Мамбл что это такое

Феномен мамбл-рэпа

оригинальное название: «Феномен мамбл-рэпа. Почему звучание стало важнее сторителлинга.»

Принято считать, что в 2017 году в музыкальной индустрии хип-хоп стал самым популярным жанром в мире, обогнав рок. В июле прошлого года американский финансово-экономический журнал «Forbes» сообщил, что в США жанр хип-хоп стал самым востребованным, а в декабре того же года официальное сообщество «VK Music», проанализировав данные социальной сети «ВКонтакте», объявило о схожей ситуации в России.
Еще за два года до этих событий стримминговый сервис «Spotify» изучил музыкальные предпочтения пользователей со всего мира, в ходе чего было установлено господство композиций в жанре хип-хоп, независимо от географического положения.
В самом же хип-хопе, как в музыкальном жанре, существует многообразие поджанров, из которых лидирующим по популярности на сегодняшний день является мамбл-рэп.
Термин «мамбл-рэп» придумал и ввёл в обиход американский рэпер Wiz Khalifa вместе со своими друзьями. В интервью на шоу «Ebro in the Morning» на радиостанции Hot 97’ он рассказал: «Мы называем это “мамбл-рэп” (“мямля-рэп)”. […] Да, у меня и моих корешей никакого уважения к молодёжи. Но они сами понимают это. Они не хотят читать рэп. […]». “Mumble” в переводе с английского означает “мямлить” или “бормотать”, то есть невнятно, неразборчиво говорить. Одной из причин нечёткого произношения служило употребление наркотиков. Например, рэпер Future в одном из своих интервью рассказывал: «Я помню, был на этом треке (речь идёт о песне «Future – “Tony Montana”» – прим.) настолько вмазанный… Я даже свой рот толком не мог открыть. […] Я знаю, что это такая фишка, которую ты не понимаешь, но она заставляет тебя поверить в то, что тебе это нравится – именно поэтому тебе и нравится. […]»

(Выдержка из того же интервью с Future):
– И многие люди подпевают, хотя даже не знают, что там за слова…
– Они придумывают свои собственные! – говорит Future
– Они придумали слова!
(смеются)

Позже, заметив, что публике нравится такая манера исполнения, некоторые артисты стали нарочно мямлить в своих треках. Одним из примеров служит композиция «Lil Uzi Vert – “XO TOUR Llif3”» (https://www.youtube.com/watch?v=WrsFXgQk5UI).
Сам Lil Uzi Vert в одном из интервью сказал: «Мы те, кого вы называете мамбл-рэперами. Фишка в «ех»-ах. Ты просто добавляешь «ех» после каждого слова/строки, чтобы текст рифмовался, и наплевать о чём читать!». Речь идёт о так называемых эдлибах, которые раньше относили к бэк-вокалу. «Эдлиб» (от англ. Edlib, что происходит в свою очередь от лат. Ad libitum — «по желанию») — это случайные выкрики или слова, разбавляющие основной текст. Они звучат заметно тише основной дорожки, либо на том же уровне громкости, и записываются как бэк-вокал.
Эдлибы вместе с характерным бормотанием мамбл-рэперов образовывают текст, который более походит на своеобразную «звуковую кашу» с трудноразбираемыми словами в ней.
Однако, некоторые мамбл-рэперы отрицают присутствие в своём речитативе нечёткой дикции. Рэпер Lil Yachty говорит: «Я просто не понимаю, где я могу мямлить вообще?»; 21 Savage: «Говорят, что я мямлю, но ты можешь расслышать каждое слово, которое я произношу». Rich The Kid заявил: «Они говорят, что я мямлю, что мне нужно произносить слова чётче. Но если детишкам нравится, если моим фанатам нравится – да кому угодно, на кого эта музыка ориентирована! – Если им нравится, значит это для них.»
Нечёткая дикция является не единственной чертой мамбл-рэпа, сюда также относят музыкальное сопровождение, концептуальность и лирическое содержание (или, скорее, отсутствие последних двух пунктов).
Отдельного внимания заслуживает критерий лирического содержания, вызывающий настоящий резонанс и провоцирующий огромное количество споров. Всё дело в том, что, в отличие от осознанного хип-хопа (поджанра, в котором текстовая составляющая и концептуальность замысла ставятся на первое место), мамбл-рэп изобилует в преобладающем большинстве лишь рэпрезентами (от англ. “rap” и “present”), то есть композициями, в которых исполнитель рассказывает о себе, своих ювелирных украшениях, употреблении наркотиков, хвалится своими достижениями и достоинствами и т.д., обходя стороной особое послание для слушателя.

«В чём фишка?»
Упор в мамбл-рэпе делается на выразительность звучания. Один из самых ярких на данный момент артистов отечественной хип-хоп сцены – Александр Бузе, известный всем как GONE. Fludd, в интервью Юрию Дудю сказал следующее: « […] Сейчас музыкой правит ритм. […]» – и ведь действительно – в наше время всё чаще в музыке обращают внимание на мелодичность и ритмику композиции, нежели на текст.
Разберёмся подробнее в причинно-следственных связях этого явления. Учёными доказано, что прослушивание любимой музыки способствует выработке дофамина – гормона счастья – в головном мозге.
Как и во времена зарождения хип-хопа, так и сейчас, данный жанр является симбионтом и пространством смешений других жанров и стилей.
Представьте себе: допустим, Вашим любимым жанром музыки является классика; Вы слушаете классическую музыку от рассвета до заката, но наступает момент, когда классика начинает надоедать, хочется чего-то нового, но с такой же основой. Тут-то на выручку и приходит хип-хоп, в котором не то что классика – даже трэш-метал или дэдкор может быть использован и видоизменён. В конечном счёте вы получаете сравнительно схожий с изначальным материалом продукт, но уже со своей особенностью. Постепенно Вас начинает интересовать хип-хоп, вы ищете всё больше и больше композиций и информации об этом жанре; Вы слышите «заедающий» в голове мотив и, спустя время, осознанно или неосознанно (тут уже играют роль другие факторы) начинаете повторять строчки или мелодию песни. Цикличность музыкального отрывка влияет на мозг таким образом, что рано или поздно звуковые волны “настраивают” сознание на самостоятельное воспроизведение участка музыкальной дорожки.
В современном обществе, информационное пространство которого с избытком заполнено визуальными “ловушками”, привлечение внимания яркими образами используется практически везде. Этот приём активно используется и в хип-хопе, поэтому ещё одним не менее важным фактором проявления интереса к нему у огромного количества людей на сегодняшний день является внешний вид рэперов. Необычные причёски и разноцветные волосы, дорогостоящие ювелирные украшения и одежда от знаменитых брендов, татуировки и пирсинг – с одной стороны, это способ самовыражения, а с другой – за счёт выделения себя как индивида, непохожего на остальных, средство заявления о себе, причём с целью обращения внимания как можно большего количества людей. Такая тенденция наблюдается, в основном, только у молодого поколения, в число которого входят и мамбл-рэперы.
Таким образом, моделью обозначения мамбл-рэпа в целом, и для большинства представителей данного жанра по отдельности, можно считать совокупность яркого, выделяющегося образа – так называемой «картинки», и характерной музыкальной составляющей, то есть «приедающегося звука».

«Откуда мямли растут»
Мамбл-рэп появился как “эволюционное” продолжение минималистичного трэпа. Значительной разницы между ними не наблюдается, порой бывает трудно различить жанр (минималистичный трэп) и поджанр (мамбл-рэп), но это и не является обязательным из-за постоянных смешений стилей, а также отсутствия чётких границ внутри жанровой стилистики.
Существует теория, что формирование мамбла начиналось ещё в 80-90-е гг. прошлого столетия. Уже в те времена начиналось переосмысление роли рэпа. Например, группа Bone Thugs-N-Harmony отличалась быстротой читки и мелодичностью вокала. Зачастую слушатели не могли разобрать некоторых слов текста, но причина, скорее, заключалась в качестве звукозаписи, а также в скорости и техничности речитатива исполнителей.
В интервью именитому изданию «Rolling Stone» рэпер Black Thought, сооснователь и вокалист известной группы «The Roots», рассказал журналистам: «Многие утверждают, что я за 10 минут заткнул мамбл-рэперов. (речь идёт о его 10-тиминутном выступлении с фристайлом на радио Hot 97’, которое поразило всех людей, хоть как-то причастных и разбирающихся в хип-хопе – прим.) Но я не ставил себе такой цели, потому что, если вернуться назад, я и изобрел мамбл-рэп. Я придумал читать рэп, не используя при этом слов. В таких песнях и фристайлах, как «Don’t Say Nuthin’» и «New Year’s At Jay Dee’s», я фактически изобрел мамбл-рэп, когда ты стремишься зарифмовать как можно больше строк, при этом не произнося слов. И тогда я вдохновлялся скэтом. (скэт – джазовый вокальный прием, в котором голос имитирует музыкальный инструмент — прим.)»
В связи с таким заявлением от Black Thought, можно предположить, что скэт был предопределяющей основой (а возможно и полноценным заимствованием) для вышеупомянутых эдлибов, которые так любят использовать мамбл-рэперы.
Рэпера Лил Уэйна можно по праву считать одним из первых исполнителей, приготовивших почву для появления мамбл-рэперов. Именно он был одним из первых, чей образ был довольно странным, ярким и броским; именно он был одним из первых, кто начал использовать ритмичное пение и автотюн (автотюн – музыкальный приём, в котором с помощью компьютерных звуковых программ и эффектов голос изменяется, ему задаётся нужная тональность и тембр — прим.)
Как сообщает в одном из своих видеоматериалов сайт «Genius», одной из ключевых фигур, оказавших влияние на формирование и становление такого жанра, как мамбл-рэп, является Чикагский рэпер Chief Kief. Не только его звучание было примером подражания, но и сам Chief Kief стал примером – в 16 лет он обрёл широкую известность. Он один из тех, кто определил тенденцию «вступления в игру» с юных лет. Многие современные мамбл-рэперы утверждают, что вдохновлялись именно Chief Kief’ом. Среди таких исполнителей есть и те, кто уже обрёл мировую славу.
Lil Uzi Vert: «Не стану лгать, я много слушал Sosa (ещё одно прозвище Chief Kief’a – прим.), серьёзно»; YBN Nahmir и YBN Almighty Jay: «Он оказал огромное влияние на индустрию. Йоу, любой ниггер из новой школы хочет быть как Chief Kief»; Tay-K: «Мне очень нравится Chief Kief. Большая часть моего стиля идёт от него»; Lil Pump: «Моим героем был Chief Keef. С ним началась новая эра. Я был тогда в шестом классе. До этого слушал 50 Cent и Ludacris. Sosa совсем на них не похож. Мой стиль многое взял от дрилла (дрилл — поджанр в рэпе, отличающийся тяжёлым звучанием и жестокими текстами. Chief Kief является самым ярким представителем этого стиля). »
Ещё до появления Sosa в индустрии, примером подражания и вдохновения были творческие коллективы RVIDXR KLVN (Raider Klan – «Райдер Клан») и OFWGKTA (Odd Future Wolf Gang Kill Them All), которые гнули свою линию, развивали хип-хоп и предоставляли хорошие перспективы своим участникам. Например, выходцы из OFWGKTA – Tyler, the Creator и Frank Ocean – теперь известны по всему миру и признаны талантливыми артистами, их уважают за самобытность и искренность в творчестве, а также за новаторство в музыкальной индустрии. Практически распавшийся на сегодняшний момент Raider Klan дал дорогу таким популярным рэперам как Denzel Curry, Young Simmie, Xavier Wulf, Chris Travis, Eddy Baker, которые, в свою очередь, во многом предопределили появление мамбл-рэперов.
После того, как рэпер BONES и его друзья – Xavier Wulf, Chris Travis и Eddy Baker – ранее состоявшие в Raider Klan, создали новый рэп-коллектив под названием «Seshollowaterboyz», они стали популяризировать своё творчество через онлайн-платформу «Soundcloud», где любая загруженная музыка находится в свободном бесплатном доступе. Спустя несколько лет наступит период, который назовут эпохой «Soundcloud-рэперов» или «cloud-рэпа» – невероятно огромное количество музыкантов и исполнителей станет пользоваться «Облаком» (“Soundcloud” в переводе с англ. “музыкальное облако” – прим.) и распространять там свои композиции, а некоторым даже посчастливится обрести мировое признание по примеру Seshollowaterboyz. «Soundcloud» можно считать главным пространством, в котором зарождался, развивался и распространялся мамбл-рэп.

«Отцы и дети»
Исполнителей, которые внесли вклад в развитие культуры хип-хопа, и которые вели свою творческую деятельность ещё 10-15 лет назад (не говоря уже о тех, кто делал это раньше), называют «отцами» хип-хопа. Как это обычно бывает, между старшим и младшим поколением возникает недопонимание и разногласие. Мир хип-хопа не является исключением.
Молодые исполнители часто позволяют себе бросаться громкими и грубыми фразами в адрес тех, кто выстраивал структуру хип-хопа, кто создавал и формировал хип-хоп ещё до них. В качестве одного из самых ярких примеров можно привести рэперов SmokePurpp и Lil Pump, у которых был конфликт с Джеем Коулом.
Рэперы Tyler, the Creator и Earl Sweatshirt высказывались с критикой в адрес Эминема. Позже, осенью 2018-го года, у того же Эминема будет конфликт с рэпером Machine Gun Kelly, в ходе которого и тот, и другой запишут друг на друга оскорбительные композиции.
Современное общество «отцов» по отношению к новичкам делится на 2 группы: тех, кто принимает молодых рэперов, и тех, кто не желает считаться с ними.
Кендрик Ламар — общепризнанный гений, наречённый народом «Новый Король Западного Побережья», первый в истории не джазовый и не классический музыкант, удостоенный Пулитцеровской премии, обладатель 7 премий «Грэмми» — поделился с «Forbes» своим отношением: «Я хочу, чтобы хип-хоп продолжил эволюционировать, поэтому я не могу ненавидеть тех, кто не является Кендриком Ламаром. […] Если ты остаёшься самим собой, но уважаешь всё то, что позволило нам оказаться на нынешнем уровне, то ты продолжаешь развиваться.»
Рэпер Джей Коул, представитель осознанного хип-хопа, считающийся одним из лучших лириков в жанре, посвятил трек «J. Cole — “1985 (Intro to “The Fall Off”)”» всей новой школе, где говорит о том, что современным рэперам необходимо переосмыслить подход к созданию музыки. Коул наблюдает за тем, как они беспечно купаются в лучах мимолётной славы, и выражает беспокойство за их будущее. В заключении композиции J. Cole произносит следующие строки:
«Это самый быстрый путь на дно.
Я желаю вам удачи.
Надеюсь, что вы не так тупы, как выглядите, вам же лучше.
Но если люди реально говорят правду,
И вы считаете себя теми, кто может со мной потягаться,
Тогда я знаю, что вы серьёзно влипли, поверьте.
Я здесь буду вечно, ведь мои способности на высоте
Для любого ниггера-любителя, который хочет выхватить.
Просто вспомните, что я вам сказал, когда вы облажаетесь.
Через пять лет вы будете на передаче «Любовь и Хип-Хоп», ниггеры.»
(перевод текста взят с сайта «Амальгама»
[ https://www.amalgama-lab.com/ ])
Рик Рубин — американский музыкальный продюсер, один из ста самых влиятельных людей мира по версии «Times» — пообщавшись с одним из величайших рэперов истории, Эминемом, рассказал по телефону журналистам следующее: «Для него (речь идёт об Эминеме — прим.) это культурный шок, потому что в хип-хопе есть новая волна исполнителей, которая делает нечто не похожее на то, что он делал в своё время. Очевидно, он был разочарован…». 31 августа 2018 года вышел альбом Эминема под названием “Kamikaze”, который является, по сути, целостным воплощением отношения Эминема ко всем новым исполнителям (в числе которых, к слову, перечисляется и вышеупомянутый Machine Gun Kelly, а также Tyler, the Creator и Earl Sweatshirt), причём отношением резко негативным. Своим неожиданным релизом Эм (сокр. от “Эминем” — прим.) вызвал в обществе бурную волну споров и критики в свой адрес, что объясняется односторонней позицией защиты своих кумиров у молодого поколения.
В интервью изданию «Double Down News» пионер хип-хоп индустрии Дэррил МакДэниэлс, известный как DMC, высказал своё мнение о том, что сейчас происходит с хип-хопом. Его десятиминутное обращение, имеющее к молодым хип-хоп исполнителям прямое отношение, набрало за 2 недели полтора миллиона просмотров.

— Нет конечно! Я люблю лирику, люблю песни, которые заставляют задуматься. Но таких треков должно быть минимальное количество, иначе точно в депрессии увязнешь. Я слушаю музыку не чтобы грузиться, а наоборот — выкинуть все из головы. Такие песни помогают.
[…]
Кроме этого разговора, был проведён опрос у людей на улицах.
10 случайно выбранных прохожих, возраст которых варьировался от 15-16 до 26 лет, согласились ответить на несколько моих вопросов. У каждого из них излюбленным музыкальным жанром оказался хип-хоп. 9 человек из 10 сошлись во мнении с моим неизвестным интернет-собеседником — музыка помогает им отвлечься и развлечься.
Подтверждение слов Дэррила МакДэниэлса было собрано мной не только в Интернете, но и на улицах — практически на каждом шагу я вижу одну и ту же картину. Сейчас хип-хоп существует именно так, как рассказывает об этом DMC. Когда начинаешь понимать всю правдивость слов Дэррила, уже не можешь противиться представлению тех последствий, о которых он говорил.

«Куда рэп катится?»
Как гласит известное выражение: «Всё гениальное — просто». Однако, осмелюсь заключить следующее: не всё упрощённое — гениально.
Современную модель развития хип-хопа можно сравнить с развитием автомобилестроения:
1 этап — «Зарождение и появление». Образование нового средства достижения цели. Как автомобили являлись новым средством преодоления расстояний, так и хип-хоп образовался в роли нового средства самовыражения, нового музыкального течения, бывшего просто необходимым;
2 этап — «Долгий путь». Совершенствование техники и технологии создания автомобилей, многолетние разработки эффективных инноваций – этому этапу сопоставима «шлифовка» жанра, закрепление за ним своих особенностей и специфического разнообразия;
3 этап — «Всемирное признание». Достижение того уровня качества на рынке, который признаётся абсолютным большинством потребителей. Такой обобщённой характеристикой этапа можно описать как отрасль автомобилестроения, так и музыкальный жанр хип-хоп;
4 этап — «Работа над комфортом». Этот этап уже относится к современности. Характерные особенности заключаются в сокращении обязанностей при эксплуатации продукта, иначе говоря – в упрощении использования продукта и в упрощении самого продукта, соответственно.
Современный рэп — это дорогостоящая тачка, оснащённая оборудованием высшего уровня, в которой не обязательно что-либо делать – она сама решит, в каком направлении и с какой скоростью Вам необходимо двигаться.
Стоя на остановке, в ожидании общественного транспорта, я наблюдаю, как социум на бешеной скорости несётся на такой тачке в режиме «автопилот» в одном единственном направлении – по прямой. Именно по прямой двигаться проще всего, да и расход топлива меньше.
Когда-нибудь придётся повернуть. И лучше бы уже сейчас взяться за руль и начинать снижать скорость… Дороге в ад лучше остаться просто песней.
Прислушайтесь: а каким авто управляете сегодня Вы?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *