Лютневая музыка что это
Лютневая музыка что это
Музыкальный инструмент: Лютня
Звук
Музыкальный текст для инструмента записывался при помощи букв на шестилинеечной строчке, а длительность звуков обозначалась нотами, поставленными над буквами. Диапазон инструмента около 3-х октав. Определенной стандартной настройки инструмент не имеет.
Фото:
Интересные факты
Конструкция
Весьма элегантная конструкция лютни включает в себя корпус и гриф, заканчивающийся колковым блоком. Корпус, имеющий грушевидную форму, включает в себя деку и кузов, который выполняет роль резонатора.
Сравнительно широкий, но короткий гриф лютни прикрепляется к корпусу на одном уровне с декой. На него приклеивается накладка из черного дерева, а также привязываются кетгутовые разграничители ладов. В верхней части грифа находится порожек, влияющий на высоту натяжения струн.
Колковый блок лютни, на котором находятся регулировочные штифты для натяжения струн, также имеет свою отличительную особенность. Она заключается в том, что блок располагается по отношению к шейке грифа под достаточно большим, почти прямым углом.
Количество парных струн на разных лютнях очень сильно варьируется: 5 до 16, а иногда и 24.
Вес инструмента весьма небольшой и составляет приблизительно 400 гр., длина инструмента – около 80 см.
Разновидности
Применение
В нынешнее время интерес к старинной музыке, а вместе с этим и к лютне, не ослабевает. Её звук все чаще можно услышать на сценах концертных залов. Среди современных композиторов, которые сегодня сочиняют для инструмента, немало интересных произведений следует отметить И. Давида, В. Вавилова, Ш. Каллоша, Ш. Лундгрена, Т. Сато, Р. МакФарлена, П. Гальвао, Р. МакКиллопа, Й. Виссемса, А. Данилевского, Р. Туровского-Савчука, М. Звонарёва.
Известные исполнители
Необычайно модная в эпоху Ренессанса и Барокко, но вытесненная другими инструментами и несправедливо забытая, лютня сегодня вновь вызывает большую заинтересованность, и не только у музыкантов-аутентистов. Её звук теперь всё чаще можно услышать на разных концертных площадках, причем не только соло, но и в ансамбле с другими прекрасными старинными музыкальными инструментами. В XXI веке наиболее известными исполнителями-виртуозами, которые много делают для популяризации инструмента, являются В. Каминик (Россия), П. О’Детт (США), О. Тимофеев (Россия), А. Крылов (Россия, Канада), А. Суетин (Россия), Б. Ян (Китай), Я. Имамура (Япония), Р. Лислеванд (Норвегия), Э. Карамазов (Хорватия), Й. Хелд (Германия), Л. Кирххоф (Германия), Э. Эгуэз (Аргентина), Х. Смит (США), Я. Линдберг (Швеция), Р. Барто (США), М. Лоу (Англия), Н. Норт (Англия), Й. ван Леннеп (Нидерланды) и многие другие.
История
В 16 веке популярность лютни достигла своего апогея. Она доминировала как у профессиональных музыкантов, так и у любителей. Инструмент звучал во дворцах королей и высшей знати, а также в домах простых горожан. На нем исполняли сольные и ансамблевые произведения, аккомпанировали вокалистам и хорам и, кроме этого, вводили в состав оркестров. В разных странах создавались школы по производству лютневых инструментов, самая известная из них находилась в Италии в г. Болонье. Инструменты постоянно модифицировались, увеличилось количество парных струн: сначала десять, затем четырнадцать, а впоследствии их число достигало 36, что соответственно требовало изменений в конструкцию инструмента. Разновидностей лютни было много, среди них было семь, которые соответствовали тесситуре человеческого голоса, от дисконта до баса.
Лютня – старинный изящный музыкальный инструмент с красивым нежным голосом, который в свое время был вытеснен из обихода и несправедливо забыт. Прошло время, музыканты вспомнили о нём, заинтересовались и вновь вывели на концертную сцену покорять слушателей утонченным звучанием. Сегодня лютня часто является участницей концертов аутентичной музыки, выступающий как солирующий, так и ансамблевый инструмент.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Лютня
Лютневая музыка что это
Лютня — струнный щипковый музыкальный инструмент с ладами на грифе и грушевидным корпусом
Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему Балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в Средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цистру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.
На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и строй которого соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.
Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. Изображения лютни отмечаются в росписи резного потолка Палатинской капеллы в Палермо, выполненной арабскими мастерами эпохи Фатимидов ок. 1140 года.
К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.
Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в Средние века и в начале эпохи Ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.
1. Марио Фабрицио Каррозо. Сладчайшая Лаура
2. Франческо да Милано. Три фантазии
3. Неизвестный автор XVI века. Три танца
4. Неизвестный автор XVI века. Виланелла и Канцона
5. Марио Фабрицио Каррозо. Паванилья
6. Марио Фабрицио Каррозо. Её Величество Королева
7. Марио Фабрицио Каррозо. Небесная Джилия
8. Жан-Батист Бессар. Вольта
9. Неизвестный автор XVI века. Прелюдия
10. Неизвестный автор XVI века. Аллеманда
11. Неизвестный автор XVI века. Пока я жив
12. Луи де Моа. Балет
13. Джон Доуленд. Гальярда
14. Джон Доуленд. Павана
15. Джон Доуленд. Гальярда
16. Джон Доуленд. Страдания Доуленда
17. Джон Доуленд. Фортуна
18. Джон Доуленд. Гальярда короля Дании
Винченцо Галилей: отец Галилео Галилея, теоретик музыки, композитор и лютнист
Член и активный участник Флорентийской камераты. По свидетельству современников, считался лучшим лютнистом Флоренции, автор мадригалов и пьес для лютни.
V. Galilei:Fronimo
Винченцо Галилей: отец Галилео Галилея, теоретик музыки, композитор и лютнист
Член и активный участник Флорентийской камераты. По свидетельству современников, считался лучшим лютнистом Флоренции, автор мадригалов и пьес для лютни.
Владимир Фёдорович Вавилов.
Из фильма я узнала, что Владимир Вавилов очень хотел, чтобы его музыку услышали люди, а композитор без имени вряд ли мог рассчитывать на публикацию, вот и появились композиторы средних веков, под именем которых Вавилов выпускал свои композиции.
В 1987 году на экраны России вышел фильм «Асса», где прозвучала песня «Город золотой» или по-другому «Рай», надолго ставшая хитом. Как и «Аве Марию», её тоже приписали средневековым авторам, а музыка принадлежала всё тому же Владимиру Вавилову.
Лютневая музыка 16-17 веков.
Лютневая музыка 16-17 веков
Город золотой. Музыкальный детектив.
Вложение: 5896262_b.mp4
Узнали? Это песня «Город золотой» из кинофильма Сергея Соловьева «АССА». Исполняет песню Борис Гребенщиков. 1987 год.
Вложение: 5896262_b.mp4
Сыграйте мне на лютне.
У нас в сообществе уже были опубликованы посты, посвященные этому музыкальному инструменту: История лютни, Лютневая музыка. Сегодня рассказ об этом инструменте пойдет несколько в ином ракурсе, главным образом, речь пойдет о теме «лютня в живописи».
Постепенно ей пришлось уступить свое место смычковым инструментам: они обладали более мощным и ярким звуком. А в домашнем музицировании лютню вытеснила гитара.
Лютня как музыкальный инструмент отнюдь не утратила своего самостоятельного значения и продолжает жить полноценной жизнью, имеет ряд почитателей и обладает богатейшими исполнительскими возможностями и репертуаром.
Многие выдающиеся художники изображали этот прекрасный инструмент на своих картинах.
more
ВЕЛИКИЙ МИСТИФИКАТОР, МЕРТВЫЕ КЛАССИКИ, АНГЕЛЫ С ЛЮТНЕЙ И ПРЕЧИСТАЯ ДЕВА.
. и все они здесь для того, чтобы вы могли послушать еще раз эту музыку.
Ричеркар Нигрино
Ave Maria Джулио Каччини
Лютневая музыка.
|