Мадонна с пайковым хлебом о чем

Краткое содержание – Мадонна с пайковым хлебом – Глушко

М. Глушко — роман «Мадонна с пайковым хлебом». Это одно из пронзительных произведений о великом подвиге ма­теринства в годы Великой Отечественной войны. Писатель разворачивает перед нами удивительную, драматическую ис­торию Нины Нечаевой. На долю ее выпали жестокие испыта­ния, за годы войны она изменилась, повзрослела, многое по­няла, приняв ответственность за сына. Муж Нины ушел на фронт, отец посоветовал ей ехать в Ташкент, к матери и брату. Будучи на последних сроках беременности, она попадает в самую гущу событий. В Ташкенте она не находит родствен­ников и уезжает в Саратов. Нина встречает на своем пути мно­жество различных людей — и хороших, и дурных. В поезде ее опекает «добрый гений Лев Михайлович», генерал Рябинин помогает ей в Ташкенте, в аксайском роддоме нянечка Фрося собирает немудрящее приданое для ее ребенка, многодетная Клавдия кормит Витюшку грудью, потому что у Нины нет молока.

Чужой для героини становится лишь семья ее мужа. Ока­завшись в Саратове, городе своего детства, она пытается най­ти помощь и поддержку в доме своего свекра. Однако она оказывается там лишней, под любым предлогом родствен­ники хотят избавиться от нее. Жизнь в этом доме становится для нее невыносимой. Каждый день она ходит в поисках но­вого жилья. И наконец, она обретает свой дом у посторонней женщины — Евгении Ивановны. Она приютила Нину с кро­шечным сыном, дала ей кров, любовь и поддержку, спасла от болезни и голодной смерти. Она стала для нее родным чело­веком. И отчаявшаяся героиня поняла, что в людях по-пре­жнему жива доброта, любовь к ближнему. Еще Нина поняла, что не имеет права погибнуть, обязана выжить ради своего ребенка. И она начинает бороться за жизнь: оставшись в одиночестве, добывает дрова, чтобы протопить дом, добива­ется устройства ребенка в больницу, чтобы он не погиб от голода.

Образ главной героини близок автору и читателям. Эта маленькая женщина похожа на Мадонну с цветком. Эту кар­тину Нина когда-то видела в Ленинграде, в доме же Евгении Ивановны висит старая репродукция ее. Только у героини Глушко иная судьба — она Мадонна с пайковым хлебом. Нина в романе совершила настоящий подвиг — она спасла своего сына, сумела сохранить в себе доброту, человечность, душев­ную щедрость.

В этом стихотворении поэт говорит обо всех матерях, поте­рявших своих детей в годы Великой Отечественной войны, обо всех молодых бойцах, отдавших свою жизнь за Родину: «Сколько их в то дальнее село, Мальчиков безусых, не при­шло!»

Героиня стихотворения Дементьева представляет собой обобщенный женский образ. Ей трудно смириться с проис­шедшим, она словно отказывается верить в гибель сына. В сердце ее живет надежда, любовь. Вот она видит своего Але­шеньку на кадрах кинохроники, и эти мгновения очень доро­ги для нее. Ее сынок здесь «Жив-здоров», «не ранен», «не убит». И это чувство надежды словно укрепляется в ее душе. Она обращается к сыну: «Алексей, Алешенька, сынок». Она по- прежнему ждет его возвращения домой. И это дает ей новые силы жить.

Источник

Краткое содержание – Мадонна с пайковым хлебом – Глушко

М. Глушко – роман “Мадонна с пайковым хлебом”. Это одно из пронзительных произведений о великом подвиге ма­теринства в годы Великой Отечественной войны. Писатель разворачивает перед нами удивительную, драматическую ис­торию Нины Нечаевой.

На долю ее выпали жестокие испыта­ния, за годы войны она изменилась, повзрослела, многое по­няла, приняв ответственность за сына. Муж Нины ушел на фронт, отец посоветовал ей ехать в Ташкент, к матери и брату. Будучи на последних сроках беременности, она попадает в самую гущу событий.

Чужой для героини становится лишь семья ее мужа. Ока­завшись в Саратове, городе своего детства, она пытается най­ти помощь и поддержку в доме своего свекра. Однако она оказывается там лишней, под любым предлогом родствен­ники хотят

Жизнь в этом доме становится для нее невыносимой. Каждый день она ходит в поисках но­вого жилья. И наконец, она обретает свой дом у посторонней женщины – Евгении Ивановны.

Она приютила Нину с кро­шечным сыном, дала ей кров, любовь и поддержку, спасла от болезни и голодной смерти. Она стала для нее родным чело­веком. И отчаявшаяся героиня поняла, что в людях по-пре­жнему жива доброта, любовь к ближнему. Еще Нина поняла, что не имеет права погибнуть, обязана выжить ради своего ребенка.

И она начинает бороться за жизнь: оставшись в одиночестве, добывает дрова, чтобы протопить дом, добива­ется устройства ребенка в больницу, чтобы он не погиб от голода.

Образ главной героини близок автору и читателям. Эта маленькая женщина похожа на Мадонну с цветком. Эту кар­тину Нина когда-то видела в Ленинграде, в доме же Евгении Ивановны висит старая репродукция ее. Только у героини Глушко иная судьба – она Мадонна с пайковым хлебом.

Нина в романе совершила настоящий подвиг – она спасла своего сына, сумела сохранить в себе доброту, человечность, душев­ную щедрость.

В этом стихотворении поэт говорит обо всех матерях, поте­рявших своих детей в годы Великой Отечественной войны, обо всех молодых бойцах, отдавших свою жизнь за Родину: “Сколько их в то дальнее село, Мальчиков безусых, не при­шло!”

Героиня стихотворения Дементьева представляет собой обобщенный женский образ. Ей трудно смириться с проис­шедшим, она словно отказывается верить в гибель сына. В сердце ее живет надежда, любовь.

Вот она видит своего Але­шеньку на кадрах кинохроники, и эти мгновения очень доро­ги для нее. Ее сынок здесь “Жив-здоров”, “не ранен”, “не убит”. И это чувство надежды словно укрепляется в ее душе.

Она обращается к сыну: “Алексей, Алешенька, сынок”. Она по- прежнему ждет его возвращения домой. И это дает ей новые силы жить.

Related posts:

Источник

Отзыв на роман «Мадонна с пайковым хлебом» Марии Глушко

Отзыв на роман «Мадонна с пайковым хлебом» Марии Глушко

Среди знаменитых и прославленных писателей многим читателям окажется незнакомым имя Марии Глушко. Писательница живет в Симферополе, и книги ее нечасто выходят в Москве, а напечатанное в Киеве и Крыму только случайно доходит до жителей других республик.

Роман «Мадонна с пайковым хлебом» повествует о судьбе Нины Нечаевой, совсем юной матери, бредущей по дорогам войны с младенцем на руках.

Какая удивительная и какая обыкновенная история для тех давних лет! Сколько раз могли погибнуть маленькая мадонна и ее вечно голодный сын, но ведь не погибли, остались жить, спаслись людской добротой и отзывчивостью, навсегда запомнив, что свои могут поступить как чужие, кому ты в тягость, а чужие – принять как свою, поделиться последним, что у них есть.

Нина попадает в реальный мир, сталкивается с хищниками, с бездушными эгоистами, ворами, но сама остается кристально чистой и честной, остается «мадонной с младенцем на руках».

Многое из того, что достается увидеть и пережить девушке в военную пору, заставляет ее снова и снова возвращаться памятью к тому, что происходило у нее на глазах до войны.

Читая роман, люди старшего поколения, несомненно, будут припоминать многое из собственного жизненного опыта, размышлять и сравнивать. А для молодых, думается, жизнь эта станет открытием и ключом к пониманию нравственных ценностей.

Рядом с Евгенией Ивановной юная Нина кажется слабой и беспомощной. Однако и ее не сломили выпавшие трудные испытания. Читая роман, все яснее осознаешь, что у этих женщин по сути родственные характеры. Нина упрямо и самоотверженно творит свой материнский долг – спасает рожденного в первый год войны сына. Страницы, посвященные материнским мукам и заботам мадонны с пайковым хлебом, не оставят никого равнодушным.

Хочется верить, что сын Нины, когда вырастет, будет достойным ее продолжением.

Прочтите роман вместе с детьми! Вы нисколько не пожалеете о потраченном времени!

Источник

Мария Глушко – «Мадонна с пайковым хлебом»

«Мадонну с пайковым хлебом» можно еще сравнить с «Зулейхой», которая сейчас весьма на слуху. Но у Глушко уровень выше. Объединяет их тема материнства в условиях войны и лишений. Если вы читали Гузель Яхину, и вам понравилось, обязательно найдите время на Марию Глушко.

У Марии Глушко есть еще одно произведение, в котором тоже большое внимание уделяется роли матери в обществе – повесть «Год активного солнца». И там, и в «Мадонне» вывод следующий: если ты собираешься родить или уже родила, то быть матерью – отныне твое самое важное дело. Я транслирую прочитанное, не присоединяюсь от и до к этому выводу, но считаю, что как напоминание, это важно. Особенно сейчас, когда очень злобно и отовсюду идет подрыв образа матери.

В «Мадонне» есть эпизод, когда Нина в 1941 на ранних сроках беременности «бегала в консультацию», просила прервать беременность, чтобы пойти на фронт (санитаркой, как угодно). Обижалась еще, что ее там не поняли, а ей сказали, что теперь она мать, и польза стране от нее в том, она воспитает человека. В повести «Год активного солнца» тоже встает вопрос про прерывания беременностей – горздрав просит новое здание для абортария. Когда чиновники предлагают им уговаривать женщин рожать, медики ссылаются на то, что женщины теперь эмансипированные, не хотят и не будут сидеть дома с детьми. Могут учиться, строить, создавать, летать и т.д. Общество поощряет женщину-ударницу и укорачивает женщину-мать, хотя почему, собственно, стало считаться, что создать станок важнее, чем с нуля создать человека? Гражданина, на минуточку. Вот в это Нину в консультации, когда она пришла за абортом, носом и ткнули. И сейчас не помешают такие напоминания (опять пометка, не холивара ради, не пролайф), потому что нам вдалбливают, что женщина должна и обязана все успевать и держать под контролем, при этом на «отлично» справляясь с обязанностями жены и матери. Как будто воспитать человека – это такой очередной пункт из общего нескончаемого списка задач, и даже не самый-то значительный, можно воспитать ребенка по остаточному принципу, после работы, фитнеса, быта, социальной жизни и контроля за тем, чтобы у мужа был «полный желудок и пустые яйца» (в кавычках, потому что я эту прелесть не сама придумала, а где-то наткнулась). При этом чуть что не так, так сразу мать-перемать. А как же бесконечная многозадачность и воспитание где-то на периферии? Когда там что успеть? Повесть Марии Глушко хороша тем, что она подчеркивает важность быть матерью, серьезность этой задачи и справедливо требует уважения к матери.

Есть в «Мадонне с пайковым хлебом» линия, которая, по моим ощущениям, выбивается из настроения повести и кажется скорее созвучной нашей эпохи. Это история того, как не заладилась у Нины жизнь с мужем Виктором. Скоропалительный брак по залету формально связал двух непохожих людей, которые так и не сблизились. Логически верно, и сейчас мы бы сказали, что, да, ни к чему цепляться за такой брак. Но когда читаешь про войну и представляешь себе, как другие женщины ждали возвращения своих мужчин, дико читать о решении Нины, независимо от исхода войны для Виктора, дальше растить сына без отца. Я понимаю ее обиды на мужа и его родных, которые не приняли у себя невестку и внука и отправили Нину скитаться дальше, но именно в контексте сюжета про войну – все равно дико. Это современная тема «мужики – козлы», она не сказать что складно вписана в сюжет, больше удивляет, чем раскрывает Нину как сильную независимую женщину. Но это мое восприятие. Скорее всего, кого-то другого пример Нины мотивирует не терпеть в жизни лишних людей и не раскисать. Все относительно. Наверняка подобное тоже имело место быть, не всегда же муж и жена одинаково достойно переживают трудности, конкретно – войну.

Повесть советую, она по-настоящему цепляет. Для меня вообще Мария Глушко стала открытием 2019г. Ее проза лаконичная и эмоциональная в то же время. Есть в ней и ностальгия по советским ценностям, и актуальность для нашего времени.

Источник

Урок литературы по роману Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом»

Роль «деталей» в композиции эпического произведения.

(По роману Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом»)

1. Женщине – матери посвящается…

2. История происхождения слова «Мадонна».

Мадонна – источник вдохновения и любви Рафаэля Санти.

1. Роман М.Глушко «Мадонна с пайковым хлебом»

о материнском долге.

2. Роль художественной детали в произведении.

3. Композиция романа, отражающая жизненные испытания

4. Внутренний монолог как средство раскрытия души героини.

За что, женщина, люди поклоняются тебе?

Женщине – матери посвящается…

Нежней не найти материнского сердца,

Сильней не найти материнского сердца…

Автор использует композицию, которая называется в литературоведении архитектоника – внешняя форма строения произведения и его частей. Именно она помогла составить учащимся композицию развертывания сюжета. Композиция романа состоит из трех частей, каждая из которой делится на главы. Первая часть содержит 39 глав, вторая – 39 глав, третья – 57 глав. Выбраны наиболее важные эпизоды для анализа. Некоторые из них проиллюстрированы Екатериной Решетовой, учащейся класса, в котором проводился урок.

История происхождения слова «Мадонна»

Мадонна – (итал.) моя госпожа

Образ богоматери с младенцем на руках утвердился в иконографии в первой половине 4-ого века и восходит к образу египетской богини Исиды с младенцем Гором. Поэтому обычай требует называть богоматерь «Моя госпожа», так же, как называли Исиду во время мистерий, устраиваемых в её честь.

Мадонна – (католич.) богородица

Мадонна – (итал.) богоматерь (Мария)

Чтобы убедиться в значении слова «мадонна», взята за основу информация о великом художнике Рафаэле Санти и его картинах.

Мадонна – источник вдохновения и любви Рафаэля Санти

(первый проект, составленный учащимися к уроку)

«В Рафаэле блистали самые редкие душевные качества, с которыми соединялись грация, трудолюбие, скромность и добрая нравственность… Он постоянно имел множество учеников, которым помогал и которыми руководил с отеческой любовью». Эти отзывы говорят о Рафаэле как о человеке удивительного обаяния, таким же было и его искусство: ясным, возвышенным, исполненным благородства и простоты.

в изображении обнаженного тела, что у нее более широкое поле деятельности. Главное для художника-мастера – умение добиться в портретах такого сходства, чтобы люди казались живыми и ясно было, для кого они написаны.

Образ мадонны был одним из самых любимых в творчестве Рафаэля. Он создал несколько всемирно известных картин, в которых Богоматерь предстает как богиня добра и красоты. Его мадонна то величественно царит в больших алтарных композициях, то, как обычная женщина, любуется первыми шагами своего сына («Мадонна в зелени»). Рафаэль настойчиво искал путь воплощения идеального образа Богоматери, и он достиг этого идеала в прославленной

Роман М.Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» о материнском долге

(материал второго проекта – сочинение-рассуждение)

Свою героиню Мария Глушко тоже называет мадонной и неслучайно. Немного об авторе романа. Среди знаменитых и прославленных писателей многим читателям окажется незнакомым имя Марии Глушко. Писательница живет в Симферополе, и книги ее нечасто печатаются в Москве. Ее заметили в кино. По повести «Елена Николаевна» был снят фильм «Каждый вечер после работы», а по роману «Год активного солнца» одноименный фильм в двух сериях.

В романе Евгения Ивановна незаметно перерастает в центральную фигуру, она остается в памяти после прочтения, становится главнее всех других героев. Ее житейская мудрость, умение пригреть и нищенку Ипполитовну, и совершенно незнакомую молодую девушку с грудным ребенком на руках характеризуют ее как женщину человечную, терпеливую, сильную духом. И ведь не ангел доброты – нет! Нина с первых дней жизни в одном доме с Евгенией Ивановной поняла: «Какая разница, что говорит эта женщина? Важно, что она делает. » Роман Марии Глушко автобиографичен, а значит, у Евгении Ивановны есть прототип. А сколько еще таких было? Их мало, но они есть и в наше время. Евгения Ивановна в произведении олицетворяет образ русской женщины, которая «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет…» Нина, по сравнению с Евгенией Ивановной, кажется такой слабой и беспомощной, но, к счастью, и ее не сломили адские и неимоверные испытания. Она упорно и всеми силами, какие есть, совершает свой материнский долг – спасает жизнь сына. Она поистине святая Богоматерь.

Роль художественной детали в произведении

(материал третьего проекта – исследование текста)

Анализируя произведение, обнаружили значимые художественные детали. В композиции художественного произведения важная роль принадлежит размещению «деталей». Деталь (франц. detail — подробность, деталь) — это художественная подробность. По композиционной роли детали делятся на два основных вида: указывающие на движение, изменение, преобразование картины, обстановки, характера, и детали, изображающие, рисующие картину, обстановку, характер в данный момент. Детали первого вида можно условно назвать повествовательными, второго — описательными. Свойство счастливо найденной детали состоит в том, что она способна возбудить это результативное ощущение сразу, как бы минуя всю последовательно-логическую цепь представлений и образов, заставляя читателя подсознательно, с быстротой молнии прочувствовать все промежуточные ступени познания предмета».

Выразительная, «счастливо найденная» деталь — свидетельство мастерства писателя, а умение замечать и ценить детали — свидетельство культуры филологической грамотности читателя. Возможно, преувеличивая роль детали, но в то же время справедливо обращая внимание на ее большое смысловое и эстетическое значение, В. Набоков писал: «Читая книгу, следует прежде всего замечать детали и наслаждаться ими».

Будучи связанными с изображением различных сторон действительности и выражением различного отношения автора к изображаемой действительности, детали в тематическом и эмоционально-экспрессивном отношении могут быть бесконечно разнообразны. Повествовательные детали, как правило, не единичны, они появляются (конечно, в измененном виде) в разных эпизодах повествования, подчеркивая развитие сюжета.

Описательные детали в портрете Нечаевой Нины Васильевны подчеркивают обыкновенность простой девушки.

Обычная девушка, студентка МАИ, дочь служащего генерала. По характеру стойкая, выносливая, терпеливая натура, с чувством собственного достоинства… Достаточно вспомнить эпизод из романа, когда вместе с Ниной в одном вагоне ехали учительницы, которые ели сало. Нине так хотелось положить в рот хоть кусочек и «помямлить», чтобы утолить жажду. К

сожалению, сало ей никто не предложил, а сама она никогда в жизни не попросила бы, вот такой имела упрямый, но сильный характер.

«Она вообще быстро привыкала к людям и ненавидела разлуку, которая с самого детства стала спутницей ее жизни…».

Поскольку она жила в семье военных, они часто переезжали. За десять лет учебы она сменила семь школ. Нина быстро привыкала к товарищам, к подругам и тяжело переживала расставание с ними. В памяти всплывает момент, когда тяжелой стала разлука Нины с Львом Михайловичем. Она настолько привыкла к этому человеку, что даже предлагала ему поселиться у родни вместе с ней, а ведь он по существу был ей совсем «чужим».

Повествовательные детали её биографии свидетельствуют о жизненных испытаниях, начавшихся с раннего детства. «Мамы не стало, когда Нина училась в третьем классе. Отец ездил хоронить, а от детей долго скрывали, пока были силы молчать… Нина долго не могла смириться со смертью матери, в душе не верила…Все вечерами ждала: откроется дверь, войдет мама и опять тряхнет головой в коротких кудряшках, возьмет гитару и запоет… И снова станет в доме шумно, нестрашно и тишина забьется в углы…»

Возможно, если бы мать Нины не умерла, ей бы было сейчас намного легче. По крайней мере, она была бы не одна. С другой стороны, это ее жизнь, и она должна справляться со своими трудностями сама. Как ни крути, в ее ситуации рядом должен быть помощник, взрослый человек. Может быть, именно поэтому в произведение автор вводит Евгению Ивановну. Эта женщина заменила Нине мать. Она будто послана Нине богом за все страдания.

отражающая жизненные испытания

В поезде… (Долгие дни, утомительные ночи. Знакомство и разлука с

Львом Михайловичем. Его мудрые слова стали девизом жизни:

«Есть предел, ниже которого падать нельзя».

Проживание у Ваниных.

«… Нина пыталась переломить себя, заставить проникнуться

благодарностью к этим людям».

Роды (высадка в Аксае; рождение сына; помощь добрых и отзывчивых людей). «Жизнь – это борьба и обязательная победа».

Приезд в Саратов. Обуза для родных мужа (художественная деталь:

«…к нам. Почему – к нам. Надо было сперва списаться… Ведь нам

Случайная встреча с Евгенией Ивановной (добрая женщина наконец-то

Трудный период (отъезд Евгении Ивановны; пребывание в больнице ради жизни ребенка, материнский долг).

Возвращение мужа. «…он казался таким далеким».

Обратно в Москву (тяжелое расставание с Евгенией Ивановной; воспоминания о добрых людях, которые помогли выжить.

«Так уж устроена эта жизнь, что в ней помнишь прошлое, живешь настоящим, но не дано знать будущего…»

«Таких, как Нина, на Земле великое множество, и придет время – люди воздадут им должное…»

Внутренний монолог как средство раскрытия душевного состояния

Часто перед читателем внутренние монологи Нины, которые помогают ей в трудные минуты жизни, иногда согревают теплом воспоминаний, иногда дают силы жить дальше.

Вспомним, приехав в Саратов, она утешает себя тем, что скоро закончатся ее скитания:

«Ведь здесь живут родные мужа, они не должны мне отказать, у меня на руках их родной внук, и к тому же мне больше некуда идти. ».

Но оказалось все совсем не так, как мечталось Нине: родные не приютили ее с малышом. Она собирает пеленки младенца в мешок (это все, что осталось у нее после потери чемоданов) и идет куда глаза глядят совсем одна со своими мыслями и страданиями… Бедняжка стучится во все дома в надежде на то, чтобы хоть некоторое время перекантоваться с малышом у жильцов, но ни у кого нет места, а некоторые и вовсе побаиваются пускать в дом незнакомую странную девушку, бредущую по дорогам войны с младенцем на руках.

«Что же делать? Ведь должно же где-нибудь найтись место и для нас. Не может быть, чтобы человеку в жизни не нашлось места. »

Утомленная, уставшая, она уже не надеется ни на что. Ее тоненькие истощенные ручки из последних сил пытаются держать закутанного в одеяло малыша, с каждой минутой он кажется ей все тяжелее. Но, как богом посланная, появляется Евгения Ивановна и ведет Нину, изнеможенную и обессиленную, к себе домой. Здесь она узнаёт картину – «Мадонну с цветком» Леонардо да Винчи и вспоминает слова отца: «Знаешь, она чем – то похожа на

тебя, вернее, ты на неё…» «Ее охватило покоем, тепло и сладко отдыхала душа, из черного репродуктора сочилась тихая музыка, и такими надежными

казались эти ветхие стены, что она повторяла про себя: «Как хорошо… как хорошо…»

Некоторые эпизоды романа так врезались в память навсегда. Снова описательные подробности и художественные детали в повествовании заставляют пережить вместе с Ниной Нечаевой её испытания.

(Индивидуальные задания на основе самостоятельного выбора учащихся)

Комбинация – «деталь-предмет», раскрывает душевное состояние героини. Она является значимой вещью для Нины, так как была подарена отцом от всей души.

«Маленький толкучий рынок оказался, как объясняла Фрося, сразу за станцией; по истоптанному черному снегу слонялись люди, желающие

продать у кого что было: валенки, платки, стеганые телогрейки, зажигалки, старые фланелевые костюмы… На укрытых клеенками табуретках, выстроенных в один ряд, дымилась вареная картошка, горкой возвышалась в мисках квашеная капуста, пупырчатые огурцы, россыпью лежали розовые

головки лука… Здесь, в «съестном» ряду, где пахло укропом и смородинным листом, дешевле десяти рублей ничего не продавалось: горка картошки – десятка, стакан пшена – десятка, коробка спичек – десятка… На импровизированном прилавке – доска на двух больших камнях – укутанные в тяжелые шали старухи торговали подсолнечными и тыквенными семечками…»

Выставив на продажу самое ценное из вещей, что у нее осталось – комбинацию, она уже ни о чем не жалела и не переживала. Эта комбинация – подарок отца, она, действительно, выглядела богато: «плотный шелк цвета чайной розы, а по подолу и на груди – широкие блестящие кружева». К тому же отец купил Нине эту комбинацию за кольцо покойной матери. Но в данный момент решался вопрос жизни и смерти. Если бы она не продала комбинацию, то оставила бы и себя, и ребенка голодными. Поэтому она совершает очередной героический поступок ради спасения сына. К счастью, у нее купили эту роскошную вещь, расшитую дорогую комбинацию. Купила женщина, которая Нине была не знакома, но так близка. Женщина, которая еще под сердцем носила своего ребеночка, которая знала и ощущала все то, что совсем недавно испытывала Нина. Именно поэтому Нине стало чуть-чуть отрадно, что она не единственная, которая преодолела в столь нелегкое время неимоверные муки и страдания.

«… они дружелюбно смотрели друг на друга – две матери, как два близких человека, знающих друг о друге то, чего никто не знает…

… она и завидовала, и радовалась за эту женщину, и жалела ее – ей предстоят страдания, и никто, даже самый близкий, любящий человек, не снимет и части этих страданий, в своих муках она будет одинока…»

Эпизод 2. У родных мужа…

Описательная деталь – похороны, в произведении неслучайна. Она указывает на недобрый знак, плохую примету по приезду Нины.

«Во дворе начинались похороны. У крыльца с короткими перильцами на двух табуретках стоял красный гроб с прислоненными двумя тощими венками в бумажных цветках, толпились мужчины и женщины, пятясь разворачивался грузовик с откинутыми бортами, высокий седоватый мужчина плакал и мял в ладонях барашковую шапку, две женщины в черных платках держали его под руки.»

стали для нее «чужими». Она мечтала поселиться у кого-нибудь, лишь бы поскорей уйти из этого дома подальше от «родственников», которым она в тягость. В один момент, отправляясь в поисках жилья, Нина была уверена, что больше она не вернется сюда. Имея чувство собственного достоинства, она

специально не возвращалась. Мерзла на улице, держа из последних сил малыша, она не наделась уже ни на что, и, закрывая глаза от усталости и голода, улетала в никуда…

Глаголы, передающие трагическое состояние, являются малозаметной деталью, но значимой. По-другому такую деталь называют «деталью- действием».

«… ее клонило в сон, и временами сознание как бы выключалось, она падала куда-то, вздрогнув, просыпалась и опять на мгновенье забывалась…».

Эпизод 3. У Евгении Ивановны…

Описывая окружающую обстановку, в данный момент детали интерьера, чувствуется душевное успокоение героини. Такая художественная деталь называется описательной.

От большой усталости Нина заснула у Евгении Ивановны, сама не понимая, где находится. Она чувствовала, ее отсюда не прогонят. Ей было настолько комфортно и уютно здесь, что она углубилась в мир снов и лишь изредка просыпалась, чтобы попить воды. После того, как Нина пришла в себя, набралась сил, она как следует познакомилась с хозяйкой дома, а в дальнейшем осталась со своим малышом насовсем. Нина была счастлива, что наконец-то нашлось местечко в этом жестоком и яростном мире для нее и для ее сына. Она была очень благодарна этой женщине за то, что та приютила их. С этого момента Нина поняла: «Какая разница, что говорит эта женщина. Важно, что она делает. » Ей было неважно насколько ветхий этот домишко, и, что он расположен в Глебучевом Овраге, главное, она знала, что ей будут здесь всегда рады, и ее здесь всегда ждут. Наконец-то сжалилась над Ниной судьба, пристроив ее в руки доброй и отзывчивой женщине.

«Евгения Ивановна работала на заводе «Шарикоподшипник», где до войны работал и ее муж. Сейчас это был военный завод, там точили корпуса снарядов, и Евгения Ивановна перекрестила завод, называла его «наш неподшипник». Сперва, она ради рабочей карточки встала к станку, но долго не выдержала, болели и распухли застуженные от холода в молодости ноги, и

ее, как жену кадрового рабочего, перевели в вахтеры. Работала теперь, как сама говорила, «в тепле да сухости, и посидеть можно», а главное, там иногда выдавали талоны то на мыло, то на ситец, и каждый день продавали

коммерческие обеды. Обеды эти были, конечно, скудные: суп на комбижире и

Эпизод 4. Встреча с мужем…

В данном эпизоде можно заметить описательную деталь, малозаметную, которую можно проследить в следующей цитате. С ее помощью можно представить всю происходящую картину.

Нину переполняло счастье, она до сих пор не могла понять, что он здесь, он рядом… но прошло уже достаточно много времени, целых два года. Он казался ей каким-то чужим, она настолько отвыкла, что даже боялась прикоснуться или как-то не так взглянуть на него. Сколько пережила она одна, без его помощи…

«…ему очень шла военная форма, он возмужал, раздался в плечах, и так горячи были его продолговатые, как сливы, глаза, и весь он был так красив сейчас, что у нее щемило сердце…ей нравилось, как четко, чуть рисуясь перед ней, вскидывал он руку, изящным и мягким рывком подносил ладонь к фуражке,

чуть отведя в бок локоть, и так же мягко опускал руку. И то, что от него пахло табаком и одеколоном, тоже нравилось…».

Сколько людей разных она встретила? Сколько ошибок совершила? Сколько трудностей преодолела? И все одна, с ребенком на руках, своим упорством и трудом, силой воли… «того, что пережито за два года, могло бы хватить на целую жизнь…». Теперь, когда он ненадолго покидал ее, она не боялась остаться одной, бессильной и беспомощной. За последние два года Нину многому научила жизнь. Она стала взрослее и слала лучше разбираться в людях, где чужие, а где свои…

Перелистывая страницу за страницей, мы видим, как обогащается Нина Нечаева материнскими чувствами с помощью прекрасных и добрых людей.

Мария Глушко создала прекрасный гимн Матери, гимн, который будет существовать, пока существует жизнь.

Произведение Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» настолько глубоко западает в душу, что у Кати Решетовой (ученицы 11 класса) родились следующие строчки:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *