Мама ругает меня что я всегда разбрасываю свои вещи
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Ошибки в построении сложного предложения.
Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.
В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.
Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.
А теперь подходим к сути вопроса № 8.
Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.
Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).
Ошибки в использовании подчинительных союзов.
Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.
Пример.
Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.
Верно.
Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)
Пример.
Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.
Верно.
Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.
Пример.
Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
Верно.
Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
Пример.
Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.
Верно.
Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.
Пример.
Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.
Верно.
Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.
Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.
Пример.
Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)
Верно.
Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.
Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.
Пример.
У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.
Верно.
У меня есть предположение, что он просто не подготовился.
Пример.
Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.
Верно.
Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.
Неверное построение сложноподчинённого предложения.
Пример.
В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)
Верно.
В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.
Пример.
Контрольная работа, назначенная на понедельник
и к которой я готовился, была вдруг отменена.
Верно.
Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.
Пример.
Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.
(Героем каким?- который)
Верно.
Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Ошибки в сложном предложении.
Приложение.
Таблица
Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.
Вид придаточных
Вопросы
Подчинительные союзы
Союзные слова.
Определительные
каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.
Изъяснительные
Вопросы косвенных падежей.
Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».
Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.
Обстоятельственные
Образа действия
Что, чтобы, словно, будто.
Меры
Степени
Как? В какой степени?
Места
Времени
Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?
Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.
Причины
Отчего? По какой причине?
Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.
Следствия
Что из этого следует?
Цели
Зачем? С какой целью?
Условия
Уступки
Несмотря на что? Вопреки ему?
Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.
Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)
Сравнения
Как? В сравнении с чем?
Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.
Сопоставительные.
В то время как, между тем как, тогда как,
Присоединительные
Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.
Ошибка в построении сложного предложения
Ошибка в построении сложного предложения – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения.
Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:
Ошибка в построении сложного предложения: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении сложного предложения», и исправим их.
Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.
Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».
Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.
Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.
Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».
Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.
Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С. Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову «текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст», чтобы не терялся смысл.
Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Поделитесь статьей с одноклассниками «Ошибка в построении сложного предложения – задание 7 ЕГЭ русский язык».
Мама ругает меня что я всегда разбрасываю свои вещи
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними. |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий. |
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | 5) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации. |
6) Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая. | |
7) Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот». | |
8) Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи. | |
9) Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
В предложении 2 причастный оборот неверно присоединен к слову «компьютер», хотя относится к слову «программист».
В предложении 4 определяемое слово: энциклопедии. Приложение: Жизни замечательных людей. Нужно согласовать приложение с определяемым словом (энциклопедии «Жизнь замечательных людей») либо убрать определяемое слово.
В предложении 5 подлежащие «те» требует при себе сказуемого во множественном числе.
В предложении 6 в качестве однородных членов выступают наречие «светло» и прилагательные «большая» и «чистая», что неверно. Чтобы оставить однородные члены, нужно использовать или 3 наречия или 3 прилагательных. Либо сделать так, чтобы наречие и прилагательные перестали быть однородными членами.
Предложение 8 является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».
Ответ: 28456
2 1 7 4 7 5 6
Мама ругает меня что я всегда разбрасываю свои вещи
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними. |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий. |
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | 5) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации. |
6) Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая. | |
7) Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот». | |
8) Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи. | |
9) Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
В предложении 2 причастный оборот неверно присоединен к слову «компьютер», хотя относится к слову «программист».
В предложении 4 определяемое слово: энциклопедии. Приложение: Жизни замечательных людей. Нужно согласовать приложение с определяемым словом (энциклопедии «Жизнь замечательных людей») либо убрать определяемое слово.
В предложении 5 подлежащие «те» требует при себе сказуемого во множественном числе.
В предложении 6 в качестве однородных членов выступают наречие «светло» и прилагательные «большая» и «чистая», что неверно. Чтобы оставить однородные члены, нужно использовать или 3 наречия или 3 прилагательных. Либо сделать так, чтобы наречие и прилагательные перестали быть однородными членами.
Предложение 8 является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».
Ответ: 28456
2 1 7 4 7 5 6
Мама ругает меня что я всегда разбрасываю свои вещи
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними. |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий. |
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | 5) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации. |
6) Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая. | |
7) Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот». | |
8) Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи. | |
9) Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
В предложении 2 причастный оборот неверно присоединен к слову «компьютер», хотя относится к слову «программист».
В предложении 4 определяемое слово: энциклопедии. Приложение: Жизни замечательных людей. Нужно согласовать приложение с определяемым словом (энциклопедии «Жизнь замечательных людей») либо убрать определяемое слово.
В предложении 5 подлежащие «те» требует при себе сказуемого во множественном числе.
В предложении 6 в качестве однородных членов выступают наречие «светло» и прилагательные «большая» и «чистая», что неверно. Чтобы оставить однородные члены, нужно использовать или 3 наречия или 3 прилагательных. Либо сделать так, чтобы наречие и прилагательные перестали быть однородными членами.
Предложение 8 является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».
Ответ: 28456
2 1 7 4 7 5 6