Мама с дженнифер лоуренс о чем
В чём смысл фильма «Мама!» с Дженнифер Лоуренс, который все посмотрели и никто ничего не понял
14 сентября в российский прокат вышел очень неоднозначный фильм «мама!» с Дженнифер Лоуренс. Трейлер фильма был весьма интригующий поэтому многие люди бросились в кино, чтобы взглянуть на картину, обозначенную многими жанрами, включающими в себя ужасы, триллер, драма, детектив и т.д. Однако после выхода из кинотеатра, у многих зрителей возникло такое чувство, будто их накормили содержимым кошачьего лотка, потому как фильм вообще никто не понял. Зрители тут же бросились к поисковикам пытаясь найти смысл фильма «мама!» или хотя бы его концовки. Однако всё, что им удалось найти, это слова режиссёра фильма Даррена Аронофски, известного по своим фильмам «Чёрный лебедь» и «Реквием по мечте», который сказал, что весь фильм это сплошная метафора и каждый должен найти в нём смысл сам. Актёры фильма, включая саму Дженнифер Лоуренс многозначительно отмалчиваются, отвечая примерно, как режиссёр. Так в чём же смысл сего киноряда? Умкра расскажет.
Начнём с сюжета
Вначале картина Даррена Аронофски выглядит как обычный триллер, про дом с приведениями Главные герои фильма Мама (Дженнифер Лоуренс) и Он (Хавьер Бардем) наслаждаются спокойным существованием в большом доме. Мама пытается держать дом в чистоте и порядке, в то время как Он пытается создать новый шедевр.
Затем к ним вдруг заявляются двое гостей: некий мужчина (Эд Харрис) и его жена (Мишель Пфайффер). Затем их посещают их сыновья (Доммалл Глисон и Брайан Глисон). А потом в дом приходит орда гостей, которые мусорят и ломают дом, невзирая на просьбы мамы вести себя более прилично. Внезапная вечеринка превращается в кошмар.
Во второй половине фильма гостевая вакханалия продолжается, но здесь Мама уже беременна. Результатом беременности становится рождение ребенка, который оказывается разорван толпой.
В конечном итоге в порыве ярости Мама сжигает дом. В живых остаётся лишь только её муж. Он превращает её сердце в кристалл, с помощью которого восстанавливает дом в прежнее, первозданное состояние. После чего в доме появляется новая жена, предвещая собой очередной цикл, который предположительно должен закончится также.
Первое и самое главное объяснение происходящего: «мама!» — это своеобразный пересказ Библии
Несмотря на то, что этот фильм многие могут интерпретировать по-разному, вполне очевидным фактом остаётся тот, что это пересказ Библии (как Нового, так и Ветхого Завета). Персонаж Хавьера Бардема, указан в титрах как «Он», — это Бог, а Лоуренс — Мать-Земля.
Параллели слишком очевидны, чтобы их игнорировать. Первые гости олицетворяют собой Адама и Еву; спор братьев — это версия истории Каина и Авеля; бедствие на кухне является отсылкой к библейскому наводнению; поедание младенца Матери — очень буквальное изображение Причастия; и так далее.
Несмотря на то, что в Библии описывается только отношения между человеком и Богом, в фильме «мама!» фигурирует также ещё и Земля, с точки зрения которой и происходит всё повествование. Красной нитью через весь фильм тянется идея, что Земля не просила никого из нас, ведь с момента возникновения человечество только и занимается тем, что пьёт из Земли все соки, попутно разрушая её.
Объяснение второе: «мама!» — предостерегающая история, посвящённая окружающей среде
Несмотря на то, что «библейская теория» выглядит весьма правдоподобной в ней также присутствует место и для других. Одной из них является сообщение о, изменении климата. Мы люди пришли в дом к матери-Земле и разрушаем его.
Гости Мамы врываются туда, куда их не просят и издеваются над просьбами и предупреждениями. Они разводят беспорядок и не обременяют себя уборкой и приведением всё в порядок. Когда они пытаются помочь, то наоборот делают только хуже (как в случае гостей, которые начали красить дом). Они портят стены просто чтобы показать, что «мы здесь были», и забирают все, что им нравится, из-за какой-то ненасытной жадности.
Дом переполняется людьми до той точки, когда назад уже нет пути. Наконец, Мама просто разгоняет всех, уничтожая дом.
Объяснение номер три: «мама!» — повествование о тёмной стороне жизни знаменитостей
Из всех участников фильма только мама хочет, чтобы гости ушли. Поэту нравится иметь вокруг себя поклонников, он находит их присутствие бодрящим и вдохновляющим. «Как приятно общаться с теми, кто понимают мою работу», — рассказывает Он жене. Он восхищается собой, приветствуя фанатов, а затем и журналистов.
Но все эти люди хотят чего-то взамен, они требуют внимания, времени, вещей. Они массово вламываются в дом, всё фотографируют и толпятся вокруг него. Они говорят что любят своего кумира, но не могут перестать вторгаться в личную жизнь супружеской пары, разрушая дом и в итоге убивая и пожирая их ребёнка.
Подобный взгляд на фильм позволяет по-другому взглянуть на интерес к жизни знаменитостей со стороны фанатов, которые требуют от своих кумиров всё больше и больше.
Объяснение четвёртое: «мама!» — аллегория создания и потребления
Может быть в их паре художник Он, но Мама тоже творит. Она отвечает за дом и и его содержание. В конце концов, они создают что-то вместе — ребёнка.
Но когда они предложили своё творение миру, то полностью потеряли контроль над ситуацией. Толпа любит слова поэта, но они вдохновляют их на бешенство. Мама позволяет гостям заходить в свой дом, который они вначале даже дополняют, но потом всё ведёт к уничтожению того, что она так тщательно строила.
В итоге, когда у матери остаётся только ребёнок, то она не желает выпускать его в мир. Однако её муж всё-таки делится своим сыном с миром и худшие опасения подтверждаются. Малыш оказывается буквально разорван жадной толпой.
Смысл очень прост — что аудитории не дай, то всё это будет разорвано критиками, как собственно говоря и произошло с фильмом «мама!».
Пятое объяснение: «мама!» — новый фильм Аронофски, в котором он показал другой взгяд на одержимость
Все фильмы режиссёра Аронофски сводятся к тому, что в каждом из них есть одержимый персонаж, готовый пожертвовать всем, чтобы получить своё: наркотики, славу, художественное совершенство и т.д.
Главная героиня «мамы!» является весьма пассивным персонажем и всё чего она хочет — это просто чтобы их оставили в покое наедине с мужем, который в свою очередь одержим всеобщим вниманием. В какой-то мере она и сама одержима домом, мужем, ребёнком.
Таким образом, режиссёр возможно хотел создать нечто, что позволит взглянуть на его творения с другой стороны.
Самое замечательное в этой теории, что она может запросто ужиться и с другими из этого списка.
И напоследок: «мама!» — это протест против гостей
Раз уж на то пошло, то данный фильм также является отличным зрелищем, всячески отбивающим желание устраивать домашние вечеринки. Возможно «мама!» является пассивно-агрессивным способом Аронофски донести до своих гостей как они видит их визиты к нему и убедить их перестать это делать.
Не, ну а что? А вдруг? ☺
Конечно ни одна из последующих теорий не может соревноваться с библейской, которая выглядит крайне убедительно и влияние которой можно обнаружить в каждой сцене фильма.
Библия, экология, феминизм и другие смыслы триллера «Мама!»
Страна: США
Жанр: драма, триллер
Год производства: 2017
Режиссер: Даррен Аронофски
Актеры: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер, Донал Глисон
Смысл фильма “Мама!” (“Mother!”) спорен. Точнее, в картине несколько смыслов, и ее интерпретация зависит от угла зрения зрителя. Здесь можно увидеть конфликт мужчины и женщины, поэта и музы, человека и природы. Также в картине Даррена Аронофски есть несколько отсылок к Библии.
О чем фильм
Фильм “Мама!” начинается с того, что мужчина выгружает на полку кристалл, после чего его дом преображается. Затем некая молодая женщина просыпается в темной комнате… Это Он и Она, муж (Хавьер Бардем) и жена (Дженнифер Лоуренс), и их отношения далеки от идеальных.
Мужчина — известный поэт, и сейчас он полностью погружен в творческий кризис. Супруга старается поддержать его, но он, сам того не желая, все больше отдаляется.
Вскоре к ним в дом приходит странный старик, который почему-то решил, что они сдают комнату. С этого момента в доме начинаются странности.
Идеи, которые легли в основу сюжета
Фильм Даррена Аронофски глубоко метафоричен. В основу фильма “Мама!” легли идеи феминизма и уничтожения природы. Также в фильме использована религиозная метафора.
Режиссер говорил, что идея картины в том, что происходящее с планетой остановить, к сожалению, невозможно. Аронофски признается, что у него “накопилось много гнева и ярости”, и ему захотелось выплеснуть все эмоции в одно чувство.
В фильме “Мама!” есть и скрытый смысл, который, по словам режиссера, “понравится далеко не всем”.
Героиня Дженнифер Лоуренс олицетворяет собой архетип женщины, жены, матери, музы, Богородицы, Земли, Вселенной. Герой Бардема — мужчина, муж, отец, писатель, Бог-творец и дьявол-разрушитель в одном лице.
Картина рассуждает не только на вечные библейские темы, но и на бытовые. Она рассказывает не только о потребительском отношении к природе или об актуальной сегодня проблеме религиозного фанатизма, но и о женщинах, которые были не услышаны, брошены ради каких-то зыбких целей. О мужчинах, для которых карьера и слава важнее семьи, и о людях, бездумно убивающих друг друга.
Смысл фильма
Фильм “Мама!” представляет собой аллегорическое и глубоко философское размышление о сути человеческого бытия. Картина пропитана библейскими аллюзиями и образами. В смысловой структуре этого фильма можно выделить не менее пяти пластов.
История о поэте, возомнившем себя пророком
Это наиболее простое объяснение происходящих в фильме событий. Герой Бардема, некогда успешный и популярный поэт, испытывает творческий кризис. Он достаточно высокого мнения о себе и о своем творчестве. Эти представления подпитывает в нем и его супруга.
Она бесконечно любит его, а он просто позволяет ей любить себя. Он из тех мужчин, которые “женятся на своей работе” и ценят в присутствующих рядом женщинах только беззаветную преданность.
Пока муж купается в лучах славы, его жена безропотно выполняет всю земную работу и в буквальном смысле отстраивает дом на пепелище.
Для мужчины не существует никаких запретов, а вот его супруга живет в режиме самоотречения. Но ему этого мало…
В их жизнь вторгаются незнакомцы, символизирующие некую разрушительную силу. Сначала в доме появляется один гость. Он приносит болезнь (кашляет кровью) и при этом нарушает запреты: курит в доме. Затем появляется его супруга, которая задает героине Лоуренс бесцеремонные вопросы. Позже появляются сыновья этой странной супружеской пары, один из которых убивает другого…
Женщина отчаянно пытается удержать мужа дома, но он не слышит ее, и приводит в дом целую толпу поклонников, которые поклоняются ему, как Богу. С их приходом в доме воцаряется настоящий ужас.
Поэт мнит себя мессией, слово которого способно спасти человечество от всех бед. Он стремится быть в созданной им же толпе, и при этом забывает о жене и ребенке.
Ближе к концу мужчина окончательно губит свою семью — в прямом и переносном смысле. И находит новую спутницу жизни…
История о поэте и его музе
Героиня Дженнифер Лоуренс олицетворяет собой вдохновение поэта, его музу или талант. Однако мужчина достаточно жестоко обходится со своим хрупким даром.
На протяжении всей картины и до самого финала он растрачивает его понапрасну, ради мимолетных желаний. Он хочет быть узнаваемым и мечтает о славе.
Плотское соитие поэта и музы представляет собой рождение произведения (у главных героев рождается ребенок). Аронофски подчеркивает, что герой Бардема оказывается недостоин своего гения: он отдает свое произведение на растерзание толпе. После этого его муза угасает.
В финале к поэту приходит запоздалое раскаяние, и он сохраняет остатки вдохновения, которые представлены хрупким кристаллом.
Уничтожение природы
Олицетворением природы выступает и дом, в котором живут герои Хавьера Бардема и Дженнифер Лоуренс, и сам заглавный персонаж — Мама. Смысл всего происходящего заключается в том, что человек не только эгоистичен, но и эгоцентричен. Перед премьерой фильма зрителям раздавали листовки с “молитвой природе”, содержание которой напоминает переделанную молитву “Отче наш”. Одна из строчек этой молитвы звучит так: “Не веди нас к эгоистичному пожиранию и разрушениям, которые есть — жажда сверхпотребления”.
Кульминацией становится диалог, в котором персонаж Бардема произносит следующие слова: “Мне всегда и всего было мало. Это моя сущность”.
Режиссер поместил это в конец картины, чтобы явственно указать на то, что именно было причиной разыгравшейся драмы.
Феминизм
В некоторых разборах и рецензиях говорится о том, что один из смыслов фильма – угнетение покорного женского начала патриархальным мужским началом.
Чтобы подчеркнуть это, Аронофски сделал яркую отсылку к одному произведению с достаточно феминистическим содержанием — к новелле “Желтые обои”, которая была написана Шарлоттой Перкинс Гилман.
Согласно сюжету Гилман, женщина, запертая в комнате, начинает видеть за желтыми обоями другую женщину и жаждет ее освободить. В фильме героиня Дженнифер Лоуренс слышит сердцебиение дома, в котором они с мужем живут и предпринимает безуспешную попытку его “освободить”. Из этого же фильма был взят и желтый цвет стен, олицетворяющие пленение. Благодаря ему, в частности, в фильме создается гнетущая, почти болезненная атмосфера.
Религиозная метафора
По словам Аронофски, его лента вместила в себя содержание Ветхого и Нового Заветов. Дженнифер Лоуренс в одном из интервью говорила, что дом символизирует личный рай. На самом верху располагается святилище Бога, где совершается процесс творения. В нижней части дома, в подвале, живет вечная тьма и горит пламя.
Смысл заключается в метафорическом пересказе библейских событий. То есть режиссер размышляет над причиной конфликта, который произошел еще до начала времен и пытается дать ему свое объяснение.
Герои Эда Харриса и Мишель Пфайффер – это Адам и Ева. У “Адама” кровоточит рана, потому что ребро удалено. “Ева” вкусила запретный плод, разбив кристалл. После этого и начались все проблемы: конфликт Каина и Авеля (драка сыновей), великий потоп (прорванная труба) и многое другое.
Режиссер фильма “Мама!” не отрицает, что одной из его целей было создание общественного резонанса. Он хотел вызвать эмоции и реакцию на свою работу, и это у него, безусловно, получилось.
Смысл концовки
Несмотря на достаточно шокирующую развязку, концовку фильма “Мама!” можно с натяжкой назвать позитивной.
Объяснение концовки: используя собственные ресурсы, мать-природа уничтожает себя и всех людей. Остается только Бог-создатель, который спасает какую-то часть своего детища. В фильме поэт забирает сердце своей погибшей жены и превращает его в кристалл, похожий на тот, который разбила “Ева”, и дом снова восстанавливается.
История повторяется: мать-природа возрождается из пепла, но теперь зритель видит другую молодую женщину…
То есть действие неизбежно идет по кругу — снова и снова. Несмотря на то, что Бог – создатель, без любви Матери, и без ее сердца он не может творить: он использует ее сердце, чтобы снова создать Дом.
При просмотре фильма особое внимание следует уделить гостям, поведение которых можно наложить на историю человечества. Сначала они ведут себя робко, потом нагло заходят в дом, а затем мародерствуют.
В определенный момент появляются пророки, которые несут слово новоприбывшим, потом появляются несогласные, возникают драки (войны). А потом рождается Мессия. Его принимают за избавителя, воспевают, желают коснуться. Распинают… Так рождается религия (в данном контексте — христианство с его Евхаристией).
В конечном итоге все сгорает в огне апокалипсиса. Но при этом все-таки остается задел для зарождения новой жизни. В этом и заключается смысл концовки фильма “Мама”.
О чем фильм «мама!» Даррена Аронофски?
Если вы уже оценили новое творение Аронофски, но так и не поняли, в чем смысл фильма «мама!» (2017), то этот небольшой материал поможет Вам разобраться. Не будем ходить вокруг да около и перейдем сразу к делу.Смысловая структура произведения состоит из четырех слоев:
I) Семейный конфликт.
Пожалуй, самый поверхностный смысловой пласт. Персонаж Бардема по-настоящему любит лишь свою работу, он одержим славой и любовью публики. Героиня Лоуренс не переносит толпу и шумиху, она мечтает всего лишь быть со своим мужем, но ему этого мало. Купаясь в лучах славы писатель забывает о своей жене и ребенке, что губит семью. Воспользовавшись любовью супруги без остатка(метафорически это подано через вырывание женского сердца) он находит новую спутницу, которую, скорее всего, ждет та же участь.
II)Конфликт поэта и музы.
Но для писателя не важно создать что-то значимое для искусства, он жаждет лишь славы и почитания, поэтому отдает свое творение на растерзание публики (сцену с поеданием толпой младенца, думаю, запомнил каждый). После этого его талант в образе Лоуренс угасает. Поэту приходит запоздалое раскаяние, он сохраняет остатки вдохновения, овеществленные в виде хрупкого кристалла, чтобы начать все сначала и создать что-то стоящее не на потребу публике, а ради самого искусства.
IV)Человек и природа.
Подготовлено телеграмм каналом Au Revoir Shoshanna
Мама с дженнифер лоуренс о чем
В начале мы видим сотворение мира, так как Аронофски снова, как в «Ное», совмещает библейский миф с теорией Большого Взрыва, сотворение мира тут не единичное действие, это циклический процесс, мир рождается из пепла старого и все начинается по новой, как и по одной из теорий вселенная сожмется обратно в свой теннисный мяч, чтобы взорваться вновь – новой вселенной.
Цвета в картине тоже неслучайные, Лоуренс красит дом в землистые оттенки, но после появления людей гамма меняется, они вносят новые цвета, что вызывает у Лоуренс замечательное «Они красят наш дом!».
Харрис играет Адама, бог буквально вписывает его в реальность своими первыми строчками «Была ночь, и он вошел…» (цитаты буквально я не помню) – и тут же Адам появляется на пороге. На этом моменте уже можно решить, что Хавьер – писатель, чье творчество напрямую влияет на реальность и поэтому он так осторожен с каждой строчкой.
Болезнь Адама – намек на смертность и быстротечность человеческой жизни в глазах вечных существ, героев Бардема и Лоуренс. Я поздно, но все же сообразил, что странная рана героя Харриса находится в районе ребра. На следующий же день после получения раны появляется его жена, Ева. Когда Харрис и Пфайфер разбивают кристалл, они совершают первородный грех и изгоняются из рая (Лоуренс произносит прямо: «У нас был тут свой маленький рай») – из кабинета, но еще не из дома, с планеты. Бог заколачивает рай и говорит, что туда больше никто не войдет. И творить он тоже больше не может.
Сыновья Пфайфер и Харриса (в титрах они значатся как Мужчина и Женщина) – Каин и Авель, что является самой очевидной отсылкой. После первого убийства в истории человечества (Каин убивает брата) остается несмываемое пятно крови, которое становится все больше и поражает все вокруг, отравляя все сущее. Каин убивает Авеля ручкой от двери кабинета – ключом от рая, по сути, но почему и как именно это считывать, я так и не понял. Если у вас есть идеи, напишите. Так же я так и не смог понять, что за боли мучают Лоуренс и как понимать лекарство, которое она пьет, а затем выбрасывает.
Кровь, ползущая по стене и наполняющая лампочку – не просто пугалочка, а намек на первую казнь Египетскую, затем мы видим жабу (вторая казнь) и муху (мошки и оводы – третья и четвертая казни, это еще саранчу не вспоминая). По таймлайну это, похоже, не должно соотноситься с конкретными действиями людей, просто наложенная сверху отсылка.
На поминках Авеля люди выводят Землю из себя, и Бог, наконец, видит ее страдания. Он решает уступить ее мольбам и выгоняет всех. По сути, убивает – потопом. Потоп от срыва раковины действительно присутствует, пол залит водой, но Лоуренс затем чинит утечку. И люди со временем возвращаются.
Земля открывает нефть у себя в недрах – тайная дверь в подвале и цистерна за ней. Тут я тоже не скажу, что понял до конца, как это все увязать с остальными событиями.
Лоуренс беременеет и, возможно, кадры ее округлившегося живота из глаз героини – сверху, это еще и а-ля вид земли из космоса. Земля рожает Иисуса, волхвы приносят подношения (корзина фруктов), но она не хочет отдавать его людям.
Бог в своей неадекватной любви к человечеству отдает сына народу и те тут же, нечаянно, в слепом фанатизме, ломают ему шею, неся тело над толпой в позе распятия. То, что сын божий тут умер так мгновенно – не ошибка. 33 года для Лоуренс, которая прожила миллиарды лет за тот час, что мы ее видели, время течет иначе, для нее – это именно миг, поэтому ребенок умирает, только выйдя в мир. Поэтому и история движется такими шагами, мы уже наблюдаем современную войну в конце.
Мы видим безграничную любовь и всепрощение бога по отношению к людям, но представленную не добродетелью, а слепой причудой, зависимостью от внимания и почитания ценой игнорирования той, кто изначально любил и холил его. Людей становится все больше, и они все более скотски ведут себя в доме, которым Лоуренс и является. Мораль на этом слое простая: люди-скоты, угробившие планету, которая как будто бы их. Хотя изначально это вообще не их дом, они здесь лишь гости.
Есть намеки и на то, что Бардем может быть не только богом, но и дьяволом заодно, мол, это одно и то же – его фотография разорвана крестом и ему там пририсовали рога. Он поощряет безумства людей, не вразумляет их, и поэтому бог и есть дьявол. Он позволяет и провоцирует пороки, менталитет культа, толпы, фанатиков.
Обычно я терпеть не могу библейские референсы в кино – это настолько банально и поверхностно – налепить их на фильм и типа добавить ему глубины, что откровенно утомило. Нео у нас Иисус, и Супермен Снайдера Ииисус и Иисус-инженер и распятый Чужой – и все Иисус, поза распятия – и все, ты глубокое кино. Но здесь, естественно, эти референсы не просто нашлепка на сюжет о другом, тут они – сама суть истории, поэтому претензий никаких.
Аронофски сумел не просто сжато экранизировать библию, он показал историю с другой стороны.
Обычно мы смотрим на нее лишь в контексте двух сторон – бога и человека, с позиции людей. Бог любит нас и это здорово. Но когда он вводит Землю как третье лицо, которое страдает от этой любви, мы видим, что всепрощение бога – это далеко не однозначная вещь.
Мы не просто его дети, мы – его паства, он питается нашим поклонением, принимающим сколь угодно дикие и больные формы, как наркоман. Мы убили и съели его единственного сына (причастие, «ешьте хлеб, это плоть моя», это как бы ритуальный каннибализм, не забываем), но он готов простить нас – видишь, они раскаялись. И это со стороны выглядит совсем не адекватно. Реакция Земли, начинающей убивать все и вся смотрится единственной логичной и оправданной.
Но в любом случае библейский слой лишь один из слоев, о других мы подробнее говорили в рецензии.
Кино«мама!»: Зачем смотреть хоррор Аронофски
о женской жертвенности
История о любящей жене и неблагодарном муже
ТЕКСТ: Полина Рыжова
В прокате новый фильм Даррена АрОнофски «мама!», провокационный и остроумный хоррор с Дженнифер Лоуренс и Хавьером Бардемом. Через многочисленные клише из фильмов ужасов (паранормальный дом, таинственные незнакомцы, сектантские знаки) Аронофски рассказывает историю о действительно леденящих вещах — браке, материнстве и любви.
Она — заботливая хозяйка, верная жена и мастерица, восстановившая дом своего мужа после пожара. Он — поэт в затяжном творческом кризисе, пренебрегающий бытом и супружеским долгом. В гости напрашивается пожилой кашляющий мужчина (Эд Харрис), якобы принявший дом пары за гостиницу, скоро к нему присоединяется стервозная жена (Мишель Пфайффер). Герой Бардема открывает двери дома многочисленным незнакомцам и, наконец, обретает вдохновение. Героиня Лоуренс в сильном беспокойстве бродит по дому, обнаруживает таинственные комнаты, мучается от панических атак, подозревает неладное и безуспешно пытается удержать происходящее под контролем.
Постоянные вязкие сумерки, камера угрожающе и несколько ошалело кружит вокруг героев, звук выкручен до максимума — в «маме!» слышны все шорохи, щелчки, скрежеты, треск, так что даже звук закипающей воды в чайнике перерастает в затяжной скример. Аронофски хорошо умеет создавать ощущение надвигающейся катастрофы, и в рамках хоррора его фирменные приёмы выглядят очень органично; в какой-то момент даже начинает казаться странным, что «мама!» в его фильмографии — первый фильм ужасов.
При этом дом с паранормальными явлениями у режиссера становится опасным не тогда, когда герои остаются одни, а, напротив, когда приходит много гостей. Очень подозрительные незнакомцы оказываются лишены даже не изощрённой системы мотиваций, а вообще любой системы. Намеки на секту, оставленные тут и там, при ближайшем рассмотрении оборачиваются смешной пародией на отношения талантов и их поклонников. Неизвестность и нарастающий хаос доводят до исступления не только главную героиню — в похожей ситуации оказывается и сам зритель. Аронофски играючи воссоздает сразу несколько стереотипных для фильмов ужасов завязок, чтобы потом несколько раз изменить правила игры, сбить зрителя с толку, оставив ему в распоряжение только ощущение тревоги и того, что всё безостановочно катится в тартарары.
Неизвестность и нарастающий хаос доводят до исступления не только главную героиню — в похожей ситуации оказывается и сам зритель
В «маме!», разумеется, много библейских отсылок, но вряд ли имеет смысл выстраивать из них сюжетную канву, у Аронофски без цитирования религиозных текстов не обходится практически ни один фильм — «Пи», «Фонтан», «Рестлер», в конце концов, «Ной». Зато в этот раз на передний план выходит прозаическая история о старомодном браке, в котором муж — «великий творец», выворачивающий себя наизнанку, а жена — «хранительница очага» (буквально), источник заботы и вдохновения. Он часами сидит за чистым листом бумаги, театрально ходит по комнате, тяжело вздыхая, и ищет любой похвалы и внимания. Персонаж Бардема — безусловно зловещий (Бардему, наверное, как никому идут роли с двойным и тройным дном) и в то же время очень карикатурный — здесь трудно не заметить появления самоиронии, не свойственной обычно фильмам Аронофски.
Жена почтительно относится к занятию мужа, решает за него все бытовые проблемы, интенсивно вьёт семейное гнездо, но в глубине души сомневается в его чувствах. Потому что муж, на словах нежный и обходительный, раз за разом рушит ее планы, списывая эгоистичные и экстравагантные поступки на нужды творчества. Его постоянно нет рядом, правда, в самых критических ситуациях он неизменно спасает ей жизнь, что не отменяет постепенно приходящего понимания — именно из-за него её жизнь медленно, а потом все быстрее и быстрее погружается в ад.
Самой остановить происходящее нельзя, можно лишь просить мужа сделать это. Но он не спешит — в конце концов, жизнь-то его
«мама!» за вычетом всех мистификаций и фантасмагорий всю дорогу представляется классической историей о любящей жене и неблагодарном муже. Всё, чего она хочет — остаться с любимым наедине, но это оказывается невозможным, потому что «поэзия — общий дом». Он бездумно открывает все двери настежь, она, из соображений безопасности, закрывает на замок. Зато он лишь призывает к прощению, а она прощает. Он лишь кричит, что задыхается в этом доме, но несколько раз на дню от паники задыхается именно она.
Однако ни в одном фильме Аронофски зло не находится снаружи: по сути, во всех своих работах режиссёр рассказывает одну и ту же историю про саморазрушение и одержимость. В «Пи» жизнь главного героя разрушает идея, в «Реквиеме по мечте» — наркотики, в «Фонтане» — страх смерти, в «Рестлере» — призвание, в «Чёрном лебеде» — стремление к совершенству, в «Ное» — фанатизм. И героиня Лоуренс в «маме!», глазами который мы и наблюдаем торжество хаоса, тоже одержима, в её случае это одержимость домом, гнездом, своей жертвой.
Ей кажется, что дом истекает кровью, так же как героине Портман в «Чёрном лебеде» кажется, что она выдирает у себя из кожи чёрные перья. Ей кажется, что дом полон вандалов, так же как и математику Максу Коэну из «Пи» кажется, что в поисках числа Бога его преследуют каббалисты. По сути, героиня Лоуренс постепенно сходит с ума — наверное, именно таким фантасмагорическим адом, где события и люди свалены в кучу, и выглядит для человека чужая жизнь, проживаемая как собственная. Она живет жизнью мужа, и потому у неё не остается возможности выбирать: самой остановить происходящее нельзя, можно лишь просить мужа сделать это. Но он не спешит — в конце концов, жизнь-то его.
Чем больше жертва, тем сильнее паранойя на тему того, что жертву не оценили по достоинству, и тем сильнее искушение воздать еще большую жертву — свой дом, ребенка, себя
За неимением выбора героине приходится жертвовать, и именно жертвы возвеличивают ее роль в браке — упрек мужу в том, что она переехала в эту глушь ради него и восстановила дом из руин, чтобы он смог дописать поэму, она бросает всего однажды, но упрек этот в ее глазах мы видим добрую половину фильма. Она хочет, чтобы он чувствовал себя обязанным ей, но он отчего-то не чувствует — слишком занят собой. Чем больше жертва, тем сильнее паранойя на тему того, что жертву не оценили по достоинству, и тем сильнее искушение воздать ещё большую жертву — свой дом, ребенка, себя.
Фильм Аронофски очень осторожно, через многочисленные метафоры и отступления, заглядывает в бездну, именующуюся «женским терпением», жертвенностью, позволяющей (опять же, буквально) отдать свое сердце во имя любви. Токсичный образ всем жертвующей женщины, музы в мировой культуре практически сакрален — считается, что жертва возвышает, освобождает от эгоизма, является признаком настоящих чувств, но в интерпретации Аронофски в этой жертве нет ничего созидательного. Напротив, это результат стремления к саморазрушению, разрастания внутренней червоточины, приводящей всех главных героев его фильмов к одному финалу. Героиня «Черного лебедя» разрушает себя, чтобы достичь совершенства. Героиня «мамы!» делает то же самое, чтобы почувствовать себя значимой. И в этом контексте требование мужа «отдать всё» выглядит не более деспотичным, чем требование жены это «всё» забрать.
Фотографии: Protozoa Pictures