Мадагаскар чем занимаются люди
Страна, которая не производит ничего, кроме лемуров — 3 недели приключений на Мадагаскаре
Мадагаскар перенаселен и при этом не производит ничего, кроме лемуров. Здесь едят воловье мясо с багетами и ездят на французских машинах. Малагасийцы свято убеждены, что дождь не пойдет без жертвоприношений, но отказываются верить в то, что белый может быть бедным. Наш читатель съездил на этот остров и погрузился в мир, полный экзотики, нищеты, лемуров и куриц, которые бегают по отелям за гигантскими тараканами.
Как спланировать поездку на Мадагаскар
и не оказаться без денег в клоповнике
Мадагаскар — настоящий рай для любителей дикой природы. Из—за своей давней изолированности от других материков, около 90% видов местной фауны обитает только здесь и нигде больше. Я обожаю хамелеонов, и мысль посетить далекий остров — родину этих клевых рептилий — долгое время не давала покоя. Как оказалось, поехать на Мадагаскар, не разориться, приехать обратно живым, здоровым и полным впечатлений — не так то уж и сложно.
После долгого планирования путешествия, когда маршрут был утвержден, билеты куплены, гид выбран, а до дня X оставалось около месяца, произошло забавное совпадение: вышла Uncharted 4. Когда из всех возможных уголков света Дрейк в очередной части своих приключений оказался именно на этом острове, я окончательно успокоился и понял, что принял правильное решение.
Подготовка к поездке — дело муторное и непростое. Мы потратили на это 2 месяца — выбирали гида, составляли маршрут по острову, читали отзывы и рассказы других путешественников.
Для меня было неприятным открытием узнать, как работают волонтерские программы. Если ты хочешь поехать волонтером поработать и посмотреть мир, то изволь выложить кругленькую сумму. Вставать в 6 утра, идти работать до обеда, и останется всего несколько часов до захода солнца. Сомнительное удовольствие, верно?
Мне кажется, это больше подходит тем, кто просто хочет сменить обстановку, перезагрузиться, ну или правда горит идеей помочь детишкам выучить язык или спасти лес. Мы встретили группу волонтеров в лесу — пожилая женщина из Дании и пара молодых корейцев. Они приехали на 3 месяца сюда, сажать деревья и убирать мусор в лесу. Каждый день. И отдали 8 тысяч долларов за возможность поработать. Я этого не понимаю.
Очень важно заранее определиться, когда ехать. В январе там тепло, в июле — холодно. Разные виды животных проще встретить в разные месяцы. В сезон дождей дороги заливает так, что проехать невозможно. Циклоны, наводнения — не редкость. Гид прислал фотографии, как выглядели ближайшие окрестности столицы через пару недель, как мы уехали:
Мы поехали в феврале, и нам адски повезло. От дождей мы не сильно страдали. Зато отсутствие туристов было на руку — за неимением клиентов отели давали скидки, некоторые даже селили в самые лучшие номера без доплаты; в контактных зоопарках не было очередей. Если обычно у тебя есть 20 минут, чтобы сделать фотки с лемурами, то здесь — играй и фоткай, пока не надоест.
Маршруты и транспорт
Так как основная цель была познакомиться с местными животными в естественных условиях, маршрут составляли по национальным паркам, тропическим лесам и заповедникам. Получалось 2 недели на колесах и неделя в запасе. Каждые день-два новый отель, новая местность, новые впечатления!
Мне показалось, что все впечатление от поездки в первую очередь зависит от гида. Угадали — приключение пройдет как по маслу. Нет — 2 недели в дороге проведете с человеком, с которым некомфортно, который плохо говорит по—английски, который плохо знает свой остров, ну или просто который подворовывает. Тут как с бригадой строителей — все по рекомендациям. Нам вот повезло, порекомендовали отличного мужика. Говорит на английском, французском, играет в Фифу на стареньком ноутбуке, одно время даже катался на байке до того, как стал пропадать неделями на работе.
Мы пренебрегли прививками и таблетками, так как ехали не в самые опасные места. Малярийные комары мерещились везде, конечно, но репелленты и балдахин в отелях ночью надежно защищали. Малярии, кстати, подвержены преимущественно дети и туристы. У взрослого населения настолько грубая кожа, что комар ее просто не прокусит. По этой же причине белые отгоняют мух и ежесекундно машут руками, в то время как местные на них даже не реагируют.
Все путешествие обошлось нам в 300 000 рублей на двоих. С одной стороны немало, с другой стороны — это целые 3 недели на экзотическом острове! Гораздо большие деньги оставляют в местах поближе — Сочи, например. Ночь в отеле средней руки — баксов 20. Доллары здесь не в ходу, а карточки, ясное дело, не принимают. Приходилось снимать наличку сразу на несколько дней путешествия. С учетом местной инфляции денег банкомат выплевывал как в Беларуси до деноминации — миллионы фантиков, точнее ариари.
Лететь долго, минимум с одной пересадкой. Мы выловили авиабилеты по акции и меняли самолеты 2 раза — в Абу—Даби и на Сейшелах. Перелет занял почти 2 дня с пересадками, крайне утомительное мероприятие, надо сказать.
Мадагаскар живет преимущественно за счет туристов, и охотно пускает всех без особой бумажной волокиты — всего-то нужно заплатить за визу в аэропорту. На удивление, несмотря на малярию, СПИД и прочие адские болезни, прививки делать не обязательно.
Самый оптимальный способ передвижения по острову — с гидом на джипе, почти как Дрейк рассекал в Uncharted 4. Я спросил гида, есть ли у него лебедка, но он, не поняв шутку, ответил что суеверный, и всякий раз как ее берет, она становится нужна. Мы изъездили западную и юго-западную части острова, проехав более 3000 км. Ездить ночью с туристами на борту запрещено, днем постоянный серпантин, иногда казалось, что дорога просто бесконечная. Жутко выматывает, поэтому решили не экономить на комфорте машины.
Мадагаскар — страна, которая не производит ничего,
кроме лемуров
Мадагаскар визуально показался густозаселенным местом. Из окна машины всегда можно было найти людей, в любой момент времени, где бы мы не ехали. В дождь, в зной, в туман; в горах, в долинах, в отдаленных озерах — всегда и везде были люди. Дети играют в петанк и футбол, пастухи выгуливают зебу, женщины со своим бессменным атрибутом — корзиной на голове. Словом, почувствовать себя в одиночестве было просто негде. Оно и неудивительно — на острове проживает примено 25 млн человек. В столице — 6. Нормальный такой мегаполис.
Мадагаскар — одна из самых бедных стран в мире, но я бы не сказал, что люди сильно несчастливы. Другие проблемы, другие потребности. За неимением гаджетов и интернета, дети активно играют в петанк, футбол и другие виды спорта. Игрушки — или те, что перепали из гуманитарной помощи, или самопальные, скажем пластиковая бутылка на крышках-колесиках.
Столица, Антананариву, — город контрастов. Так, например, я часто видел новенькие джорданы, редкие кроссовки от Канье Веста, наушники Beats by Dre. И, кажется, не все из них были фейками. Денег нет, но машин много, преимущественно джипов, из-за плохих дорог. Увидеть большой черный джип или спортивную Camaro на фоне разваливающихся домов и побирающихся бомжей — легко!
Не могу сказать ничего хорошего про местную кухню. Завтраки жутко надоели уже через неделю. Разнообразия никакого нет: мясо местных коров зебу, курица, свинина. Все жирное, с костями. Объяснить чего конкретно хочешь — невозможно, тебя просто не понимают. Ориентироваться можно только по меню на местном, без картинок.
Местные жители не ходят в национальные парки и заповедники. Сейчас для них действует минимальная цена, в 10 раз ниже, чем для туристов. Но еще несколько лет назад билет совсем был бесплатный, посещаемость была на том же уровне. А зачем? Там все как и везде, рассуждают они, а дорога — дорогая.
На острове нет ни легкой, ни тяжелой промышленности, островитяне ничего не производят, а занимаются тем, что переделывают предметы быта с Большой земли, давая им вторую, третью, иногда десятую жизнь. Любые емкости — пластиковые бутылки, металлические коробочки и особенно стеклянные баночки — на вес золота. Как бы смешно не звучало, но матери семейств собирают их в приданое дочерям (наравне с украшениями и дорогими или хотя бы чистыми/не дырявыми импортными тканями), и в наследство сыновьям — что характеризует их как весьма состоятельных и хозяйственных, давая им преимущество по сравнению с другими.
В случае ненужности той или иной тары (ткани, посуды, кусочков стекла, разбитых зеркал), ее несут на базар, где товар разлетается вмиг. Каждая железячка проходит долгий путь служения в хозяйстве в самых разных ролях, пока не придет в негодность. Тогда ее относят к кузнецам, где ее переплавляют в новую форму и так продолжается до бесконечности
Так же страстно, как и политиков, малагасийцы презирают только две профессии — врачей и полицейских. Продажность и безразличие к судьбам нуждающихся стало такими же привычными для них атрибутами, как аптечка для первых и форма для вторых. Если верить словам местных, на место происшествия врач без обещания крупного вознаграждения вообще не придет, без него же и не подумает оказать первую помощь. Что касается полиции, она никогда никого не ищет.
Если случится кража, чтобы правосудие свершилось, пострадавшему следует самостоятельно найти вора, обратится в полицию, указать на преступника и где-то за 15% от суммы украденного, полиция арестует нарушителя. Если, конечно, он, в свою очередь, не предложит больше.
Характер и жизнь малагасийцев
Примерно 90% малагасийцев не то что никогда не были в соседней Африке. Они океан-то не видят, который, напомню, омывает остров со всех сторон. У них просто нет на это денег. Работают всю жизнь там, где родились. Повезло родиться на побережье — увидишь воду, нет — так нет.
Причем многие коренные жители бы не согласились, что родиться в деревне — большое счастье. Как и в России, все стремятся в столицу — тут водятся деньги, можно подняться, ну и далее по списку. Квартиру в столице купить нельзя, только землю и дом. Стоит это по местным меркам неподъемных денег, поэтому все едут, но снимают жилье. Надо ли говорить, что городские, напротив, хотят уехать из столичной суеты в село, где тихо и спокойно.
На этом сходства не заканчиваются. Местные мужики сетуют на то, что молодые девушки все чаще ждут белого принца, который увезет их прочь из бедности в богатую Европу и подарит красивую жизнь. Мадагаскарцев же такие мадам расценивают как временное развлечение. Еще местные очень сильно не любят свою власть, ругают президента и чиновников на чем свет стоит. Мол, о народе не думают, лишь бы денег побольше украсть. И сетуют на зависимость от французов и других стран.
Футболом в Африке болеют так же, как и у нас. Играет и стар и млад, и даже девушки. В местном чемпионате ведут ожесточенную борьбу больше 30 команд. В деревнях проходят свои чемпионаты, игроки в лохмотьях и на босу ногу пинают мяч, в надежде сорвать куш. Золото — целый зебу, серебро — свинья.
Спросил, как они их делят на команду, по куску мяса каждому? Нет, продают тут же на базаре и делят деньги. На такие чемпионаты приходят из соседних деревень поддержать свою команду. Пешком, путь неблизкий, как водится. Это вам не на выезд со Спартаком съездить.
Рынок — сердце деревни. За отсутствием телефонов и интернета все жители собираются раз в неделю на базаре, обсудить новости и узнать последние слухи. Это называется market day. Проезжать деревушки в такие дни было настоящим праздником. Мадагаскарцы очень любят пестрые наряды, всех возможных цветов, а по такому случаю одевались в самое лучшее, что было.
Франция оставила свои колониальные следы везде: здесь множество надписей на французском, некоторые жители говорят на нем, но с жутким акцентом. Везде продаются багеты, куда уж без них. Такое ощущение, что французы во всех своих колониях приучили есть багеты. Машины на острове тоже в основном французские: старенькие Ситроены, Пежо и Рено. Причем некоторые застали Наполеона, судя по виду.
Попавшееся мне такси (на фото оно справа) — это, между прочим, культовый Citroen 2CV, выпускавшийся с 1949 года и уже 26 лет на снятый с производства. Зверь мощностью в 2 лошадиных силы, произвел фурор на рынке автомобилестроения подобный Форду Т в США и «Жуку» в Германии.
Ни с чем не сравнимые ощущения от поездки — грохот внутри салона больше, чем от трактора «Беларус», при посадке накореняется наполовину, при езде внутри бампера перекатываются железяки и пару раз был слышен звон разбитого стекла. Двери не закрываются, нет ремней безопасности, а машина такая маленькая, что колени на уровне головы. Пробки,кстати, вполне московские — все стоит, и пешком пройти чаще быстрее, чем на попутке.
Быть туристом на Мадагаскаре
Всего мы остановились где-то в десяти отелях разного уровня, и практически всегда были какие-то косяки. В одном не было воды, в другом электричество есть лишь пару часов в день, в третьем встаешь с петухами, которые кричат тебе в окно. В четвертом бегают знаменитые мадагаскарские тараканы и прочие неприятные насекомые. Причем дело не в бюджете — зачастую просто нет других вариантов.
Хотите внимания — езжайте в Африку. Станете звездой. Местные глаз с вас не сведут, а дети будут показывать на вас пальцем и кричать «ваза!», это значит «иностранец». И, естественно, просить подачек: денег, сигарет, воду, бутылку из-под воды и так далее. Да хотя бы леденцов. Иногда было тяжко совладать с оравой детей, которая облепляла тебя и, кажется, просила усыновить. Легко понимаю Анжелину.
В следующей жизни местные хотели бы стать «ваза», вместо бедной жизни и выращивания риса круглый год — достаток и все прелести цивилизации. То, что у нас своя суета, рутина, проблемы, их особо не волнует. В бедных белых людей они вообще не верят.
Приезжают сюда чаще всего за лемурами, баобабами, хамелеонами и орхидеями. Реже приезжают смотреть и фотографировать змей и лягушек. Один раз кто-то приехал для того, чтобы смотреть ночное небо. Удивительно.
Хотя, на самом деле, все едут на Мадагаскар за лемурами. Это визитная карточка острова. Надо ли говорить, что при виде того самого Джулиана из мультфильма, туристы верещат от счастья, ослепляя животное вспышками камер. Есть интересная мадагаскарская легенда, согласно которой предки, которые не хотели работать, а хотели отдыхать и бить баклуши, превратились в лемуров. Они ушли в леса, жили на деревьях, ели фрукты вместо риса, и со временем обросли мехом.
Ритуал призыва дождя
Сезон дождей на востоке начинается с конца декабря, но эта зима выдалась губительно засушливой — дождей не было много недель. Скот нуждается в десятках литров пресной воды ежедневно. Реки пересохли и не способны питать рисовые поля. К тому же, малагасийцы питаются не столько фруктами и овощами, столько листьями касавы, а без воды эти растения погибают за считанные дни. Словом, остров мучает жажда. Местные — от владельцев Мерседесов до крестьян — верят в людей, умеющих вызывать дождь. Каждый год совершается ритуальное жертвоприношение зебу, чья кровь смешивается с океанскими водами глухой ночью.
Однако в этот раз старцы, непосредственно осуществляющие ритуал, объявили, что малагасийцы прогневали богов и дождь не придет, пока не будут искуплены грехи, а искуплены они могут быть не одним, а семью зебу. Даже для крупной деревни это непомерно много, т.к. зебу не дают молока, их выращивают только ради мяса и работы в поле, потому отдать взрослую особь на заклание означает согласие на грядущий голод. Три недели крестьяне торговались со старцами, но дождь не приходил. Когда поля начали гореть, а земля трескаться, президент отдал 4 зебу и велел местным отдать еще трех. Вчера ночью совершилось жертвоприношение. Ровно в полночь грянул шторм.
Рабство на Мадагаскаре
Шансов попасть в рабство у белого человека нет, в отличие от малагасийца, не способного отдать долг соседу и вынужденного работать на него за плошку риса. Женщины часто отдают или подкидывают ребенка более состоятельным «рабовладельцам» — все равно работать придется: голодая, но свободным человеком, или сытым, но рабом. Белого же содержать невыгодно и намного дороже: они болеют; чахнут; травятся; едва ли могут таскать по 70—80 л воды от колонки через всю деревню или нести коромысла с парой связок бананов по 12 км по горам, через леса; еще и норовят сбежать, местным же бежать некуда.
Общество, культура и быт
Мальгаши очень миролюбивы. Ненависть к насилию побуждает их быть сдержанными и вести переговоры. Мальгаш способен пойти на уступки, которые скорее всего были бы доказательством большой слабости, если бы они не были в действительности проявлением глубоко укоренившегося правила: худой мир лучше доброй ссоры. Это отвращение к насилию дополняется острым чувством справедливости. Справедливость в их понимании это само уважение к человеческой личности, и это, по их мнению, самое малое, чем должен обладать каждый (Рабеманандзара 1956: 41).
Образование на Мадагаскаре
Первые школы были открыты британскими миссионерами в г. Антананариву в 1818. Обязательно 5-летнее начальное образование, которое дети получают в возрасте с 6 до 11 лет. Среднее образование (7 лет) начинается с 11-летнего возраста и проходит в два цикла – 4 и 3 года. Наряду с государственными работают частные школы. В систему высшего образования входят 5 университетов и 3 колледжа. В 2002 в университете г. Антананариву (осн. в 1961) работали 635 преподавателей и обучались 14,07 тыс. студентов. Обучение ведется на французском и малагасийском языках.
Более 100 лет действует Национальная академия искусств, изящной словесности и естественных наук Мадагаскара – старейшая академия наук в Африке. В 2003 грамотными были 68,9% населения (75,5% мужчин и 62,5% женщин).
Система хозяйства
На Мадагаскаре сохраняется в основном порайонное разделение труда, возникшее очень давно и обусловленное разнообразием географических условий острова. Население влажного тропического района на восточном побережье занимается земледелием и рыболовством. Скотоводство является у них подсобным. Основная культура — рис, его сажают на естественно заболоченных почвах. На центральных плато рис требует искусственного орошения, поэтому здесь вся местность покрыта сетью каналов и сложных ирригационных сооружений. Рис сажают по горным склонам на широких террасах, веером спускающихся вниз, а также в речных долинах. Стены полей — террас плотно складывают из камней и глины, а по краю их проводят неглубокие канавки, отводящие на поля горные ручьи и потоки. Вся система земледелия на Мадагаскаре очень близка к земледелию Юго-Восточной Азии. На засушливых равнинах западного побережья главная отрасль хозяйства — скотоводство, а доля земледелия невелика. Население центральных плато, которые высоко подняты над уровнем моря и обладают умеренным климатом, занимается как скотоводством, так и земледелием. Уход за скотом (выпас, дойка пр.) — почетная обязанность мужчин и подростков. И здесь численность скота определяет богатство крестьянина; скот почти не режут на мясо. А поскольку плодородие земли ассоциируется с деторождением земледелие считается делом женским, особенно обработка почвы и сбор урожая (Шпажников 1981: 134).
Мальгаши разводят зебу — одногорбых небольших быков и коров, а также мелкий скот (овец, коз, свиней) и всевозможную домашнюю птицу. Кроме риса, мальгаши сажают бобовые (фасоль и горох), немного кукурузы (на юге острова), бататы, картофель, различные овощи, а также разводят сады. Шелководство получило распространение лишь в XX в., а раньше собирали коконы в лесу.
Коноплю сажают для технических нужд; кроме того, её высушенные листья используют для курения. Табак обычно не курят, а жуют (Третьяков 1964: 94).
Охота является лишь спортом: в хозяйстве она уже не играет никакой роли. Рыболовство и охота на морских животных занимают значительное место в жизни прибрежного населения, особенно на западе. Для этого применяются большие лодки с балансирами, совершенно аналогичные морским лодкам Океании и Индонезии. Рыбу ловят также в реках, озёрах, болотах и даже на рисовых полях, на долгое время заливаемых водой из рек. Женщины и дети, бродя по колено в воде, «вычерпывают» рыбу специальными большими корзинами с редким плетением (Ольдерогге 1954: 620).
Жилище и архитектура
Мальгаши живут в прямоугольных домах. Материал, из которого строят их, и форма этих домов меняются в зависимости от природных условий острова.
На восточном побережье, где преобладает жаркий и влажный климат, сооружают легкие постройки, состоящие из деревянного каркаса, обитого черешками пальмы рафии или бамбуковыми планками. Для защиты от сырости строения обязательно располагают на столбиках-сваях. Для вентиляции делают две двери на обеих боковых стенах.
На жарком засушливом юге и западе легкий каркасный дом ставят прямо на землю и устраивают одну небольшую дверь. На расположенных высоко над уровнем моря центральных плато с довольно суровым климатом мальгаши строят солидные глинобитные или кирпичные жилища на высоком фундаменте, располагая их строго с севера на юг. Дверь и окно устраивают в западной длинной стене дома, что предохраняет от проникновении холодных юго-восточных ветров. Двускатная крыша, крытая соломой или черепицей, с высоко поднятой коньковой балкой опирается на деревянные столбы.
В последнее время на центральных плато главным образом зажиточные люди строят одноэтажные дома из сырцового кирпича на очень высоком фундаменте с верандой, деревянным полом и черепичной крышей.
Внутреннее убранство мальгашского дома отличается простотой и удобством. Стены и пол покрыты красивыми тростниковыми циновками. Вокруг очага, расположенного в южной половине дома, расставлена утварь: глиняные горшки с водой, калебасы, металлическая посуда, ступка с пестиком для обдирания риса, а также орудия труда. Иногда в северной половине стоит кровать главы дома — громоздкое высокое деревянное сооружение с закрывающимися створками. Створки и деревянная основа кровати покрыты богатой резьбой, изображающей бытовые сцены, а также людей и животных. На кровати имеются матрац, подушки и покрывало. На полках этажерки расставлены корзины разной формы и величины, в которых хранятся вещи, продукты, утварь: большая прямоугольная корзина с крышкой — для одежды; корзины с овощами, рисом, приправами; корзиночки для шелковичных коконов и ниток и т. д. Здесь находятся также обеденные принадлежности: деревянные резные или металлические ложки, деревянные и фаянсовые тарелки (Орлова 1958: 95).
Предки малагасийцев жили в хижинах или в домах различного типа, которые отличались друг от друга формой крыши, размерами и материалом. Наиболее древним типом жилищ было трану тумбука. Это землянка или полуземлянка с жилым помещением, углубленным в грунт. Крыша трану тумбука опиралась на грунт, землянка имела только один выход. В настоящее время трану тумбука сооружаются лишь как временное пристанище для туристов и охотников. В трану тумбука постоянно живут и по сей день птицеводы на болотистых почвах, однако современные трану тумбука хоть и невелики по размерам, но строятся выше уровня грунта, имеют настоящую крышу и иногда отапливаются. Все жилища мальгашей ориентированы на запад. В старину особо уважаемых гостей усаживали к северу от очага, менее почетным считалось место к востоку, а самые младшие по положению или возрасту могли претендовать лишь на места к югу (Корнеев 1977: 72).
В современных городах дома строят из кирпича и железобетонных конструкций.
Ремесла
Традиционная резьба по дереву одновременно напоминает скульптуру народов Океании (столбы «алуалу» высотой до 5 м и фигуры умерших на кладбищах у народов махафали и сакалава) и Африки (разнообразные маски и парные статуэтки). Национальная школа живописи сформировалась после получения независимости. Художники – Э. Рабесахала, В. Равелунануси-Разафимбелу, Л. Радзунус. Известно за пределами страны имя современного художника по батику Жана Баптиста.
Широко распространены ремесла и художественные промыслы: ткачество, плетение корзин, циновок, разнообразных чехлов, шляп и пр. из волокон пальмы рафии, камыша и тростника, изготовление из дерева домашней утвари, игрушек и сувениров, вышивка скатертей и изделий из шелка.
Тонкие ювелирные работы по золоту и серебру, гранение камней, а также торговля ими сосредоточены в руках мальгашских предпринимателей и мастеров.
Мальгашские кузнецы, работая несложным инструментом, изготовляют весь необходимый крестьянину инвентарь. При этом они используют меха совершенно иной формы, чем африканские чашечные. Мальгашские меха состоят из двух полых цилиндров с поршнями, двигая которые попеременно за ручки, помощник мастера нагнетает воздух и раздувает пламя в горне. Такие меха широко распространены среди народов Юго-Восточной Азии.
Причина того, что ткацкое ремесло не утратило своего значения, заключается в том, что мальгаши упорно сохраняют одну из принадлежностей традиционной одежды, так называемую ламба (большой прямоугольный кусок ткани, которым человек драпируется как плащом). Ламба ремесленного изготовления прочнее и красивее сделанной из европейских тканей. На неё нанесен красивый традиционный узор в виде полос. Шёлковые темно-красные ламба (ламба-мена) служат погребальными саванами. Они ценятся очень дорого.
Помимо тканей, из которых делают одежду, мальгашские ткачихи изготовляют декоративные ткани из волокон пальмы рафии — рабаны. Узоры рабанов очень сложны, красочны, разнообразны и напоминают переливы змеиной кожи. Такой эффект достигается особым способом окраски пряжи в разные цвета при помощи завязанных на ней в определенном порядке узелков. Этот метод, очень распространенный в Индии и Юго-Восточной Азии, в Африке встречается только у некоторых народов бассейна Конго.
Литература
Первые письменные памятники – исторические хроники «сурабэ», записанные на малагасийском языке с помощью арабской графики, – датируются 12 в. Национальная литература основана на традициях устного народного творчества, развивается на малагасийском и французском языках. Первые опубликованные литературные произведения – многотомная историческая хроника История королей (Ф.Калле, 1872–1883), романы Андрозикели (А. Равуадзанахари, 1896), Дитя Южного Океана и Зефина и Арманд (Ц. Радзаунах, 1897). Писатели – А. Андрайна, Э. Д. Андриамалала, Р. Радземиса-Раулисун, Э.Рандриамамундзи и др. поэты – Э. Андриандзафитриму, Ле Миозотис, Ж. Наривуни, Ж. Ж. Рабеаривелу, Ж. Ж. Рабеманандзара, Раду, Ж. Райнизанабулулуна, Ф. Ранайву, С. Ратани и др. Произведения ряда авторов в переводе на русский язык отечественного филолога Л. А. Карташовой изданы в 1970–1990-е. В начале 2000-х среди молодого поколения прозаиков выделяются Мишель Ракутусон (автор нескольких театральных пьес, роман Дадабе отмечен национальной премией), поэтов – Жан Паулхан и Эли Радзаунарисон.
Музыка и пение
Национальная музыка имеет давние традиции, сформировалась под влиянием арабской (гл. обр. египетской), африканской и европейской (прежде всего французской) музыкальных культур. В 20 в. на нее оказали влияние латиноамериканские мелодии и современная поп-культура.
Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы – неотделимая часть повседневной жизни малагасийцев.
Инструменты и стиль пения, а также значение музыки сильно разнятся, в зависимости от региона. Предполагается, что музыка жителей центрального нагорья ведёт свои истоки от австронезийской культуры, в то время как музыка побережных районов испытала сильное влияние африканских традиций.
Традиционным инструментом Мадагаскара считается валиха (малаг. valiha), струнный щипковый инструмент, изготавливающийся из полого отрезка бамбука. Содина (малаг. sodina) — бамбуковая флейта, имеющая от трёх до пяти дырочек, предположительным «предком» содины является малайская бамбуковая флейта сулинг. Кабоси (малаг. kabosy) — деревянная гитара, распространённая на острове, имеет от четырёх до шести струн и считается прямым «потомком» арабской лютни. Иногда кабоси называют мандолини (малаг. mandoliny). Другим распространённым инструментом является марувани (малаг. marovany) — деревянный ящичек с натянутыми внутри струнами, звучащий почти как губная гармоника.
На юге распространены такие инструменты как джеджи вуатува (малаг. jejy voatova), струнный инструмент с резонатором, наподобие африканского коба, и луканга (малаг. lokanga), трёхструнный смычковый инструмент.
Пение – сольное и хоровое. Помимо мадагаскарского танца салеги, распространены вальсы и танцы зук, квасса-квасса, сукус, а также сега – импровизированный сюжетный спектакль-танец в сопровождении музыки и характерного речитатива.
Особенно популярны «хирагаси» – зажигательные театрализованные народные представления с песнями и танцами, которые проводятся уже несколько столетий. Их участники в определенном месте (театр, стадион, рынок) на протяжении целого дня состязаются в мелодичности и поэтичности исполнения, а также изяществе движений и костюмов, часто к ним присоединяются зрители.
В центральном нагорье, музыка играет не только духовную и развлекательную роль, но и политическую вкупе с образовательной, то что известно под названием хирагаси (малаг. хира: песня, малаг. gasy: мадагаскарский). Хирагаси длится весь день, на протяжении которого одна или две труппы показывают (состязаются) в музыкальном исполнении, танцах и ораторском искусстве. Традиция берёт своё начало в 18-ом веке, когда первый король Мадагаскара Андрианампоинимерина использовал труппы музыкантов, чтобы привлечь внимание к своим политическим выступлениям, будучи ещё принцем. После чего данные труппы, выступавшие уже без короля, стали включать элементы политической сатиры или просто критики в музыкальные номера. Во время хирагаси высок уровень вовлечённости аудитории, которая бурно выражает удовлетворение или недовольство мастерством музыкантов или ораторов, посредством аплодисментов, подбадриванием или улюлюканьем. Хирагаси использовались и французскими колонистами, чтобы донести наиболее важные политические новости до населения, не знавшего французского языка или не умевшего читать, в основном из глубинки.
После провозглашения независимости республики Мадагаскар, хирагаси начали считать олицетворением малагасийской культуры в целом, а не только горных племён. Несмотря на то, что в основном хирагаси распространён в центральном Мадагаскаре, он завоёвывает популярность и среди берегового населения. Большинство начинающих политиков прибегает к помощи трупп хирагаси для привлечения интереса населения к их выступлениям. В целом, труппы хирагаси не являются сторонниками той или иной политической партии, однако существуют и исключения. Одной из наиболее популярных трупп на данный момент является Рамилисун Фенуариву (фрагмент выступления).
Выступление хирагаси строго регламентировано, все труппы выступающие в данном жанре обязаны следовать данной очерёдности. Так же регламентированы мужские и женские костюмы, инструменты музыкантов (среди которых практически нет традиционных малагасийских инструментов) и даже название труппы.
Более 50 лет (до 2001) выступал на сцене флейтист Ракуту Фрах. Остаются популярными группа «Дама Махалеу» (Мамо) и ее основатель певец Дама (настоящее имя – Зафимахалеу Расулуфудраулулу), исполняющие песни на малагасийском языке с 1972. В нач. 2000-х особой популярностью пользуются певцы Бодо, Тарике и Тиана, музыканты Ж. Вали, С. Рабенирайни, Радзафи, М. Ракутумала, С. Растафанахи, Русси, а также музыкальные группы «Бара», «Амбундруна», «Паззапа».
Театр
Торжества в ознаменование важных событий и религиозные обряды малагасийцев издавна содержали театральные элементы. В колониальный период первая театральная постановка – спектакль-оратория на библейские темы «Каонсеритра» – была осуществлена в 1880 группой, созданной при Лондонской христианской миссии. Первые малагасийские актеры и драматурги – Р. Андриандзафи, Н. Рабемананцуа, Ж. Радзуру и А. Ракутубе. После получения независимости работали театральные труппы «Антананариву-театр» (в 1975 поставил на малагасийском языке «Ревизор» Н. В. Гоголя), «Аналаманга», «Жаннет» и др.
Кинематограф
Начал развиваться в 1970-е. Первые художественные фильмы – Происшествие (реж. Б. Рамампи, 1973), Азаказака (реж. Ж. Лемби, 1973) и Возвращение (реж. С. Рандрасина, 1975). В 1988 картина режиссера Раймона Радзаунаривелу Таба-Таба отмечена на кинофестивале в Каннах. В 1990-е пользовались популярностью фильмы Бенуа Рамампи (Несчастный случай, Цена мира) и кинорежиссера-документалиста Цилавина Ралайндимби.
Пресса, радиовещание, телевидение и Интернет
Издаются: на малагасийском и французском языках – еженедельная правительственная газета «Вауваун’ни тулум-бахуака» (Vaovaon’ny Tolom-Bahoaka – «Новости народной борьбы») и газета «Л’Экспресс де Мадагаскар» (L’expresse de Madagascar – «Экспресс Мадагаскара»); на французском – «Ля газет де ля гранд иль» (La Gazette de la Grand Ile – «Газета большого острова»), еженедельник «Дан ле медиа деман, ДМД» (Dans le media demain, DMD – «Средства массовой информации сегодня»), «Ле Котидьен» (Le Cotidient), «Ле Нувель» (Le nouvel – «Новость») и «Мадагаскар трибюн» (Madagascar Tribune – «Трибуна Мадагаскара»); на малагасийском языке – «Ни газетику» (Ni gazetico – «Моя газета») и др.
Правительственное «Национальное информационное агентство „Таратра»», АНТА (Agence nationale d’information „Taratra», ANTA – «Отражение»), действует с 1977. Национальные радиовещание и телевидение работает с 1931, передачи ведутся на малагасийском и французском языках (радио транслирует также передачи на английском языке). В 2003 насчитывалось 70,5 тыс. Интернет-пользователей.
Спорт
На международных соревнованиях по футболу Мадагаскар представляет национальная сборная. Команда принимает соперников на стадионе «Махамасина» (22000 мест). Федерация Футбола Мадагаскара проводит Чемпионат, Кубок и Суперкубок страны по футболу.
В 2007 году в Мадагаскаре проходили Игры Индийского Океана.
Также команды AS Adema и SO l’Emyrne внесены в Книгу рекордов Гиннеса: 31 октября 2002 года матч между этими командами закончился со счётом 149:0 в пользу AS Adema.
Кухня
Кухня Мадагаскара в основном состоит из рисовых блюд (вари) с гарниром (лаука). На юге иногда заменяют рис на толчёную высушенную кукурузу. Значительное влияние на малагасийскую кухню оказали кулинарные традиции Франции, Китая и Индии, и в меньшей степени восточно-африканские вкупе с арабскими.
На острове выращивают несколько сортов риса, и выделить один главный сорт затруднительно. Способы и результаты приготовления разнятся, начиная сухим рассыпчатым рисом и заканчивая рисом по консистенции похожим на ризотто (вари сусуа). Нередко те, кто может себе позволить, готовят несколько рисовых блюд для одного приёма пищи. В качестве замены обычной воде употребляют ранун’ампангу — остатки подгоревшего риса (дающего характерный аромат), залитые кипятком, а затем отфильтрованные и охлаждённые. Широко распространено традиционное тушение вари амин’анана состоящее из риса, мяса и нарезанной зелени. На завтрак рис могут слегка посыпать сахаром или обложить фруктами, или подать вместе с лаукой из жареных яиц и сосисок. Состоятельные люди иногда заменяют рис на французский хлеб и масло, не скупясь на сахар или подслащёное молоко при желании.
Гарниры, подаваемые в обычных малагасийских семьях, сильно зависят от времени года и доступных продуктов, выращиваемых в данном регионе. Список наиболее распространённых гарниров: вуанджубури (орех бамбара, тушёный со свининой), китуза (вяленые полоски мяса зебу с пряностями), трундру гаси (белая рыба, такая как треска, сайда, пикша или мерлуза, тушёная с цуккини и помидорами), румазава (говядина жареная с имбирём, томатами и луком, декорированная зеленью), царамасу (бобы вареные в томатном соусе) и всяческие морепродукты. В качестве пряностей и приправ употребляют чеснок, лук (разных сортов), имбирь, помидоры, неострое карри и соль. На побережье также используют кокосовое молоко, ваниль и гвоздику.
В отличие от африканской кухни, малагасийской не свойственны очень острые блюда, однако в последнее время появились острые соусы-полуфабрикаты, изготовляемые на побережье из традиционных фруктов (манго, лимон и др.), набирающие популярность в стране. С некоторыми из данных соусов подаётся популярный салат ласари караути, состоящий из бобов, капусты и моркови.
Уже упоминавшийся ранун’ампангу является наиболее популярным напитком среди малагасийцев. Широко распространён кофе и чай, на острове изготавливают вино и ром. Сырое молоко практически не употребляют, используя его на производство йогуртов и сыров.
Малагасийские десертные традиции берут свои истоки из кухни туземных племён с вкраплениями французской кухни. Таким образом, десертом может считаться любой свежий фрукт посыпанный сахарным песком, начиная от обычного яблока и заканчивая экзотическим плодом баобаба или эндемичным «пок-пок». На Мадагаскаре выращивают какао отличного качества, что не могло не сказаться на локальной кухне и особенно десертах, обусловив присутствие шоколада во многих сложных десертах и французской выпечке.