Малхолланд драйв в чем смысл
Дэвид Линч — не из тех режиссеров, которые предлагают зрителю простые истории, понятные даже детям. Сложность его кинематографического языка почти легендарна, равно как и красота визуального ряда. Ярким примером фирменного стиля Линча служит «Малхолланд Драйв», столь же прекрасный, сколь и загадочный. В принципе, его можно смотреть и как волнующую сюрреалистическую галлюцинацию, но гораздо интереснее раскрыть все загадки, спрятанные в сюжете, пользуясь знаменитыми подсказками Линча.
В чем особенность концепции режиссера?
Прежде чем анализировать фильм, необходимо вспомнить о важной особенности художественного мира Дэвида Линча, а именно о концепции двоемирия. В фильмах режиссера практически всегда действие разворачивается в двух мирах. Один из них неизменно реальный, обыденный, понятный; а вот второй может быть самым разным, от мрачного преступного мира в «Синем бархате» до иного измерения Черного вигвама в «Твин Пиксе». Одной реальности Линчу явно маловато. В «Малхолланд Драйв» второй мир — это мир сновидений, возможно, частично осознанных. Все эпизоды фильма от поездки Риты в лимузине по шоссе Малхолланд до визита в клуб «Силенсио» происходят в сновиденном мире.
Кому снится сон и что он означает?
Долгий, яркий и захватывающий сон видит Дайяна — неудачливая актриса и отвергнутая любовница. Ее роман с Камиллой Роудс закончен, бывшая подруга собирается замуж за режиссера Адама Кешера. Дайяна никому не нужна, ее охватывают ярость и отчаяние. В реальной жизни она впадает в депрессию и заказывает убийство Камиллы. Издерганные нервы Дайяны не выносят перенапряжения, и психика услужливо подбрасывает ей спасательный круг — своеобразную сонную терапию.
Мир сна — это тот мир, в котором хотела бы жить Дайяна. В нем у нее не только другое имя — Бетти, но и совершенно иная, счастливая судьба. Каждый эпизод сна — это попытка подсознательного Дайяны «переиграть» события, имевшие место в реальной жизни, в том числе и роман с Камиллой, предстающей под именем Риты.
В чем смысл отношений Риты и Бетти во сне?
Отношения Бетти и Риты — это зеркальный перевертыш подлинных отношений Дайяны и Камиллы. В реальности Камилла — успешная актриса, а неудачница Дайяна от нее зависит. Во сне все наоборот — сильная, энергичная, преуспевающая Бетти помогает потерявшей память Рите, которая без нее беспомощна. В реальности Камилла отвергла Дайяну, во сне она ей отдается. Сновиденный двойник Камиллы — Рита — также находится в опасности, но если в реальности источником опасности стала сама Дайяна, то во сне ее двойник — Бетти — хочет спасти подругу. Отсюда можно сделать вывод, что Дайяна не только продолжает любить Камиллу, но и в глубине души раскаивается в ее убийстве.
Что означает сцена с мужчиной, умершим от страха?
Мужчина по имени Дэн рассказывает о своем сне в том же кафе, в котором, как позднее выяснится, Дайяна «заказала» киллеру свою любовницу, и умирает от ужаса, увидев нечто за его углом. Дэн — проекция чувств Дайяны, которая превратила свою жизнь в кошмар и которой предстоит столкнуться лицом к лицу со смертью.
Что происходит с Адамом Кешером?
Режиссер Адам Кешер, к которому уходит Камилла — главный соперник Дайяны, и неудивительно, что во сне ему достается по полной. Сперва мафия навязывает ему актрису по имени Камилла Роудс. Она не похожа на реальную Камиллу, но это неважно: подсознание Дайяны убеждено, что ее бывшая любовница могла добиться успеха только таким путем. Позднее его вышвыривают из студии и из собственного дома, и он падает на самое дно. Во сне враг наказан по полной, в то время как Дайяна/Бетти завоевывает сердца режиссеров и продюсеров своим уникальным актерским даром. Чтобы подчеркнуть полноту триумфа, подсознание Дайяны заставляет Кешера влюбиться в Бетти с первого взгляда.
В чем смысл убийств, совершаемых Джо?
Роль этого персонажа и во сне, и наяву одинакова — это убийца, который должен расправиться с Камиллой/Ритой. Но если наяву Дайяна сама его нанимает, то во сне она не имеет к нему никакого отношения. Дайяна боится Джо, и эпизод, в котором он убивает трех человек, отражает ее подавленные чувства.
Что означает ключ?
Ключ сам по себе чрезвычайно символический предмет, и в данном случае у него есть как минимум два истолкования. Первое исходит из общепринятой семантики символа и позволяет рассматривать эту вещь как ключ между мирами. Второе обусловлено сюжетом: ключ — это знак того, что «заказ» Дайяны выполнен и Камилла мертва. В этом истолковании ключ — символ смерти.
Чей труп находят Бетти и Рита?
Самое распространенное объяснение — Бетти видит труп Дайяны, то есть самой себя, подсознательно предчувствуя близость собственной гибели. Однако труп не слишком похож на Дайяну/Бетти, что дает возможность предположить, что это символический образ смерти: возможно, смерти Камиллы, возможно, обеих девушек.
Что означает клуб «Силенсио»?
Клуб — место между мирами, и все, что в нем происходит, лишь иллюзии (это хорошо видно по выступлению Ребекки дель Рио). Одновременно это метафора, отражающая мысль режиссера об иллюзорности и ненадежности нашего бытия, красной нитью проходящую сквозь все его фильмы. Бетти суждено осознать, что все, что происходило с ней, было лишь сном, обманом чувств.
Что происходит с Дайяной после пробуждения?
Соседка будит Дайяну, чтобы забрать свои вещи. Дайяна видит ключ на столе — символ смерти Камиллы, потом на мгновение ее саму, а потом, заварив кофе, предается воспоминаниям. Зритель видит, как закончился роман между девушками, слышит рассказ Дайяны о своей жизни на вечеринке у Камиллы, и становится свидетелем того, как Дайяна заказала киллеру Джо свою бывшую возлюбленную. Вспомнив все, Дайяна прощается с жизнью, не в силах справиться с порожденным ею же кошмаром.
Что означают последние кадры?
Чтобы понять кадры, на которых Дайяна и Камилла — точнее, их тени — сияют и улыбаются на фоне огней Лос-Анджелеса, достаточно вспомнить финал приквела к «Твин Пиксу» — фильма «Огонь, иди за мной», где мы видим такую же улыбающуюся тень Лоры Палмер, душа которой получила прощение и очищение. Точно так же души Дайяны и Камиллы, избавившись от земной грязи и грехов, перед тем, как улететь в иные миры, встретились и воспарили над городом. А потом наступило «силенсио», то есть тишина: души покинули Землю, уйдя в бессмертие, здесь больше нет ни Дайяны, ни Камиллы.
Какие есть альтернативные трактовки фильма?
Помимо изложенной выше, существуют еще как минимум две трактовки сюжета. Согласно первой, сон снится не Дайяне, а Камилле, которая осталась жива. Согласно второй, снов вообще нет, а есть две параллельные реальности, в которых живут очень похожие девушки. Линч не был бы культовым постмодернистским режиссером, если бы его творения можно было истолковать однозначно.
Зрителю предлагается отыскать свой смысл и предложить свою версию событий, выступив таким образом со-творцом фильма. Подобно тому, как каждый видит свои сны, можно сказать, что у каждого зрителя есть свой «Малхолланд Драйв». Или, как писал много веков тому один китайский поэт: «Прошлой ночью мне снилось, что я бабочка, и теперь я не знаю, то ли я человек, которому приснилось, что он бабочка, то ли я бабочка, которой снится, что она человек».
Постироничный обзор на метафизический «Малхолланд Драйв» великого Линча
Один из главных кинофильмов в карьере режиссёра, сценариста, художника, проповедника медитативной осознанности (и тут ещё должно быть примерно пара абзацев регалий) Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» снова в российском прокате в честь 20-летия этого мистического триллера — отреставрированный и одобренный самим создателем. Мы не могли просто так написать о фильме, не сходив в кинотеатр. Так что эмоции максимально свежие и естественно запутанные (Линч этого и добивался).
«Малхолланд Драйв» — это перманентный сюрреализм и психодел, происходящее в котором — обман и иллюзия. Абсолютно глупым было бы писать серьёзный разбор такого произведения, поэтому эта статья тоже будет фикцией, делающей вид, что является рецензией. Так что все, что я напишу далее, будет немного бессмысленным (но это не точно) — лучше передать атмосферу фильма Дэвида Линча не получится.
Сюжет
Давайте я не буду здесь подробно описывать сюжет «Малхолланд Драйва», объясняя, что это за фильм и откуда он взялся. Во-первых, мне придётся делать вид, что будто бы я идиот, не смотревший это кино ранее. Во-вторых, надо будет принять тот факт, что вы идиоты, будто вы вообще ничего не слышали о главном фильме XXI века, как его называют многие журналисты и кинокритики. Поэтому о фильме — кратко.
В целом, этого достаточно. Описывать сюжет далее не имеет никакого смысла, то есть вообще (как и вся эта рецензия).
Интерпретации
Пересказывать историю целиком не нужно по нескольким причинам. Во-первых, его в целом необязательно воспринимать, как понятную структуру — камон, ребят, Линч. Тут всё окутано концепцией дуализма, смешивающей будничный и обыденный Голливуд с миром иногда осознанных сновидений (как и в большинстве фильмов режиссёра, будь то мрачный мир «Синего бархата» или Чёрный вигвам «Твин Пикса»). Во вторую очередь, примерно сразу же (буквально сразу — даже перед титрами) Линч нанизывает на без того запутанную сценарную канву множество загадок и ключей.
Что за клуб Silencio? Почему ключ синий и кто его дает? Что за бомж сидит за кафе? Где именно сон? Что происходит вообще в этом фильме? Если вы будете первый раз смотреть «Малхолланд Драйв» (shame on you), то основную часть фильма вы будете сидеть с похожими запросами в голове. А уже после окончания картины у вас есть выбор: либо вы выходите на улицу и час ни с кем не разговариваете, пытаясь поглотить и зафиксировать в себе все ощущения, которые проговорить будет сложно, либо садитесь за компьютер, читаете форумы и разгадываете загадки.
Сам Линч говорил, что сюжет вообще очень прост, чего там думать. Но к выходу оригинального DVD опубликовал 10 подсказок к расшифровке всех загадок, чем ещё сильнее сбил фанатов. В итоге интерпретаций появилось так много, что до истины даже спустя 20 лет добраться не получится. В этом, собственно, и весь гений как фильма, так и режиссёра.
Смысл
Я навру вам, если скажу, что мне нравится постигать смысл произведений. Я часто пишу о том, что в искусстве для меня важнейшим являются ощущения, а не понимание, так как после осознания последнего исчезает первое. Благодаря стремительно надвигающейся деменции, мне был дан шанс посмотреть «Малхолланд Драйв» в 2021 году как бы впервые — всё равно ничего уже не помню.
Но я допустил роковую ошибку (не надо так делать): не успев в полной мере насладиться ни с чем несравнимым послевкусием, примерно сразу открыл вот эту ссылку, прочитал взахлеб, и всё встало на свои места. Смысл фильма стал понятен, а смысл жизни исчез.
Время
Большинство критиков, как и всегда, когда фильм выходит в новый прокат, сравнивают, как картина выглядит теперь, в современном мире — справляется ли вообще кино спустя несколько десятилетий с визуальной эстетикой, технологичностью и даже новой этикой.
Стоит понимать, что практически любой фильма Дэвида Линча — будь то «Малхолланд Драйв» или «Голова-ластик» — это искусство в вакууме, его просто глупо рассматривать и анализировать в разрезе времени, так как метафизического в его картинах больше в процентном соотношении. Да, визуально фильм отсылает к мыльным операм конца 90-х, но это всего лишь форма, которую принимаешь как данность и в нулевых, и в начале двадцатых годов.
Так что этот пункт вообще можно вычеркнуть. Линч плевать хотел на время, как таковое. Он существует вне этих скучных рамок.
Эстетика
Зачем писать о безумной красоте, манящей атмосфере и метафизической тревоге, если вы все равно это не прочувствуете через текст, какие бы не были вставлены эпитеты. Просто сходите в кинотеатр (не забыв надеть маску), тем более на большом экране это медитативное буйство красок, контрастирующее с тревожной и таинственной музыкой Анджело Бадаламенти, который сотрудничает с Линчем со времен «Синего Бархата», смотрится в разы масштабнее.
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
Фильм Малхолланд драйв. Психологический разбор. Скрытый смысл
Чтобы понять фильм Дэвида Линча «Малхолланд драйв» достаточно расположить показанные в нем эпизоды в хронологическом порядке, что мы и сделаем в этом видео.
Фильм рассказывает историю девушки Дайаны Сэлвин, приехавшей покорять Голливуд из маленького города Дип Ривер, провинции Онтарио в Канаде. Ее тетя была актрисой и жила в Голливуде, а когда умерла, оставила Дайане немного денег. О родителях Дайаны ничего не говорится, и это нарочитое неупоминание создаёт вопросы, связанные с детством Дайаны.
Дайана мечтала стать актрисой, и после победы в конкурсе танцев Джиттербаг ей открылся путь к артистической карьере.
Название танца «джиттербаг» буквально переводится как трясущийся неврастеник, и это название задает символические границы истории Дайаны, которая началась с танца джиттербаг, а закончилась тем, что она сама стала трясущейся неврастеничкой.
После победы в конкурсе Дайана приезжает в Лос-Анжелес в сопровождении знакомых стариков – Айрин и ее спутника, которые присутствовали с Дайаной на конкурсе.
На съемках фильма «История Сильвии Норт» Дайана знакомится с Камиллой Роудс. Дайане было очень важно получить главную роль, но режиссер Боб Брукер был о Дайане невысокого мнения, и роль получила Камиллла.
Камилла стала заботиться о Дайане и помогала получить роли в фильмах с ней. Девушки становятся любовницами, но Камилла не ограничивается связью с Дайаной, а сближается с режиссером Адамом Кешером.
Когда Камилла сообщает Дайане, что они больше не могут встречаться, Дайана переживает это как крах всей ее жизни.
Вечеринка
Через некоторое время Камилла приглашает Дайану на вечеринку на Малхолланд драйв, которая в итоге становится для Дайаны катастрофой их отношений.
Всё, произошедшее на Малхолланд драйв отпечатывается в памяти Дайаны.
На вечеринке Дайана знакомится с матерью Адама Кешера, Коко. Та жалеет Дайану, поняв, что девушка стала жертвой любовной интриги.
Дайана жестоко страдает от того, что Камилла демонстрирует ей свое пренебрежение. Ее нервы напряжены до предела и то, что ей попадается на глаза, отпечатывается в памяти.
2:14:29 Глотнув из чашки кофе, она видит строгого мужчину, которого принимает за мафиози. В сознании Дайаны ассоциируются вкус отвратительного кофе и лицо этого мужчины.
Дайана видит, что у Камиллы есть другая любовница 2:14:43, проследив за ней взглядом, она видит непонятно откуда взявшегося ковбоя. 2:15:09
Адам Кешер объявляет присутствующим о помолвке с Камиллой, и это эмоционально добивает Дайану.
Заказ
После произошедшего Камилла пытается сохранить отношения, но Дайана отвергает ее.
Во время встречи с Джо Дайана также переживает крайний стресс, поэтому окружающие ее предметы и лица приобретают особую значимость.
В ее сознании отпечатывается имя официантки Бетти, черная книжка Джо, слова «Эта девушка», сумка с деньгами и синий ключ, который ей показывает Джо – знак выполненного заказа.
Случайно Дайана сталкивается взглядом с незнакомым человеком возле прилавка.
Сон Дэна
Ее фантазия дает ему имя Дэн (что созвучно ее собственному имени), и эпизод с Дэном иллюстрирует то, что чувствует Дайана в этот момент.
То есть, во время заказа убийства она почувствовала внутри себя нечто страшное. То, с чем невозможно встретиться лицом к лицу и не умереть. Источник ужаса находится на заднем дворе, за помойкой, что символически указывает на бессознательную часть психики. Часть нашего бессознательного является нашей личной помойкой, в которую мы вытесняем неугодные сознанию содержания. Но существо, присутствие которого почувствовала в себе Дайана, находится еще глубже, где-то в преисподней ее души.
Дайане страшно. Она спрашивает про ключ: «Что он открывает?». Джо смеется. Потому что ключ ничего не открывает, то есть открывает ничто.
Следующие несколько дней остались за кадром. И в этот промежуток Джо передал Дайане ключ, а после этого к ней домой приходили полицейские. Вероятно, Дайана погрузилась в депрессию и целыми днями спала. Последний из этих снов и составляет основную часть фильма.
Дайана засыпает
Тяжело дыша Дайана ложится на красную подушку. 02:13
Сознание Дайаны вытесняет воспоминание о содеянном в бессознательное. А те образы, которые отпечатались в ее психике в состоянии шока, теперь складываются в безобидную картинку, в которой перемешиваются воспоминания и желания главной героини.
Во сне так всегда и происходит: болезненные и травмирующие события достигают сознания в замаскированном виде.
Из сна Дайаны мы можем почерпнуть некоторые подробности из ее прошлого, ее надежды, мечты и ее интерпретацию произошедших с ней в Лос-Анжелесе событий.
Катастрофа
Дайана несомненно беспокоилась о том, что ее будет искать полиция, и во сне ситуация «Дайану ищут» превращается в «Камиллу ищут».
Люди, которых мы видим в наших снах – это либо части нашей личности, либо наши проекции на реальных людей. Поэтому образ Риты объединяет как черты характера самой Дайаны, так и ее желания, связанные с Камиллой.
Бетти
Во сне эго Дайаны берет себе имя Бетти — официантки из Винкис. Возможно, это также отсылка к имени голливудской звезды Бетти Грейбл которая была соперницей Риты Хейворт.
Фамилия Бетти – Элмз в переводе означает «вязы». Возможно, бессознательное позаимствовало образ дерева у лампы, стоящей на тумбочке рядом с телефоном Дайаны.
Бетти показана наивной и восторженной девушкой. Вероятно, такой и была Дайана, когда приехала в Лос-Анжелес. Обратите внимание на розовый цвет в ее одежде, подчеркивающий ее мечтательность и неопытность.
Бетти сопровождают Айрин со спутником. Они ввели Дайану в мир Голливуда, и после крушения всех надежд, Дайана делает их виноватыми в том, что произошло с ней. Она считает, что старики знали, что она погибнет в этом мире, и обрекли ее на гибель. Это иллюстрирует сцена злорадства стариков.
Умершая тётя Рут во сне Дайаны жива. Но ее имя символически намекает сновидице, что это неправда. Соответственно, дом тёти Рут – это дом неправды.
Мать режиссера Адама Кэшера, Коко, во сне становится управляющей дома миссис Ленуа (фантазия Дайаны дала ей эту фамилию по ассоциации с грецкими орехами).
Уилкинс – это молодой человек, сидевший на вечеринке рядом с Дайаной.
Один из внутренних конфликтов Дайаны заключается в том, что с одной стороны, она хочет забыть Камиллу и всё, что с ней связано, а с другой, хочет быть с ней. Бессознательное Дайаны решает эту проблему перемешиванием имён и потерей памяти Риты. Потерявшая память Рита – это Даяна, решившая забыть всё, что связано с Камиллой.
Камилла во сне Дайаны берет себе имя Риты Хейворт, голливудской звезды, у которой под конец жизни были проблемы с памятью. Потеря Ритой памяти – это реализация желания Дайаны забыть Камиллу и всё, что с той произошло. В реальности Камилла была властной и уверенной. Во сне Дайана делает Камиллу беспомощной и помогает ей в поиске себя.
То есть, во сне личность Дайаны расщепляется на две составляющие: на ту, которая еще ничего не знает и ничего не боится (Бетти), и ту, которая знает реальность, но боится ее вспомнить (Рита).
Всякий раз, когда реальность напоминает о себе, Рите становится хуже, что означает нежелание Дайаны возвращаться в реальность.
Мафия
Дайана считает, что Камилла добивается своих целей вовсе не талантом, а помощью влиятельных людей. Поэтому она решает, что серьезный мужчина на вечеринке – это мафиози, а во сне эта фантазия получает свое развитие. Образ мужчины ассоциировался у нее со вкусом эспрессо и ее ужасным настроением.
Мафиози продвигают на главную роль Камиллу Роудс, но во сне образ девушки позаимствован у любовницы Камиллы. 29:33
Несколько раз персонажи повторяют фразу, которую произносила Дайана при заказе убийства:
Мистер Рок
30:20. Мистер Рок, владелец киностудии, находится в помещении с синей лампой. Киностудия как фабрика по производству иллюзий, задрапированные стены и синий цвет лампы образуют параллель с клубом «Силенсио» и женщиной в синем парике. Мистер Рок как идеальный руководитель, не отдаёт никаких распоряжений, его подчиненные и так знают, что делать, а он лишь наблюдает. То же самое можно сказать и о синеволосой женщине.
Джо и Эд
Во время беседы с Джо, Дайана была так впечатлена его черной книжкой, что придумала историю о том, как она у него оказалась. Кроме того, в этой сцене Эд рассказывает Джо о том, как ему удалось избежать неприятностей, устроив катастрофу. Интересно, что Эд, которого убивает Джо – это длинноволосый брюнет.
Но вероятно, черная книжка с телефонными номерами, имеет гораздо большее значение для Дайаны.
Мы узнаём, что Джо был сутенером. И очередная сцена с ним начинается с красноречивого кадра.
Сосиска с яйцом внутри булки имеет однозначный сексуальный подтекст, а надпись «Сделано специально для розовых» указывает на то, что ждет наивных девушек с розовыми мечтами и в розовых кофточках, прилетевших покорять Голливуд.
Проститутка здесь тоже похожа на Дайану, и теперь мы понимаем, что Дайана была вынуждена подрабатывать девушкой по вызову. Так она и познакомилась с Джо.
Из разговора становится ясно, что Джо ищет Камиллу. Это проявление во сне страха Дайаны о том, что ее ищут. 45:22
Деньги и ключ
В сумке Риты обнаруживаются деньги и синий ключ. В фантазии Дайаны количество денег гораздо больше, что говорит о том, что сумма, которую она отдала Джо была для нее огромной.
Во сне ключ приобретает необычную форму за счет объединения идеи ключа с идеей таинственности и неизвестности.
Рита вспоминает
Воспоминания о реальности постепенно просачиваются в сознание Дайаны. Рита вспоминает, что она ехала на Малхолланд драйв. 47:50
«Давай будем действовать, как в кино. Выдадим себя за других». 47:58
И в кино, и во сне, персонажи выдают себя за других.
Винкиз
Бэтти с Ритой звонят из автомата, на который обращал внимание Дэн.
Во сне звонок по телефону означает попытку наладить связь с бессознательным, когда эго пытается восстановить то, что было вытеснено.
Имя Дайаны теперь носит официантка, и Рита вспоминает имя Дайаны Сэлвин. 54:36
Этот эпизод сообщает о том, что Дайана какое-то время работала в Винкиз. Такую же кружку мы видим у нее дома.
Когда девушки во сне звонят Дайане домой, мы слышим то же сообщение автоответчика, что и в реальности 55:59, 02:06:53
01:02:13 Рита боится выяснять что-либо. Это страх Дайаны встретиться с воспоминанием о вытесненном событии.
Луиза Боннер
Вытесненное содержание вновь пытается проникнуть в сознание Дайаны под видом Луизы Боннер.
Луиза Боннер: «С одним человеком кое-что случилось. Кто вы?».
Луиза пытается напомнить Дайане, что она не Бетти, и что с Камиллой случилось несчастье.
Когда нам снится кошмар, и мы в страхе просыпаемся, это происходит оттого, что какое-то вытесненное содержание достигает порога сознания. Почти то же самое происходит и в этом эпизоде, но боится Рита, а не Бетти, что вновь указывает на то, что образ Риты во сне ближе к реальной Дайане.
Наказание Адама
Дайана считает, что Адам Кэшер увел у нее Камиллу. Во сне она компенсирует это положение дел и наказывает Адама тем, что любовник уводит его жену, а жена выгоняет из дома. Розовая краска вновь указывает на Дайану: наивная девушка мстит этим гламурным людям в своем воображении. Она заставляет Адама Кэшера потерять всё, и стать таким же жалким и никому не нужным, какой стала она сама.
Встреча с ковбоем
Загадочный ковбой в фантазии Дайаны еще более могуществен, чем мафиози, и именно он стоит за продвижением Камиллы на главную роль.
Репетиция роли
Репетиция роли Дайаны показана дважды, и каждый раз она играет по-разному.
Дома Бетти играет наивно и простодушно, как она, вероятно и сыграла на прослушивании в реальном прошлом.
У Уолли Брауна во сне она уже играет как актриса, искушенная в сексуальном плане. Именно так в реальности сыграла Камилла,
«Я хочу сыграть эту сцену также, как с той девушкой, с темными волосами»
но во сне Дайана присваивает это исполнение себе, и производит на всех ошеломляющее впечатление.
Поскольку всё происходящее во сне в замаскированном виде отсылает к реальности, мы можем задаться вопросом, не является ли ситуация в разыгрываемой сцене зашифрованным сообщением из бессознательного Дайаны о том, что она когда-то очень прочно забыла?
На что намекает фраза, брошенная Вуди?
А если допустить, что название фильма, для которого делается эта сцена, «История Сильвии Норд» является отсылкой к фильму «Сильвия» 1965 года, главную героиню которого звали Сильвия Уэст, и которая в детстве была изнасилована отчимом и стала подрабатывать проституткой, то проблема Дайаны с ее отцом проявляется всё более отчетливо.
Встреча с Адамом
Сцена прослушивания Адамом девушек – это фантазия Дайаны о том, что Адам мог бы влюбиться в нее. И если бы не мафия, которая заставила его выбрать Камиллу, он наверняка дал бы главную роль Дайане.
Дом Дайаны
Наконец, воспоминания о реальности вплотную приближаются к сознанию спящей Дайаны, когда Бетти и Рита обнаруживают труп. 01:35:32
Вообще, Дом в сновидении символизирует личность сновидца, то есть Дайану. А труп указывает на то, что сновидец переживает депрессию и думает о смерти.
Дайана достигает во сне тайны, которую пытается вытеснить. Но цензура сознания всё же не дает ей вернуться в реальность. И ситуация «Камилла умерла из-за Дайаны» превращается во сне в ситуацию «Кто-то умер в доме Дайаны из-за Риты».
Парик
Рита содержательно ближе к реальной Дайане. Чем больше Рита вспоминает, тем сильнее отождествляется с Дайаной. Теперь, когда она узнаёт, что кто-то умер, она надевает парик, из-за чего образы Риты, Бетти и Дайаны еще сильнее интегрируются.
Бетти говорит Рите, что позаботится о ней. Это зеркальное отражение того, что Камилла заботилась о Дайане.
Любовь Бетти и Риты
Гомосексуальность Дайаны воспринимается зрителями как нечто не вызывающее вопросов. Тем не менее, с точки зрения психоанализа, женская гомосексуальность может возникнуть вследствие психологической травмы, когда гетеросексуальная направленность влечения блокируется и регрессирует к объектному отношению к матери.
Если в детстве Дайана действительно пережила сексуальные домогательства со стороны отца или отчима, то реакцией на эту травму могла быть ее идентификация с отцовской фигурой, а сексуальным объектом могла стать женщина, похожая на мать.
Мы видели, что Камилла фактически играла роль матери по отношению к Дайане, а во время любовной сцены Дайана ведет себя по-мужски агрессивно. То есть, потребность в отношениях с матерью, дающих чувство спокойствия и безопасности, плюс бессознательное желание отомстить отцу, действуя так, как действовал он, даёт нам образ гомосексуальности Дайаны. И это третий намёк на травму Дайаны, нанесенную отцом.
Силенсио
Бетти с Ритой ловят такси, чтобы отправиться в клуб Силенсио. На столбе мы видим листок с надписью: «Голливуд – это ад». Это убеждение Дайаны, выстраданное ее горьким опытом.
Театр в сновидениях указывает на отстраненное наблюдение субъекта за какими-либо событиями из жизни, от которых он пытается отгородиться. Отстраненное наблюдение без перепроживания. В психотерапии пациентам иногда рекомендуют представлять болезненные события их жизни на экране кино или на сцене театра.
Что же показывают Дайане на сцене?
Во-первых, ей сообщают, что всё, что она видит – нереально.
Во-вторых, в завуалированной форме показан сексуальный контакт, который когда-то был у Дайаны с отцовской фигурой. Мужчина напрягается, Бетти трясется, короткий стон и расслабление.
Синяя коробочка
После песни плакальщицы о несчастной любви Бетти обнаруживает в сумке синюю коробочку. Это то, что открывает синий ключ. Если перед сознанием поставить вопрос, оно будет искать ответ и рано или поздно выдаст его. Дайана задала вопрос «что открывает синий ключ», ее сознание представило ей синюю коробочку.
Поскольку реальный ключ ничего не открывает (открывает ничто), то и внутри коробочки – ничто. Синяя коробочка – это воплощение всякой иллюзии: снаружи нечто, а внутри пустота.
Бетти исчезает, как только Рита отворачивается, собираясь достать ключ. Бетти изначально была образом-пустышкой, лишь побуждая к действиям Риту. Теперь ее нет, и активность должна проявить Рита.
Но Рита – это тоже лишь воображаемый образ, поэтому исчезает и она. Исчезает и сама коробочка, как только выходит из поля зрения наблюдателя.
Всё, что мы видели, это иллюзия, игра воображения спящей Дайаны.
Дайана просыпается
Дайана просыпается от стука соседки. После ее ухода она заваривает кофе в чашке из Винкис и, сев на диван, видит синий ключ, который окончательно возвращает ее к реальности и означает крушение всех ее иллюзий.
Ее страхи, которые она вытесняла на задний двор своего сознания, теперь предстают перед ней лицом к лицу, она не выдерживает их натиска и убивает себя.
Дайана – девушка, исполненная мечтаний. Мечтаний стать актрисой, т.е. создательницей иллюзий.
Она приезжает в Голливуд – место мечты, фабрику грёз, на которой создаются кинематографические иллюзии.
И в этом месте мечты она доходит до полного внутреннего опустошения и разложения, также став лишь иллюзией.
Таким образом, фильм «Малхолланд драйв» повествует о пустоте и иллюзиях в их различном воплощении, обобщающим символом которых становится синяя коробочка.