Люди чаще всего выбирают профессиональную деятельность потому что
Основы профессионального самоопределения
Разделы: Технология
1. Организационный момент.
Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности к уроку.
2. Изложение нового материала.
а) Краткая беседа в форме диалога с учащимися о труде, как неотъемлемой потребности человека.
b) Объяснение учителя/
В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельным, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.
Выбор профессии часто определяет весь дальнейший жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь себя в этот момент от возможных ошибок и стремиться, чтобы будущая работа человека была успешной и приносила удовлетворение.
Выбирая профессию, о чем мы думаем прежде всего? Прежде всего о том, нравиться ли самому человеку та или иная профессия и рабочая специальность. Интересная ли она ему? В дальнейшем необходимо понять, какими способностями и интересами обладает человек, какие из способностей и интересов могут стать профессионально важными качествами. Следующий этап – обзор рынка труда – изучение популярности выбранной профессии в обществе, спрос на специалистов определенной области и материальные условия труда в данной специальности. Помимо этого на выбор профессии могут повлиять взгляды родителей, близкого социального окружения, средства массовой информации – ТВ, Интернет. Однако окончательный выбор профессиональной области и конкретной профессии – это “самоопределение” подростка, т.е. самостоятельное и осознанное решение относительно какой-либо значимой проблемы, определения себя в дальнейшей жизни. Помощь в выборе будущей профессии – является целью нашего урока “Профессионально самоопределение”.
Окружающие нас люди ежедневно занимаются трудом. Спрашиваем: зачем человеку трудиться?
Труд удовлетворяет следующие потребности:
Древнегреческий врач Гиппократ сказал: “праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность, напротив того, устремление к чему-либо, приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни”.
Труд не только создает материальные и духовные ценности, блага, но и служит средством самовыражения и развития личности, укрепляет позицию человека в обществе. По мнению Л.Н.Толстого: “Ничто не так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство”.
Создавать самого себя – это труд, кропотливый труд на все жизнь.
Историческая справка: прежде таких проблем не было, все определял “крепостной устав”, ему следовали до XVII века. Кто в каком сословии родился, там и пригодился: государству были нужны люди четырех чинов – освященный чин (духовенство), служивый чин (военная и государственная служба), торговый (купцы) и земледельный чин (крестьяне). С тех пор многое изменилось: быстрая смена условий жизни, рыночные отношения, определенная нестабильность и непредсказуемость нашей действительности делают задачу выбора профессии очень сложной.
Самовыражение личности есть проявление своего “Я”, своей индивидуальности. Происходит это в процессе труда, когда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется человек и как результат – совершенствуется личность.
Каждый хотел бы быть профессионалом высокой квалификации. А кто такой профессионал? Это грамотный специалист, работающий качественно с учетом тонкостей и “секретов” своего дела. Профессионалом может быть любой специалист: токарь, слесарь, водитель, врач, журналист. Испокон веков в обществе существовало огромное уважение к профессионалу высокого класса. Профессионалы – люди разносторонние и высокообразованные, не замыкаются в узкой области своего интереса, часто являются изобретателями всяких новшеств и технических устройств. Например, всемирно известный российский хирург-травматолог Г.А. Илизаров, не менее известный хирург-офтальмолог С.Н.Федоров, который был еще и прекрасным бизнесменом. Трудовая биография складывается по-разному, но люди чувствуют себя хорошо, здоровы и счастливы, если занимаются делом, которое им по душе, соответствует их способностям и адекватно оценивается. Выбирая профессию, человек не только проектирует свою судьбу, но и формирует общество, его экономику.
Самое главное – выбрать профессию так, чтобы работа была успешной и приносила удовлетворение. Все что способствует такому выбору – хорошо, все, что мешает – плохо.
3. Самостоятельная работа.
“Ошибки и затруднения в выборе профессии”. См. Учебник,стр.11-12
4. Закрепление материала.
5. Домашнее задание.
Используя карточки-задания, закончите 12 предложений:
Параграф 1 (стр. 6,7, 10-13, вопросы).
Практическая работа (табл.2)
Пути получения профессии. Возможность профессионального роста.
Формирование актуального для подростков «информационного поля» и знакомство с новыми профессиями на рынке труда.
Просмотр содержимого документа
«Пути получения профессии. Возможность профессионального роста.»
Пути получения профессии.
Возможность профессионального роста.
И все ж когда-нибудь
Остановись и оглянись
На пройденный свой путь.
Дороги, которые мы выбираем.
(училища, лицеи, курсы,
Основная школа 9 класс
К особой группе относятся сравнительно
Общеобразовательные школы, лицеи, гимназии,
Производство, профессиональные училища
Средние специальные учебные заведения
(колледжи, техникумы, училища)
Высшие учебные заведения (университеты,
Способы получения информации о профессиях и учебных заведениях города
По данным Министерства образования и науки (см. журнал «Служба кадров», №7 за 2004г.), через 5 лет прогнозируется
потребность в следующих специальностях:
Химия и биология, экология и
Лечебное дело, педиатрия, медико-
профилактическое дело, сестринское дело,
Регионоведение, национальная экономика,
математические методы в экономике,
Ступени высшего профессионального образования.
В Российской Федерации установлены следующие
ступени высшего профессионального образования:
присвоением квалификации «бакалавр» (срок обучения
присвоением квалификации «дипломированный
специалист» (срок обучения не менее 5 лет)
присвоением квалификации (степени) «магистр» (срок
обучения не менее 6 лет)
это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Профессиональная карьера тесно связана с профессиональным становлением и мастерством. В содержание профессиональной карьеры включается более высокая оплата труда, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, общественная оценка трудовых заслуг, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Структура плана профессиональной карьеры
Десять шагов к уверенности в себе.
сторонах и соответственно сформулируйте,
чего вы хотите от жизни.
2. Никогда не говорите о себе плохо, за вас это
3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к
своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.
4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают
неуверенность. Постарайтесь им помочь.
5. Наметьте для себя 2-3 главные цели в жизни.
6. Подумайте, какие промежуточные цели
необходимы для достижения главных целей.
7. Решите, что необходимо предпринять для их
достижения, и выполняйте свое решение.
8. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим
целям, хвалите себя.
10. Если вы уверены в себе, то препятствие станет для вас
вызовом, а вызов побуждает к действиям.
Современные технологии профориентационной работы с молодежью. Психологическое тестирование. Рекомендации по выбору профессии и учебного заведения
Справочная система «Экспресс-абитуриент».
Новости образования, справочник ВУЗов,примеры
тестовых испытаний, программы экзаменов.
Рекомендации по выбору профессии.
Правила, о которых следует помнить при выборе работы и поиске рабочего места:
Презентация «Современный рынок труда и пути получения профессии»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
«Современный рынок труда и пути получения профессии.»
Описание слайда:
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
А. С. Пушкин
Сказка «О попе и работнике его Балде»
Описание слайда:
Описание слайда:
Профессия, специальность, должность
Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы (учитель, инженер, слесарь, врач)
Специальность – это ограниченная область профессиональной деятельности, более узко направленная, требующая более глубокой конкретизации (учитель биологии, технологии, физики; врач-педиатр, окулист, хирург, стоматолог, инженер-конструктор, слесарь-сантехник, слесарь автомобилей, слесарь-заточник )
Должность – это служебное положение работника в учреждении, на предприятии, определяющие его обязанности и оплату труда (директор школы, начальник отдела, главный инженер)
Описание слайда:
Описание слайда:
Рынок труда
Рынок – место встречи спроса и предложения.
Рынок труда – система отношений между работниками и работодателями, которая регулируется соотношением спроса на рабочую силу и ее предложения. Характеризуется количеством специалистов, количеством рабочих мест и заработной платы специалистов.
Описание слайда:
Государственная служба занятости населения
Государственные услуги в сфере занятости
Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
Информирование о положении на рынке труда
Ярмарки вакансий и учебных мест
Профессиональная ориентация, психологическая поддержка,
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение
квалификации
Социальные выплаты безработным гражданам
Оплачиваемые общественные работы
Временное трудоустройство
Социальная адаптация
Содействие самозанятости
Содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для трудоустройства
Описание слайда:
Описание слайда:
Существует несколько путей получения профессии.
Во-первых, вы можете получить профессию, отучившись в профессиональном училище, колледже. Там часто готовят слесарей, парикмахеров, поваров, а также учат по другим направлениям.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Рекомендации по выбору профессии.
Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по своему.
Осознайте ценность вашего выбора, изучайте профессию и все, что с ней связано.
Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
Описание слайда:
Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
Выбирать следует не только профессию, а и с нею образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям. Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
Описание слайда:
Закончите предложение.
Люди работают ради …
В любом профессиональном труде самое важное …
Выбирая профессию, люди чаще всего руководствуются …
При выборе профессии люди чаще всего не учитывают …
Мое будущее кажется мне …
Я выбираю эту профессию потому, что …
Избранная трудовая деятельность требует от меня …
Мне кажется, что избранная мною профессия будет способствовать …
Думаю, что моя профессия позволит мне …
Моя профессиональная деятельность даст мне возможность …
Избранная мною профессия обеспечивает …
Люди чаще всего выбирают профессиональную деятельность потому, что …
Описание слайда:
Десять шагов к уверенности в себе.
Описание слайда:
В мире столько разных дорог – выбери свою.
И не важно, кем ты войдешь в жизнь взрослую.
Важно радость людям дарить,
Доброту в душе сохранить,
Ведь не просто на свете ЧЕЛОВЕКОМ быть!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20
Савенкова Наталия Александровна, 254-560-442
Урок «Основы профессионального самоопределения»
Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности к уроку.
В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельным, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.
Выбор профессии часто определяет весь дальнейший жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь себя в этот момент от возможных ошибок и стремиться, чтобы будущая работа человека была успешной и приносила удовлетворение.
Выбирая профессию, о чем мы думаем прежде всего? Прежде всего о том, нравиться ли самому человеку та или иная профессия и рабочая специальность. Интересная ли она ему? В дальнейшем необходимо понять, какими способностями и интересами обладает человек, какие из способностей и интересов могут стать профессионально важными качествами. Следующий этап обзор рынка труда изучение популярности выбранной профессии в обществе, спрос на специалистов определенной области и материальные условия труда в данной специальности. Помимо этого на выбор профессии могут повлиять взгляды родителей, близкого социального окружения, средства массовой информации ТВ, Интернет. Однако окончательный выбор профессиональной области и конкретной профессии это «самоопределение» подростка, т.е. самостоятельное и осознанное решение относительно какой-либо значимой проблемы, определения себя в дальнейшей жизни. Помощь в выборе будущей профессии является целью нашего урока «Профессионально самоопределение».
Окружающие нас люди ежедневно занимаются трудом. Спрашиваем: зачем человеку трудиться?
Труд удовлетворяет следующие потребности:
Древнегреческий врач Гиппократ сказал: «праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность, напротив того, устремление к чему-либо, приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни».
Труд не только создает материальные и духовные ценности, блага, но и служит средством самовыражения и развития личности, укрепляет позицию человека в обществе. По мнению Л.Н.Толстого: «Ничто не так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».
Создавать самого себя это труд, кропотливый труд на все жизнь.
Историческая справка: прежде таких проблем не было, все определял «крепостной устав», ему следовали до XVII века. Кто в каком сословии родился, там и пригодился: государству были нужны люди четырех чинов освященный чин (духовенство), служивый чин (военная и государственная служба), торговый (купцы) и земледельный чин (крестьяне). С тех пор многое изменилось: быстрая смена условий жизни, рыночные отношения, определенная нестабильность и непредсказуемость нашей действительности делают задачу выбора профессии очень сложной.
Самовыражение личности есть проявление своего «Я», своей индивидуальности. Происходит это в процессе труда, когда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется человек и как результат совершенствуется личность.
Каждый хотел бы быть профессионалом высокой квалификации. А кто такой профессионал? Это грамотный специалист, работающий качественно с учетом тонкостей и «секретов» своего дела. Профессионалом может быть любой специалист: токарь, слесарь, водитель, врач, журналист. Испокон веков в обществе существовало огромное уважение к профессионалу высокого класса. Профессионалы люди разносторонние и высокообразованные, не замыкаются в узкой области своего интереса, часто являются изобретателями всяких новшеств и технических устройств. Например, всемирно известный российский хирург-травматолог Г.А. Илизаров, не менее известный хирург-офтальмолог С.Н.Федоров, который был еще и прекрасным бизнесменом. Трудовая биография складывается по-разному, но люди чувствуют себя хорошо, здоровы и счастливы, если занимаются делом, которое им по душе, соответствует их способностям и адекватно оценивается. Выбирая профессию, человек не только проектирует свою судьбу, но и формирует общество, его экономику.
Самое главное выбрать профессию так, чтобы работа была успешной и приносила удовлетворение. Все что способствует такому выбору хорошо, все, что мешает плохо.
«Ошибки и затруднения в выборе профессии». См. Учебник,стр.11-12
Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе
Выбор профессии: по любви или по расчету?
Чтобы перечислить основные мотивы выбора профессиональной деятельности, хватит пальцев одной руки.
Наиболее понятный и очевидный мотив труда – деньги. Немецкий психолог Эрих Фромм называет этот мотив «стяжательским» и одним из деструктивных, а тип человека – рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо подороже продать. Деньги – полезная вещь, но грустно было бы сводить смысл работы к заработку. Хотя традиционно профессией называется деятельность, направленная на благо общества, существует масса «услуг» на грани или за гранью закона, перечислять которые мы здесь не будем.
Повышенная потребность быть в центре внимания нередко приводит человека на телевидение, в политику, мир моды, журналистику, шоу-бизнес. Хорошо, если этот мотив подкреплен талантом и трудолюбием. Если нет – мир получит еще одного безголосого певца, бездарного журналиста, назойливого шоумена, самовлюбленного политика. Стремление к славе как ведущий мотив деятельности блокирует творческие способности и разрушает личность. В последние годы резко выросло число школьников, которые хотят быть писателями при отсутствии литературных способностей – только для того, чтобы написать книгу, издать хотя бы в одном экземпляре и поставить на полку как предмет гордости.
Еще один мотив выбора профессии – стремление к власти. Если власть – не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества.
Эти мотивы образуют триаду: жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремлении к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Многие старшеклассники хотят быть чиновниками, политиками и депутатами потому, что эти профессии отвечают их потребностям в деньгах, славе и власти.
Пользуясь аналогией с выбором спутника (или спутницы) жизни, эти мотивы характеризуют профессиональный выбор как «брак по расчету». Не касаясь этической стороны вопроса, отмечу, что профессиональная успешность и удовлетворенность трудом в этих случаях проблематичны, логическое развитие деструктивных мотивов обычно приводит к эмоциональному выгоранию и психическим расстройствам.
К счастью, еще есть люди, движимые иными мотивами.
Творчество – ведущий мотив труда людей, для которых работа – средство самореализации, а не самопрезентации, самоутверждения или только заработка. Творческое отношение к труду – это основа профессиональной успешности. Хотя творчество традиционно связывают с искусством и наукой, оно может проявляться в любой деятельности. Творческая личность постигает мир через любовь и разум.
Служение как мотив труда встречается все реже. Возможно, поэтому в наше время такая редкость – хорошие врачи и учителя, предупредительные продавцы, вежливые официанты. Ратное дело традиционно называется службой. В классической актерской среде принято говорить: «Я служу в театре», что подчеркивает высокий смысл актерского ремесла. Служение – это не столько вид деятельности, сколько отношение к своему делу.
Эти мотивы тесно связны с любовью как целью и смыслом любой деятельности. Они дают нам силы и возможности достигать душевного комфорта, хотя не всегда избавляют от материальных проблем. Чаще всего по специальности работают молодые люди, выбирающие профессию «по любви».
Наверное, возможны отношения с профессией по типу «стерпится – слюбится», когда с годами начинаешь любить дело, выбранное из практических соображений. Но в моей практике психолога-профконсультанта такие не встречались – возможно, потому, что человек, преодолевший противоречие «по любви или по расчету?», в услугах психолога не нуждается.
В чистом виде все пять мотивов встречаются разве что в книгах – у каждого человека свои пропорции, которые меняются вместе с обстоятельствами и мироощущением. Осознание своих мотивов требует смелости и честности. Но без этого правильный выбор профессии проблематичен, так как предполагает понимание: «Что я хочу от будущей профессии?».
Авторская Методика «Иерархия мотивов труда»
Инструкция: оцените каждый из пяти вариантов ответа по степени их привлекательности для вас, обведя одну из цифр от 5 баллов за самый привлекательный для вас вариант до 1 балла за самый непривлекательный. Цифры в каждой группе ответов не должны повторяться!