Лютеране и протестанты в чем разница

Протестантизм и Лютеранство.

Cначала XX-го века протестантизм переживает заметную духовную деградацию. Если Мартин Лютер, Кальвин и их ближайшие последователи своей целью ставили достижение “чистоты веры” (в своем понимании), поиск религиозных истин, то для современных протестантских движений характерно в основном стремление к достижению личных целей и удовлетворению собственных амбиций.

Исторически причиной возникновения протестантизма послужили отступления католической церкви от чистоты христианского учения и, последовавшие за ним многочисленные изменения в области догматов, богослужения, религиозной жизни прихожан. Церковные нововведения привели к тому, что во многих случаях римско-католическая церковь оказалась неспособной в полной мере удовлетворять религиозные потребности верующих. Предстоятели католической церкви пытались усилить свое влияние на светскую власть европейских государств, в результате западная церковь стала более походить на административную организацию, чем на духовный организм. Продажа индульгенций, инквизиция и тому подобные явления шли вразрез с христианским религиозным мироощущением. К тому же, в силу ряда исторических причин неоднократно возникало церковное двоевластие. Так например в 1378 году церковная власть оказалась поделенной между двумя папами — Урбаном IV и Климентом VII, каждый из которых утверждал о законности своего избрания и требовал беспрекословного подчинения себе. Верующие люди чувствовали себя оскорбленными, т.к. для них понятие церковной жизни тесно связано с институтом “папства.” Как считают католики, “папа есть второй способ реального присутствия Иисуса Христа в церкви” (первый — это присутствие в таинстве причащения), его устами якобы глаголет Сам Христос. Сложившаяся ситуация выявила несостоятельность католицизма, и среди богословов и прелатов римской церкви созрела мысль о необходимости прекращения раскола и церковных реформ. Попытки внутренней реформации предпринимались в течение более двухсот лет, но, из-за сопротивления папской кафедры и инквизиции, оставались бесплодными. Это привело к тому, что реформаторское движение не могло уже ограничиться внутрицерковными масштабами. Одним из самых ярких выразителей общего недовольства того времени явился Мартин Лютер.

История лютеранского движения.

Основателем учения стал ученый монах-расстрига Мартин Лютер. В 1510 году ему лично пришлось наблюдать распущенность папского двора и римского духовенства. В 1516 году, в связи с очередной активизацией продажи индульгенций (грамот, в которых свидетельствовалось, что купивший их человек освобождается от наказания за грехи), Лютер выступил с обличениями этого явления. Завязался словесный поединок между папской властью и Лютером, которому пригрозили костром инквизиции. В 1520 году Лютера отлучили от церкви и только заступничество некоторых рыцарей, князей, профессоров и широкого круга общественности Германии спасло его от смерти. Лютеране и протестанты в чем разница. Смотреть фото Лютеране и протестанты в чем разница. Смотреть картинку Лютеране и протестанты в чем разница. Картинка про Лютеране и протестанты в чем разница. Фото Лютеране и протестанты в чем разница

В 1529 г. германские князья и представители городов подписали Протестацию — протест против решения 2-го Шпейерского рейхстага об ограничении распространения в Германии лютеранства, откуда и появилось название “протестанты.” В дальнейшем к протестантской ветви христианства стали относить все отделившиеся от римско-католической церкви религиозные течения и организации, образовавшиеся в результате их многочисленных собственных расколов — всего более тысячи самостоятельных исповеданий и церквей.

Основная цель, которую преследовал Лютер, вступив в борьбу с Римом, — это возвращение христианства к его первоначальной чистоте. Однако, стремясь к очищению христианства, Лютер не имел представления об основах апостольского учения, сохраненных Православием и искаженных католицизмом, в традициях которого был воспитан Лютер. Поэтому в своей реформаторской деятельности он руководствовался лишь собственным представлением о церковной жизни, что было явно недостаточно для достижения поставленной цели.

Одним из главных элементов вероучения Лютера является утверждение о возможности спасения человека одной лишь верой: “Человек вполне пассивно относится к своему обращению, а лишь переносит, что делает с ним Бог. Спасение совершается Самим Богом, не делами человека, но одной верою в искупление, совершенное Христом, и эта вера является единственным условием спасения.” Особенностью этой веры является то, что человек верит и не сомневается в том, что и он один из тех, которым дана благодать. Если он в это верует — он свят, благочестив, оправдан и есть дитя Божие.

В вопросе о церкви и священстве Лютер учит, что церковь следует понимать в двух смыслах: как видимое общество крещеных людей (церковная масса) и как невидимое общение, духовное общество, объединенное всеобщей любовью. Такая церковь невидима и верные чада ее известны лишь Господу Сердцеведцу.

А духовное священство — принадлежность христиан. “Все мы священники, т.е. все мы дети Христа. Все мы через крещение делаемся священниками.” Такой подход позже послужил тому, что многие из протестантских конфессий вообще откажутся от института церковной иерархии как людей, особо наделяемых благодатью, сохраняющих ее и имеющих особое право на передачу ее через рукоположение.

Поскольку Лютер отверг Предание Церкви как основной критерий истинности веры и положил в основание субъективную уверенность в правоте своих взглядов, протестантизм как движение уже при жизни своего основателя, стал дробиться на множество направлений. Каждый, считавший себя способным толковать Писание, создавал свою собственную секту.

В России лютеране, равно как и представители других традиционных протестантских конфессий, появились в XVI веке. Сначала протестанты пользовались большим доверием среди некоторых представителей российских властей того времени, а в условиях постоянной военной конфронтации с католической Польшей даже рассматривались как естественные союзники православной России в борьбе против попыток католической экспансии в Европе. После отмены в России крепостного права начинается обращение в протестантизм русских, украинцев, представителей других народов Российской Империи.

Вскоре после своего появления Лютеранство или Протестантизм стал дробиться на множество сект. Эти секты теперь наводнили весь мир, включая и Россию, благодаря своим агрессивным методам пропаганды.

Источник

Протестантизм: история реформации

Лютеране и протестанты в чем разница. Смотреть фото Лютеране и протестанты в чем разница. Смотреть картинку Лютеране и протестанты в чем разница. Картинка про Лютеране и протестанты в чем разница. Фото Лютеране и протестанты в чем разница

Протестантизм

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.

Как возник протестантизм

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.

Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.

Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.

Основные принципы (тезисы) протестантизма

Лютеране и протестанты в чем разница. Смотреть фото Лютеране и протестанты в чем разница. Смотреть картинку Лютеране и протестанты в чем разница. Картинка про Лютеране и протестанты в чем разница. Фото Лютеране и протестанты в чем разницаОсновные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.

Три главных Sola или принципа протестантизма:

Существуют и другие принципы:

Лютеране и протестанты в чем разница. Смотреть фото Лютеране и протестанты в чем разница. Смотреть картинку Лютеране и протестанты в чем разница. Картинка про Лютеране и протестанты в чем разница. Фото Лютеране и протестанты в чем разница

Протестантизм в современном мире

Протестантизм и православие: отличия

Лютеране и протестанты в чем разница. Смотреть фото Лютеране и протестанты в чем разница. Смотреть картинку Лютеране и протестанты в чем разница. Картинка про Лютеране и протестанты в чем разница. Фото Лютеране и протестанты в чем разница

Интересный факт о протестантизме

Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.

Лютеране и протестанты в чем разница. Смотреть фото Лютеране и протестанты в чем разница. Смотреть картинку Лютеране и протестанты в чем разница. Картинка про Лютеране и протестанты в чем разница. Фото Лютеране и протестанты в чем разница

Протестантизм в России

Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.

К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.

В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.

Источник

Лютеране: первые из протестантов

Сегодня, когда интерес к религии возрастает все больше, в газетах можно нередко встретить статьи о делах православной церкви, о католиках, о протестантах. При этом под протестантами чаще всего имеют в виду евангельских христиан. В эту большую (и чрезвычайно активную!) группу входят баптисты, адвентисты, пятидесятники. Их общее числе в России давно превысило многомиллионные показатели. А вот о российских лютеранах пресса практически ничего не говорит. Между тем именно лютеране были первыми. Первыми из протестантов. Еще в 1517 году католический священник Мартин Лютер предложил реформировать тогдашнюю церковь. Он предложил приблизить церковь к народу, переведя богослужение с латыни на европейские языки, и сделать акцент на постижение Библии. Впрочем, это только малая часть предложений Лютера. 31 октября 1517 года Лютер вывесил на дверях церкви в которой служил свои знаменитые «95 тезисов». Собственно с этого и началась Реформация

До революции лютеранская церковь в России была второй по численности после православной. Почему же сегодня о лютеранах так мало знают? Что составляет суть их вероучения? Об этом мы говорим с отцом Всеволодом, настоятелем новосибирского прихода святого Андрея Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви:

— Мартин Лютер был католическим священником. Что лично ему не понравилось в тогдашней церкви?

— Выдвигая свои 95 тезисов о реформации католицизма, предвидел ли Лютер, что произойдет разделение церкви?

— А это правда, что Мартин Лютер одним из первых перевел Библию и богослужение на язык той страны, в которой жил?

— Да, это так. Если мы говорим о том, что люди должны слышать и понимать Евангелие, значит они должны слышать его на своем родном языке.

— Но ведь три десятка лет назад католики все-таки перешли к богослужениям на местных языках. И, насколько мне известно, отказались от продаж индульгенций.

В лютеранской церкви это конечно же невозможно. Только Христос может дать нам прощение грехов. Во времена Лютера это было еще ужаснее, когда прощение грехов просто продавалось. «В кружке денежка звенит, в небо душенька летит». Прощение грехов можно было купить не только для себя, но и, например, для своих умерших родственников! А вообще лютеранская церковь очень деликатно относится к деньгам. Мы не служим за деньги, мы ничего не продаем. Все наши службы и частные требы мы совершаем только бесплатно. Это очень важный принцип лютеранской церкви. Как сказано в Библии: «Даром получили, даром и давайте».

— Если я не ошибаюсь, именно Мартин Лютер выдвинул требования об отделении церкви от государства.

— Мы считаем, что церковь и государство должны существовать отдельно друг от друга, но при этом они должны сотрудничать. У нас есть очень много точек соприкосновения. Например, различные социальные программы. И наш приход, как и другие лютеранские церкви Сибири, оказывает помощь детским домам. Это очень важно для нас, потому что, во-первых, это наше христианское свидетельство. А во-вторых, мы показываем, что осознаем свою ответственность за жизнь людей. Нам действительно грустно смотреть на то, в каком состоянии находятся детские дома и приюты. Например, две недели назад мы ездили в дом ребенка в райцентр Черепаново. Обсуждали, чем мы можем ему помочь.

— Многие историки утверждают, что необходимость возникновения реформации была продиктована реальными общественно-экономическими условиями. Укреплялся класс буржуазии, который не мог оставить вне зоны своего влияния религию.

— Я готов поспорить с такими историками. Мне кажется, что это какая-то марксистская чепуха. Как известно, для марксистов все определялось экономическими взаимоотношениями. Я думаю, что ничего не изменилось бы в экономических отношениях, если бы не было реформации. Мир все равно пришел бы и к рынку, и к конкуренции. А причины возникновения реформации именно богословские. Как я уже сказал, многие люди на протяжении веков пытались вернуть в церковь чистое и понятное Евангелие. Это было самой главной причиной. Были такие люди и до Лютера. Например, Ян Гус в Чехии или святой Франциск, который боролся с зажиточностью церкви, с тем, что церковь открыто занималась торговлей и ничего не давала людям «за так». Правда, стоит отметить, что в тех странах, где лютеранство стало господствующей религией, экономика резко пошла вверх. Прежде всего из-за лютеранской трудовой этики.

— Отец Всеволод, лютеранство стало первым официальным протестантским учением. А почему затем появилось немало других близких к лютеранству протестантских учений? Например, баптисты.

— Одной из самых распространенных христианских конфессий, например, в США является баптизм, который появился чуть позже лютеранства. В чем различия между вами и ими?

— Мне кажется, что различия не такие уж и катастрофические. Не случайно во многих странах лютеране и баптисты хорошо общаются. А какое из протестантских течений наиболее близко к лютеранству?

— Это конечно же англикане.

— В каких странах наиболее распространена лютеранская церковь?

— Это очень трудный вопрос. Всего около 30 тысяч. Очень мало, конечно. И этому есть свое объяснение в истории. Сегодня не многие знают, как жестока была история по отношению к лютеранам в России в ХХ веке.

— А когда лютеране появились в Сибири?

— Сталин в 1943 году разрешил в СССР действовать православной и баптистской церквам. А каковы сейчас взаимоотношения Лютеранской и Православной церкви?

— Есть ли в Лютеранской церкви единый центр вроде Ватикана у католиков?

— А в Новосибирске Лютеранская церковь участвует в межконфессиональном общении?

— Мы беседуем с вами накануне Дня Победы. В Германии Лютеранская церковь является одной из ведущих, если не ведущей. Как перенесла Лютеранская церковь Германии, Европы годы Второй мировой войны?

Источник

Различия православия католицизма и лютеранства

Однажды внучка спросила меня: Чем отличаются православие, католичество и лютеранство? – Вот мой ответ с небольшими дополнениями.
– Различий внешних у католичества и православия не так уж много. Богослужения у нас похожие, много одинаковых молитв. Похожи облачения и главные Таинства. Как и мы, они поклоняются иконам, чтят Богородицу и святых.
Однако у этих конфессий есть различия внутренние, серьёзные расхождения в сути веры. Католики иначе, чем мы, представляют отношения человека и Бога, и эти расхождения стали основой расхождения наших культур и цивилизаций.

Православные, согласно учению Святых Отцов считают, что возможно непосредственное, духовное общение человека с Богом. То есть, Бог не только творит чудеса в материальном мире, но Он может непосредственно, Сам общаться с христианской душой, посредством Нетварных Энергий. Он отверзает человеку очи духовные, посылает ему Свою благодать и направляет ко спасению. Католики же убеждены, что Бог общается с людьми только через посредство физических проявлений: Он творит чудеса, направляет физические явления, посылает Своих вестников, иногда является Сам, приняв телесную форму. То есть, общение человека с Богом, якобы, всегда опосредовано через материю. На основании этого убеждения католические богословы насмехались над рассказами православных монахов об их духовных переживаниях и откровениях.

Эти расхождения получили выражение в дискуссии между православным монахом Григорием Паламой и близким к католичеству богословом Варлаамом Калабрийским. Дискуссия произошла в Византии, в 14 веке и привлекла всеобщее внимание. В частности, зашла речь и о природе Фаворского Света. – Как известно, на горе Фавор Господь преобразился во время молитвы, лицо Его чудесно просияло, а одежды стали белыми, как снег. Это чудо наблюдали любимые ученики Господа, и оно поразило и испугало их. Святые Отцы православия трактуют это чудо в том духе, что Господь дал ученикам узреть Свой подлинный Образ духовными очами. То есть, Фаворский Свет – это духовный свет, а не физический. Католические же богословы, напротив, утверждали, что ученики видели своими глазами подлинный физический свет, исходивший от Христа.

В той дискуссии победа осталась за великим православным подвижником Григорием Паламой, который был прославлен позже, как святитель церкви. Но католические воззрения не изменились, и следствием этого стало различие в направлениях развития православной и западной культуры, приведшее к существенному различию европейской и русской цивилизаций. – Поскольку, в понимании православного человека, душа может иметь непосредственную связь с Богом, то и человеческое творчество является проявлением духовных сил, если не божественных, то сатанинских. В западном же понимании культура более связывается с произволением личности, с её самовыражением. Поэтому, думаю, позволительно сказать, что русская культура всегда имела более духовный характер, по сравнению с западной, которая была более светской.

Очень ярко различие культур проявилось именно в период философского и духовного размежевания цивилизаций, когда и жил свт. Григорий Палама. В Европе была научно-техническая революция и расцвет светской культуры – всем известный Ренессанс. А в России, несмотря на ордынское иго, междоусобную борьбу и смутные времена расцвела великая и уникальная иконописная школа. Но и позже эти различия культур сохранились. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк», которое говорит о назначении поэзии. – Если вдуматься, то важнейшей темой русской классики всегда была «духовная брань». И в этом, видимо, состоит непреходящая ценность творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского и других наших гениев для мировой культуры. Не зря, уже в наше время, Евтушенко написал: «Поэт в России больше, чем поэт»…

Но, вернёмся к расхождениям православия и католицизма. Есть у них небольшая, на первый взгляд, разница в Символе Веры, т.н. «филиокве», которая приводит, однако к значительным расхождениям в вероисповедании. – Православные исповедуют, что Дух Святой исходит от Бога-Отца, о чём и сказано в нашем Символе Веры. В католическом же Символе Веры говорится о Духе: «От Отца и Сына исходящего…» То есть, католиками добавлено всего одно слово: «Сын», но это изменение искажает смысл всего Символа Веры. – Этим в Святой Троице, фактически, устанавливается иерархия, то есть нарушается догмат о совершенном равенстве и одинаковом почитании Лиц Святой Троицы. Надо ли говорить, что изменение Основания Веры вызывает, исподволь, расхождение в смысле практически всех понятий и свяшеннодействий?

Другим важным различием является догмат католиков о непогрешимости Папы Римского. Это положение совершенно необоснованно придаёт свойство высшей святости – непогрешимости каждому очередному Папе, только лишь по факту избрания его коллегией кардиналов. – Это очевидно абсурдное положение, вызвавшее, может быть, наибольшую критику. Судите сами: до голосования будущий Папа не безгрешен, как и все прочие архипастыри, его избирающие, а после голосования становится свят и непогрешим*. – Этот догмат, вкупе с непомерным стремлением Рима к политической власти, сыграл, может быть, роковую роль в судьбе католицизма. Католическая церковь подорвала свой духовный авторитет и не смогла противостоять сильнейшему натиску неоязычества и материализма в период 14 – 17 веков. Это и привело к её расколу и появлению протестантской конфессии.

Вождь Реформации – Лютер совершенно обосновано отрёкся от лицемерия, лжи, корысти и властолюбия, которые он обличал в католичестве. Он хотел очистить христианскую веру, но при этом слишком сильно полагался на себя и недооценивал драгоценное наследие Святых Отцов. А ведь в нём заключался положительный опыт христианства, накопленный за 1500 лет предшествующей истории. Богодухновенность Святоотеческого Предания подтверждается не только святостью его творцов, но и тем фактом, что, будучи разделены во времени и пространстве, они создали согласованное учение, единую трактовку Священного Писания. И эта трактовка была одним из важнейших оснований единства Церкви. Видимо, Лютер этого не понимал. Пытаясь раскрепостить христианские души от католического фарисейства, он в основу реформатской церкви положил только Священное Писание, отдав его трактовку в удел личному пониманию верующих.

Видимо, Лютер не понимал, что Священное Писание имеет бесконечное количество смыслов, что глубина его безмерна. Эта глубина – признак богодухновенности священных текстов, но, в отсутствие устоявшейся, освящённой опытом Церкви трактовки, это свойство даёт повод для разделения верующих. Разделение происходит потому, что понимание верующими Священного Писания всегда несёт на себе отпечаток современной им жизни, их социального положения, актуальных знаний и политики. Это и произошло с основанной Лютером церковью. Сейчас, по-моему, число протестантских конфессий перевалило уже за 600. И каждый толкует Священное Писание от ветра головы своей… Пытаясь вернуться к первоистоку христианства, Лютер, в гордыне своей, взял на себя функцию пророка, или посланника Божьего и попытался создать совершенно новую религию. Он упразднил религиозное почитание Божьей Матери и святых угодников, отменил почитание икон.

Лютер пытался восстановить духовность западного христианства, но пошёл в противоположную от православия сторону. И в результате, все таинства и священнодействия трактуются сейчас лютеранами в символическом смысле, а не как акты соединения человека с Богом. К тому же, у них отсутствует духовное почитание Богоматери и святых, которые соединяют наш конечный земной мир с бесконечным Царством Божьим. Протестантская зараза проникла под прикрытием экуменизма и в католичество. Результаты плачевны, от западного христианства мало чего осталось… Последнее «достижение» лютеранства – это церковная регистрация однополых браков. Примечательно, что и Папа Франциск отдал этот вопрос на усмотрение католических епархий. Почему-то, в этом вопросе он решил отказаться от догмата непогрешимости. – Сомневается? Или боится? И Священное Писание по боку, когда Князь мира сего требует своей жертвы…
Это прискорбно.

*Есть и другие расхождения в богослужении и в жизни церквей, но на них я не останавливался.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *