Мальчик а что это вы тут делаете а
Фраза «А чой-то вы тут делаете?» выбита на могиле мальчика с сачком
Фамилия Вячеслав Царев вряд ли кому-то что-то скажет – в отличие от его героя из комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», произнесшим сакраментальную фразу: «А чой-то вы тут делаете, а?» Кажется, что он и сам не знал, что делает – как в кино, так и в жизни.
В истории кино он остался как мальчик с сачком
За его плечами лишь пять картин, в последней из которых он снялся в 18 лет. После школы три года отслужил на флоте, затем женился. Правда, в статусе женатого мужчины пробыл всего пять лет. Бывшая жена после развода перекрыла его общение с сыном – больше Царев его не видел.
Ему повезло сняться у самого Андрея Тарковского
Он переходил с одного места работы на другое.
Ему повезло сняться у самого Андрея Тарковского
По фразе можно догадаться, кто покоится в этой могиле
28 июня 2006 года Вячеслав Царев скончался в районной больнице – организм не справился со вторым инсультом. Похоронен на Перепеченском кладбище. О его смерти не написали в газетах. На похоронах было всего несколько человек – соседка да жена с племянницей. Да что говорить, даже врачи не признали в изможденном старике того самого мальчика с сачком.
Слава с Любой планировали наконец-то расписаться в 25-ю годовщину их знакомства. Но вместо загса – морг. На кладбище женщина сказала: «Скоро встретимся на небесах». Эти слова оказались пророческими. Люба умерла спустя два месяца – тоже от инсульта. Но похоронена на Домодедовском кладбище – родственники настояли, чтобы она нашла свой последний приют подальше от мужа.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Судьба «мальчика с сачком». От роли «А чё это вы тут делаете?» до грузчика
Актер Вячеслав Царев прославился маленькой ролью в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», снялся у Климова и Тарковского, а после подался в грузчики, в разнорабочие, начал выпивать.
9 октября 1964 года состоялась премьера фильма Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Это был дебют. Режиссер волновался. И не зря. В гробовой тишине члены худсовета посмотрели картину и так же молча вышли. Фильм отложили. А спустя какое-то время показали Хрущеву, и он от души повеселился: смешно ведь, пускайте в прокат.
Через пять дней после премьеры Пленум ЦК КПСС постановил снять Хрущева с должности. Но это уже совсем другая история.
О том, как снимался фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», об Элеме Климове и о себе, рассказывал Вячеслав Царев — исполнитель роли мальчика с сачком, запомнившийся одной-единственной, вроде бы простой, но такой колоритной фразой: «А чой-то вы тут делаете, а. »
В 60-е годы он снялся в пяти фильмах, в том числе, у Климова, Тарковского и Шепитько. Судьба предоставила ему шикарный шанс выбиться «из грязи в князи», а потом опустила на самое дно. И теперь впору о нем самом снимать кино — как жить не надо.
Один как идиотик.
Славе было лет 12, когда выпускник ВГИКа Элем Климов начал снимать дипломную работу «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Слава учился в школе, был пионером, жил в деревушке Троице-Голенищеве недалеко от «Мосфильма» и после уроков катался с ребятами «зайцем» на троллейбусе.
Строгий голос: «Ваши билетики?!» испугал пацанов насмерть. Но уже через минуту «контролер» вышел из роли и, обращаясь к Славику, спросил по-доброму: «Хочешь в кино сниматься?» Как это, мальчик представлял себе плохо.
— Мама у меня на ТЭЦ вахтером работала, папа тоже простолюдин, — рассказывал Царев. — Говорю же — я из крестьян, господи Боже мой!
Вслед за Славой на свет появилась сестренка. Достатка в семье не было.
— Ну, отбор я прошел. Песню спел (гимн пионеров «Взвейтесь кострами!»), станцевал, стихотворение «Стрекоза и Муравей» рассказал. В школе учился так себе. Но все сделал, что просили. А как же!
— Хулиганили небось в школе?
— А что это сразу «хулиганил»? До сих пор не пресекался, ни привлекался.
Климов предъявлял жесткие требования к претендентам на роли и не сразу рассмотрел маленького Славу.
— На пробы съехались триста детей. Элитные, наряженные. У многих родители — важные шишки. Я один — как идиотик. Помню, пришел домой: «Мам, меня там на съемки пригласили. Дядя один. Климов». Она переполошилась: «Славочка, зачем? куда?». В чем была дома, поехала со мной на «Мосфильм». Ну что там говорить, жили мы в деревне, а значит, бедно.
Он так и не узнал, сколько получил за фильм, сделавший его в 1964 году известным. Гонорар получали родители.
— Я же 13-й номер был, тьфу, господи. Был задействован на протяжении всей картины. Снимали в пионерлагере «Орленок». Я потом даже от школы отстал.
Климов — папа в искусстве
Когда картина, преодолев бюрократические препятствия и освободившись от ярлыков «антисоветской» и «антихрущевской», все же вышла на экраны, Славу Царева стали узнавать на улице. И даже в 50 лет останавливали: мы на ваших фильмах выросли.
— Добрая картина, мне нравится. А смысл там какой? Понимаете? «Дети, вы хозяева лагеря!». Какого такого лагеря? Социалистического, коммунистического. Тогда-то мы многого не знали, не понимали. Климов гением был. Я его называл папой в искусстве. А он говорил: «Я тебя породил, я и убью». А мне озвучивать страшно не хотелось. Ну, какому ребенку понравится, что его бьют?
— Неужто по-настоящему били?
— А как же! Я ведь должен был кричать, а просто так не получалось. Климов вообще строгий был. Подзатыльники давал.
Судьба была благосклонна к Цареву. Сказав: «Из тебя будет толк», она дала ему второй шанс и отправила к Тарковскому в картину «Андрей Рублев». Славе надо было только прислушаться к ней.
— Тарковский ведь тоже великий режиссер. Я Андрейку играл, друга Бориски (в этой роли снимался Николай Бурляев. — Авт.). Ой, ну у Андрея Арсеньевича все сложнее было. Мы тогда пол-страны объехали: Кижи, Владимир, Суздаль, где на один кв. км чуть не 37 церквей. А фильм-то вообще жестокий. Столько крови! Татаро-монголы. Зарезанные лошади.
— Как Тарковский относился к актерам?
— Очень прекрасно, очень прекрасно! Но в то же время и требовательным был. Ко мне — понежнее, все-таки я и ростом поменьше, и помоложе. А там ведь были и такие, как, допустим, Солженицын.
— Анатолий Солоницын?
— Тьфу, ты, господи, Солоницын, конечно. С ребятишками режиссер был поласковее. А спуску все равно не давал. Если что не так, ругал: я на тебя пленку трачу, свет, грим. А ну, возьми себя в руки! Психолог был отличный. Когда расстались, я попал к Юсупову, в фильм «Ташкент — город хлебный».
На самом деле, эту картину снял узбекский режиссер Шухрат Аббасов. Царев, вероятно, напутал, подзабыл. Он и про климовский фильм говорил, что должен был там кричать. Но зачем, если в роли всего две фразы: «А чой-то вы тут делаете, а?» и после того, как его прогоняют: «Ладно, ладно». Напротив, в «Рублеве» Андрейку секут, и, вполне вероятно, Тарковский требовал натурального ора.
Было ощущение, что Царев не хотел ничего помнить. Отслужив три года на флоте, он завязал с кино. Раз и навсегда.
Кошки и куклы
Исколесив вдоль и поперек Бутово, мы с фотографом, наконец, нашли дом Царева. Ехали без приглашения. Телефона у артиста не было.
Узнать мальчика с сачком оказалось несложно. Тот же взгляд, улыбка. Разве что не спросил: «А чой-то вы тут делаете, а?»
Впрочем, нет. Взгляд был невыносимо уставшего от жизни человека. Грустная улыбка выдавала лютую ненависть к стоматологии.
Небольшого роста. Помятое, в морщинах лицо. Старый рваный свитер, ставший белесым от кошачьей шерсти. Подвернутые джинсы — будто взяты напрокат. Ботинки откуда-то с антресолей, одни для дома и улицы. Встретишь такого в городе — по инерции шарахнешься.
Вячеслав Царев в фильме Андрей Рублёв» (1966-1969)
Обстановка в квартире — безмолвное, но яркое дополнение образа хозяина.
— Живу я просто, даже убого. Кушать нечего. Зато выпить много, — будто оправдывался он.
Огромный шкаф, сервант, стол, пара стульев и три кровати (одна на кирпичах) — вот и весь интерьер однокомнатной малогабаритки, в которой обитали Царев, жена Люда, старая кошка-мать и два ее жирных сына. Похоже, животные только и помогали ему оставаться человеком. Их надо кормить, выгуливать — огромная ответственность. Проявить заботу и любовь к детям Цареву не пришлось.
— Первая жена метрдотелем в ресторане работала. Но, видимо, не устраивал ее бывший артист — нашла кого получше. А меня армейские друзья познакомили с Людой. Мы уже полжизни вместе. Она на стройке диспетчером трудилась, там и квартиру эту получила. Но сейчас на инвалидности. Люда у меня мануфистка — знаете, что такое? Она маленьких кукол собирает, а я ей помогаю! В коллекции ни одной одинаковой! Вон, смотри, мышонок спит в ягодке.
Показывая игрушки, Царев вмиг преобразился! Глаза загорелись! Смех, улыбка — ну, точно как в детстве. А начинал говорить о жизни — и опять скисал.
Отдав долг Родине, сразу устроился грузчиком. Режиссерам, если предлагали роли, отказывал. Но отчего? Почему выбрал не самое лучшее место под солнцем? В его жизни ровным счетом ничего не понятно.
Лучшей жизни не будет
— Ну, не хотел я больше сниматься. Не хо-тел!
— Что делать планировали?
— Ну не воровать же. Это я сейчас временно не работаю.
— Жаль, конечно. Хорошо ведь начали!
— Хорошо начал, да плохо кончаю.
— Может, простите, сглупили, не подумали, что стоит продолжить? Некому было подсказать?
— А вот это — может быть! Да! Наверное, по глупости. Просто вбил себе дурь в голову. Думал: зачем мне это?
— Грузчиком лучше?
— Так ведь тяжелая работа.
— А там — умственная. Тут на руки давят, там на мозги.
Царев рассказывал, что каждый раз его в работе что-то не устраивало — оттого и увольнялся, переходя на другую. По правде: часто — выгоняли. В том числе, за пьянку.
— Мы ведь вас еле нашли. Поговаривали, вы спились, умерли.
— Да что вы?! Неужели такое говорили? Нет, как видите — жив, здоров.
— Разве что выпить любите?
— А кто не любит. И почему не выпить, если есть?
Царев был не пьян и оттого, наверное, малоразговорчив и сентиментален. Сидел грустный.
— А сейчас смогли бы сыграть, если б пригласили?
— Я уж и камеры, наверное, испугаюсь. Давно не зовут. Да и типаж не тот. Если только найдется роль для меня, загримируют под Бабу-Ягу. Но нет. Негож я: старый, без зубов.
Родители Царева, поначалу недоверчиво относившиеся к тому, что сын снимается, потом гордились им. Но их уже много лет нет в живых. Не осталось друзей из мира кино. Армейские — кто пьет, кто колется. Да и из родных — только супруга и сестра. Потому, наверное, на вопрос: «Как же вы живете без телефона?» — артист вздохнул: «А кому звонить?» И в словах его была такая неподдельная тоска! Такое одиночество!
В тот момент он уже два года сидел без работы. Изредка кто-то доверял что-нибудь разгрузить, давал денежку или продуктов. А так. Жил Царев затворником. Ничего не хотел. Ни на что не надеялся.
— О чем мечтать? Лучшей жизни, наверное, уже не будет.
При этом он не жаловался, как многие, оставшиеся не у дел. Не озлобился, не проклинал власть. И несмотря на все передряги, сумел остаться человеком. Искренним, наивным и добрым.
28 июня 2006 года Вячеслав Царев ушел из жизни. Ему было всего 55. Или 54. Дата смерти известна, а дня и месяца рождения в справочниках нет. Такая судьба.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«А что это вы тут делаете?»: как Элем Климов Хрущёва похоронил
В пятницу, 13 ноября, на телеканале «Мир» можно посмотреть комедию Элема Климова «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён».
Вот несколько фактов из истории съёмок картины.
1.Элем Климов никогда в жизни не отдыхал в пионерском лагере.
2.Фильм – дипломная работа студента ВГИКа. Сценаристы Семён Лунгин и Илья Нусинов предложили ему снять историю о пионерском лете. Ректор ВГИКа не хотел отпускать студента на съёмки «вредной картины» и писал жалобы даже в ЦК КПСС, но ответа не получил.
3.Климов, понимая, что картину в любой момент могут запретить, снимал в ускоренном темпе. Каждые три дня он интересовался у директора картины, сколько потрачено денег на съёмки: «Надо больше тратить, тогда нас не закроют». В итоге фильм сняли всего за 5 месяцев.
4.Роль Дынина Климов предложил Евгению Евстигнееву, которого увидел в спектакле театра «Современник». Киноначальство советовало Михаила Пуговкина, но режиссёр посчитал, что герой получится слишком простым. В итоге Климов заявил: «Тогда снимайте сами!» — и хлопнул дверью. Начальство было обескуражено нахальством студента, Климова вернули и согласились на его условия.
5.Витя Косых (Костя Иночкин) учился в школе по соседству с «Мосфильмом». Когда в его класс пришла женщина с киностудии и спросила, кто умеет плавать, мальчик сообразил: есть шанс прогулять уроки. Потому руку поднял, хотя не умел держаться на воде.
6. Витю утвердили на роль Марата, друга Иночкина. Но, узнав, что придётся прыгать в крапиву, мальчик решил сделать всё, чтобы получить главную роль. Своего добился, но… Для съёмок финальной сцены полёта, например, Витю и Славу Царёва (мальчик с удочкой) поднимали на тонких тросах в воздух, для страховки пропустив под мышками проволоку. Было больно, мальчики даже плакали. А самой сложной оказалась сцена, когда голодному Иночкину приносят кастрюлю рассольника, и он с жадностью набрасывается на еду. Сняли сцену с 27 дубля. Витя возненавидел рассольник на всю жизнь.
7.Фильм несколько раз пытались закрыть и запретили после первого просмотра. Климов думал, что это из-за «кукурузы – царицы полей», но всё оказалось хуже. В сцене «Похороны бабушки» толпа несёт её большой портрет. Киночиновники решили, что это портрет Хрущёва. Спас Сергей Герасимов, который настоял, чтобы фильм показали самому генсеку. Хрущёв сказал: «Смешная картина, пусть крутят».
8. Премьера в кинотеатрах состоялась 9 октября 1964 года, а 14 октября Хрущёва сняли с должности. Фильм в итоге демонстрировали только на утренних сеансах.
Новое в блогах
А чё это вы тут делаете?!
Если сейчас назовут имя актера Вячеслава Царева, то большинство только пожмет плечами. Однако, каждый вспомнит лопоухого и несуразного мальчика с сачком, стоит произнести: «А чё это вы здесь делаете, а?». А это он и есть-Вячеслав Царев. Эта роль в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» сделала Вячеслава знаменитым.
Только вот эта роль и осталась для него самой яркой. Слава Царев родился в 1951 году в подмосковной деревне Троице-Голенищево. В то время она располагалась рядом с киностудией «Мосфильм». Родители мальчика были обычными рабочими. Сам маленький Слава был довольно хулиганистым пацаном.
Ему было лет 12, когда выпускник ВГИКа Элем Климов начал снимать дипломную работу «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Однажды вместе с товарищем Царёв катался на троллейбусе. И в этом же троллейбусе ехал Климов. Он как раз искал мальчишек на роли в новом фильме. И Слава ему сразу глянулся.
Строгий голос: «Ваши билетики?!» испугал пацанов насмерть. Но уже через минуту «контролер» вышел из роли и, обращаясь к Славику, спросил по-доброму: «Хочешь в кино сниматься?». Так Царев и попал в знаменитый фильм.
И эта небольшая безымянная роль мальчика с сачком с коронной фразой “А чёй-то вы тут делаете, а?” стала вишенкой на торте для этой замечательной комедии.
Вячеслав Царёв вспоминал, что детство было самой яркой и интересной порой его жизни. Съёмки «Добро пожаловать…» проходили в окрестностях Туапсе. Дети наслаждались морем и солнцем, играми и весёлыми забавами.
Он так и не узнал, сколько получил за фильм, сделавший его в 1964 году известным. Гонорар получали родители. После выхода картины на экраны, Царёва узнает вся страна. За свои школьные годы Слава снимется ещё в ряде известных картин.
Спустя пару лет Вячеслав сыграл подмастерье Андрейку в драме Тарковского «Андрей Рублёв». Царёв вспоминал, что известный режиссёр был строг и требователен, но при этом очень по-доброму относился к юному актёру.
В конце шестидесятых о Славе вспомнила супруга Климова, режиссёр Лариса Шепитько, которая дала юноше заметную роль в новогоднем фильме-сказке «В тринадцатом часу ночи».
В фильме были задействованы многие именитые актеры: Зиновий Гердт, Анатолий Папанов, Георгий Вицин, Спартак Мишулин и др. Но фильм вышел слабым. Он даже не сразу вышел на телеэкраны, зрители увидели его лишь спустя несколько лет. Ну а для Славы Царева этот фильм стал последним в его короткой кинокарьере.
Сразу по окончании школы, Вячеслав, как и большинство молодых ребят того времени, был призван на воинскую службу. Он попал на флот, где прослужил 3 года.
Первый раз Вячеслав Царёв женился сразу после армии. В семье появился сын, но через пять лет брак распался. Учиться он не пошел. Режиссеры о нем уже забыли. Да и сам он не стал никому о себе напоминать. Образования по другим специальностям так и не получил.
Работал в основном на неквалифицированных работах: грузчиком, подсобным рабочим, продавцом мороженого. Те люди, которые его знали, вспоминали, что Царёв был очень добрым человеком широкой души. Он поддерживал попавших в беду людей, помогал бездомным животным. Женился во втрой раз. Жил с семьей в Бутово. Выпивал.
Из последнего интервью:
«Первая жена метрдотелем в ресторане работала. Но, видимо, не устраивал ее бывший артист — нашла кого получше. А меня армейские друзья познакомили с Людой. Мы уже полжизни вместе. Она на стройке диспетчером трудилась, там и квартиру эту получила. Но сейчас на инвалидности. Люда у меня мануфистка — знаете, что такое? Она маленьких кукол собирает, а я ей помогаю! В коллекции ни одной одинаковой! Вон, смотри, мышонок спит в ягодке.
Показывая игрушки, Царев вмиг преобразился! Глаза загорелись! Смех, улыбка — ну, точно как в детстве. А начинал говорить о жизни — и опять скисал.»
» А сейчас смогли бы сыграть, если б пригласили?
— Я уж и камеры, наверное, испугаюсь. Давно не зовут. Да и типаж не тот. Если только найдется роль для меня, загримируют под Бабу-Ягу. Но нет. Негож я. «
«. «Как же вы живете без телефона?» — артист вздохнул: «А кому звонить?» И в словах его была такая неподдельная тоска! Такое одиночество!»
При этом он не жаловался, как многие, оставшиеся не у дел. Не озлобился, не проклинал власть. И несмотря на все передряги, сумел остаться человеком. Искренним, наивным и добрым.
Царёв перенёс два инсульта, и после второго умер в больнице. Это случилось 28 июня 2006 года. Ему было всего 55 лет. Супруга пережила Вячеслава всего на две недели.
А во время просмотра любимого фильма обаятельный лопоухий мальчишка снова заставляет нас улыбнуться своим неизменным вопросом: «А чё это вы здесь делаете, а?»
Что стало с лопоухим из «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»
Юный актёр
Вячеслав Царёв в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»
Вячеслав Царёв в фильме «В тринадцатом часу ночи»
Не нашёл себя
Молодого человека с запоминающейся внешностью и опытом съёмок в кино был готов принять ВГИК, но Царёв решил пойти в армию и три года прослужил на флоте. Царёв перепробовал множество профессий: работал грузчиком в винном магазине и уборщиком в психиатрической лечебнице, дворником и сторожем, продавцом мороженного. Вскоре после возвращения в Москву он женился на девушке, которая работала метрдотелем в одном из столичных ресторанов и родила от бывшего актёра сына. Через пять лет этот брак распался, зато со своей второй женой, Людой, Вячеслав Валентинович прожил до конца своих дней.
На заре нового тысячелетия журналисты смогли отыскать Царёва, который жил в крохотной квартире в подмосковном Бутово, где не было даже телефона.
— Живу я просто. Убого. Кушать нечего. Выпить — много, — без прикрас рассказал о своей жизни Вячеслав корреспонденту « Комсомольской правды ».
Вячеслав Царёв. Скриншот с YouTube-канала «Жизнь замечательных людей»
В те годы бывший актёр трудился на заводе и утверждал, что такая работа нравится ему больше, чем съёмки в кино, ведь она «давит на руки, а не на мозги». В конечном итоге пристрастие к алкоголю сгубило Вячеслава Валентиновича. 28 июня 2006 года после второго инсульта он скончался на больничной койке. Шесть лет спустя на средства Общества некрополистов на его могиле на Перепечинском кладбище было установлено надгробие с кадром из прославившего Царёва фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и словами «А чой-то вы тут делаете, а?».