Каретка с осью поворота угломерной шкалы выставляется в центр рулевого колеса путем уравнивания вылетов (а = b) стержней 3 относительно каретки. Этим обеспечивается неподвижность указательной нити-«стрелки» при повороте рулевого колеса и правильность измерения люфта.
Динамометр устанавливается на нижнем кронштейне и закрепляется стопорным винтом в таком положении, при котором при установке люфтомера на ободе рулевого колеса приложенное к нагрузочному устройству усилие пришлось бы на середину сечения обода.
Метод измерения суммарного люфта рулевого управления, выполняемого одним оператором, заключается в выявлении угла поворота рулевого колеса по угловой шкале люфтомера между двумя фиксированными положениями, которые определяются приложением к нагрузочному устройству поочередно в обоих направлениях одинаковых усилий, регламентируемых в зависимости от собственной массы оси автомобиля, приходящейся на управляемые колеса.
Таблица. Зависимость усилия, прилагаемого к ободу рулевого колеса, от массы автомобиля, приходящейся на управляемые колеса
Масса автомобиля, приходящаяся на управляемые колеса, т
Усилие нагрузочного устройства, Н (кгс)
При повороте управляемого колеса в случае приложения регламентируемого усилия на него фиксируемые положения должны соответствовать моменту начала поворота колеса, который определяется вторым оператором визуально или с помощью дополнительных средств (например, индикатора).
Пружинный динамометр люфтометра К-524 тарируется на заводе-изготовителе по совпадению риски 11 указателя с кромкой 6 крышки при нагрузке (1,00 + 0,08) кгс, после чего указатель пломбируется красной краской.
Электронный люфтомер ИСЛ-401 предназначен для измерения суммарного люфта рулевого управления легковых и грузовых автомобилей, автобусов методом прямого измерения угла поворота рулевого колеса относительно управляемых колес. Основным отличием люфтомера ИСЛ-401 от К-524 является наличие датчика, фиксирующего начало поворота колеса, а не динамометра, измеряющего усилие поворота.
Рис. Электронный люфтомер ИСЛ-401: а — основной блок; б — датчик момента трогания колеса; 1 — кнопка включения-выключения основного блока; 2 — дисплей показаний основного блока; 3 — кнопка сброса-повтора измерений; 4 — разъем кабеля для определения момента трогания управляемого колеса; 5 — упор датчика; 6 — место прижима опорной планки при установке датчика; 7 — флажок фиксатора опорной планки; 8 — опорная планка
Суммарным люфтом в рулевом управлении считается угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону от исходного положения, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону.
Работа прибора основана на измерении суммарного люфта рулевого управления датчиком угла с отсечкой начала и конца отсчета по сигналам датчика начала поворота управляемого колеса.
В состав прибора входят два блока: основной блок и датчик момента трогания колеса.
Для измерения люфта рулевого управления транспортных средств, имеющих ось рулевой колонки, наклоненную под углом менее 30° к вертикальной оси, в комплект прибора входят тяга, присоска, которая через пружину связана со шнуром, и планка с отверстиями, позволяющая регулировать длину шнура тяги.
Процесс проверки рулевого управления с помощью люфтомера ИСЛ-401
Основной блок прибора устанавливается и фиксируется захватом за внешнюю сторону обода рулевого колеса проверяемого автотранспортного средства. Датчик момента трогания крепится на колесе так, чтобы он опирался контактным узлом на внешнюю вертикальную плоскость диска колеса, и подключается к основному блоку через разъем 4.
Прибор подключается к штатной электросистеме с помощью шнура со штекером, устанавливаемым в гнездо прикуривателя автомобиля, а при отсутствии прикуривателя — к клеммам аккумулятора автомобиля или внешнего источника постоянного тока напряжением 12…24 В. Допускается использование внешнего источника питания со стабилизированным напряжением 12 В и выходной мощностью не менее 20 Вт.
Датчик момента трогания устанавливается на управляемом колесе в следующем порядке. Удерживая корпус датчика в горизонтальном положении, следует приставить правый упор к плоскому участку поверхности диска управляемого колеса, нажать на опорную планку 8 в месте ее прижима, подвинуть левый упор 5 до касания аналогичного участка диска колеса с другой стороны относительно оси поворота колеса. При этом нижние концы опор датчика должны опираться в пол без скольжения. Далее следует подключить датчик к основному блоку через разъем 4 и расфиксировать опорную планку поворотом флажка 7 в положение «Откр.».
При замере люфта не допускается опирание упоров в покрышку колеса, так как это приводит к ошибочным результатам замеров. В местах касания упоров диск колеса должен быть чистым. Можно опирать упоры на декоративный колпак при условии, что он закреплен на диск без люфтов.
Затем следует включить прибор нажатием кнопки 1. При этом слышится звуковой сигнал, а на дисплее основного блока появляется надпись «ИСЛ-401». Прибор контролирует правильность функционирования датчика в исходном положении, и если требования удовлетворены, то на дисплее индицируется сообщение «ВРАЩАЕМ РУЛЬ ↑». Если в датчике обнаружится неисправность, то на дисплее индицируется одно из следующих сообщений: «АВАРИЯ ДАТЧИКА. ДМТ: 1-й КАНАЛ», или «АВАРИЯ ДАТЧИКА. ДМТ: 2-й КАНАЛ», или «ОБРЫВ ЦЕПИ Y1», или «ОБРЫВ ЦЕПИ Y2», указывающее на конкретную неисправность, либо: «ИЗМЕРЯТЬ НЕЛЬЗЯ! АККУМУЛЯТОР ТРЕБУЕТ ЗАРЯДКИ!», что говорит о заниженном напряжении питающего устройства.
Плавно, без рывков вращают рулевое колесо в направлении, указанном на дисплее (против хода часовой стрелки), до подачи прибором звукового сигнала, соответствующего положению «Люфт выбран».
При вращении рулевого колеса с закрепленным на нем основным блоком влево и при перемещении управляемого колеса датчик дает микропроцессору команду на начало отсчета угловой величины люфта. При этом слышится звуковой сигнал, а на дисплее изменится направление указывающей стрелки: «ВРАЩАЕМ РУЛЬ ↓».
По звуковому сигналу необходимо изменить направление вращения рулевого колеса на направление, указанное на дисплее (по ходу часовой стрелки). Через некоторое время звуковой сигнал выключится, а на дисплее появятся значения текущего угла в градусах.
Микропроцессор прибора анализирует скорость вращения рулевого колеса и при ее превышении автоматически отключает исполнительные устройства датчика и подает звуковой сигнал, а на дисплее появляется надпись «ВРАЩАЙ МЕДЛЕННЕЕ» и затем «ИЗМЕРЯЕМ СНОВА!». Для продолжения работы следует вернуть рулевое колесо в исходное положение (основной блок — в горизонтальной плоскости) и нажать кнопку 3. При ошибочном вращении рулевого колеса с основным блоком на дисплее появится надпись «ОШИБКА ВРАЩЕНИЯ!».
Рулевое колесо продолжают вращать до подачи прибором звукового и светового сигналов, соответствующих положению рулевого управления «Люфт выбран» и сообщающих оператору об окончании измерения. С этого момента измерение угла не производится, и оператор должен вернуть рулевое колесо в исходное положение.
На дисплее индицируется результат измерения: «S-й УГОЛ =…» и звучит сигнал, после которого оператор может нажать кнопку 3 для повторного измерения и продолжить работу или выключить питание прибора, нажав кнопку 1.
После выключения прибора на датчике надо зафиксировать опорную планку 8 в положении «Закр.».
По окончании всех измерений оператор отсоединяет разъем кабеля 4, соединяющего основной блок с датчиком, снимает прибор за ручки захвата с рулевого колеса и (при необходимости) заряжает аккумулятор.
Информация обрабатывается микропроцессором в основном блоке, а результат индицируется на однострочном дисплее основного блока.
Курвиметр, люфтомер, тестер фар: в ГИБДД рассказали о необычных приборах
В ГИБДД Москвы раскрыли подробности о специальном оборудовании, которое выдают инспекторам. Причем помимо радаров для измерения скорости и алкотестеров у полицейских есть целый арсенал различных приборов, о существовании которых большинство автомобилистов даже не догадываются. Впрочем, не все они служат для фиксации нарушений ПДД.
Некоторые из них нужны, в частности, для вычисления критических поломок у машин, а также чтобы следить за состоянием дорожной инфраструктуры. Например, только в Москве эти устройства за полгода помогли инспекторам обнаружить более 1000 нарушений в области безопасности дорожного движения.
Ретрорефлектометры
Ретрорефлектометры уже давно выдают сотрудникам ГИБДД в разных городах России. С помощью этого прибора инспекторы проверяют, в каком состоянии находятся световозвращающее покрытие дорожных знаков. Такую пленку специально наносят на указатели, чтобы они были различимы в ночное и дневное время, а также при неблагоприятных метеоусловиях. Однако в целях безопасности дорожного движения покрытие требует регулярного обновления.
Помимо табличек ретрорефлектометры можно использовать и для замера коэффициента световозвращения дорожной разметки. Такие проверки регулярно проходят на российских дорогах, где особое внимание уделяют пешеходным переходам. Наконец, ретрорефлектометры используют для измерения уклона дорожного покрытия и обочин. Впрочем, такое устройство внешне и по размерам немного отличается от аналогичных приборов для проверки яркости знаков.
Дорожный курвиметр
Этот прибор больше напоминает собой детскую игрушку — небольшой колесо на длинной палке. Однако это устройство отличается высокой точностью и незаменимо при нанесении и замерах разметки, а также для определения расстояний по неровной поверхности и линейных размеров дорог и обочин. Кроме этого, нередко этим устройством инспекторы пользуются при работах на местах ДТП для установлении обстоятельств аварии.
Фактически колесо является более удобной и точной альтернативой обычной рулетки — прибор измерят расстояния и отображает данные в цифровом формате на дисплее. Кроме того, устройства отличаются компактными размерами и легким весом, а их производство занимается целый ряд компаний.
Люфтомер
Впечатляющий набор спецооборудования находится на службе в ГИБДД для проверки автомобилей и определения критических неисправностей. Вычислить поломку в машине инспекторы могут с помощью устройства под названием люфтомер. Как несложно догадаться по названию, этот прибор помогает определить наличие зазоров в механизме рулевого управления у машины. В России, согласно нормам ПДД, запрещено ездить на автомобиле, люфт руля которого больше 10 градусов для легковушек, 20 градусов — для автобусов и 25 градусов — для грузовиков. Поэтому в случае отклонения от нормы неисправную машину отбуксируют на штрафстоянку.
Цифровой штангенциркуль
Также инспекторам ДПС выдают компактные устройства для измерения высоты рисунка протектора, которые заметно превосходит традиционные линейки или обычные штангенциркули в удобстве использования и точности. Например, одно время сотрудники ГИБДД использовали приборы ТМ-1000. Это устройство чем-то напоминает цифровой штангенциркуль небольших размеров. Применение таких приборов в ГИБДД считают полностью оправданным. В ведомстве подчеркнули, что езда на «лысых» покрышках грозит не только штрафом, но и высокими рисками ДТП.
Тестеры фар
Для проверки, регулировки и контроля силы света фар машин в соответствии с требованиями ГОСТа в ГИБДД используют особые тестеры. Необычный прибор закреплен на колесах и представляет собой стойку с оптической камерой. Проверку автомобиля с помощью этого устройства можно проводить только в помещении, исключающем воздействие прямых солнечных лучей. Следует помнить, что если режим работы фар у автомобиля не соответствует требованиям, автомобилист может лишиться водительских прав на срок до полугода. При этом нештатную и сломанную оптику придется демонтировать.
Дымометр
Наконец, в перечне спецоборудования ГИБДД числятся дымометры. Эти приборы получили распространение в основном в регионах с низкими температурами. Дело в том, что из-за сильного мороза дым от машин может зависать над трассами, значительно ухудшая видимость на дороге. А это, в свою очередь, может привести к авариям. С помощью нового устройства сотрудники ДПС могут определять дымность дизельных двигателей и наказать недобросовестного водителя.
В ГИБДД показали новый прибор. Водители об этом нарушении уже забыли
В ГИБДД раскрыли подробности о специальном оборудовании, которое выдают инспекторам. Так, помимо всем известных радаров для измерения скорости и алкотестеров, у полицейских есть целый набор различных приборов, о существовании которых большинство автомобилистов даже не догадываются.
Например, Госавтоинспекция Республики Коми получила в своем распоряжение люфтомеры. Этот прибор помогает определить наличие зазоров в механизме рулевого управления у машины.
В России, согласно нормам ПДД, запрещено ездить на автомобиле, люфт руля которого больше 10 градусов для легковушек, 20 градусов — для автобусов и 25 градусов — для грузовиков. Поэтому в случае отклонения от нормы неисправную машину отбуксируют на штрафстоянку.
«Для физического лица данное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей, а также применяются задержание транспортного средства и отстранение водителя от управления», — объяснили в Госавтоинспекции.
Ранее в Госавтоинспекции рассказали, как работает и для чего нужен новый прибор — ретрорефлектометр. Это техническое средство позволяет замерять удельный коэффициент световозвращения дорожной разметки, другими словами — дает понять, не стерлась ли разметка и не нужно ли нанести на дорожное покрытие новую.
Занятие 21 Средства для измерения суммарного люфта рулевого управления.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Занятие 21 Средства для измерения суммарного люфта рулевого управления.
Приборы для измерения суммарного люфта рулевого управления (люфтомеры) При проведении инструментального контроля используются механические и электронные люфтомеры. 21.1. Механический люфтомер К-524 (рис. 21.1.) состоит из: верхнего и нижнего раздвижных кронштейнов, приставляемых к ободу рулевого колеса упорами; передвижной каретки, стягивающей направляющие стержни кронштейнов с помощью зажима; угломерной шкалы, устанавливаемой на оси зажима и имеющей возможность поворота рукой и самоторможения (при снятии усилия) за счет фрикционной резиновой шайбы;
резиновой нити, натягиваемой с помощью присоса от зажима к ветровому стеклу автомобиля и играющей роль «указательной стрелки» угломерной шкалы, нагрузочного устройства, представляющего собой пружинный динамометр двустороннего действия. Каретка с осью поворота угломерной шкалы выставляется в центр рулевого колеса путем уравнивания вылетов (а = b) стержней 3 относительно каретки. Этим обеспечивается неподвижность указательной нити-«стрелки» при повороте рулевого колеса и правильность измерения люфта.
Динамометр устанавливается на нижнем кронштейне и закрепляется стопорным винтом в таком положении, при котором при установке люфтомера на ободе рулевого колеса приложенное к нагрузочному устройству усилие пришлось бы на середину сечения обода. Метод измерения суммарного люфта рулевого управления, выполняемого одним оператором, заключается в выявлении угла поворота рулевого колеса по угловой шкале люфтомера между двумя фиксированными положениями, которые определяются приложением к нагрузочному устройству поочередно в обоих направлениях одинаковых усилий, регламентируемых в зависимости от собственной массы оси автомобиля, приходящейся на управляемые колеса (табл. 21.1).
Пружинный динамометр люфтометра К-524 (рис. 21.2.) тарируется на заводе-изготовителе по совпадению риски 11 указателя с кромкой 6 крышки при нагрузке (1,00 + 0,08) кгс, после чего указатель пломбируется красной краской. При повороте управляемого колеса в случае приложения регламентируемого усилия на него фиксируемые положения должны соответствовать моменту начала поворота колеса, который определяется вторым оператором визуально или с помощью дополнительных средств (например, индикатора).
21.2. Электронный люфтомер ИСЛ-401. Предназначен для измерения суммарного люфта рулевого управления легковых, грузовых автомобилей и автобусов методом прямого измерения угла поворота рулевого колеса относительно управляемых колес. Основным отличием люфтомера ИСЛ-401 от К-524 является наличие датчика, фиксирующего начало поворота колеса, а не динамометра, измеряющего усилие поворота. Суммарным люфтом в рулевом управлении считается угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону от исходного положения, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону.
Электронный люфтомер ИСЛ-401
Работа прибора основана на измерении суммарного люфта рулевого управления датчиком угла с отсечкой начала и конца отсчета по сигналам датчика начала поворота управляемого колесу. В состав прибора входят два блока: основной блок; датчик момента трогания колеса. Для измерения люфта рулевого управления транспортных средств, имеющих ось рулевой колонки, наклоненную под углом менее 30° к вертикальной оси, в комплект прибора входят тяга, присоска, которая через пружину связана со шнуром, и планка с отверстиями, позволяющая регулировать длину шнура тяги.
21.3. Проверка рулевого управления с помощью люфтомера ИСЛ-401. Основной блок прибора устанавливается и фиксируется захватом за внешнюю сторону обода рулевого колеса проверяемого автотранспортного средства. Датчик момента трогания крепится на колесе так, чтобы он опирался контактным узлом на внешнюю вертикальную плоскость диска колеса, и подключается к основному блоку через разъем. Прибор подключается к штатной электросистеме с помощью шнура со штекером, устанавливаемым в гнездо прикуривателя автомобиля, а при отсутствии прикуривателя — к клеммам аккумулятора автомобиля 12. 24 В.
Электронный люфтомер ИСЛ-М
Установка датчика момента трогания колеса
Установка датчика момента трогания колеса
Допускается использование внешнего источника питания со стабилизированным напряжением 12 В и выходной мощностью не менее 20 Вт. Датчик момента трогания устанавливается на управляемом колесе в следующем порядке. Удерживая корпус датчика в горизонтальном положении, следует приставить правый упор к плоскому участку поверхности диска управляемого колеса, нажать на опорную планку в месте ее прижима, подвинуть левый упор до касания аналогичного участка диска колеса с другой стороны относительно оси поворота колеса. При этом нижние концы опор датчика должны опираться в пол без скольжения.
подключить датчик к основному блоку через разъем расфиксировать опорную планку поворотом флажка в положение «Откр.». При замере люфта не допускается опирание упоров в покрышку колеса, так как это приводит к ошибочным результатам замеров. В местах касания упоров диск колеса должен быть чистым. Можно опирать упоры на декоративный колпак при условии, что он закреплен на диск без люфтов. Включить прибор нажатием кнопки. При этом слышится звуковой сигнал, а на дисплее основного блока появляется надпись «ИСЛ-401».
Прибор контролирует правильность функционирования датчика в исходном положении, и если требования удовлетворены, то на дисплее индицируется сообщение «ВРАЩАЕМ РУЛЬ ↑». Если в датчике обнаружится неисправность, то на дисплее индицируется одно из следующих сообщений: «АВАРИЯ ДАТЧИКА. ДМТ: 1-й КАНАЛ», или «АВАРИЯ ДАТЧИКА. ДМТ: 2-й КАНАЛ», или «ОБРЫВ ЦЕПИ Y1, или «ОБРЫВ ЦЕПИ Y2», указывающее на конкретную неисправность, либо: «ИЗМЕРЯТЬ НЕЛЬЗЯ! АККУМУЛЯТОР ТРЕБУЕТ ЗАРЯДКИ!», что говорит о заниженном напряжении питающего устройства.
Плавно, без рывков вращают рулевое колесо в направлении, указанном на дисплее (против хода часовой стрелки), до подачи прибором звукового сигнала, соответствующего положению «Люфт выбран». При вращении рулевого колеса с закрепленным на нем основным блоком влево и при перемещении управляемого колеса датчик дает микропроцессору команду на начало отсчета угловой величины люфта. При этом слышится звуковой сигнал, а на дисплее изменится направление указывающей стрелки: «ВРАЩАЕМ РУЛЬ ↓».
По звуковому сигналу необходимо изменить направление вращения рулевого колеса на направление, указанное на дисплее (по ходу часовой стрелки). Через некоторое время звуковой сигнал выключится, а на дисплее появятся значения текущего угла в градусах. Микропроцессор прибора анализирует скорость вращения рулевого колеса и при ее превышении автоматически отключает исполнительные устройства датчика и подает звуковой сигнал, а на дисплее появляется надпись «ВРАЩАЙ МЕДЛЕННЕЕ» и затем «ИЗМЕРЯЕМ СНОВА!».
При ошибочном вращении рулевого колеса с основным блоком на дисплее появится надпись «ОШИБКА ВРАЩЕНИЯ!». Рулевое колесо продолжают вращать до подачи прибором звукового и светового сигналов, соответствующих положению рулевого управления «Люфт выбран» и сообщающих оператору, об окончании измерения. С этого момента измерение угла не производится, и оператор должен вернуть рулевое колесо в исходное положение.
На дисплее индицируется результат измерения: «S-й УГОЛ =. » и звучит сигнал, после которого оператор может нажать кнопку для повторного измерения и продолжить работу или выключить питание прибора, нажав кнопку. После выключения прибора на датчике надо зафиксировать опорную планку в положении «Закр.». По окончании всех измерений оператор отсоединяет разъем кабеля, соединяющего основной блок с датчиком, снимает прибор за ручки захвата с рулевого колеса и (при необходимости) заряжает аккумулятор.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Приборы для измерения суммарного люфта рулевого управления (люфтомеры)
При проведении инструментального контроля используются механические и электронные люфтомеры.
Механический люфтомер К-524 (рис. 21.1.) состоит из:
Номер материала: ДБ-1038016
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.