Магическая тревожность прихожан что это
Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (А.М.Прихожан)
Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Данная методика предназначена для диагностики у подростков следующих видов личностной тревожности:
Текст теста личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан
Инструкция В таблице перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.
Твоя задача — представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.
Немного
Достаточно
Значи-тельно
Очень
Оказаться среди незнакомых ребят
Участвовать в соревнованиях, конкурсах. олимпиадах
Разговаривать с директором школы
Сравнивать себя с другими
Учитель смотрит по журналу, кого спросит
Тебя критикуют, в чем-то упрекают
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету
После контрольной, теста — учитель называет отметки
У тебя что-то не получается
Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна
На тебя не обращают внимания
Ждешь родителей с родительского собрания
Тебе грозит неуспех, провал
Слышать смех за своей
Не понимать объяснений учителя
Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем
Слышать предсказания о космических катастрофах
Выступать перед зрителями
Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других
С тобой не хотят играть
Проверяются твои способности
На тебя смотрят как на маленького
На экзамене тебе достался 13-й билет
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
Оценивается твоя работа
Не можешь справиться с домашним заданием
Засыпать в темной комнате
Не соглашаешься с родителями
Берешься за новое дело
Разговаривать со школьным психологом
Думать о том, что тебя могут «сглазить»
Замолчали, когда ты подошел (подошла)
Слушать страшные истории
Спорить со своим другом (подругой)
Думать о своей внешности
Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах
Ключ к шкале личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан
Субшкала | Пункты шкалы |
Школьная тревожность | 1 5 7 11 12 16 19 28 30 34 |
Самооценочная тревожность | 3 6 8 13 17 20 25 29 33 39 |
Межличностная тревожность | 2 9 15 18 22 24 26 32 36 38 |
Магическая тревожность | 4 10 14 21 23 27 31 35 37 40 |
Сумма сырых баллов по видам тревожности дает бал по уровню общей тревожности.
Сырые баллы по видам тревожности и по общей тревожности переводятся в стены (1-10 баллов). А.М. Прихожан предлагает выделять пять уровней личностной тревожности:
Нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная, конструктивная тревожность).
Высокий уровень тревожности является субъективным показателем проявления психического неблагополучия. Как отмечают исследователи, у людей с повышенным уровнем тревожности наблюдаются сходные черты характера. Они обычно беспокойны и склонны к цикличности мышления, обладают аналитическим складом ума и подвержены мучительным навязчивым страхам. В характере таких людей наблюдается стремление к полной определенности во всем и завышенные требования к себе и окружающим. Одобрение окружающих и попытка постоянного самоконтроля становятся важнейшим критерием их самооценки. Постоянное ожидание, связанное со страхом негативных событий, занимает значительное место в их сознании, и при малейшей угрозе или необычных обстоятельствах оно проявляется в бурной реакции на происходящее.
Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).
Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (А.М.Прихожан)
Назначение теста
Определение уровня личностной тревожности.
Описание теста
Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.
Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.
Инструкция к тесту
(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).
Тестовый материал
Нет | Немного | Достаточно | Значительно | Очень |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Форма А
№ | Ситуация | Ответ |
Пример | Перейти в новую школу | |
1 | Отвечать у доски | |
2 | Оказаться среди незнакомых ребят | |
3 | Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | |
4 | Слышать заклятия | |
5 | Разговаривать с директором школы | |
6 | Сравнивать себя с другими | |
7 | Учитель смотрит по журналу, кого спросить | |
8 | Тебя критикуют, в чем-то упрекают | |
9 | На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | |
10 | Видеть плохие сны | |
11 | Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету | |
12 | После контрольной, теста – учитель называет отметки | |
13 | У тебя что-то не получается | |
14 | Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна | |
15 | На тебя не обращают внимания | |
16 | Ждешь родителей с родительского собрания | |
17 | Тебе грозит неуспех, провал | |
18 | Слышать смех за своей спиной | |
19 | Не понимать объяснений учителя | |
20 | Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем | |
21 | Слышать предсказания о космических катастрофах | |
22 | Выступать перед зрителями | |
23 | Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других | |
24 | С тобой не хотят играть | |
25 | Проверяются твои способности | |
26 | На тебя смотрят как на маленького | |
27 | На экзамене тебе достался 13-й билет | |
28 | На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | |
29 | Оценивается твоя работа | |
30 | Не можешь справиться с домашним заданием | |
31 | Засыпать в темной комнате | |
32 | Не соглашаешься с родителями | |
33 | Берешься за новое дело | |
34 | Разговаривать с школьным психологом | |
35 | Думать о том, что тебя могут «сглазить» | |
36 | Замолчали, когда ты подошел (подошла) | |
37 | Слушать страшные истории | |
38 | Спорить со своим другом (подругой) | |
39 | Думать о своей внешности | |
40 | Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах |
Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.
Форма Б
№ | Ситуация | Ответ |
Пример | Перейти в новую школу | |
1 | Отвечать у доски | |
2 | Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку | |
3 | Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | |
4 | Слышать заклятия | |
5 | Разговаривать с директором школы | |
6 | Сравнивать себя с другими | |
7 | Учитель делает тебе замечание | |
8 | Тебя критикуют, в чем-то упрекают | |
9 | На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | |
10 | Видеть плохие или «вещие» сны | |
11 | Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету | |
12 | После контрольной, теста учитель называет отметки | |
13 | У тебя что-то не получается | |
14 | Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил | |
15 | На тебя не обращают внимания | |
16 | Ждешь родителей с родительского собрания | |
17 | Тебе грозит неуспех, провал | |
18 | Слышать смех за своей спиной | |
19 | Не понимать объяснений учителя | |
20 | Думаешь о своем будущем | |
21 | Слышать предсказания о космических катастрофах | |
22 | Выступать перед большой аудиторией | |
23 | Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других | |
24 | Ссориться с родителями | |
25 | Участвовать в психологическом эксперименте | |
26 | На тебя смотрят как на маленького | |
27 | На экзамене тебе достался 13-й билет | |
28 | На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | |
29 | Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков) | |
30 | Не можешь справиться с домашним заданием | |
31 | Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи | |
32 | Не соглашаешься с родителями | |
33 | Берешься за новое дело | |
34 | Разговаривать со школьным психологом | |
35 | Думать о том, что тебя могут «сглазить» | |
36 | Замолчали, когда ты подошел (подошла) | |
37 | Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса | |
38 | Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях | |
39 | Смотреться в зеркало | |
40 | Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого |
Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.
Ключ к тесту
Ключ является общим для обеих форм.
Обработка и интерпретация результатов теста
Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.
При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.
Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
1 | 0-33 | 0-26 | 0-34 | 0-26 | 0-34 | 0-37 | 0-33 | 0-27 |
2 | 34-40 | 27-32 | 35-43 | 27-32 | 35-43 | 38-45 | 34-39 | 28-34 |
3 | 41-48 | 33-39 | 44-50 | 33-38 | 44-52 | 46-53 | 40-46 | 35-41 |
4 | 49-55 | 40-45 | 51-58 | 39-44 | 53-61 | 54-61 | 47-53 | 42-47 |
5 | 56-62 | 46-52 | 59-66 | 45-50 | 62-70 | 62-69 | 54-60 | 48-54 |
6 | 63-70 | 53-58 | 67-74 | 51-56 | 71-80 | 70-77 | 61-67 | 55-61 |
7 | 71-77 | 59-65 | 75-81 | 57-62 | 81-88 | 78-85 | 86-74 | 62-68 |
8 | 78-84 | 66-71 | 82-89 | 63-67 | 89-98 | 86-93 | 75-80 | 69-75 |
9 | 85-92 | 72-77 | 90-97 | 68-73 | 99-107 | 94-101 | 81-87 | 76-82 |
10 | 93 и более | 78 и более | 98 и более | 74 и более | 108 и более | 102 и более | 88 и более | 83 и более |
Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
1 | 0-8 | 0-7 | 0-2 | 0-7 | 0-8 | 0-7 | 0-7 | 0-6 |
2 | 9-11 | 8-10 | 3-5 | 8-9 | 9-10 | 8-9 | 8-9 | 7 |
3 | 12-13 | 11-12 | 6-7 | 9-10 | 11-13 | 10-12 | 10-11 | 8 |
4 | 14-16 | 13-14 | 8-10 | 11-12 | 14-15 | 13-15 | 12-13 | 9 |
5 | 17-18 | 15-16 | 11-12 | 13 | 16-18 | 16-17 | 14 | 10 |
6 | 19-20 | 17-18 | 13-15 | 14-15 | 19-20 | 18-20 | 15-16 | 11 |
7 | 21-22 | 19-20 | 16-17 | 16 | 21-22 | 21-22 | 17-18 | 12-13 |
8 | 23-25 | 21-22 | 18-20 | 17-18 | 23-25 | 23-25 | 19-20 | 14 |
9 | 26-27 | 23-24 | 21-22 | 19-20 | 26-27 | 26-28 | 21-22 | 15 |
10 | 28 и более | 25 и более | 23 и более | 21 и более | 28 и более | 29 и более | 23 и боле | 16 и более |
Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
1 | 0-10 | 0-7 | 0-9 | 0-5 | 0-8 | 0-7 | 0-6 | 0-7 |
2 | 11 | 8-9 | 10-11 | 6-7 | 9-10 | 8-10 | 7-8 | 8-9 |
3 | 12-13 | 10 | 12-13 | 8 | 11-13 | 11-13 | 9-11 | 10-12 |
4 | 14 | 11-12 | 14-16 | 9-10 | 14-16 | 14-16 | 12-13 | 13-15 |
5 | 15-16 | 13 | 17-18 | 11-12 | 17-18 | 17-19 | 14-16 | 16-17 |
6 | 17-18 | 14-15 | 19-20 | 10-11 | 19-21 | 20-22 | 17-18 | 18-20 |
7 | 19 | 16-17 | 21-22 | 13-14 | 22-24 | 23-25 | 19-21 | 21-23 |
8 | 20-21 | 18 | 23-24 | 15 | 25-26 | 26-28 | 22-23 | 24-25 |
9 | 22-23 | 19-20 | 25-27 | 16-17 | 27-29 | 29-31 | 24-26 | 26-28 |
10 | 24 и более | 21 и более | 28 и более | 18 и более | 30 и более | 32 и более | 27 и боле | 29 и более |
Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
1 | 0-8 | 0-7 | 0-8 | 0-8 | 0-6 | 0-8 | 0-6 | 0-7 |
2 | 9 | 8 | 9-10 | 9 | 7-9 | 9-11 | 7-8 | 8-9 |
3 | 10 | 9 | 11-12 | 10 | 10-12 | 12-14 | 9-11 | 10-12 |
4 | 11 | 10 | 13-14 | 11-12 | 13-15 | 15-17 | 12-13 | 13-15 |
5 | 12-13 | 11-12 | 15 | 13 | 16-17 | 18-20 | 14-15 | 16-17 |
6 | 14 | 13 | 16-17 | 14-15 | 18-20 | 21-23 | 16-18 | 18-20 |
7 | 15 | 14 | 18-19 | 16 | 21-23 | 24-26 | 19-20 | 21-23 |
8 | 16-17 | 15 | 20-21 | 17-18 | 24-26 | 27-29 | 21-23 | 24-26 |
9 | 18 | 16 | 22-23 | 19 | 27-29 | 30-32 | 24-25 | 27-28 |
10 | 19 и более | 17 и более | 24 и более | 20 и более | 30 и более | 33 и более | 26 и боле | 29 и более |
Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
1 | 0-7 | 0-6 | 0-7 | 0-4 | 0-5 | 0-6 | 0-6 | 0-5 |
2 | 8 | 7 | 8-9 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 7-9 | 6-7 |
3 | 9-10 | 8-9 | 10-11 | 8-10 | 9-10 | 10-11 | 8-9 | 4 |
4 | 11-12 | 10 | 12-13 | 8-9 | 11-13 | 11-12 | 12-14 | 10 |
5 | 13-14 | 11-12 | 14-15 | 10 | 14-15 | 13-14 | 15-16 | 11-12 |
6 | 15-16 | 13 | 16-17 | 11-12 | 16-18 | 15-16 | 17-19 | 13 |
7 | 17-18 | 14 | 18-20 | 13 | 19-21 | 17-18 | 20-22 | 14-15 |
8 | 19-20 | 15-16 | 21-22 | 14-15 | 22-23 | 19-20 | 23-24 | 16-17 |
9 | 21-22 | 17 | 23-24 | 16 | 24-26 | 21-23 | 25-27 | 18 |
10 | 23 и более | 18 и более | 25 и более | 17 и более | 27 и более | 24 и более | 28 и более | 19 и более |
Источники
Назначение
Шкалой личностной тревожности называется специальный тест, созданный А.М. Прихожан с целью определения ее уровня у детей школьного (гораздо реже дошкольного) возраста.
За рубежом тест обозначается термином «The Childrens Form of Manifest Anxiety Scale» или аббревиатурой CMAS. Дословный перевод — Шкала проявления детской формы тревожности.
История создания
А.М. Прихожан сформулировала основные идеи методики в первой половине 80-х годов XX века. Анна Михайловна при разработке опиралась на более раннюю методику О. Кондаша. Первоначально шкала строилась по классному принципу.
Во второй половине 80-х и 90-е годы метод оценки корректировался Прихожан и её коллегами. На основе практической отработки и корректировки к 1998 году была окончательно сформирована структура теста, сформулированы вопросу и выстроена оценочная шкала.
Анна Михайловна Прихожан
С классного принципа построения шкала была переведена на возрастной. Это изменение отвечало современным условиям, когда в одном классе обучались дети нескольких возрастов.
Автор
Создатель шкалы — профессор психологии Анна Михайловна Прихожан. Годы жизни — 1946–2015. С 1968 года занималась научной деятельностью, изучая беспокоящие состояния у детей. Прихожан внесла существенный вклад в изучение проблемы:
Интерпретация
Подсчёт баллов осуществляется в целом за все 40 высказываний и по каждой субшкале в отдельности. Сумма баллов формирует результат первичной оценки. Она с помощью специальной шкалы переводится в итоговую оценку.
Шкала представляет собой значение от 0 до 10. Цифры обозначают степень проявления тревожности: 0 — это идеал, 10 — максимальное отклонение при явной клинической картине.
Каждой цифре шкалы соответствует показатель баллов. При оценке осуществляется градация по половому признаку — мальчики и девочки оцениваются по своей градации. Проводится также разделение на возрастные группы по годам:
Группы тревожности, по которым проводится оценка:
Для каждой группы беспокоящих состояний предусмотрена своя шкала оценки. Шкала по общей группе является основной. Остальные группы носят уточняющий характер.