Магриб что это такое простыми словами
Последний бастион христианской Европы: как арабы завоевали Магриб
Между арабскими завоевателями и Европой лежал Магриб. Последний бастион перед вторжением на Иберийский полуостров. Однако лёгкой прогулки у победоносной армии халифата не получилось. Арабам потребовалось целых 60 лет, чтобы завладеть этими землями.
Магриб — запад Северной Африки, край чародеев и чернокнижников, способных призывать джинов. Страна пустыни, в глубине которой можно найти злокозненных ифритов (в арабской и мусульманской культуре злой джинн, живущий на нижних уровнях ада. — Прим.ред.) и диких кочевников-язычников, бич для богобоязненных жителей прибрежных городов. Вольное сердце Северной Африки, покорение которого обошлось арабам очень дорого.
Первое, с чем Магриб всегда ассоциировался у арабов, — это колдовство. Злобное и чёрное, как сердце Шайтана. Немудрено, что Магриб имел жуткую репутацию, которую ёмко охарактеризовал халиф Омар. Когда один лучших арабских полководцев того времени, Амр ибн аль-Ас, покоривший Египет и Ливию, предложил ему завоевать Магриб, он злобно сплюнул и заявил, что это «коварная страна, которая сбивает с пути и обманывает». Покуда он жив — никакого похода не будет.
В словах Омара была своя логика: хватит, и так уже халифат за 25 лет расширился от предгорий Гиндукуша (горная система в Азии на стыке Памира, Каракорума и Гималаев, простирающаяся с юго-запада на северо-восток по территориям нынешних Афганистана, Таджикистана и Пакистана) на востоке до ливийской пустыни на Западе.
Короче, пора уже прекратить наступать по всем азимутам…
До восшествия на престол в 661 году н. э. первого халифа из династии Омейядов — Муавии — арабы всё так же стояли на границе с Тунисом и ни о каком вторжении в Магриб даже не помышляли. Это не считая рейдерских набегов, конечно.
Как завоевать Магриб?
Задача, стоявшая перед арабским войском, была нетривиальной. Местные племена — берберы — были независимы и полностью не покорялись ещё никому — ни Риму, ни Византии. Среди них были христиане, язычники, а некоторые даже приняли иудаизм. Так что надеяться на поддержку единоверцев мусульманским завоевателям не приходилось. К тому же по размеру Магриб был вполне сопоставим со всеми землями на Востоке, которые им удалось оттяпать. И хуже того — воевать предстояло по большей части в пустыне и в горной местности.
Без захвата морского побережья и использования его как базы военные операции в пустыне были чистым самоубийством. Тут крылась ещё одна проблема — побережье контролировали византийцы. К тому же они активно действовали и в самом Магрибе, куча христианизированных племён были союзниками ромеев.
Зато очень кстати пришлось то, что в Византии наступила очередная схватка за трон. Император Константин IV был целиком поглощён только одной задачей — как бы окоротить дерзких претендентов. А то ишь, разбегались тут! Константинополь им подавай.
Африканским провинциям империи византийские императоры традиционно уделяли ничтожно мало внимания. Так повелось со времён императора Ираклия, который жил в начале VII века, ещё до создания ислама. Без экономической поддержки эти земли окончательно опустели. Вместо романизированного оседлого населения по Тунису кочевали берберы. Именно они были основным населением Магриба к моменту арабского вторжения.
Так что арабам оставалось только одно — разгромить берберов.
Праведный маньяк Укба
Победы арабов на первом этапе вторжения связаны исключительно с одним человеком — Укбой ибн-Нафи. Как и большая часть верхушки Арабского халифата того времени, он происходил из племени курайш, откуда был родом и сам пророк Мохаммед.
У Укбы было две особенности, которые резко выделяли его из всех завоевателей Магриба: утробная ненависть к берберам, граничащая с манией, и ослиное упрямство. Укба упрямо мстил своим врагам и так же упрямо лез вперёд (в своих завоевательных походах он дошёл до Марокко).
В 670 году Укба начал завоевание Ифрикии (Туниса). Шло оно очень успешно — берберам устроили самый настоящий геноцид. Подчинившихся воле арабских завоевателей обращали в ислам, но иначе как сбродом Укба всё равно их не называл.
В том же году завоеватель основал город Кайруан, чтобы отделить арабов от берберов. Он и стал основной опорной базой для последующих завоеваний Магриба. К 675 году, когда Укбу из-за очередных разборок при дворе сместили с поста «наместника всех завоёванных земель к западу от Египта», он сумел полностью подчинить воле халифа Тунис. Точнее, он просто вырезал христиан, иудеев и язычников, оказывавших сопротивление, а подчинившихся обратил в ислам.
Заодно он поссорился со всеми берберскими племенами. Не то чтобы они раньше его любили, но признавали. Укбе на их мнение было плевать: на земле был халиф, на небе — Аллах, а кто не согласен — тот сдохнет от меча.
Новому наместнику Абуль-Мухаджиру досталась куча проблем: разгромленная провинция, Карфаген в руках у византийцев — с ним надо было что-то делать. И Косейла — самый могущественный царь берберов-ауреба. Абуль решил начать с берберского царя.
Косейла, повелитель гор Ореса
Косейла был по-настоящему большой проблемой для арабов.
Первые связи с византийцами берберы Ореса (горный массив на северо-востоке Алжира. — Прим.ред.) завязали ещё в VI веке. Произошло это благодаря строительству в горах Ореса крепостей, где ромеи разместили свои гарнизоны — кастрофилаки. А там, где крепости ромеев, — там и деятельность церкви.
Берберы-ауреба были христианами и, судя по всему, союзниками-федератами византийцев. Их было много, они были могущественным народом. Именно поэтому новый арабский наместник решил, что ими стоит заняться в первую очередь.
Дальше источники расходятся в деталях.
Согласно одним, Абуль прибыл с войском к алжирскому городу Тлемсену и там разбил Косейлу. Пленив его, Абуль тем не менее приблизил его к себе и сумел обратить в ислам.
По другим источникам, Абуль встретился с Косейлой и, проявив недюжинные ораторские способности, обратил его в ислам.
Вторая версия не объясняет одного: на фига могущественному царю берберов принимать ислам?
Либо Абуль посулил ему ещё больше власти и богатства среди берберов. Либо Косейла сам искал союза с арабами, потому что понимал: песенка византийцев спета, и не сегодня, так завтра их выгонят из Африки. Лучше уж быть на стороне победителя.
Это был серьёзный успех для арабов. Им удалось лишить византийцев мощного союзника. Однако устойчивого альянса не получилось: Абуль был смещён в 681 году, и наместником опять стал неуёмный Укба.
И стало всё как раньше, только ещё хуже. Укба поклялся отомстить Абулю и отправить коту под хвост всю его политику.
Косейлу унизили, Абуля повсюду таскали за Укбой в кандалах, а на берберах, неважно, какого исповедания, Укба оторвался по полной.
Магрибский БДСМ от Укбы
Берберийского царя Джермы Укба заставил бежать за своим конём, пока его ступни не превратились в кровавое месиво. Царю Ваддана Укба отрезал уши — чтобы и думать боялся воевать против арабов. Другому вождю он отрезал палец… Если Укба так поступал с племенной верхушкой, то что он творил с обычными кочевниками?
Убивал, вырезал целые селения и племена, а женщин обращал в рабство. Его путь джихада повсюду был усеян трупами. Если берберские цари часто оставляли на усмотрение членов племени, какую религию исповедовать, арабские завоеватели Магриба таким либерализмом не страдали — либо ты принимаешь ислам, либо ты покойник. Впрочем, если ты бербер, ты все равно, считай, покойник.
Именно с берберами арабские генералы впервые пошли на довольно необычный шаг — в рабство стали обращать даже мусульман, что было запрещено. Боевые действия стали принимать характер войны на уничтожение.
Глядя на происходящее, любой понимал, что Укбу надо остановить. Пока этот маньяк не истребил всё население на своём пути.
Отправляясь в поход, он, кстати, предупредил своих детей, что не вернётся из джихада живым. «Я продал себя Господу по самой дорогой цене», — заявил Укба сыну. Так что Косейла всего лишь исполнил это пророчество.
В 683 году с объединённой армией византийцев и берберов Косейла подкараулил Укбу у алжирской деревни Тахуд, когда тот возвращался из похода. Бой был быстрым, Укба и 300 его спутников, включая Абуля, были убиты, и Магриб на пару лет вздохнул спокойно.
Косейле удалось объединить вокруг себя много племён восточного Магриба и Ифрикии. Византия была его союзником. Увы, халифат не собирался терпеть мощного противника у своих границ. Уже в 685-687 году последовало очередное арабское вторжение. Оно закончилось поражением берберийско-византийских войск под Кайруаном и гибелью царя Косейлы. Однако долго удерживать Ифрикию арабы не могли — спустя какое-то время командующий их армией был убит в битве с берберийско-византийскими войсками. Все завоёванные земли пришлось оставить, а на горизонте уже показался новый участник драмы — Дахия аль‑Кахина.
Кем только не считали Дахию аль-Кахину — пророчицей («кахина» в переводе — прорицательница), царицей, возглавившей антимусульманское и антиарабское восстание, а также героиней берберского народа. Еврейкой, стоящей во главе берберов или, наоборот, берберкой, принявшей иудаизм. Наконец, в 20 веке легендарная воительница стала иконой антиколониальной борьбы в Алжире, одновременно с этим — символом борьбы берберов за свой язык и культуру, а заодно и культовым персонажем среди берберийских феминисток.
Единственное, что можно утверждать точно: Кахина была царицей джарава — одного из берберийских племён, и считалась пророчицей. А вот насчёт её целей есть море вопросов.
После смерти Косейлы Кахина стала царицей береберов Ореса и сумела объединить вокруг себя большинство кочевников из группы берберов-зената. Что ещё более важно — к ней присоединилось несколько берберийских племён, входивших в войско Косейлы, и несколько его командиров.
Дахия, судя по всему, поддерживала связи с Византией. Более того — ряд хроник, например «Эпос об Ираклии», упоминает, что её войска шли в бой с иконой Одигитрии — сюжет, характерный для византийской армии, но не для иудеев. Иными словами, основой войска были христианизированные берберы, испытавшие влияние Византии и по самое не могу укомплектованные византийскими союзниками. Такие отношения напоминают только одно — военный союз. Тем более, что и враг был у них один — арабы.
Проклиная всё на свете, Хасан решил действовать по-взрослому. Вторжение 697-698 года было обставлено серьёзно. Карфаген пал и окончательно стал арабским. Тогда Хасан перенёс боевые действия южней и… потерпел ужасающее поражение от соединённой берберско-византийской армии Кахины у Вади Мескиана под алжирской Тебессой. Арабы бежали в Ливию, но сумели удержать за собой Карфаген.
А царица отдала свой самый противоречивый приказ, который, как считается, стоил ей поддержки городских жителей. Все города и городские постройки от Танжера до Тлемсена она распорядилась уничтожить, колодцы — засыпать, деревья — вырубить. Это превратило бы пограничные с арабами земли в выжженную пустыню — неплохое препятствие для армий того времени.
Обычно это решение представляют как некое экстраординарное варварство — мол, берберы же кочевники, что с них взять? Однако это было не так. Уже во времена Юстиниана в VI веке византийские войска и их союзники-берберы использовали тактику выжженной земли. После успешного завоевания арабами Египта в 640-х годах и их наступления на верхний Египет и современный Судан, христианские царства Нубии, кочевники беджа и ряд суданских союзников Византии применяли ровно ту же тактику. В полосе наступления арабских армий выжигалось и уничтожалось всё живое.
Сложно сказать, насколько успешными были эти действия. Например, они не помешали арабам в битве при Дахшуре наголову разгромить войска византийских союзников‑симмахов.
Конец старого Магриба
Пять лет пролетели как один миг. Сидя в Ливии, Хасан ибн ан-Нуман времени зря не терял и буквально достал халифа жалобными письмами с единственной просьбой — дайте ещё больше бабла и солдат!
В один прекрасный день халиф Абд аль Малик ибн Марван понял, что проще дать, чем объяснять, почему нет, — и направил неудачливому полководцу дополнительные подкрепления.
«Совсем другое дело», — подумал Хасан и начал своё очередное, третье по счёту, вторжение в Магриб. На этот раз его ничто не смогло остановить. К Хасану присоединились обиженные Дахией горожане и даже часть берберов-христиан. Такой армии царице нечего было противопоставить.
В 703 году Кахина потерпела поражение при Табарке и пала в бою. Вместе с ней отошёл в прошлое и доисламский Магриб. Уже её сыновья приняли ислам и стали офицерами у Хасана.
Прошло всего лишь восемь лет, и арабы высадились на Иберийском полуострове. К этому времени они полностью подчинили себе североафриканское побережье и обратили в ислам часть берберов.
Впереди маячила Европа и возможность хорошенько пограбить.
А с этих берберов-кочевников много ли возьмёшь?
И всё же Магриб так просто не сдался. Превращение берберов в мусульман шло медленно, а получившийся берберийский вариант ислама был просто адовым варевом.
Уже в VIII–IX веках берберы вырезали и прогнали арабов из Магриба. А на подходе уже ждали две великие берберийские империи Магриба — Альморавидов и Альмохадов.
Впрочем, это уже совсем другая история.
Тот момент, когда читаешь сие находясь недалеко от столицы Алжира.
Прямо вернулся в прошлый год и в историю. Путешествовал по Тунису в 2017 (как дань истории войн с Римом), а историю 7го века и позже увидел только в мечети в Кайруане. Теперь прочитав это понимаю насколько много еще можно узнать. Спасибо.
Вообще классно, как будто кино посмотрел!
Вот это пост так пост!
прям погрузился в то время. на 5 минут
2 декабря 1941 ИТОГИ ДНЯ НА ФРОНТЕ
С военно-морской базы Ханко, после 160 дней обороны (!), эвакуировано в Ленинград свыше 22000 человек с вооружением.
1-я ударная амия генерала Василия Кузнецова наступает в направлении Деденева-Фёдоровка-южная окраина Клина и с целью освободить из окружения группу генерала Захарова в районе Каменка-Фёдоровка.
20-я армия генерала Власова утром перешла в наступление с задачей окружить и уничтожить противника в районе Красной Поляны.
Ставка ВГК, передав командующему Московским военным округом 5 дивизий и 7 стрелковых бригад, приказала незамедлительно занять внешний оборонительный пояс столицы, а на базе Управления обороны Москвы создать новое оперативное объединение — Московскую зону обороны (МЗО), командующим которой был назначен генерал-лейтенант Артемьев. В состав МЗО включались 24-я и 60-я армии [и части ПВО]
Группа армия «Центр»
«…2 декабря 3-й и 4-й танковым дивизиям, а также полку «Великая Германия» удалось прорвать передний край обороны противника, для которого наше наступление явилось полной неожиданностью…».
Немцам удалось перерезать железную и шоссейную дороги Серпухов-Тула в районе Ревякино (15 километров севернее Тулы). Одновременно началось наступление противника севернее Тулы и с запада. Для Тулы 2 и 3 декабря станут самыми критическими днями: городу угрожало полное окружение.
Из дневника начальника Генштаба вермахта Франца Гальдера:
…Наступление под Тулой развивается успешно. Наступающий фланг группы армий вследствие тяжелых боев медленно продвигается вперед. Общий вывод: сопротивление противника достигло своей кульминационной точки. В его распоряжении нет больше никаких новых сил…».
2 декабря во вторую танковую дивизию вермахта вместо теплого обмундирования завезли парадные мундиры для парада на Красной площади в Москве.
В течение 2 декабря наши войска вели бои с противником на всех франтах. На Западном фронте отбито несколько ожесточённых атак немецко-фашистских войск. Враг понёс большие потери людьми и вооружением. На Ростовском участке фронта советские войска продолжали преследовать противника.
За 1 декабря упичтожено 12 немецких самолётов. Наши потери — 4 самолёта.
За 2 декабря под Москвой сбито 17 немецких самолётов.
За 1 декабря одной нашей авиачастью уничтожено и выведено из строя 13 немецких танков, 300 автомашин с войсками и грузами, 30 полевых и зенитных орудий, 2 автоцистерны с горючим, истреблено и рассеяно более 2 батальонов вражеской пехоты.
Героический подвиг совершил сержант тов. Белов. Во время боя тов. Белов хладнокровно вёл но врагу меткий огонь из своей 3-линейной винтовки, истребляя немецких оккупантов одного за другим. Когда наша часть пошла в контратаку, храбрый сержант начал уничтожать фашистов штыком и прикладом. Всего за один этот бой тов. Белов, несмотря на ранение, истребил 41 фашистского солдата.
О СЧАСТЬЕ ПРЕСТУПНИКА
Оказывается, политик высокого ранга может быть международным преступником, но жить припеваючи с молчаливого согласия других политиков высокого ранга. И не только сегодня: это давняя традиция.
Про германского кайзера Вильгельма Второго Гогенцоллерна (1859-1941) что-нибудь слышал, наверное, каждый. Многие даже помнят, как он выглядел: усы-пики, стальные глаза навыкате.
Кайзер Вильгельм развязал Первую мировую войну, хотя его двоюродный брат — британский король Георг Пятый — и троюродный племянник — российский император Николай Второй — очень старались, чтобы этого не произошло. В 1918 году, когда Германия войну проиграла, Вильгельм лишился императорской короны и даже титула короля Пруссии, который он всеми силами пытался сохранить: задержка с отречением от престола стоила жизни ещё многим десяткам тысяч солдат на фронтах.
Кайзер был объявлен военным преступником и главным виновником мировой войны, обвинён «в высшем оскорблении международной морали и священной силы договоров» и должен был предстать перед международным трибуналом. А он спокойно поселился в Нидерландах у своей родственницы, королевы Вильгельмины, которая отказалась его выдать. Могучая Британия могла бы добиться выдачи, но не проявила особого рвения, хотя премьер-министр настаивал, что кайзера надо судить и повесить: король был против. Российского императора к тому времени уже убили вместе со всей семьёй и ближайшими родственниками, а новая власть занималась совсем другим.
В 1919 году кайзер купил себе уютный замок и благополучно перевёз туда полсотни железнодорожных вагонов мебели и прочего имущества из Германии. В 1921 году овдовел и через полтора года снова женился на принцессе, которая была на 30 лет моложе. В 1926 году получил обратно свои земельные владения в Германии, стал инвестировать в немецкую тяжёлую промышленность и довольно быстро удвоил капиталы.
Вильгельм поначалу поддерживал нацистов и принимал в своём замке Геринга. Правда, он публично осуждал еврейские погромы, а в 1938 году после Хрустальной ночи пришёл в ужас и признался: «Мне стыдно, что я немец».
Начало Второй мировой войны в 1939 году было для кайзера закономерным. Оккупацию Франции в 1940-м он воспринял как восстановление исторической страведливости после Первой мировой. «Выиграли, используя мои войска!» — заявил низложенный монарх, при этом хорошо понимая сущность фюрера:
Я верил в национал-социализм и думал, что этой лихорадкой надо переболеть. Я надеялся увидеть, что там остались ещё адекватные, мудрые и выдающиеся немцы. Но эти люди один за другим погибали либо же изгонялись Теперь у него только банда головорезов-рубашечников! Он сотворил из немецкого народа — народа поэтов и музыкантов, художников и солдат — народ истериков и отшельников, собранных в свору, возглавляемую тысячей лжецов или фанатиков.
Дошло до того, что следующий британский король Георг Шестой предлагал международному военному преступнику №1 Вильгельму Гогенцоллерну политическое убежище в своей стране, но тот остался в Нидерландах. После германской оккупации имущество кайзера снова национализировали, а сам он оказался под надзором полицейских.
. и умер только в 1941 году, не дожив двух недель до нападения Германии на Советский Союз — наследника Российской империи. 82-летний старик мог бы рассказать забывчивым землякам, чем это закончилось во время Первой мировой.
Словом, Вильгельм не бедствовал. И почти до 60-ти лет, занимая трон, купался в славе и почестях. А как-то раз, по слухам, спросил у банкира Оппенгеймера: что такое «гоиш нахес»?
Язык идиш, на котором говорили евреи Германии и большинства европейских стран, очень похож на немецкий. Шутливое выражение «аидиш нахес» — еврейское счастье — было хорошо известно всем, включая Вильгельма Второго. И его заинтересовало: что значит «гоиш нахес» — нееврейское счастье? Это ещё какая-то шутка?
Оппенгеймер пытался уйти от ответа, но в конце концов был вынужден объяснить на примере.
Допустим, в столице назначен грандиозный парад, на котором ожидают Его Величество. Ни свет, ни заря на главной площади в идеальном порядке выстраиваются полки, постепенно собирается огромная толпа народу, начинает припекать солнце, люди падают в обморок от жары, но продолжают ждать.
. а когда, наконец, на трибуне появляется государь — солдаты и многотысячная толпа зевак испытывают верноподданнический экстаз: их переполняет ни с чем не сравнимое счастье.
— Да, это патриотизм, — важно заметил кайзер.
— Нет, это как раз-таки гоиш нахес, — сказал Оппенгеймер.
Чего-чего, а такого счастья в жизни кайзера Вильгельма, как и других правителей, было через край. Рейтинги зашкаливали, подданные боготворили, культ личности складывался сам собой. Только вот международный трибунал до персонального виновника Первой мировой так и не добрался. И до многих ему подобных, кстати, тоже.
Магриб
Магри́б [1] (араб. المغرب , эль-Магриб: «Там, где закат») — название, данное средневековыми арабскими географами и историками странам, расположенным к западу от Египта; сохранилось в арабском языке и поныне. До сих пор на арабском языке так называется Марокко. Традиционно Магрибом называются земли между Сахарским Атласом на юге и атлантическим или средиземноморским берегом на севере, т. е. северные части Марокко, Алжира и Туниса. В настоящее время понятие Магриб получило в политике более широкое значение (т. н. Большой Магриб) и в него включаются (с запада на восток): Западная Сахара, Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия. В средние века в понятие «Магриб» включались также мусульманская Испания (Андалусия) и другие владения бывшего Арабского халифата в западной части Средиземного моря (Балеарские острова, Сардиния, Сицилия).
Общее название «эль-Магриб» эти государства получили в период завоевательных походов арабов. В переводе с арабского эль-Магриб — «страна, где заходит солнце» или «Запад». Понятие, противопоставленное эль-Машрику, то есть «Востоку». В 1956 году после получения независимости Марокко и Тунисом король Марокко Мухаммед V и премьер-министр Туниса Хабиб Бургиба выдвинули идею создания регионального объединения «Великий Арабский Магриб».
В Танжере (1958) и Рабате (1963) были проведены конференции ряда стран Магриба, посвященные проблеме объединения. Постоянный консультативный комитет стран Магриба, в который вошли министры экономики Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, был создан в 1964 году. В 1964—68 годах были созданы отраслевые комиссии при комитете и подписан ряд соглашений о сотрудничестве стран Магриба в различных областях экономики. Ливия в 1970 году вышла из всех региональных организаций Магриба. С этого же года в комитете в качестве наблюдателя участвует Мавритания.
Содержание
История
На протяжении многих веков народы стран Магриба вели борьбу с завоевателями, отстаивали свои политические и экономические интересы. Берберы, римская оккупация, романизация, вандалы, Византия, арабы, турки, французское колониальное владычество — все это страницы длительной и сложной истории этого края. Обретение независимости странами Магриба открыло новый этап в развитии этих государств.
В феврале 1989 г. руководители Алжира, Марокко, Туниса, Ливии и Мавритании подписали договор о создании Союза Арабского Магриба (САМ) — новой региональной политико-административной организации.
Символы
Эмблема Союза арабского Магриба — символ союзничества стран Магриба. На эмблеме изображены очертания стран участниц Союза арабского Магриба — Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса, а также стилизованные изображения колоса пшеницы и тростника.
См. также
Ссылки
Примечания
Северная Африка
Бизацена, Зевгитана, Эмпория → Ифрикия • Гетулия • Киренаика / Пентаполис, Мармарика → Барка • Мавретания (Тингитанская, Цезарейская) • Нубия / Эфиопия (Нижняя, Верхняя) • Сиртика → Триполитания → Тарабулус • Фазания → Феццан
Древний Египет → Миср
Верхний Египет / Та-шему / Фиваида → Сайд Миср • Средний Египет / Гептаномида • Нижний Египет / Та-Меху / Дельта
Полезное
Смотреть что такое «Магриб» в других словарях:
МАГРИБ — (араб. Запад) регион в Африке, включающий Тунис, Алжир, Марокко (собственно Магриб), а также Ливию, Мавританию, Зап. Сахару, образующих вместе с собственно Магрибом Большой Магриб, или Арабский Запад … Большой Энциклопедический словарь
Магриб — регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко (собственно Магриб), а также Ливии, Мавритании, Западной Сахары, которые вместе образуют Большой Магриб, или Арабский Запад (в отличие от Арабского Востока Машрика). В средние века в понятие… … Исторический словарь
Магриб — время после заката солнца, когда необходимо совершить обязательную молитву. Это время продолжается от захода солнца и до времени следующего обязательного вечернего намаза И’ша (См. Салат). (Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али… … Ислам. Энциклопедический словарь.
МАГРИБ — этимологию смотр., маграбин. Варварийские владения в северной части Африки. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка
магриб — сущ., кол во синонимов: 2 • молитва (43) • регион (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Магриб — (араб. запад), регион в Африке, включающий Тунис, Алжир, Марокко (собственно Магриб), а также Ливию, Мавританию, Западную Сахару, вместе с собственно Магрибом, образующих Большой Магриб, или Арабский Запад. * * * МАГРИБ МАГРИБ (араб. запад),… … Энциклопедический словарь
Магриб — регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко (), а также Ливии, Мавритании, Западной Сахары, которые вместе образуют Большой Магриб, или Арабский Запад (). и другие.гие владения Арабского халифата в западной части Средиземноморья … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Магриб — (араб. запад) регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко (собственно М.), а также Ливии, Мавритании и территории Западной Сахары (исп.), образующих вместе Большой М., или Арабский Запад (в отличие от Арабского Востока Машрика). В… … Большая советская энциклопедия
МАГРИБ — (араб. запад) встречающееся в ист. и географич. лит ре наименование р на Сев. Африки, охватывающего Марокко, Алжир и Тунис (иногда в М. включали и Ливию). Понятие М. введено ср. век. араб. учеными, различавшими страны араб. Востока (Машрик) и… … Советская историческая энциклопедия