Люфт руля что это
Какой люфт должен быть в рулевом управлении, как устранить
Люфт — термин в механике, который подразумевает наличие свободного хода у элемента механической системы. Он представляет собой параметр, по которому можно судить о величине движения упомянутого выше узла для получения ответа со стороны другого — управляемого узла.
Другими словами, размер люфта характеризуется как величина поворота или смещения управляемого элемента, которое не приводит к каким-либо изменениям в объекте.
Применительно к автомобилю и рулевому управлению — угол поворота руля, при котором машина продолжает движение в неизменном направлении.
Что подразумевается под суммарным люфтом рулевого колеса?
Еще один термин, требующий рассмотрения — «суммарный люфт». Под ним подразумевается общий угол, отсчет которого начинается при крайнем положении рулевого колеса с одной стороны, когда начинается поворот, до противоположного положения, когда машина начинает движение в другом направлении.
Чтобы разобраться в принципах работы суммарного люфта, важно понимать конструкцию и особенности работы системы управления. Если исходить из технической составляющей, принцип действия люфта имеет следующий вид.
В передаче рулевых тяг присутствует шток, который фиксируется с небольшим зазором в один-два миллиметра.
Это расстояние необходимо для защиты узлов зацепления рулевой системы от износа по причине чрезмерного трения.
Наличие зазора — технологическое решение, позволяющее держать зацеп в необходимом положении и не касаться к поверхности зубцов.
Для водителя этот параметр представляет собой свободный ход рулевого колеса, позволяющий получить более точное управление автомобилем и чувствовать, в какой момент изменяется направление движения транспортного средства.
По сути, это полное расстояние, которое проходит руль, прежде чем машина поедет в левую или правую сторону.
Многие ошибочно считают это явление негативным и пытаются от него избавиться. Не стоит этого делать, ведь люфт в рулевом управлении — норма для каждого автомобиля. Другое дело, что он должен иметь строго определенную величину.
Здесь прослеживается интересная закономерность — чем большие габариты имеет авто, тем более высоким является показатель люфта.
В процессе измерения суммарного люфта обязательно соблюдение ряда условий:
Проверка суммарного люфта производится посредством измерения угла поворота управляющего колеса между фиксированными позициями изменения движения в левую и правую сторону.
Для получения точных параметров измерение производится от двух и более раз.
Что такое начало поворота рулевого колеса?
Помимо рассмотренного выше, существует еще один термин, о котором нужно знать — начало поворота управляемого колеса.
Под этим параметром скрывается угол поворота колеса на 0,06 градуса с погрешностью 0,01 градус в одну и другую сторону.
Измерение параметра производится при отталкивании от позиции прямолинейного движения.
Допустимые люфты в автомобилях
В ПДД прописаны нормированные показатели суммарного люфта для различных автомобилей. Кроме того, этот параметр не должен превышать цифр, указанных в документации по эксплуатации машины.
Если в бумагах производителя отсутствуют специальные рекомендации, люфт должен быть следующим:
Также существуют отдельно взятые рекомендации для некоторых моделей:
Причины большого люфта
Объяснением увеличения люфта могут быт изменения в конструктивных особенностях рулевого управления, а также разрушение их элементов.
К основным причинам можно отнести:
Если говорить в целом, люфт возникает при неисправности в цепочке между рулевым колесом и колесами.
Чтобы выяснить причину, необходимо пройти всю цепочку и определить «слабые» места. Главное — убедиться, что речь идет именно о повышенном свободном ходе, а не о других проблемах.
К другим причинам люфта в рулевом управлении можно отнести:
Признаки поломки
Как отмечалось выше, для эффективного устранения неисправности ее необходимо своевременно диагностировать. Для этого достаточно знать признаки люфта в рулевом управлении.
К основным симптомам можно отнести:
При настройке люфта рулевого управления стоит брать во внимание рекомендации производителя и правила ПДД.
Настроенный параметр не должен превышать верхний предел, но и занижать показатель также не стоит.
Слишком низкий люфт рулевого колеса может привести к дополнительному дискомфорту и ухудшению управляемости автомобилем.
При этом не стоит игнорировать появление маленького люфта, ведь со временем этот параметр может увеличиться, и тогда бороться с проблемой будет сложнее.
Да и неудобно управлять машиной, когда постоянно приходится «ловить дорогу» и вращать рулевым колесом в одну и другую сторону.
Также читайте про причины стука при повороте руля.
Диагностика проблемы и применяемые приборы
Чтобы определить, соответствует ли параметр норме, необходимо сделать небольшую проверку.
Чтобы точно убедиться в наличии проблемы, можно использовать специальный прибор — люфтомер.
С его помощью можно проверить общий (суммарный) люфт в системе.
Одним из вариантов прибора является К 524 М или ИСЛ-М, которые могут применяться обычными автовладельцами и профессионалами на СТО.
С помощью люфтомера удается определить величину свободного хода всего за три минуты, в том числе с учетом монтажа и снятия устройства.
Алгоритм действий при диагностике люфта рулевого управления следующий:
Такая проверка считается отличным вариантом для водителей, которым необходима точная и быстрая информация.
При этом не имеет значения, как была диагностирована проблема. Если люфт в рулевом управлении превышает норму, он должен быть устранен.
Как устранить неисправность: основные способы
Чтобы отрегулировать рулевое управление, потребуется стандартный набор инструментов, позволяющих настроить крепление.
Если ручное измерение или прибор К 524 М показал неподходящий результат, стоит сделать следующее:
Следующим шагом в регулировке может быть настройка шарниров рулевых тяг.
Сделать это в условиях гаража сложнее, ведь для выполнения работы потребуется эстакада, смотровая яма или подъемник.
С большой вероятностью вы увидите, что шарниры повреждены, а это свидетельствует о необходимости подтяжки винтов. Кроме того, стоит протянуть и рулевые тяги.
Если устранить люфт описанными выше методами не удается, остается только одно решение — разобрать механизм рулевого управления и поменять вышедшие из строя детали.
При отсутствии необходимого опыта и знаний можно обратиться к опытным специалистам на СТО.
Рулевой люфт автомобиля: особенности диагностики и ремонта
Вопросы, рассмотренные в материале:
Рулевой люфт автомобиля – явление распространенное. Более того, даже в новых автомобилях он присутствует, так как заложен конструктивно и не является неисправностью до тех пор, пока его значение не превышает установленное на заводе. Проблемы начинаются в том случае, когда при движении начинают доноситься посторонние звуки и меняется усилие на рулевом колесе. Все это – признаки поломки.
Само по себе устранение избыточного люфта рулевого управления – процесс несложный, однако имеющий свои особенности. Главная проблема заключается в своевременной диагностике неисправности и ее локализации. В нашей статье мы расскажем, как правильно проводить ремонт и какие существуют в нем подводные камни.
Описание рулевого люфта автомобиля
Первый механизм в авто, где стоит ожидать появления нештатного свободного хода, – это рулевая колонка. Конструктивно она представляет собой шток, зафиксированный на валу, содержащем шарниры.
Все эти составляющие соединяются посредством зубчатой передачи. Даже только что выпущенная с завода, она имеет некоторый зазор. Это конструктивно предусмотренное решение нужно для того, чтобы предотвратить слишком сильный износ краев зубцов в результате трения.
Чтобы убедиться в наличии люфта, нужно вращать руль в разные стороны таким образом, чтобы не менять направление колес. Эксплуатация авто неизбежно вызывает увеличение свободного хода в подвижных соединениях. Причина тому банально проста – естественная амортизация деталей.
Так как по естественным причинам зубчатые и шарнирные передачи изнашиваются постепенно, то заметить увеличение рулевого люфта автомобиля достаточно проблематично. Для контроля над процессом нужно время от времени проводить проверку свободного хода. В случае легковой машины считается допустимым люфт руля в пределах трех сантиметров.
Встречаются ситуации, когда отклик на поворот руля становится более вялым прямо во время езды. Тогда нужно как можно быстрее прекратить движение и выяснить причину такого поведения авто.
Стуки, скрип и вибрация, а также произвольное изменение заданной траектории движения – это также признаки поломки рулевого управления. Все они опасны, потому что водитель с неисправным рулевым механизмом может не справиться с управлением и спровоцировать аварию.
Причины и нюансы диагностики рулевого люфта
Но, кроме ожидаемого износа, в процессе эксплуатации свободный ход в рулевом механизме может возникнуть по причине неисправности отдельных деталей. Подобные неполадки поддаются диагностике тремя нижеперечисленными методами:
1. Когда двигатель заглушен
2. Во время езды
Люфт рулевого колеса легкового автомобиля в процессе езды – повод присмотреться к другим имеющимся проблемам.
Рекомендуем
3. В процессе торможения
Люфт в рулевом управлении легкового автомобиля во время торможения может указывать на наличие следующих неисправностей:
Даже незначительное изменение в поведении транспортного средства во время движения нужно тщательно исследовать. Если же продолжать игнорировать тревожные звоночки, возрастает риск не только поломки узлов и деталей авто, а также попадания в ДТП по причине неисправности машины.
Ограничения по суммарному рулевому люфту автомобиля
Выясним, что подразумевает максимальное значение суммарного люфта рулевого механизма. Это общий угол от максимального левого положения руля при повороте до аналогичного правого.
Для большей ясности рассмотрим конструкцию и работу системы управления.
Какова техническая причина появления люфта? В передаче рулевых тяг есть шток, собранный с зазором 1-2 мм. Это техническое решение нужно для того, чтобы уменьшить силу трения между отдельными узлами зубчатой передачи и тем самым продлить ее долговечность.
Благодаря зазору зацеп находится в нужном положении без контакта с зубцами. Это также повышает точность управления машиной, так как водитель может почувствовать, когда авто меняет траекторию. Люфт – это сектор, который проходит руль до того момента, пока не начинают реагировать колеса, после чего транспортное средство смещается левее или правее.
Бытует мнение о том, что свободный ход в рулевом управлении – нежелательное явление и нужно обязательно заниматься ремонтом по его устранению. Однако это заблуждение. Нормальное управление авто невозможно без некоторого люфта в данном механизме. Но он должен укладываться в рамки допустимых рулевых люфтов автомобилей.
Для определения максимальной величины суммарного люфта в рулевом механизме существует следующая последовательность действий:
Величину максимального суммарного допустимого рулевого люфта автомобиля можно узнать из Правил дорожного движения. Также она должна соответствовать требованиям руководства по эксплуатации вашего «железного коня». Если там отсутствуют эти данные, тогда следует руководствоваться следующими значениями:
Однако для каждой конкретной модели автомобиля рулевой люфт может иметь небольшие отличия. Так, у ВАЗ-2106, 2107, 2110, 21213 это 5°. У грузовой версии «Газель 3302» – 25°, а у пассажирского аналогичного автобуса люфт допускается до 20°.
Устранение избыточного рулевого люфта автомобиля
Чтобы отрегулировать рулевой механизм, нужен самый простой набор инструментов, с помощью которых возможно настроить крепления. Также необходимо рабочее место, оборудованное подъемником или эстакадой. Подойдет гараж со смотровой ямой.
Если после замера люфтометром или ручной диагностики результаты оказались недопустимыми, необходимо выполнить следующую последовательность операций. При этом потребуется помощь товарища.
Случается, когда указанная выше работа не дает положительного результата. Приходится выполнять более серьезный ремонт – демонтируют и разбирают рулевой механизм, после чего дефектуют и меняют вышедшие из строя детали.
Рекомендуем
Исправность рулевой системы машины очень важна, так как это напрямую влияет на безопасность передвижения находящихся в ней людей. Поэтому многие автовладельцы совершенно правильно доверяют работу по ремонту и настройке этого механизма рукам опытных мастеров.
Сложности при устранении рулевого люфта
Какие трудности могут ожидать водителя, если он решил самостоятельно выполнить подтяжку рулевого механизма?
Первая сложность – угол поворота. Усилие затяжки рейки напрямую влияет на возможность поворота передних колес, то есть снижает маневренность транспортного средства. Насколько туго будет вращаться руль, тоже определяется степенью затяжки рулевой рейки. Особенно ярко это наблюдается на машинах без гидроусилителя (иномарки начала 90-х и многие отечественные авто).
Если же машина снабжена гидроусилителем, именно на него ложится возрастающая нагрузка после затяжки рейки. Проявляется это в увеличении давления масла внутри системы. Как результат, высока вероятность протечки манжет или шлангов. Поэтому если для вращения руля нужно прилагать значительное усилие и в нейтральное положение он возвращается плохо, то гайку затяжки необходимо ослабить. Категорически не рекомендуется продолжать поездки с перетянутой рулевой рейкой. Иначе результатом будет значительный износ множества других смежных деталей.
Что автолюбители говорят о рулевом люфте автомобиля
1. Целесообразность установки контрактных запчастей
«Контрактная рулевая рейка непредсказуема. Ведь если она хранилась долго, то высока вероятность быстрой поломки. Я сторонник ремонта оригинальной. Например, год назад обращался к хорошему мастеру на СТО. Он заменил мне втулку и все сальники. До сих пор езжу без проблем».
2. Проблемы ремонта в СТО
«Какое-то время ездил с рулевой рейкой, которая текла и дребезжала. Периодически подливал жидкость. Решился на ремонт, установил контрактную рейку. Но неудачно – стал хрустеть рулевой кардан. Так и езжу до сих пор. Обращался в сервис с претензией. Ответ был такой: карданчик хрустел и раньше, но дребезг рейки заглушал этот звук. Ругаться с ними не стал, как и требовать устранения дефекта, ведь теперь не доверяю им. Умудрились подпортить свою репутацию еще и тем, что забыли прикрутить стойки. Авторитет профессиональных СТО теперь сильно хромает у меня».
3. Особенности диагностики свободного хода
«Рулевой люфт автомобиля вы почувствуете без визита на сервис или диагностики в гараже. Ведь это угол, на который вращается руль без влияния на направление колес. Из ямы это можно достаточно просто определить – просто покачать тягу рукой. Если ничего подозрительного не обнаруживается – значит, всё хорошо. Но без обследования при помощи ямы сложно будет определить источник люфта – тяги, рейка или редуктор».
4. Трудности при поиске причин
«Вот как проявляется неисправность:
К сожалению, четко понять нет возможности. Все потому, что свободный ход в рулевом наконечнике и тяге схожи по проявлениям. Также легко спутать люфт тяги с неисправным сайлент-блоком или рейкой. Похоже стучат стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости, в некоторых случаях непосредственно амортизатор или опора стойки».
5. Каким образом стопроцентно определить люфт
«Тяги тоже могут давать люфт, самое слабое место – пластиковая втулка в рейке. Недавно диагностировал рулевую своего авто. Мастер говорил, что люфт справа, а я не верил, так как при дергании ничего не проявлялось. Но стоило снять тягу и зажать в тисках, а затем подергать – свободный ход стал хорошо заметен. Втулка тоже очень разбита, но временно вернул ее на место, зажав хомутом. Потому что нужно ждать доставку новой».
6. Подготовка к ремонту
«Первым делом нужно зажать все крепежи. Когда приобрел свою машину, по дороге из салона до сервиса вела себя непредсказуемо на дороге. После зажатия стала управляться уверенно и четко. Какова бы ни была скорость, можно отпустить руль вовсе, и машина держит курс. Никаких виляний, ничего. Если, конечно, на дороге нет колеи. В любом случае неисправность нужно исследовать по месту».
Как устранить люфт в рулевом управлении
Зачастую водитель сталкивается с такой неисправностью как люфт рулевого управления. Данная проблема может повлечь за собой серьезные неполадки, поэтому важно вовремя обнаружить и устранить неисправность. Зачастую водитель сталкивается с такой неисправностью как люфт рулевого управления. Данная проблема может повлечь за собой серьезные неполадки, поэтому важно вовремя обнаружить и устранить неисправность.
Рулевое управление одно из главных для езды, а поломка в виде люфта не одна из приятных ситуаций. Часто причиной появления могут быть разные поводы, это и плохая ходовая, износ деталей, ну и чаще всего состояние наших дорог. Поэтому рассмотрим, как выявить люфт в рулевом управлении и как стоит проводить ремонт.
Понятие и причины появления люфта в рулевом механизме
Сама конструкция рулевого управления не сложная. В ней находится специальный шток, который не плотно прилегает к деталям автомобиля. У него обязательно должен быть небольшое зазор для того, чтоб детали не изнашивались в случае трения. Однако если суммарный люфт достигает довольно больших показателей это может стать причиной серьезных неисправностей, что могут привести к авариям на дороге. Допустимой нормой считается люфт в 10°.
Важно помнить, что маленький люфт может перерасти в большой, а поэтому следует внимательно отнестись к этому вопросу, если заметны явные признаки неполадок в рулевом управлении. Этими признаками могут служить стук, скрип, вибрация или необходимость в сильном повороте руля влево или вправо даже по ровной дороге. В таком случае руль перестает «слушаться» водителя или выполняет действия с нескольким опозданием.
Существует несколько причин появлении люфта и все они кроются в самой конструкции рулевого управления. Одной из первых причин может быть то, что наконечник или подшипник вышли из строя в случае изнашивания.Второй причиной может служить недавний ремонт автомобиля, а именно тот факт, что иногда центральную ступичную гайку недостаточно фиксируют. Отсюда и появляется люфт. Также свободный ход руля может сигнализировать о том, что гидравлическое масло становится непригодным и необходима его замена.
В целом, чтобы обнаружить истинную причину технических неполадок водитель обязан проверить каждую деталь всей системы рулевого управления, так как все детали и механизмы взаимосвязаны.
Как определить появление люфта в рулевом управлении
Для того, чтобы проверить автомобиль на наличие проблем с рулевым управлением, а именно присутствием люфта необходимо проделать следующие операции. Прежде всего необходимо перевести двигатель на специальный режим работы на неподвижном автомобиле – холостой ход. После этого, следует начать крутить руль и следить за временем отклика колёс на данные команды. Именно это расстояние и показывает величину люфта.
На сегодняшний день для удобства и точности измерения люфта существует специальное устройство – люфтомер. Он помогает измерить и проконтролировать суммарный люфт.
Устранение люфта в рулевом управлении
Прежде всего, проверку следует начать с карданного шарнира и его винтов. Прокручивайте регулировочный винт до необходимого показателя. После, снова проверьте наличие и величину люфта. В случае неудовлетворительных показателей, проделайте работу снова.
Если и это не помогло, значит причина поломки кроется в другом. Следующим пунктом необходимо загнать автомобиль в смотровую яму. Проблема люфта может быть заключена в шарнирах рулевых тяг. Скорее всего, эти детали изношены и есть необходимость в их замене или же крепкой фиксации. Также следует проверить крепление рулевых тяг и по надобности подтянуть их.
Однако если и это не устранило причину, значит скорей всего придется разобрать всю систему рулевого управления. Сделать это лучше в автосервисах, так как есть риск повредить систему.
Стоимость ремонта по устранению люфта в рулевом управлении
Видео о люфте рулевого управления:
Причины и способы устранения люфта в рулевом управлении
Появился люфт руля? Разберемся, что делать
Специальный шток в рулевой системе образует определенный зазор за счет недостаточно плотного прилегания к другим элементам механизма с целью минимизировать износ деталей. Допустимый максимальный промежуток такого зазора не должен превышать 10 градусов, а большая величина означает необходимость прекращения эксплуатации транспортного средства и устранения неисправности.
Причины люфта
Постепенно в процессе эксплуатации авто поверхности деталей механизма изнашиваются, а зазоры становятся больше. В результате при движении авто появляются вибрация, неестественные шумы, колеса теряют свою прежнюю устойчивость и расшатываются. Зазор изначально образуется в месте сцепления червяка и ролика, а затем одновременно по оси смещаются вал руля и червяк. При наборе скорости автомобиль становится плохо управляемым и увеличивается риск попадания в аварию.
Кроме того, некоторые причины образования люфта касаются особенностей конструкции рулевой системы. К таким причинам можно отнести:
Диагностика
Люфт рулевой системы особенно заметен при прямом движении на высокой скорости. О неисправности может свидетельствовать стук при достаточно резком повороте, а постепенно нарастающий стук при езде по неровной местности – признак неисправного состояния рулевых наконечников и тяг. Выход из строя рулевой планки подтверждается отдающим рулем. При «бьющем» в движении руле можно говорить о поломке рулевых или шаровых наконечников, неисправностях крестовины, подшипника или втулки. Необычные шумы при вращении руля должны стать поводом для проверки достаточного уровня жидкости. При прямом расположении руля и изменении направления езды следует проверять развал – схождение колес, баланс которого нарушен. Отрывистое проворачивание руля может быть следствием заклинивания рулевой планки, а большие усилия при его проворачивании требуют проверки работоспособности усилителя. Для выявления проблем с рулевым управлением следует совершить ряд несложных действий:
Для выявления наличия люфта существует и прибор, который называется люфтомер. С его помощью измерить свободный ход значительно проще.
Устранение
Для регулировки рулевой системы потребуется простой набор инструментов для выполнения настройки элементов крепления. Работы можно проводить в обычном гараже, имеющем эстакаду либо смотровую яму. При неудовлетворительных результатах проверки необходимо с помощью помощника выполнить ряд действий:
Наиболее распространенной причиной люфта в карданном вале является недостаточная смазка, а исключить ее можно только за счет замены детали. Люфт на участке сопряжения штанг исключается с помощью точечной сварки. При необходимости следует произвести ремонт шаровых наконечников либо полностью заменить их. После выполнения всей этой работы остается только проверить имеется ли люфт руля.
Важно понимать, что безопасность самого водителя и находящихся в его автомобиле пассажиров непосредственно зависит от исправности системы управления автомобилем. При выявлении поломок в этой системе рекомендуется доверить работу по их устранению профессиональным специалистам, имеющим необходимые опыт и знания.
Вывод
Наличие люфта в рулевом колесе может повлечь за собой самые серьезные последствия. Для его выявления необходимо проведение своевременной диагностики всех узлов рулевого управления и последующее устранение обнаруженных неисправностей. Всего однократное игнорирование этого требования может привести к печальным последствиям.