Маленькая трилогия чехова что объединяет эти рассказы
Маленькая трилогия
Микропересказ : Пытаясь сбежать от пугающей их действительности, три героя выбирают себе «футляры». Для одного это собственное поместье, другой находит убежище в работе, а третий — в «самом надёжном футляре» — гробу.
Трилогию объединяют три героя, товарищи по охоте: Буркин, Иван Иванович и Алёхин. Каждый из героев рассказывает одну из трёх историй.
Человек в футляре
Два охотника остановились переночевать на сеновале местного старосты. Разговор зашёл о жене старосты, которая уже много лет выходит из дома только по ночам. Одни из охотников, учитель гимназии Буркин, считал, что людей, стремящихся отгородиться от окружающего мира, немало, и в качестве примера рассказал о своём коллеге Беликове.
Буркин — учитель гимназии, преподаёт точные науки, наблюдательный, ироничный, замкнутый.
Беликов — учитель греческого языка, служивший вместе с Буркиным в гимназии, маленький человек с лицом, похожим на морду хорька, боязливый, мнительный зануда и бюрократ.
Беликов всячески старался отгородиться от реальной жизни — всегда ходил в пальто с поднятым воротником, калошах и тёмных очках, ездил в экипаже с поднятым верхом, спал в колпаке и халате при закупоренных окнах и дверях, и жил согласно директивам начальства.
Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.
Влияние этого «человека в футляре» охватило город, люди перестали ходить в гости, читать книги, учиться, помогать бедным. Когда в гимназии появился новый преподаватель, Беликова решили женить на его весёлой сестре Вареньке.
Варенька — возлюбленная Беликова, сестра Коваленко, 30 лет, высокая, стройная, чернобровая и румяная, весёлая певунья и хохотушка.
Сначала Беликов соглашался на сватовство, но потом в городе появилась карикатура, смешно и зло изображавшая его и Вареньку. Затем он увидел свою невесту на велосипеде. Это показалось Беликову настолько неприличным, что он высказал свои соображения Варенькиному брату, тот спустил его с лестницы, и это увидела Варенька. На этом сватовство кончилось.
После этой попытки коллег растормошить его, вынуть из «футляра», Беликов слёг и через месяц умер. В гробу он лежал с таким счастливым лицом, словно, наконец, обрёл самый надёжный в мире футляр. Жизнь в городе с его смертью не изменилась, ведь таких «людей в футлярах» осталось ещё немало.
Крыжовник
На следующий день охотники попали под сильный и затяжной дождь и остановились у своего общего знакомого, помещика. Вечером второй охотник, ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский, рассказал историю своего младшего брата.
Иван Иваныч Чимша-Гималайский — ветеринарный врач, дворянин, высокий худощавый старик с длинными усами, умный, справедливый, нетерпимый.
Отец Ивана Иваныча и Николая из простых солдат выслужился в офицеры, оставив сыновьям наследный дворянский титул и поместье, после его смерти отобранное за долги. Иван Иваныч окончил университет, а его брат Николай стал мелким чиновником.
Выросший в собственном поместье, Николай всю жизнь мечтал купить имение. Ради этого он недоедал, каждую копейку откладывая в банк. Женившись на старой вдове, он и её небольшой капитал отнёс в банк, а жену до смерти заморил голодом, не чувствуя при этом за собой никакой вины.
Наконец, Николай купил именьице и посадил крыжовник, о котором так мечтал. Приехавший в гости Иван Иваныч с горечью обнаружил, что его добрый и кроткий брат стал наглым, толстым и самоуверенным барином, который считал, что всё знает о нуждах народа.
Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.
Николай угостил брата первым урожаем крыжовника. Ягоды были твёрдые и кислые, но для Николая не было ничего вкуснее.
После этого Иван Иваныч возненавидел мещанское довольство, которое заслоняет собой настоящие беды — нищету, повальное пьянство, детскую смертность. Он жалел, что слишком стар для борьбы с этим злом.
О любви
Утром за завтраком заговорили о любви. Помещик Павел Константинович Алёхин, у которого заночевали охотники, считал, что русские люди склонны усложнять свою любовь «роковыми вопросами» — хорошо это или плохо, честно или нечестно и к чему всё приведёт. Эти вопросы сильно усложняю и даже разрывают отношения между влюблёнными.
Павел Константинович Алёхин — владелец большого, но небогатого поместья, холостяк, высокий и полный человек лет сорока с длинными волосами, похожий на учёного или художника, интеллигентный и образованный, мягкий и нерешительный.
В качестве примера Алёхин рассказал историю своей жизни. Чтобы дать сыну образование, отец Алёхина влез в долги. Чтобы отработать долг, после окончания университета Алёхин взвалил на свои плечи хозяйство огромного поместья.
Его сразу же избрали почётным мировым судьёй, он стал часто приезжать в город, где познакомился с Дмитрием Лугановичем и его молодой женой Анной Алексеевной.
Дмитрий Луганович — судейский чиновник старше сорока лет, добрый, но скучный и ограниченный.
Анна Алексеевна — жена Лугановича, намного младше мужа, стройная, красивая блондинка, умная, интеллигентная.
Алёхин сразу влюбился в неё, но признаться в любви так и не решился. Он считал, что не сможет дать ей того, чего она, по его мнению, достойна.
Анна Алексеевна тоже полюбила Алёхина, но её останавливали мысли о муже и детях. К тому же она считала, что недостаточно молода и энергична для него. Прошло много лет, влюблённые часто виделись, и это мучило их.
… когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель… или не нужно рассуждать вовсе.
Наконец, им пришла пора расстаться — Лугановича перевели работать в другую губернию. Оставшись перед отъездом наедине, Анна Алексеевна и Алёхин признались друг другу в любви и расстались навсегда. Только тогда Алёхин понял, как мелко было всё, что мешало им любить.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Литература
А Вы уже инвестируете?
Слышали про акцию в подарок?
Зарегистрируйся по этой ссылке
и получи акцию до 100.000 руб
План урока:
Основные события жизни и творчества А.П. Чехова
Антон Чехов родился 17 июля 1860 г. в Таганроге. Он был третьим ребенком в многодетном купеческой семействе, у него было 4 брата и сестра. Дед его был крепостным, откупившимся от помещика и получившим вольную, отец имел лавку с бакалейными товарами, в которой ему помогали с детства сыновья. Глава семьи был набожным, и дети по его настоянию занимались хоровым церковным пением.
Антон пошел в 1868 г. в греческую школу, после перевелся в городскую гимназию. В годы учебы он начал пробовать сочинять, выпускал юмористический журнал, увлекался чтением и с 13 лет театральными постановками, нарушая запреты посещать театр гимназистам, под их влиянием написал свою первую драму в 18 лет.
В 1876 г. разорившийся отец, спасаясь от кредиторов, уехал в Москву. Антон остался в Таганроге, чтобы распродать оставшуюся домашнюю утварь и окончить учебу, подрабатывал частными уроками, часть заработанных денег отправлял семье. После окончания гимназии в 1879 г. уехал в Москву, где успешно сдал экзамены на медицинский факультет университета. В годы учебы уже с первого курса начал подрабатывать написанием небольших рассказов в юмористических изданиях«Будильник», «Осколки», «Стрекоза» и др., подписываясь многочисленными псевдонимами, среди которых были «Человек без селезенки», «Дон Антонио», «Антоша Чехонте» и др.Первым опубликованным рассказом было «Письмо ученому соседу». Причем Антон Чехов был прилежным студентом, не пропускал занятия, литературным творчеством занимался по ночам.
Еще студентом Чехов практиковал в Воскресенской больнице под Москвой, где после завершения обучения в 1884 г. работал земским врачом, после возглавлял больницу в Звенигороде. Постепенно Чехов отходит от сотрудничества с юмористическими журналами, его произведения становятся более серьезными. В 1885 г. 25-летний Чехов познакомился с А. Сувориным, издателем крупнейшей газеты «Новое Время», который предложил высокие гонорары с условием, что все произведения будут подписаны подлинным именем. С этого времени к Чехову пришла настоящая слава. Для литературного толстого журнала «Северный вестник»он написал в 1888 г. повесть «Степь», в 1889 г. «Скучную историю». В 1888 г. получил Пушкинскую премию за сборник «В сумерках».
В 1890 г. Чехов, несмотря за то, что был болен туберкулезом, предпринял длительную поездку на «остров-тюрьму» Сахалин, отправился добровольно туда, куда отправляли преступников на каторгу. Пробыл в пути 2 месяца и 22 дня, сначала по железной дороге до Тюмени, далее на конных повозках по бездорожью и распутице. На Сахалине он изучал жизнь каторжан и ссыльных, провел почти полную перепись населения острова, опросив лично более 10 тыс. человек. Свои впечатления Чехов отразил в книге «Остров Сахалин» и других произведениях. Обратный путь совершил из Владивостока до Одессы на пароходе «Петербург», побывал в Сингапуре, Гонконге, на Цейлоне, в Константинополе.
В 1892 г. Чехов приобрел имение Мелихово, где проявил себя в общественной деятельности: построил три школы, организовал бесплатный медицинский пункт, хлопотал о строительстве железной дороги. Во время эпидемии холеры выполнял обязанности земского врача в 26 деревнях, на 4 фабриках и монастыре. В Мелихово Чеховым написано множество произведений, в том числе «Маленькая трилогия [1] », пьесы «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и др. С 1989 г. начал сотрудничать с Московским художественным театром.
В 1899 г.купил дом в Ялте, чтобы жить в благоприятном для лечения туберкулеза климате. В 1899 г. и 1903 г. выходят в двух томах произведения Чехова. В 1900 г. был удостоен звания почетного академика, от которого отказался в 1902 г. в знак протеста против аннулирования указом Николая II этого звания у М. Горького. В 1901 г. женился на Ольге Книппер, ведущей актрисе МХАТа. В 1904 г. из-за обострения туберкулеза уехал лечиться в Германию, где умер 2 июля. Погребен Антон Павлович Чехов на Новодевичьем кладбище.
Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Нравственно-философская проблематика рассказов «Маленькой трилогии», объединенных идеей«футлярной жизни», особенности их композиции
В 1898 г. в 7 и 8 номерах журнала «Русская мысль» были опубликованы три рассказа Чехова, которые впоследствии стали называть «Маленькой трилогией». По замыслу Чехова рассказы должны были стать началом цикла произведений о «футлярной жизни», но работа была прервана из-за болезни, и больше к этой теме писатель не возвращался. Рассказы объединены в трилогию образами героев-рассказчиков: Буркиным, Иван Ивановичем Чимшей-Гималайским и Павлом Константиновичем Алехиным. Каждый из них рассказывает свою историю об удушливой атмосфере мещанства и пошлости «футлярной жизни».
В первом рассказе «Человек в футляре» гротескный [2] образ главного героя Беликова определил тематику всего цикла. Рассказывает об этом странном человеке его коллега по гимназии Буркин своему приятелю ветеринару Ивану Ивановичу, когда они остановились на ночлег в доме сельского старосты, припозднившись на охоте. Он вспоминает о Беликове, наблюдая за странными поступками хозяйки дома Мавры, которая панически сторонится людей, нигде не бывала кроме своего села, никогда не видала города и железной дороги, пряталась за печкой и на улицу старалась выходить ночью. Поведение живущей отшельницей Мавры – одно из многочисленных проявлений страха, скованности, желания спрятаться, уединиться от внешнего мира.
Понятие «футляр» у Чехова чрезвычайно емкое: в рассказе «Человек в футляре» речь идет не только об одном гимназическом учителе классической словесности Беликове, который всего боялся и руководствовался правилом: «как бы чего не вышло». Запуганность Беликова и ему подобных порождена общественной системой, опутавшей сознание людей запретами. Страшась неизвестности, непонятного будущего, такие люди стремятся себя защитить неким футляром, панцирем. Защитой для них может быть осторожное поведение, манера говорить и одеваться, образ мыслей, выбор профессии и пр.
Такой тип людей был изображен в образе Беликова. Это отгородившийся от жизни обыватель, замкнутый, с косными взглядами, предпочитающий во всем порядок; его жизнь определена инструкциями, циркулярами, правилами, помогая избежать личной ответственности за происходящее.
Он был предусмотрительным во всем: в уездной гимназии преподавал древнегреческий язык, ведь в «мертвом» языке не будет уже никаких изменений; в жаркую погоду ходил в пальто с поднятым воротником, в темных очках, в калошах и с зонтиком, затыкая уши ватой. Каждая ему принадлежащая вещь была упакована в футляр или чехольчик, все мысли или высказывания согласованы с приказами и предписаниями начальства. Особое внимание он уделял запретам, нарушения которых его тревожили, подозревал в любых позволениях нечто сомнительное. Осторожный и мнительный Беликов окружен ограничениями и в личной жизни: он не позволял себе ничего лишнего и предосудительного, словно пытался защититься некой оболочкой от любых возможных неприятностей.
С сослуживцами у него сложились странные отношения, для поддержания которых он навещал коллег, но в гостях молча отсиживался. Атмосфера отношений, порожденная Беликовым, и образ его жизни оказывали угнетающее действие на окружающих, они тоже перестали проявлять активное участие в жизни, высказывать взгляды и мнения, отличные от официальных. Беликов не страшен, даже смешон в некоторых ситуациях, но жители города боялись его нытья и предостережений, оставляли нереализованными свои затеи создать драматический кружок или читальню, из гимназии под его давлением исключали слишком шумных учеников.
Гимназические дамы от скуки пытались устроить личную жизнь Беликова и чуть не женили его на жизнерадостной Вареньке Коваленко. Но однажды Беликов увидел ее с братом, катающимися на велосипедах, что показалось ему неприличным, и он решил предостеречь легкомысленных молодых людей. Михаил Коваленко, брат его несостоявшейся невесты, терпеть не мог будущего родственника, которого называл «пауком», «Иудой» и «фискалом [3] ». Не выдержав предостережений и наставлений Беликова, он вытолкнул его из своей квартиры, и тот скатился с лестницы.
Умер Беликов внезапно и смехотворно трагически. Падение с лестницы стало для Беликова символическим, почти ритуальным актом. Страшным для него было не столько физическое падение, сколько моральное. Став унизительным посмешищем перед Варенькой и ее знакомой, он занемог, слег и спустя несколько дней скончался. Лишь в гробу, своем самом надежном и окончательном футляре, обрел он настоящий покой, и его мертвое лицо казалось счастливым. Странное чувство удовольствия испытывали хоронившие его, думая, как изменится теперь их жизнь. Но перемен не произошло, потому что у всех имелся свой футлярчик, помогающий спрятаться от нежелательных жизненных неприятностей и казусов.
Рассказ Буркина произвел на Ивана Ивановича тягостное впечатление, он начинает рассуждать о том, как много в жизни ненужного, случайного, что превращает ее в футлярное существование. В нем кипит недовольство жизнью, ему противно низкопоклонство [4] ради куска хлеба и теплого местечка. Но Буркин его порывов не понимает, прерывая «завиральные идеи [5] » Чимши-Гималайского с усмешкой: «Это уже из другой оперы». Он мастерски рассказывает о «футлярности», но в себе ее не замечает. Буркин засыпает, а возбужденный Иван Иванович долго не может уснуть, думая в одиночестве об услышанном, понимая, что «беликовщина [6] » опасна для общества, удушлива для всего живого, способна остановить течение жизни, окутав все паутиной пошлости.
В последующих рассказах не столь явно обозначена тема «футлярной жизни», имеющей более скрытые проявления. В рассказе «Крыжовник» Чимша-Гималайский с Буркиным навестили Алехина в его имении. Иван Иванович поведал историю своего брата Николая, мечтавшего о собственном уголке, где он жил бы в уединении и занимался своим хозяйством. На первый взгляд, нет ничего предосудительного в таком образе жизни, проблема «футлярности» не так заметна. А в чем проблема?
Оставив службу, уже почти 40-летний Николай Иванович осуществил свою мечту. Только ради ее осуществления он всю жизнь отказывал себе в самом необходимом и копил, даже женился на богатой старой вдове, которая умерла вскоре от скупости своего мужа. Достигнув желаемого и купив именьице, он превратился в растолстевшего барина, завел толстую кухарку, и даже его собака, которой и лаять было лень, стала похожа на свинью. Чудилось Иван Ивановичу что-то свинское в облике и образе жизни брата, который обрел счастье в виде тарелки с крыжовником из своего сада. Усадьба стала футляром для ее хозяина, безвыходным пространством, ограничивающим контакты с внешним миром.
Это рассказ об «иллюзиях счастливых людей», не замечающих низменности своих интересов, живущих в скучном мире пошлости, обывательщины, духовного оскудения, для которых собственный крыжовник стал символом счастья. Иван Иванович, чувствуя себя уже старым, более молодому собеседнику Алехину говорит: «…не уставайте делать добро». Смысл жизни и ее цель он видит не в личном благополучии, «а в чем-то более разумном и высоком».
В последнем рассказе «О любви» основная тема почти незаметна. Гости Павла Константиновича Алехина обратили внимание на красивую горничную Пелагею, которая полюбила пьяницу повара Никанора, страдала и терпела его побои. Достойная лучшей участи Пелагея из-за своей любви сносила унижения и была несчастна. Рассуждая о странностях любви, которые невозможно объяснить, ибо «тайна сия велика есть», Алехин поведал приятелям свою любовную историю.
Еще молодым он поселился в родительском имении и познакомился с 40-летним Лугановичем и его молодой женой. С первой встречи он был очарован Анной Алексеевной и чувствовал, что и он ей небезразличен. Долгие годы он общался с их семьей, но никогда не позволял себе говорить о своих чувствах. Но когда Луганович получил назначение в другую губернию, он, прощаясь навсегда, признался в любви Анне. После Алехин жалел о том, что прятал свою любовь, не боролся за нее, ведь они оба были так несчастны. Чувство долга и общественное мнение стали футляром для его чувства. Анна Алексеевна из красивой жизнерадостной женщины превратилась в невротическую особу, а он из интеллигентного, образованного человека, знающего языки и имеющего склонность к науке,в духовно опустошенного хозяйственного работягу, который редко моется и ходит в грязной одежде, живет одиноко и скучно, заботясь лишь о доходности своего имения.
Хотя между рассказами «Маленькой трилогии» не прослеживается явная связь, в них описана среда, в которой нашел свое место «человек в футляре». Все герои – интеллигентные люди, принадлежащие к лучшей, как казалось, передовой части общества. Чехов же поставил общественный диагноз, показав духовное обнищание интеллигенции 80-х годов прошлого века, ее пассивность и несостоятельность. В чеховских рассказах опровергается точка зрения, что проблемы человека возникают оттого, что «среда заела», в трилогии показано, что среду своего обитания даже образованные люди сами и создают.
Рассказы «Маленькой трилогии» написаны по единому композиционному принципу «рассказ в рассказе», каждый из сюжетов окружен оболочкой или футляром авторского повествования. В трех различных точках зрения представлены разнообразные формы «футляров», которые добровольно выбирают для себя люди,и выражена авторская идея нравственной деградации «футлярного» человека. Чехов считал, что «мир погибает не от разбойников и воров», для него опаснее «скрытая ненависть, вражда меду хорошими людьми», «мелкие дрязги, которых не видят люди».
Художественное мастерство Чехова-рассказчика
Лаконизм сюжетов, афористичность, художественные изобразительно-выразительные средства
Жанр рассказа Чехов преобразовал до совершенства, сумев в лаконичную форму вложить объемное по значимости содержание. Чехов, пользуясь приемом скрытого психологизма, не описывает прямо душевное состояние человека, а воспроизводит его косвенно, одной фразой или художественной деталью дает представление о персонаже.
Речь персонажей разнообразна, выразительна и передает их характеры, отдельные реплики дают представление о сущности человека.Так, например, прерывая рассуждения Ивана Ивановича, Буркин бросал не раз реплику: «Это уже из другой оперы». Если разговоры происходят под вечер, Буркин всегда предлагает пойти спать. Он маскирует свое нежелание касаться неприятных для него тем, стремится их обойти, ограждая себя от тревожных мыслей. Когда другие, как думающий Иван Иванович, не могут заснуть, «буркины» спокойно спят.
Говорящие детали, характеризующие внутренний мир человека, способны заменить многословные описания. Так, жизненная позиция Беликова, его закрытость от внешнего мира материализована в бытовых деталях повседневной жизни: темные очки, зонтик, уши, заложенные ватой, часы в чехле, пальто с поднятым воротником и пр. Такая манера героя одеваться независимо от состояния погоды говорит о серьезных патологических изменениях в личности человека.
Немногочисленные изобразительно-выразительные средства в рассказах Чехова новы и необычны, иногда даже анекдотичны. Так, например, противоестественность образа жизни Алехина, который «пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился», передана в сравнении с «деревенской голодной кошкой, которая ест в огороде огурцы».
Чехов «точен и скуп на слова», у него отсутствуют рассуждения, авторская речь проста и ясна. Избегая морализаторства, свой приговор «футлярной жизни» он выносит короткой фразой: «Больше так жить невозможно».
Значение творчества А. Чехова
Чехов вошел в литературу 80-х годов XIX в. как новатор, ни на кого не похожий писатель, создавший новые образцы «малой прозы», которые писатель Д. Григорович назвал «переворотом в литературе». За 26 лет своей творческой биографии Чехов написал более 900 различных произведений. Горький отмечал, что «трагизм мелочей жизни» у Чехова позволяет «правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».
Словарь
1. Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общей идеей.
2. Гротескный – комичный, преувеличено неправдоподобный.
3. Фискал – чиновник, надзирающий за деятельностью учреждений. В переносном значении – «доносчик».
4. Низкопоклонство – подобострастное преклонение перед кем-либо.
5. «Завиральные идеи» – не соответствующие действительности идеи, опасные фантазии. (Афоризм из комедии «Горе от ума» А. Грибоедова).
6. «Беликовщина» – термин, образованный от фамилии чеховского героя, обозначающий подобный «футлярный» образ жизни.
7. Социофобия – боязнь находиться в обществе, страх контактов и активной жизни.
8. Суррогат – заменитель чего-то подлинного, подделка, видимость», иллюзия.
Своеобразие «футлярной трилогии» А.П. Чехова
Презентация к уроку
Цели занятия:
Задача занятия:
— Организовать анализ художественного текста так, чтобы обучающийся понял глубину и сложность чеховского стиля, сквозь призму творческого и логического мышления.
Ход занятия
Вступительное слово учителя.
. Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов,
трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво
нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни.
М. Горький
Не случайно я начала наше занятие с этого эпиграфа, действительно все стороны жизни нашли отражение в произведениях классика.
Актуализация опорных знаний
Давайте вспомним на сколько периодов исследователи делят его творчество?
Ранний – рассказы Антоши Чехонте, второй – усиление сатирического начала в произведениях, третий – высшие достижения в прозе и драматургии.
Какие темы выделяются в его произведениях?
“Футлярная жизнь”, тема маленького человека, тема народа, деревенская тема и др.
Все темы произведений во все периоды связаны одним мотивом, проходящим через всю жизнь и творчество Чехова:
“Берегите в себе человека!”
И сегодня этот призыв будет главным мотивом нашего занятия.
Рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” повествуют о “футлярности” в разных областях жизни. Они также пронизаны мотивом “Берегите в себе человека!”.
Изучение нового материала
Чехов создал все три рассказа в Мелихове в 1898 году. В начале опубликовался рассказ “Человек в футляре”, а затем “Крыжовник” и “О любви”, явившиеся своеобразным продолжением первого рассказа.
Сам он не объединил рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” общим названием (как Пушкин в “Повестях Белкина”), хотя и задумал их как произведения одной серии.
Почему же среди исследователей творчества Чехова прижилось неофициальное название “маленькая трилогия”?
Что объединяет данные произведения в единое целое?
Конечно же это рассказчики. Чехов использует форму “рассказ в рассказе”: учитель Буркин и ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский встретились на охоте, и каждый рассказывает свою историю, причем Иван Иванович рассказывает о своем брате, когда охотники нашли убежище от дождя у помещика Алехина, и тот тоже рассказывает свою историю. Все рассказы связаны темой “футлярной жизни”.
Тема футлярной жизни – одна из главных тем творчества и рассказов А. П. Чехова. Писатель считает, что футляр – это нечто, препятствующее контакту с внешним миром, безвыходное пространство.
А теперь давайте обратимся к самим рассказам. Домашнее задание вам давалось по группам, вашей задачей было нарисовать обложку к одному из рассказов, представить её и дать краткую характеристику рассказу.
Беликов, прямо названный в рассказе человеком в футляре, не был близким другом Буркина, они просто товарищи по работе.
Что же такое лично значимое волнует рассказчика в истории человека в футляре?
Что имеет в виду автор, говоря о футляре, которым старался окружить себя Беликов?
Незаметно границы футляра исчезают, и становится ясно, что футляр – это не столько внешняя оболочка, сколько жизненная позиция. Смысл ее выражен фразой: “Как бы чего не вышло!”.
Но только ли к Беликову относится название рассказа?
Перечитаем строки, где говорится, как последние пятнадцать лет жил город.
Получается, весь город прятался от жизни в футляре, просто он был не столь очевиден, как чехольчики Беликова.
Но не будем забывать, что в названии рассказа на первом месте стоит слово “человек”.
Есть ли что-то человеческое в Беликове?
Вспомним историю с его женитьбой.
Что он чувствовал, когда распространили карикатуру на него?
“Какие есть нехорошие, злые люди! – проговорил он, и губы у него задрожали”.
Значит, там, в футляре, еще бьется человеческое сердце. Это человеческое поведение сразу же получает ответный отклик – рассказчик говорит, что ему стало жалко Беликова. Но больше человеческое начало не даст о себе знать. Теперь понятна фраза рассказчика: “Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие”.
Хоронили не человека, хоронили футляр.
Беликов умер, но что все еще тревожит, волнует рассказчика?
Вспомним, как выглядели присутствующие на похоронах.
Чем же опасна для самого человека “жизнь в футляре”?
Перейдем к выступлению второй группы.
Иван Иванович рассказывает о мечтах своего брата: “Брат мой Николай, сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес”.
И во всех мечтах обязательно присутствовал крыжовник.
Что же предосудительного в таких мечтах?
Как к ним относится сам автор?
Но куда деваться, если таких людей, спокойно процветающих в собственном футляре, равнодушных к чужому горю, – большинство?
Можно ли и нужно ли освобождать людей от этого футляра, в котором им так комфортно?
Беликов, Николай Иванович, Алехин.
Что отличает последнего от двух предыдущих героев? Найдем ключевую деталь.
Про Алехина сказано, что это человек с добрыми, умными глазами.
Что мы узнали о глазах Беликова?
Для Николая Ивановича имение с собственным крыжовником – смысл жизни.
Почему поселился в имении Алехин?
Как видим даже по одной детали, Алехин выгодно отличается от двух других героев. Алехин сразу производит впечатление глубоко порядочного человека. То, как он выполнял сыновний долг, вызывает уважение. (Вспомним, кстати, что так же благородно поступил Николай Ростов в “Войне и мире”, а вот Евгений Онегин отказался от отцовского наследства, обремененного долгами).
— Но долги давно выплачены, почему же Алехин все так же крутится, как белка в колесе, в своем имении?
Кипучая хозяйственная деятельность стала для Алехина невидимым футляром, в котором он живет по инерции, не пытаясь выйти из этого круга.
Внешне его жизнь выглядит вполне достойно. А там, за пределами “беличьего колеса”, столько проблем, сложностей, столько дорог. Любовь все же поставила его перед выбором. Но Алехин убедил себя, что ему некуда вести любимую женщину, он не может дать ей красивую, интересную жизнь, он ведь не артист, не художник, не герой.
Убедительны ли для читателя его оправдания?
Действительно ли выхода не было?
Алехин побоялся выйти из своего футляра, чтобы самому сделать свою жизнь яркой и интересной, побоялся взять на себя ответственность за другого человека. Анна Алексеевна уезжает. Не случайно появляется мотив дороги. Любовь и была дорогой к другой жизни, но Алехин предпочел “вернуться в Софьино”, то есть в свой футляр, при этом окончательно теряя свою человечность.
Закрепление изученного материала
Итак, какую правду о человеке сказал Чехов в своих рассказах?
Можно ли помочь человеку, нравственно погибающему в своей футлярной жизни?
“Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других”,- говорит чеховский герой.
Сам Чехов и был таким “человеком с молоточком”, напоминающим человеку о его ответственности за жизнь.
Чехов сказал, что “жить в футляре” недостойно человека.
А вот как жить достойно – каждый должен решить сам.
Трилогия завершается, но не кончаются раздумья читателя о жизни и счастье, красоте и любви, робости и смелости.
Выход есть, надо его искать, не отчаиваясь и не уставая. Поэтому автор завершает трилогию картиной счастливой радостной природы. Всем ходом повествования он убеждает нас в том, что перемены близки и неизбежны, но добиться их нелегко, что нельзя смиряться с пустотой, бесцельной жизнью, надо бороться за красоту, любовь, свободу, то есть быть человеком, Беречь в себе человека!