Малодушие это в православии что значит

О малодушии. Как мы убегаем от Бога

Малодушие это в православии что значит. Смотреть фото Малодушие это в православии что значит. Смотреть картинку Малодушие это в православии что значит. Картинка про Малодушие это в православии что значит. Фото Малодушие это в православии что значит

Назад к Богу

Кто не познал скорбей, тот не познал Бога. Почему так важно помнить об этом?

Потому что, убегая от испытаний, лишений, унижений, гонений, мы убегаем от Самого Бога. Безусловно, для человеческого естества избегать боли, житейских ненастий, бед – это природное стремление.

Но Господь дал нам недвусмысленное новое понимание всего происходящего в нашей жизни.

Творец предлагает нам задуматься: что значат окружающий нас мир, события, люди, что значит для Бога и для нас наше появление на этом свете, наше падение, наше спасение?

Об этом Он говорит в Новом Завете, давая нам новый закон, новые ориентиры, новое понимание старых явлений и событий.

Но, к сожалению, Его слова могут потеряться в житейской каждодневной суете, остаться мертвыми, неуслышанными, так и не ожить, не распуститься в душе, если не будет приложено усилий с нашей стороны, не будут сделаны шаги навстречу Богу или, вернее, назад к Богу.

В начале Книги Бытия есть слова о сотворении человека в лице Адама и Евы, в которых Бог вдохнул Свое дыхание (Быт. 2:7).

Это удивительный и непостижимый факт! Произошло сроднение Бога и человека. В человеческое бытие с самого начала вписана гармония жизни с Творцом.

Мы умом не можем до конца этого понять и постичь, мы в состоянии только это прочувствовать, опытно испытать присутствие Всевышнего в жизни.

Задуманной изначально гармонией Бога и человека, нашим, дерзну сказать, родством мы не делаемся подобными Ему, но можем познавать Творца бесконечно, памятуя, что между Ним и нами есть гармония.

Это познание ограничено нашим тварным естеством здесь, на земле, и расстоянием приближения к Богу по мере духовного возрастания – в жизни вечной.

«Мы созвучны Богу, потому что Его дыхание в нас есть и этим дыханием мы есмы, мы движемся, мы живем (Деян 17:28), без него мы были бы просто частью материального или животного мира, не человечеством; и мы Его испытываем как беспредельную или предельную тайну, перед которой преклоняемся, к которой обращаемся только в форме молитвы: Свят, Свят, Свят Господь… – непостижим, величествен, и вместе с тем раскрывающийся перед нами», – пишет митрополит Антоний Сурожский.

Чего бояться?

Познавая Творца, мы приобретаем мир, а уверенность в Божием Промысле относительно нас дает нам мужество и крепость, ибо: «Если Бог за нас, кто против нас?»

Следовательно: все, что есть в нашей жизни, исходит от Творца и является следствием выбранного нами пути.

Если мы сознательно движемся к Богу, то не можем не чувствовать Его поддержку и помощь, утешение и любовь. Все житейские ситуации в таком случае рассматриваются сквозь призму духовных законов, все становится на свои места.

Если же мы удираем от Творца, тогда Он уже не в состоянии нам помочь, Он слишком далеко от Нас по нашей вине. Мы, таким образом, в одностороннем порядке расторгаем наш с Ним союз любви и гармонии. И пенять нужно только на самих себя.

Малодушие проявляется вследствие непонимания или незнания этих законов.

Святитель Николай Сербский пишет: «Только неразумный думает, что страдание есть зло. Разумный же знает, что страдание не зло, но лишь проявление зла и лечение зла».

Болезнь – это не кара за грех, а сигнал о том, что с нашей духовной жизнью не все в порядке.

Зачастую физические недуги, житейские испытания даются как средство для испытания нашей верности Богу. И только страдание, принятое с мужеством, терпением и благодарностью, становится христианским подвигом.

Преподобный Серафим Саровский учит: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более».

Поэтому бессмысленно паниковать и бояться, а в любой сложной ситуации вспоминайте слова Господа, обращенные к нам: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35).

Источник

Малодушие это в православии что значит

Встречаю в жизни понятия, которые мне не понятны. Как понять: человек сильный духом и что такое малодушие?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Выражение «сильный духом», действительно, весьма расплывчато и смутно. В зависимости от духовно-нравственных ценностей каждый вкладывает в него свое значение. В результате наблюдается крайняя смысловая пестрота. Это легко увидеть на примерах. В художественной литературе 19-го века это выражение применялось к людям бодрым, далеким от уныния. В советской литературе и публицистике оно идеологизировалось. «Сильными духом» назвали людей идейностойких.

Ф.Ницше всех людей распределил на три типа: «сильных духом», «сильных мускулами и темпераментом» и «не выдающихся ни тем, ни другим — посредственных». Первые составляют «элиту». Говоря о них, он проявляет болезненную озлобленность против христианства за его сочувствие и сострадание к слабым:

«Что хорошо? — Всё, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть.

Что дурно? — Всё, что происходит из слабости.

Что есть счастье? — Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия. Не удовлетворённость, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей…

Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно ещё помочь в этом.

Что вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым» (Фридрих Ницше. «Антихрист»).

Любят это выражение и современные оккультисты. Они уверяют, что магнит «сильных духом» перемагничивает более слабые ауры.

Словосочетание «сильные духом» не встречается ни в Священном Писании, ни у святых отцов. Библейский язык образный, поэтический, но при этом очень точный. Понятия и выражения самым определенным образом характеризуют духовные реалии. Господь говорит сынам Израилевым: «будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою [и] не отступит от тебя и не оставит тебя» (Вт.31:6). Бог повелевает приемнику Моисея Иисусу Навину: «будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав.1:9). Мужество означает внутреннюю крепость (в противоположность безволию, растерянности) и умение действовать уверенно в трудных обстоятельствах. У библейских праведников, а позже у христиан мужество всегда имело и имеет в своей основе глубокую и сильную веру: «Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;» (Евр.11:32-34). Св. апостол призывает: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:3). Понятием мужество пользовались святые отцы-аскеты: «Посему, возлюбленные, совлекшись всякого предубеждения, нерадения и обленения, как чада Божии, постараемся соделаться мужественными и готовыми идти во след Его…». (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. Беседа 4).

В новозаветных текстах к понятию мужество близкими по смыслу являются «смелость» («И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое», Деян.4:29), «отвага» (2Кор.10:1; 11:17), «дерзновение»: «Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян.23:11).

Малодушие есть отсутствие мужества и решительности. Понятие это встречается в библейских текстах: «И стал малодушествовать народ на пути» (Числ.21:4); «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фесс.5:14). Малодушен тот, кто теряет твёрдость духа и унывает во время гонений, скорбей, болезней, испытаний. В библейском понимании малодушие, прежде всего, есть проявление неверия или маловерия. «Трусливой и робкой делает душу отсутствие просвещения» (св. Иоанн Златоуст. О мужестве и храбрости. – Полн. собр. творений, М., 2004, т.12, кн.2, с.774). Словом просвещение святитель Иоанн называет озаряющую силу Божественной истины. Совершенные в вере христиане не боялись ни жестокости гонителей, ни коварства и злобы демонов. «Шел однажды авва Макарий из скита в Теренуф, и на пути зашел в капище отдохнуть. В капище находились древние языческие мумии. Старец взял одну из них и положил себе под голову, как подушку. Демоны, видя такую смелость его, позавидовали и, желая устрашить его, кликали будто женщину, называя ее по имени: «Такая-то, иди с нами в баню!» А другой демон из-под Макария, как будто мертвец, отвечал им: «На мне лежит странник, я не могу идти». Но старец не устрашился, а смело ударил труп и сказал: «Восстань, если можешь, ступай во тьму!» Демоны громко закричали: «Победил ты нас!» И со стыдом убежали» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных старцев. М., 1845, с145).

Источник

Малодушие

Малоду́шие — это немощь души чело­века, про­яв­ля­ю­ща­яся в таких его осо­бен­но­стях, как нере­ши­тель­ность, отсут­ствие твер­до­сти харак­тера, чрез­мер­ная бояз­ли­вость (в том числе в отно­ше­нии при­ня­тия личной ответ­ствен­но­сти), отсут­ствие реши­мо­сти и после­до­ва­тель­но­сти в деле сле­до­ва­ния запо­ве­дям Божиим.

При­чины мало­ду­шия

Опас­ность мало­ду­шия. Послед­ствия для духов­ной жизни чело­века

Борьба с мало­ду­шием. Про­ти­во­по­лож­ные мало­ду­шию доб­ро­де­тели

Побуж­де­ние к пре­одо­ле­нию мало­ду­шия и страха и сред­ства, для этого необ­хо­ди­мые, – цен­траль­ная тема напут­ствия Гос­пода уче­ни­кам, посы­ла­е­мым на про­по­ведь ( Мф.10:16-42 ). Важ­ней­шим из озна­чен­ных средств явля­ется страх Божий: «Не бой­тесь уби­ва­ю­щих тело, души́ же не могу­щих убить; а бой­тесь более Того, Кто может и душу и тело погу­бить в геенне». Звучат гроз­ные напо­ми­на­ния: «Кто не берет креста своего и сле­дует за Мною, тот не достоин Меня»; «Сбе­рег­ший свою душу (для вре­мен­ной жизни – ред.) поте­ряет ее (для вечной жизни с Богом – ред.)». Одно­вре­менно чело­век укреп­ля­ется твер­дой надеж­дой на Бога и Его Про­мысл: «Не две ли малые птицы про­да­ются за асса­рий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бой­тесь же: вы лучше многих малых птиц». Тому, кто вопреки мало­душ­ному страху пре­одо­леет испы­та­ния, даются от Гос­пода обе­то­ва­ния с одной сто­роны, о помощи на этом пути, с другой – о вели­кой награде в его конце: «Когда же будут пре­да­вать вас, не заботь­тесь, как или что ска­зать; ибо в тот час дано будет вам, что ска­зать, ибо не вы будете гово­рить, но Дух Отца вашего будет гово­рить в вас»; «Пре­тер­пев­ший же до конца спа­сется»; «Поте­ряв­ший душу свою (отдав­ший вре­мен­ную жизнь – ред.) ради Меня сбе­ре­жет ее (для жизни вечной – ред.)»; «И кто напоит одного из малых сих только чашею холод­ной воды, во имя уче­ника, истинно говорю вам, не поте­ряет награды своей».

Таким обра­зом, про­ти­во­по­ста­вить мало­ду­шию необ­хо­димо веру и надежду на Бога, страх Божий, муже­ство, тер­пе­ние в соче­та­нии с муд­ро­стью и про­сто­той («Вот, Я посы­лаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»). Сле­дует отме­тить, что рас­се­и­вая страх уче­ни­ков, Гос­подь одно­вре­менно исполь­зует еще более силь­ный страх (бой­тесь более Того…), недву­смыс­лен­ную угрозу (отре­кусь от того и Я…) и спа­си­тель­ную надежду вели­кой награды3. Все это вместе состав­ляет единый пред­мет веры, с тер­пе­нием и муже­ством пре­одо­ле­ва­ю­щей всякое мало­ду­шие и бояз­ли­вость.

Непо­сред­ственно про­ти­во­сто­я­щей мало­ду­шию доб­ро­де­те­лью явля­ется муже­ство. В отли­чие как от бояз­ли­во­сти, так и от дер­зо­сти, муже­ство свя­зано с креп­ким упо­ва­нием на Гос­пода, чем и при­вле­кает бла­го­дат­ную помощь. Дви­жу­щей силой истин­ного муже­ства явля­ется любовь: «Муже­ство есть любовь, гото­вая ради Бога пре­тер­петь всё» (блж. Авгу­стин).

При­ме­ча­ния:

Если впа­дешь в мало­ду­шие – молись. Молись со стра­хом и тре­пе­том, молись усердно, бод­ренно и трез­венно. Так подо­бает молиться тем более, что неви­ди­мые враги наши лукаво и неусыпно дей­ствуют: они осо­бенно ста­ра­ются пре­пят­ство­вать такому совер­ше­нию молитвы.
Авва Ева­грий

«Умо­ляем также вас, братия, вра­зум­ляйте бес­чин­ных, уте­шайте мало­душ­ных, под­дер­жи­вайте слабых, будьте дол­го­тер­пе­ливы ко всем» ( 1Фес.5:14 ).

Источник

Малодушие это в православии что значит

В чем состоит грех малодушия?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Малодушие это в православии что значит. Смотреть фото Малодушие это в православии что значит. Смотреть картинку Малодушие это в православии что значит. Картинка про Малодушие это в православии что значит. Фото Малодушие это в православии что значит
Понтий Пилат умывает руки

Христианин – человек, имеющий не только твердую веру, но и крепкую волю и мужество, следуя за Иисусом Христом, претерпевать все испытания на пути спасения.

Святая Библия дает примеры отступления от Бога по малодушию: «От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея» (Числ. 21: 4–5). Апостол Павел призывает: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5: 14). Малодушен тот, кто падает духом от постигших его неприятностей, гонений, притеснений, скорбей и болезней. «Малодушие бывает причиною погибели, подобно беспечности. Малодушен не переносящий обид, малодушен не переносящий искушений – именно он и есть посеянный на камне» (10-я беседа на 1 Послание к фессалоникийцам). Такой человек легко бывает побеждаем страстями, потому что не имеет воли вести с ними борьбу.

Для избавления от малодушия надо стяжать мужество. Это не природное качество, а добродетель, основанная на полном доверии к Богу. Господь говорит праведному Иисусу Навину: «Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав. 1: 9).

Всякий христианин есть воин Христов. Он может быть достойным этого высокого звания только преодолевая малодушие. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16: 13).

Малодушие это в православии что значит. Смотреть фото Малодушие это в православии что значит. Смотреть картинку Малодушие это в православии что значит. Картинка про Малодушие это в православии что значит. Фото Малодушие это в православии что значит

При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна

Источник

Избави меня от малодушия.

Малодушие это в православии что значит. Смотреть фото Малодушие это в православии что значит. Смотреть картинку Малодушие это в православии что значит. Картинка про Малодушие это в православии что значит. Фото Малодушие это в православии что значит

Должен ли христианин уметь постоять за себя? Ситуации, порождающие этот вопрос, жизнь преподносит нам, увы, очень часто. Мы всегда можем столкнуться с хамством, непрофессионализмом и нечестностью, завуалированным или совсем голым вымогательством, незаконными требованиями… Мы всегда можем стать жертвой несправедливости, причем не только на улице, в транспорте, в каком-либо учреждении, но и дома, в семье. Не противостоять, не говорить «нет» означает соглашаться со злом, более того — поощрять все эти прискорбные явления к дальнейшему процветанию. Но всегда ли нас хватает на то, чтобы сказать «нет»? А если не хватает, то почему? И другой вопрос: всегда ли мы должны говорить это «нет», вступать в борьбу? Мы же христиане — может быть, когда-то лучше обратить другую щеку, отдать верхнюю одежду, пройти два поприща (ср.: Мф. 5, 39–41)? Или — как вариант — выскользнуть из неприятной ситуации молча и убежать от нее побыстрее ради сохранения душевного мира и духовного настроя? Обсудим эти проблемы.

Начну с примера из собственной жизни. В бурный период переезда и обустройства новой квартиры я вынуждена была пользоваться услугами одной широкопрофильной фирмы — ребята умели всё: и сантехнику устанавливать, и линолеум стелить, и проводку тянуть, и батареи менять, и створки окон отлаживать, чтоб закрывались. По окончании работ они называли весьма ощутимую сумму, которую я должна была отдать им наличкой (на месте руководства фирмы я организовала бы оплату услуг иначе), и сопровождали наш с ними расчет сердечной просьбой:

— Если вам позвонят из нашей конторы и спросят, сколько мы с вас взяли, скажите, что не столько, а меньше… Вы понимаете, мы — работяги (апелляция к народной солидарности), а они там — в креслах сидят, мышкой возят, вот вся их работа…

— Скажу, — обещала я, содрогаясь, стыдясь и тут же решая просто не брать трубку, если из этой фирмы впрямь позвонят. На мое счастье, ни разу не позвонили.

Что мешало мне сказать: «Нет, ребята, я врать не буду, я сейчас сама в вашу фирму позвоню и спрошу, не многовато ли вы с меня взяли»? Неуверенность в себе? Чувство зависимости? Страх негативной реакции?

Это плохое утешение, конечно, но я такая не одна. Мама моей подруги пришла, а вернее, приковыляла к врачу с варикозным воспалением обеих ног. Врач послал ее этажом выше, в процедурную. Медсестрица в процедурной скомандовала:

— Идите в аптеку — вон, через дорогу, купите упаковку одноразовых шприцев и перчатки. Принесете все это — тогда сделаю вам укол.

— Но мне очень больно ходить.

— Так сюда же Вы как-то пришли! — дернула плечом «волшебница в белом халате»…

Услышав от своей мамы этот рассказ, моя подруга рванулась к телефону — звонить главврачу и вообще устраивать скандал. Но мама буквально повисла у дочки на руке:

— Не надо! Мне еще не раз, возможно, придется к этой медсестре идти… Не к этой, так к другой, но из этой же поликлиники… Лучше не надо. Не умерла же я, сходив в эту аптеку, в конце концов…

Да, чувство зависимости, беззащитности, бесправия. Страх лишиться того, что худо-бедно еще дают…

[Рисунок Нино Чакветадзе] Тот, кто по тем или иным причинам не может или не хочет защищать себя, не защитит и близких, не говоря уже о прочих людях, и такие ситуации тоже на каждом шагу. Родители боятся заступиться за своих детей, которых травят одноклассники или третируют учителя: не сделать бы еще хуже. Жена не находит в себе сил защитить собственных родителей, с которыми ее муж разговаривает, как барин с прислугой…

Необходимо сказать еще и о том, что мы подчас боимся защитить себя, свои неотъемлемые права в Церкви, в храме. Среди писем с вопросами к правящему архиерею, приходящих на наш сайт, было такое: «В храме перед началом службы ко мне подошла незнакомая женщина и потребовала, чтобы я покинула храм. Причиной была ссадина у меня на ноге. Женщина сказала: “Вам нельзя сейчас находиться в церкви — вы с кровью”. Я не хотела уходить из церкви, но она пригрозила, что позовет охранника…»

Очень хотелось спросить бедного автора письма: а что же вы охранника-то церковного так испугались, он что — руки за спину вам вывернул бы, дубинкой бы вас бил, силой выволок. Сработало само слово «охранник» — на уровне рефлекса: тот, у кого власть. Сработала самоуверенность не в меру ревностной, притом невежественной прихожанки и неуверенность, неосведомленность, возможно, природная робость автора письма…

Просто робость. или это нужно назвать как-то иначе? Не зря же в вечерней молитве Иоанна Златоуста мы просим избавить нас от малодушия… За ним стоит маловерие, неумение доверять Богу, полагаться на Него, как следствие — человекоугодие. Лично у меня нет сомнений, что с этим нужно как-то справляться.

Впрочем, на мой взгляд, есть еще одна причина нашего неумения или просто нежелания защищать себя и других. Это, как ни странно, лень. Лень писать жалобы, идти в полицию, администрацию, отдел защиты прав потребителей, антимонопольное управление, прокуратуру, суд. Проще махнуть рукой…

…Да понимаю, понимаю я прекрасно, что порой и не в лени дело, а просто нет на это ни сил, ни времени. И вообще, невозможно превращать свою жизнь в непрерывное хождение по инстанциям и писание жалоб, эдак и в уме повредиться недолго…

Понимаю и согласна, но бывают случаи, когда мириться со злом действительно нельзя, когда добиться наказания виновных необходимо, а нам просто лень. И это тоже неправильно.

Из того, что Бог знает наши нужды, не следует, что мы сами не должны трудиться. Точно так же: из того, что Он нас защищает, не следует, что мы сами не должны защищать себя и тех, за кого мы в ответе; а следует совершенно противоположное.

Журнал «Православие и современность» № 43 (59)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *