Малоосвоенные человеком территории чем это обусловлено
Малоосвоенные человеком территории чем это обусловлено
Подробное решение параграф § 2 по географии для учащихся 10 класса, авторов Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина 2013
1. По карте найдите малоосвоенные человеком территории. Чем это обусловлено?
Северо-восточная Сибирь, Дальний Восток, Камчатка, Арктика, Гренландия, Северная Канада. Малоосвоенность территорий обусловлена рядом причин:
1. Удаленность территории от энергетических источников.
2. Сложный характер местности – районы пустынь, болот, вечной мерзлоты.
3. Хозяйственная скудность земель, например отсутствие полезных ископаемых.
2. Чем можно объяснить низкий уровень освоенности земель Африке, Южной Америке и Австралии?
Африка – страна с жарким климатом, что уменьшает шансы эффективного освоения земель (Намибия).
Южная Америка – сложна в освоении в силу непроходимости тропических лесов, наличия множества опасных животных – ягуаров, ядовитых пауков, анаконд, наличия паразитов и переносчиков инфекционных заболеваний (Амазония).
Австралия – пустынные ландшафты, скудная растительность, заболоченность северных берегов.
3. На Великой Китайской равнине и Индо-Гангской низменности распаханность территории достигает 70-80%. А где еще в Азии расположены крупные ареалы распаханных земель?
Северный Казахстан и Южная Сибирь – в пределах Зап-Сиб. равнины.
4. Известно, что сокращение площади под сезонно-влажными лесами связано главным образом с подсечно-огневой системой земледелия. А какие антропогенные факторы сильно влияют на изменение аридных ландшафтов в Африке?
Засуха, спровоцирована загрязнением атмосферы выбросами газов, сокращение площадей лесов через вырубку, чрезмерный выпас скота.
5. Есть ли в вашей местности антропогенные ландшафты, которые можно отнести к культурным?
Аркаим, оз. Аракуль, Тургояк, Увильды.
6. Укажите конкретные примеры расширения границ ойкумены за счет:
а) пустынных и полупустынных территорий
б) арктических и субарктических
в) предгорных и горных
г) сведения лесных массивов
д) Мирового океана (в том числе в пределах России).
1) строительство городов в странах Персидского залива
3) строительство горнолыжных объектов в предорьях: Сочи, Домбай, Архыз, + Швейцария, Австрия
4) столица Бразилии Бразилиа возникла за счёт сведения лесов Амазонского бассейна
5) расширение территории Нидерландов за счёт строительства дамб, нефтедобывающие платформы с посёлками для нефтянников на сваях Нефтяные Камни (около Баку).
7. «Безмерные возможности планеты – неумный и вредный миф. Мы живём на малом космическом теле, любая часть которого не может быть бесконечной»…
Речь идет о бережном отношении к природе, где человек должен сдерживать или ограничивать негативные последствия своего влияния на окружающий мир.
8. Перед вами несколько определений понятия «культурный ландшафт», проанализируйте их, какое вам ближе и почему? Раскройте понравившееся вам понятие.
«Культурный ландшафт представляет собой нашу коллективную автобиографию, отражающую наши вкусы ценности устремления и страхи, его можно читать как книгу». Культурный ландшафт является нашим наследием, результатом взаимодействия человека и природы. Все наши предпочтения, цели и т.д., можно увидеть в культурном ландшафте, так как его создает человек меняя окружающую среду, вкладывая частичку себя. В современном мире, культурным ландшафтом принято считать отдельные точки на всей территории, поэтому все остальную часть можно считать фактически ничем. Весь культурный ландшафт представляет собой какие-либо произведения архитектуры, скульптуры и т.д.
Конспект урока «Современное освоение планеты»
C овременное освоение планеты (10 класс)
— изучение картины современного освоения планеты;
— формирование знаний о причинах неравномерного освоения территорий и акваторий планеты;
— определение географических понятий «ландшафт», «естественный ландшафт», «антропогенный ландшафт», «культурный ландшафт»
1. Организационный момент
2. Повторение:
— Перечислить методы исторической географии
— Для чего нужно изучать географию прошлого?
— К каким последствиям привело хозяйственное освоение человеком планеты Земля?
— Дать определение «Ойкумена»
3. Актуализация знаний
Задание: Путём «наложения» карты учебника на стр.9. рис.2 «Заселённость континентов Земли» на карту атласа 7 класс стр. 14-15 «Природные зоны мира», определить:
1. Почему в Гренландии, на западе США, в Австралии, на севере Африки, в Центральной Азии существуют необжитые и слабо обжитые территории? ( Недостаток солнечного тепла; Многолетняя мерзлота; Заболоченность; Аридность климата; Гористость; Повышенная сейсмичность и т.д.)
Вступительное слово учителя: По имеющимся оценкам, в конце ХХ столетия площадь ойкумены занимала от 50 до 75% суши
Задание: В тексте раздела «Освоение новых территорий и акваторий» найти ответы на следующие вопросы:
1. Почему на территории планеты существуют необжитые и слабо обжитые территории?
2. С какой целью человек в эпоху НТР осваивает необжитые и слабо обжитые территории?
3. В каких государствах мира, и с какой целью, осваиваются околополярные территории?
4. Какие ресурсы Мирового океана вовлекаются в орбиту экономической деятельности человека?
5. За счёт чего Ойкумена раздвинула свои границы? ( Ойкумена раздвигает свои границы за счет освоения пустынь и полупустынь, арктических, субарктических, горных регионов, пространств Мирового океана)
Урок на тему «Современное освоение планеты»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Давайте повторим: 1.Что такое ойкумена? 2.Чем обусловлено расширение границ ойкумены?
Современное освоение планеты 10 класс
Цель урока: Где сегодня происходит хозяйственное освоение новых земель? Чем отличаются культурные ландшафты от естественных? Как найти гармоничные основы взаимодействия общества и природы?
Освоение новых территорий и акваторий По имеющимся оценкам, в начале ХХI в. площадь ойкумены занимает до 75% суши (рис.2 стр.8)
ПРИЧИНЫ НЕОБЖИТЫХ ЧЕЛОВЕКОМ ТЕРРИТОРИЙ 1. Недостаток солнечного тепла 2. Многолетняя мерзлота 3. Заболоченность 4. Аридность климата (сухой климат с высокими температурами воздуха, испытывающими большие суточные колебания, и малым количеством атмосферных осадков (100—150 мм/год) или полным их отсутствием.) 5. Гористость 6. Повышенная сейсмичность.
Работа с учебником стр. 8 Существуют ли различия в освоении территории и использовании земельных ресурсов по странам и регионам? 10
Освоение новых территорий и акваторий Однако слабую заселённость не следует рассматривать как явление негативное – это природный и экологический резерв человечества, к сожалению, постепенно «тающий» и нуждающийся в постоянном контроле и сохранении.
Куда устремляется человек, вооружённый достижениями НТР? 1.Пустынные и полупустынные районы Африки, Азии, Австралии. В Сахаре появляются новые города-оазисы, с промышленными предприятиями, ведётся жилищное строительство, у песков отвоёвываются площади под сельскохозяйственные угодья, прокладываются асфальтированные дороги.
Освоение пустынь Desertec – проект 20 немецких компаний по созданию в Сахаре солнечных электростанций. 15% электроэнергии. Стоимость: 400 млрд евро Заседание Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием и засухой в Бонне
2. Арктические и субарктические районы Околополярные территории на Севере России, Канадском Севере, Аляске Несмотря на низкие температуры, полярные ночи, многолетнюю мерзлоту, сильную заболоченность, освоение района продолжается
Арктические и субарктические районы Околополярные территории на Севере России, Канадском Севере, Аляске Россия разрабатывает апатиты, нефелины, медно-никелевые руды Кольского полуострова, Норильска, нефтегазовое сырьё Западной и Восточной Сибири. США создали на Аляске современную горнодобывающую промышленность (нефть, золото, платина) На Канадском Севере добывают: железную руду, нефть, полиметаллические руды.
3. Предгорные и горные районы с применением специальной техники используются под сельскохозяйственные угодья, где культивируются овощи, фруктовые деревья, особенно чайный куст (Индия, КНР, Корея, Япония, Шри-Ланка)
Предгорные и горные районы
Предгорные и горные районы Рисовые террасы Чайные плантации Продолжительность жизни куста чая на плантации в среднем равна продолжительности жизни одного поколения людей.
4. Саванны и влажные тропические леса
5.Пространства Мирового океана Используются его биологические, минеральные, энергетические богатства.
Пространства Мирового океана Сегодня буровыми платформами и нефтяными вышками «усеяны» Северное море, Мексиканский и Гвинейский заливы, на очереди Баренцево море, шельф Сахалина.
Пространства Мирового океана Во всю мощь работают рыбные «конвейеры», грозящие оскудением ихтиофауны Океана. Ведётся интенсивный промысел криля (рачка, служащего ценным сырьём для производства кормовой муки), заготавливаются пищевые водоросли.
Ойкумена раздвигает свои границы за счет освоения пустынь и полупустынь, арктических, субарктических, горных регионов, пространств Мирового океана
От естественных ландшафтов – к культурным Культу́рный ландша́фт — земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей. Ландша́фт (нем. Landschaft, вид местности, от Land — земля и schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость). Дословно может быть переведен как «образ края»
От естественных ландшафтов – к культурным Формирование культурных ландшафтов – одно из направлений новой эпохи интенсивного освоения планеты, основанного на коллективном разуме, на хозяйственном отношении человека
Закрепление … На карте найдите малоосвоенные человеком территории. Чем это обусловлено? Чем можно объяснить низкий уровень освоенности земель в Африке, Южной Америке и Австралии? Где сегодня происходит хозяйственное освоение новых земель? Чем отличаются культурные ландшафты от естественных? Есть ли в нашей местности антропогенные ландшафты, которые можно отнести к культурным?
Домашнее задание: §2, записи в тетрадях Вопросы на стр. 11 № 6, 7, 8 устно
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1191268
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
По карте найдите малоосвоенные человеком территории?
По карте найдите малоосвоенные человеком территории.
Чем это обусловлено?
Сибирь, Дальний Восток, Камчатка, Ямал, Новая Земля, Чукотка,
Врангеля, Новосибирские острова, да и вся российская Арктика в целом,
Курильские острова, Беринговы острова.
Гренландия, Шпицберген, Северная Канада, Аляска.
Непал, Тибет, пустыня Гоби.
реки Амазонки, Кордильеры, Анды, Огненная земля в Южной Америке.
Суворова в Тихом океане и ряд других тихоокеанских островов.
Так как плохие климатические условия, непригодные для проживания, заболоченная местность.
ОЧЕНЬ СРОЧНО?
Напишите небольшой доклад на тему : » Карты стран «.
Вид карты (По охвату территории) 2.
Назначение этих карт 3.
Кто использует эти карты в работе.
К какой группе карт относится физическая карта мира по обхвату территории и по содержанию?
К какой группе карт относится физическая карта мира по обхвату территории и по содержанию.
По охвату территории карты бывают :какими?
По охвату территории карты бывают :
Вопросы по Географии 7класс (В?
Вопросы по Географии 7класс (В.
П. Дронов) Какой рельеф преобладает в Африке?
Чем это обусловлено?
Чем определяется формирование климата Африки?
Как распределяются осадки на территории материка?
Как делятся карты по содержанию?
Как делятся карты по содержанию?
По охвату территории?
Какая карта по охвату территории и по содержанию?
Какая карта по охвату территории и по содержанию?
Карта Среднегодовое количество осадков.
Найдите на политической карте мира страны, форма территории которых кажется вам интересной?
Найдите на политической карте мира страны, форма территории которых кажется вам интересной.
Имеет ли значение форма территории.
Используя физическу карту атласп, найдите самую высокую и самую низкую точкк территории России?
Используя физическу карту атласп, найдите самую высокую и самую низкую точкк территории России.
Как обозначаются на карте зависимые территории?
Как обозначаются на карте зависимые территории?
Найдите на карте атласа территории, где преобладает циклональный и Антициклональный тип погоды?
Найдите на карте атласа территории, где преобладает циклональный и Антициклональный тип погоды.
1. Б г в д а 2. Б 3. А3 б1 в 4г2 4. Бвга 5. В.