Малефисента что это значит
Самая сексуальная фея. История Малефисенты — от мрачных сказок до «Владычицы тьмы»
16 октября в российский прокат вышла голливудская сказка «Малефисента: Владычица тьмы». Уродливая старая ведьма из «Спящей красавицы» уже не пугает детей — она превратилась в сексапильную злую волшебницу. И зрителям это не нравится.
Как появилась Малефисента
Прообразом Малефисенты стала старая фея Карабосс из сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Как и ее прототип, героиня Анджелины Джоли насылает на маленькую принцессу Аврору заклятие: в 16 лет девушке суждено уколоть палец о веретено и умереть. Вот только различий между старой, крючконосой, обиженной на весь мир ведьмой и холеной сексуальной Малефисентой столько, что впору говорить о создании нового персонажа.
Малефисента во французском замке Юссе. Считается, что именно его Перро описал в сказке „Спящая красавица“
Малефисенту в таком виде, в каком мы ее знаем, представили в диснеевском мультфильме «Спящая красавица» 1959 года. Разработку образа злой феи Уолт Дисней поручил аниматору Марку Дэвису. Как отмечала The Telegraph, на ранних набросках она выглядела стандартной ведьмой: старуха с бородавками, длинным кривым носом, одетая в рваную накидку и со странными антеннами на голове. Но постепенно Малефисента становилась все более стильной и утонченной.
«Она — рапсодия в коже и с рогами, с почти вампирской, кроваво-красной улыбкой и высокими скулами, за которые можно умереть. Этот дьявол не носит Prada, но она носит блестящий костюм от кутюр», — рассказывал Дэвис.
Первоначально мультипликатор Марк Дэвис подобрал для волшебницы готический наряд черного цвета с ярко-красными языками пламени. По его мнению, это придавало Малефисенте демонический вид и создавало ощущение угрозы. Однако фоновый художник Эйвинд Эрл счел, что красный будет слишком ярким на фоне всего остального. Поэтому Дэвис заменил его на фиолетовый.
Анджелина Джоли признавалась, что для нее прообразом Малефисенты стала не ведьма из старой сказки, а озвучившая мультяшную волшебницу актриса Элеонор Одли. «У Одли был такой необыкновенный голос. И что-то в Малефисенте казалось таким сильным и элегантным. И ей просто нравилось быть злой», — говорила актриса.
«Элеонор Одли — женщина, которая дала голос Малефисенте в „Спящей красавице“ и злой мачехе в „Золушке“. Она любила наряжаться в костюм, когда не была в студии звукозаписи, и часто разыгрывала эти роли».
Современная Малефисента
Малефисента Джоли — персонаж многогранный. В ней сочетаются добро со злом, а любовь с ненавистью. В отличие от старой ведьмы, ее проклятие по-человечески объяснимо. Изначально она была доброй юной феей. Но, согласитесь, не каждый сможет остаться милашкой, пережив войну, оговор и преследование, предательство возлюбленного и кражу собственных частей тела.
Но все-таки даже после проклятия Авроры — дочери бывшего жениха — фея присматривает за девочкой и привязывается к ней. И именно ее поцелуй, полный любви и сожаления, пробуждает девушку ото сна в первом фильме.
В 2014 году первая часть фильма получила смешанные отзывы: положительные об игре Джоли и отрицательные о сюжете картины. «Диснеевское переосмысление „Спящей красавицы“ лишено истинного очарования, но Анджелина Джоли спасает положение», — писал кинокритик Робби Коллин. В России ленту приняли благосклоннее. Хотя и у нас не обошлось без негатива.
«Логически хромой на обе ноги сценарий фильма не просто противоречит традиционной схеме, по которой Дисней годами штамповал семейные хиты. От него за версту веет радикальным феминизмом на грани мужененавистничества. Присутствие мужчин в жизни главных героинь несет либо разрушительный, либо нейтрально-бесполезный характер», — заявлял обозреватель Кино-Театр.РУ.
Новую, столь долгожданную многими Малефисенту, постигла та же участь. Зрители опять говорят, что сюжет скучноват и слабее, чем у первой части картины. Да и жестокости слишком много — явно не на указанные на афишах 6+. В сюжете заметили даже геноцид.
Хотя и тех, кому картина понравилась, нашлось немало. Поживем — увидим. В российский прокат вторая часть фильма вышла только 16 октября, а значит, все еще успеют сходить в кино, чтобы понять лично для себя, нужна такая сказка или нет.
Малефисента – кто это такая, мифология, что означает имя, где живет, что ест, характер
Вопрос, Малефисента – кто это такая, возник у многих после выхода на экраны одноименного фильма. Мифология и легенды о ней стали одними из самых обсуждаемых. После выхода в свет в 2014 году кинокартины интерес к этому персонажу вырос во стократ. Кинокомпания Дисней выпустила сиквел первой части, что еще больше подогрело интерес к персонажу Дьяволины.
Малефисента – кто это?
Прекрасная и ужасная одновременно, Малефисента – Спящая красавица, вернее, антагонист главной героини одноименного произведения, написанного французом Шарлем Перро (существует вариант, предложенный братьями Гримм). Только ту героиню мы знаем, как уродливую старуху с клюкой, а вот с современной Малефисентой все обстоит иначе.
Что означает имя Малефисента?
Имя этого противоречивого персонажа в ранних переводах звучало как Дьяволина, или Зловредина, а если еще буквальнее, то: «вредоносная», «преступная», «пагубная» «причиняющая зло». Для старых версий фильмов об этой героине такой перевод очень точно отражает сущность Малефисенты, но в новой современной версии авторы и сценаристы смогли раскрыть для нас другую, светлую сторону, поведав интересную историю, над которой не властно время. Малефисента – кто это такая и мифология, связанная с именем этого персонажа, имеет латинские корни и звучит как maleficentia.
Кто родители Малефисенты?
Достоверно так нигде и не сказано, кем же были ее родители, но учитывая, кем является Малефисента, можно предположить, что они существа, подобные ей – эльфы. О родителях в первой части кинокартины упоминалось единожды в диалоге со Стефаном. Тогда юная Малефисента рассказала своему новому другу, что живет с раннего детства одна на болотах, так как ее родители трагически погибли по вине людей.
Как выглядит Малефисента?
Однажды увидев Малефисенту, забыть ее будет сложно, насколько ярко и захватывающе она выглядит. Что же такого запоминающегося в образе колдуньи с болот? Для всех Малефисента – рога невероятной красоты (как символ принадлежности к темным силам), что само по себе звучит немного противоречиво, и крылья, сильные и величественные, а еще желтые глаза, добавляющие Малефисенте мистичности. Еще яркими особенностями являются высокие скулы и заостренные эльфийские уши.
Сегодняшняя Малефисента имеет величественную осанку, она сдержана и степенна. Дополняет образ волшебницы посох с сияющим шаром на конце, который является колдовским атрибутом, и кольцо с камнем. Эти элементы помогают колдунье исчезать, превращать любое живое существо в другое, накладывать чары и заклятия.
Где живет Малефисента?
Из экранизации Малефисента Disney мы узнали, что живет очаровательная колдунья на Топких болотах в окружении добрых и забавных сказочных существ. Эта территория является лакомым куском для короля, чьи земли расположены по соседству, потому что они сказочно богаты драгоценными камнями, металлами и диковинными растениями. Болота, где жила Малефисента, стали причиной вражды между королевствами. Алчный и ненасытный правитель в своем желании обогатиться не брезговал ничем для их завоевания, а владычица темных сил защищала свой дом и верных подданных при помощи колдовства.
Что ест Малефисента?
Зловредина, которую мы встречали и ранее в различных экранизациях, не была замечена за привычными нам приемами пищи, поэтому однозначно ответить на вопрос, к сожалению, нельзя. Если рассуждать логически, то можно прийти к некоторым умозаключениям относительно того, чем питалась Малефисента.
Она эльфийка и вполне вероятно, что основой ее рациона могли быть фрукты, ягоды, различные орехи, нектар, мед, травы и коренья. История умалчивает о гастрономических пристрастиях, но что можно утверждать с уверенностью – колдунья могла долго обходиться без еды и воды, как и другие представители эльфов.
Малефисента – характер
Что касается характерных особенностей Малефисенты, то тут все очень неоднозначно. Изначально образ колдуньи должен был олицетворять абсолютное зло, однако в современной интерпретации создатели «очеловечили» Дьяволину, не только внешне, но и внутренне. Если раньше она была высокомерной в своем могуществе, надменной, эгоистичной и не останавливалась ни перед чем для достижения собственных целей, то современная ведьма приобрела милые, человечные черты, делающие этот персонаж больше положительным, чем негативным.
Сюжет последней экранизации представляет нам Малефисенту сначала ребенком, милым, наивным и доверчивым. Далее уже повзрослевшая колдунья предстает перед нами влюбленной, растерянной, сомневающейся. Ее глаза наполнены болью и страданием вдали от того, кого она полюбила всем сердцем и кто ее однажды предаст.
Малефисента – кто это такая, мифология не может охарактеризовать ее с какой-то одной стороны. Она – любовь и лютая ненависть, жестокость (пусть и оправданная) и благодетель, надменность и заботливость. Малефисента добрая и злая одновременно. В ней переплелись диаметрально противоположные черты, поэтому ее образ так многогранен и привлекателен.
Малефисента – легенда
Это героиня очень трогательной легенды. Многое в современной интерпретации отличается от самого первого образа колдуньи, поэтому мы решили остановиться на последней его версии, которая больше всего запомнилась. История любви и ненависти, преданности и предательства, алчности и великодушия переносит нас на Топкие Болота, где жила маленькая эльфийка Малефисента, которую любили и почитали все сказочные жители. Малефисента –- сказка, которая учит нас очень многому: великодушию, любви, преданности.
Кого любила Малефисента?
Совсем юная эльфийка однажды повстречала на Болотах мальчика по имени Стефан, который пробрался тайком, чтобы украсть что-то стоящее. Обитатели Болот поймали его на воровстве и сообщили о нарушителе Малефисенте. С тех пор их связывала крепкая и искренняя дружба, со временем переросшая в любовь. Они проводили много времени вместе, гуляя по Болотам, делились сокровенным, встречали рассветы и слушали пение птиц. Все было так хорошо, что перестало быть правдой. Однажды Малефисента, владычица Болот, была предана жестоко и подло тем, кому доверилась и кого полюбила.
Кто враг Малефисенты?
Алчность и зависть короля Генри, жившего по соседству, перешли все границы. Его войско многократно пыталось завоевать владения колдуньи, но терпело поражение и убиралось с поля боя ни с чем. Король затаил злость и лютую обиду, взращивая эти чувства, чтобы добиться своего. У него получилось причинить Малефисенте адскую боль, которую она очень долго не могла заглушить и удержаться от мести за ее искалеченную душу. Малефисента – кто это такая, мифология и экранизация показали, что это мистическое существо, оказавшееся человечнее многих людей и пострадавшее из-за этого.
Малефисента – злая фея, что внушил своим подданным король Генри. Он пообещал отдать королевский трон и единственную дочь в жены тому, кто сможет победить колдунью, но кто не пытался это сделать, приходил ни с чем, если удавалось унести ноги. Единственный, у кого был шанс приблизиться к королеве Болот, был Стефан.
Как Малефисента лишилась крыльев?
Тогда он решил украсть ее крылья и предоставить их королю в качестве доказательства смерти Малефисенты. Тот, кто отрезал Малефисенте крылья, стал ее палачом, лишив ее не только возможности летать, но и доверять когда-либо людям и отречься от любви, убедившись на своем примере, что ее не существует.
Как Малефисента вернула свои крылья?
В этом ей помогла Аврора, дочь Стефана, которой по исполнению 16 лет суждено было, уколовшись веретеном, уснуть вечным сном. Разбудить ее мог только поцелуй того, кто ее по-настоящему любит. Как известно, проклятие наложила сама Малефисента. Шли года и колдунья, все это время наблюдавшая за Авророй и не раз спасавшая ей жизнь (ох уж эти няньки!), полюбила девочку всей душой, но как не пыталась, заклятие снять так и не смогла.
Малефисента и Аврора счастливо жили на Болотах, пока не настал день Х. Как и было сказано в заклятье, она укололась веретеном и уснула вечным сном. Если обратиться к цитате из фильма, то можно понять, что чувствовала в тот момент Малефисента, произнесшая такие слова: «До сих пор так ничего и не понял? Любви не существует, а посему заклятье не снять». Колдунье ничего не оставалось, как раскаиваясь попросить прощения за содеянное в гневе, мучаясь от боли, виновница которой она сама. На прощание вся в слезах Малефисента целует Аврору и та просыпается. Это и был поцелуй истинной любви.
Далее им нужно было поскорее выбраться из дворца, но Стефан уже приготовил план, как поймать Малефисенту и избавиться от нее раз и навсегда. Пока колдунья билась с войском короля, сообразительная Аврора нашла комнату, в которой хранились крылья, разбила ларец и они мигом устремились к своей хозяйке. К слову, это и спасло жизнь Малефисенте.
Фильмы про Малефисенту
То, о чем фильм «Малефисента» поведал миру, пришлось по вкусу многим киноманам. Колдунью можно встретить в нескольких фильмах, мультфильме и сериале, но только последние две кинокартины принесли величественной Дьяволине истинную славу. Узнав, кто играет роль Малефисенты, у многих возникло желание посмотреть эту увлекательную фэнтезийную сказку. В двух последних фильмах роль могущественной колдуньи сыграла Анджелина Джоли и справилась с ней блестяще.
Сколько фильмов про Малефисенту?
Мы насчитали три фильма, один сериал и мультфильм, где можно увидеть колдунью. Малефисента, история которой рассказана в этих произведениях, совершенно разная, но героиня одинаково обаятельна и величественна.
О чем новый фильм «Малефисента»?
Многих интересует, о чем второй фильм «Малефисента». Вторая часть – сиквел первой части. Прошло несколько лет после того, как Аврора стала королевой объединенных королевств. Стефан умер, все забыли о вражде и войнах, жили спокойной и размеренной жизнью. В соседнем королевстве жил принц Филипп, который вскоре сделал предложение Авроре. Малефисента неожиданно воспротивилась этому союзу, что внесло распри в ее отношения с юной королевой.
Мать Филиппа становится главной соперницей Малефисенты. События разворачиваются нешуточные, в этой войне в ход идет все, от подлости и упреков, до заранее спланированных действий, которые едва не губят Малефисенту. В последний момент ее спасает существо, подобное ей самой. И дальше нас ожидает интрига и желание со временем увидеть третью часть о Малефисенте.
Чему учит фильм «Малефисента» можно понять, пересмотрев киноленты и восприняв информацию не буквально, а попытаться рассмотреть метафоры, использованные создателями. К примеру, когда Стефан отрезал Малефисенте крылья – это было сделано фактически, но речь тут не только о физическом причинении боли и страданий, но и душевном.
«Малефисента» – интересные факты о фильме
Съемки обеих частей имели свои трудности в определенные моменты. У многих остались вопросы, касающиеся кинокартины и мы собрали немало интересного. Малефисента, факты о которой представлены ниже, касаются процесса создания киноленты.
Малефисента / Maleficent
Малефисента ( Maleficent) – главная героиня фильма “Малефисента”. В фильме ее играет неподражаемая Анджелина Джоли, в юности Элла Пернелл, тоже очаровательная фея.
Малефисента (что переводится как “вредоносная”) была доброй феей, правительницей волшебного королевства на лесном болоте. В окружении сказочных существ, она вела мирную жизнь, заботясь о лесе. Она оберегала его от людей из королевства по соседству, которые вторгались в волшебный мир за наживой. У нее были большие рога и огромные, мощные крылья, которые доносили ее до облаков.
Однажды она встретила мальчика воришку Стефана, сына простых крестьян. Этот мальчик стал лучшим другом юной феи, которая открыла ему все тайны, даже ту, – что железо причиняет ей вред, ослабляя ее силы. В 16 лет Малефисента была уверена что любит Стефана и подарила ему свой поцелуй.
Со временем Малефисента стала замечать, что Стефан отдаляется от нее погружаясь в алчный мир людей.
Став взрослее она посвятила себя защите леса, когда король Генри, завидуя богатству и процветанию волшебного королевства, вторгся в него с армией. Армия людей была разбита, но король жаждал мести.
Малефисента была в гневе из-за предательства ее возлюбленного. Без крыльев она была слаба и беззащитна. Узнав о том, что Стефан предал ее, что бы стать королем, в порыве гнева, облаченная в черную мантию, она воссела на трон, провозгласив себя королевой сказочного королевства. Некогда добрая фея, стала злой и мстительной, ожидая момента отомстить.
Малефисента спасла ворона, обратив его человеком по имени Диаваль. С этого момента ворон стал глазами и крыльями колдуньи.
Через несколько лет, когда у короля и королевы родилась дочь Аврора, Малефисента явилась на крестины. В качестве мести, умоляющему не причинять Авроре вреда, Стефану, она наложила на девочку заклятие, в котором говорилось, что Аврора уколет палец о веретено прялки в день своего шестнадцатилетия и уснет мертвым снов, и разбудить ее сможет лишь поцелуй истиной любви.
Аврора была отправлена в глухой лес с тремя феями Флитл, Филсвит и Нотграсс, которые были отвратительными няньками и чуть было не погубили принцессу. Однако рядом всегда была Малефисента, которая ласково называла девочку “чудовище”. Она с интересом, тайком, наблюдала за жизнью девочки и через пятнадцать лет встретилась с расцветшей Авророй, лицом к лицу. Принцесса назвала ее крестной феей, тень которой всегда следовала за ней.
Очень сблизившись с улыбчивой Авророй Малифесента пыталась снять свои чары, но это оказалось невозможно. Диаваль предложил использовать для снятия проклятия принца Филиппа, которого Аврора встретила в лесу и влюбилась, но Малифесента заявила, что любви не существует, и заклятие не снять.
К 16-летию Авроры Малифесента жила в страхе что проклятие сбудется и предложила принцессе поселиться в ее волшебном королевстве. Аврора с радостью согласилась. Она объявила об этом феям крестным, которые рассказали девочке всю правду о заклятии.
Аврора обличила Малефисенту и отправилась в замок отца.
В день шестнадцатилетия Авроры колдунья почувствовала, что ее проклятие исполнилось и найдя принца Филиппа, усыпив его, отправилась в замок людей.
Поцелуй принца не разбудил принцессу.
Раскаившись Малифесента поцеловала девочку в лоб, от чего та и проснулась. Вместе с Авророй они хотели покинуть замок, но король Стефан устроил для колдуньи ловушку. Превратив Диаваля в дракона, Малифесента вступает в битву со старым другом.
На помощь колдунье пришла Аврора, которая вернула Малифесенте ее крылья. Обретя прежнюю мощь колдунья побеждает, а Стефан погибает, падая с башни.
После воцарения мира, Малефисента разрушила стену, разделяющую два королевства. Она нарекла Аврору королевой сказочного болота, объединяя тем самым два королевства.
Малефисента
История персонажа
Малефисента — злая фея, известная по сказке Шарля Перро. Он вошла в список самых ярких отрицательных персонажей студии Disney. В переработке американских аниматоров героиня мало похожа на своего прототипа: страшная карга-колдунья преобразилась в элегантную даму. Впрочем, злобные повадки остались.
История создания персонажа
С развитием кинематографа и мультипликации старые добрые сказки изменились до неузнаваемости. Режиссеры, по сути, создают из классических книжных героев новых ярких персонажей. Так случилось и со злодейкой, перекочевавшей на кинопленку из сказки Шарля Перро «Спящая красавица». По мотивам волшебной истории в 1938 году Уолт Дисней решил снять мультфильм, однако претворить идею в жизнь удалось только через 20 лет.
Французский сказочник поселил в «Спящую красавицу» завистливую фею Карабос, которая, выйдя замуж за короля, прокляла его дочь. Диснеевские сценаристы представили начальству сюжетный микс предыдущих мультфильмов «Белоснежка и семь гномов» и «Золушка», позже мотивы сказки о девушке в хрустальных туфельках заменили на детали из «Голливудской истории знакомства мальчика с девочкой». Главная отрицательная героиня стала могущественной ведуньей по имени Малефисента, что в переводе означает «Зловредина», «Дьяволина».
Художнику Марку Дэвису пришлось изрядно попотеть, прежде чем прийти к окончательному варианту. Сначала на рисунках героиня представала в привычном облике страшной старухи с носом-крючком, однако во время работы аниматор придал антагонистке черты огромной летучей мыши.
Образ и биография Малефисенты
Чтобы заклятье не исполнилось, девочку спрятали в непроходимом лесу, где она росла как обычный ребенок. Прислужникам злой феи не удавалось отыскать ребенка, пока за дело не взялся верный ворон. По наводке птицы колдунья узнала, что Аврора собирается в замок; туда она сама и явилась. С помощью чар злая героиня заставила принцессу коснуться веретена — так исполнилось, наконец, заклятье.
А чтобы принцесса никогда не проснулась, колдунья пленила принца Филиппа. Он сбежал с помощью добрых фей, и остановить беглеца никак не удавалось. Тогда колдунья пошла на крайние меры, превратившись в дракона. Сражение с огнедышащим монстром закончилось победой принца — юноша поразил злодейку мечом в сердце и сбросил со скалы. Но злобная героиня осталась жива, ведь у нее, как и у всех магов, иммунитет к смерти.
Святая и сексуальная. Что значит «Малефисента» для Анджелины Джоли?
Какой получилась «Владычица тьмы»?
С новой «Малефисентой» все более-менее ясно: это примерно те же рога и копыта, что и пять лет назад, — с тем же пафосом, с похожим юмором и с несильно изменившимися актрисами и спецэффектами. Несмотря на серьезный успех первой части ($750 миллионов — более чем приличные сборы для «живых» адаптаций «диснеевских» мультфильмов), масштабирования истории как такового не произошло. Во «Владычице тьмы» есть грандиозная получасовая битва и принципиально новая «арена» (изобретательно нарисованный город темных эльфов, к которым принадлежит Малефисента), но это все еще никакой не «Властелин колец», никакая не «Игра престолов» и никакие не «Хроники Нарнии».
Как и пять лет назад, эпические декорации нужны авторам лишь для того, чтобы придать фильму рыночные свойства блокбастера и под его прикрытием всесторонне проработать конкретную ситуацию, которая может возникнуть между неравнодушными друг к другу людьми. В первой «Малефисенте» ведьма обнаруживала, что у нее есть материнский инстинкт, принцесса узнавала, что жизнь не похожа на сказку, а зритель усваивал урок, что правда — это не всегда то, во что верит большинство. В сиквеле перед заботливой Малефисентой (Анджелина Джоли) стоит задача дать Авроре (Эль Фаннинг) свободу выбора — и вместе с ней право на ошибку. А приемная дочь учится замечать жертвы своей мачехи — и считаться с чужими чувствами. Семейный конфликт обостряет героиня бесподобной Мишель Пфайффер — королева людей, которая воспользуется грядущей свадьбой своего сына и Авроры для того, чтобы окончательно расправиться с лесными жителями — эльфами, феями, разумной древесиной и прочими ежиками в тумане.
Но как раз большие идеи «Малефисенте» не поддаются. Робкие рассуждения о ксенофобии, геополитике и пропаганде разбиваются о детский рейтинг. Батальным сценам не хватает драйва, сюрпризов и драматизма: любой более-менее взрослый зритель наперед знает, чем они завершатся, так что ни за одного из положительных героев не страшно. Чересчур серьезные диалоги крадут экранное время у действительно удачных гэгов. Шутки с участием ворона-оборотня Диавола (Сэм Райли), троицы фей (похожие на Spice Girls Джуно Темпл, Лесли Мэнвилл и Имелда Стонтон) и милых плюшевых существ по‑прежнему работают на ура — но комических разрядок в двухчасовом фильме могло бы быть и больше.
При этом целевая аудитория (девочки, которым легко представить себя на месте Авроры; мальчишки, которые еще не искушены настоящими войнушками на экране, и ответственные родители, которые узнают себя в героинях Джоли и Пфайффер) наверняка простит эти недостатки, увидев изобретательную красоту «Малефисенты». Сородичей ведьмы фильм будто бы срисовывает с врубелевских демонов, а их родовое гнездо напоминает о японской анимации и о высокой моде. Привычные фэнтези-элементы (темные леса и зачарованные поляны, зловещие подземелья и журчащие ручьи) согреют этой осенью не хуже, чем пасторальные пейзажи из «Хоббита». Город-государство, которым правит героиня Мишель Пфайффер, получился столько же огромным, сколь и игрушечным, — так что ветераны компьютерной стратегии Warcraft смогут предаться ностальгии. А бесконечные полеты с Малефисентой подарят зрителю совсем уж неожиданные бонусные мили — воспоминания о красочном и безграничном мире «Аватара». А какие тут платья, какой бестиарий, какие актрисы!
Для тех, кому этих зрелищ мало, существует один очень надежный способ полюбить и принять «Малефисенту». Для этого только и нужно, что увидеть в этом фильме не просто очередной репертуарный наполнитель ненасытного «Диснея», а результат жизненной стратегии Анджелины Джоли — и манифест всех ценностей, которые ей дороги.
Что «Малефисента» значит для Джоли?
Задним числом легко утверждать: Джоли никогда не выбирала свои роли случайно. Они всегда были отражением конфликтов и страстей, которыми она горела в тот или иной период своей карьеры и жизни. Ее роли начала девяностых — хрупкие и неуравновешенные девушки, до смерти напуганные окружающим миром и огрызающиеся на него одним-единственным способом, который им дан: демонстрацией своей агрессивной сексуальности. Таковы героини «Хакеров» (1995), «Ложного огня» (1996) и «Джии» (1998). Самая яркая из этих инфантильных дикарок и жриц хаоса — нервная красавица из «Прерванной жизни» (1999). За ее роль Джоли получает свой первый «Оскар». Второй будет почетным — за гуманитарные заслуги.
Добившись успеха в Голливуде, Джоли переосмысливает для себя понятие силы — и ее новым аватаром становится Лара Крофт. Эта ловкая и уверенная в себе расхитительница гробниц — одновременно и сирота, и наследница крупного состояния. Примерно так же, должно быть, ощущала себя в конце девяностых и сама Джоли: ее отец, актер Джон Войт, рано оставил семью, увлекшись другой женщиной, но девушка быстро встала на ноги и перестала чувствовать себя жертвой. А еще Лара Крофт — экшен-героиня в самом прямом смысле этого слова: человек действия, жаждущий испытать все на свете. Ее главные инструменты — воля, ум и тело.
Уверенно идя к статусу самой высокооплачиваемой актрисы Голливуда, Джоли и сама охотно играет с окружающим миром в игры. Ранние интервью с ней дразнят подробностями об их с Билли Бобом Торнтоном сексуальной жизни, увлечении наркотиками и играх с острыми предметами. Папарацци звереют, увидев на супругах капсулы-кулоны с настоящей кровью. Желтая пресса охотно ведется на слухи о том, что Джоли чересчур близка со своим родным братом. Кожаные костюмы, многозначительные татуировки и эротические фотосессии довершают роковой образ. К моменту встречи с Брэдом Питтом та Анджелина Джоли, которую мы знаем по глянцевым журналам, становится олицетворением всех мужских фантазий и всех женских кошмаров. Для целого мира она безжалостная хищница, способная разрушить идеальный брак. Кажется, об этом даже предупреждают названия ее фильмов: «Власть страха» (1999), «Забирая жизни» (2004), «Соблазн» (2001), «Лихорадка» (2004).
И только годы спустя, когда у таблоидов появится хоть какая-то совесть, станет понятно, что на съемках «Лары Крофт» (2001) Анджелина Джоли не только разбогатела и осознала власть своих сексуальности и интеллекта, но и переродилась. Работа над фильмом шла в небезопасной Камбодже — но Джоли между сменами и не думала отсиживаться в трейлерном парке. Она жадно изучала нищую и не оправившуюся после войны и геноцида страну — и однажды купила за два доллара книгу «Сначала они убили моего отца» камбоджийской писательницы Лун Ху. Документальная проза о бесчинствах красных кхмеров произвела на Джоли сокрушительное впечатление — и она нашла Лун Ху и стала ее подругой. Именно у Ху Джоли в 2003 году спросит разрешения усыновить Мэддокса — первого из шестерых своих детей. Уважающая чужие традиции и культуру актриса осторожно узнает у писательницы, не унизительно ли это для камбоджийцев — отдавать сироту богатой американке. Лун Ху поддержит Джоли — ведь та на тот момент уже два года будет работать послом доброй воли в ООН. Причем не как свадебный генерал, а как настоящий полевой командир: на счету Джоли больше шестидесяти гуманитарных экспедиций по всему миру.
Вместе с бывшим министром иностранных дел Великобритании Джоли развернет кампанию по защите женщин в горячих точках от сексуального насилия. Билли Боб Торнтон эти увлечения не поймет и исчезнет — зато появится Брэд Питт. Детей станет шестеро (трое приемных и трое биологических). Столько же эльфов-птенцов сопровождает в небе Малефисенту в последней сцене «Владычицы тьмы». Актерская карьера отойдет на второй план — не считать же прорывами такие фильмы, как «Особо опасен» (2008), «Солт» (2010) и «Турист» (2010). А за последние десять лет, если не упоминать озвучивание «Кунг-фу панды», Джоли и вовсе появится на экране всего три раза. Один — в собственной драме «Лазурный берег (2015)». Два — в «Малефисенте» (2014 и 2019).
Кажется, Джоли больше просто не интересуют проекты, не отражающие ее изменившейся картины мира. Ее лучшие роли в нулевые — потерявшая ребенка женщина в драме «Подмена» (2008) Клинта Иствуда и вдова журналиста-фронтовика в «Ее сердце» (2007). Иствуд после премьеры сравнит Джоли с голливудскими дивами сороковых — и пожелает другим режиссерам увидеть за ее сокрушительной красотой еще и неоспоримый талант. Но Джоли не будет дожидаться доброты незнакомцев и начнет снимать фильмы сама.
Военная драма «В краю меда и крови» (2011) расскажет о судьбе женщин в горячей точке. Основанный на реальных событиях «Несломленный» (2014) станет повестью о настоящем человеке и воспоет человеческую волю; именно написанное на арабском слово «воля», кстати, стало одной из первых татуировок Джоли. Картина о распадающейся паре «Лазурный берег» (2015), в которой Джоли сыграет вместе с Брэдом Питтом (и это пока единственный случай, когда она совместила работу режиссера и актрисы), станет, как потом выяснится, репетицией развода с Питтом. А страшная (и страшно недооцененная) экранизация книги Лун Ху «Они убили моего отца» (2017) окажется своеобразным моральным долгом Джоли перед Камбоджей. Духовное перерождение актрисы произошло именно в этой стране; именно в ней же в сиротском приюте она встретила первого из своих детей, и именно в ней же, работая над Ларой Крофт, она обеспечила свое будущее.
Поэтому экранизация, к которой Джоли готовилась больше 15 лет, стала чуть ли не национальным проектом. В съемках массовых сцен приняли участие больше 500 военных, а всего фильм обеспечил работой до 3500 местных жителей. Премьера картины состоялась именно здесь, и если в Сербии драму «В краю меда и крови» приняли прохладно (из-за трансляции западной точки зрения на гражданскую войну в бывшей Югославии), то в Камбодже новый фильм Джоли полюбили всем сердцем. Причем очевидцев восхищал не только результат, но и подход к съемкам. Джоли никогда ни на кого не кричала, всегда стояла в одной очереди за обедом со всей командой, расквартировала на площадке психотерапевтов (понимая, что для многих камбоджийцев воспоминания о геноциде 1970-х годов остаются незаживающей раной) и умудрилась совместить управление проектом с воспитанием детей. Пока Брэд Питт работал на Ближнем Востоке над фильмом «Машина войны» (2017), все шестеро отпрысков их с Джоли семейства так или иначе участвовали в съемках ее картины. Они не просто скитались по площадке, а работали. Старший, Мэддокс, и вовсе значится в титрах как исполнительный продюсер — и Джоли уверяет, что ему приходилось много раз читать и редактировать сценарий, описывающий гибель двух миллионов людей.
Впоследствии Джоли даже критиковали за то, что она так рано и так жестоко знакомит подростков со взрослой жизнью. К примеру, кастинг на детские роли проходил так: соискатели должны были попытаться украсть на прослушивании деньги и, когда их поймают, придумать убедительную ложь. При этом речь шла о настоящих деньгах — и не о профессиональных актерах, а о нищих подростках.
Если держать в уме эту историю, то и нелепая дилогия «Малефисента» тут же обретает дополнительный вес и смысл. Для Джоли, которая вслед за диснеевскими сказками сыграет еще и в комиксе Marvel под названием «Вечные» (2020), блокбастеры — способ говорить с максимально широкой аудиторией о темах, которые она поднимает в своих сложных и не особо популярных режиссерских проектах. Каждая из спродюсированных Джоли «Малефисент» — отражение ее судьбы и поступков. В первой части есть сцена, где Малефисенте отрезают крылья, — и только ленивый не заметил, что перед съемками Джоли решилась на мастэктомию (удаление молочных желез) и удаление яичников. Маленькую ведьму в фильме играет настоящая дочь Джоли и Питта Вивьен, а оператором актриса назначила Дина Семлера, который снимал ее режиссерский дебют. В начале фильма Малефисента — та еще чайлдфри, обзывающая Аврору «чудищем». Но потом она превращается из холодной мачехи в настоящую мать, доказывая, что настоящая любовь сильнее кровных уз. Именно эту мысль Джоли повторила со сцены в 2019 году на «диснеевском» конвенте D23 в Калифорнии. И именно ее она доносит через знаменитую статью в Vanity Fair за 2017 год. В ней актриса признается, что перед встречей с маленьким Мэддоксом познакомилась со всеми детьми в приюте — и ни с одним из них не почувствовала никакой связи.
В том же материале журналист замечает, что Джоли чувствует себя инопланетянкой в новом особняке, купленном после развода, в результате которого все шестеро детей остались жить с матерью. Перед этим Джоли и ее стая провели девять месяцев в гостиницах. И теперь актриса просто не знает, сколько у нее подушек и на каком краю дивана сидеть во время беседы. Нормальная жизнь ей чужда. «Украшение и обустройство дома было задачей Брэда», — признается она. Во второй «Малефисенте» тема дома тоже больная: юная Аврора должна решить, с кем будет жить после свадьбы, а сама героиня внезапно узнает, что у нее есть родовое гнездо. Тем временем в реальной жизни Джоли не только читает лекции о правах женщин в Лондонской школе экономики, но и ходит на кулинарные курсы: на этом настояли на семейном совете ее дети. Они же в каком-то смысле спродюсировали «Малефисенту»: интонация, с которой говорит в фильме Джоли, была выбрана во время вечерних чтений сказок. Актриса каждый день пробовала новый голос — и остановилась на том, который больше понравился детям. Еще одно правило жизни Джоли, отразившееся в фильме, — не плакать на глазах у ребенка: «Реветь в ванной — нормально, но дети не должны этого знать. Важно, чтобы они чувствовали, что все хорошо». Малефисента тоже следует этому правилу — так что Аврора даже не понимает, как тяжело ее мачеха переживает грядущий брак лесной принцессы и городского принца.
И, пожалуй, не будет спойлером сказать, что в финале обоих «Малефисент» женщины, доказав свою силу, прощают мужчин. Так же Джоли поступила и с Джоном Войтом, с которым почти не общалась в юности. Теперь он — «крутой дедуля», который знает, что с внуками нельзя играть насильно. Но нужно всегда быть рядом и быть интересным. Во второй «Малефисенте» старый король и вовсе впадает в сон спящей красавицы, оказываясь в том же пассивном положении, в котором всегда пребывали в сказках героини. Теперь пришел черед женщин спасать и миловать мужчин. Просмотр «Малефисенты», если после него как следует поговорить, может оказаться интереснейшим и полезнейшим делом — даже несмотря на все художественные и сценарные недостатки этого фильма.
Главное — помнить, что он для Анджелины Джоли очень личный. Зря, что ли, нас двадцать лет учили принимать близко к сердцу все, что происходит с этой актрисой?