М матусовский с чего начинается родина конспект урока 1 класс
Конспект классного часа на тему «С чего начинается Родина» (1 класс)
Тема: «С чего начинается Родина…»
— дать детям представление о Родине, расширять углублять представления учащихся о нашей стране;
— Развивать внимание, память, связную речь, творческую деятельность.
— воспитание у детей патриотизма, любви и гордости к своей Родине, ответственности перед ней, бережного отношения к родной природе.
Мультимедийная техника: компьютер, проектор, экран
Карандаши, альбомы для рисования.
Организационный момент, Психологический настрой.
— Дети знаете ли вы в какой стране вы живёте? Ответ детей (Россия)
— Я предлагаю сегодня поговорить на тему: «С чего начинается Родина»
Прослушивание песни Матусовского «С чего начинается Родина»
Просмотр презентации к стихотворению З. Александровой «Родина»
Обращение к личному опыту детей
— Как вы понимаете слово «Родина»? Ответ детей (где мы родились и живём)
— Правильно. Это место, где человек родился и вырос, где живёт его семья, это родной город, посёлок, страна, в которой мы живём.
А еще есть один маленький дом, где вы бываете целыми днями. Здесь вы учитесь, играете, спите, гуляете, занимаетесь…Что это за дом?
Учитель: Да это школа. А еще крыльцо родного дома, а еще улица, где вы бегаете с друзьями, игровая площадка. И это все частичка нашей огромной России.
Этот маленький дом, где мы проводим больше всего времени мы должны беречь? А как?
Учитель: Да ребятки, этот домик мы должны содержать в чистоте и порядке, потому что это наш второй дом.
Учитель: Послушайте, я расскажу вам стихотворение:
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое.
Это всё моё родное.
Слышишь песенку ручья –
Школа и мои друзья –
Всех люблю на свете я
— А как вы ребята думаете, с чего начинается Родина? Ответ детей ( семья, мама, родной город)
-У каждого своё представление о Родине. Одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина
Прославляя свою Родину народ «сложил» пословицы.
• Своя Родина дороже золота.
• Нет в мире краше Родины нашей.
• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
• Родину мать умей за неё постоять.
• Жить – Родине служить
• Везде хорошо, но милее Родины нет.
Учитель : мне бы очень хотелось, чтобы вы запомнили:
« Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна! Как мама».
Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Чтение стихотворения сопровождается показом презентации «Родина».
Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь от маков красная,
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Работа над пословицами.
Прославляя свою Родину народ «сложил» пословицы.
• Своя Родина дороже золота.
• Нет в мире краше Родины нашей.
• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
• Родину мать умей за неё постоять.
• Жить – Родине служить
• Везде хорошо, но милее Родины нет.
Учитель: самое главное для человека это чтобы на его Родине всегда был мир, люди были счастливы, улыбались друг другу.
Просмотр ролика «Солнышко».
Рисование солнышка учащимися.
-Ребята, вам понравился урок?
-Что интересного вы узнали?
— Ребята с чего начинается Родина? (С доброго отношения к родным, близким, к друзьям, к природе)
— Как называется наша Родина?
Так давайте любить и беречь нашу прекрасную Родину, нашу Россию.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-395313
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок для начальных классов на тему: «С чего начинается Родина?»
Формирование гражданской позиции учащихся начальных классов
Слайд шоу «С чего начинается Родина?»
Дети читают стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» под музыку и слайдовое сопровождение.
Чувство Родины. Такое знакомое и все – таки до конца не осознанное, у каждого из нас оно свое глубокое, тайное, неслышное, им сердце дышит. Оно как воздух, который не видно и без которого жить нельзя. Формирующийся в настоящее время социальный заказ на человека будущего, истинного лидера нового века, активного гражданина ставит перед всеми нами ключевую проблему: воспитание у детей общей культуры, верности отечественным культурно – историческим традициям, ответственность за свою жизнь и жизнь других, достоинтва и доброты, правосознания, уважения к ценностям демократического общества. Воспитание гражданина является залогом развития государства. Гражданская активность личности не только обеспечивает процветание общества, но и определяет социальное поведение самой личности, ее удовлетворенность жизнью и собой. Не стоит рассчитывать на то, что гражданская активность будет развиваться сама – она требует системы специальных педагогических воздействий. Воспитание гражданина предполагает: формирование активной жизненной позиции и основ правовых знаний, воспитание политической культуры, сохранение семейных традиций, формирование основ православной культуры, воспитание экологической культуры, формирование потребности в здоровом образе жизни, воспитание патриотизма.
Психолого – педагогический словарь трактует, что патриотизм это: «Чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее». Как видно из определений, патриотизм – это прежде всего любовь к Родине, к своему Отечеству. Чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Как можно не любить свою Родину, свою землю, людей живущих и работающих на ней?
Оказывается, что очень даже можно. За перестроечно – реформенные годы в России появились многочисленные теоретики, утверждающие, что патриотизм – это синоним русского национализма, а в списке общечеловеческих ценностей такого понятия нет.
В этой связи уместно привести слова президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова « … Человек лишенный патриотизма, легко продает и силы и ум, и – если сможет – богатство страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках»
Одной из важных задач воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого государства, что обосновано в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной и др. Но вместе с тем, современные исследования показывают, что проблема остается актуальной и сегодня, что подтверждается специально принятой государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2012 годы».
Гражданско – патриотическое воспитание учащихся чрезвычайно сложный и длительный процесс, требующий продуманной системы, во многом определяемый качествами поведения самого учителя. Какие же это качества?
Выраженная гражданская позиция, предполагающая уважение к основам конституционного строя;
Демократический стиль работы, стремление к компромиссу, умение слышать и поддерживать собственное мнение ребенка;
Система ценностей учителя, куда входит признание многообразия мира и толерантность;
Высокая коммуникативная культура.
Следует учитывать и принципы работы:
1.Опора на заинтересованность детей;
2.Обеспечение эмоциональной насыщенности занятий;
4.Развитие критичности и предупреждение критиканства;
6.Развитие навыков оппонирования;
7.Развитие навыков оценочных суждений;
8.Предупреждение и преодоление конфликтов
Набирая 1 класс, работу по гражданско – патриотическому воспитанию учителю приходится начинать с воспитания родителей. С этой целью важно проводить такие беседы: «Растить гражданина», «Дети – это будущие мужья и жены», «Воспитание чувства долга и ответственности», «О красоте внутренней и внешней», «Семейные традиции».
Гражданско – патриотическое воспитание в начальной школе рассматривается в непосредственной связи со всем процессом формирования личности с его умственным, нравственным, трудовым, эстетическим воспитанием. Главное внимание необходимо направить на воспитание патриотических чувств и убеждений детей, их поведения, проявляющегося в действиях и поступках, в отношении к людям, родной природе, труду.
Так как урок является основной формой обучения, он же и основная форма воспитания учащихся в духе беззаветной преданности Родине. Благодатный материал дают для этого уроки чтения, окружающего мира, истории, истории культуры и литературы Хакасии, экологии.
Учитывая важность проблемы, Министерство образования опубликовало методические рекомендации по проведению «Урока гражданина» в 1 классе. Задача урока – вызвать у детей интерес к родной стране, дать первоначальные представления о родном крае, Родине, познакомить с понятиями «Государство, гражданин, права и обязанности гражданина, символы государства».
Большие возможности для расширения и закрепления представлений о Родине содержатся в текстах учебника чтения в темах: «Из истории Отечества», «Летописи России»,«Русь, Россия Родина моя…» и др. В них рассматриваются такие нравственные понятия, как: Отечество, Родина, общество, гордость, терпимость, доблесть, русская земля, подвиг, труд, добро, зло, смелость, защитник, честь, милосердие составляющих основу гражданских знаний.
Учителя используют картины с изображением древней Руси, записи песен о России, рассказывают о наиболее значимых в истории России людях, знакомятся с духовным опытом человечества. На уроках учат видеть Родину «вокруг себя»: в предметах быта, в названиях улиц, знакомим с традициями и праздниками русского и хакасского народов.
Большое значение в начальной школе отводится изучению пословиц и поговорок о Родине на уроках: «Глупа та птица, которой гнездо немило», «Родная сторона мать – чужая мачеха», «Своя земля ив горсти мила», «Тот герой, кто за Родину горой» и др…
Из учебных текстов под руководством учителя «вычленяются» образцы поведения, поступки литературных героев, сравниваем их со своими собственными. Одним из приемов является постановка проблемных ситуаций.
Демонстрируя репродукции Левитана, Шишкина, говорим о том, что художники красками передают красоту родного края, любовь к своей Родине. Предлагаем детям нарисовать Родину такой, какой она предстает в их воображении. Рисуя свою Родину, школьники делали акцент на природу, церкви, соборы, изображали улицы нашего города, свой дом, семью. Причем краски были яркие, разнообразные, и образ Родины получился яркий, свежий, красивый. Наблюдая за детьми в процессе работы можно было отметить их положительные эмоции, желание показать главное, лучшее.
Для формирования чувств патриотизма в своей работе часто используем прием моделирования. Детям дается задание написать мини – сочинение на темы: «Если бы я был мэром города Абакана», «Мой любимый город», «Я – абаканец», «Пою тебя, моя Хакасия!»
В своих сочинениях дети пишут:
«Мой Абакан – это маленький уютный городок. Этот городок богат красивыми улицами. У нас много мест, где можно отдохнуть, укрыться от палящего летнего зноя. В моем городе много красивых фонтанов. Я люблю отдыхать рядышком и глядя на хрустальный поток мечтать».
«Абакан – главный город Хакасии, он небольшой, но очень красивый. В нашем городе есть фабрики, заводы, театры, библиотеки, музей, зоопарк, много улиц, красивых многоэтажных домов. Я живу на улице Пушкина, дом 100. Рядом с домом есть детский сад, аптека. Во дворе живут мои друзья. Это и есть моя маленькая Родина. А в моем сердце она занимает огромное место…»
«Если бы я была мэром города Абакана, то я бы изменила в нём многое. Например: побольше построила мест культурного отдыха. Хотелось бы, чтобы в городе был еще один зоопарк и просто детский парк. Хотелось бы, чтобы в городе были школы только с бассейнами. Мне хочется, чтобы в нашем городе люди не болели. Все люди имели возможность отдохнуть на озере Шира, Тус или в другом хорошем месте…»
Учитель дополняет, что наша большая необъятная Родина как и их мама, тоже хочет их видеть трудолюбивыми, честными, заботливыми. Во имя любви к Родине человек трудится, совершает подвиги, а иногда отдает свою жизнь.
«Вам повезло, что вы видите ясное небо и никогда не видели стаю стальных страшных машин в небе, несущих бомбы и смерь. Вы видели как разрушают дома, чтобы построить новые, но никогда не видели как разрушаются они как карточные домики от взрывов и снарядов. Вы видите яркое солнце, но никогда не видели, что оно может быть закрыто копотью и пылью поднятой взрывами от снарядов. Вы слышали раскаты грома, но никогда не слышали настоящего грохота от пуль и снарядов. » А далее учитель Ольга Михайловна Трубинова читает стихи о войне. (К.Симонов, Ю.Друнина, В,Высотский, А.Твардовский) И здесь огромную роль играет личность учителя, его умение эмоционально передать чувства и настроения людей, которые пережили ужасы войны.
Город, где мы родились, учимся – это тоже родина – частичка нашей необъятной страны. Воспитание любви к своему краю – есть воспитание любви и гордости за нашу Родину. Дети, сочиняют стихи о родном городе:
Хакасия, край наш цветущий
С богатством природных даров,
Где многие реки и русла
Текут меж скалистых гор.
И степи, прекрасней их нет,
Смотрел бы на них целый век!
Природы прекраснее нет!
Республика наша богата
Прекрасным духовным сырьем.
Здесь люди живут небогато,
Зато полон счастья их дом.
Ученица 4 класса МОУ «СОШ»
(Учитель Трубинова О.М.)
Мой Абакан любимый
Какой же ты красивый!
Здесь много у меня друзей,
Еще больше тополей.
Утром в школу я иду
Абакан – мой добрый друг
Все тобой любуются.
Ведь ты – родина моя,
Всем расскажу об этом.
Я тебе песенку спою
Пусть славится мой Абакан
На всю страну большую!
Ученица 2 класса МОУ «СОШ» №10
Ахмова Настя (Учитель Мохова И.В.)
Абакан – красивый город;
Он любимый и родной,
Будет он еще красивей
В зелень яркую одеты
Будут парки, тополя,
И красивыми цветами
Вся покроется земля.
Здесь живут мои родные,
Здесь живут мои друзья,
И, конечно, мама с папой,
В общем, вся моя семья.
Ученица 2 класса МОУ «СОШ» №10
Пастухова Женя (Учитель Мохова И.В.)
Чистый, тёплый, нежный.
В городе любимом можно отдохнуть,
В общем, он красивый.
Ученица 1 класса МОУ «СОШ» №10 Чаркова Наталья (Учитель Трубинова О.М.)
Благоприятный материал для воспитания чувств патриотизма раскрывают темы: «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и карте», «Хакасия – земля где я живу», «Что дает наш край стране», «Народы, живущие в республике Хакасия», «Беседы о народные традиции и обычаи» и др. При изучении данных тем приходим к выводу, что конкретно может сделать каждый из нас, чтобы наша республика процветала. Интересен прием в начальной школе, который используют учителя для воспитания чувств гражданственности: имитационное моделирование, творческое самовыражение, рефлексивные технологии.
Трудность состоит в том, что понятия: государство, граждане, декларация, конвенция и др… приходится переводить на детский язык, чтобы дети сами учились принимать и с уверенностью отстаивать свои суждения. Однако следует помнить, что права одних людей не должны ущемлять права других, а так же и о том, что права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав к произволу.
Мы постарались взять такие методы воспитания, которые формируют у детей уважение прав и свобод других людей, а так же формируют толерантное сознание. С целью формирования чувств патриотизма у учащихся 2 класса нами были разработаны методические рекомендации для проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием этно – культурной составляющей.
Методические рекомендации по организации деятельности на уроках и внеклассной работе с использованием этно – культурной составляющей,
направленных на воспитание чувств патриотизма у учащихся 2 класса.
Исследовательская деятельность учащихся
Выразительность материалов. Передача характера животного через пластику.
Сбор информации о животных Хакасии.
Для художника любой материал выразительный.
Панно «Праздник в городе»
История названия города Абакана.
Изображение и фантазия.
Сказочные звери и птицы.
Улицы нашего города. Самое красочное здание.
Украшение и фантазия.
Ремесло моей семьи (выставка-рассказ)
Человек и его украшение
Рассказ и фотомонтаж «Герои в моём доме».
через украшения (женский образ).
Бабушкин сундук. История женских украшений семьи.
Природа в разных состояниях.
Кедр – символ Хакасии.
Берёза – богиня хакасского народа.
Сбор информации о птицах степей и лесов Хакасии.
Весенняя земля. Тихие и звонкие цвета. Пейзаж Хакасии
Особенность хакасских степей – курганы. Менгиры.
Ко дню Победы мы организуем встречу детей с ветеранами ВОВ. Затаив дыхание, слушают мальчишки и девчонки рассказы ветеранов, с уважением смотрят на награды, украшающие грудь ветеранов – фронтовиков. Ежегодно 7 октября в нашем городе у памятника жертвам локальных войн на Привокзальной площади проводятся митинги, участниками которых являются и дети наших классов. Дань памяти павшим героям – интернационалистам, возложение цветов к подножию памятника является мощным средством патриотических чувств обучающихся.
Особо хочется отметить программу внеклассной работы для детей начальной школы «Моя гражданская позиция», которую мы разработали и реализуем совместно (Мохова И.В., Трубинова О.М.)
Задачи данной программы:
-воспитать любовь к родному краю, уважение к боевым и трудовым традициям народа;
-показать детям истоков героизма и самоотверженности людей;
-воспитывать гордость за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им;
-знакомить учащихся с русской и хакасской культурой;
-привлекать к изучению мировой художественной культуры, воспитывать уважение к культуре других народов.
Первый блок работы называется «Дом родной, живу я в нем, это самый лучший дом». Сюда мы включили такое направление и формы работы.
Формы проведения работы
Цель: приобщить детей к заботам абаканцев и к участию в жизни горожан.
Знакомство с историей г.Абакана
Работа по благоустройству школы, школьного двора, подъезда своего дома
Принять участие в исследовательской деятельности: «История названия моей улицы»,
2 Посещение выставок, театров. музея, библиотеки, станции юннатов
3 Участие в субботниках.
Следующий блок посвящен родной земле, для тех, кто любит родную землю, не безразличен к её судьбе. Мы предлагаем такие виды работы:
Формы проведения работы
Цель: изучить свой край, ценить и беречь красоту родной природы, учиться рационально использовать богатства родного края.
Лекарственные травы республики Хакасия.
Животные республики, занесенные в красную книгу Хакасии
Создание исследовательских экологических проектов.
Экскурсии в заповедники.
Изготовление поделок из природного материала
Создание сборников «Народные приметы»
Участие в «Марше Парков», «Семь чудес моей малой Родины»
Третий блок рассказывает о том, что живём мы на земле хакасской, которая испокон веков славится алыпами, мудрецами, умельцами, народными песнями, задушевными богатыми традициями.
Моя малая родина – Хакасия. Хакасия, край мой любимый.
Цель: привить любовь к малой родине, ее прошлому и настоящему, познакомить с культурой хакасского и русского народов
История моего города.
Улица, на которой я живу.
Мои славные земляки.
Мой любимый уголок
Рассказ по фотографии « Мои знаменитые земляки»
Викторина «Мой родной город Абакан»
Вечер «Семейные династии»
Главная идея этого блока – забота. Забота о людях живущих рядом: о людях близких и далёких
Цель: воспроизвести генеалогию своей семьи, знать ее историю, проследить развитие творческого человека от поколения к поколению
Что обозначает мое имя
Традиции моей семьи.
1.Беседа «Что в имени моем»
2. «Семейные посиделки»
3. Составление генеалогического дерева.
4. Беседы «Профессия моих родителей»
Наши дети посетили межрегиональный фестиваль «Пёльбек», посвященный 300 – летию вхождения Хакасии в состав России. Театр «Читиген» представил нам выступление фольклорного ансамбля «Айланыс». Дети познакомились с костюмами, музыкальными инструментами, с традициями и обычаями хакасского народа. Услышали горловое пение и увидели национальные танцы. Выездная группа «Альянс» из Драматического театра познакомила детей с русскими народными костюмами, музыкальными инструментами и обычаями.
Моделируя процесс воспитания патриотизма у учащихся, мы использовали методы, способствующие ориентации на продолжительный процесс накопления знаний, умений в сфере формирования патриотических чувств; формированию у воспитанников собственной позиции, оценки явлений окружающей жизни, действий, поступков, имеющих патриотическую направленность; учету изменений, которые произошли в ценностных ориентациях детей, и тщательному отбору примеров и образцов гражданской деятельности.
Мы прилагаем все усилия, чтобы научить детей видеть в сегодняшнем дне то, что может представлять интерес для их будущего, ценить это; обращаем внимание на то, как относятся наши дети к окружающей природе, эмоционально ли они реагируют на ситуации, которые возникают в жизни класса, школы, проявляются ли у них интерес и желание принимать участие в экологической деятельности, а так же контролировать и оценивать свои поведение и поступки, чтобы не причинить вреда окружающим. Это и есть черты патриота – разумного хозяина города, страны, планеты.
Практическая часть представлена разработками классных часов: Мохова И.В. («С любовью к городу) Трубинова О.М. («Я – гражданин»)