Махрам что это такое
Кто такие махрамы?
Махрамы – это близкие родственники, между которыми брачная связь недопустима и чье прикосновение не портит омовения.
Итак, махрамами для женщин являются кровные родственники:
1. Отец, дедушка, прадедушка…;
2. Родной брат, брат по отцу, брат по матери;
3. Сын, потомки сына и дочери;
4. Племянник и его потомки;
Необходимо знать, что родство по матери или отцу продолжается бесконечно вверх, а родство по детям продолжается бесконечно вниз, так же как и родство потомков племянников. К примеру, дядя является махрамом, так же как и его отец, дедушка и т. д., но махрамом не является сын дяди.
Махрамами считаются и родственники по молочному родству:
1. Муж молочной матери и его отец…
2. Молочный брат (вскормленный молоком вашей матери или мачехи, в то время когда она была замужем за вашим отцом). Кровный сын молочной матери, молочный сын молочной матери, а также молочный сын молочного отца и кровный сын молочного отца.
3. Молочный сын и его потомки.
4. Молочный племянник и его потомки.
5. Молочный дядя, дедушка и т. д.
Нелегко разобраться в молочном родстве. Муж молочной матери становится отцом, отец молочной матери становится дедушкой. Сын молочной матери становится братом. Молочное родство носит односторонний характер в отличие от кровного родства. Близкие родственники молочной матери становятся близкими родственниками (махрамами) вскормленному молоком ребенку. Учитывая сложность молочных отношений и запрет на дальнейшее вступление в брачные связи, жена не может без разрешения мужа брать на кормление чужого ребенка.
Условия, при которых начинается молочное родство: ребенок должен быть кормлен досыта не менее пяти раз, возраст ребенка не должен быть старше двух лет. После соблюдения этих условий ребенок становится молочным сыном этой женщины равным ее кровному сыну.
Махрамами становятся и после брачного родства.
1. Сын мужа и его потомство.
2. Свекр – отец мужа становится близким родственником (махрамом).
3. Муж матери, муж бабушки и т. д.
4. Зять – муж дочери, внука, правнука и т. д.
Прикосновение ко всем остальным мужчинам является запретным, а по мазхабу имама Шафии, омовение женщины и мужчины в этом случае становится недействительным. Несмотря на это в некоторых дагестанских селах считается нормой здороваться за руку с мужчиной, начиная с двоюродных братьев и других односельчан. Если же праведная женщина отказывается здороваться, таким образом, то ее высмеивают, мол, что боишься, воды тебе не хватит для омовения. Воды то хватит, но это является запретным действием, а за сознательное совершение запретного мы будем держать ответ перед Всевышним.
С теми родственниками, которых мы здесь перечислили, женщине можно отправляться в хадж, путешествие, советоваться по каким-то вопросам, находиться в доме и т. д.
Из книги «Покорная Богу или послушная дьяволу?»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Махрамы, кто они?
Запрет на женитьбу на определённых женщинах делится на временный и постоянный запрет.
Постоянный запрет
Женщины, на которых мужчине не разрешается жениться никогда:
Причины постоянного запрета.
Для постоянного запрета имеются три причины:
1. По причине КРОВНОГО родства,
2. По причине женитьбы,
3. По причине грудного вскармливания.
Женщины-махрамы по причине родства.
Женщин-махрамок по причине родства семь:
1. Мать, бабушка (МАТЬ матери, мать отца), прабабушка и т.д.,
2. Дочь, внучка (дочь сына, дочь дочери), правнучка и т.д.,
3. Сестра родная, либо сводная (со стороны отца, либо со стороны матери),
4. Племянница (дочь родного брата либо сводного (со стороны отца или матери),
5. Племянница (дочь родной сестры, либо сводной со стороны отца, или матери),
6. Сестра отца (тётя), также тётя отца (со стороны отца) и тётя матери (со стороны отца),
7. Сестра матери (тётя), также тётя матери (со стороны матери) и тётя отца (со стороны матери).
О запрете всех перечисленных женщин ниспослан аят священного Корана:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ وَبَنَاتُكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ وَعَمَّاتُكُمْ وَخَالَاتُكُمْ وَبَنَاتُ الْأَخِ وَبَنَاتُ الْأُخْتِ ( سورة النساء آية 23)
Женщине для брака запрещается её отец, отец отца (дедушка), отец матери (дедушка) и т.д. Также запретными для брака являются её сын, сына сын (внук), сын дочери (внук) и т.д. Запретным для неё также является брат, будь он родной или сводный (со стороны матери или со стороны отца). Также ей запретны сыновья её сестёр и братьев (племянники и племянницы), также ей запретны братья отца (дяди), братья матери (дяди), дядя (со стороны отца) отца и дядя (со стороны отца) матери, дядя (со стороны матери) отца и дядя (со стороны матери) матери.
Женщин-махрамок по причине заключения брака четыре вида:
1. Мать жены (тёща). Всевышний в священном Коране говорит:
وَأُمَّهَاتُ نِسَائِكُمْ (سورة النساء آية 23)
1. Дочь жены (падчерица), если была половая близость с её матерью. Всевышний в священном Коране говорит:
وَرَبَائِبُكُمُ اللَّاتِي فِي حُجُورِكُمْ مِنْ نِسَائِكُمُ اللَّاتِي دَخَلْتُمْ بِهِنَّ فَإِنْ لَمْ تَكُونُوا دَخَلْتُمْ بِهِنَّ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ (سورة النساء آية 23)
И не имеет разницы: эта дочь жены живёт с вами или отдельно. Она всё равно является для вас махрамкой.
1. Жена отца (мачеха). Всевышний говорит в священном Коране:
وَلَا تَنْكِحُوا مَا نَكَحَ آَبَاؤُكُمْ مِنَ النِّسَاءِ إِلَّا مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَمَقْتًا وَسَاءَ سَبِيلًا (سورة النساء آية 22)
1. Жена сына (невестка). Всевышний в священном Коране говорит:
وَحَلَائِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلَابِكُمْ (سورة النساء آية 23)
Из этого толкования ясно, что жена усыновлённого сына исключается. Для женщин становятся махрамами по причине заключения брака: муж её матери, муж её дочери, сын её мужа, отец её мужа.
Женщины-махрамки по причине молочного вскармливания.
Запрещаются по причине молочного вскармливания семь видов женщин. Из них две упомянуты в священном Коране, а по хадисам и сунне Пророка (мир ему и благословение) присоединяются остальные пять. И это:
1. Молочная мать, её мать и т.д.
Когда она кормилась у твоей матери, то она становится твоей махрамкой и для всех твоих братьев, но тебе дозволяется (не является махрамкой) её сестра, потому что она не кормилась у твоей матери.
Когда ты кормился у её матери, то становишься махрамом для неё и всех её сестёр, но она и её сестра не являются махрамками для твоих братьев, потому что они не кормились у твоей матери; и твои братья не кормились у их матери.
О том, что благодаря кормлению махрамками становятся кормилица мать и её дочь, ниспослан следующий аят священного Корана:
وَأُمَّهَاتُكُمُ اللَّاتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ مِنَ الرَّضَاعَة (سورة النساء آية 23)
1. Дочь молочного брата,
2. Дочь молочной сестры,
3. Молочная тётя со стороны отца (это та, которая кормилась вместе с твоим отцом),
4. Молочная тётя со стороны матери (это та, которая кормилась вместе с твоей матерью),
5. Молочная дочь (это та, которая кормилась у твоей жены и ты для неё будешь молочным отцом).
Также кормлением грудью при женитьбе становятся махрамами:
1. Молочная мать жены, т.е. та, которая кормила твою жену,
2. Молочная дочь жены, т.е. та, которая кормилась у твоей жены,
3. Жена молочного отца,
4. Жена молочного сына, т.е. жена того, который кормился у твоей жены.
Родственники молочного сына (разиг!) кормилице являются чужими. Родственники же кормилицы молочному сыну являются родственниками.
Временный запрет
2. Объединять в браке женщину и её тетю (будь то со стороны отца или матери), племянницей (т.е. дочерью её сестры или брата, дочерьми их обоих (т.е. её сестры и брата), сыновей и дочерей.
Богословы установили правило, которое определяет тех, кого нельзя объединять в браке – и вот это правило: «Запрещается объединять в браке между теми женщинами, которые, если представить одну из этих обеих, мужчиной, то ему бы не разрешалось жениться на другой». И это правило охватывает всех, кого мы упомянули.
Не являются махрамами, т.е. не являются теми, на которых Шариат запрещает жениться:
1. Дочь мужа матери,
2. Мать мужа матери,
3. Мать жены отца,
4. Дочь жены отца,
5. Дочь мужа дочери,
6. Мать мужа дочери,
7. Мать жены сына,
8. Дочь жены сына,
9. Жена пасынка (жена сына одного из супругов),
10. Жена отчима (жена мужа матери),
11. Падчерица его ребёнка (дочь жены его рёбенка).
Кто является махрамом?
Махрам – этот человек, брак с которым недействителен по одной из трёх причин:
2. молочное родство,
3. вступления в родственные отношения через брак.
Всевышний Аллах в Коране указал нам, кто считается махрамом:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ وَبَنَاتُكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ وَعَمَّاتُكُمْ وَخَالاَتُكُمْ وَبَنَاتُ الأَخِ وَبَنَاتُ الأُخْتِ وَأُمَّهَاتُكُمُ اللاَّتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُم مِّنَ الرَّضَاعَةِ وَأُمَّهَاتُ نِسَآئِكُمْ وَرَبَائِبُكُمُ اللاَّتِي فِي حُجُورِكُم مِّن نِّسَآئِكُمُ اللاَّتِي دَخَلْتُم بِهِنَّ فَإِن لَّمْ تَكُونُواْ دَخَلْتُم بِهِنَّ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ وَحَلاَئِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلاَبِكُمْ وَأَن تَجْمَعُواْ بَيْنَ الأُخْتَيْنِ إَلاَّ مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّ اللّهَ كَانَ غَفُورًا رَّحِيمًا
«Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сёстры, ваши тётки со стороны отца, ваши тётки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сёстры, матери ваших жён, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, а если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жёны ваших сыновей, низошедших из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сёстрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный». (Ан-Ниса, 23)
В данной статье мы разберём, кто является махрамом согласно мазхабу имама Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах), взяв за основу примечания (хашият) шейха Ибрахими аль-Байджури к толкованию имама Ибн Касима аль-Гази к книге имама Абу Шуджа аль-Асбахани (да смилуется над ними Аллах) «Матн аль-Гайат ва т-Такриб», разобрав каждую из трёх групп по отдельности.
Кровное родство
Первая причина, по которой устанавливаются махрамы – кровное родство.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ وَبَنَاتُكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ وَعَمَّاتُكُمْ وَخَالاَتُكُمْ وَبَنَاتُ الأَخِ وَبَنَاتُ الأُخْتِ
«Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сёстры, ваши тётки со стороны отца, ваши тётки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры». (Ан-Ниса, 23)
К махрамам по кровному родству относятся:
Примечание: двоюродная сестра не является махрамом, соответственно, брак с ней действителен, однако рекомендуется не вступать в подобный брак, ибо между двоюродными братьями и сестрами бывает слабое влечение и страсть, как об этом пишет имам Абу Хамид аль-Газали (450–505 гг.) (да смилуется над ним Аллах) в книге «Ихья Улюму д-Дин».
Молочное родство
Вторая причина, по которой устанавливаются махрамы – молочное родство. К махрамам по молочному родству также относятся несколько групп женщин, две из них указаны в Коране:
وَأُمَّهَاتُكُمُ اللاَّتِي أَرْضَعْنَكُمْ وَأَخَوَاتُكُم مِّنَ الرَّضَاعَةِ
«Ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сёстры». (Ан-Ниса, 23)
Указание на остальные группы пришли нам в сунне Пророка (мир ему и благословение):
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي بِنْتِ حَمْزَةَ: «لاَ تَحِلُّ لِي، يَحْرُمُ مِنَ الرَّضَاعِ مَا يَحْرُمُ مِنَ النَّسَبِ، هِيَ بِنْتُ أَخِي مِنَ الرَّضَاعَةِ»
Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал о дочери Хамзы (да будет доволен им Аллах): «Она не дозволена для меня (для женитьбы), поскольку (женщины), которые запретны по кровному родству, запретны и по молочному родству, а она – дочь моего молочного брата». (Аль-Бухари)
Как мы видим, Пророк (мир ему и благословение) указал нам на то, что махрамами по молочному родству являются те же группы женщин, что являются махрамами по кровному родству, а именно:
Примечание: махрамами не считаются молочные матери брата или сестры, молочные матери внуков и внучек, мать молочной матери ребёнка и её дочь.
Махрамы по вступлению в родственные отношения через брак
Третья причина, по которой устанавливаются махрамы – вступление в родственные отношения через брак.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
وَأُمَّهَاتُ نِسَآئِكُمْ وَرَبَائِبُكُمُ اللاَّتِي فِي حُجُورِكُم مِّن نِّسَآئِكُمُ اللاَّتِي دَخَلْتُم بِهِنَّ فَإِن لَّمْ تَكُونُواْ دَخَلْتُم بِهِنَّ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ وَحَلاَئِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلاَبِكُمْ وَأَن تَجْمَعُواْ بَيْنَ الأُخْتَيْنِ إَلاَّ مَا قَدْ سَلَفَ
«Матери ваших жён, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, а если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жёны ваших сыновей, низошедших из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сёстрах, если только это не произошло прежде». (Ан-Ниса, 23)
После вступления в брак к вышеперечисленным махрамам добавляются следующие женщины:
Примечание: не являются махрамами жена пасынка, жена отчима, его дочь и его мать, дочь мужа дочери и его мать, мать жены сына и дочь жены сына.
Все вышеперечисленные группы махрамов остаются махрамами до конца жизни, однако есть женщины, которые остаются махрамами мужчине только лишь на время его брака.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَأَن تَجْمَعُواْ بَيْنَ الأُخْتَيْنِ إَلاَّ مَا قَدْ سَلَفَ
«Вам запретно жениться одновременно на двух сёстрах, если только это не произошло прежде». (Ан-Ниса, 23)
Махрамами на время брака являются:
1. сестра жены, будь то сестра по обоим родителям или по одному из них, и будь то сестра по крови или по молочному родству;
2. тётя жены со стороны матери;
3. тётя жены со стороны отца.
Причина временного запрета в том, что между жёнами одного мужа обычно бывает определённая неприязнь и соперничество. И такой брак запрещён даже при согласии сестер, так как настроение человека изменчиво и может случиться так, что после заключения брака у сестёр появится друг к другу неприязнь или вражда.
Принцип определения махрамов для женщины аналогичен вышеприведённому принципу, но в обратную сторону, то есть вместо матери – отец, вместо дочери – сын и т. д.
Махрам что это такое
Сегодня многие знают хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о запрете уединения с посторонней женщиной и смешивании полов. Перечислим некоторые из них:
От Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
« Пусть не уединяется мужчина с женщиной без махрама.» (Аль-Бухари и Муслим).
Степени родства не допускающие вступление в брак
По причине кровного родства.
1. «…ваши матери…» Сюда входит родная мать, а так же мать матери или мать отца (бабушки с обеих сторон), прабабушки и т.д.
2. «…ваши дочери…» Сюда входит родная дочь, а так же дочь дочери или дочь сына (внучки), правнучки и т.д.
3. «…ваши сестры…» Сюда входит родная сестра (от одних родителей), сестра по отцу (от разных матерей), сестра по матери (от разных отцов).
4. «…ваши тетки со стороны отца…» Сюда входит родная сестра отца, сестра отца по матери, сестра отца по отцу, а также тёти отца, матери, бабушек, дедушек по их отцовской линии.
5. «…ваши тетки со стороны матери…» Сюда входит родная сестра матери, сестра матери по матери, сестра матери по отцу, а также тёти матери, отца, бабушек, дедушек по их материнской линии.
6. «…дочери брата…» Сюда входит дочь родного брата (племянница), дочь брата по отцу, дочь брата по матери, а так же внучки и правнучки брата (т.е. дочки, внучки, правнучки твоей племянницы).
7. «…дочери сестры…» Сюда входит дочь родной сестры (племянница со стороны сестры), дочь сестры по отцу, дочь сестры по матери, а так же внучки, правнучки сестры.Что касается женитьбы на двух сестрах, то этот запрет временный и после смерти одной из них или развода разрешается жениться на другой. При этом муж одной из сестер не является махрамом для другой.
По причине вступления в родственные отношения – свойство:
1. «…Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы…» Сюда входит жена отца (она запретна навсегда), так же жёны дедушек, прадедушек. Если отец женился на женщине, то она становится запретной сразу, даже если он не зашел к ней.
2. «…а также жены ваших сыновей…» Сюда входит жена сына (она запретна навсегда) так же жёны внуков, правнуков.
3. «…матери ваших жен…» Сюда входит мать жены, а так же бабушка жены со стороны матери и со стороны отца (она запретна навсегда).
4. …ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, к матерям которых вы вошли, а если вы еще не вошли к ним, то на вас не будет греха…Среди учёных есть разногласие: что имеется в виду под словом «…вошли…» Значит ли это уединение или близость? Есть также разногласие: должна ли дочь жены быть под вашим покровительством, чтобы стать запретной или нет. Абсолютное большинство учёных, в том числе и четыре имама (Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад ) сказали, что нет разницы в том, находится ли она под покровительством мужа матери или нет. Другими словами, если вы женились на женщине у которой есть дочь и вошли к ней, то её дочь становится запретной навсегда, в независимости от того находилась ли она под вашим покровительством или нет. А если вы развелись с женой до того как вошли к ней, то она запретной не становится.
По причине молочного родства.Этот вид связан с предыдущим видом и на это указывает хадис:От Аишы, да будет доволен ею Аллах, передается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Становится запретным от кормления грудью, что запретно от кровного родства.» ( Аль-Бухари и Муслим ).
Только здесь следует обратить внимание на две вещи:
1. Все дети твоей молочной матери являются твоими молочными братьями и сёстрами (даже если они родились до тебя или после тебя). А если твоя мать вскормила ребёнка одновременно с тобой, то он твой молочный брат/сестра, но его братья и сестры не являются тебе молочными братьями и сёстрами.
2. Учёные разногласят в количестве кормлений ребенка для того чтобы он считался молочным родственником и в возрасте ребенка. Более правильным в этом вопросе считается, что кормлений должно быть пять и эти кормления должны быть до достижения ребёнком двух лет. Уа Аллаху агьлям.
Семь категорий женщин по кровному родству, четыре категории по причине вступления в родственные отношения (родство по браку), точно так же молочное родство, эти двадцать две категории женщин, не считая жены, с которыми мужчина может выехать в путешествие при двух условиях: чтобы махрам, сопутствующий женщину был совершеннолетним и зрячим.
Также разрешается оставаться с этими женщинами наедине, здороваться за руку, также женщина может открывать перед махрамом некоторые части тела, как волосы, шею, руки, ноги до колен, на что указывает аят:
«И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. Обратитесь все к Аллаху, о, верующие, – может быть, вы окажетесь счастливыми!» (24; 31)
МАХРАМ ( определение ). ПУТЕШЕСТВИЕ БЕЗ МАХРАМА (для получения шариатских знаний)
Имам Ибн аль-Асир сказал: “аль-Махрам – это тот, кто не имеет право жениться на женщине из числа ближайших родственников, как отец, сын, брат, дядя и т.п.” См. “ан-Нихая” 1/337.
Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “аль-Махрам – это тот, с кем дозволено женщине отправляться в путь и оставаться наедине. Это каждый, кому запрещено жениться на женщине”. См. “Ихкамуль-ахкам” 304.
Махрамы могут быть как близкие родственники, так и молочные, а также ставшие таковыми по причине брака (как муж дочери и муж матери). См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 36/200.
Является ли условием, чтобы махрам женщины был совершеннолетним?
Ученые разошлись в этом вопросе на несколько мнений по той причине, что нет на это никакого указания ни в Коране, ни в Сунне.
Ханбалиты считали, что несовершеннолетний не может быть махрамом для женщины в пути. Имам Ибн Къудама сказал: “Имама Ахмада спросили: «Ребенок может быть махрамом?» Он ответил: “Нет, пока не станет совершеннолетним! Ведь ребенок не может уследить за собой, так как же он уследит за женщиной?!” Ведь смысл в наличии махрама в том, чтобы оберегать женщину, а это способен сделать только совершеннолетний и разумный”. См. “аль-Мугъни” 6/302.
Ханафиты считали, что подросток подходит в качестве махрама. Имам Ибн ‘Абидин говорил: “Разумный подросток, расценивается как совершеннолетний”. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 8/129.
Подросток (аль-мурахикъ) – тот, кто близок к совершеннолетию, достигающий десяти или одиннадцати лет. См. “Лисан аль-‘араб” 10/128.
И это мнение, кстати, выбрал также шейх Мукъбиль. Когда его спросили: «Можно ли женщине поехать с маленьким сыном в другой город на лечение?» Он ответил: “Если ребенок достиг возраста различения, то нет в этом проблем. Зачастую тот, кто достиг возраста 12 или 13 лет, является различающим (плохое от хорошего). Поэтому нет проблем отправляться в путь с ним, если нет безопасности для искушения. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не дозволенно женщине верующей в Аллаха и в Судный день выходить в путь, кроме как с махрамом!»” См. “Иджабату-ссаиль” 678.
Шафииты считали так же, как и ханафиты, однако ставили условие, чтобы подросток был способен оказывать помощь в случае чего женщине. См. “Нихая аль-мухтадж” 10/188.
Что же касается маликитов, то они сделали условие, чтобы ребенок был из числа различающих плохое от хорошего, и не делали какое-либо ограничение в возрасте. Имам аль-Харши аль-Малики сказал: “Совершеннолетие не является условием для махрама”. См. “Шарх Халиль” 7/231.
Имам аль-Хаттаб ар-Ра’ини сказал: “Является ли условием махрама совершеннолетие или же достаточно, чтобы ребенок был различающим? Я не видел на это указания в Коране и Сунне, и внешне достаточно наличия различия”. См. “Мауахиб аль-джалиль” 3/493.
Имам ‘Али аль-‘Адауи сказал: “Различающий – это тот, кто понимает обращение и отвечает на вопрос. И не установлен для этого определенный возраст, это различается в связи с различением разума детей”. См. “Хашия аль-‘Адауи” 3/445.
Однако некоторые ученые говорили, что возраст различия у ребенка начинается с семи лет, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел повелевать молитву детям именно с семи лет, говоря: «Повелевайте вашим детям совершать молитву с семи лет, и бейте их за отказ от нее с десяти лет. И укладывайте их спать отдельно». Ахмад 6689. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Что же касается путешествия или же уединения при ребенке, который не различает ничего, то нет среди ученых разногласия в том, что такой не является махрамом! Имам ан-Науауи говорил: “Если женщина останется наедине с посторонним мужчиной с маленьким ребенком, которого не стесняются по причине того, что он маленький, то это относится к запретному уединению!” См. “Шарх Сахих Муслим” 9/109.
Что касается рассматриваемого вопроса, то наиболее сильным мнением представляется мнение имама Ахмада, который считал, что махрам должен быть умственно-полноценным и совершеннолетним, который сможет оберегать женщину.
Ученые разногласили в определении понятия «путь», и высказывали относительно этого много мнений.
По этой причине имамы также разошлись и относительно расстояния пути, с которого женщине запрещено выходить без махрама. Группа ученых, среди которых Суфьян ас-Саури, Абу Ханифа и его сторонники, говорили: “Любой путь, который меньше трех дней, женщина может отправляться в него без махрама”, и это мнение также передается от Ибн Мас’уда. См. “ат-Тамхид” 21/54.
При этом они опирались на известный хадис: «Не выходит женщина в путь, составляющий три дня, кроме как с махрамом!» аль-Бухари 1036, Муслим 1338.
Однако это не совсем так, ибо в других хадисах упоминается и меньшее расстояние, чем равное трем дням, как хадис: «Не выходит женщина в путь, составляющий день или два, кроме как с ней ее муж или махрам!» аль-Бухари 2/231. См. «Сахих аль-джами’» 7304.
В другом хадисе сказано: «Не выходит женщина в путь, составляющий расстояние барид, кроме как с махрамом!» Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7304.
Имам Ибн Хузайма, приведя этот хадис, сказал: “Барид – это 12 хашимитских миль”.
А один Хашимитский миль – равен 1848 метрам, что в общей сумме будет немного более 22 км.
Следовательно, в этом хадисе упоминается расстояние меньшее, даже чем один день.
А в одном из хадисов вообще путь не ограничивается каким-либо расстоянием: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!» аль-Бухари 1862, Муслим 1341.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Объединяет смысл всех хадисов (данной темы), несмотря на различие их содержания, это то, что женщине запрещается любой путь, в котором есть опасение фитны, кроме как с махрамом или мужем, будь этот путь короткий или длинный!” См. “аль-Истизкар” 27/274.
Имам ан-Науауи сказал: “Итог таков: все, что именуется путем, запрещается женщине выходить в него без мужа или махрама”. См. “Шарх Сахих Муслим” 9/103.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Запрет на путешествие женщины в одиночку связан со временем. И если она преодолеет в одиночку расстояние часа за целый день, то на это тоже распространяется запрет”. См. “Фатхуль-Бари” 2/660.
Каково положение выхода женщины в путь без махрама?
Женщина не имеет права выходить в путь без махрама, и некоторые имамы говорили, что в этом вопросе есть единогласное мнение (аль-иджма’). Къады ‘Ийяд сказал: “Ученые сошлись на том, что женщина не должна выходить в путь, не считая Хаджа и ‘Умры, а также слабости в стране неверных. Ученые сошлись на том, что женщина может делать хиджру в исламскую страну даже если с ней не будет махрама!” См. “аль-Фатх ар-раббани” 170.
Хафиз Ибн Хаджар передал, что имам аль-Багъауи сказал: “Нет разногласий в том, что женщина не должна выходить в путь, который не является обязательным кроме как с мужем или махрамами. Исключением является неверная, которая приняла Ислам в стране неверных или пленница, которая освободилась”. После его слов Ибн Хаджар сказал: “Другие добавляли к этому: «Или женщина, которая отбилась от спутников, которую нашел достойный мужчина. Дозволено ему сопроводить ее пока она не догонит спутников»”. См. “Фатхуль-Бари” 4/76.
Однако на самом деле в этом вопросе есть небольшие разногласия.
Например, большинство ученых, среди которых Абу Ханифа, Ахмад, аш-Шафи’и, считали, что женщине запрещено выходить в любой путь без махрама, даже если это дозволенный путь, как добровольный Хадж и т.п. См. «аль-Маджму’» 8/341, “Фатхуль-Бари” 4/75, “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/465.
В качестве довода они опирались на множество хадисов, в которых запрещается выходить женщине в путь без махрама, часть которых приводилась выше.
Шейх Бакр Абу Зайд говорил: “Запрещено женщине отправляться в путь без махрама, и хадисы относительно этого передаются множеством путей (мутауатир)”. См. “аль-Харраса” 85.
Что же касается совершения обязательного Хаджа без махрама, то ученые разошлись в этом вопросе. Группа ученых считала, что женщина может, (а некоторые даже сказали, что обязана) совершать Хадж, даже если с ней не будет махрама. И среди дозволявших это, были и сторонники первого мнения. Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Передается от ‘Ата, Са’ид ибн Джубайра, Ибн Сирина, аль-Ауза’и, Малика и аш-Шафи’и, что махрам не является условием для совершения Хаджа женщиной, и подобное передают от ‘Аиши”. См. “аль-Муфхим” 3/449.
Имам Ибн Батталь говорил: “Имам Малик, аль-Ауза’и и аш-Шафи’и говорили, что женщина совершает обязательный Хадж с группой надежных женщин, даже если с ней нет махрама! И это дозволяли большинство ученых. И сообщается, что с Ибн ‘Умаром совершали Хадж женщины его соседки”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 4/532.
Имам ан-Науауи говорил: “Женщина может поехать в (обязательный) Хадж без махрама, если не опасается за себя, и это наш (шафиитский) мазхаб!” См. “Шарх Сахих Муслим” 9/98.
Хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Те ученые, которые не делали махрама условием (для Хаджа) говорили: «Условием является безопасность для женщины и находится в группе надежных мужчин или женщин!»” См. “аль-И’лям” 6/82.
Однако другие ученые считали, что женщины могут совершить и добровольный Хадж без махрама, если они в группе надежных мужчин и женщин, и в качестве довода они опирались на следующие сообщения:
От ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа сообщается, что «‘Умар ибн аль-Хаттаб разрешил женам пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершить Хадж, послав с ними ‘Усмана ибн ‘Аффана и ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа». аль-Бухари 1860.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “И в этом довод на дозволенность путешествия женщины с достойными доверия женщинами, если путь безопасный. И на это указывает согласие ‘Умара, ‘Усмана, ‘Абдур-Рахмана и жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), и никто из сахабов это не порицал!” См. “Фатхуль-Бари” 4/91.
Также подобное было не один раз, поскольку имам Ибн Са’д приводил с достоверным иснадом, что «Абу Исхакъ ас-Саби’и рассказывал, что видел, как жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершали Хадж и во времена аль-Мугъиры ибн Шу’бы». См. “Фатхуль-Бари” 4/87.
Эти сообщения указывают на то, что нет запрета для женщины, совершить добровольный Хадж без махрама, как это говорил имам аль-Байхакъи.
Однако все же правильным мнением является то, что женщине не следует совершать ни обязательный, ни добровольный Хадж без махрама, поскольку махрам является условием для выполнения Хаджа женщиной. И это мнение основано на хадисе, который передается от Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не совершает женщина Хадж, кроме как с махрамом!» аль-Баззар 2/187, ад-Даракъутни 2/222, ат-Табарани 11638. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Аууана, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 4/88, “ад-Дирая” 2/14, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3065.
О тех, кто выдвигал различные условия для Хаджа женщины помимо наличия махрама, имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Они оставили мнение, основанное на внешнем смысле хадиса, и каждый из них выдвинул условие, на которое у них нет довода!” См. “аль-Мугъни” 5/31.
Но если женщина все же совершила Хадж без махрама, то по мнению большинства ученых, несмотря на ее грех, ее Хадж действительный! И это же мнение выбрал шейх Ибн ‘Усаймин, несмотря на то, что женщина совершила ослушание. См. “Фатауа аль-харам аль-макки” 3/49.
И последнее мнение состоит в том, что женщина может выйти без махрама в любой дозволенный путь, будь это Хадж, посещение родных, торговля, требование знание и т.п., если путь безопасный.
Этого мнения придерживались некоторые ханафиты, маликиты и ханбалиты. И это мнение захиритов, что выбрал имам Ибн Хазм. См. “аль-Мухалля” 7/47.
Имам Ибн Муфлих говорил: “Любая женщина может совершать Хадж, если есть безопасность, даже без махрама. И это касается любого путешествия дозволенного и не обязательного, как посещение (зияра) и торговля”. См. «аль-Фуру’» 3/177.
Что касается шейхуль-Ислама Ибн Таймии, то у него по этому вопросу было два мнения. Первое мнение было подобно словам его ученика – Ибн Муфлиха, а второе мнение состоит в том, что путь женщины без махрама запрещен. См. “аль-Ихтиярат аль-фикъхия” 171, “аль-Инсаф” 8/79, “Шарх аль-‘Умда” 2/177.
Сторонники этого мнения связали запрет на путь без махрама именно с опасностью, и дозволяли это при отсутствии опасности, даже если с женщиной не будет махрама. При этом некоторые из них использовали известный хадис, который передал ‘Ади Ибн Хатим: “Однажды, когда мы сидели с пророком (мир ему и благословение Аллаха), пришел один человек и стал жаловаться на бедность, затем пришел другой, и стал жаловаться на грабеж. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О ‘Ади, ты видел Хиру?» Я сказал: “Я не видел ее, но слышал о ней”. Он сказал: «Если ты проживешь долго, то увидишь, как женщина в паланкине будет ехать из Хиры и совершать обход вокруг Каабы, не боясь никого, кроме Аллаха!»” аль-Бухари 3595.
На этот хадис опирался также и шафиитский имам аш-Ширази в «аль-Мухаззаб». И сторонники этого мнения сказали, что в данном хадисе указание на то, что запрет на путь женщины без сопровождения связан с опасностью, и если ее нет, то нет и запрета.
Однако запрещавшие ответили на этот аргумент тем, что в данном хадисе речь идет о сообщении того, что произойдет, и в нем нет указания на дозволенность этого.
Но те сказали, что данные слова пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул в похвальном контексте, когда речь шла о величии Ислама, что можно отнести к дозволенности этого поступка.
Также эти ученые в своем опирались на ‘Аишу. Имам аз-Зухри передал, что когда при ‘Аише упомянули о том, что женщина не выходит в путь, кроме как с махрамом, она сказала: “Не у каждой женщины есть махрам”. Ибн Аби Шайба 8/640.
Имам Бадруддин аль-‘Айни говорил: “От ‘Аиши передается, что она выходила в путь без махрама, и на это опиралась группа ученых, дозволив женщине выходить в путь без махрама”. См. «‘Умдатуль-къари» 7/128.
И это мнение также выбрал шейх ‘Али Фаркус.
На самом же деле доводы большинства сильнее, а это множество хадисов с одним смыслом: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!» аль-Бухари 1862, Муслим 1341.
Что касается этих хадисов, то в них причина запрета ясна – это отсутствие махрама, а не отсутствие безопасности в пути! А что касается мнения ‘Аиши или поступков жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это также не может быть доводом против этих хадисов по нескольким причинам:
Имам ас-Сан’ани сказал: “Некоторые дозволяли путь женщины без махрама, опираясь на поступки сподвижников, однако в этом нет довода, так как это не является единогласным мнением!” См. “Субулю-Ссалям” 4/174.
Имам аль-Кармани говорил: “Если ты скажешь: «‘Усман и ‘Абудр-Рахман не были махрамами для жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как же им было позволено выходить в путь? Тем более в хадисе сказано: «Не выходит женщина в путь, кроме как с мужем или махрамом!» То я скажу: «Надежные женщины заменяют махрама, или же мужчины все были на положении махрамов для жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как они являются матерями правоверных!»” См. “Шарх аль-Бухари” 2/327.
Таким образом, в этих аргументациях есть много вероятностей, что ослабляет силу довода в них, тогда как такие прямые тексты, как хадис: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!», являются ясными и однозначными в данном вопросе.
Может ли женщина лететь на самолете без махрама?
Женщина не может выходить в путь, какой бы короткий он ни был без махрама, как об этом упоминалось ранее. Имам ан-Науауи сказал: “Итог таков: все, что именуется путем, запрещается женщине выходить в него без мужа или махрама”. См. “Шарх Сахих Муслим” 9/103.
И шейх аль-Альбани, шейх Ибн ‘Усаймин и ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом множество раз запрещали выходить женщине в путь, даже если она будет на самолете короткое время. См. “Фатауа аль-Ляджна” № 9355, 9950.
Что же касается вынужденности отправиться женщине в путь без махрама, то при необходимости это дозволенно. Спросили шейха Ибн Джибрина: «Каково положение пути женщины одной на самолете при необходимости? Учитывая, что махрам отправится с ней в аэропорт и махрам встретит ее в другом конце?» Он ответил: “Нет в этом проблем при затруднении с махрамом как муж, отец. Если женщина должна уехать, а махрам не может ее сопровождать, то нет запрета на это. Но при условии, что ее махрам поедет с ней в аэропорт и не оставит ее пока она не пройдет на самолет, и удостоверившись в то, что махрам на другом конце будет ждать ее в аэропорту. И чтобы при этом у женщины не было запретного уединения, и чтобы она отстранялась от всего запретного при поездке”. См. “Фатауа Ибн Джибрин” 7/97.
Также наши братья спрашивали года 3 назад в Египте шейха Хасана ибн ‘Абдуль-Уаххаба аль-Банну про то, что у них нет возможности ездить с женами на родину и возвращаться с ними, так как это дорого и не хватает денег на билет. Шейх ответил, что эта трудность студентов является оправданием.
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Нет сомнения в том, что позволение женщинам совместное их пребывания с посторонними мужчинами – основа всякой беды и зла! Это из числа главных причин общего наказания, и становится причиной нечестия общества и отдельных людей! И совместное пребывание мужчин и женщин, является причиной скверны и прелюбодеяния!” См. “ат-Турукъ аль-хукмия” 407.
Mожно ли путешествовать женщине для требования знания и жить потом без махрама в другом городе или государстве?
Пришло в Фатве по этому поводу на сайте: http://www.saaid.net/Doat/asmari/fatwa/1.htm
От шейха Солиха ибн Мухамада аль-Асмари, и вот частично что там пришло:
«У путешествия женщины без махрама три состояния:
Первое состояние: Это когда женщина делает переселение из страны или города где она не может выстаивать свою религию. То в этом путешествии не стоит условием махрам, по единогласному мнению учёных.
Говорит ибн Муляккын:
«А что касается путешествия хиджры из страны войны (неверия) в страны Ислама, то согласились учёные что это ваджиб, даже если не будет с женщиной никого из махрама». Аль-Иълям бифаваид Уъмдатуль Ахкам 6\79.
Такие же слова приходят от имама аль-Куртуби:
«Единогласны ученые в том, то что ваджиб на женщине путешествовать без махрама если боится она за свою религию или душу. И это также насчёт делат хиджру из страны неверия»
аль-Муфхим лима ашкаля мин тальхыс Китаб Муслим 3\450.
И в другом месте от имама аль-Куртуби:
«Потому что выстаивать религию ваджиб, и хиджра из необходимых обязанностей. И если ваджиб не возможно выстаивать кроме как сделав какую то вещь, то это вещь становится ваджибом» Мутолиб Ули Нуха 3\433.
Второе состояние: Это когда женщина отправляется в Хадж, когда он ей ваджиб.
И в этом положение два известных мнения у учёных:
Первое мнение: Что махрам для женщины ваджиб.
И это мнение Ибрахима Нахаи, Хасан аль-Басри, Абу Ханифы и его учеников, также это мнение Ахмад ибн Ханбала, Исхака ибн Рахавейхи и Абу Саура.
Второе мнение: Что махрам – не условие для хаджа.
И это мнение Аъто, Саида ибн Джубейра, ибн Сирина, Авзаи, Малика и Шафии.
И эти ученые сделали условием, или из этих учёных, чтобы с ней были сопровождающие из женщин, или дорога была безопасной и т.д.
И указывает на разрешённость такого хаджа то, что Умар разрешил жёнам Посланника Аллаха путешествовать в последнем их хадже, который они делали одни, и приставил к ним Усмана ибн Аффана и Абдур-Рахмана ибн Ауфа которые их соправождали, как это приходит у Бухари № 1860.
Третье состояние: И это путешествие, которое не ваджиб, наподобие умры или навещение родственников.
И оно состоит из двух вещей, и если путешествие короткое будет, то Абу Ханифа говорит нет проблем без махрама путешествовать, только разногласие состоит в том, какое путешествие считается у него коротким.
Второе если путешествие будет длинным, то у учёных здесь два мнения:
Первое: Можно путешествовать если дорога безопасная как говорилось уже, и это сторона у Шафиитов и передавалось от имама Малика. И имам Навави передал достоверную сторону в мазхабе Шафии что запрет.
Говорит ибн Мулляккын: «И если это будет хаджем (нафилем) или умрой, или сафар навещения, или торговля, или любое путешествие не обязательное, то сказало большинство учёных что нельзя, а некоторые сказали можно, если она будет путешествовать с женщинами заслуживающими доверия. И в мазхабе Малика три слова если нет опекуна». Аль-Иълям 6\81.
Второе: Нельзя путешествовать без махрама, и это мнение большинства учёных.
Даже некоторые привели согласование на это.
Говорит ибн Муляккын от Коды Иъяда: «И согласились учёные на том, что нельзя путешествовать женщине без махрама кроме как в хадж или умру, и также делая хиджру из страны неверия». Аль-Иълям 6\82.
И такое же привёл имам Навави в «Шарх Муслима» 9\148 от Ияда.
А шейх аль-Ислям ибну Теймия склонился к первому слову, как передал от него ибн Муфлих:
«И от нашего шейха пришло то, что женщина делает хадж если безопасно без махрама. И говорит он то, что это имеется ввиду в каждом путешествии поклонения (ваджиб если или мустахаб)» аль-Фуруъ 3\236.
И на подобный вопрос отвечает шейх Ибн Джибрин Фатва под № 9109 говоря:
«Запрещено путешествовать женщине (без махрама) протяженностью путешествия сутки, а если путешествие будет меньше суток, и независимо будет ли это путешествие в самолете или в поезде, или в машине то не заходит это в запрет. (По смыслу хадиса: «Не разрешено женщине верующей в Аллаха и Судный день, путешествовать протяженностью сутки кроме как с ней махрам». Бухари № 1088, хотя в этом вопросе есть разногласие. Абу Ханифа считал три дня другие по другому и это возвращается к иджтихаду).
И путешествие на которое пришёл запрет – это путешествие женщиной на верблюде или наподобие верблюда, на котором она будет путешествовать далеко по пустыни оставаясь в своём путешествие несколько дней, и то что в этом путешествии могут на неё напасть разбойники или грабители или разного рода нечестивцы…
А что касается путешествия на машине вместе с женщинами, заслуживающими доверия протяженностью в пять или десять часов в то время как дорога заполнена путешествующими и нет там уединения.
А когда уже достигнет города в котором работает (учится) и обоснуется в подходящем доме, вместе с придерживающими религии подругами, то нет в этом опасности для их безопасности от развращающих в основном.
И не считается такое путешествие запрещённым».
Фатва ибн Джибрина № 9109
Так же пришел ответ в теме «Путешествие женщины для требования знаний» от шейха Сами ибн Абдуль-Азиз аль-Мааджид преподаватель в университете имени имама Мухаммада ибн Сауъда в Саудие:
«Нельзя путешествовать женщине путешествия касра (т.е. когда можно укорачивать уже молитву) кроме как если с ней махрам, по хадису ибн Аббаса который сказал: «Я слышал то что Посланник Аллаха сказал, и он был делающим в это время хутбу: «Пусть никогда мужчина не остается наедине с женщиной, если только рядом с ней махрам, и пусть ни путешествует женщина, кроме как с ней должен быть махрам». И встал один из мужчин и сказал: «У меня жена вышла на хадж, а я нахожусь в военном походе таком то и таком то»? Сказал тогда Посланник Аллаха: «Иди и сделай вместе со своей женой хадж». Бухари № 3006, Муслим № 1341.
И условием стоит быть махраму с женщиной во время путешествия, а если женщина уже приехала в какой-то город (или страну) то ей жить вместе с женщинами, заслуживающими доверия, находясь в безопасности живя с ними…
А что касается того, если женщина не найдёт махрама, который смог бы с ней путешествовать, или она находит такого, но у того нет возможности для путешествия. Вместе с тем, она очень нуждается в требовании арабского языка (знания) и невозможно приобрести его кроме как в этом отдаленном городе, то думаю нет тогда проблем для путешествия ей без махрама, с условием что с ней будут путешествовать заслуживающие доверия женщины. И чтобы период путешествия, не достигал суток, как это в основном происходит в самолете.
И взяться за это слово женщине, которая живёт в стране неверия и путешествовать без махрама (для требования знаний), особенно если это происходит в самолете, не хуже чем оставаться в обществе которое смешано, и в котором открыто делаются пороки и всякого рода нечестия.
И та женщина, которая может оставаться целомудренной от всякого рода нечестий и пороков в этом джахилистксо-неверном обществе без махрама, более способна остаться целомудренной, защищая свою честь и благородства в небе определённые часы в обществе людей который сопровождают её»