Блаженный Августин).
Любостяжательное сердце уподобляется огню, который дальше и дальше идет по сгораемому веществу, одно разрушает, другое охватывает.
Любостяжатель — это человек, который никогда не довольствуется тем, что у него есть. Он постоянно стремится иметь больше и больше.
Человек, слишком занятый земными делами, не может должным образом усвоить небесного, но по необходимости, заботясь об одном, лишается другого (Иоанн Златоуст).
Сильная и готовая на все любовь к стяжанию, не зная сытости, вынуждает плененную душу идти до крайнего предела зол. Будем отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой (Иоанн Златоуст).
Ибо мучительство любостяжательности превосходит меру всякой жестокости. Поработив бедную душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытные пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполняемое чрево, не только нимало не насыщаемое, но всегда разжигаемое желанием большего (Григорий Нисский).
Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю, который чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему понуждается труду (Григорий Нисский).
Ничто так не подчиняет нас диаволу, как желание большего и любостяжание (Иоанн Златоуст).
Когда злой навык или страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью, презрев временное удовольствие, я получу великую награду. Скажи своей душе ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия, но радуйся, потому что я готовлю для тебя Небо. Ты трудишься не для человека, но для Бога; потерпи немного и ты увидишь, какая произойдет отсюда польза; пребудь твердой в настоящей жизни и ты получишь неизреченную свободу. Если таким образом будем беседовать с душою, если будем представлять не одну тягость добродетели, но и венец ее, то скоро отвлечем ее от всякого зла (Иоанн Златоуст).
Как не бывает моря без волн, так и души, погруженной в заботы, — без скорбей, без страха; за первыми следуют другие, их сменяют третьи и не успеют они утихнуть, вздымаются новые (Иоанн Златоуст).
Самое опасное в жизни христианина то, что грех сребролюбия и любостяжания не считается ужасным.
Никто не вредит так обществу, как лихоимцы и любостяжатели. От них люди стонут больше, нежели от иноземных врагов.
Все грехи стареют с человеком; одна любостяжательность юнеет с каждым днем (Амвросий Медиоланский).
Человек оказывается во власти денег чаще, чем деньги во власти человека.
При любостяжании не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь (Ефрем Сирин).
Что возлюбил человек в этом мире, то и обременяет его мысль, влечет и пригибает к земле, не давая ей воспрянуть (Макарий Египетский).
Грешный человек любит многостяжание, а о правде нерадив, не помышляя о неверности, непостоянстве и кратковременности жизни, не помня о неподкупности и неизбежности смерти. Если же кто и в старости живет так постыдно и бессмысленно, то он, как гнилое дерево, не годится ни на какое дело (Антоний Великий).
Горе любостяжательному! Богатство от него бежит; ожидают его печали (Нил Синайский).
Любостяжатель никогда не бывает доволен тем, что имеет.
О, сколько жертв было поглощено любостяжанием во все века!
Как погасить пламя любостяжания? Можно погасить, даже если оно поднялось до неба. Стоит только захотеть — и мы, без сомнения, одолеем это пламя. Как оно усилилось вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не наша свободная воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить, только пожелаем. Но каким образом может явиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам сопутствовать в вечную жизнь; что и здесь оно оставляет нас; что даже если оно пребывает здесь, раны от него идут с нами туда. Если посмотрим, как велики богатства, уготованные там, и если сравним с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи. Если заметим, что оно подвергает бесчисленным опасностям, что оно доставляет только временное удовольствие, смешанное с огорчением, если хорошо рассмотрим иное богатство, то есть то, которое уготовано в вечной жизни, тогда будем иметь возможность презреть богатство земное. Если вникнем в то, что богатство нисколько не приумножает ни славы, ни здоровья, ни чего-либо другого, а, напротив, погружает нас в бездну гибели, если узнаем, что несмотря на то что здесь ты богат и имеешь много подчиненных, отходя туда, ты отойдешь одиноким и нагим, — если все это мы будем часто повторять и слышать от других, то, может быть, к нам возвратится здоровье и мы избавимся от этого тяжкого наказания (Иоанн Златоуст).
Руки даны для того, чтобы ты простирал их на молитву, но если ты не ведешь себя трезвенно, ты простираешь их на любостяжание (Иоанн Златоуст).
Сбросим с себя бремя грехов, подобно Закхею. Перестанем похищать и начнем раздавать милостыню. Ибо если одно поднимает падающего, как милостыня, а другое тянет на землю, как корыстолюбие, такое сражение противоположных сил разрывало бы человека. Итак, чтобы с нами этого не случилось, да не влечет нас к земле корыстолюбие и да не оставляет милостыня; так сделаемся мы легкими и взлетим (Иоанн Златоуст).
Из людей любостяжательных и обидчиков одни знают, а другие не знают, что грешат неисцелимо. Ибо неспособность чувствовать недуг, в котором находишься, — следствие усиления нечувствительности, которое заканчивается совершенным бесчувствием и омертвением. Поэтому таких людей более всего надо жалеть. Делать зло — более достойно сожаления, чем терпеть зло. Тем, кто делает зло (обижая людей из-за любостяжания), угрожает крайняя опасность, а у тех, кто терпит, ущерб касается только имущества. Притом первые не чувствуют своего сугубого омертвения, как дети, которые ни во что ставят то, что действительно страшно, и могут сунуть руки в огонь, а увидев тень, приходить в страх и трепет. Подобное этому бывает и с любителями стяжания: боясь бедности, которая не страшна, но еще и хранит от многих зол и содействует скромному образу мыслей, принимают за нечто великое неправедное богатство, которое страшнее огня, потому что обращает в прах и мысли, и надежды обладающих им (Исидор Пелусиот).
Из всего даже потребного нам мы должны иметь только необходимое, а не излишнее.
Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть (Григорий Нисский).
Не надо заботиться ни о чем сверх необходимого для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности: надо быть чистым от всякого стяжания и щегольства (Василий Великий).
Грех любостяжания — стремление, страсть, сильнейшая тяга к обладанию. Это потребность в том, что, на самом деле, не нужно, или в том, что превышает наши нужды и права. Любостяжание представляет из себя вид идолопоклонства: если человек видит нечто и страстно желает его приобрести, он делает этот предмет своим божеством, к которому устремляется всеми силами своей души и своего тела.
Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотей, из тенет греха, из дебрей лихоимства (Ефрем Сирин).